Ирвин шоу ночной портье. Ирвин Шоу «Ночной портье Ирвин ШоуНочной портье

Он не хотел быть "хромой птицей на летном поле и тоскливо глядеть, как его товарищи взмывают в воздух", да и для службы ночным портье в отеле не был он рожден. Он хотел оставаться самим собой, но при этом мечтал о большем. Эх, если бы не проблемы со зрением, Дуглас Граймс, наверное, так бы и был пилотом, на борту которого тысячи американцев круглый год отправлялись бы на различные горнолыжные курорты. Но у судьбы всегда свои планы. И разве не найдется достойному человеку другой работы? Чем плох обычный отель и работа ночным портье? Так рассуждал Граймс. Он не претендовал в этой жизни на многое. Как говорится, плыл по течению. Но у судьбы и на этот раз был подготовлен сюрприз. Как вы думаете, у того, кто находит (крадет) сто тысяч долларов, должно быть какое-то дурное предчувствие? Или так - что вообще должно происходить в голове у человека, на которого неожиданно сваливается (ну или не совсем) такая сумма денег? Кто-то сходит с ума, некоторые пытаются "скрыться", а кто-то избавляется от богатства, предпочитая не менять свой образ жизни. Дуглас Граймс читал Библию и всегда был примерным молодым человеком. И только при сложившихся обстоятельствах постиг, что "даже само действие сложения - одна из величайших прелестей богатства". Оказывается, за одну ночь можно разбогатеть.
Тема денег. Она снова завораживает, пытается заменить собою все сущее, устанавливает собственные правила игры. Деньги сводили с ума миллионы людей, они были и болезнью и лекарством одновременно.
"Глядя на аккуратно сложенные пачки долларов, я тщетно пытался предугадать, к чему же в конце концов они меня приведут. У меня было такое ощущение, будто я гляжу на еще не включенную мощную машину, обладающую страшной силой".
Наверное, история Дугласа Граймса тогда бы и закончилась, когда в кармане остался бы последний цент. Если бы не встреча с Майлсом Фабианом, который действительно изменил жизнь Граймса. "Папа", который помогает своему "сыну" встать на ноги, учит его, делает замечания, хвалит. Между героями устанавливаются теплые, доверительные отношения. Деньги приносят радость, любовь, счастье, свободу. С помощью них осуществляются мечты не только Граймса и Фабиана. Наверное, именно поэтому у меня не сложилось ощущения того, что кто-то в этой истории поступил неправильно. Нет, даже наоборот. Не смотря ни на что Дуглас Граймс остался Человеком. Он стал любящим мужем, отцом, верным другом и братом. Деньги не испортили его. Этот роман учит многому. Каждому будет полезно представить себя на месте главного героя. Эти переживания сопровождали меня целую неделю, я была рада прикоснуться к данному тексту. Как будто подержала в руках чемоданчик с тысячами новеньких купюр, которые могли бы дать все и, кажется, даже больше. Но все-таки хорошо, что "это всего лишь деньги, а мы все же стоим большего".

Могут ли большие деньги изменить жизнь человека? И если да, то в какую сторону? Не станут ли они причиной проблем? Об этом стоит задуматься, когда мечтаешь неожиданно разбогатеть. Пример главного героя книги Ирвина Шоу «Ночной портье» запоминается надолго. Книга читается легко и с большим увлечением, у читателя есть хорошая возможность соотнести себя с главным героем и представить, что он сам делал бы, имея крупную сумму. Кажется, что финал романа наступает неожиданно, он непредсказуем, но вполне логичен, благодаря чему после прочтения остается приятное послевкусие.

Дуглас всю свою жизнь посвятил работе летчика, которую очень любил. Но однажды после визита к врачу он будто услышал приговор – он больше не сможет летать. Мужчина отказывается работать в кабинете и принимает решение о переезде. На новом месте он временно устраивается на работу портье.

Служба Дугласа в отеле как-то затянулась, но однажды ему выпадает шанс все изменить. Во время его ночного дежурства он видит, что один из постояльцев умер, а в его номере обнаруживается чемодан с крупной суммой денег. Дуглас решает, что должен воспользоваться ситуацией, и забирает деньги, увольняется из отеля и отправляется в Европу. На директора гостиницы было совершено нападение, но в Европе Дугласу ничего не грозит. Только сможет ли он грамотно распорядиться полученным, не оказавшись в опасности?

