Как устроена электрогитара или “электрогитарный ликбез”. Конструкция электрогитары

Приветствую вас всех ребятки:=) В сегодняшней статье я расскажу вам о том как работают электрогитары. И начать эту статью хочу с нескольких лестных отзывов в сторону . Думаю вам уже известно, что электрогитара определила ход мировой истории музыки в последние лет 60. Каждый день, она вносит значительный вклад в мировую музыку и по сей день. Принцип того как работают электрогитары не так уж и сложен для понимания. И думаю для тех, кому электрогитара не безразлична, будет интересно узнать немного о принципе ее работы.

Ну что давайте разбираться .

Электрогитары выдают звук путем снятия его звукоснимателями. Звукосниматели это системы состоящие из катушки проволоки и нескольких магнитов вокруг которых намотана проволока.

Звукосниматели воспринимают колебания, которые создают струн и преобразуют его в электрический сигнал переменного тока. Осуществляется это следующим образом: в магнитном поле, которое создается магнитами датчика происходит колебание струны. Когда гитара подключена, но на ней ни чего не проигрывается, магнитное поле, которое взаимодействует со звукоснимателем, остается относительно спокойным. Когда вы прикоснетесь к струнам, внутри катушки с проволокой появляется электрический ток, который затем по проводам передается в .

Регуляторы, которые расположены на корпусе электрогитары, позволяют изменить яркость тона при использовании простейшего фильтра, который повышает или понижает частоту звукоснимателя. Так же на электрогитаре имеются регуляторы тембра и громкости, которые позволяют изменять тембр и громкость. Они подключены к звукоснимателям.

Подходя к концу можно сделать вывод, что вся магия электрогитары и ее уникальный звук образуются в результате простого набора состоящего из магнитов, проводов, стали и дерева. Простота в использовании, качество и надежность инструмента, зависят от фирмы производителя и применяемой на гитаре электроники. Впрочем, если вы ребятки почитаете и понаберете знаний о внутреннем устройстве гитары своей мечты, то найти такую вам будет не трудно.

Гриф состоит двух частей: собственно сам гриф и накладка, скрепляются клеем. Гриф чаще всего изготавливают из клёна, а накладку из палисандра. Накладка грифа - это его верхняя часть, на которой расположены лады. Количество ладов может быть 21, 22 или 24. Ближайший к головке лад - первый, далее второй, третий... лад ближайший к деки - последний. На головке грифа находятся колки, вокруг которых натягиваются струны. Внутри грифа (между грифом и накладкой) есть специальный анкерный стержень, задача которого - не дать струнам согнуть гриф. Гриф может быть приклеен к деке, а может быть прикреплен при помощи шурупов.

Дека - это корпус электрогитары и одна из самых важных ей частей. Цельную деку могут делать из одного или нескольких кусков дерева одного сорта, которые приклеивают друг к другу. Сорта дерева из котрого изготавливают деку довольно многооброзны, при этом каждый сорт дерева даёт разный звук, и стоит по разному. Вот некоторые из них: красное дерево, липа, ольха, ясень. Все деки бывают двух видов:


Гитары с полупустыми деками обладают теплым, насыщенным звуком и используются в таких стилях музыки как джаз, блюз и кантри. Такие гитары толще чем цельные, и стоят они дороже. Недостатками этих гитар является малый сустейн (время, за которое извлеченный звук угасает), и возникновение скрипящего звука при игре на большой громкости. Именно эти недостатки и привели к появлению гитар, сделанных из одного куска дерева и не имеющих больших пустот внутри корпуса.

Гитары этого типа выдают более резкий и агрессивный звук и поэтому так любимы исполнителями всех стилей рок музыки. Такие гитары не имеют недостатков, присущих полудековым гитарам, а также больше подходят для подключения к ним различных эффектов. Наличие на рынке огромного количества моделей гитар этого типа позволяет музыканту подобрать инструмент, практически полностью отвечающий его запросам и финансовым возможностям. К плюсам можно также отнести большие возможности по модификации инструмента (замена машинок, звукоснимателей и прочего "железа").

Это металлическое устройство, которое держит строй струн. Существует два вида машинок: с системой тремоло (слева) и без неё (справа). Различаются они тем, что на бриджах с тремоло есть рычаг - устройство, которое позволяет изменять высоту тона. Если на рычаг нажать, то натяжение струн ослабнет и высота тона уменьшиться, если же потянуть за рычаг, что возможно не на всех машинках, то тональность повысится. Основные недостатки тремоло - машинок: гитара быстрее расстраивается, малый сустейн, сложности с заменой струн, а на отдельных моделях невозможность быстро перенастроить гитару на одну из альтернативных настроек.

