Художественные особенности сказок А. Погорельского и В

Алексей Алексеевич Перовский (1787 - 1836), публиковавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский, известен в русской литературе как прозаик, писатель-романтик, сказочник. Его творческое наследие невелико, но оно сумело заслужить признание как современников писателя, так и читателей XIX-XX вв. А. Погорельский внёс большой вклад в развитие детской литературы. Широкую известность приобрела его волшебная литературная сказка "Чёрная курица, или Подземные жители". Это произведение стало предметом нашего исследования, поскольку оно отражает одну из основных сказочных линий с нравоучительным началом и педагогической направленностью в литературном процессе первой трети XIX века. В первой главе мы рассмотрим творческий путь А.Погорельского, сопровождавшийся от начала до конца сказочными мотивами, представим обзор существующей литературы по "Чёрной курице", проанализируем соотношение реальности и ирреальности в тексте, их взаимосвязь с Алёшей, определим нравственно-дидактические основы представлений автора.

Литературная деятельность А.А. Перовского и издание "Чёрной курицы…"

Путь в литературу А.А. Перовский начал ещё в детстве, записывая свои сочинения в отдельную тетрадь. Тогда же проявился его интерес к мистическому, что отразилось на манере его общения с друзьями и предопределило появление образцовой литературной сказки "Чёрная курица, или Подземные жители". Окончив в 1807 г. Московский университет со степенью доктора философских и словесных наук, А.А.Перовский переводит на немецкий язык "Бедную Лизу" Н.М. Карамзина и знакомится с ним лично, что предопределяет наличие сентиментальных направлений художественной мысли в сказке и характер литературных общений, повлиявший на его дальнейшее творчество. В этот же год зарождается дружба с П.А. Вяземским, а позднее с В.А. Жуковским, сблизившим его с А.И. Тургеневым и А.Ф. Воейковым. Среди московского окружения юный писатель приобрел репутацию мистификатора и шутника, благодаря литературной игре в своих письмах. Переправляя письмо П.Я Вяземскому в Москву А.И. Тургенев приписал: "Посылаю ein Gegenstück для твоего собрания писем от Перовского" . П.А. Вяземский писал в "Старой записной книжке": "Алексей Перовский (Погорельский) был позднее удачный мистификатор. Он однажды уверил сослуживца своего, что он великий мастер какой-то масонской ложи и властью своею сопричисляет его к членам ее. Тут выдумывал он разные смешные испытания, чрез которые новообращенный покорно и охотно проходил. Наконец заставил он его расписаться в том, что он бобра не убил" . Склонность к фантастическому, нереальному и литературная игра писем А.А. Перовского положила начало сказочным мотивам в творчестве писателя.

Активная государственная деятельность А.А. Перовского впоследствии позволило ему познакомиться с зарубежной литературой, повлиявшей на характер его сказочного творчества. С 1810 г. становится членом "Общества любителей природы", "Общества истории и древностей российских" и "Общества любителей российской словесности", предлагая А.А. Прокоповичу-Антонскому, председателю последнего из них, свои шутливые стихи-амфигури "Абдул-визирь" для публичного чтения, что также свидетельствует о склонности к литературной игре и богатой авторской фантазии. Поступление в 1812 г. на военную службу предопределило сближение А.А. Перовского с творчеством зарубежных сказочников. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом при генерал-губернаторе королевства Саксонского князе Н.Г. Репнине-Волконском. В мае 1814 г. А.А. Перовский был переведен в Уланский полк, стоявший в Дрездене. В Германии А.А. Перовский находился около двух лет, в течение которых увлёкся немецким романтизмом, в частности творчеством Э. Т. А. Гофмана, оказавшего значительное влияние на его творчество. Неоднократно поднимался вопрос о личном знакомстве писателей. Данная гипотеза рассмотрена И.Е. Бабановым и представляется маловероятной. Но неоспорим тот факт, что литературная деятельность А. Погорельского положила начало "русской гофманиане" .

