Как придумать себе псевдоним. Как придумать эффектный ник, который произведет впечатление

Давно замечено, что имя каким-то непостижимым образом влияет на характер и судьбу человека. Одни имена наделяют своих владельцев энергией, напором, решимостью. Другие - кротостью, мягкостью, застенчивостью. Имя может принести успех, здоровье и счастье своему обладателю или, наоборот, - явиться препятствием на пути осуществления замыслов.


Изучая данный феномен, исследователи выдвигают различные концепции, от научно-исторических до интуитивно-эзотерических. Однако до сих пор не существует единого мнения, объясняющего механизм связи между именем и судьбой человека, это имя носящего. Сейчас имеется море информации по правильному выбору имени для ребенка. Современные родители ответственно и тщательно подходят к такому важному действу, учитывая мелодичность звучания, смысловое значение и другие характеристики имени.

А вот как быть тем детям и взрослым, у которых уже есть имя? Насколько оно подходит человеку и нужно ли его менять? Обычно имя меняют в том случае, если оно неблагозвучно, или человек не идентифицирует себя со своим именем, или оно не подходит, например, под сценический образ.

В мире немало примеров, когда люди, сменив имя или взяв псевдоним, буквально меняли свою жизнь и становились знаменитыми. Вот перечень самых знаменитых псевдонимов: Марк Твен (Сэмюэл Клеменс), Жорж Санд (Аврора Дюпен), Мэрилин Монро (Норма Бейкер), Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн), Элтон Джон (Реджинальд Кеннет Дуайт), Тина Тернер (Анна Мэй Баллок), Фредди Меркури (Фарух Булсара), Стинг (Гордон Саммер), Валерия (Алла Перфилова), Жасмин (Сара Семендуева), Авраам Руссо (Ефрем Апджян), Дарья Донцова (Агриппина Васильева), Борис Акунин (Григорий Чхартишвили), Кир Булычев (Игорь Можейко).

Часто звезды, имея на сцене творческий псевдоним, продолжают дома откликаться на привычное имя. Григорий Чхартишвили, более известный читателям как Борис Акунин, в одном из интервью говорит:
- Мы очень разные. Акунин существенно добрее меня. Это, во-первых. Во-вторых, в отличие от меня, он - идеалист. И в-третьих, он твердо знает, что Бог существует, в чем я ему завидую. К тому же мне не следовало писать детективы под собственной фамилией еще и потому, что товароведы в магазинах не смогли бы выговорить фамилию Чхартишвили. А известный певец Гарик Сукачев только на сцене хулиган и звезда рок-н-ролла, а дома он - Игорь, добрый отец двоих детей и любящий муж.


Преимущество второго имени еще и в том, что это дополнительная защита от недобрых сил. Когда-то считалось, что человек и имя - одно целое, и потому у древних людей был обычай скрывать свое настоящее имя от врагов и злых духов. У некоторых народов до сих пор осталась традиция давать детям два имени - одно для окружающих, второе тайное. Часто целители могут воздействовать на пациента дистанционно, даже не видя человека, используя только имя для подключения к его энергоин-формационному полю. Зная имя человека, можно ему помочь и вылечить. А можно и навредить.


Марк Твен, сменив имя, стал знаменитымСуществует очень интересная техника, известная под названием «техника переименования». Суть ее заключается в том, что если человек слишком доступен, открыт для окружающих, он подвластен внешним воздействиям. А для того, чтобы уйти в беспроблемное пространство, надо себя переименовать. И не просто другим именем, а использовать предметы и явления, которые попадают в поле вашего зрения, или любые слова,пришедшие в голову.

Допустим, возникла некая тупиковая ситуация или еще не возникла, но вот-вот возникнет. И в этот момент надо переименовывать себя примерно так:«Я - дерево… Я - облако… Я - колесо белой “Тойоты”… Я - снег на крыше… Я - бровь на лице прохожего… Я - телефонный звонок… Я - завитушка обоев на стене»… И так далее, пока не наступит момент достаточности, и вы не почувствуете, что наигрались и не хотите продолжать. После этого уходит тревога, наступает душевная гармония и, самое главное, проблема решается легко и просто. С одной стороны, проблемы вас не найдут, потому что вас попросту нет. А с другой - вы как бы растворяетесь во всем окружающем, вбирая в себя его силу.


