Мифическое и историческое в искусстве. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

Урок ИЗО в 7 классе.

«Роскошный пир для очей».

Карл Иванович Брюллов

об исторических картинах.

План-конспект урока по изобразительному искусству
Учитель ИЗО МБОУ «Туманинская основная общеобразовательная школа» Шахунского района Кудрявцева Вера Ханифовна
Дата декабрь 2013
Вид занятий

Беседа об искусстве в 7 классе.
Тема урока:
«Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох».

Цели:

Повторить с учащимися понятие «жанр» в изобразительном искусстве;

Сформировать представление об историческом и мифологическом жанре в живописи;

познакомить с выдающимися произведениями этого искусства и их мастерами.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству;

Развивать ассоциативно-образное мышление, творческую и познавательную активность.

Оборудование:
Для учителя. Компьютер, экран, презентация.

Для учащихся. Тетради, ручки.

Зрительный ряд:

Веласкес «Сдача Бреды»;

А.П.Лосенко «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»;

Валентин Серов «Петр I»;

Андрей Петрович Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве»;

Сергей Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

Николай Рерих «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская»;

Апполинарий Михайлович Васнецов «Москва конца XVII века», Константино-Еленинские ворота», «Всехсвятский монастырь века».

С.Боттичелли «Рождение Венеры», «Мистическое Рождество».

План урока
1. Организационная часть - 2-3 мин.
2. Сообщение материала - 40 мин.

А) О понятии «Жанр»;

Б) Исторический жанр:

1) в эпоху Возрождения Диего Веласкес;

2) Антон Павлович Лосенко(XVIII в) ;

3) в искусстве XX века:

В. Серов «Петр I»;

Л. Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве»;

С.Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

4) Исторический пейзаж

В) Мифологический жанр:

1)Боттичелли «Рождение Венеры», «Мистическое Рождество».

2) Джорджоне «Спящая Венера»;

3) Веласкес «Вакх».
3. Завершение урока - 2 мин.

Ход урока
I. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учеников к уроку).

    Вводное слово учителя.

Слово «жанр» произошло от французского genre , т.е. «род», «вид». Жанр представляет собой исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темой и объектом изображения. Сюжетно-тематический жанр разделяют на исторический, мифологический, бытовой, батальный.

Понятие «жанр» появилось в живописи не так давно, однако жанровые различия в живописи отмечаются с давних времен. Его формирование как целостной системы началось в Европе в XV-XVI вв. и завершилось в середине XVII в. Мастера изобразительного искусства стали разделять жанр на высокий и низкий в зависимости от выбранной темы и сюжета изображения.

К высокому жанру относили исторический и мифологический, к низкому – пейзаж, портрет, натюрморт.

Исторический жанр.

Этот жанр посвящен историческим событиям и персонажам, ему свойственна монументальность, т.е. содержание, выраженное в величавой пластической форме, проникнутой героико-эпическим началом и пафосом утверждения положительного идеала. Довольно долгое время он развивался в настенной живописи.

Исторический жанр зародился в древности, соединяя в себе реальные исторические события с мифами. Именно поэтому картины данного жанра нередко насыщены мифологическими и библейскими персонажами.

Сюжеты античной мифологии, христианских легенд являются основой для создания картин исторического жанра.

Исторические события находили своё отражение в скульптурах Древней Греции, рельефах Древнего Египта, где изображались сцены военных походов, триумфов.

В средневековом искусстве Европы исторический жанр выражался в миниатюрах хроник, в иконах.

Встанковой живописи исторический жанр сложился в эпоху Возрождения (XVII-XVIII вв.).

Испанский художник Диего Веласкес.

Великолепно, таинственно, непостижимо, более жизненно, чем сама жизнь - именно так характеризуют исследователи творчество Диего Веласкеса. Веласкесу несказанно повезло. Придворный живописец , проводящий жизнь в общении с монархами, имевший возможность путешествовать и любоваться самыми прекрасными сокровищами мирового искусства, он был обласкан славой еще при жизни, получив заслуженное признание не только королевской семьи, но и других живописцев своего времени. И это при том, что ему удалось достичь величайшей правдивости в своих произведениях , не льстя никому, даже самым могущественным особам этого мира.

Такое исключительное признание Веласкес получает вполне заслуженно. Одарённый необыкновенным талантом художник в течении всей своей жизни оттачивает своё мастерство и, благодаря чрезвычайному трудолюбию, со временем достигает наивысших творческих вершин.

Диего Веласкес создал одну из первых реалистических станковых картин «Сдача Бреды». Полотно предназначалось для украшения зала королевского дворца в Мадриде. Картина представляет собой драматический эпизод войны между Испанией и Голландией, когда испанская армия завоевала крепость в голландском городе Бреда. Художник изобразил победителей без привычной торжественности, беспристрастно. На правой части картины мы видим стройные ряды испанцев, подчеркнутый характер их армии.

На левой части расположены голландцы. В самом центре картины художник изобразил коменданта крепости и испанского предводителя. Своей работой Веласкес показывает не только испанских победителей, но и голландцев, которые с честью выполнили свой гражданский долг, не стыдясь поражения.(1, с 98,99)

Картины исторического жанра чаще всего наполнены драматическим содержанием, они показывают нам всю глубину человеческих отношений, в них ярко выражены идеи высокого патриотизма, национальной позиции.

М
астер исторического жанра художник Антон Павлович Лосенко создал прерасную композицию на национальную тему «Владимир и Рогнеда».

Работа изображает дочь полоцкого князя, которую Владимир принудительно взял себе в жены, разбив войско её отца и братьев.(1, с99).

Посмотрите на работу Антона Павловича Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой».

К
артина служит наглядным примером основных принципов, принятых в исторической живописи. Построение картины довольно интересно – слева и справа по краям полотна размещены второстепенные персонажи, на втором плане картины сосредоточено основное действо. Этот приём характерен для исторической живописи. (1,100)

В искусстве XX века исторический жанр воспринимался художниками как интерес к старине, духовной автмосфере прошедшей эпохи. (1, с 100).

Валентин Серов «Петр I », Андрей Петрович Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве», Сергей Иванов «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».


Валентин Александрович Серов «Петр I ».

артина написана по заказу издателя и книготорговца Иосифа Николаевича Кнебеля для репродуцирования в серии "школьных картин" по русской истории. "Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные "птенцы", с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии", -писал о картине Александр Бенуа. "Гений - парадоксов друг" - Серов увидел Петра в том парадоксальном "двуединстве", которое у Бенуа выражено словами "спаситель и каратель" и которое с разительной точностью и лаконизмом сформулировано Пушкиным в Полтаве:

Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.

Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же "ужасное и прекрасное", как и он сам, творение - Петербург. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, "по мшистым, топким берегам", к которым подступают, "котлом клокоча и клубясь", тяжелые невские волны. На дальнем же плане - панорама города, ряд построек вдоль берега реки, среди которых возносится сверкающий, словно озаренный солнцем, проглянувшим вдалеке во время грозы, шпиль Петропавловского собора. Эта панорама, эта бледно-сиреневая вода, цвет которой столь резко контрастирует с общим тоном картины, напоминают несколько условную театральную декорацию, на фоне которой разворачивается действие. Известно, что строительство Петропавловского собора с его знаменитым шпилем было завершено лишь почти десятилетие спустя после смерти Петра. Зрелище на дальнем плане - прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пылко, горделиво.

Андрей Петрович Рябушкин «»Свадебный поезд в Москве».


В
1901 году написана самая очаровательная и живая, самая рябушкинская из его историко-бытовых картин «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». На полотне возникает перед нами допетровская Москва, далекая и вместе с тем осязательно трепетная, красочно-полнокровная. Вечер ранней весны. В серо-зеленоватую дымку погружается деревянная улица древней Москвы. Вечерние сумерки окутывают бревенчатые стены домов, покрытую снегом улицу с весенней лужей. Только вдали на куполах и барабанах церквей догорают красно-оранжевые лучи солнца. И среди этой тишины, среди мягкой дымки вечера вдруг возникает яркое сияние праздничного поезда. Красная карета, красно-оранжевые и желто-золотистые кафтаны, пестрые одежды женщин – все сливается в единый цветовой аккорд. Стремительно, как быстро исчезающее видение, проносится поезд. Легко скользят фигуры людей, кареты, лошади..