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Ночной портье" Ирвин Шоу бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Ирвин Шоу - это чрезвычайно известный и популярный, как при жизни, так и после смерти, драматург. Он жил и творил свои пьесы, выпускал книги в США с 1913 по 1984 года. Именно Ирвин Шоу создал такие книги, как «Богач, бедняк» (неоднократно переиздавалась и экранизировалась) и «Молодые львы». Ему же принадлежит авторство известного произведения «Ночной портье», рассказывающего историю Дугласа Граймса.

Когда-то этот человек был летчиком, и неплохим, но в какой-то момент удача ему изменила. Дугласу пришлось найти себе занятие попроще, оплачиваемое весьма посредственно. Иначе говоря, он устроился на работу в гостиницу «Святой Августин», где дежурил с часу ночи и до восьми утра.

Все дежурство заключалось в неторопливом просмотре результатов скачек и нехитром подсчете финансов: ночью постояльцы беспокоят нечасто. Однако в какой-то момент размеренное существование бывшего летчика резко обрывается. На его голову буквально из ниоткуда сваливаются весьма серьезные деньги: сто тысяч долларов.

Что бы вы сделали, окажись у вас в руках подобная сумма? И имейте в виду, что роман был написан в 1975, когда сто тысяч долларов были еще более весомой суммой, нежели сейчас… Ирвин Шоу решает дать своему персонажу второй шанс и отправляет его вместе с кучей денег в другую жизнь: яркую, непредсказуемую и насыщенную, полную авантюр, шика, опасностей, красивых женщин и неожиданных поворотов.

Даже если подобная схема кажется вам знакомой, благодаря большому количеству прочитанных книг и просмотренных фильмов, где большие шальные деньги сулят исключительно большие неприятности, мы крайне рекомендуем вам читать роман Ирвина Шоу «Ночной портье», так как финал этой истории совершенно потрясающий. Каким бы острым, даже изощренным умом, ни обладал читатель, предугадать конец произведения будет вряд ли ему по зубам. Убедитесь в этом сами.

Шоу известен, как один из тех великих писателей, которые способны подать высокую литературу в обманчиво простом стиле. Автору удается фактически одеть одно из лучших прозаических произведений мира в костюм занимательной беллетристики, но сохранить при этом свой талант, до капли вложив его в собственную книгу. «Ночной портье» является блестящим тому доказательством. Следует понимать, что фильм с одноименным названием достаточно далек по своему стилю и содержанию от оригинала, поэтому мы рекомендуем сначала читать книгу, написанную Ирвином Шоу, и лишь затем решать, хотите ли вы смотреть кинокартину. Книга «Ночной портье» читается как легкий приключенческий детектив и точно не пытается докучать читателю философскими рассуждениями. В чем многие найдут и приятный, занимательный досуг, и богатую пищу для воображения.

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Ирвин Шоу «Ночной портье» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.

В детстве я читал много всякого-разного: Аберкромби, Мартин, пан Сапковский... Но один автор казался «по-настоящему» взрослым - Ирвин Шоу. Было даже немного стыдно его читать: вдруг прочитаю - и всё, стану «не таким»? Однако же, искушение брало верх и мне открывался мир не менее фантастичный, чем мартиновский Вестерос - своего рода параллельная реальность. Блестящие небоскрёбы, пляжи Лазурного берега, извилистые дорожки в Альпах, томные беседы, быстрые взгляды, казино, шелест платьев, сепия 50-х годов, изощрённо-прекрасная усталость от жизни, писатели, любовницы, романы старые, очень старые, застарелые. «И вот мы встретились снова» спустя двадцать лет. Очень много кризиса среднего возраста. Всё это ужасно буднично - в том далёком мире. И вы знаете, нравилось.

«Вечер в Византии», «Люси Краун», «Вершина холма». Наверное, очень непохожие книги, но в моей памяти они слились воедино. Сильно позже прочитал роман «Богач, бедняк», и... Вроде всё на месте (или я себя в этом убедил). Но что-то не так - герои не из тех, кому сочувствуешь, сепия приелась.