После возвращения в Петербург круг литературных знакомств А.А. Перовского расширяется: общение с Н.И. Гречем, членами "Арзамаса", а также с А.С.Пушкиным. Влияние этого поэта и писателя на опыты в жанре литературной сказки видны не только у А. Погорельского, но и у В.Ф. Одоевского и А.Ф. Вельтмана. Вышли в свет "Три статьи о поэме "Руслан и Людмила" А.С. Пушкина", в которых А.А. Перовский высмеивает необоснованную критику произведения А.Ф. Воейковым и Д.П. Зыковым, указывая на то, что "большая часть разбора состоит из переложения в скучную прозу прекрасных стихов Пушкина".

В 1820 г. А.А. Перовский пробует вновь свои силы в поэзии, где намечается тема путешествия, отразившаяся позднее в "Чёрной курице": баллада "Странник-певец", с отголосками жития Иоанна Дамаскина - "певца, прославляющего богосозданный мир и всепобеждающую силу "святой любви"; стихотворное послание "Друг юности моей!/ Ты требуешь совета?..", адресованное сестре в связи с рождением сына, сыгравшего решающую роль в становлении Погорельского-сказочника. Эти литературные опыты не были опубликованы, в отличие от перевода оды Горация "К Тиндариде". Н.М. Буда-Жемчужникова, указывая на "обилие" рукописей писателя, отмечает, что эти фрагменты вряд ли были единственными.

Первые прозаические опыты относятся к 1818 - 1819 гг. В них виден интерес начинающего писателя как к романтизму, так и к "бытописательству", свойственному реальному миру "Чёрной курицы". Известен отрывок "Молодой охотник…", представляющий собой перевод начальных страниц новеллы-сказки "Руненберг"(1802) Людвига Тика. М.А. Турьян отметила в нём поэтику В.А. Жуковского - "с элегическим топосом его пейзажных зарисовок, подобных "Сельскому кладбищу" или "Вечеру" . Она указала на схожесть структуры пейзажной символики, которая помогла эмоционально поддержать тип романтического героя, "оставившего родные края…". Уже в "Молодом охотнике" заявлена тема просвещенности, являющейся, по мнению А.А. Перовского, одним из определяющих факторов в нравственном становлении человека. Её раскрытие мы видим как в раннем отрывке о юном книгочее из купеческой среды "С самых молодых лет…", так и в сказке "Чёрная курица", а позднее в замысле романа "Магнетизёр". Тему просвещения затрагивает А.А. Перовский в статье 1826 г. "О народном просвещении в России", говоря о том, что "истинное просвещение не состоит в количестве умствователей и полуученых писателей", и "что система народного просвещения необходимо должна быть применена к системе правительства" . Дидактическая направленность А. Погорельского, связанная с темой учения, просвещения, управления учебными пансионами, становится одной из главных в "волшебной повести".

М.А. Турьян уже в ранних набросках А.А. Перовского отмечает "определенную психологическую тенденцию" - попытку постичь "свойства человеческого ума, предопределяющие сложную амплитуду противоречивых черт человеческой натуры, её добродетелей и пороков" . Постижение мыслей и чувств ребёнка, осознание им хорошего и плохого - одна из основных проблем формирования нравственных качеств Алёши в "Чёрной курице".

В апреле 1822 г. умирает А.К. Разумовский, спустя месяц А.А. Перовский подает прошение об отставке и поселяется в имении Погорельцы вместе с сестрой и её сыном Алёшей. Именно здесь рождается знаменитый писатель Антоний Погорельский.