Сергей Васильевич Иванóв «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия».

И
ванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья - в духе стиля модерн - почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901 ); «Царь. XVI век» (1902), Поход москвитян. XVI век, 1903). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии ,гротеска . (5, Википедия)

Исторический пейзаж.

В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и даёт ему определенную эмоциональную оценку.

Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Рериха и Апполинария Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Рерих пишет изборские башни, крест на Труворовом городище, позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская».



Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины.

Апполинарий Михайлович Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века . (2, с 93,94).


Москва конца XVII века Константино-Еленинские ворота Всехсвятский монастырь века

Как самостоятельный жанр пейзаж появился в искусстве Китая ещё в VI веке. Пейзажи китайских художников очень рдухотворёны и поэтичны. Они как бы вбирают в себя представления о необъятности и безбрежности мира природы.

В европейском искусстве вплоть до XVI в. пейзаж служил лишь фоном для тематической картины или портрета. Предпосылки для формирования жанра пейзажа складываются в эпоху Возрождения. Почему это происходит? Художники обращаются к непосредственному изучению натуры, строят пространство в картинах, основываясь на принципах научно разработанной перспективы, пейзаж становится реальной средой, в которой живут и действуют персонажи. В то же время выявляется различие подхода к образу природы у итальянских художников и мастеров Северного Возрождения. (4, с 109).

Бенуа Александр Николаевич «Парад при Павле I »

Картина Александра Бенуа Парад в царствование Павла I входила в серию полотен на сюжеты из русской истории заказанных художнику в 1907 году историком С. А. Князьковым.

Художник переносит зрителя в конец XVIII столетия. На зимнем плацу разворачивается картина армейского парада. Император Павел I в компании двух сыновей наблюдает за происходящим. Представители царской династии изображены верхом на конях. Фигуры всадников полны комичного величия. Они высокомерно взирают на группу солдат и офицеров. Один из служивых, вытянувшись и сорвав с головы треуголку, застыл, немея от ужаса под испепеляющим взглядом монаршей особы.

Н
а переднем плане картины Парад в царствование Павла I Александр Бенуа изображает шлагбаум. Введение в композицию этого предмета достаточно символично. С одной стороны он не позволяет зрителю погружаться в происходящее, с другой закрывает выход императору: на заднем плане полотна, на фоне мрачного небосвода грозно обозначился роковой фасад недостроенного Михайловского замка - здесь в ночь на 12 марта 1801 года в результате заговора Павел I будет убит офицерами.

Васи́лий Ива́нович Су́риков


То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.

На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам": "Приимала еси в дом... юродивых и прочих таковых... их учения держася". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!

И всё-таки особое место принадлежит историческому жанру, который включает произведения на темы большого общественного звучания, отображающие значительные для истории народа события. Когда в картине или скульптуре рассказывается о жизни далёкого или недавнего прошлого, он сближается с бытовым жанром. Однако не обязательно произведение должно быть посвящено минувшему: это могут быть какие-либо важные события наших дней, имеющие большое историческое значение.(3, с 198).

Мифологический жанр

Постепенно становясь самостоятельным жанром, в XVII в. пейзаж ещё сохраняет связь с исторической или мифологической картиной. Природа представала на холсте не в своём обыденном облике, но как некий прекрасный мир. Таковы пейзажи Клода Лорена, французского художника, работавшего в Италии.. В его картинах – волшебная страна, где живут мифологические герои («Пейзаж с похищением Европы», «Утро в гавани», «Полдень», «Вечер», «Ночь »). Это идеальный пейзаж, образ мечты, идиллии. (4, с 110).




Пейзаж с похищением Европы Утро в гавани Полдень

С большим мастерством художник изображал игру солнечных лучей в различные часы дня, свежесть утра, полуденный зной, меланхолическое мерцание сумерек, прохладные тени теплых ночей, блеск спокойных или слегка колышущихся вод, прозрачность чистого воздуха и даль, застилаемую лёгким туманом.

Мифологический жанр в изобразительном искусстве посвящен героям и событиям, о которых рассказывают мифы древних народов. Данный жанр тесно связан с историческим и получает наибольшее признание в эпоху Возрождения. Основой для создания картин мифологического жанра являются античные легенды. Яркими представителями данного вида жанра являются Боттичелли «Рождение Венеры», «Мистическое Рождество»; Джорджоне «Спящая Венера», Веласкес «Вакх». (1, с 100).

Боттичелли «Рождение Венеры»

И
сскуство Италии 15 века. Ренессанс.

Картина «Рождение Венеры» далека от языческого воспевания женской красоты: художник стремится восславить красоту духовную, а обнаженное тело богини означает естественность и чистоту, которые не нуждаются в украшениях. Венера изображена стыдливой девушкой с робкой печалью в глазах.

Одной из главных идей картины является идея рождения души из воды во время крещения. Природа представлена своими основными стихиями – воздухом, землей, водой. Легкий ветерок, навеваемый Эолом и Бореем, волнует море, изображенное голубовато-зеленой поверхностью со схематическими знаками волн. Три ритмических эпизода с различной интенсивностью развиваются на фоне широкого морского горизонта: дующие ветры, Венера, выходящая из раковины, и служанка, принимающая богиню в украшенное цветами покрывало – символ земного покрова. Трижды ритм зарождается, достигает максимального напряжения и гаснет. Он чувствуется и в изгибе юного тела богини, и в кудрявых прядях ее золотистых волос, красиво развевающихся на ветру, и в общей согласованности линий ее рук, чуть отставленной в сторону ноги, поворота головы.

Алессандро Боттичелли «Мистическое Рождество».

Искусство Италии 15 века. Ренессанс.

Картина художника Сандро Боттичелли «Мистическое Рождество». Размер работы мастера 108,5 x 75 см, холст, темпера. В этой картине Боттичелли изображает видение, где образ мира предстает без границ, где нет организации пространства перспективой, где небесное смешивается с земным. В убогой хижине родился Христос. Перед Ним в благоговении и изумлении склонились Мария, Иосиф и паломники, пришедшие на место чуда. Ангелы с ветками оливы в руках ведут хоровод в небе, славословят мистическое рождение Младенца и, спустившись на землю, поклоняются Ему. Эту священную сцену явления в мир Спасителя художник трактует как религиозную мистерию, излагая ее «простонародным» языком. Он сознательно примитивизирует формы и линии, дополняет интенсивные и пестрые краски обилием золота. Сандро прибегает к символике масштабных соотношений, увеличивая фигуру Марии в сравнении с остальными персонажами, и к символике деталей, таких как ветви мира, надписи на лентах, венки. Ангелы в небе кружат в экстатическом хороводе. Вихрь их одеяний обрисован пронзительно четкой линией. Фигуры отчетливо выступают на фоне голубизны и золота неба. На лентах, обвивающих ветви, читаются надписи из молитвенных славословий: «На земле мир, в человецех благоволение» и другие.

Джорджоне «Спящая Венера»

П
оэтической вершиной искусства Джорджоне стала «Спящая Венера» - единственная из дошедших до нас картин художника на мифологический сюжет. Она стала и своеобразным итогом всех размышлений Джорджоне о человеке и окружающем его мире, в ней нашла воплощение идея о свободном, ничем не омраченном существовании человека среди поэтической природы. В 1525 году М. Микиэль писал о ней: «Картина на холсте, изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже, и Купидона, написана Джорджоне из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом»


Веласкес «Вакх»

Т
риумф Вакха Пьяницы. Картина написана, или, во всяком случае,закончена Веласкесом в 1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический сюжет. Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как иего спутник сатир, бог сидит на бочке с вином, скрестив ноги. Один из участников пирушки подносит к губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах.

Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты. Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с натуры, с крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, передав правдиво и ярко и выразительный облик, огрубевшие под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные печатью сурового жизненного опыта. Но это же не просто пьяная пирушка, в картине есть ощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению мифологических персонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам природы. Художник находит такие формы характеристики, которые не разделяют возвышенное и низменное. В его изображении Вакх плотный юноша, с мирным простодушным лицом приобрел чисто человеческие качества.

    Рефлексия.

Ответьте на вопросы:

Назовите испанского живописца, придворного художника короля Филиппа IV, который писал картины на религиозные, мифологические, исторические темы, сюжеты из народной жизни («Вакх», «Сдача Бреды», «Иннокентий Х», «Пряхи» и др.)

А) Б.Мурильо;

Б) Л. Де Моранс;

В) С.Коэльо;

Г) Д. Веласкес.

Кто из русских художников – классицистов написал картины «Зевс и Фетида», «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»?

А) Г.И.Угрюмов;

Б) Д.Г.Левицкий;

В) И.Н.Никитин;

Г) А.П.Лосенко.

    Подведение итогов урока.

Литература:

    Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 192 с.

    Изобразительное искусство. 6 класс. Поурочные планы по программе Л.А. Неменской. В 2 ч. Ч. I / Сост. М.А. Порохневская. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2004. – 96 с.

    Изобразительное искусство. 6 класс: поурочные планы по программе под ред. Б.М.Неменского / авт.-сост. О.В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 286 с.

    Уроки изобразительного искуства. Искусство в жизни человека. Поурочные разработки. 6 класс / [ Л.А.Неменская, И.Б.Полякова, Т.А.Мухина, Т.С. Горбачевская]; под ред. Б.М. Неменского. – М. : Просвещение, 2012. - 159с.

    http://ru.wikipedia.org/ Википедия. Сергей Иванов.

    http://images.yandex.ru/yandsearch? серов художник

    ? Николай Рерих

    http://images.yandex.ru/yandsearch? Апполинарий Михайлович Васнецов

    http://images.yandex.ru/yandsearch? бенуа александр николаевич

    http://webstarco.narod.ru/ Бенуа «Парад при Павле I

    http://www.centre.smr.ru «Боярыня Морозова» картина Сурикова

    http://ru.wikipedia.org/wiki/ Лорен «Полдень»

    http://gallerix.ru/storeroom

    http://images.yandex.ru/yandsearch Сандро Боттичелли

Первые главы книги, которую вы держите в руках, дают общее представление о том, что такое миф и мифология, о классификации мифов и истории изучения мифологии. Дальнейшие главы повествуют об особенностях мифологических представлений разных народов: древних славян, скандинавов, кельтов, египтян, индийцев, иранцев, китайцев, японцев, американских индейцев и австралийских аборигенов. Особое внимание в книге уделено античной мифологии (греческой и римской). Однако следует отметить, что каждая из описанных мифологических систем обладает неповторимым своеобразием и поэтому по-своему интересна.

    ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ? 1

    РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 1

    КАКИЕ БЫВАЮТ МИФЫ 3

    ИЗУЧЕНИЕ МИФОЛОГИИ 6

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА 8

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ (ШУМЕРО-АККАДСКАЯ МИФОЛОГИЯ) 15

    МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ 24

    РИМСКАЯ МИФОЛОГИЯ 38

    ИНДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ 45

    ИРАНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 56

    СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 62

    КЕЛЬТСКАЯ МИФОЛОГИЯ 72

    ГЕРМАНО-СКАНДИНАВСКАЯ МИФОЛОГИЯ 83

    КИТАЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ 89

    ЯПОНСКАЯ МИФОЛОГИЯ 95

    МИФОЛОГИЯ ИНДЕЙЦЕВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АМЕРИКИ 101

    МИФОЛОГИЯ ИНДЕЙЦЕВ ЮЖНОЙ АМЕРИКИ 106

    МИФОЛОГИЯ АВСТРАЛИИ 110

    ИЛЛЮСТРАЦИИ 113

Елена Владимировна Доброва
Популярная история мифологии

ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТАКОЕ МИФ И МИФОЛОГИЯ?

С мифами и легендами древних народов мы знакомы со школьной скамьи. Каждый ребенок с удовольствием перечитывает эти древние сказки, повествующие о жизни богов, чудесных приключениях героев, происхождении неба и земли, солнца и звезд, зверей и птиц, лесов и гор, рек и морей и, наконец, самого человека. Для ныне живущих людей мифы действительно представляются сказками, и мы даже не задумываемся над тем, что много тысячелетий назад их создатели верили в абсолютную истинность и реальность этих событий. Не случайно исследователь М. И. Стеблин-Каменский определяет миф как "повествование, которое там, где оно возникало и бытовало, принималось за правду, как бы оно ни было неправдоподобно".

Традиционное же определение мифа принадлежит И. М. Дьяконову. В широком смысле мифы – это прежде всего "античные, библейские и другие старинные сказки о сотворении мира и человека, а также рассказы богов и героев – поэтические, иной раз причудливые". Причина такой трактовки вполне объяснима: именно античные мифы были включены в круг знаний европейцев гораздо раньше остальных. Да и само слово "миф" имеет греческое происхождение и в переводе на русский язык означает "предание" или "сказание".

Античные мифы представляют собой высокохудожественные литературные памятники, которые практически в неизменном виде дошли до наших дней. Особенно широкую известность имена греческих и римских богов и рассказы о них приобрели в эпоху Возрождения (XV–XVI века). Примерно в это же время в Европу начали проникать первые сведения об арабских мифах и мифах американских индейцев. В образованной среде общества модным стало употребление имен античных богов и героев в аллегорическом смысле: под Венерой подразумевали любовь, под Минервой – мудрость, Марс был олицетворением войны, музы обозначали различные искусства и науки. Подобное словоупотребление сохранилось до наших дней, в частности в поэтическом языке, который вобрал в себя множество мифологических образов.

В первой половине XIX века в научный оборот были введены мифы таких индоевропейских народов, как древние индийцы, иранцы, германцы и славяне. Чуть позже были открыты мифы народов Африки, Океании и Австралии, которые позволили ученым сделать вывод о том, что мифология существовала практически у всех народов мира на определенной стадии их исторического развития. Изучение основных мировых религий – христианства, ислама и буддизма – показало, что и они имеют мифологическую основу.

В XIX веке создавались литературные обработки мифов всех времен и народов, было написано множество научных книг, посвященных мифологии разных стран мира, а также сравнительно-историческому изучению мифов. В ходе этой работы использовались не только повествовательные литературные источники, которые представляли собой результат более позднего развития первоначальной мифологии, но и данные языкознания, этнографии и других наук.

Изучением мифологии интересовались не только фольклористы и литературоведы. Мифы с давних пор привлекали внимание религиоведов, философов, лингвистов, историков культуры и других ученых. Объясняется это тем, что мифы представляют собой не просто наивные сказки древних, в них заключена историческая память народов, они проникнуты глубоким философским смыслом. Кроме того, мифы являются источником познания. Недаром сюжеты многих из них называют вечными, ведь они созвучны любой эпохе, интересны людям всех возрастов. Мифы способны удовлетворить не только детскую любознательность, но и стремление взрослого человека приобщиться к общечеловеческой мудрости.

Что же такое мифология? С одной стороны, это совокупность мифов, рассказывающих о деяниях богов, героев, демонов, духов и др., в которых нашли отражение фантастические представления людей о мире, природе и человеке. С другой стороны, это наука, изучающая возникновение, содержание, распространение мифов, их соотношение с другими жанрами народного творчества, религиозными представлениями и обрядами, историей, изобразительным искусством и многие другие аспекты, касающиеся природы и сущности мифов.

РАЗВИТИЕ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Мифотворчество представляет собой важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология была основным способом понимания мира. На самых ранних стадиях развития, в период родовой общины, когда, собственно, и появились мифы, люди стремились осмыслить окружавшую их действительность, однако реального объяснения многим явлениям природы они дать еще не могли, поэтому и сочиняли мифы, которые считаются наиболее ранней формой мировосприятия и понимания первобытным человеком мира и самого себя.