Выбор имени для ребенка - непростой процессВозвращаясь к нашей теме о втором имени, хочется привести отрывок из книги «Зачем нужен НИК, или Выбери себе новое имя» Владимира Леви: «Месяцев через восемь является ко мне некий красавец. Взгляд открытый, смеющийся, осанка прямая.
- Собираюсь жениться, доктор. Хочу пригласить на свадьбу.
- Простите… Алик?
- Я Саша.
- Саша?.. Ах да, Саша… Не совсем понимаю. Я, кажется, ничем не помог.
- А вы про это забудьте. Это вы Алику не помогли. А мне показали, что я - Саша.
- Как?
- Я сменил работу. Начал играть в любительском театре. Завел новых друзей. Влюбился.
- Но как?
- Придушил Алика. Сбежал от тех, кто его знал. Вот - я Саша».

Если мы хотим что-то подкорректировать в своей судьбе, можно обзавестись вторым именем или даже третьим. Для этого нет необходимости менять документы, обращаться в соответствующие инстанции. Достаточно выбрать подходящее имя, чтобы оно нашло отклик в душе и отвечало нашим пожеланиям. Пусть оно станет вашим талисманом.
Очень хорошо, если новым именем вас будут называть родные или друзья, чтобы оно закрепилось в подсознании. Но, конечно, подбирая новое имя, желательно знать, что оно означает.

Некоторые имена имеют одинаковое смысловое значение и похожее звучание, независимо от языковой принадлежности. Это результат того, что у европейцев и русских встречаются имена греческого или латинского происхождения. Поэтому вашим новым может стать любое понравившееся интернациональное имя. При выборе нового имени можно воспользоваться приведенным перечнем.

Имена, которые помогут добиться успеха в карьере и финансах.

Женские: Антонина, Валентина, Галина, Екатерина, Елена, Любовь, Ольга, Татьяна, Яна.

Мужские: Алексей, Алишер, Борис, Вагит, Владислав, Илья, Кирсан, Михаил, Олег, Петр, Роман, Сулейман, Тельман, Юрий.

Имена, которые помогут стать знаменитыми.

Женские: Алла, Аврора, Анна, Екатерина, Бритни, Джина, Елизавета, Маргарита, Муза, Николь, Нона, Саманта, София, Тамара, Юлия.

Мужские: Александр, Антонио, Аполлон, Владимир, Джастин, Дилан, Дмитрий, Май, Марк, Патрик, Сергей, Ян.

Есть имена, которые даже помогут наладить взаимоотношения со своими чадами, если что-то не складывается. Это имена любящих и заботливых детей. Можно мысленно дать ребенку второе имя, особенно в моменты споров и непонимания. Вот некоторые из таких имен.

Женские: Александра, Вероника, Джилл, Кортни, Миранда, Мия, Наталья, Елизавета.

Мужские: Алексей, Антон, Вениамин, Григорий, Дилл, Джин, Кристиан, Роберт, Флетчер.

А теперь имена, которые могут сделать вас моложе и привлекательнее. Выберите себе одно из них, попросите кого-нибудь из близких называть вас так, хотя бы изредка. И помните об этом имени. И через некоторое время все начнут интересоваться, почему вы так помолодели.

Женские имена: Авис, Аврора, Акация, Алис, Анита, Верна, Дамалла, Джиллиан, Джина, Джоли, Джулия, Диана, Дина, Зара, Лаура, Лидия, Паулина, Петра, Симона, Ювилия, Ясмин.

Мужские: Алан, Аллен, Бин, Бобби, Богдан, Валентин, Вернон, Верни, Виталий, Вуди, Григорий, Джалил, Джино, Джонатан, Джордан, Купер, Роки, Юлиан.

Поэкспериментируйте, и, возможно, ваша жизнь заиграет новыми гранями.

Псевдоним, или, как сейчас модно говорить, никнейм, постепенно становится неотъемлемым атрибутом каждого современно человека. И в то время как подавляющее большинство пользуется различными вариациями своих имён и фамилий, некоторые по-настоящему креативные люди ломают себе голову над тем, как придумать псевдоним.

Тут может быть несколько вариантов. Нужно сразу сказать, что всё-таки одно дело - придумать себе ник, и уже совсем другое - подобрать псевдоним для литературных или прочих творческих изысканий. И разница тут не только в важности, а ещё и в том, что это второе имя будет отражать вас как личность в кругу тех людей, которые будут интересоваться вашим творчеством. Так что давайте отнесёмся к делу серьёзно. Рассмотрим три наиболее простых и эффективных способа того, как придумать псевдоним.