Интерес к изображению сказки в реальности проявляется у А. Погорельского уже в 1825 г. В свет выходит фантастическая повесть на бытовом материале "Лафертовская маковница", опубликованная в мартовском номере журнала "Новости литература". В ней реально описан как московский мещанский быт, так и жизнь простых людей. В изображении характеров главных персонажей, сюжете и композиции ярко выразилась ирония автора. Новым оказалось "дерзкое небрежение автора "здравой" необходимостью "разумного" объяснение "чудесного" . В "Чёрной курице" это осуществляется за счёт подсознания Алёши. В.В. Брио и В.М. Маркович отмечают самобытность данного произведения, "не только открывающим историю русской фантастической повести, но и послужившим камертоном дальнейшего развития форм фантастического повествования" . Издатель "Новостей литературы", А.Ф. Воейков, пытаясь дать рациональное объяснение "чудесных" мотивов снабдил "Лафертовскую маковницу" собственной "Развязкой": "Благонамеренный автор сей русской повести, вероятно, имел здесь целью показать, до какой степени разгоряченное и с детских лет сказками о ведьмах напуганное воображение представляет все предметы в превратном виде" . По мысли А.Ф. Воейкова, богатство старухи - "богатая дань суеверных людей", приходивших к ней гадать; черный кот, превратившийся в господина Мурлыкина, - плод расстроенного "мнимым колдовством маковницы" воображения Маши и т.д. . Являясь приверженцем традиций классицизма, он не принимает новый способ художественного мышления А. Погорельского. Среди литераторов повесть вызвала положительные отзывы. В письме брату от 27 марта 1825 г. А.С. Пушкин восхищался изображением кота: "Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я перечел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным. Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. Погорельский ведь Перовский, не правда ли?" . В.К. Кюхельбекер 22 декабря 1831 г. делает в дневнике следующую запись: "Перечел я "Лефортовскую Маковницу", которую в первый раз в 1825 г. прочел мне Дельвиг на квартире у Плетнева: большое сходство с манерой Гофмана". Позднее повесть составила одну из частей "Двойника…" .

Книга "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" вышла в начале 1828г. Она представляет сбой сборник из четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом: "Изидор и Анюта", "Пагубные последствия необузданного воображения", "Лафертовская маковница" и "Путешествие в дилижансе". В "Двойнике" появляются аллюзии к сказочному творчеству зарубежных писателей, тема приключения и путешествия, сам мотив двойничества. Эти традиции продолжились и в литературной сказке. Книга не имела успеха у читателей, игра и мистификация были не поняты современниками. Исключение делалось только на всеми признанную "Лафертовскую маковницу". Следует отметить, что были те, кто понял замысел А. Погорельского: художественным принципам автора "Двойника…" следовал В.Ф. Одоевский в "Пёстрых сказках…" и А.С. Пушкин в "Повестях покойного Ивана Петровича Белкина", который не мог не оценить достоинства "парадоксов-переосмыслений" (термин В.Э. Вацуро) А. Погорельского. Также книга во многом подготовила почву для украинских повестей Н.В. Гоголя.

В 1830 г. в первых номерах "Литературной Газеты" А.Погорельский публикует две главы нового задуманного романа "Магнетизёр". Мы видим здесь описание купеческой провинциальной семьи и вторжение в неё "таинственного", как и изображение петербургского мужского пансиона с подземным миром в "Чёрной курице". Автор обращается к проблеме месмеризма - учению австрийского врача Ф.А. Месмера о "животном магнетизме" - особой магнитной силе, производимой людьми и способной оказывать физическое и психическое воздействие на окружающих, положившей начало современному гипнозу. Автор затрагивает тему "беснования", продолженную у В.Ф. Одоевского в "Орлахской крестьянке" (1838 г.) и у А.Ф. Вельтмана в "Сердце и Думке".

"Чёрная курица" во многом помогла А. Погорельскому перейти к теме нравственных проблем не только ребёнка, но и взрослого. В свет вышел нравоописательный роман "Монастырка", посвященный жизни провинциального дворянства. Первая часть произведение была издана в 1830г., в 1833 г. последовала насыщенная приключениями вторая часть. "Сей роман, - отмечалось в "Русском инвалиде", - есть необыкновенное, приятное явление в нашей словесности. Он богат занимательными происшествиями и ярко обрисованными характерами, а потому жив и любопытен" . "Московский телеграф" увидел в "Монастырке" "приятное описание семейных картин", "рассказ доброго приятеля о добрых людях, которым встречались иногда неприятности" . В "Литературной газете" она была названа "настоящим и первым у нас романом нравов" .

