Художественная роль эпилога в «Войне и мире. Художественная роль эпилога в «Войне и мире Эпилог романа война и мир его функции
Мысли мои - плод всей умственной работы моей жизни... Л. Толстой Лев Николаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающий о смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия. Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении «Война и мир». На протяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В наше быстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо его колоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобы проникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не той наносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различными источниками. Философию Толстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир» приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или не соглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Но истинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениально сказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самом себе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,- так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным человеку целям общим... Человеку доступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другими явлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачивая огромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешно ведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленное количество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешное повествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает о дальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь не останавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, а не наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней. В эпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и Наташа Ростова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей, верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага. Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность, доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и на мужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становится терпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается», именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие. Но не только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о тех политических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года. Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристское восстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от столь великих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются только догадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людей первой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многое изменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение к Родине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей. Рассуждая в эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилоге приступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери и хранительницы домашнего очага. Без fl Г0 не был бы понятен образ «опустившейся» Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая ли женщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, тобовь, общественную роль человека в жизни страны. В эпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даны автором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь не обрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществить задуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием к произведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои, созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.
Мыслимои - плод всей умственной работы моей жизни…
Л.Толстой
ЛевНиколаевич Толстой - художник большого и мощного таланта, философ, рассуждающийо смысле жизни, предназначении человека, непреходящих ценностях земного бытия.Все это в полной мере отразилось в его крупнейшем и прекраснейшем творении«Война и мир».
Напротяжении романа автор много размышляет об интересующих его темах. В нашебыстротекущее время почти невозможно заставить себя прочесть неторопливо егоколоссальное произведение, но как это необходимо именно нам, молодым, чтобыпроникнуться «русским духом», патриотизмом, истинной народностью, а не тойнаносной суетой, которая так активно насаждается в последнее время различнымиисточниками.
ФилософиюТолстого понять сложно, но необходимо. И эпилог романа «Война и мир»приоткрывает дверь в тайную кладовую автора. Можно соглашаться или несоглашаться с писателем, творившим в середине XIX века, нам - читателям XXI. Ноистинный художник, он предвидел изменения, грядущие во времени, и гениальносказал об этом. «Как солнце и каждый атом эфира есть шар, законченный в самомсебе и вместе с тем только атом недоступного человеку по огромности целого,-так и каждая личность носит в самом себе свои цели и между тем носит их длятого, чтобы служить недоступным человеку целям общим…
Человекудоступно только наблюдение над соответственностью жизни пчелы с другимиявлениями жизни. То же с целями исторических лиц и народов». Разворачиваяогромное полотно исторических событий 1805-1820, Толстой поначалу неспешноведет рассказ, включая в повествование огромные пространства и бесчисленноеколичество героев. Главным историческим событием, 1812 годом, это неспешноеповествованием заканчивается, и в эпилоге автор конкретно рассказывает одальнейших судьбах своих любимых героев: Безуховых и Ростовых. Жизнь неостанавливается, что бы ни происходило, и герои подчиняются течению времени, ане наоборот. Жизнь намного мудрее, чем все рассуждения философов о ней.
Вэпилоге мы видим идеал женщины, созданный писателем. Княжна Мария и НаташаРостова, некогда романтические девушки, становятся добрыми подругами мужей,верными наставницами детей, истинными ангелами-хранительницами семейного очага.Налет романтичности сошел, как ненужный, а осталась душевность, искренность,доброта. Они ограничиваются кругом семейных проблем, но исподволь влияют и намужей. Так, Николай Ростов невольно смягчается под влиянием жены, становитсятерпимее к людским слабостям и несовершенствам. И когда все же «срывается»,именно Мари помогает мужу обрести душевное равновесие.
Ноне только о ценностях семьи говорит Толстой, писатель рассказывает о техполитических изменениях, которые произошли в русском обществе после 1812 года.Толстой предполагал написать продолжение романа, где бы показал декабристскоевосстание. Можно предположить, что Пьер не остался бы в стороне от стольвеликих событий. А Наташа? Она последовала бы за мужем. Но нам остаются толькодогадки и домыслы. А в эпилоге - конкретное описание семейного уклада людейпервой четверти XIX века, их мысли, переживания, мечты и помыслы. Многоеизменилось с тех пор, но неизменными остались патриотизм, трепетное отношение кРодине, непреходящая ценность семьи и воспитания детей.
Рассуждаяв эпопее о важных общественных проблемах и событиях, Толстой лишь в эпилогеприступает к тому идеалу, который видел в предназначении женщины - матери ихранительницы домашнего очага. Без этого не был бы понятен образ «опустившейся»Наташи, ее нежелание жить в свете. Л. Н. Толстой, нисколько не принижая лиженщины, высказывает свои взгляды на воспитание детей, любовь, общественнуюроль человека в жизни страны.