Способ 1: Воспоминания

Первый и самый простой вариант, который использует большинство творческих людей: перед тем как придумать псевдоним, просто расслабьтесь и вспомните своё прошлое. Скорее всего, в вашей памяти всплывут образы, связывающие вас с теми или иными событиями. Отталкиваясь от них, вам будет проще выбрать себе подходящий псевдоним. Кого-то в детстве оригинально прозвали друзья, у кого-то была интересная игра с красочным названием - тут в ход идёт всё без исключений. Как правило, именно такие всего приживаются, так как в нас мало что меняется с возрастом, а то, что было столь ярко выражено в детстве, должно и вовсе отточиться и стать очевидным.

Способ 2: Мифология

Ещё один простой и крайне популярный способ того, как придумать псевдоним, который будет отражать ваш внутренний мир и при этом оставаться загадкой для окружающих. Обратитесь к мифологии! Какой псевдоним можно придумать лучше, нежели уже имеющиеся имена богов и героев, ангелов или демонов, нечисти или нежити. Списки своеобразных «бестиариев» ломятся от огромного количества вариантов, и стоит лишь открыть один из них и подобрать то, что вам больше придётся по душе. Единственный минус такого способа в том, что он стал крайне популярным в последнее время, и с каждым днём становится всё сложнее найти что-нибудь не только отражающее вашу сущность, но и не занятое кем-нибудь ещё.

Способ 3: Книги

Да, именно они! Нельзя назвать этот способ простым, но и уникальность имён из редких и не особо фактически гарантирована. Также вы всегда можете выбрать не просто понравившееся имя, но ещё и персонажа с интересной для вас или схожей с вашей биографией. Имена из книг хороши ещё и тем, что в них часто встречаются несуществующие, выдуманные, но, тем не менее, очень звучные и громкие имена.

Заключение

Итак, теперь вы знаете три наиболее простых варианта, следуя которым, выбрать псевдоним для вас не составит никакого труда! Пользуйтесь и наслаждайтесь, удивляя окружающих с банальными псевдонимами своим новым оригинальным именем, всю историю которого знаете лишь вы. Самое важное при выборе псевдонима: он должен в первую очередь нравиться лично вам!

Сценические псевдонимы кем только не используются - и музыкантами, и актерами, и спортсменами, и танцорами, и даже... кхм... в общем, многими. Сценический псевдоним поможет дополнить образ исполнителя, позволить ему выстроить более прочную связь с его зрителями, а также помочь исполнителю четко разграничить личное и сценическое - в том числе и свою жизнь.

Шаги

Выбор сценического псевдонима

    Что же может дать вам сценический псевдоним? Хороший вопрос. Тут уместно рассмотреть сразу несколько важных вопросов.

    • Брендинг : сценический псевдоним может стать вашей, так сказать, товарной маркой - вашим брендом!
    • Разграничение личной и профессиональной жизни : в качестве псевдонима сгодится что угодно, даже то имя, которым вас зовут домашние. Впрочем, куда лучше, когда псевдоним и реальное имя не пересекаются между собой.
    • Возможность выделиться : если ваше реальное имя очень распространенное, то псевдоним поможет вам выделиться и запомниться.
    • Мера борьбы с предубеждениями : в прошлом псевдонимы использовались в том числе и для того, чтобы избежать дискриминации в той или иной форме. К счастью, в наши дни эта причина практически не используется. К слову сказать, именно по этой причине некоторые женщины в свое время не выступали под двойными фамилиями.
  1. Выберите псевдоним, отражающий ваш внутренний мир. Собственно, псевдонимы - способ самовыражения, так почему бы и не подумать, что можно было бы подчеркнуть таким образом? Подумайте и о том, как будет пересекаться ваш стиль выступления с псевдонимом.

    Пусть с вашим псевдонимом будет связана какая-то история. В конце концов, люди захотят узнать, почему вы назывались именно так, а не иначе. Если же история... кхм... скучная, то попробуйте придумать что-нибудь более выдающееся.

    Изучите выбранный вами псевдоним. Почитайте книги и сайты, где написано про значение имен, их историю и все такое прочее. Адекватны ли значение и история выбранного вами имени тому, что оно должно (по-вашему) значить?

