Группа звери вики. Тексты песен группы звери

«Звери», предмет обожания российских школьниц в середине нулевых, девять раз забирали награду «Лучшая рок-группа» на премии Муз-ТВ, были лауреатами премий «Дебют» и MTV Россия, а в 2005 журнал «Forbes» внес группу в список самых богатых российских исполнителей. Творчество группы можно отнести к жанру поп-рок.

История создания

Роман Билык, известный поклонникам как Рома Зверь , основал группу «Звери» в 2001 году. Простой парень, выпускник ПТУ из Таганрога, приехал в Москву в 2000 в поисках лучшей жизни. Столица встретила его неприветливо: он ночевал на заброшенных стройках, работал охранником в ночном клубе, но не терял надежды найти контакт с продюсером, который помогла бы ему осуществить давнюю мечту – создать свою рок-группу.


Благодаря работе в клубе он познакомился с продюсером Александром Войтинским, который за пару лет до этого помогал Ивану Шаповалову открыть миру группу «Тату». Остальных музыкантов – барабанщика Михаила Краева, гитариста Владимира Хоружего, басиста Константина Лабецкого и клавишника Кирилла Антоненко – нашли через интернет.

Основные этапы творчества

В 2001 вышел дебютный клип группы на песню «Для тебя», в котором Рома Зверь в строгом костюме и девушка в свадебном платье разыгрывали сюжет, напоминавший фильм «Бонни и Клайд». Захватывающий видеоряд и томный голос вокалиста обеспечил видео ротацию в эфире MTV.

Звери – Для тебя (2001)

В 2003 году музыканты выпустили дебютный альбом «Голод», в который вошли 12 композиций. Абсолютными хитами пластинки стали лиричная «Дожди-пистолеты» и задорная «Просто такая сильная любовь», не покидавшие хит-парад Чартова дюжина. Год спустя вышло переиздание альбома, куда вошла новая песня «Герои», а также несколько концертных записей и дуэт с Татьяной Булановой .

Звери – Просто такая сильная любовь

В феврале 2004 вышел второй альбом «Районы-кварталы». Мнения слушателей были неоднозначными. С одной стороны, в трек-листе присутствовали весьма драйвовые композиции: «Южная ночь», «За любовь из горлышка», «Дело не в этом», напоминавшая дворовые частушки «Люба» и, конечно, песня «Все, что тебя касается», надолго ставшая визитной карточкой «Зверей».


С другой стороны, это был уже не «школьный рок» времен «Голода» – изменилось звучание, в пластинку вошло немало меланхоличных песен с порой даже суицидальными мотивами: «О любви», «Океаны», «Игра в себя», «Запомни меня», «Напитки покрепче». Тем не менее, именно этот альбом «Зверей» считается прорывным – в 2005 году он принес Билыку премию Муз-ТВ в номинации «Лучший альбом».

В 2005 году команда принялась за создание третьего альбома «Когда мы вместе, никто не круче», который вышел в марте 2006. Музыканты вновь поэкспериментировали со звучанием, вследствие чего критики нашли в новом творчестве «Зверей» отсылки к стилю инди-роковых Franz Ferdinand и Arctic Monkeys.


Слушатели отметили на уровень выросшее качество звука, но жаловались на потерю индивидуальности. Если первый альбом «Зверей» сравнивали с самородком, не получившим достойной огранки по причине маленького опыта Ромы и компании, то в третьем мало кому удалось найти что-то новое. Группу обвинили в изначально коммерческом подходе, ориентированности на подростковую аудиторию и инфантилизме.

«Зверям» свойственна энергетика, построенная на бунтарстве, но «Когда мы вместе никто не круче» больше напоминает бурю в стакане воды.

Впрочем, о падении популярности говорить не приходилось – на живых выступлениях «Звери» по-прежнему выдавали эффектное шоу и заряжали посетителей энергией юности. Тем не менее, ходили слухи, что третий альбом станет последним, что Зверь решил распустить группу, чтобы заняться сольным творчеством.

Звери – До скорой встречи

Однако в 2008 году в продажу поступил четвертый альбом «Дальше», также получивший неоднозначные отзывы. В трек-лист вошли всего 12 песен, причем синглы «Тебе», «Я с тобой» и «Брюнетки, блондинки» уже были хорошенько «заслушаны». Тем не менее, благодаря песням «Моя любовь», «Глазки», «Говори» и «Пока» у фанатов появилась надежда на грядущее возрождение старого духа «Зверей». Также в альбом вошла старая песня «Трамвай», признанный стадионный хит.

Осенью в 2009 у «Зверей» появился новый звукорежиссер Дмитрий Добрый, а предыдущий, Алексей Мартынов, покинул команду. Группа приступила к работе над следующим номерным альбомом.


В 2011 году коллектив выпустил юбилейный альбом, где собраны лучшие хиты за все время существования группы (25 песен в новой аранжировке), а также студийную рок-н-ролловую пластинку «Музы», куда вошли уже хорошо знакомые поклонникам треки «Микки», «Никому» и кавер на Виктора Цоя «Мы ждем перемен», получившийся куда жестче оригинала. Рома Зверь утверждал, что «Музы» завершили предыдущую эпоху коллектива и открыли новую страницу.


Альбом «Один на один» 2014 года получился небольшим (всего 9 песен и 1 ремикс) и весьма грустным, с глубокой лирикой и балладным стилем. Прежние «Звери» пробудились разве что в агрессивной «Джульетте». Были выпущены клипы на песни «Молодежь» и «Клятвы», но, как и вся пластинка, они прошли практически незамеченными.

«Запал исчез», – сетовали одни поклонники, другие утверждали, что требовать от 37-летнего женатого мужчины песен про юношеский секс нелепо, что «Звери» ищут новую концепцию и получается у них неплохо.

Правоту второй категории доказал вышедший в 2016 седьмой альбом «Страха нет», где наблюдались и утяжеленное «роковое» звучание, и романтическая лирика, глубоко раскрывавшая поэтическую сторону Ромы Зверя. Стараясь идти в ногу со временем, «Звери» много внимания уделили созданием музыкальных видео: на половину песен из вошедших в альбом 10 клипы вышли на пять: на заглавную «Страха нет», «Муха», «Ты так прекрасна», «Серенада» и «Корабли».


