Особенности сюжета и композиции. «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок) С чего начинается повествование алые паруса

«Алые паруса» А. Грина следует прочитать тем, кто верен своей мечте и тем, кто считает, что грезы не сбываются, а мечтать бесполезно. Произведение покоряет необычными образами и волшебным сюжетом. Изучают его в 6 классе, но многие читатели возвращаются к нему во взрослом возрасте, чтобы еще раз очутиться в мире доброты и сказок. Предлагаем анализ произведения, который поможет во время подготовки к уроку. В разборе представлены наиболее важные пункты литературного анализа по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1916 - 1920.

История создания - Замысел произведения появился в 1916 г. Прогуливаясь по петербургским улицам, в витрине одного из магазинов А. Грин заметил игрушечный корабль с белыми парусами. Так в его воображении начали создаваться образы будущего произведения. Работу над ним писатель завершил в 1920 г., а отдельной книгой издал в 1923 г.

Тема - В произведении можно выделить несколько главных тем - сбывшаяся мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Композиция - Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Жанр - Повесть-феерия.

Направление - Неоромантизм, символизм.

История создания

История создания повести необычная. О том, как возник ее замысел, А. Грин записал в черновиках к роману «Бегущая по волнам» (1925 г.) Как-то во время одной из прогулок по Петербургу писатель остановился у витрины магазина. Там он увидел игрушечный кораблик под белыми парусами. В его воображении начали возникать образы, события. Писатель подумал, что неплохо было бы превратить белые паруса в алые. «…Потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься».

Работа растянулась на 4 года. Однако исследователи утверждают, что год написания повести - 1920. Тогда автор завершил предварительную работу, но еще некоторое время вносил в произведение правки.

В мае 1922 г. на страницах газеты «Вечерний телеграф» была опубликована глава «Грэй». Отдельной книгой «Алые паруса» были изданы в 1923 г.

Тема

Анализируемая повесть - необычное явление для русской литературы первой половины ХХ века, ведь в то время активно развивалась революционная тематика. Темы «Алых парусов» - заветная мечта; судьбы людей «не таких, как все»; выбор жизненного пути.

Начинается произведение с рассказа об отце главной героини – Лонгрене. Мужчину недолюбливают в деревне из-за того, что он спокойно наблюдал за тем, как его односельчанина Меннерса уносило в открытое море. Оказалось, жадность Меннерса стала причиной смерти жены Лонгрена. Вдовец вынужден был сам воспитывать дочь. Жители деревни не вспоминали о горе Лонгрена, зато жалели Меннерса.

Лонгрена возненавидели в деревне, невзлюбили и его дочь Ассоль. Девочку считали полоумной, так она верила своим фантазиям и ждала принца, который прибудет за ней на корабле с алыми парусами. Ассоль молча терпела обиды и никогда не отвечала на них злом, главное же то, что она не отказывалась от своей мечты.

В следующих главах появляются другие герои, среди которых внимание привлекает Артур Грей. Это парень из знатной, богатой семьи. Он очень целеустремленный и отважный. С Ассоль его сближает вера в чудеса. Как-то Грэй увидел картину мариниста и загорелся желанием стать моряком. Благодаря своему упорству, уму и живой душе парень в 20 лет стал капитаном.

Его корабль занесло к берегам деревни, где жила Ассоль. Грэй случайно заметил спящую девушку. Расспросив о ней, узнал о ее чудачествах. Грэй решил исполнить мечту Ассоль. Он заказал для своего корабля алые паруса и подплыл к деревне. Мечта девушки стала реальностью, а вместе с тем исполнилось предсказание о необыкновенном вине, которое должен был найти Грэй.

В центре сюжета не только образы Грэя и Ассоль, но и образ-символ алых парусов. В символическом значении их скрыт смысл названия повести . Паруса - символ мечты, надежды, а алый цвет в этом произведении толкуется как радость, ликование, победа добра над злом.

Сюжет помогает определить идею . А. Грин показывает, что мечты сбываются, главное в них верить.