Поскольку мифология является своеобразной системой фантастических представлений человека об окружающей его природной и социальной действительности, причину возникновения мифов, а иными словами, ответ на вопрос, почему мировосприятие первобытных людей выразилось в форме мифотворчества, следует искать в особенностях мышления, характерных для сложившегося к тому времени уровня культурно-исторического развития.

Восприятие мира первобытным человеком носило непосредственно-чувственный характер. При обозначении словом того или иного явления окружающего мира, например огня как стихии, человек не дифференцировал его на огонь в очаге, лесной пожар, пламя горна и т. д. Таким образом, зарождающееся мифологическое мышление стремилось к определенного рода обобщениям и было основано на целостном, или синкретическом, восприятии мира.

Мифологические представления сформировались потому, что первобытный человек воспринимал себя неотъемлемой частью окружающей природы, а его мышление было теснейшим образом связано с эмоциональной и аффектно-моторной сферой. Следствием этого стало наивное очеловечивание окружающей природной среды, т. е. всеобщая персонификация и "метафорическое" сопоставление природных и социальных объектов .

Явления природы люди наделяли человеческими качествами. Силы, свойства и фрагменты космоса в мифах представлены как конкретно-чувственные одушевленные образы. Сам космос нередко выступает в образе живого великана, из частей которого создавался мир. Тотемические предки обычно имели двойную природу – зооморфную и антропоморфную. Болезни представлялись в виде чудовищ, которые пожирали люд-ские души, сила выражалась многорукостью, а хорошее зрение – наличием большого количества глаз. Все боги, духи и герои, подобно людям, включались в определенные семейно-родовые отношения.

На процесс осмысления каждого явления природы оказывали непосредственное влияние конкретные природные, хозяйственные и исторические условия, а также уровень социального развития. Кроме того, некоторые мифологические сюжеты заимствовались из мифологий других народов. Происходило это в том случае, если заимствованный миф соответствовал мировоззренческим представлениям, конкретным условиям жизни и уровню социального развития воспринимающего народа.

Важнейшей отличительной чертой мифа является его символизм , который заключается в нечетком разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, вещи и ее атрибутов, единичного и множественного, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности. Кроме того, для мифов характерен генетизм . В мифологии объяснить устройство вещи – значит рассказать, как она создавалась, описать окружающий мир – значит рассказать о его происхождении. Состояние современного мира (рельеф земной поверхности, небесные светила, существующие породы животных и виды растений, образ жизни людей, сложившиеся социальные отношения, религии) в мифах рассматривается как следствие событий давно минувших дней, того времени, когда жили мифические герои, первопредки или боги-творцы.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

"Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох" 7класс 3 четверть Учитель Ласкова Светлана Сергеевна 

2 слайд

Описание слайда:

С каким жанром изобразительного искусства мы продолжаем знакомство? (историческим). Что может стать предметом изображения художника в картине исторического содержания? (события, происшествия, героические поступки людей). Какие другие жанры изобразительного искусства используются в исторических картинах? (бытовой, натюрморт, пейзаж, портрет) . 

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

«Клятва Горациев» 1784г. Давид Жак Луи (1748-1825 гг.), французский живописец, выдающийся представитель неоклассицизма. После учёбы в Риме (1775-1780 гг.) и под влиянием искусства Древнего Рима Давид выработал строгую эпическую манеру. Вернувшись во Францию, Давид стремился выразить героические свободолюбивые идеалы через образы античности, что оказалось весьма созвучно царившим во Франции того времени общественным настроениям. Создавал полотна, воспевавшие гражданственность, верность долгу, героизм, способность к самопожертвованию.

5 слайд

Описание слайда:

Славу Давиду принесла картина «Клятва Горациев» (1784 г.), изображающая трёх братьев-близнецов, которые, по преданию, победили в поединке с тремя братьями-близнецами Куриациями в споре о могуществе Рима. Давид разделял идеалы Французской революции и принимал активное участие в политической жизни. Он был активным деятелем революции, организовывал массовые народные празднества, создал Национальный музей в Лувре. В 1804 г. Наполеон назначил Давида "первым художником". Давид прославил деяния Наполеона в ряде картин, которые свидетельствуют о переходе Давида от строгого классицизма к романтизму.

6 слайд

Описание слайда:

«Гуситы, обороняющие перевал.» 1857г., Ярослав Чермак, чехословацкий художник. Прага, Национальная галерея. 

7 слайд

Описание слайда:

В середине 19 века в чешском искусстве значительное место начинает занимать исторический жанр. Большим мастером исторической темы стал Ярослав Чермак (1830-1878). Чермак на первом этапе своего творческого развития обращается к славному прошлому чешского народа, к его революционным, национально-освободительным традициям. В 1857 г. он пишет картину «Гуситы, обороняющие перевал» (Прага, Национальная галерея). В дальнейшем он обращается к темам современной борьбы южных славян против турецкого ига. В этой борьбе он видел проявление несломленного героического вольнолюбия славянских народов. В некоторых же работах мастер ставил себе целью показать зверства турок, вызвать чувство сострадания к мученичеству угнетенного народа или негодование жестокостью поработителей.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

В 1937 году вся Европа с напряженным вниманием следила за гражданской войной в Испании. Там, на подступах к Барселоне и Мадриду, в Иберийских горах и на Бискайском побережье, решалась ее судьба. Весной 1937 года мятежники перешли в наступление, а 26 апреля немецкая эскадрилья "Кондор" совершила ночной налет на маленький город Гернику, расположенный близ Бильбао - в Стране басков. Этот небольшой городок с 5000 жителей был священным для басков - коренного населения Испании, в нем сохранялись редчайшие памятники его старинной культуры. Главная достопримечательность Герники - "герникако арбола", легендарный дуб (или, как его еще называют, правительственное дерево). У его подножия некогда были провозглашены первые вольности - автономия, дарованная баскам мадридским королевским двором. Под кроной дуба короли давали баскскому парламенту - первому на территории Испании - клятву уважать и защищать независимость баскского народа. В течение нескольких столетий только для этого они специально приезжали в Гернику. Но франкистский режим отнял эту автономию. Это событие явилось для Пабло Пикассо толчком к созданию великого произведения. На громадном черно-бело-сером холсте мечутся конвульсивно искаженные фигуры, и первое впечатление от картины было хаотичным. Но при всём впечатлении буйного хаоса композиция "Герники" строго и точно организована. Сразу же определились и главные образы: растерзанная лошадь, бык, поверженный всадник, мать с мертвым ребенком, женщина со светильником...Пикассо сумел изобразить почти невозможное: агонию, гнев, отчаяние людей, переживших катастрофу.Все образы картины переданы упрощенно, обобщающими штрихами. Трагическое ощущение смерти и разрушения Пабло Пикассо создал агонией самой художественной формы, которая разрывает предметы на сотни мелких осколков.

10 слайд

Описание слайда:

Вы увидели три картины. Они отображают факты истории разных эпох: - «Клятва Горациев» 1784г. Давид Жак Луи - 18 век, - «Гуситы, обороняющие перевал.» 1857г., Ярослав Чермак. – 19 век, - «Герника» Пабло Руис Пикассо – 20 век. В каждой работе присутствует сильнейшая эмоциональная линия. Давайте попробуем выразить это состояние одним словом: - 1- победа, - 2 – решительность, - 3 - трагедия, ужас. Вывод: 

11 слайд

Описание слайда:

Я представлю вам несколько картин 19,20 веков. Вам необходимо произвести экспертизу картин по следующим вопросам: - Историческое событие какого века, какого времени изобразил художник? - В какое время жил этот художник? - Был ли художник участником событий, которые он представил в картине? Практикум «экспертов - искусствоведов». 