Скандалы

В 2006 году на «Золотом Граммофоне» в Кремле «Звери» должны были играть песню «Рома, извини». Фонограмма заиграла, но Роман остался за кулисами, вышел на сцену лишь ко второму куплету и демонстративно молчал.

Впрочем, конфликты из-за отсутствия возможности спеть не под фонограмму не были для группы редкостью. В ноябре 2008 года, на закрытии премии RMA, «Зверям» не предоставили условия для выступления «вживую», из-за чего музыканты покинули сцену со скандалом: Зверь показал публике средний палец, а гитарист Максим Леонов разбил гитару.

  • Вино и Космос (2018)
  • Группа «Звери» сейчас

    В последнее время «Звери» перешли на новый для них формат мини-альбомов. Так, в сентябре 2017 года вышел EP «Друзья по палате» с пятью новыми песнями. На трек «Весело» был снят клип, точнее, моноклип – создавался он усилиями одного Ромы Зверя в стенах его квартиры. Он был и режиссером, и оператором, и монтажером, и актером.

    Рома Зверь – Весело

    В марте 2018 «Звери» порадовали поклонников еще одной новинкой – мини-альбомом «Вино и космос».


    Вячеслав Зарубов
    Кирилл Афонин
    Герман Осипов
    Валентин Тарасов
    Бывшие
    участники

    Константин Лабецкий
    Кирилл Антоненко
    Владимир Хоружий
    Андрей Гусев
    Максим Леонов
    Алексей Любчик
    Михаил Краев

    Звери (группа) Звери (группа)

    В феврале 2004 года группа выпустила второй альбом, «Районы-Кварталы », ставший для неё прорывом к известности. Целый ряд видеоклипов транслируются телеканалами Муз-ТВ и MTV Россия : «Всё, Что Касается», «Напитки покрепче», «Южная ночь». За альбомом следует концертный тур по России и СНГ, продолжающийся почти два года.

    В 2005 выходят диск ремиксов и «Звери - Караоке». Начинается запись третьего альбома. Осенью в ротации появляется первая песня с будущего диска - «Рома, извини». Сам альбом под названием «» увидел свет в марте 2006 года.

    «Звери» получили целый ряд премий. В 2004-2009 годах группа была названа «Лучшей рок-группой» по версии телеканала Муз-ТВ . В 2005 группа получила аналогичную премию от MTV Россия . В 2004 «Звери» получили премию MTV Europe Music Awards как «Лучший исполнитель России».

    В 2006 Рома Зверь выпустил свою автобиографию под названием «Дожди-пистолеты», где описывается его жизнь в Таганроге до переезда в Москву и создания группы. Наряду с этим наблюдается резкий спад появления на телеэкранах.

    В 2007 выходит клип на песню «Брюнетки и блондинки» с ещё не вышедшего альбома. Меняется состав группы: уходят клавишник Кирилл Антоненко и басист Константин Лабецкий. Их заменили Алексей Любчик (бас-гитара) и Вячеслав Зарубов (клавишные).

    В конце 2007 выходит клип на песню «Тебе» с ещё не вышедшего альбома. Песня «Квартира» входит в саундтрек «Владивосток-ФМ», одной из радиостанций, доступных в игре Grand Theft Auto IV .

    В июле выходит клип на песню «Я с тобой» с ещё не вышедшего альбома. В том же году «Звери» становится «Лучшей рок-группой» по версии Муз-ТВ пятый раз подряд.

    31 октября группа выпускает четвёртый альбом под названием «Дальше», презентовав его в московском клубе «Б1 Максимум ». Альбом должен был выйти ещё весной, но готовый материал был испорчен потопом в студии. Группа переезжает на новую студию: «ZveriSoundStudio».

    В ноябре 2008 группа закрывает премию RMA канала MTV Россия со скандалом. Отыграв 10-минутный сет, состоящий из всех старых хитов, Роман Билык завершает выступление показом средних пальцев и уходит, а гитарист Максим Леонов разбивает свою гитару с надписью «No more rock on RMA» посреди сцены.

    29 и 30-го мая 2009 прошли 2 акустических концерта в Москве в рамках нового проекта «Близкие Звери» во МХАТе им. Горького . В программе прозвучала песня «Весна» группы «Пекин Роу-Роу »

    В начале осени 2009 группу покидает звукорежиссёр Алексей Мартынов, который проработал в группе с самого начала. На смену ему приходит Дмитрий Добрый , работавший до этого с группой «Тараканы! » и певицей Линдой .

    В конце сентября 2009 коллекция концертных клипов («Районы-кварталы», «Танцуй») группы «Звери» пополняется ещё одним творением на песню «Говори». Материалом для клипа послужила видеозапись для DVD, сделанная во время акустических концертов в Москве в конце мая 2009 года.

    К началу 2010 года «Звери» записывают несколько новых песен в Киеве. Они вошли в пятый номерной альбом, выпуск которого был весной 2011-го года.

    2011 год стал годом 10-летия группы, поэтому «Звери» отметили эту дату масштабно. 2 декабря 2011 года группа отыграла большой концерт в Ледовом Дворце в Санкт-Петербурге и 11 декабря 2011 года в СК «Олимпийский» в Москве.

    В январе 2010 года появился клип на песню «Никому», режиссёром которого впервые выступил Роман Билык.

    8 марта 2011 года вышел пятый студийный альбом «Музы», в который вошли девять новых треков, кавер-трибьют на группу «Кино» - «Перемен» и два ремикса на песни «Солнце за нас» и «Микки».

    1 июня 2012 года группа «Звери» в седьмой раз получила премию МУЗ-ТВ в номинации «Лучшая рок-группа» В рамках выступления на премии совместно с группой «Каста » группа исполнила хит Вокруг Шум. В конце июля 2012 года вышел клип группы «Звери» на песню «Никуда не надо» с альбома «Музы» (2011).

    14 июня 2013 года группа выпустила новый сингл под названием «Молодёжь», на который был сделан видеоклип, записанный на сольном концерте, 27 апреля 2013 года в Москве.

    В 2015 году Звери получили награду «Лучшая рок-группа» телеканала Муз-ТВ.