Основная мысль : мнение окружающих часто ошибочное, нужно жить так, как подсказывает сердце. Сохранять светлую мечту вопреки обстоятельствам - вот чему учит писатель.

Композиция

В «Алых парусах» анализ следует продолжить характеристикой композиции. Формально произведение состоит из семи глав, в каждой из которых рассказывается о каком-либо важном событии, помогающем вникнуть в суть главной проблемы. Элементы сюжета расположены в правильной последовательности.

Экспозиция повести - знакомство с отцом Ассоль и самой главной героиней. Завязка - предсказание незнакомца о встрече с принцем. Развитие событий - рассказ о мечтах Ассоль, история Грэя. Кульминация - Грэй слушает рассказы о «полоумной» Ассоль. Развязка - Грэй забирает Ассоль на своем корабле. Важную роль играют несюжетные элементы - пейзажи, портреты.

Особенность композиции в том, что каждая глава произведения относительно завершенная, подталкивает к определенным выводам.

Главные герои

Жанр

Жанр произведения - повесть-феерия. О том, что это повесть свидетельствуют такие особенности: раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная, достаточно большой объем. Признаки феерии: волшебные события, необычные, несколько сказочные образы, победа добра над злом.

В повести А. Грина «Алые паруса» есть признаки двух направлений - неоромантизма (главные герои чувствуют себя не такими, как все), символизма (образы-символы играют важную роль для реализации идейного звучания). Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить произведение к сказкам.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 1220.