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

В. И. Суриков с исключительным талантом показал в своей работе героические подвиги народных масс. Художник трактует легендарный альпийский переход прежде всего как народный подвиг. Вместе с тем на полотне художественными средствами показана связь исторической личности с массами. Суворов выступает не в меньшей мере народным предводителем, чем Ермак или Степан Разин. Недаром Суриков в изображении полководца на коне, гарцующего у обрыва, исходил из образов народных сказок и солдатских песен. Суворов в суриковской трактовке – народный полководец, близкий к солдатской жизни. В «Переходе Суворова через Альпы» Суриковым воспеты мужество российских воинов, их героизм и военная доблесть. В.И.Суриков «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». (1899.) 

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Пластов А.А. был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности мечтал стать живописцем. В 1914 году сумел поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Художник много и плодотворно работает в 1930-х годы. Но первые свои шедевры он создает в военные годы. Война как народная трагедия, как посягательство на естественные и священные законы бытия - "Фашист пролетел" (1942). В работах А. А. Пластова отражены испытания советского народа в годы Великой Отечественной войны и патриотический труд женщин, стариков и детей на колхозных полях в военные годы («Жатва», «Сенокос», 1945). А.А. Пластов «Фашист пролетел», 1942 

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

П.Д Корин родился 08 июля 1892 года. в селе Палех Владимирской губернии в семье потомственного иконописца Дмитрия Николаевича Корина. Исполнил триптих «Александр Невский» в 1942 году. Когда П.Д. Корин писал Невского, то думал об одном, виденном в юности эпизоде, так ярко воскресшем в памяти в те дни. Он вспоминал, как в Палех приходили на сезонные работы соседние ковшовские мужики. Вечером после тяжелого трудового дня шли они по улице с вилами на плечах – рослые, крепкие, могучие, как богатырская рать. Шли они и пели. Да как пели! Мужики остались в памяти Павла Корина героями народных былин. Это они, такие, как они, выстояли и вражеские нашествия, и крепостное рабство выстояли, сохранив нетленной благородную душу нации. «Александр Невский», – писал Павел Корин, – связан с воспоминаниями о русских мужиках, с живой болью за Родину, терзаемую врагом, со страстной верой в победу». П. Д. Корин «Александр Невский»(1942) 

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

Талантливый русский художник, живописец, график и педагог Евсей Евсеевич Моисеенко родился в 1916 году в местечке Уваровичи в Белоруссии. В возрасте пятнадцати лет, в 1931 году, юноша покинул родные места и отправился в Москву, где и поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина. В 1941 году, с началом ВОВ, Моисеенко добровольно вступил ряды народного ополчения. Вскоре он попал в фашистский плен, оказался в концлагере и пробыл там до апреля 1945 года, после чего был освобожден войсками союзников и вновь попросился на фронт. После окончания войны, в ноябре 1945 года, Моисеенко вернулся в институт и через два года, блестяще закончив обучение, был принят в Союз Советских Художников. На протяжении всей жизни художник не оставлял тему войны, страданий, героизма, трагических утрат и счастья от упоительного чувства победы. Он опять-таки описывает все увиденное и пережитое лично. Е.Е.Моисеенко «Победа» 1970-1972гг 

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Б.М. Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве. Живописью Борис Неменский серьезно увлекся еще в детстве. После школы учился в Московском художественном училище имени 1905 г В 1942 году он окончил Саратовское художественное училище, был призван в армию и направлен для прохождения службы в Студию военных художников имени Грекова. . Неменский принимал участие в боях на реке Одер и в штурме Берлина. В многочисленных фронтовых зарисовках он воссоздал горько-поучительный образ войны. Его работы ведут зрителя по фронтовым дорогам «После боев», «Канцелярия Лея», «Шпрее», «Рейхстаг», «В центре Берлина», «День Победы» и другие. В 1951 году Б.М. Неменский окончил Московский художественный институт имени Сурикова. Из правды жгучих военных лет родились многие его картины, начиная с первой из них – работы «Мать» (1945), которая создана еще до поступления в институт. Тонкое, возросшее мастерство живописца проявилось в картине «О далеких и близких» (1950).. Сродни известной песне «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат...» его картина «Дыхание весны» (1955). Живописная сюита о человеке на войне продолжена работой «Земля опаленная» (1957). Б. М. Неменский «Земля опаленная» (1957) «Дыхание весны» (1955). 

В разных исторических сочинениях и трактатах приводятся разные списки легендарных властителей и императоров Китая, которые рассматриваются первопредками китайцев. Наиболее часто встречаются ссылки на следующих властителей: Фуси, Шеньнун и Хуанди.
Фуси , Паоси, Баоси в самых ранних мифах являлся богом охоты и рыболовства. На могильных барельефах первых веков н.э. в провинциях Шаньдун, Цзянсу, Сычуань Фуси и его сестра Нюйва изображены в виде пары сходных существ с туловищами человека и переплетёнными хвостами змеи (дракона) . Конфуцианские философы превратили Фуси в государя, правившего с 2953 по 2852 г. до н.э.
Шеньнун
являлся покровителем земледелия и медицины. Его также называли Яньди и Яован.
Он имел змеиное тело, человеческое лицо и зелёный цвет кожи, «подобно цвету травы». Иногда его изображали с маленькими рожками на голове. Шеньнуна почитали как государя, правившего с 2852 по 2737 г. до н. э.
Хуанди считался олицетворением магических сил земли, гармонии и порядка. Считалось, что
Хуанди был огромного роста (около 3 м). По одним данным, он имел лик дракона, по другим выглядел как вполне нормальный человек, только очень высокий. По традиции, Хуанди правил с 2697 по 2597 г. до н.э.
Перечень пяти легендарных императоров Китая зависит от источника. Согласно версии китайского историка Сыма Цяна (145 или 135
90 гг. до н.э.), это уже знакомый нам Хуанди, Чжуань-сюй, Ди Ку или просто Ку, Яо и Шунь.
В конфуцианской историографической традиции даётся характеристика Чжуань-сюйя как внука или правнука Хуанди, - правившего в 2513-2435 гг. до н.э ., используя магическую силу воды.
В самых ранних мифах Чжуань-сюй рассматривался богом времени. В облике Чжуань-сюйя прослеживаются архаические черты, отраженные в нерасчленённости частей тела, конечностей и т. п. (сросшиеся ноги, рёбра, брови). По одной легенде, у его отца Хань-лю была «шея длинная, уши маленькие, лицо человека, но со свиным рылом, тело единорога - цилиня, обе ноги срослись вместе и напоминали копыта свиньи… Обликом Чжуань-сюй немного напоминал своего отца» .
Ди Ку считался правнуком Хуанди и братом Чжуан-сюя и правил, согласно традиции, с 2435 по 2366 до н.э .
Он изображался существом с птичьей головой и туловищем обезьяны. У него была только одна нога, а на голове – рога.
Яо , якобы правивший с 2357 г. до 2255 год до н. э ., сочетал в своём образе божественные и человеческие черты. Носил также имена Ди Яо, Фан-сюнь, Тан Яо. В некоторых источниках считался вторым сыном Ди Ку. По мнению японского учёного Митараи Масару, он первоначально был одним из солнечных божеств и мыслился в облике птицы , и лишь в более поздних мифах превратился в земного императора.
Одной из основных заслуг Яо перед человечеством было то, что он, построив с помощью правнука Хуанди дракона Гуня многочисленные дамбы и каналы, сумел остановить и утихомирить всемирный потоп , грозивший уничтожить всё живое на Земле.
Шунь считался одним из величайших императоров Китая, живших
до всемирного потопа. Согласно традиции, он правил с 2254 по 2206 гг. до н.э.
В некоторых источниках в число легендарных императоров Китая включаются Шао-Хао (2596 - 2514 до н.э.), Ди Чжи (2365 - 2358 до н.э.) и Юй (2205
2197 гг. до н.э.).
Юй прославился тем, что усмирил всемирный потоп (второй или третий, в китайском летоисчислении).