    Выберите имя, которое без проблем можно найти. Подумайте о том, как вас будут искать в поисковиках. Если ваш псевдоним состоит из одного слова, да и то - весьма распространенного, то вас может быть очень и очень сложно найти в сети.

    Выберите псевдоним, который будет расти вместе с вами. Конечно, может быть соблазн выбрать что-то современное и актуальное именно сейчас, однако не стоит гнаться за модой. Подумайте, будет ли звучать такой псевдоним лет через 10 или 20? Будет ли он подходить матерому исполнителю так же хорошо, как и начинающему?

    Используйте ваше среднее/второе имя. Если у вас двойное имя, то второй его компонент может стать приличным псевдонимом. За примером далеко не пойдем: реп-исполнитель Дрейк (Drake) по паспорту и вовсе Обри Дрейк Грээм (Aubrey Drake Graham). А вот Анджелина Джоли Войт и вовсе сделала свое второе имя фамилией.

    Вдохновитесь вашим семейным древом. Может, имя вашей прапрабабушки или, скажем, среднее имя вашего двоюродного дедушки станут замечательными псевдонимами, кто знает. Опять же, семье будет приятно.

    Используйте фамилию в качестве сценического псевдонима. Да, некоторые исполнители поступают так. Причины у всех разные: у кого-то имя сложно выговорить, кому-то оно просто не нравится... В общем, если что, знайте - это вариант.

    • Некоторые исполнители начинали выступать под своими полными именами, ну или хотя бы под своими именем и фамилией. Начало, так сказать, карьеры с чистого листа может потребовать нового псевдонима, однако порой уместно воспользоваться той репутацией и признанием, что связаны с вашим старым псевдонимом - в таком случае можно выбросить из псевдонима фамилию и выступать под одним лишь именем.
    • Можно поступить и наоборот - добавить к имени, если вы выступаете под ним одним, фамилию.
    • Можно изменить и фамилию. Некоторые знаменитости так и поступали - например, после замужества Кортни Кокса стала Кортни Кокс-Аркетт... впрочем, после развода она снова стала просто Кортни Кокс.
  2. Выберите тот же псевдоним, что и у ваших родителей. Если не вы первый в семье, кого позвал свет софитов, то есть смысл воспользоваться псевдонимом родственников - так вас будет проще узнать фанатам и нанимателям.

    • К примеру, Карлос Ирвин Эстевез стал Чарли Шином, чтобы указать на то, что он сын Мартина Шина - Рамона Антонио Жерардо Эстевеза. А вот брат Карлоса, Эмилио, оставил настоящую свою фамилию.

Форматирование и написание сценического псевдонима

  1. Подумайте, нет ли смысла изменить написание псевдонима. Если у вас есть имя, которое вам нравится, вы можете слегка поиграться с орфографией, если, конечно, ваш язык такое позволяет. Английский, к примеру, позволяет (группа Gotye, чье название произносится как “Го-ти-ай”, названа так в честь французской фамилии Gaultier).

    • Порой, впрочем, это излишне, особенно когда речь заходит о том, чтобы добавлять лишние буквы. Если ваш псевдоним сложно произнести, так на пользу вам это не идет.
  2. Не стоит использовать символы в псевдониме. Да, заменить С на $ или сделать что-то в том же духе может показаться классной идеей, однако подумайте - как это произносить?! Как записывать?! Даже если вы и знаете удачные примеры, то все же лучше воздержаться.

    Добавьте немного экзотики. Иной псевдоним от этого только выиграет, что особенно актуально для исполнителей в стиле бурлеск или пинап. Частицы «да», «фон» или «ла» - то самое, о чем мы говорим.

    Подумайте, как будут произносить ваш псевдоним люди. Если у вас ну очень уж уникальный псевдоним, то может оказаться, что люди скорее сломают язык, чем произнесут его верно. Кувенжаней Уоллис (Quvenzhané Wallis), Сирша Ронан (Saoirse Ronan) или Ральф Файнс (Ralph Fiennes) только для русского глаза кажутся вполне простыми именами - на их родных языках ситуация в корне иная, порой даже без отдельных подсказок о произношении дело не обходится!