    1 марта 2016 года группа Звери выпустили седьмой студийный альбом «Страха нет», релиз которого состоялся в iTunes. Альбом записывался при участии лондонских саунд-продюсеров, в числе которых Джерри Бойз, известный по сотрудничеству с The Beatles и The Rolling Stones. Оформление к альбому рисовал молодой, но уже известный художник Александр Воцмущ. Презентация клипа на песню «Муха» состоялась 29 февраля, главную роль в видео сыграла молодая актриса Ира Горбачева, режиссёром выступил Рома Зверь. Также Рома Зверь экранизировал песню «Страха нет», где главные роли исполнили люди, которые преодолевают страх свой собственный и делают что-то удивительное: скейтеры, танцовщица pole dance, слеклайнер, брейкдансеры, фаерщица и другие. Летом 2016 года вышел экспериментальный клип на песню «Ты так прекрасна», Рома Зверь выступил не только в качестве режиссёра, но и оператора, продюсера, монтажера и – сыграл одну из главных ролей вместе с супругой Мариной Королевой. Клип был снят на одну камеру GoPro.

    12 июня 2016 года стало известно, что в июле группу покидают Максим Леонов (соло-гитара , бэк-вокал), Алексей Любчик (бас-гитара), Михаил Краев (ударные). Их место заняли молодые профессиональные музыканты Кирилл Афонин (бас-гитара), Герман Осипов (гитара), Валентин Тарасов (ударные), за клавишами остался Вячеслав Зарубов.

    Состав

    Нынешний состав

    • Роман Билык (Рома Зверь) - вокал , акустическая гитара , ритм-гитара ; продюсер (2001-наши дни)
    • Вячеслав Зарубов - клавишные (2007-наши дни)
    • Кирилл Афонин - бас-гитара (2016 - наши дни)
    • Герман «Албанец» Осипов - соло-гитара (2016 - наши дни)
    • Валентин Тарасов - ударные (2016 - наши дни)

    Бывшие участники

    • Константин Лабецкий - бас-гитара (2003-2007)
    • Кирилл Антоненко - клавишные (2002-2007)
    • Владимир Хоружий - гитара (2002-2003)
    • Андрей Гусев (Густав) (2002-2003)
    • Максим Леонов - соло-гитара , бэк-вокал (2003-2016)
    • Алексей Любчик - бас-гитара (2007-2016)
    • Михаил Краев - ударные (2002-2016)

    Дискография

    Студийные альбомы

    • - Голод
    • - Районы-кварталы
    • - Когда мы вместе, никто не круче
    • - Дальше
    • - Музы
    • 2013 - Лучшие
    • - Один на один
    • - Страха нет

    Концертные альбомы

    • - «Акустика» - первый концертный альбом группы «Звери»

    Ремиксовые альбомы

    Радиосинглы

    Год Название Чарты Альбом
    RUS Moscow Airplay Итоговый годовой
    2003 Герои 67 - - -
    «Всё, что касается» 8 - - Районы-кварталы
    2004 100 - - Голод
    106 69 - Районы-кварталы
    30 - -
    18 - - -
    7 13 23 Районы-кварталы
    - - - -
    2005 (S-Fucktion Mix)» 68 - 129 Голод
    5 - - Когда мы вместе, никто не круче
    105 - - Районы-кварталы
    2 4 45 Когда мы вместе, никто не круче
    2006 «До скорой встречи» 1 1 1
    7 25 61
    2007 «Брюнетки и блондинки» 65 96 - Дальше
    60 - 144
    2008 «Я с тобой» 40 64 78
    2009 27 33 -
    43 56 - -

    «-» песня отсутствовала в чарте

    Видеография

    Клипография

    1. 2001 - «Для тебя»
    2. 2002 - «Просто такая сильная любовь»
    3. 2003 - «Дожди-пистолеты»
    4. 2003 - «Всё, что касается»
    5. 2004 - «Маленькая „с“» (анимационный)
    6. 2004 - «Южная ночь»
    7. 2004 - «Напитки покрепче»
    8. 2004 - «Районы-кварталы» (концертный)
    9. 2005 - «Рома, извини»
    10. 2006 - «До скорой встречи»
    11. 2006 - «Танцуй»
    12. 2007 - «Брюнетки и блондинки»
    13. 2007 - «Тебе»
    14. 2008 - «Я с тобой»
    15. 2009 - «Говори» (концертный)
    16. 2010 - «Никому»
    17. 2012 - «Никуда не надо»
    18. 2013 - «Молодежь» (концертный)
    19. 2015 - «Клятвы»
    20. 2015 - «Прогулки»
    21. 2016 - «Муха»
    22. 2016 - «Страха нет»
    23. 2016 - «Ты так прекрасна»

    Концертные записи

    Запись живого сольного концерта группы «Звери», состоявшаяся 11 декабря 2004 года в Олимпийском и включающая в себя песни с двух альбомов – «Голод» и «Районы-кварталы». Tрэклист:

    1. Камикадзе
    2. За любовь из горлышка
    3. Для тебя
    4. Пингвины
    5. Кольцевая
    6. Напитки покрепче
    7. Южная ночь
    8. Просто такая сильная любовь
    9. Молнии
    10. О любви
    11. Фабрика грёз
    12. Районы-кварталы
    13. Океаны
    14. Всё, что касается
    15. Быть добрее
    16. Капканы
    17. Трамвай
    18. Маленькая «с»
    19. Дело не в этом
    20. Дожди-пистолеты
    21. Игра в себя
    22. Запомни меня
    23. Районы-кварталы

    Напишите отзыв о статье "Звери (группа)"

    Примечания

    Литература

    • А. С. Алексеев . Кто есть кто в российской рок-музыке . - М . : АСТ: Астрель: Харвест, 2009. - С. 177, 178. - ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). - ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). - ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).