А буквально час назад одолел «Ночного портье». Лучше бы я этого не делал. Потому что после Европы Хемингуэя, Европа Шоу - это как выветрившаяся газировка: о происхождении напоминает лишь неприятный привкус. Герои не то что картонные, но удивительно бесхребетные. Словно спектр их чувств, эмоций подвергся унизительному обрезанию. Всё блекло - и пеньюары, и дорогие машины, и сливки вашингтонского общества. Альпийский снег - даже тот матовый, а «сильные» по задумке женские персонажи рождают исключительно потребительский интерес.

При этом написано профессионально. Первые страниц сто пятьдесят глотаешь незаметно для себя; интрига в порядке и хочется знать: что же дальше приключится с новоиспечённым миллионером? Может быть, гангстеры устроят погоню через весь земной шар, чтобы вернуть деньги себе? Или знакомство с вашингтонскими элитами вознесёт героя на вершины политической жизни? Нет, нет и ещё раз нет. Ружья стреляют, но вхолостую. Всё будет происходить, да и закончиться тоже, пресно и банально. Поверьте мне. И не читайте этот роман.

Если покопаться в моих чувствах, то кроме разочарования там можно найти ещё и лёгкую грусть. Потому что «Вечер в Византии» - одну из двадцати трёх книг, которым я поставил десятку - я уже никогда не стану перечитывать. И, да, вполне возможно, что именно «Ночной портье» - провал Шоу, а остальные книги держат планку. Но прочитав «Ночного портье», я понял, что Шоу мне в принципе уже не будет интересен. Хотя бы потому, что есть Хемингуэй, у которого книги словно сотканы из нервной ткани и полны жизни, а не суррогатной мишуры. Шоу «образца детства» - вымерший вид и к тем впечатлениям мне уже не прикоснуться.

P.S. Забавно, что перечитывать «детских» Ле Гуин, «Хоббита» Толкиена, да тех же «Котов-воителей«! - мне в кайф (и плевать на целевую аудиторию), а такой весь «взрослый» Ирвин Шоу уходит в небытие.

«Что с тобой будет?» - куда как менее загадочный вопрос чем «Каким ты будешь?».

Оценка: 4

Странная книга. Написано действительно хорошо, язык и стиль берут свое, но в тоже время крайне скучно и безыдейно. Даже жанр невозможно определить толком, слишком невыразительно как для криминальной драмы, так и для любовного романа. В какой-то момент показалось, что данная книга высмеивает богему, но и эта черта обозначена недостаточно четко. Перед нами скорее фантазия на тему «Что будет, если вы найдете 100 000 долларов, удачно удерете на другой конец света, повстречаете толкового компаньона, делающего за вас всю работу, и женщину, которая позовет вас к алтарю...». Именно в таком виде, потому что главный герой практически все время плывет по течению, никак не напрягаясь и не испытывая сколь-либо серьезных моральных и этических проблем. Дуглас Граймс - персонаж, с самого начала вызывающий легкую гадливость. Он не шевелит и пальцем, и вот уже у его ног и всевозможные красавицы, и свое дело, в котором он может не принимать практически никакого участия, и деньжата, и даже дорогой костюм. Поначалу Майлз Фабиан привносит движение как натура крайне деятельная, но вскоре и тут все быстро входит в колею, и вновь устанавливается привычное сюжетное болото. Прочие персонажи либо не вызывают никаких эмоций, либо опять же малоприятны.

Данная история определенно смотрелась бы куда более выигрышно в формате кинофильма: череда шикарных курортов и отелей, мировых достопримечательностей, роскошные дамы в вечерних туалетах - тут есть все, чтобы попасть под скромное обаяние буржуазии. Хорошая актерская игра и приятная музыка еще больше бы скрасили картину и скомпенсировали все недостатки сценария. Да еще модное нынче ретро определенно пошло лишь на пользу. Но имеем мы то, что имеем, а именно - неплохой, но совершенно одноразовый роман.

Понравилось чтение Юрия Лазарева, всегда приятно послушать профессионалов. Так же пришлись по вкусу музыкальные вставки в начале глав. Жаль только, что они очень короткие, данной аудиокниге определенно не помешали бы задаваемые ими настроение и темп.