    • Подумайте, нельзя ли записать ваш псевдоним как-то иначе, так, чтобы его все могли прочесть.
    • Впрочем, если вы всемирно известны, то проблемы это составлять уже не будет.
  3. Подумайте о том, как зазвучит ваш псевдоним в других странах. Собственно, не будет ли он звучать странно, смешно или даже грубо? Интернет дает вам возможность проверить все заранее.

Начинаю серию давно обещанных постов. Здесь я постаралась собрать все основные плюсы и минусы псевдонима. Наверняка список неполный, так что не стесняйтесь добавлять свои варианты.

Итак, плюсы псевдонима:

1. Вы можете выбирать именно то имя, которое вам нравится. Звучное или нейтральное, тру-славянское или, наоборот, звучащее на иностранный манер.
2. Можно брать разные псевдонимы под разные виды творчества или даже разные жанры. Например, писать легкие любовные романчики и серьезные философские труды одновременно.
3. Можно сменить пол. Иногда это даже настоятельная просьба издательств, например, в случае с ироническими детективами или, наоборот, жесткими боевиками.
4. Можно создать свой образ, даже очень далекий от реальности. Вы можете придумывать несуществующую профессию, детей или их отсутствие, внешность - да что угодно.
5. Анонимность. Никто из читателей не узнает, кто вы в реальности, а друзья-знакомые не узнают, что вы пишете. Правда, если добрые люди в издательстве сольют инфу в интернет, как был не так давно с некоторыми авторами, этот пункт аннулируется:)
6. Можно легко исчезнуть, если вдруг что-то пойдет не так . Ответственность гораздо ниже, чем при использовании реального имени.
7. Не изменится при смене реальных имени-фамилии .

Но, конечно, не обходится и без минусов:

1. Придется жить "на два фронта" . Нужно заводить несколько страниц для писательской и иной деятельности или, если общаться с одной, каждый раз объясняться, что труднее, особенно если у вас экзотический псевдоним.
2. Если ваши публичные и реальные образы - разные, становится сложнее их поддерживать . К слову, вплоть до психического расстройства (факт - нашла, когда писала диплом).
3. Сложнее доказать свое авторство . Не нереально, но сложнее.
4. Ваш псевдоним могут захотеть "расширить" до десятка-другого авторов . Опять же, не запугиваю: через суд все решается, обычно, в пользу автора.
5. Анонимность . Да, она может быть и минусом, если вы наоборот хотите, чтобы друзья-родственники знали. Придется всем и каждому рассказывать, да и то не факт, что поверят.
6. Сложнее собрать "все заслуги" . Нужно будет каждый раз думать, не раскрываете ли вы псевдоним, если говорите, что учились там-то, делали то-то и публиковались там-то, если использовали реальную фамилию.
7. При нескольких псевдонимах и трудов на продвижение имен тратится гораздо больше .
---
Вспоминая предыдущие посты: что выбирать - реальное имя или псевдоним - это, в конечном счете, исключительно ваше дело. Никто и никогда не скажет точно, как именно поступить вам. Лучший способ - это взвесить все плюсы и минусы, а потом подумать, что вам комфортнее. Ну и желательно уже не передумывать, чтобы не начинать потом все с нуля, как Марика:)

Сирин и Алконост. Птица радости и Птица печали. Картина Виктора Васнецова. 1896 год Wikimedia Commons

I. Псевдонимы «со значением»

***
Едва ли не важнейший псевдоним для России XX века — Максим Горький. Принадлежал он Алексею Максимовичу Пешкову (1868-1936), писателю и драматургу, выходцу из самых низов общества. Советская власть любила Горького не столько за дарование, сколько за происхождение и жизненный опыт: одаренный самоучка из Нижнего Новгорода провел молодость в странствиях по России и участвовал в нескольких подпольных марксистских кружках. В 1892 году 24-летний Пешков опубликовал свой первый рассказ «Макар Чудра» в тифлисской газете «Кавказ» и подписал его «М. Горький». Впоследствии литера «М.» стала именем «Максим», вероятно, в честь отца писателя.

Значение вымышленной фамилии «Горький» понятно любому читателю первого сборника рассказов и очерков молодого автора (1898): он писал о ворах и пьяницах, матросах и рабочих, о том, что позже сам называл «дикой музыкой труда» и «свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». Успех рассказов Горького был ошеломительным: по данным биографического словаря «Русские писатели», только за восемь лет — с 1896 по 1904 год — о писателе было напечатано более 1860 материалов. А впереди у него была долгая жизнь и колоссальная слава. В частности, его родной Нижний Новгород был переименован в Горький в 1932 году, то есть при жизни автора. И огромный город носил имя писателя, точнее, его псевдоним до 1990 года.