Вэпилоге повествование убыстряет свое течение, события концентрированы и даныавтором в общем виде. Понимаешь, что дальше последует продолжение, жизнь необрывается концом романа. Но писателю не удалось продолжить эпопею, осуществитьзадуманное. Эпилог к роману «Война и мир» явился не столько послесловием кпроизведению, сколько достойным завершением его, связующим с жизнью. Ибо герои,созданные фантазией художника, продолжают жить в нашей памяти.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ilib.ru/
Эпилог - заключительная часть произведения, в которой окончательно проясняется развязка сюжета, судьба героев, формулируется основная мысль произведения. Эпилог представляет собой итог романа. В произведении Л. Н. Толстого роль эпилога чрезвычайно велика. Во-первых, эпилог логически завершает сюжет произведения, во-вторых, эпилог содержит авторскую философскую и жизненную позицию, оценку сюжетных событий и персонажей.
Первая часть эпилога содержит лишь описание фактов, подчеркивающих позицию Толстого, причем в описание этих фактов автором искусно вставлены многочисленные свои наводящие мысли. Так, Толстой показывает нам своих героев уже после событий войны 1812 года (действие эпилога происходит в 1821 году). Толстой доказывает нам, “что люди, как реки”, все время меняются, ищут что-то, к чему-то стремятся, и это стремление к гармонии, к истине делает их “вполне хорошими”.
Рассказывая о судьбах героев в первой части эпилога, Толстой достигает того, что любому внимательному читателю приходят на ум те самые выводы, которые и желает получить от него автор, несмотря на то что сам автор эти выводы не формулирует. Толстой задается более глобальной проблемой: “Что движет миром, его историей? ” И дает на него ответ: “Законы необходимости”. Его позиция - фатализм. Толстой отводит человеку определенную роль: по его мнению, человек - лишь пешка в сложной игре, исход которой предопределен, и цель пешки - осознать правила игры и следовать им (и в таком случае оказаться в числе победителей-праведников), в противном случае пешка будет наказана судьбой, сопротивление которой бесполезно.
Гигантская иллюстрация такой позиции - картины войны, где все, включая царей и великих полководцев, бессильны перед судьбой, где побеждает тот, кто лучше понимает законы необходимости и не противится им (Кутузов).
Во второй части эпилога Толстой не использует сюжетного материала своего произведения, а пользуется вновь придуманными аргументами. Особо следует отметить необыкновенное новаторство Толстого, превратившего эпилог из небольшого придатка или просто последней главы в самостоятельное произведение, роль которого сравнима с ролью основной части “Войны и мира”.
Таким образом, мы видим, что в произведении эпилог играет огромную роль, завершая сюжетную линию и показывая философскую концепцию автора. Кроме того, в “Войне и мире” вторая часть эпилога служит доказательством философской концепции Толстого, и ее значение сравнимо со значением основной части романа.
Самым важным элементом композиции романа «Война и мир» в идейном понимании является эпилог. Он несет большую смысловую нагрузку в общем замысле произведения.Л. Н. Толстой подводит итог своей огромной истории, затрагивая такие насущные темы, как семья и роль личности в историческом процессе.
Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми получила особое выражение в эпилоге. В семье как бы стирается противоположность между супругами, в общении между ними взаимодополняется ограниченность любящих душ. Такова семья Марьи Болконской и Николая Ростова, где соединяются в высшем синтезе столь противоположные начала Ростовых и Болконских. Прекрасно чувство «гордой любви» Николая к графине Марье, основанное на удивлении «перед ее душевностью, перед тем почти недоступным для него, возвышенном, нравственном миром, в котором всегда жила его жена». Когда княжна Марья в эпилоге приезжает в Москву и узнает о положении Ростовых и, как говорили в городе, о том, «что сын жертвует собой для матери», она начинает испытывать еще большую любовь к Николаю. И трогательно «покорное, нежное чувство Марьи к этому человеку, который никогда не поймет всего того, что она понимает, и как бы от этого она еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любила его». Теперь Николай много работает, состояние быстро увеличивается, несмотря на большие долги; мужики из других имений приходят просить, чтобы он купил их хозяйства.
В эпилоге романа под крышей лысогорского дома собирается новая семья, соединяющая в прошлом разнородные ростовские, болконские, а через Пьера Безухова еще и каратаевские начала: «Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».
Это новое семейство возникло неслучайно. Оно явилось результатом общенационального единения людей, рожденного Отечественной войной. Так по-новому утверждается в эпилоге связь общего хода истории с индивидуальным, интимным отношениям между людьми. 1812 год, давший России новый, более высокий уровень человеческого общения, снявший многие сословные преграды и ограничения, привел к возникновению более сложных и широких семейных миров. Каратаевское принятие жизни во всей ее пестроте и многосложности, умение жить в мире и гармонии со всеми присутствует в финале романа. В разговоре с Наташей Пьер замечает, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь.
Как и во всякой семье, в большом лысогорском семействе возникают порою конфликты и споры. Но они носят мирный характер и лишь укрепляют прочность отношений. Хранителями семейных устоев оказываются женщины - Наташа и Марья. Между ними есть прочный, духовные союз. «Мари, это такая прелесть! - говорит Наташа. - Как она умеет понимать детей. Она как будто только душу их видит». «Да, я знаю, - перебивает графиня Марья рассказ Николая о декабристских увлечениях Пьера. - Мне Наташа рассказала».
Наташа в эпилоге предстает уже в ином облике. К этому времени у нее уже три дочери и один сын. Она пополнела, и теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову: «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно». По выражению Толстого, она - «плодовитая самка». Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене.
И, наконец, в конце эпилога, наполненном философскими рассуждениями, Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее только народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.