Оценка: 6

Первый раз я читал этот роман в начале 80-х годов. Тогда, во времена книжного голода, он мне понравился. Сейчас же я нахожу его достаточно легковесным, а некоторые сюжетные линии притянутыми за уши. Действительно, ГГ практически ничего не сделал в нем своими руками, кроме того, что украл в начале чужие деньги. Автор так выстраивает сюжет, что все «само падает ему с неба». Любовь женщин, знакомство с влиятельными людьми, умножение капитала и практически хэппи энд в конце. Весь роман он просто скользит на волне, отдавшись течению. Роман кинематографичен. Не раз ловил себя на мысли, что по нему можно было бы сделать неплохую мелодраму с элементами комедии. Именно комедии, ибо все приключения героя и антураж романа (лыжный курорт в швейцарских Альпах, Париж, Рим, роскошные дамы света и полусвета и т.д.) настраивают на соответствующий легкомысленный лад. Всерьез переживать за ГГ как-то не получается, а приключения при желании можно рассматривать и под комическим углом. Тем не менее, роман неплох для того, чтобы скоротать вечер-другой, не забивая себе мозги излишними переживаниями и размышлениями.

Оценка: 7

Странно, «Ночного портье» Шоу написал в возрасте за 60. А такое впечатление, что автор - подросток лет пятнадцати. Именно такой уровень достоверности у событий, как будто жизненный опыт почерпнут из книжных ночных бдений. Поначалу шел чистый Чейз, а с момента потери чемодана - подростковые фантазии. Мошенник вдруг ни с того ни с сего берет явного простофилю в компаньоны, перечисляя тому половину барыша за свои многотысячные махинации. Ограбленные бандиты спокойно ждут возвращения какого-то лоха, стянувшего у них деньги, а потом вежливо просят отдать стибренное и благодарят за содействия. Финансовые аферы проходят в вакууме, ни криминал, ни государство, ни хозяева жизни не вставляют даже ореховые прутики в колеса наших героев. Девушки ровно такие, как их представляет предпубертат - без прыщиков и тараканов.

И. самое главное, к чему все эти, местами затянутые, приключения? Ради диванной мечты - найти миллион и тогда серенькая жизнь смениться калейдоскопом развлечений. Ну хоть мир главный герой не стал переделывать, подростковые мечтания они такие.

Оценка: 6

Удивительно, как этой книге до сих пор удавалось обходиться без экранизации. Как говорится, все при ней. Камера бы ее полюбила. Эта история о том, как можно вытащить счастливый билетик, открывающий доступ в новую жизнь или на более высокий ее уровень. Главный герой вытаскивает даже не один, а несколько упитанных пачек зелененьких билетиков с портретом Франклина. Прозябавший на посту портье в захолустной гостинице бывший летчик Дуглас Граймс пользуется случаем, срывает куш и в мгновение ока перемещает себя в географическом и социальном направлениях. Дорогие рестораны и отели, фешенебельные европейские курорты, изысканные женщины. Сегодня ты встречаешься с учительницей обычной американской школы, завтра ты проводишь ночь во Флоренции с женщиной, для которой привычно обращение «леди». Деньги не могут купить вам качественную жизнь, но могут купить вам шанс на нее.

Однако Граймс в обращении с благосклонно взглянувшей на него Фортуной до странного пассивен. Фактически мы видим деятельного Граймса дважды за всю книгу: момент, когда он приобрел состояние, и момент, когда золотая рыбка уже была готова вильнуть хвостиком на прощание. Как мне кажется, так автор демонстрирует, что есть люди с линейным отношением к богатству, с абсолютной безыдейностью в финансовом плане. Такие люди могут приобрести состояние лишь благодаря удаче, как произошло с Граймсом, но со стремящейся к неизбежности вероятностью они спустят его и вернутся к тому, с чего начали. Деньги должны находиться в движении, деньги должны работать на их приумножение. Граймс не обладает нужным складом ума, поэтому требуется тот, кто сможет сохранить и увеличить количество нулей после единички.