Надо заметить, что Алексей Максимович в молодости недолго пользовался псевдонимом Иегудиил Хламида. Под этим именем он написал несколько сатирических фельетонов на местные темы в «Самарской газете» в 1895 году.

***
Первые романы Владимира Набокова (1899-1977) были опубликованы под псевдонимом В. Сирин. В 1920 году будущий писатель приехал вместе с родителями в Берлин. Владимир Дмитриевич Набоков (1869-1922) был крупным политическим деятелем, одним из учредителей Конституционно-демократической партии, и в послереволюционной эмиграции продолжал заниматься политикой, в частности выпускал в Берлине газету «Руль». Неудивительно, что Набоков-младший начал публиковаться под вымышленным именем, иначе читающая публика пришла бы в полнейшее недоумение от обилия В. Набокова в периодике. Под псевдонимом Сирин были напечатаны «Машенька», «Защита Лужина», «Король, дама, валет», журнальная версия «Дара» и несколько других произведений. Значение слова «Сирин» у читателей сомнений не вызывало: печальная прекрасноголосая райская птица.

***
От собственных имени и фамилии отказался Борис Николаевич Бугаев (1880-1934), войдя в анналы русских поэзии, прозы (и стиховедения) как Андрей Белый. Символистский псевдоним для молодого Бугаева придумал Михаил Сергеевич Соловьев, брат знаменитого философа Владимира Соловьева. Считается, что имя Андрей должно было напоминать о первом из призванных апостолов Христа, а Белый — о белом цвете, в котором растворены все цвета спектра.

***
В 1910-х годах выходец из Херсонской губернии Ефим Придворов (1883-1945) стал публиковать стихи под именем Демьян Бедный. Успех его сочинений был так велик, что в честь этого «большевика поэтического рода оружия» (так о нем отзывался Лев Троцкий) старый город Спасск в Пензенской губернии в 1925 году переименовали в Беднодемьяновск, и под этим названием, надолго пережившим славу пролетарского поэта, город просуществовал до 2005 года.

***
Писатель Николай Кочкуров (1899-1938) выбрал себе говорящий псевдоним с саркастическим оттенком: под именем Артем Веселый в конце 1920-х — начале 1930-х годов он опубликовал несколько популярных в те десятилетия книг о революции и Гражданской войне (роман «Россия, кровью умытая», повесть «Реки огненные», пьесу «Мы»).

***
Ученик Максима Горького Алексей Силыч Новиков (1877-1944), побывавший на русско-японской войне в качестве матроса, прибавил к собственной фамилии одно тематическое слово и стал известен как писатель-маринист Новиков-Прибой. Его перу принадлежат роман «Цусима» (1932), один из самых популярных военно-исторических романов в СССР, и ряд рассказов и повестей. Примечательно, что дебютировал Новиков-Прибой как автор двух очерков о Цусимском сражении, напечатанных под псевдонимом А. Затертый.

II. Псевдонимы экзотические и мистификации

Елизавета Ивановна Дмитриева. 1912 год Wikimedia Commons

Одной из самых известных литературных мистификаций начала XX века была Черубина де Габриак. Под этим именем в 1909 году в символистском журнале «Аполлон» печатала свои стихи Елизавета Ивановна (Лиля) Дмитриева (в замужестве Васильева, 1887-1928). Ей покровительствовал Максимилиан Волошин (чья, к слову, настоящая фамилия — Киреенко-Волошин). Вместе им удалось создать обаятельную и таинственную литературную маску, и «Аполлон» во главе с Сергеем Маковским опубликовал два цикла стихотворений юной и знатной испанки-затворницы Черубины. Вскоре мистификация раскрылась, одним из неожиданных последствий этого разоблачения стала дуэль Николая Гумилева, ранее ухаживавшего за Васильевой, и Максимилиана Волошина на Черной речке (из всех мест Петербурга!). К счастью для русской поэзии, этот поединок завершился бескровно. Интересно, что Вячеслав Иванов, в «Башне» у которого бывала и сама Дмитриева, согласно воспоминаниям Волошина, сказал: «Я очень ценю стихи Черубины. Они талантливы. Но если это — мистификация, то это гениально».