Одним из самых известных и востребованных произведений А. Погорельского является единственная изданная им в 1829 г. литературная сказка "Чёрная курица, или Подземные жители". Сочетание волшебства и действительности, дидактики и непринужденной беседы, своеобразие художественной манеры повествования позволили "волшебной повести" стать неотъемлемым вспомогательным материалом взрослых для формирования нравственных ценностей юных читателей. Написанию увлекательного произведения, доступного для детского понимания, во многом способствовала его тесная связь с племянником Алёшей, тёплые взаимоотношения с которым мы можем проследить по воспоминаниям и письмам.

В ноябре 1816 г. сестра А.А. Перовского Анна Алексеевна выходит замуж за отставного полковника и советника Государственного ассигнационного банка графа К.П. Толстого, а в сентябре следующего года у них рождается сын Алексей. Однако позднее супруги разошлись и писатель увозит сестру с полуторамесячным сыном в Погорельцы. А.К. Толстой вспоминает: "Я "…" шести недель от роду был увезен в Малороссию своей матерью и дядей с материнской стороны г-ном Алексеем Перовским. "…" Он воспитал меня, первые годы мои прошли в его имении…" . Автор "Чёрной курицы…" полностью посвящает себя заботам о сестре и племяннике Алексаше. Во многих письмах мы видим любовное, добродушное и отцовское отношение А. Погорельского к А.К. Толстому: "Милой мой Алеханчик! Мне очень жаль, что я не могу остаться до завтрего. Если б мне можно было, то я бы никогда с тобою не расставался, мой милый друг. Будь паюшка без меня, учись хорошенько, мой ангельчик, а я скоро назад приеду и привезу тебе что-нибудь редкое. Пиши ко мне, мой любезный сыночек! Прощай, цалую тебя миллион раз в мыслях" или "Ханочке, моему милому и дорогому другу" , "Очень тебе благодарен, любезный Алеша, за твои письма и прошу тебя продолжать так и впредь. Я всегда очень радуюсь, когда получаю от тебя письма…" , "Тысячу раз тебя мысленно обнимаю; поцелуй за меня маменьку и кланяйся тете Маше, если она с вами. Христос да сохранит вас!" и т.п. Дядя рассказывал маленькому Алёше большое количество сказок собственного сочинения, но лишь одну из них, "Чёрную курицу", решил записать.

В "волшебной повести", совмещающей в себе конкретно-исторический и сказочный пласты, мы находим отражение реалий места и времени писателя, что позволяет говорить об автобиографичности произведения. Во-первых, это свидетельство о непродолжительном пребывании маленького А.А. Перовского в петербургском пансионе Е. Мейера. Во-вторых, в образе главного героя Алёши присутствуют качества юного А.К. Толстого. По воспоминаниям друга его детства А. В. Мещерского, "граф Толстой был одарен необыкновенною памятью. Мы часто, для шутки, испытывали друг у друга память, причем Алексей Толстой нас всех поражал тем, что по беглом прочтении целой большой страницы любой прозы, закрыв книгу, мог дословно всё им прочитанное передать без одной ошибки; никто из нас, разумеется, не мог этого сделать" .

Сказка "Чёрная курица, или Подземные жители" была благосклонно встречена современниками. Особого одобрения был удостоен "свободный и изящный" слог сказки. Известны положительные отзывы В.А. Жуковского: помогая А.А. Дельвигу заполнить портфель очередного выпуска "Северных цветов", он настоятельно рекомендовал ему для альманаха "Черную курицу": "У Перовского есть презабавная и, по моему мнению, прекрасная детская сказка "Черная курица". Она у меня. Выпросите ее себе" . Сказка раскрывает внутренний мир ребенка, особенности его психологии, мышления, формирования характера и предшествует произведениям С. Т. Аксакова и Л. Н. Толстого, на которого она произвела в детстве "очень большое" впечатление . Н.Ф. Погодин отметил сходство со сказкой Людвига Тика "Эльфы", указав на подражательный характер сказки и отсутствие "вероподобия" в повествовании .