Периодизация истории Земли и человечества у древних корейцев

Согласно древним записям «Самгук юса» («Хроникам Трех королевств») буддийского монаха Ирена (XIII в.), сын небесного императора Хвануна (сына Верховного небесного правителя Ханыля), Тангун, основавшего королекство Древний Чосон, начал править в 2333 году до н. э . По описанию в «Тонгук Тоннам« (1485) это случилось на 50 году правления китайского императора Яо. Другие источники приводят другие даты, но все они единогласны в том, что начало царствования Тангуна приходилось на времена правления Яо (2357-2255 гг. до н.э. ). По одним источникам Тангун прожил 1908 лет, по другим («Ындже сиджу« Квон Нама, XV в.) – 1048 лет.

по философии

.

2. Мифология:

а) мифология как форма общественного сознания;

б) мифология - исторический тип мировоззрения;

в) изучение и развитие мифологии.

3. Миф и мифологичность:

а) сущность мифа;

4. Миф и религия.

5. Миф XX века.

6. Литература.

.

1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.

Мировоззрение - система общественных представлений о мирев

целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об

отношении человека к окружающей действительности.

Мировоззрение - сложное,разностороннее и многоплановое об-

разование.

Оно имеет многослойную структуру.

Мировоззрение, его структура и содержание не являются чем-то

раз и навсегда данным статичным неизменным.На ранних этапах ис-

торического развития изменялась роль отдельных компонентов в сис-

теме мировоззрения, со временем обновлялось и обогащалось его со-

держание.

В зависимостиот того,какие взгляды преобладают в той или

иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависи-

мости от способа включения соответствующих взглядов и представле-

ний в структуру мировоззрения,способа их обоснования, можно го-

ворить о разных типах мировоззрения. В разных обществах, у разных

классов господствуют разные типы мировоззрения.

.

2. Мифология.

а) мифология как форма общественного сознания.

Мифология - форма общественного сознания;способпонимания

природной и социальной действительности на разных стадиях общест-

венного развития.

В общественномсознании первобытного общества мифология не-

сомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на пре-

одоление фундаментальныхантиполийчеловеческого существования,

на гармонизацию личности,общества и природы. Предпосылкой мифо-

логической "логики"служили неспособность человека выделить себя

из окружающей среды и нерасчлененность мифологическогомышления,

на неотделившегосяот эмоциональной аффективной среды.Следствием

было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов,

очеловечивание окружающей природной среды,в том числе одушевление

фрагментов космоса. Мифологическому мышлению свойственно отчетли-

вое разделение субъекта и объекта,предмета и знака, вещи и сло-

ва, существа и его имени, пространственных и временных отношений,

происхождения и сущности,безразличия к противоречию и т.п. Объ-

екты сближались по вторичным чувственным качествам,смежностив

пространстве и времени,выступали в качестве знаков других пред-

метов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии то-

тальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом

сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойс-

твенно резкое разграничение мифологического,раннего (сокрально-

го) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходя-

щее вмифическом времени приобретает значение парадигмы и преце-

дента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывает-

ся специфическойфункцией мифа.Если научное обобщение строится

на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному иот

причин кследствиям,томифологическоеоперирует конкретным и

персональным, использованным в качестве знака,так чтоиерархии

причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифо-

логических существ,имеющая систематически ценное значение.То,

что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отноше-

ния, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению

на признакивмифологии соответствует разделение на части.Миф

обычно совмещает в себе два аспекта:

диахронический (рассказ о прошлом)


синхронический (объяснение настоящего или будущего).

ным и даже в высшем смысле реальным,т.к. воплощало коллективный

"надежный" опытосмысления действительности множества поколений,

который служил предметом веры, а не критики. Мифы утверждали при-

нятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкци-

онировали определенные нормы поведения.

Мифологическое мироощущениевыражалось не только в повест-

вованиях, но и в действах (обрядах,танцах). Миф и обряд в древ-

них культурахсоставляли известное единство - мировоззренческое,

функциональное, структурное,являя собой как бы два аспекта пер-

вобытной культуры-словесный и действенный,"теоретический" и

"практический".

б) Мифология - исторический тип мировоззрения.

На ранних этапах истории выраставшие из материальной практи-

ки эмпирические знанияобокружающейдействительностислужили

ориентиром вповседневнойжизнии первоисточником формирования

мировоззрения. Первобытные эмпирические знаниятеснопереплета-

лись смифологическими и религиозными представлениями.Эти предс-

тавления являлись фантастическим отражением действительности, вы-

ражением бессилиячеловека перед стихийными силами природы и ил-

люзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный резуль-

тат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи.

Мифология -это своеобразная форма проявления мировоззрения

древнегообщества.Посколькувнейимеютсяпредставленияо

сверхъестественном, онасодержитэлементы религии.В мифологии

отразились также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение

человека к действительности.Образы мифологии в различном осмыс-

лении часто использовались искусством.В идеологии нового ино-

вейшего времени понятие мифа используется для обозначения различ-

ного рода иллюзорных представлений, оказывающих влияние на массо-

вое сознание.

в) Изучение и развитие мифологии.

Первые попытки рационального переосмыслениямифологического

материала предпринималисьещев античности,причем преобладало


аллегорическое истолкование мифологии (у софистов, стоиков, пифа-

горейцев). Платонпритивопоставилнаряду с мифологией философс-

ко-символическую ее интерпретацию.Эвгемер (IV-III вв.до н.э.)

видел вмифическихобразах обожествление исторических деятелей,

положив начало "эвгемерическому" истолкованию мифов,распростра-

ненному и позднее.Средневековые христианские теологии дискреди-

тировали античную мифологию,интерес к ней возродился у гуманис-

тов эпохиВозрождения,которыевидели в ней выражение чувств и

страстей эмансипирующейся человеческой личности.

Первые попыткисравнительноймифологиибыли стимулированы

открытием Америки и знакомством с культурой американских индейцев.

В философии Вико своеобразие "божественной поэзии" мифа свя-

зывается с неразвитыми и специфичными формами мышления, сравнимы-

ми почтис детской психологией.Философия мифа Вико содержала в

зародыше почти все основные последующиенаправлениявизучении

мифологии.

Деятели французского Просвещения рассматривали мифологию как

продукт невежества и обмана,как суеверие. Романтическая филосо-

фия мифологии, получившая завершение у Шеллинга, трактовала мифо-

логию как эстетический феномен,занимающий промежуточное положе-

ние между природой и искусством и содержащей символизациюприро-

ды. Основнойпафос романтической философии мифа состоял в замене

аллегорического истолкования символическим.

Во второй половине XIX века друг другу противостояли две ос-

новные магистральные школы изучения мифа.

Первая изнихопиралась на достижения научного сравнитель-

но-исторического языкознания и разрабатывала лингвистическую кон-

цепцию мифа (А.Кун,В.Шварц, М.Мюллер и др.) Согласно точке зре-

ния Мюллера,первобытный человек обозначалотвлеченныепонятия

через конкретные признаки посредством метафорических эпитетов,а

когда первоначальный смысл последних оказывался забыт илизатем-

нен, в силу семантических сдвигов возникал миф.Впоследствии эта

концепция была признана несостоятельной,но сам посебепервый

опыт использованияязыкадля реконструкции мифа получил продук-

тивное развитие.

Вторая школа- антропологическая,или эволюционистская,-

сложилась в Великобританииврезультатепервыхнаучных шагов

сравнительной этнографии. Мифология возводилась к анимизму, к не-


коему представлению о душе,возникающему у "дикаря" из размышле-

ний о смерти, снах, болезни. Мифология отождествлялась, таким об-

разом, со своеобразной первобытной наукой,становящейся якобы не

более чемпережитком с развитием культуры и не имеющей самостоя-

тельных значений.Серьезныекоррективывэтуконцепциювнес

Дж.Фрайзер, истолковавший миф по преимуществу не как сознательную

попытку объяснения окружающего мира, а как слепок магического ри-

туала. Ритуалистическаядоктрина Фрайзера была развита кембридж-

ской школой классической философии.