***
В середине 1910-х годов в московских изданиях регулярно печатали стихи, фельетоны и пародии язвительного Дон-Аминадо. Это экзотическое имя выбрал себе Аминад Петрович Шполянский (1888-1957), юрист и литератор, мемуарист. Его пародии на известных поэтов начала века, включая Бальмонта и Ахматову, пользовались большим успехом. После революции Шполянский эмигрировал. Его афоризмы, популярные у читателей эмигрантской русскоязычной периодики, вошли в сборник «Нескучный сад» как единый цикл, озаглавленный «Новый Козьма Прутков».

***
По разряду экзотических должен проходить псевдоним Александра Степановича Гриневского (1880-1932): автор неустаревающих романтических повестей «Алые паруса» и «Бегущая по волнам», создатель звучных вымышленных городов Зурбаган и Лисс подписывал свои книги короткой иностранной фамилией Грин.

***
Имя Надежды Александровны Бучинской, урожденной Лохвицкой (1872-1952) мало что говорит современному читателю, но ее псевдоним — Тэффи — известен гораздо лучше. Тэффи — один из самых колких авторов в русской литературе, автор неподражаемой «Демонической женщины» и многолетний сотрудник «Сатирикона», главного юмористического журнала дореволюционной России. В рассказе «Псевдоним» Тэффи объясняла происхождение этого имени от «одного дурака», потому что «дураки всегда счастливы». Кроме того, выбрав странное, ничего не значащее, но звучное и запоминающееся слово, писательница обошла традиционную ситуацию, когда женщины-литераторы скрываются за мужскими псевдонимами.

***
Даниил Иванович Ювачёв (1905-1942) пользовался десятками псевдонимов, но самый известный из них — Хармс. Сохранилась анкета, которую заполнил в 1925 году поэт. Своей фамилией он назвал Ювачёв-Хармс, а на вопрос, есть ли у него псевдоним, ответил: «Нет, пишу Хармс». Исследователи связывали это короткое, запоминающееся слово с английским harm («вред»), французским charme («очарование»), санскритским dharma («религиозный долг, космический закон и порядок») и даже с Шерлоком Холмсом.

***
В раздел экзотических псевдонимов просто обязан попасть Гривадий Горпожакс. Перу этого автора принадлежит, увы, всего одно произведение — пародия на шпионский роман под названием «Джин Грин — неприкасаемый» (1972). За невозможным Гривадием скрывались сразу три автора: поэт и сценарист Григорий Поженян (1922-2005), военный разведчик и писатель Овидий Горчаков (1924-2000) и не кто иной, как сам Василий Аксенов (1932-2009). Пожалуй, после Козьмы Пруткова это самый яркий коллективный литературный псевдоним.

III. Перелицованные фамилии, или анаграммы


И. Репин и К. Чуковский. Шарж Маяковского из альбома «Чукоккала». 1915 год feb-web.ru

Почти наверняка самый-самый массовый автор XX века из писавших на русском языке — это Корней Чуковский: в России трудно вырасти без «Айболита» и «Телефона», «Мухи-Цокотухи» и «Мойдодыра». Автора этих бессмертных детских сказок при рождении звали Николай Васильевич Корнейчуков (1882-1969). Он еще в молодости из своей фамилии создал вымышленные имя и фамилию, а через несколько лет добавил к ним отчество Иванович. Дети этого замечательного поэта, переводчика, критика и мемуариста получили отчества Корнеевичи и фамилии Чуковские: нечасто встречается такое «глубокое» использование псевдонима.

***
Составлять псевдонимы, переставляя буквы собственного имени, — давняя литературная игра. Например, прославленный баснописец Иван Андреевич Крылов (1769-1844) несколько раз пользовался дикой, но симпатичной подписью Нави Волырк. В XX веке псевдоним-анаграмму выбрал себе Марк Александрович Ландау (1886-1957), более известный как Марк Алданов, автор тетралогии «Мыслитель» о французской революции, трилогии о русской революции («Ключ», «Бегство», «Пещера») и нескольких других больших и малых произведений.