В современном литературоведении сказке А. Погорельского "Чёрная курица, или Подземные жители" посвящены в основном работы в сборниках научных статей. Исследователи затрагивают вопросы, касающиеся своеобразия жанра волшебной сказки А. Погорельского (Д.М.Шевцова); роли "детского сознания" в формировании жанровой основы волшебной повести и её значении в контексте жанровых традиций эпохи (О.И. Тиманова, Т.В. Пустошкина, Л.Н. Алексеева); аллюзий к мифам и фольклорным традициям и героям в литературной сказке (О.И. Тиманова, М.П. Шустов, Н.В.Ерусланова, Л.Б. Мартыненко); средств фантастики в произведении (А.Т. Грязнова). Большое внимание уделяется параллели русской литературной сказки первой половины XIX века с немецкой романтической сказкой, в частности, произведениями Э.Т.А. Гофмана (А.Б. Ботникова, Н.Н. Семейкина, и др.). Проблема взаимосвязи творчества А.Погорельского и немецкого писателя всё чаще становится предметом исследования кандидатских диссертаций. Вопросы преемственности рассматриваются также относительно предшественников и последователей в русской литературе. Р.М. Лазарчук в статье "Рыцарь нашего времени" Н.М. Карамзина и "Черная курица" А. Погорельского" уделяет внимание раскрытию темы детства в указанных произведениях. В материалах международной научной конференции "Забытые и второстепенные писатели XVII-XIX веков как явление европейской культурной жизни" С.И. Кормилов говорит об А. Погорельском как предшественнике русских классиков. Рассматривая проблемы детской литературы и фольклора, Е.А. Гаричева написала статью "Святочные истории А.Погорельского "Черная курица" и Ф. Достоевского "Мальчик у Христа на ёлке", где указывает на проповедническое и притчевое начало, свойственное литературной сказке. Исследователь проясняет высокую связь между сознанием автора и ребенка, который, по её мнению, "наделен способностью видеть рай небесный даже на грешной земле". В статье Т.В. Пустошкиной "Дитя больше, чем оно есть…" предлагается осмысление текста "Черной курицы" с точки зрения мифологической символики, что позволяет по-новому взглянуть на художественную природу произведения. Рассматривается актуализация в повести романтической мифологемы детства и ее связь с мифологемой матери. А. П. Ефремов в своей статье "Эволюция представлений о грехе в детской литературе" указывает, что в сказке А.Погорельского берет начало тенденция "бессрочного душевного сокрушения" героев после совершения ими какого-либо недостойного поступка, "греха". Он отмечает, что признаком греха в детской литературе становится "невозможность для героев, даже сказочных, отпустить друг другу содеянное", эта функция возлагается на высшие силы, Бога, а время искупления ничем не ограничивается. Фактически, "Черная курица" дает начало "литературе совести" .

Важную роль играют обзорные статьи М.А. Турьян и А.А. Шелаевой, помещенные в собрания сочинений А. Погорельского. В них приведены интересные факты из биографии писателя, литературных и дружеских связей, дан краткий анализ его произведений. Творчеству А.Погорельского в контексте русской романтической прозы посвящена кандидатская диссертация В.В. Брио, в 1988 г. вышла её монография с обзором русской критики.

Рассматривая проблему своеобразия жанра "Чёрной курицы, или Подземных жителей" А. Погорельского, к.ф.н., доцент кафедры теории и методики обучения русской словесности НГПУ Д.М. Шевцова выделила жанровые признаки волшебной сказки:

Борьба добра со злом, в которой добро побеждает, так как оно созидает, а зло разрушает. Алёша - "воплощенное" добро- "борется" с кухаркой Тринушкой, воплощающей зло, и спасает любимую курицу Чернушку. Чернушка "борется" со сказочными рыцарями и побеждает их;

Все герои делятся на наделённых волшебной силой (Чернушка, король Подземного царства, жители Подземного царства) и "обычных" (Алёша, Тринушка, учитель, учительша);

Главный герой совершает благородные поступки, ему активно помогает волшебный помощник, который благодарит таким образом за оказанную ранее услугу (Чернушка помогает Алёше: дарит ему конопляное семечко, за то, что Алеша спасает её от смерти); герой - волшебный помощник - одаривает своего спасителя волшебным предметом (сам предмет не представляет собой видимой ценности: это конопляное семечко);