Фамилия, имя, отчество; школа; город: Рудакова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21 имени Героя Советского Союза Юдина Александра Дмитриевича»; город Северодвинск.
Предмет: литература.
Класс: 7 класс
Тема урока: «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые паруса» как средство раскрытия идеи»(2-ой урок).
Тип урока: изучение нового материала.
Результаты освоения:
Регулятивные: организация учебной деятельности обучающихся (определение проблемы, постановка цели, формулирование задач, решение учебных задач, рефлексия деятельности);
Познавательные: обеспечение результативной мыслительной деятельности, работа с информацией (рассуждение, обобщение; понимание, нахождение и хранение информации);
Коммуникативные: формирование умений взаимодействовать в коллективе, участвовать в учебном диалоге, работать с текстом.
Предметные: совершенствование навыка анализа текста на уровне содержания и формы.
Ход урока
Мотивация.
Просмотр фрагмента фильма «Алые паруса» (58 мин.-1.03 мин.). Какие чувства и мысли возникают у вас в момент просмотра эпизода?
Ответы обучающихся: Ассоль в лесу беседует с деревьями. Девушка уверена в том, что деревья слушают и понимают ее. Ассоль называет их «братцами». Она счастлива, потому что в лесу никто ее не обидит.
Артур Грэй, увидев Ассоль, покорен ее красотой и естественностью. Герой пристально смотрит на девушку. Грэй боится нарушить ее безмятежный сон.)Слово учителя. Эпизод завершается фразой Ассоль «Принц». Давайте и мы вслед за Ассоль погрузимся в мир сказки, в мир романтической повести «Алые паруса», которую Александр Степанович Грин (Гриневский) обдумывал в Петрограде 1920, когда после сыпного тифа бродил по обледенелому городу и каждую ночь искал нового ночлега у случайных и малознакомых людей.
Проблематизация.
- Посмотрите на тему урока «Композиция образов в романтической повести Александра Грина «Алые парус а» как средство раскрытия идеи».
Я знаю
Я могу
Ответы обучающихся:
Я знаю
Композиция – построение текста, система образов. Романтическая повесть – произведение, в котором романтический герой - сильная личность, действующая в исключительных обстоятельствах, стремящаяся к идеалу и бросающая вызов обществу. Идея текста – основная мысль, отражающая замысел.)Я могу
рассмотреть образы,
определить идею
Целеполагание.
Цель – интерпретировать систему образов, определив замысел писателя (цель формулируют обучающиеся).
- Какие «шаги» для достижения цели необходимо осуществить?
Задачи формулируют обучающиеся (обратная сторона доски):
перечитать фрагменты текста,
охарактеризовать героев по плану,
найти определение термина «символ»,
определить роль образа-символа,
сформулировать идею повести.
- Какие задачи не озвучены вами? Почему важны? (обратная сторона доски).
Ответы обучающихся: Не знаем значение термина «символ».
Решение учебных задач.
Обращение к домашнему заданию.
План ответа (интерпретация образа с опорой на текст, поиск ключевых фраз):
история жизни,
внешность,
поступки героя, черты характера,
отношение других героев,
позиция читателя,
позиция автора.
Слово учителя: Чтение фрагмента текста (со слов «Я был в той деревне, откуда ты, должно быть, идешь… » до слов «коротенькие четверостишия с ужасным мотивом»).
- Кому принадлежат эти слова? Как вы их понимаете?
Ответы обучающихся: Эгль – сказочник, путешествующий по миру. Он не увидел в Каперне веселых, добрых людей, которые верят в сказку, чудо, волшебство.
Запись информации о героях в тетради по ходу урока.
Система образов.
Эгль:
-верит в сказку, мечту,
-добрый, отзывчивый человек,
-дарит мечту АссольЛонгрен:
-умеет любить,
-способен защитить,
-живет честным трудом, воспитывает дочь.
Ассоль:
-верит в мечту,
-видит красоту в природе и в душе человека,
-любит жизнь.
Грэй:
-сочувствует людям,
-отважно принимает удары судьбы,
-готов сделать счастливой Ассоль.
Меннерс (отец, сын):
-любит деньги,
-живет за счет других,
-способен оклеветать,
-не умеет любить, мечтать.
Угольщик:
-поддерживает Ассоль,
-защищает девушку от -Меннерса,
понимает ее желания.
-Какая(ие) задача(и) не решена(ы)?
Ответы обучающихся:
не рассмотрен образ-символ,
не определена идея.
Работа в парах и запись новой информации в тетрадь (литературоведческая статья в учебнике «Литература.7 класс» под ред. Меркина).
Символ и философским смыслом – образ, обладающий конкретным и философским смыслом.
Дополнительная информация (карточка-информатор «Номинативное и символическое значение»).
Ответы обучающихся: Я узнал номинативное значение – лексическое значение, символическое значение – комплекс дополнительных смыслов (объемность слова, его глубина).
Слово учителя: Перед нами образ, важный для понимания содержания, вынесенный автором в заголовок, имеющий конкретное и философское значение. Что он означает?
Ответы обучающихся:
-мечта, которая помогает человеку жить,
-чудо, созданное человеком,
-сказка, в которую, хочется верить,
-счастье, к которому стремится человек.
-Кто из героев повести является обладателем «алых парусов»? (назвать героев, обосновать свою точку зрения).
Слово учителя: Корабль, на котором приплыл Грэй, назывался «Секрет». Это не случайно. Чему учит романтическая повесть?
Ответы обучающихся: Человек в стремлении к счастью способен своими руками сотворить чудо и сделать счастливым другого человека. Человек, умеющий мечтать, верящий в чистоту помыслов людей, живущий не для себя, - счастливый человек. Слова Артура: «Улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное нужное слово. Владеть этим - значит владеть всем». В этих словах и заключается идея текста.
Рефлексия.
Все ли задачи решены?
Смогли ли достигнуть поставленной цели?
Какой этап урока был самым интересным?
Домашнее задание.
Выбрать из повести фрагмент текста, найти в нем ключевые слова, определить идею фрагмента.

Ответ оставил Гость

«Алые паруса» – это повествование о сбывшейся мечте. С детства Ассоль верила, что за ней приплывет принц на белом корабле с алыми парусами. Артур Грэй грезил о море и хотел стать капитаном. Их желания сбылись, жизнь подарила героям встречу и любовь. Но сколько прекрасных страниц, сколько движений души умещается в этой романтичной истории!