Появление на страницах Майлза Фабиана знаменует тот факт, что в его лице Фортуна выдает Граймсу еще один аванс. Фабиан - игрок, он знает заповеди: «money over bitches» и «money makes the world go round». Он понимает, что деньги - средство, которое нужно использовать, а не держать в носке под матрасом на черный день. Поклоняясь содержимому кошелечка или банковским накоплениям, какими бы они ни были, ничего не выгадаешь. Деньги нужно иметь, во всех значениях этого слова, а Фортуна любит жестко, часто и долго. Фабиан умел, но стал хомячком в ловушке бесконечно крутящегося колеса, а Граймс ленился (или не мог), поэтому леди Удача заскучала. Такие вот дела, не сумел развлечь даму - пропал. Чтобы не зависеть от капризов, становитесь лучше аскетами.

Оценка: 8

Начало более интригующее и захватывающее, чем продолжение. Чрезмерно затянуто, временами что-то ждешь, ждешь, а ничего не происходит. И чем ближе к концу, тем менее все становится интригующе, а сама концовка смазана и стиснута в пол главы.

Оценка: 7

Первая половина книги была достаточно динамична и интересна. Как на Граймса вдруг свалились деньги, как он с ними решил спрятаться, как он их потерял и как нашел снова. Это всё было увлекательно. Но потом всё стало как-то скучновато, несмотря на всякие казусы и разные криминальные происшествия.

Я всё гадала, в какой жанр это выльется: детектив, приключения, боевик или драма. Поскольку автор Ирвин Шоу, то надеялась на драму. Однако, прочитав книгу, даже не знаю, как охарактеризовать ее жанр. Пожалуй, в моем понимании это ближе всего к авантюрному роману. Вот только авантюра здесь по сути одна единственная, а всё остальное было уже серьезными делами.

В общем, роман этот я бы оценила как качественное чтиво для отдыха, замечательная вещь, чтобы взять в дорогу. Вот только от И.Шоу я ожидала совсем не этого, а чего-то более серьезного, задающего вопросы без однозначных ответов, какого-то преступления с наказанием или с искуплением. А вышло что-то вроде счастливого случая, свалившегося на голову ночному портье, которому удалось поймать удачу за хвост (этакий наш Емеля на американский лад). И так всё гладко у него получилось, прям приторный happy end. И хотя Шоу и попытался сделать роман драматичным, добавив в конце ряд печальных событий, и хотя последние слова (они же мысли главного героя) о жизни «американца, скитавшегося по захолустным уголкам своей страны», а всё равно для меня драмы не вышло и скитальцев я в романе не почувствовала. Все герои куда больше походили на путешественников по доброй воле, весьма довольных своей жизнью. Да и название - для меня загадка. Главный герой, конечно, работал ночным портье, но вряд ли в этом его суть. Я куда больше верю в его суть летчика.

И вдруг случай - смерть постояльца и свалившиеся Дугласу в руки нехилые деньги. Что с ними делать и как поступить с собой и со своей новой (третьей, теперь уже) жизнью?

Жизнь сводит Граймса с другим человеком, лихим авантюристом и рисковым коммерсантом. И в результате жизнь Дугласа наполняется уже совсем другими событиями, острыми переживаниями и новым опытом общения с людьми иного круга. Вернее, других кругов - от порноактрис до более-менее серьёзных бизнесменов.

И неожиданный, хотя, наверное, закономерный, финал.

Вот писатель-детективщик превратил бы фабулу этого романа в чистый детектив - украдены (взяты и присвоены) чужие деньги, поиски невольного вора, преследования от разных лиц, погони и бегства, ну и всякая прочая детективная мишура и блёстки. Писатель-мистик превратил бы роман в книгу-предостережение или в книгу-откровение со стороны высших сил. Ну, и т. д. А Ирвин Шоу ведёт линию повествования совсем другим, своим, особым путём, Где есть место и для ненавязчивого детектива, и для лёгкой мистики (при полном отсутствии оной в тексте), и для любовно-романтических приключений и происшествий, и для семейно-драматических событий и поступков - в небольшой роман вместилась целая жизнь, да ещё и не единственного героя, а нескольких совсем разных людей.

Ирвин Шоу

Ночной портье

Посвящается Герде Нильсен


Ночь… Сижу один-одинешенек, огражденный пуленепробиваемым стеклом в запертой на ключ конторке. За окном Нью-Йорк в тисках угрюмой январской ночи.

Вот уже два года шесть раз в неделю я прихожу сюда за час до полуночи и остаюсь до восьми утра. В конторке тепло и с разговорами никто не лезет. Работа мне не то чтобы нравится, но и не противна.