Запреты и наказание за их нарушение (нельзя было трогать предметы в комнате старушек голландок, иначе проснутся рыцари и Чернушка не сможет их победить. Нельзя было Алёше рассказывать кому-либо о Подземном царстве, иначе жители этого царства будут обречены на скитания, а Чернушка-министр будет арестована);

Мотив дороги-путешествия, преодоления границы между реальным и волшебным миром (Алёша вместе с Чернушкой отправляется по неведомой дороге в Подземное царство);

Освобождение волшебного героя (Алёша спасает Чернушку);

Большой временной промежуток, который охватывают события;

Использование изобразительно-выразительных средств (например, гиперболы: "Чернушка подняла хохол, распустила крылья... вдруг сделалась большая-большая, выше рыцарей, и начала с ними сражаться") .

Эти тезисы помогут нам при рассмотрении специфики литературной сказки А. Погорельского. Говоря о волшебных чертах произведения, мы обязаны сказать о соотношении реального, будничного и ирреального пространства, характерном для литературной сказки.

Вот она, единственная сказка моего детства, которая казалась мне жуткой. А ведь я росла в компании Андерсена, с его «Красными башмачками» и братьев Гримм у которых, например, одному мальчику перерубает шею крышка сундука (« и отлетела голова и упала между красными яблоками»)
Но карающие ангелы и злые мачехи, это где то там, за тридевять земель. Другое дело черная курица. Почему бы ей, в самом деле, не вылезти из - под бабушкиной кровати? Тем более, что зима, сумерки и ты в доме один.
Да что там! Когда я думаю о Петербурге, первым делом в голове всплывает: дом, полумрак, портреты с буклями на стенах, темные провалы дверей и Чернушка. Парочки с картин Сомова и блоковские Пьеро с Коломбиной, отлично вписываются в это пространство. Стоп. Кажется, я пишу мемуары..

О книге.
Оказывается, я кроме общей фабулы все забыла. А там ведь и деревья из разноцветного мха, и дорожки из драгоценных камней и зверинец и охота - на Гофмана похоже, но не так рассудочно. Реалистичная часть не хуже. Пансион, учителя, дортуары… А забор из барочных досок? А старушки голандки, говорившие с Петром? А их серый попугай с красным хвостом? Читала бы и читала.
Есть разные теории относительно смысла этой сказки. Одни говорят о развенчании идеалов романтизма; другие, что ночное путешествие Алеши к подземным жителям, это зашифрованное описание масонского ритуала. Или же, это просто история о том, как важно быть прилежным, скромным и держать слово.
Конечно, по нынешним меркам, Погорельский преподносит эти нравственные уроки, слишком уж прямым текстом. Но видно, что автор говорит от чистого сердца, а за искренность многое можно простить.

Экранизации две: анимация 1975-го года и фильм 1980-го.
Сначала мультик, который мне совершенно не понравился.
Он кукольный, выдержан в бело-голубых, тонах и сюжет разворачивается в крайне условном пространстве. С пансионом на фоне белых парусов и Чернушкой разгуливающей по пустынной площади. А кухарки там нет вовсе. Чернушку хотела схватить хищная птица. Но эти отступления можно было бы списать на авторское виденье и простить, когда бы не патетичность и морализаторство. Всего один пример: в сказке, Алеша, высказывает желание всегда знать урок, смутившись перед лицом подземного короля и не сумев ничего другого придумать. Здесь, Чернушка проводит его в сад, где растут семена Доброты, Мудрости и Здоровья. Но Алеша только и думает, как бы не учиться. И я его понимаю. Какой нормальный ребенок, станет мечтать о мудрости?
Далее, наш герой, бывший до того ангелочком, целый день постигавшим азы наук и искусств (так что не ясно, зачем ему зернышко) в раз превращается в мелкого хулигана и даже плеваться начинает. Финал, вроде книжный, а вроде и с намеком на Смысл, хотя, казалось бы, какие уж там подтексты..