Грин намеренно создает контраст между серой обыденностью в маленьком рыбацком поселке и богатым внутренним миром юной героини. Мечты Ассоль, ее чистая и прекрасная душа вызывают подозрение у обывателей. Они считают девушку слабоумной и насмехаются над ее верой в чудо. Эти люди погрязли в повседневных делах, не поют песен и не рассказывают сказок. Их ухаживания за женщинами грубы и примитивны. Все, что не вписывается в привычные рамки, жители Каперны отвергают, поэтому смелый и справедливый Лонгрен и его мечтательница-дочь становятся в поселке изгоями.

Детство героини нельзя назвать безоблачным. Лишившись матери в пять месяцев, Ассоль растет в бедности. Ей приходится управляться по хозяйству и помогать отцу делать игрушки. Это единственный источник дохода маленькой семьи. У Ассоль нет подруг, а сверстники награждают ее оскорблениями и насмешками. Прекрасная мечта о корабле с алыми парусами, подаренная старым сказочником, становится опорой для одинокой девочки на долгие годы.

Портрет Ассоль при встрече с Эглем писатель создает крупными мазками: «стиранное много раз ситцевое платье», «темные густые волосы», «худенькие, загорелые ноги». Мало чем отличается описание героини при встрече с Грэем, когда Ассоль уже лет семнадцать: платье из дешевого муслина, старая косынка, выразительное лицо, слишком серьезные для ее возраста глаза. Грин не считает Ассоль красавицей, он называет ее «живым стихотворением».

В образе Лонгрена писатель воплотил свои представления об идеальном отце. Тот, по сути, посвящает всю свою жизнь дочери. Чтобы не расставаться с малышкой, моряк остается на берегу и находит такой способ заработка, когда можно часто бывать дома. Лонгрен учит Ассоль читать и писать, рассказывает ей о своих странствиях, заботится.

Артур Грэй – мечтатель и романтик. Поэтому он так хорошо понимает Ассоль. Юношу не привлекает обеспеченная жизнь аристократа. Он не хочет, как родители, стать «надменным невольником своего положения». Грэя вдохновляют море, свобода и ветер странствий. Артуру не занимать твердости и упорства в достижении цели, он не боится трудностей. Благородство, щедрость, чувство справедливости и лидерские качества притягивают к нему людей.

Александр Грин создавал «Алые паруса» в те годы, когда вокруг рушился миропорядок. Он писал сказку о бедной, всеми обиженной и кажущейся бездомной девочке, когда сам был почти нищим и голодным.

Тетрадь с рукописью этой книги писатель возил с собой на фронт, когда его, тридцатидевятилетнего, больного, измученного человека, призвали на войну с белополяками (1919). Он таскал заветную тетрадку с собой по госпиталям и тифозным баракам. И наперекор всему верил, что «Алые паруса» состоятся. Этой верой пронизана и сама повесть.

Её замысел родился ещё в 1916 г. вроде бы случайно. Из мечты детства (море) и случайного впечатления (игрушечная лодочка с парусом, увиденная в витрине магазина) родились у Грина главные образы повести, которую он назвал «феерией». Так обычно называют театральное представление сказочного содержания. Но «Алые паруса» — не пьеса и не сказка, а самая настоящая правда. Ведь совсем не редкость деревни, подобные Каперне. Герои повести не похожи на сказочных, даже такие, как Эгль, только маленькая Ассоль и могла принять его за волшебника. И всё-таки, несмотря на реалистичность героев и картин, «Алые паруса» - феерия.

Образ Ассоль в повести «Алые паруса»

Главные герои — Ассоль и Грэй. Сначала автор представляет Ассоль. На необычность девочки указывает её имя - Ассоль. Оно не имеет никакого «буквального значения». Но «хорошо, что оно так странно», — скажет Эгль.