Служебные обязанности оставляют мне время и для личных занятий, установленный ночной распорядок течет, как ему положено. Часок-другой я провожу за изучением программы скачек «Racing Form» и продумываю свои ставки на следующий день. Это очень живо составленная программа, полная оптимизма и с каждым выпуском вселяющая новые надежды.

Покончив с прикидкой таких показателей, как вес лошади, ее резвость, дистанция, ожидаемая погода, я принимаюсь за духовную пищу, постоянно заботясь о том, чтобы иметь под рукой книги по своему вкусу. Ночной харч – сандвич и бутылку пива – я покупаю по дороге на работу. В течение ночи обязательно проделываю изометрические упражнения для рук, ног и живота. Несмотря на сидячую работу, я в тридцать три года чувствую себя лучше, чем в двадцать лет. Люди удивляются, что при моем росте – меньше шести футов – вешу я сто восемьдесят пять фунтов. Однако мой вес меня не огорчает. Мне бы только хотелось быть повыше ростом. Женщины говорят, что у меня еще юношеский вид, но я не считаю это комплиментом. Я никогда не был маменькиным сынком. Подобно большинству мужчин, я бы хотел походить на таких персонажей из телефильмов, как отважный морской капитан или искатель приключений.

Составляя отчет за прошедшие сутки для дневной смены, я работал на счетной машинке. Когда нажимал клавиши, машинка жужжала, как большое рассерженное насекомое. Вначале звук этот досаждал мне, но теперь я привык. За стеклом моей конторки в вестибюле было темным-темно. Хозяин экономил на электроэнергии, как, впрочем, и на всем остальном.

Пуленепробиваемое стекло в конторке появилось после того, как работавший до меня ночной портье был дважды зверски избит и ограблен. Ему наложили сорок три шва, и он решил переменить службу.

Следует признать, что с цифрами я умею обращаться лишь благодаря тому, что мать в свое время заставила меня пройти в колледже годичный курс счетоводства и бухгалтерии. Она настаивала, чтобы за четыре года учебы в колледже я научился хотя бы одной полезной, как она говорила, вещи. Окончил я колледж одиннадцать лет назад, и моей матери теперь уже нет в живых.

Отель, в котором я служу, называется «Святой Августин». Трудно сказать, из каких побуждений дал это имя отелю его первый владелец. Ни на одной стене вы не увидите распятия, его нет даже в вестибюле, где в четырех запыленных кадках стоят какие-то каучуковые растения якобы тропического вида. Снаружи отель еще выглядит достаточно солидно – он знавал лучшие дни и лучших постояльцев. Плата сейчас тут небольшая, но и на какие-нибудь особенные удобства и обслуживание рассчитывать не приходится.

За исключением двух-трех постояльцев, приходящих поздно, мне не с кем и словом перекинуться. Но я и не искал такой работы, где требуется общительность. Часто за целую ночь нигде в здании не зажжется свет.

Платят мне сто двадцать пять долларов в неделю. Живу я в однокомнатной квартире, с кухней и ванной, в Восточной части Нью-Йорка на Восемьдесят первой улице.

Этой ночью меня потревожили только однажды, во втором часу, когда какая-то проститутка спустилась по лестнице в вестибюль и потребовала, чтобы я выпустил ее на улицу. Пришла в отель она до того, как я заступил на дежурство, так что я не знал, в каком номере она была. Возле парадной двери имелась кнопка-звонок, предназначенная для того, чтобы дверь автоматически открывалась, но неделю назад звонок вышел из строя.

Когда я отомкнул дверь, холодный ночной воздух пахнул мне в лицо, и, поежившись, я с удовольствием вернулся в свою теплую конторку.

Программа скачек на следующий день в Хайалиа лежала у меня на столе. У них на юге сейчас празднично и тепло. Я уже сделал свой выбор: во втором заезде поставить на Глорию. Возможный выигрыш в случае ее победы был бы один к пятнадцати.

Игроком я стал давно. Добрую часть времени в колледже я провел за игрой в покер в нашем студенческом землячестве. Работая затем в штате Вермонт, я каждую неделю садился за карточный стол и за время пребывания там выиграл несколько тысяч долларов. С тех пор мне не особенно везло.