Фильм слишком авторский, чтобы его можно было считать экранизацией. Слишком много всего добавлено. На первый план выступают тяготы казенной жизни, наказания и тоска по дому. Бесысходность и бесправность. Мальчик в главной роли такой славный, что не сопереживать невозможно. А режиссер все нагнетает и нагнетает. Я бы оценила фильм намного выше, потому что актерская игра очень хороша и атмосфера (хотя Погорельским там и не пахнет),но его очень тяжело смотреть. Меня Бергман так не грузил, честное слово. И эта нарочитость. Съемка и то как и на чём они расставили акценты… есть в этом какой то снобизм типа: «смотрите, мы творим Искусство, а не сказочки глупые снимаем». Не люблю этого.

Итого: Сказка, отменная, а экранизации уж очень мудреные и не о том.

Антоний Погорельский – псевдоним; настоящее имя – Алексей Алексеевич Перовский; Российская империя, Москва; 1787 – 21.06.1836

Антоний Погорельский является одним из классиков российской литературы. В первую очередь он известен благодаря сказке «Черная курица или Подземные жители», которая стала одним из первых произведений в нашей стране о детстве. Благодаря тому, что эту сказку Погорельского читать следует согласно школьной программы, она получила широкую известность. Но и другие книги и стихи Погорельского заслуживают пристального внимания.

Биография Антония Погорельского

Антоний Погорельский или Алексей Алексеевич Перовский родился в 1787 году в Москве. Он был внебрачным сыном Алексея Разумовского – министра просвещения Российской империи и сына последнего гетмана Войска Запорожского. Детство Алексея прошло в поместье Розумовского, где он получил отличное домашнее образование. В 1805 году он поступил в Московский университет, где через два года получил степень доктора философских и словесных наук.

Первой книгой Антония Погорельского стала , которую он перевел на немецкий язык еще учась в университете. После окончания университета вышли три книги Погорельского по ботанике. И в том же 1808 году поступил на службу в 6-й департамент Сената. В 1812 году вопреки пожеланиям отца пошел служить в армию, где в составе 3-го Украинского казачьего полка принял участие в немалом количестве битв. В отставку ушел в 1816 году.

После того как Алексей Перовский покинул армию он поселился в Петербурге, где стал одним из членов кружка «арзамасцев». В то время в него входил и . Кстати именно Перовский приложил немало усилий отбивая нападки современников на . После рождения племянника Алексея Толстого в 1817 году много времени посвящал его образованию. В 1822 году после смерти отца вместе с племянником и его сестрой переселился в имение в Черниговской губернии. Именно здесь, в 1822 году он пишет свою первую повесть под псевдонимом Антоний Погорельский. До этого его труды издавались под другими разнообразными псевдонимами начиная от «ъ» и заканчивая «Погорельский». Повесть же называлась «Двойник или Мои вечера в Малороссии». Она состояла из четырех новелл, объединённых общим смыслом. Кстати именно «Двойник» как считаю многие стал образцом для написания .

Ну а в 1829 году стало возможно сказку Антония Погорельского «Черная курица или Подземные жители» читать. Эту сказку он написал для своего любимого племянника с которым он немало поездил по Европе. После этого было еще несколько книг Антония Погорельского, которые были достаточно благосклонно восприняты публикой, но сейчас они практически забыты. Умер писатель в 1833 году по дороге в Ниццу от туберкулёза.

Книги Антония Погорельского на сайте Топ книг

Благодаря тому, что сказку Антония Погорельского читать так популярно, она попала в наш рейтинг . Кроме того, наличие сказки в школьной программе обеспечило ей такую популярность, что это произведение Антония Погорельского представлено в рейтинге . И учитывая все эти параметры сказка Погорельского представлена в наших рейтингах далеко не последний раз.

Антоний Погорельский список книг

  1. Двойник, или Мои вечера в Малороссии
  2. Магнетизер
  3. Монастырка
  4. Посетитель магика

Алексе́й Алексе́евич Перо́вский (псевдоним - Антоний Погорельский; 1787-21 июля 1836) - русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.

Был внебрачным сыном Алексея Разумовского.

Детство провёл в почепском имении Разумовского, получил хорошее домашнее образование. Затем учился в Московском университете (1805-1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук. Перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (Петром Вяземским и Василием Жуковским) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея.

В 1808 году отдельной книгой были изданы три публичные лекции Алексея Перовского по ботанике: «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России».