Звукосниматели

Звукосниматели принимают колебания струн, которые затем преобразуются в электрические сигналы. Звукосниматели - очень важная часть гитары, от их типа и качества зависит выдаваемый гитарой звук.
Существуют два вида звукоснимателей:

Звукосниматели обоих типов можно комбинировать друг с другом и таким образом добиваться желаемого звучания. Когда вы видите в описании электрогитары что-нибудь типа H-S-H или S-S-H, знайте, что таким образом обозначается последовательность, в которой на гитаре установлены звукосниматели S - сингл (single), H - хамбакер (humbucker).

S-S-S Стандартная модель Fender Stratocaster.

H-H Стандартная модель Gibson Les Paul.

S-S Fender Telecaster.

H-S-H Такой вариант можно встретить на гитарах Ibanez, популярен среди любителей хард-рока.

S-S-H Хамбакер возле машинки, этот вариант можно встретить на модификации "страта" Fat - Stratocaster.

Струны
Струны различаются по толщине. Есть 6 видов струн: .008, .009, .010, .011, .012 и.013. .008 - самые тонкие, .013 - соответственно самые толстые. Существуют и другие калибры струн, вроде 0.14, 0.15, .009, но они не часто встречаются в продаже. Новичкам лучше начинать с самых тонких, которые на.008, так как толстые струны тяжелее прижимать, а когда пальцы и рука окрепнут, можно попробовать перейти на.009. Чем больше диаметр струн, тем круче звук.

Переключатель звукоснимателей

Переключатель звукоснимателей делает активным один или два из установленных на гитаре звукоснимателей. Переключаясь между звукоснимателями, можно изменять производимый гитарой звук. На некоторых гитарах, таких как ранние модели Fender Stratocaster, установленные переключатели имеют 3 возможных положения. Таким образом, может быть активным только один из звукоснимателей. Позже было добавлено еще 2 позиции, которые включают два соседних друг с другом звукоснимателя и, таким образом, создают еще два новых звучания. Именно в позициях 2 и 4 посторонние шумы наименее заметны.

Регуляторы громкости и тембра

Регуляторы громкости и тембра предназначены для увеличения или уменьшения громкости звука и изменения его тембра. Стандартный Stratocaster имеет 2 регулятора тембра: первый подключен к ближайшему к грифу звукоснимателю и оказывает влияние на звук, только когда при помощи переключателя был выбран этот звукосниматель. Второй регулятор на старых моделях подключен к среднему звукоснимателю. Звукосниматель, расположенный у машинки, своего регулятора не имеет. На более новых "стратах" второй регулятор связан и со средним звукоснимателем, и с тем, что возле машинки. Эти регуляторы не слишком влияют на звук, выкрутите их на положение 10, и вы получите больше верхних частот, на положение 1 - будет больше средних частот и низов.

Гитара - волшебный инструмент. Ее партии можно услышать в любом стиле музыки - от классики до современных рок-композиций. История этого уходит своими корнями в древние времена. Ведь уже более 4000 лет человечество использует родственные ей кифару, цитру, лютню. Часто в наших домах можно встретить этот прекрасный инструмент, но не каждый задается вопросом, из чего состоит гитара.

История возникновения

В переводе с персидского «чартра» - четырехструнный. Именно инструменты с четырьмя струнами попали в страны Ближнего востока и Европы из Древнего Египта и Месопотамии. Затем к гитаре добавилась пятая струна. Это случилось в Италии в эпоху Возрождения. В это время увеличилось и число ладов на грифе с восьми до двенадцати. Привычные нам шестиструнки появились в середине 17-го века, и с тех пор устройство классических гитар практически осталось неизменным. В 30-х годах прошлого века началась своеобразная гитарная революция, и к музыкальным инструментам добавились электронные компоненты, усилители, а в следующие десятилетия - различные звуковые эффекты.

Устройство и особенности классических гитар

Предшественниками классических инструментов были "испанки". Они имели пять двойных струн и не совсем привычную для Затем в 18-19 веках к испанской добавилась шестая струна, музыкальные мастера экспериментируют с формами, длиной мензуры, изобретают новые колковые механизмы. В результате получилась дошедшая до нас классика.