«Странность» Ассоль не только в имени, но и в словах, и поведении. Особенно это заметно на фоне обитателей Каперны. Они жили обычной жизнью — торговали, ловили рыбу, развозили уголь, злословили, выпивали. Но, как заметил Эгль, они «не рассказывают сказок... не поют песен». «Алые паруса» упоминались ими только как «издевательство» над той, которая верила в них. А когда увидели настоящие алые паруса, то смотрели на них «с нервной и угрюмой тревогой, со злобным испугом», «змеиным шипением вспыхивали остолбеневшие женщины», у них «яд забирался в голову». Примечательно, что не только взрослые озлобились, но и дети... Значит, злоба, жестокость — это не черты отдельных людей, а болезнь, поразившая всех, независимо от возраста.

Ассоль же была совсем другой... Она чужая в Каперне. Девочка могла уйти ночью на морской берег, «где… высматривала корабль с алыми парусами». В природе она чувствовала себя своей.

А ещё она была наполнена любовью. «Я бы его любила», — сказала маленькая Ассоль Эглю, предсказавшему ей алые паруса и принца. Она любит своего отца и утешает его своим чувством. Любовь отделила её от жителей Каперны, объединённых злобой и скудостью души.

Образ Грэя в повести «Алые паруса»

История Грэя тоже начинается с детства. Его окружение — это родители и предки, присутствующие, правда, только на портретах. Грэю полагалось жить по «заранее составленному плану». Логика и течение его жизни были предопределены семьей. Собственно, как и жизнь Ассоль. С той только разницей, что ему предписывалось процветать, а ей прозябать в атмосфере неприятия и даже ненависти окружающих людей. Но программа жизни, составленная для Грэя, очень рано дала сбой. В ней не учли его живой и независимый характер.

Всё началось с того, что Грэй захотел выбрать в жизни роль «рыцаря», «искателя» и «чудотворца». В детстве эта роль проявилась по-детски. Грэй замазал на картине, изображавшей распятого Христа, гвозди. Потом, чтобы почувствовать боль служанки, обварившей руку, он и свою руку обварил. Он подсунул ей свою копилку, якобы от Робина Гуда, чтобы она могла выйти замуж. Картина на стене библиотеки и богатое воображение помогли Грэю определиться с будущим. Он решил, что должен стать капитаном. Грин отдал Грэю свою мечту.

Таким образом, и Ассоль, и Грэй ещё в детстве увидели свое будущее. Только Ассоль просто терпеливо ждала, а Грэй сразу начал действовать. В пятнадцать лет он тайно покидает дом и входит в неведомую ему жизнь моряка. Контраст между домашней и морской жизнью разителен. Там любовь матери, потакание всем его причудам, а здесь грубости, физические нагрузки. Но Грэй «молча сносил насмешки, издевательства и неизбежную брань до тех пор, пока не стал капитаном».

Этот герой — тонкая натура. Он способен понимать знаки судьбы. Когда он впервые увидел спящую Ассоль, «всё стронулось, все усмехнулось в нём». И он надел кольцо на палец спящей Ассоль.

Услышав ее историю, Грэй уже знал, что он будет делать. Грин подробнейшим образом описывает, как он выбирает шёлк для парусов, чтобы показать, насколько для него важно то, что он собирается сделать.

Почему Ассоль и Грэю, настолько отдалённым друг от друга и расстоянием, и положением, всё-таки удалось встретиться? Судьба? Да, несомненно. И Грэй это признает: «Как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров». «Судьбу» он поставил на первое место. Но есть в их истории и закономерности. Все действия Грэя после того, как он узнал о предсказании для Ассоль, абсолютно в его характере: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».

Конечно, А. Грин приукрасил жизнь. Он показал то, что хотелось бы в ней видеть, а не то, что есть. Но его сказка поддерживает нашу веру в чудеса, которые случаются в жизни. И уже для многих людей.

Алые паруса - это символ надежды, с которой всё и началось...

Основные особенности повести «Алые паруса» :

  • жанр: повесть-феерия;
  • сюжет: предсказание и его исполнение;
  • контрастность «миров»: «блистающий мир» Ассоль и Грэя и будничный мир Каперны и моряков;
  • идеальный герой в центре повествования;
  • присутствие символов;
  • концепция «чуда», творимого собственными руками;
  • встреча двух духовно близких людей как смысловой центр феерии.