    Ссылки

    • на сайте «»

    Отрывок, характеризующий Звери (группа)

    Наташа засмеялась, графиня тоже слабо улыбалась.
    – Я знала, что вы позволите… так я так и скажу. – И Наташа, поцеловав мать, встала и пошла к двери.
    В зале она встретила отца, с дурными известиями возвратившегося домой.
    – Досиделись мы! – с невольной досадой сказал граф. – И клуб закрыт, и полиция выходит.
    – Папа, ничего, что я раненых пригласила в дом? – сказала ему Наташа.
    – Разумеется, ничего, – рассеянно сказал граф. – Не в том дело, а теперь прошу, чтобы пустяками не заниматься, а помогать укладывать и ехать, ехать, ехать завтра… – И граф передал дворецкому и людям то же приказание. За обедом вернувшийся Петя рассказывал свои новости.
    Он говорил, что нынче народ разбирал оружие в Кремле, что в афише Растопчина хотя и сказано, что он клич кликнет дня за два, но что уж сделано распоряжение наверное о том, чтобы завтра весь народ шел на Три Горы с оружием, и что там будет большое сражение.
    Графиня с робким ужасом посматривала на веселое, разгоряченное лицо своего сына в то время, как он говорил это. Она знала, что ежели она скажет слово о том, что она просит Петю не ходить на это сражение (она знала, что он радуется этому предстоящему сражению), то он скажет что нибудь о мужчинах, о чести, об отечестве, – что нибудь такое бессмысленное, мужское, упрямое, против чего нельзя возражать, и дело будет испорчено, и поэтому, надеясь устроить так, чтобы уехать до этого и взять с собой Петю, как защитника и покровителя, она ничего не сказала Пете, а после обеда призвала графа и со слезами умоляла его увезти ее скорее, в эту же ночь, если возможно. С женской, невольной хитростью любви, она, до сих пор выказывавшая совершенное бесстрашие, говорила, что она умрет от страха, ежели не уедут нынче ночью. Она, не притворяясь, боялась теперь всего.

    M me Schoss, ходившая к своей дочери, еще болоо увеличила страх графини рассказами о том, что она видела на Мясницкой улице в питейной конторе. Возвращаясь по улице, она не могла пройти домой от пьяной толпы народа, бушевавшей у конторы. Она взяла извозчика и объехала переулком домой; и извозчик рассказывал ей, что народ разбивал бочки в питейной конторе, что так велено.
    После обеда все домашние Ростовых с восторженной поспешностью принялись за дело укладки вещей и приготовлений к отъезду. Старый граф, вдруг принявшись за дело, всё после обеда не переставая ходил со двора в дом и обратно, бестолково крича на торопящихся людей и еще более торопя их. Петя распоряжался на дворе. Соня не знала, что делать под влиянием противоречивых приказаний графа, и совсем терялась. Люди, крича, споря и шумя, бегали по комнатам и двору. Наташа, с свойственной ей во всем страстностью, вдруг тоже принялась за дело. Сначала вмешательство ее в дело укладывания было встречено с недоверием. От нее всё ждали шутки и не хотели слушаться ее; но она с упорством и страстностью требовала себе покорности, сердилась, чуть не плакала, что ее не слушают, и, наконец, добилась того, что в нее поверили. Первый подвиг ее, стоивший ей огромных усилий и давший ей власть, была укладка ковров. У графа в доме были дорогие gobelins и персидские ковры. Когда Наташа взялась за дело, в зале стояли два ящика открытые: один почти доверху уложенный фарфором, другой с коврами. Фарфора было еще много наставлено на столах и еще всё несли из кладовой. Надо было начинать новый, третий ящик, и за ним пошли люди.
    – Соня, постой, да мы всё так уложим, – сказала Наташа.
    – Нельзя, барышня, уж пробовали, – сказал буфетчнк.
    – Нет, постой, пожалуйста. – И Наташа начала доставать из ящика завернутые в бумаги блюда и тарелки.
    – Блюда надо сюда, в ковры, – сказала она.
    – Да еще и ковры то дай бог на три ящика разложить, – сказал буфетчик.
    – Да постой, пожалуйста. – И Наташа быстро, ловко начала разбирать. – Это не надо, – говорила она про киевские тарелки, – это да, это в ковры, – говорила она про саксонские блюда.
    – Да оставь, Наташа; ну полно, мы уложим, – с упреком говорила Соня.
    – Эх, барышня! – говорил дворецкий. Но Наташа не сдалась, выкинула все вещи и быстро начала опять укладывать, решая, что плохие домашние ковры и лишнюю посуду не надо совсем брать. Когда всё было вынуто, начали опять укладывать. И действительно, выкинув почти все дешевое, то, что не стоило брать с собой, все ценное уложили в два ящика. Не закрывалась только крышка коверного ящика. Можно было вынуть немного вещей, но Наташа хотела настоять на своем. Она укладывала, перекладывала, нажимала, заставляла буфетчика и Петю, которого она увлекла за собой в дело укладыванья, нажимать крышку и сама делала отчаянные усилия.
    – Да полно, Наташа, – говорила ей Соня. – Я вижу, ты права, да вынь один верхний.
    – Не хочу, – кричала Наташа, одной рукой придерживая распустившиеся волосы по потному лицу, другой надавливая ковры. – Да жми же, Петька, жми! Васильич, нажимай! – кричала она. Ковры нажались, и крышка закрылась. Наташа, хлопая в ладоши, завизжала от радости, и слезы брызнули у ней из глаз. Но это продолжалось секунду. Тотчас же она принялась за другое дело, и уже ей вполне верили, и граф не сердился, когда ему говорили, что Наталья Ильинишна отменила его приказанье, и дворовые приходили к Наташе спрашивать: увязывать или нет подводу и довольно ли она наложена? Дело спорилось благодаря распоряжениям Наташи: оставлялись ненужные вещи и укладывались самым тесным образом самые дорогие.
    Но как ни хлопотали все люди, к поздней ночи еще не все могло быть уложено. Графиня заснула, и граф, отложив отъезд до утра, пошел спать.
    Соня, Наташа спали, не раздеваясь, в диванной. В эту ночь еще нового раненого провозили через Поварскую, и Мавра Кузминишна, стоявшая у ворот, заворотила его к Ростовым. Раненый этот, по соображениям Мавры Кузминишны, был очень значительный человек. Его везли в коляске, совершенно закрытой фартуком и с спущенным верхом. На козлах вместе с извозчиком сидел старик, почтенный камердинер. Сзади в повозке ехали доктор и два солдата.
    – Пожалуйте к нам, пожалуйте. Господа уезжают, весь дом пустой, – сказала старушка, обращаясь к старому слуге.
    – Да что, – отвечал камердинер, вздыхая, – и довезти не чаем! У нас и свой дом в Москве, да далеко, да и не живет никто.
    – К нам милости просим, у наших господ всего много, пожалуйте, – говорила Мавра Кузминишна. – А что, очень нездоровы? – прибавила она.
    Камердинер махнул рукой.
    – Не чаем довезти! У доктора спросить надо. – И камердинер сошел с козел и подошел к повозке.
    – Хорошо, – сказал доктор.
    Камердинер подошел опять к коляске, заглянул в нее, покачал головой, велел кучеру заворачивать на двор и остановился подле Мавры Кузминишны.
    – Господи Иисусе Христе! – проговорила она.
    Мавра Кузминишна предлагала внести раненого в дом.
    – Господа ничего не скажут… – говорила она. Но надо было избежать подъема на лестницу, и потому раненого внесли во флигель и положили в бывшей комнате m me Schoss. Раненый этот был князь Андрей Болконский.