В 1808-1810 годах служил в 6-м департаменте Сената, а в 1812 году, вопреки воле отца, ушёл добровольцем в действующую армию - в чине штаб-ротмистра он был зачислен в 3-й Украинский казачий полк. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и заграничного похода, в том числе в Битве народов под Лейпцигом (был адъютантом при генерале Генрихе Жомини) и в сражении под Кульмом. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом князя Николая Репнина. В мае 1814 года Погорельский был переведён в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене, и до 1816 года служил в оккупированной союзниками Саксонии. В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.

После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев, был избран в члены Вольного общества любителей российской словесности. Заботился о воспитании и образовании своего племянника Алексея Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Ходили слухи, что Алексей Константинович - плод кровосмесительного союза Перовского с собственной сестрой. Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.

После смерти отца в июле 1822 года поселился в имении Погорельцы (Сосницкий уезд Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828 году, уже когда автор вернулся на службу (в 1825-1830 годах он был попечителем Харьковского учебного округа) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.

«Двойник» - сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан, прежде всего, с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидев в нём нелепую фантастику.

В 1830-1833 опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.

Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С. А. Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения. Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы. Не имея собственных детей, оставил наследниками имения Красный Рог сестру и племянника, А. К. Толстого.

Антоний Погорельский был выдающимся писателем своего времени. Он родился в Москве. Его отец был дворянином, а мать крестьянкой. Среди родственников преобладали знатные люди, в том числе русский писатель – Алексей Толстой.

С самого детства Антоний Алексеевич отличался незаурядными способностями, его тяга к творчеству носила склонный характер. Кстати сказать, Антоний Погорельский – это вообще его не настоящее имя, это всего лишь псевдоним. Настоящее же его имя – Алексей Перовский. Стоит отметить, что всё его детство проходило в красивейшем и знатном дворце графа Разумовского, где он жил в преддверии роскоши и комфорта. В восемнадцать лет он с успехом поступил в Московский университет, а закончил его в должности доктора философских и словесных наук. Отличался озорливым характером, любил подшучивать над своими коллегами. Его способности помогли ему влиться в творческие круги и вскоре он уже знакомится со многими литераторами того времени. Особенным ему кажется успех в дружбе с Николаем Карамзиным.

В 1808 году Антоний Погорельский поступает на службу в Сенат, но с началом Отечественной войны 1812 года бросает все свои государевы дела и отправляется на войну против Императора Наполеона. Как ни странно, на войне Антоний Погорельский проникся к западному романтизму, поистине великому немецкому искусству. В 1816 году Погорельский переезжает в Петербург, где становится участником ещё одного литературного движения – арзамасцев. Спустя некоторое время, в связи с кончиной своего отца – графа Разумовского, Антоний Алексеевич перебирается в имение Погорельцы, где он начинает издавать свои повести и романы. Вместе с ним в имении живут его сестра Анна и её сын Алексей Толстой, племянник Антония Погорельского. Здесь он впервые напишет свою повесть - "Двойник, или мои вечера в Малороссии". Затем он снова пробует себя на государственной службе, но пробудет он там недолго.

В 1829 году Антоний Погорельский напишет свою знаменитую сказку "Чёрная курица, или Подземные жители", которая принесла ему определённую славу. Спустя два года, в 1831 году, Антоний Погорельский выпустил свой роман "Монастырка". Одно время Антоний Погорельский работал в "Литературной газете", но это продолжалось очень недолго. Вскоре его здоровье резко пошатнулось, сказалась война и постоянные стрессовые командировки. Оставаясь молодым, он подхватил туберкулез и уже в 1836 скоропостижно скончался. Похороны состоялись в Варшаве на православном кладбище.

Краткая биография Погорельского по датам

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Александр III

    Александр III – Всероссийский император, правивший страной в период с 1 марта 1881 по 20 октября 1894 года. Известен как Царь-Миротворец, так как за все время его правления страна не знала сражений и войн.

  • Одоевский Владимир Фёдорович

    Владимир Одоевский происходил из древнего и знатного рода. С одной стороны, он был в родстве и с русскими царями, и с самим Львом Толстым, а с другой, мать его – крепостная крестьянка.