Впоследствии интересвизучениимифологии сместился в об-

ласть специфики мифологического мышления.Леви-Брюль считал пер-

вобытное мышление "дологическим",которым коллективные представ-

ления служат предметом веры и носят императивный характер. К "ме-

ханизмам" мифологического мышления он относил:

Несоблюдение логического закона исключенного третьего(объ-

екты могут быть одновременно и самими собой и чем-то другим);

Закон партиципации;неоднородность пространства; качествен-

ный характер представлений о времени и др.

Символическая теория мифа,развитая Кассирером углубила по-

нимание интеллектуальногосвоеобразия мифа как автономной симво-

лической формы культуры, особым образом моделирующей мир.

В современном мире изучение мифа продолжается.

.

3. Миф и мифологичность.

а) Сущность мифа

Миф - не выдумка и не фантастический вымысел.

Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это

Кант объективность науки связал ссубъективностьюпространства,

времени и всех других категорий.

и максимальноконкретная реальность.Многие мифологи сводят мифо-

логию к субъективизму.Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он

не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поко-

ления, что он - божественен и свят.Если говорить о мифе какоб

определенной эпохев развитии научного сознания,то он - не вы-

думка, а содержит в себе строжайшую иопределеннуюструктуруи

Миф - не идеальное бытие,но жизненно ощущаемая и творимая,

вещественная реальность и телесная действительность.

Миф - не научное построение.

Многие ученыесчитают,чтомифология - первобытная наука.

Научное отношение к мифу предполагаетизолированнуюинтеллекту-

альную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия.

Миф всегда практичен,эмоционален,жизненен, но это - не начало

В данном случае нельзя утверждать,что мифология (та, иная,

индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. совре-

менная наука.

Миф насыщенэмоциямии реальными жизненными переживаниями.

Первобытная наука тоже эмоциональна,наивно-непосредственна

и в этом смысле конечно,мифологична.Но это и показывает,что

если бы мифологичность принадлежала к ее сущности,тонаукане

получила быникакогосамостоятельногоисторического развития и

история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совер-

шенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает вывод-

ным логическим характером.Поэтому - уже на первобытнойступени

своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.

наука появляется из мифа.


"Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую жи-

выми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука ре-

шительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально

питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции".

Примеры существуют в работах различных философов.Например,

Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма -

мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже

относительно Бога.И это только потому, что такова его собствен-

ная мифология,такова вообще индивидуалистическая и субъективис-

тическая мифология,лежащаяв основе новоевропейской культуры и

философии.

Аналогичные примерыможно проследить и в работах Канта.Не

менее мифологична и другая наука,не только "первобытная",но и

всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе

однородного и бесконечного пространства,т.е. по мнению А.Ф. Ло-

сева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о

бесконечном прогрессе обществаисоциальномуравнении,теория

бесконечной делимости материи.

Вывод: наука не рождается из мифа,но науканесуществует

без мифа, она всегда мифологична.

Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от дру-

Миф - не научноепостроение,но"живоесубъект-объектное

взаимообщение, содержащеевсебе свою собственную,вненаучную,

чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную зако-

номерность и структуру.

Миф - не метафизическоепостроение.Метафизикаговорито

чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о

чем-то необычном,высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с

метафизикой нельзя.

а) Миф - это сказка.Но для кого?Для того,кто сам живет

этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бы-

тие. Это - самое реальное и живое,самое непосредственное и даже

чувственное бытие.Характеризуямиф как сказочную деятельность,

мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя,

б) Метафизика - естьнаука,илипытаетсябытьнаукойо

"сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифоло-


гия - не наука, а жизненное отношение к окружающему.

Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей.

Для метафизики же нужны доказанные положения,приведенные в

систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.

в) Для мифического сознания все ясно ичувственноощутимо.

Не толькоязыческиемифыпоражают своей постоянной телес-

ностью и видимостью, осязаемостью.

Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общеп-

ризнанную несравненную духовность этой религии.Ииндийские,и

египетские мифы не содержат в себе специально философских или фи-

лософско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании

могли возникнуть соответствующие философские конструкции.

Если взять исходные и центральные пункты христианскоймифо-

логии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явлен-

ное и физически осязаемое.

Миф - не схема,не аллегория, а символ. Понятие символа от-

носительно. Иногда одна и та же выразительнаяформа,смотряпо

способу соотношениясдругими смысловыми выразительными или ве-

щественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегори-

ей одновременно.

Анализ определенного мифа может вскрыть,что в немсимвол,

схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а ли-

са - аллегория хитрости.

Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго

сопротивлялся и отстаивал свое существование,но в концеконцов

не выдержал борьбы с осенью и погиб.

У Кольцова - прекрасное избражениелеса,имеющеезначение

совершенно самостоятельноеивсвоей буквальности весьма худо-

жественное и символичное.

Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической при-

роды, может оказаться сразу и символом, и аллегорией.Также он мо-

жет оказаться двойным символом. Существуют примеры символического

мифологизирования света,цветов и других зрительных явлений при-

Например, описание Луны,Солнца,неба у разных писателей и

поэтов различно,однако подразумевают они одно и то же. Наиболее

яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского.

Отсюда вывод:миф- это не только схема или только аллего-


рия, но всегда прежде всего символ,и,уже будучи символом,он

но-символические слои.

Миф - личностная форма.

Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать,то "миф -

бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная

форма, лик личности".

Личность предполагаетпреждевсего самосознание.Личность

тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное -

с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность

так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не

потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформле-

на с точки зрения мифического сознания.

Неодушевленные предметы,например кровь,волосы,сердце и

пр. - тоже могут быть мифичными,но не потому, что они - личнос-

ти, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического

сознания.

а) Немалоописаномифическихпредставлений пространства и

времени. Времена сокращаются и остается только будущее.

В Персидской религии господствует идея будущего,но она бо-

лее земная и менее богатая.Тут - антимистическая воля к культу-

ре. Отсюда восхваление крестьянина и скотовода. Тут не Бог спаса-

ет человека, а человек сам себя, водворяя добрый порядок в мире.

В индийскойфилософии-обратное мифическое представление

времени. Тут тоже ожидание конца времени. Но этот конец будет дан

сквозь ясностьиглубину мыслей.Здесь не конец времени спасет

людей, а уничтожение всех времен вместе со всем их содержанием.

В Китайской религии преодолевается не время,а изменения во

времени. Бытие тут - вне временного потока.Небо, Время у китай-

цев не созданы.

В Египетской религии восприятие времени сходно скитайским.

тело и все его члены. Отсюда практика бальзамирования.

Греческая религиявпервыедалаподлинное ощущение времени

как настоящего. Тут - длительность, но без индийской безнадежнос-

ти и гибели,постоянство, но без китайского оцепенения, ожидание

будущего, но без игнорирования природного процесса.Здесь вечное

и временное сливаются в настоящее. Воемя и вечность - актуальная


бесконечность. Христианская проблема временивцеломблизкак

древнегреческой.

Миф - историзация и просто история того или другоголичного

бытия, внезначимостиегокак бытия абсолютного и даже вне его

субстанциональности.

Миф подвижен; он трактует не об идеях (как религия), а о со-

бытиях, и притом чистых событиях,т.е. таких, которые именно на-

рождаются, развиваются и умирают, без перехода в вечность.

В истории,в связи с этим есть определенная относительность

и несамостоятельность;онавсегда зависима и предполагает нечто

неподвижное и учтойчиво-смысловое.

Итак, история-становлениебытия личностного и миф - это

История - ряд фактов,причинно связанных между собою. И эти

факты приняты,поняты и принимаемы (с точкизренияличностного

В историческом процессе можно различатьтрислоясточки

зрения А.Ф.Лосева:

1. Во-первых, тут перед нами природно-вещественный слой. Ис-

тория -это действительно ряд фактов,причинно влияющих друг на

друга, вызывающих друг друга,находящихся во всестороннем прост-

ранственно-временном общении.История - это не природа и не раз-

вивается по типу природных процессов. "И не история есть момент в

природе, но, всегда природа есть момент истории".