    Наступил последний день Москвы. Была ясная веселая осенняя погода. Было воскресенье. Как и в обыкновенные воскресенья, благовестили к обедне во всех церквах. Никто, казалось, еще не мог понять того, что ожидает Москву.
    Только два указателя состояния общества выражали то положение, в котором была Москва: чернь, то есть сословие бедных людей, и цены на предметы. Фабричные, дворовые и мужики огромной толпой, в которую замешались чиновники, семинаристы, дворяне, в этот день рано утром вышли на Три Горы. Постояв там и не дождавшись Растопчина и убедившись в том, что Москва будет сдана, эта толпа рассыпалась по Москве, по питейным домам и трактирам. Цены в этот день тоже указывали на положение дел. Цены на оружие, на золото, на телеги и лошадей всё шли возвышаясь, а цены на бумажки и на городские вещи всё шли уменьшаясь, так что в середине дня были случаи, что дорогие товары, как сукна, извозчики вывозили исполу, а за мужицкую лошадь платили пятьсот рублей; мебель же, зеркала, бронзы отдавали даром.
    В степенном и старом доме Ростовых распадение прежних условий жизни выразилось очень слабо. В отношении людей было только то, что в ночь пропало три человека из огромной дворни; но ничего не было украдено; и в отношении цен вещей оказалось то, что тридцать подвод, пришедшие из деревень, были огромное богатство, которому многие завидовали и за которые Ростовым предлагали огромные деньги. Мало того, что за эти подводы предлагали огромные деньги, с вечера и рано утром 1 го сентября на двор к Ростовым приходили посланные денщики и слуги от раненых офицеров и притаскивались сами раненые, помещенные у Ростовых и в соседних домах, и умоляли людей Ростовых похлопотать о том, чтоб им дали подводы для выезда из Москвы. Дворецкий, к которому обращались с такими просьбами, хотя и жалел раненых, решительно отказывал, говоря, что он даже и не посмеет доложить о том графу. Как ни жалки были остающиеся раненые, было очевидно, что, отдай одну подводу, не было причины не отдать другую, все – отдать и свои экипажи. Тридцать подвод не могли спасти всех раненых, а в общем бедствии нельзя было не думать о себе и своей семье. Так думал дворецкий за своего барина.
    Проснувшись утром 1 го числа, граф Илья Андреич потихоньку вышел из спальни, чтобы не разбудить к утру только заснувшую графиню, и в своем лиловом шелковом халате вышел на крыльцо. Подводы, увязанные, стояли на дворе. У крыльца стояли экипажи. Дворецкий стоял у подъезда, разговаривая с стариком денщиком и молодым, бледным офицером с подвязанной рукой. Дворецкий, увидав графа, сделал офицеру и денщику значительный и строгий знак, чтобы они удалились.
    – Ну, что, все готово, Васильич? – сказал граф, потирая свою лысину и добродушно глядя на офицера и денщика и кивая им головой. (Граф любил новые лица.)
    – Хоть сейчас запрягать, ваше сиятельство.
    – Ну и славно, вот графиня проснется, и с богом! Вы что, господа? – обратился он к офицеру. – У меня в доме? – Офицер придвинулся ближе. Бледное лицо его вспыхнуло вдруг яркой краской.
    – Граф, сделайте одолжение, позвольте мне… ради бога… где нибудь приютиться на ваших подводах. Здесь у меня ничего с собой нет… Мне на возу… все равно… – Еще не успел договорить офицер, как денщик с той же просьбой для своего господина обратился к графу.
    – А! да, да, да, – поспешно заговорил граф. – Я очень, очень рад. Васильич, ты распорядись, ну там очистить одну или две телеги, ну там… что же… что нужно… – какими то неопределенными выражениями, что то приказывая, сказал граф. Но в то же мгновение горячее выражение благодарности офицера уже закрепило то, что он приказывал. Граф оглянулся вокруг себя: на дворе, в воротах, в окне флигеля виднелись раненые и денщики. Все они смотрели на графа и подвигались к крыльцу.
    – Пожалуйте, ваше сиятельство, в галерею: там как прикажете насчет картин? – сказал дворецкий. И граф вместе с ним вошел в дом, повторяя свое приказание о том, чтобы не отказывать раненым, которые просятся ехать.
    – Ну, что же, можно сложить что нибудь, – прибавил он тихим, таинственным голосом, как будто боясь, чтобы кто нибудь его не услышал.
    В девять часов проснулась графиня, и Матрена Тимофеевна, бывшая ее горничная, исполнявшая в отношении графини должность шефа жандармов, пришла доложить своей бывшей барышне, что Марья Карловна очень обижены и что барышниным летним платьям нельзя остаться здесь. На расспросы графини, почему m me Schoss обижена, открылось, что ее сундук сняли с подводы и все подводы развязывают – добро снимают и набирают с собой раненых, которых граф, по своей простоте, приказал забирать с собой. Графиня велела попросить к себе мужа.
    – Что это, мой друг, я слышу, вещи опять снимают?
    – Знаешь, ma chere, я вот что хотел тебе сказать… ma chere графинюшка… ко мне приходил офицер, просят, чтобы дать несколько подвод под раненых. Ведь это все дело наживное; а каково им оставаться, подумай!.. Право, у нас на дворе, сами мы их зазвали, офицеры тут есть. Знаешь, думаю, право, ma chere, вот, ma chere… пускай их свезут… куда же торопиться?.. – Граф робко сказал это, как он всегда говорил, когда дело шло о деньгах. Графиня же привыкла уж к этому тону, всегда предшествовавшему делу, разорявшему детей, как какая нибудь постройка галереи, оранжереи, устройство домашнего театра или музыки, – и привыкла, и долгом считала всегда противоборствовать тому, что выражалось этим робким тоном.