***
Значение псевдонима Гайдар, взятого Аркадием Петровичем Голиковым (1904-1941), классиком советской детской литературы, до сих пор вызывает вопросы. По мнению Тимура Аркадьевича, сына писателя, разгадка такова: «„Г“ — первая буква фамилии Голиков; „ай“ — первая и последняя буквы имени; „д“ — по-французски „из“; „ар“ — первые буквы названия родного города. Г-АЙ-Д-АР: Голиков Аркадий из Арзамаса».

IV. Псевдонимы для публицистики

Иллюстрация из книги «Key to the upper Devonian of southern New York: designed for teachers and students in secondary schools». 1899 год Зубило — инструмент для обработки металла или камня. Internet Archive Digital Library

Печататься под псевдонимом в качестве литературного критика — давняя журнальная традиция даже по скромным (в хронологическом отношении, не в качественном) российским меркам. И солнце русской поэзии не брезговал подписываться вымышленным именем (Феофилакт Косичкин). Так что к началу XX века псевдонимы публицистов стали только что не обязательным явлением. Скажем, Николай Степанович Гумилев (1886-1921), публикуясь в собственном журнале «Сириус», пользовался псевдонимом Анатолий Грант . А Юрий Карлович Олеша (1899-1960), сотрудничая в прославленном сатирическом отделе газеты «Гудок», подписывался как Зубило.

***
Публицистический псевдоним должен был быть броским, иначе на него могли бы не обратить внимания читатели. Так, поэтесса и писательница Зинаида Гиппиус (1869-1945) подписывала критические статьи в журналах «Весы» и «Русская мысль» как Антон Крайний. Среди личин Валерия Брюсова (1873-1924) были и Аврелий, и Гармодий, и Пентаур. А автор популярных в начале XX века повестей для юношества, историк книги и мемуарист Сигизмунд Феликсович Либрович (1855-1918) печатался в «Вестнике литературы», подписываясь Лукианом Сильным.

V. Псевдонимы «по обстоятельствам»

Иван III разрывает ханскую грамоту. Картина Алексея Кившенко. 1879 год Wikimedia Commons

Семнадцатилетняя Анна Андреевна Горенко (1889-1966) не рискнула публиковать первые стихотворения под своим именем и взяла в качестве псевдонима фамилию прабабушки — Ахматова. Под татарским именем она и осталась в литературе. В автобиографическом очерке «Будка», написанном в 1964 году, она остановилась на важности этого имени для истории: «Моего предка хана Ахмата убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго».

***
Оба автора «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» писали под псевдонимами. Евгения Петрова (1902-1942) в действительности звали Евгением Петровичем Катаевым, он был младшим братом Валентина Катаева (1897-1986) и предпочел стать знаменитым под вымышленным (полувымышленным в его случае) именем. Илья Ильф (1897-1937) при рождении получил имя Илья Арнольдович Файнзильберг, но сократил его почти до инициалов — Иль-ф.

***
Отдельную главу в рассказе о псевдонимах должны составить писатели, изменившие свои немецкие, польские, еврейские фамилии на русские. Так, автор «Голого года» и «Повести непогашенной луны» Борис Пильняк (1894-1938) при рождении носил фамилию Вогау, но изменил ее для публикации первых юношеских сочинений и в дальнейшем печатался только под вымышленной фамилией, означающей жителя деревни, где пилят лес.

***
Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945), автор неустаревающих «Записок врача», происходил из старой шляхетской семьи Смидовичей; крупный деятель большевистского движения и партийный начальник в советское время Петр Смидович — троюродный брат писателя.

***
Путешественник Василий Янчевецкий (1874-1954), занявшись исторической беллетристикой и преуспев на этой ниве, сократил свою фамилию до Ян. Под этим именем его и знают читатели «Огней на курганах», «Чингисхана» и «Батыя».

***
Автор «Двух капитанов» Вениамин Александрович Каверин (1902-1989) родился в семье Зильберов, но, вступив на литературное поприще, позаимствовал фамилию у друга А. С. Пушкина, удалого гусара и повесы Петра Каверина. Замечательно, что диссертацию в Ленинградском университете Зильбер защитил по Осипу Сенковскому, популярнейшему в середине XIX века литератору, прославившемуся под псевдонимом Барон Брамбеус. А уж Осип Иванович был мастер псевдонима: он подписывался, среди прочего, «Иваном Ивановым сыном Хохотенко-Хлопотуновым-Пустяковским, отставным подпоручиком, помещиком разных губерний и кавалером беспорочности» и «доктором Карлом фон Биттервассером».