2. Во-вторых,поскольку история есть становление фактов по-

нимаемых, фактовпонимания,онавсегда есть тот или иной модус

сознания.

Факты истории должны быть так или иначе фактами сознания.

Первый слой исторического процесса омифичен,тогда как вто-

рой слой доставляет мифу его фактический материал и служит как бы

ареной, где разыгрывается мифическая история.

В мифическойисториимыначинаем видеть живых личностей и

живые факты;картина истории становится обозримым и ощутимым це-

Для мифа не только "исторична" история в обыкновенномсмыс-

ле. Историчнавсякаяличность,всякоеличное общение,всякая

мельчайшая черта или событие в личности.

3) В-третьих,историческийпроцессзавершаетсяеще одним


История -самосознание,становящееся,зреющее и умирающее

самосознание.

Творчески данноеиактивновыраженноесамосознание - это

Миф - "поэтичен" и без поэзии, точнее без слова - миф никог-

да не прикоснулся бы к глубине человеческой личности.

Вывод: "миф - есть в словах" данная личностная история.

Мифы -архаическоеповествование о деяниях богов и героев,

за которыми стояли фантастические представления о мире, об управ-

ляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказы-

валось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически

и структурно мифы тесно связаны с обрядами.

Отделение от ритуалов и десакрализация привели к превращению

мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы герои-

ческого эпоса,в историческое время мифы широко используются как

элементы поэтического языка в широком смысле.

Самой фундаментальной категорией мифов являются мифы этиоло-

гические и космологические,описывающие творение мира, происхож-

дение людей и животных (часто в связи с тотимическими представле-

ниями), особенности рельефа различных обычаев и обрядов и т.п. На

архаической стадии творение частоизображалоськак"добывание"

культурным героем элементов природы и культуры, как их изготовле-

ние демиургом или порождением первопредком. Процесс творения мира

часто представлялсякакпревращение хаоса в космос путем посте-

пенного упорядочивания,которое сопровождалось борьбой богов или

героев с демоническими силами.Формирование космоса обычно пред-

полагало отделения неба от земли,выделение сушиизпервичного

океана, появлениетрехчастной структуры (мифы небесный,земной,

подземный) в центре которой часто помещалось мировое дерево.

ные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих - возвращающихся

богах и героях.

У более развитых народов древности существовалиэсхатологи-

ческие мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой сле-

дует или не следует его возрождение.

В мифах наряду с космическими темами разрабатывались и такие


биографические мотивы,как рождение, происхождение, брак, смерть

мифических героев.Мифические сказания могут складываться и вок-

руг исторических лиц.

4. Миф и религия.

Миф - не специально религиозное создание.

Религия и мифология - обе живут самоутверждением личности.

Всякая религия-таили иная попытка утвердить личность в

бытии вечном,связать ее с абсолютным.Религияхочетспасения

личности и это,прежде всего, определенного рода жизнь. Но она -

не мировоззрение.Религия - осуществленностьмировоззренияве-

щественная субстанция морали.

Мифология же не должна быть религиозной. Миф может существо-

вать без вопросов о грехопадении, спасении, оправдании, очищении.

Мифология диалектически - невозможна безрелигии,ибоона

есть нечто иное, как отраженность чистого чувства и его объектив-

ного кореллято-художественного образа - в религиозной сфере.

Религиозная философия ближе всего стоит к превращению бога в

сознательно выработанную иллюзию,поскольку онастроитсистему

гипотез, для защиты потерявших всякий кредит старых мифов и рели-

гиозных преданий.

Место ироль мифа в религиозной философии скрывает проблема

"демифилогизации". Она была выдвинута в1941г.протестантским

теологом Р.Бульт Манном. Конфликт между христианским мифом и сов-

ременной наукой "разрешается" им за счет различения вхристианс-

ком учении "благой вести",и ее мифологического облачения,сос-

тавляющего лишь внешнюю форму,приспособленнуюкмировоззрению

той историческойэпохи,когда это "весть" впервые достигает лю-

дей. Поэтому миф не имеет собственной ценности;он сохраняет или

теряет ценность в зависимости от решения верующего,для которого

миф является только символом, открывающим путь к Богу.

Специфика совмещениямифаи философии в рамках религиозной

философии, как и философия религии,нуждается в глубоком итща-

тельном исследовании.

5. Миф XX века.

Миф, т.е. специфически обобщенные отражения действительности

выступающие вформечувственныхпредставлений и фантастических


одушевленных существ,всегда играл значительную роль в религии и

религиозной философии.

Для XX века большое значение приобретаетполитическиймиф,

ведущий к санкранизации государства,"нации", расы", и т.д., что

с наибольшей полнотой появилось в идеологии фашизма.Причемис-

пользуемый миф оказывается то традиционно религиозным,как древ-

негерманская мифология;то сконструированным в рамках буржуазной

философии; тодемагогическиабсолютизированнойреальнойобщ-

ностью, как "нация", "народ" и др.

Некоторые особенностимифологического мышления могут сохра-

няться в массовом сознании наряду с элементами философского и на-

учного знания, строгой научной логикой.

При некоторых условиях массовое сознание может служитьпоч-

вой дляраспространения"социального" или "политического" мифа,

но в целом мифология как ступень сознания исторически изжиласе-

бя. В развитом цивилизованном обществе мифология может сохранять-

ся не только фрагментарно, спорадически на некоторых уровнях.

Различные формы общественного сознания и после окончательно-

го выделения из мифологии продолжали пользоваться мифом как своим

"языком", расширяя и по новому толкуя мифологические символы.

В частности, в XX веке наблюдается также сознательно обраще-

ние некоторыхнаправленийлитературыкмифологии(Дж.Джойс,

Т.Манн, Ж.Котто и др.),причем имеетместокакпереосмысление

различных традиционныхмифов,таки мифотворческтво - создание

собственных поэтических символов.

.

6. Библиография.

1. Философский энциклопедический словарь.Под ред. Л.Ф.Иль-

ичева.: М.:"Советская энциклопедия",1983.

2. Философия. Под ред. Ю.С.Кохановского - М.:"Феникс",1995

3. Введение в философию Под ред.И.Т.Фролова в 2-х частях -

М.:Политиздат, 1989

4.Андреев Ю.В.Поэзиямифаипроза истории.- Л.:Лениз-

5. Современнаябуржуазнаяфилософияирелигия.Под ред.

А.С.Богомолова. - М.:Политиздат, 1977

6. Варшавский А.С.В поисках предков: происхождение челове-

М.:Московский рабочий, 1982

7. ИтсР.Ф.Шепотземли и молчание неба.Этнографические

этюды о традиционных народных верованиях. - М.:Политиздат, 1990

8. Кант М. Соч. в 6-ти т. - М.:Наука, 1966

9. Кубланов М.М.Возникновение христианства.- М.:Политиз-

10. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. - М.:"Правда", 1990

11. Левада Ю.А. Социальная природа религии. - М.:Политиздат,

12. Соловьев В. Соч. в 2-х т. - М.:"Наука", 1988

13. Спиркин А.Г. Основы философии. - М.:Политиздат, 1988

14. Степалянц Н.Т. Лотос на ладонях. Заметки о духовной жиз-

ни индейцев. - М.:"Наука", 1971

15. Тахо-Годи А.А. Три письма А.Ф.Лосева "Вопросы философии"

16. Тайлор Э.Б.Первобытная культура: пер. с англ. - М.:По-

литиздат, 1989

17. Федосеев П.Н.Философия и научное познание.- М.:"Нау-

18. ХлопинИ.Н.Ачто было до потопа?Исторические корни

древнейших мифов человечества. - Л.:Лениздат, 1990

19. Шаляпин Ф.И. Маска и душа. - М.:Правда, 1989

20. Шпег Г.Г. Сочинения. - М.:"Наука", 1989

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.с.403

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.416

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.459


А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.529

А.Ф.Лосев: Из ранних произведений. - М.:Правда,1990.c.535