    Как считается рейтинг
    ◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
    ◊ Баллы начисляются за:
    ⇒ посещение страниц, посвященных звезде
    ⇒ голосование за звезду
    ⇒ комментирование звезды

    Биография, история жизни группы "Звери"

    Группа основана Романом Билыком (Рома Зверь) - вокал, автор песен. Который приехал в Москву в 2001 году из Таганрога. Сейчас в группу помимо Романа входят: Кирилл Антоненко (Кирбас) - клавиши, Максим Леонов - гитара, Миша Краев (Пчёлка)- барабаны и Костя Лабецкий - бас. Впервые коллектив попал в поле зрения публики, когда появилась песня "Для тебя", на которую был снят эффектный клип. Но настоящая популярность пришла лишь с появлением в конце 2002 чрезвычайно успешного хита "Просто такая сильная любовь", также сопровождавшегося запоминающимся видеорядом. Первое концертное выступление коллектива состоялось в феврале 2003, когда публике был представлен дебютный альбом "Голод", который с момента выхода имеет достаточно серьезный и стабильный успех. Сейчас группа выпустила второй по счету альбом "Районы Кварталы". Который так же пользуется огромной популярностью! Песня "Все, что касается" рейдирует во всех хит-парадах России! 26 Марта В Лужниках группа дала свой очередной концерт! На концерте прозвучали все песни группы Звери! И на этом группа не заканчивает график своих выступлений! Начиная с 28 Марта группа поедет выступать по всей России! Ждите группу Звери в своем городе! Успех группы "Звери" объяснить трудно: это и не типичный коллектив с красавчиком-солистом, и не рок-группа с характерным звучанием и надрывными текстами. Песенки про любовь, простые и понятные, оказались самым востребованным товаром, и теперь группа "Звери" буквально нарасхват. График гастролей расписан до середины лета, отдохнуть удается редко, но солист "Зверей" Рома Билык не падает духом и мечтает о любви.

    На концерт в подмосковном Королеве вместе со "Зверями" поехали журналисты. После выступления продюсер коллектива и сам Рома Билык согласились дать интервью, пишет "Московский комсомолец".
    Вот как продюсер группы Александр Войтинский объясняет "зверский" успех своего проекта: "Я мечтал бы о бойз-бэнде. Потому что увеличивается привлекательность проекта. Я когда понял, что можно сочетать рок с бойз-бэндовскими технологиями, то в видео "Дожди-пистолеты" стал очень много снимать ребят (всех музыкантов, не только солиста) - как они играют, лица, фигуры... А вот Матвиенко делает наоборот: использует в бойз-бэнде технологии рок-группы - раздает "Корням" инструменты... Зеркальный прием. Я сделал правильный продюсерский ход. Самые известные продюсеры: Гройсман там, Пономарев, Бурлаков - они ведь ищут всегда что-то с изюминкой, что-то непохожее. А я понял, что надо искать похожее. На всех, на народ. Я сделал открытие: художник считает, что он должен показать всему миру, чем он отличается, свою индивидуальность. А я понял, что надо показывать, чем я похож на весь мир! И это, я утверждаю, фундаментальное открытие в искусстве. Искусство как способ самовыражения - это чушь. Искусство - это способ налаживания коммуникативных связей. Это самое ценное: чтобы тебя поняли, чтобы произошло это - ОТ МЕНЯ К ТЕБЕ. За это не жалко отдать жизнь. Это самое прекрасное чувство на свете: когда ты вдруг понимаем. На примере "Зверей" - это была стратегия с самого начала: человек из середины. Никакого изюма, которого все ищут, на Роме нету. Он совершенно такой, как и все. При этом он вызывает вот у меня уважение: он - строитель, мужик, может голыми руками построить дом, всегда пойдет проводит девушку. Все отношения с женщинами у Ромы - рыцарские, если уж он их начинает. Это только внешне он выглядит как какой-то ловелас и хам. У него прекрасная семья в Таганроге, брат-тракторист, веселый парень... Рома очень уважает батю своего, маме деньги постоянно отправляет, как только стал чего-то зарабатывать... То есть настоящий парень! Такие вызывают уважение, а не лондон-мумий тролли. Таких людей я не люблю: золотую молодежь там, интеллектуальщиков... А серединные люди, как Рома, и подставляют животы под пули, когда надо. Я всегда сам хотел быть таким. Может, у меня не получилось: слишком много книг читал в детстве, это меня испортило. Я хотел делать классический поп-проект с парнем на вокале. Но совершенно не знал, как этим заниматься. А заниматься, конечно же, надо всегда тем, чего ты не знаешь и не умеешь. Только тогда у тебя есть свежий взгляд, и ты сразу видишь правильные решения. Я проводил кастинги для проекта - и чувствовал: все мимо кассы. Все, кто приходит, никуда не годятся: пусто. И я плюнул на это. Потом знакомый привел парня из Таганрога. И мне дико понравился его голос. Полгода мы пробовали, чтобы Рома пел чужие песни всяких там поэтов, - и в полный тупик зашло. А у Ромы когда есть внутренние проблемы - он может сидеть и час молчать, ни на что не реагировать. Сидит мрачный все время: я думаю - господи прости, сумасшедший какой-то попался, что ли... Потом стал убегать, как зверек. Исчезал дня на два, на три - пил, иногда звонил, иногда просто в синяках весь возвращался... А потом пришел: "Я песню написал. Сам". И достает: сразу такая красота, где он - настоящий. И я ему сказал: просто делай теперь все что хочешь: вот что есть в тебе, что тебя ломает, что тебе плохо без любви или с любовью - все в песню! И дальше уже моя задача была - не трогать моими больными интеллектуальными мозгами человека этого. Но "Звери" - это не продюсерский проект все же. Потому что я сам за Ромой иду: как вот охота за дичью... Гончий пес впереди бежит. Охотник сам не знает, где он дичь почует, но знает, что он его выведет. И кто кого, получается, ведет: хоть я и охотник, но кто я без гончего пса? Если он убежит от меня - что я принесу королю во двор, где моя дичь? Всегда работают образы, и самое главное - их предъявить людям. Я пытался раскрыть образ нормального, настоящего парня. Как такой может познакомиться на улице? Вот так: подойти к незнакомой девчонке, которая уже с кем-то, получить по морде, стерпеть это - "Просто такая сильная любовь". Я предъявил в видео образ, характер серединного человека - и стал рисовать его дальше".

    ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


    А вот что о себе рассказывает солист "Зверей" Рома Билык: "У меня есть профессии: каменщика, штукатура, плиточника, отделочника, сварщика, монтажника... Я в колледже учился по специальности промышленно-гражданское строительство. Все в разрезе, с фундамента до кровли, плюс всякая там геодезия. Я всегда куда-то стремился... Песни писал давно. Но по-настоящему, вот только когда в Москву приехал, стал писать.

    Рома считает, что музыка, которую они играют – это, скорее, рок: "По концертам, наверное, да. А по музыке я не знаю, что у нас за направление. Ну, на гитарах играем - значит, рок. Мы вживую всегда выступаем. И мы на сцену пьяными не выходим Алкоголь же расслабляет - нельзя двигаться много. Тело становится ватным, и после четвертой песни уже валишься. Это обманчивое чувство: что когда выпьешь - сразу бычишься, сила прет. Неправда. Мы один-единственный раз выступали принявшими. Кошмар - сдохли все. после концерта я могу чуть-чуть вина красного. А в принципе невозможно пить. Сил нет. Дорога, самолеты, поезда, автобусы отнимают силы полностью. Если еще и пить - тогда вообще могила. А напряжение - чего? Потом в отпуск поеду".

    Солист "Зверей" мечтает об отдыхе и любви: "Хочу в пансионат. Такой совковый - чтоб столовая, завтраки по расписанию, компот... Мы в Саратове как-то жили в таком - клево. Массажистки, женщины там разные, живут своей жизнью... Пойти на какой-нибудь электрофорез, процедуру какую-нибудь сделать... Потом на море или на речку, если есть. Рыбу ловить. Мы вот в тур берем с собой удочки. Сейчас на Дальний Восток с собой собрал. Когда будем ловить - не знаю, там 10 концертов сплошняком. Но главное - закинуть. Мы как-то в черте города какого-то рыбачили. Ничего не поймали, простудились. Но сам факт, что забросил и стоишь, - прикольно. Еще если в городах есть время, ну хотя бы полночи, езжу, смотрю: в какой-нибудь клуб, или в баню, или достопримечательности глянуть... Или просто с таксистом покататься. Общаюсь с ним, про зарплату спрашиваю.

    Единственная мечта сейчас - влюбиться. Знаешь, вот когда влюбляешься в кого-то, еще ничего у вас не было, ну целовались там в щечку... Но ты понапридумывал уже себе всякого, накрутил себя... И звонишь ей, говоришь "привет", а она спокойно так в ответ: "привет", - и ты начинаешь жутко ревновать. Как это она тебе так просто "привет", когда такое чувство, почему не "дорогой, любимый, наконец-то..." Как она могла без тебя в кафе пойти, как может там официанту улыбаться... Или ты едешь к ней, несешься, а она: у меня еще дела - давай встретимся через полчаса. И ты запсиховал: как это через полчаса, а не через 10 минут. И ты будешь нервничать, не спать, мучиться! Офигенное чувство! Ну вот как раз сейчас у меня что-то эдакое вырисовывается вроде..."

    Группа вскоре выпустила клип «Для тебя», видео для которого было снято раньше, чем написана песня. … Читать всё

    Группа «Звери» была создана в 2001 году приезжим из Таганрога Романом Билыком, известным под псевдонимом Рома Зверь. Продюсером стал композитор Александр Войтинский, ранее сотрудничавший с продюсером группы «Тату» Иваном Шаповаловым. Музыкантов группы они набрали через обьявления в сети Интернет.

    Группа вскоре выпустила клип «Для тебя», видео для которого было снято раньше, чем написана песня. За клипом последовал дебютный альбом «Голод». Песня с этого альбома «Дожди-пистолеты» имела успех в хит-параде "Чартова дюжина". В том же году группа впервые выступила на фестивале "Нашествие".

    В 2004 году группа выпустила второй альбом, «Районы-кварталы», ставший для нее прорывом к известности. Целый ряд видеоклипов транслируются телеканалами Муз-ТВ и MTV Россия: «Всё, что касается», «Напитки покрепче», «Южная ночь». За альбомом следует концертный тур по России и СНГ, продолжающийся почти два года. Популярность ансамбля растет, однако обозреватели отмечают все более сильный поп-уклон в творчестве Билыка. Наряду с рок-фестивалями, «Звери» начинают выступать на мероприятиях поп-индустрии.

    В 2005 выходят диск ремиксов и «Звери - Караоке». Начинается запись третьего альбома. Осенью в ротации появляется первая песня с будущего диска - «Рома, извини». Сам альбом под названием «Когда мы вместе, никто не круче» увидел свет в марте 2006 года.

    «Звери» получили целый ряд премий в области шоу-бизнеса. В 2004 и 2005 году группа была названа «Лучшей рок-группой» по версии телеканала Муз-ТВ. В 2005 г. группа получила аналогичную премию от MTV Россия. В 2004 г. «Звери» получили премию MTV Europe Music Awards как «Лучший исполнитель России». Группа также снялась в фильме «Слова и музыка».

    В 2007 году Рома Зверь выпустил первую часть своей книги «Дожди-пистолеты», посвященной истории группы.

    Роман Билык (Рома Зверь) - вокал, гитара;

    Кирилл Антоненко (Кирбас) - клавишные;

    Максим Леонов - гитара;

    Константин Лабецкий - бас-гитара;

    Михаил Краев (Пчелка) - ударные.


    За любовь из горлышка
    Запомни меня
    Игра в себя
    Идеально не бывает
    Квартира
    Киборг-убийца
    Клятвы
    Кнопки
    Корабли
    Космический партизан
    Лапами вверх
    Лучшее в тебе
    Люба
    Микки
    Молнии вверх
    Молодежь
    Моя любовь
    Муха
    Наедине
    Напитки покрепче
    Настя
    Не беда
    Небо пружинит
    Не важно
    Незнайка
    Не плачь (feat. Лампочка)
    Не предавай
    Никому
    Никуда не надо
    Оба
    Облака из папирос
    Один на один
    О любви
    Океаны
    Оставь себе OST «Майские ленты»
    Пацифист
    Перемен
    Прогулки
    Птенец
    Районы-кварталы
    Рок-н-ролл
    Рома, извини
    Рули
    Серенада
    С добрым утром
    Свобода
    Снегурочка
    Снегопад
    Солнечный зайчик
    Солнце за нас
    Спасибо
    Страха нет
    Танцуй
    Ты так прекрасна
    Хочу тебя
    Элвис
    Южная ночь

    Биография(история) группы Звери

    Группа «Звери» – самая популярная рок-группа в России. Вот уже на протяжение более десяти лет коллектив несет знамя победителя. Солистом и несменным лидером группы является Роман Билык. Именно благодаря Роману был сформирован этот великолепный коллектив. Однажды летом Роман понял, что жизнь в родном городе Таганроге бесперспективна и решил отправиться в Москву. Поскольку денег у парня практически не было, он решил положиться на помощь знакомых, но их телефоны предательски молчали. Тогда Рома не унывая, принимает решение пойти работать по специальности. У артиста за плечами было лишь два года обучения в строительном ПТУ №23 г.Таганрога и Таганрогский строительный колледж.

    Спустя несколько месяцев, осенью того же года Рома познакомился с Александром Войтинским, будущим продюсером и режиссером всех клипов группы «Звери». Они пришли к тому, что Рома будет заниматься творчеством, а Александр будет заниматься его продвижением и финансами. Будущему «Зверю» повезло, что в самом начале своего творческого пути он встретил человека, настолько тонко чувствующего душу творца и хорошо понимающего, дальше какой черты не должны заходить коммерческие интересы. Спустя два года после приезда в Москву, Рома приступил к ее покорению и вместе с режиссером снял свой первый клип на песню «Для тебя».

    Со съемок этого видео начались исполнения заветных желаний двух творцов: у Ромы была мечта создать группу и петь свои песни, которые будут нравиться девчонкам, а у Войтинского - заняться режиссурой и снимать клипы. Несмотря на незначительные ротации, группу отметили не только сотни молодых девушек, но и глава звукозаписывающего лейбла Алексей Козин. Прослушав демо-записи первого альбома, Алексей решил работать с группой. Многие его коллеги отговаривали его, но он решил не идти у всех на поводу. Алексей решил дать шанс этой молодой и талантливой группе, и как сейчас может заметить не зря. Уже спустя два года «Звери» смогли собрать полный зал в «Лужниках», а ещё через полгода крупнейшую концертную площадку страны - СК «Олимпийский».

    История головокружительного успеха группы началась именно с песни «Для тебя». Данная композиция появляется в ротации крупнейших радиостанций России, а через полгода клип на композицию «Просто такая сильная любовь» занимает топовые места в хит-парадах главных музыкальных каналов. Стоит отметить, что Рома Билык не только талантливый музыкант и певец, но и хороший актер. Ни в одном из клипов нет нанятого актера, все роли Зверь играет сам. Вскоре изображение вокалиста группы появляется на обложках популярных молодёжных журналов, а чуть позже и глянцевых изданий. Вообще этот год стал очень плодотворным для коллектива. Они выпускают первый альбом «Голод», которой моментально расходится впечатляющим тиражом. Ребята начинают активно гастролировать.

    Через короткий промежуток времени «Звери» выпускают второй альбом «Районы-Кварталы», дают грандиозный концерт в «Лужниках» и отправляются во всероссийский гастрольный тур. Ребята проезжают всю Россию от Калининграда до Южно-Сахалинска. К этому моменту у группы уже большое количество хитов. А второй альбом стал одним из самых продаваемых за всю историю группы, именно в него вошло больше всего хитовых композиций из репертуара группы. Многие считают, что именно на этот период времени приходится пик славы коллектива.

    Спустя небольшой перерыв группа выпускает третий студийный альбом «Когда мы вместе, никто не круче». К этому момента «Звери» уже много раз ездили с гастролями по России. Группа принимает решение расширить географию своих выступлений - Германия, Франция, США, Канада. И вот, уже спустя пару месяцев и эти страны покорены молодой и талантливой группой. На очереди новые страны и континенты. Вокалист Рома, помимо музыкальной деятельности, успел издать свою книгу, которую назвал «Дожди-пистолеты», совсем недавно разработал собственную линию одежды. Певец, музыкант, поэт, композитор, актер, а теперь еще и писатель и дизайнер. Неизвестно, какой новый талант отыщет Рома в себе.

    В настоящий момент группа работает над записью нового альбома. Роман сказал, что новая пластинка будет отличаться по звучанию от всех предыдущих работ. Группа всегда могла удивить чем-нибудь новеньким своего слушателя, наверняка в этот раз будет не хуже. У ребят есть свой собственный стиль, неповторимый и уникальный. У «Зверей» тысячи поклонников, которые всегда их ждут и любят. А ведь для артиста это самое важное, чтобы его любили и всегда ждали, не смотря ни на что. Можно сказать с уверенностью, что эту рок-группу будут ждать всегда и везде.

    В 2015 году Звери получили награду «Лучшая рок-группа» телеканала Муз-ТВ.

    В марте 2016 года выходит новый альбом - "Страха нет". По словам Ромы Зверя, новая пластинка порадует меломанов своей необычайной бодростью и отличным качеством. Напомним, что работа над лонгплеем "Страха нет" была начата командой Билыка сразу после релиза предыдущей пластинки "Один на один". Над новым музыкальным материалом лидер коллектива работал в перерывах между концертами.