Так из чего состоит гитара классическая? Основными частями инструмента являются голова, гриф и корпус. На голове грифа с помощью колков крепятся и натягиваются струны, а сам он оборудован ладовыми порожками и ладами для изменения длины колеблющейся струны и тем самым частоты звука. Корпус инструмента представляет собой верхнюю деку, заднюю деку с обечайкой, резонаторное отверстие и подставку - место, где соединяются с корпусом. Далее рассмотрим, из чего состоит гитара акустическая.

Устройство и особенности акустики

Из чего состоит гитара такого вида? Акустика по устройству почти ничем не отличается от классических инструментов. Отличие заключается в размере корпуса и струнах - у они металлические. В зависимости от размеров такие инструменты подразделяются на дредноуты, джамбо и фолк гитары. Широко используются в таких музыкальных стилях, как блюз, рок, бардовская песня, и многих других песенных жанрах.

Для производства инструментов используются разнообразные породы дерева. Несмотря на то, что гитары из экзотических пород деревьев - не редкость, акустику делают из определенных пород. Ведь на звук влияет каждый деревянный элемент из её конструкции.

Устройство и особенности электрогитары

Электрические гитары отличаются от акустических и классических наличием звукоснимателей и электрической схемы с ручками регулировки и переключателями. Такие гитары требуют наличия аппаратуры усиления звука. Для игры дома наибольшей популярностью пользуются ламповые и транзисторные комбоусилители мощностью 4-35 Вт.

Магнитные звукосниматели появились в середине 20-х годов прошлого века в компании Gibson. А гитарная революция случилась десятилетием позже, когда джазовые музыканты открыли широкий диапазон возможных тембров электрогитары.

Если говорить о внешнем виде инструментов, то самыми самобытными и популярными формами являются:


Остальные модели гитар различных производителей так или иначе заимствовали черты этих инструментов.

Материалы для изготовления

Выше было рассмотрено, из каких частей состоит гитара. А из чего они изготавливаются? Верхняя дека оказывает самое значительное влияние на звучание.

Традиционный материал для неё у классических и акустических гитар - ель. Инструменты высокого уровня имеют деку, изготовленную из красной ели. Для моделей попроще используют более дешевые сорта. Используют для производства верхней деки и кедр. Инструменты из кедра и ели звучат по-разному, но по-своему прекрасно: у первых звук ярче, а у вторых - более мягкий и обволакивающий.

Красное дерево - самый популярный материал для задней деки и обечайки. Для производства этих гитарных частей используют один и тот же материал. Кроме красного дерева, можно встретить инструменты из палисандра, клена, ореха, дерева бубинга и коа.

Гриф акустической гитары чаще всего изготавливают из красного дерева. Вторыми по популярности являются кленовые грифы. Самая распространенная накладка на гриф - палисандровая. В акустических и электрогитарах более высокого класса из эбони - черного дерева.

Электрогитары, так же как акустические и классические инструменты, изготавливаются из дерева, хотя существуют металлические гитары и модели из искусственных материалов. «Классическая» схема для Gibson: дека и гриф из красного дерева, верхняя накладка на деку из клена, накладка на гриф из красного дерева.

Инструменты Fender: дека из ольхи, гриф из клена, накладка на гриф из клена или палисандра.

Устройство и особенности бас-гитар

Бас-гитары отличаются от других видов инструментов толщиной струн, увеличенной мензурой и, вследствие этого, большими габаритами.

Такая гитара является родственницей контрабаса. Струн обычно четыре или пять, хотя встречаются шести- и более струнные инструменты. Играют пальцами, используя специфическую технику, или медиатором.

Электрогитара впервые появилась в XX веке и сразу же завоевала популярность благодаря необычному звуку. С помощью звукоснимателя и электрического усиления создаются разнообразные мелодии.

Каково устройство электрогитары? Она имеет три составные части: корпус, гриф и головка . На корпусе расположены: струнодержатель (бридж или машинка), различные звукосниматели и переключатель, накладка, регуляторы тембра и громкости, рычаг (тремоло), гнездо для подключения шнура, крепление ремня.

Гриф состоит из двух частей: сам гриф и накладка, на которой располагаются лады, метки, порожки. Немаловажная деталь – анкерный стержень. Его назначение – регулировать прогиб грифа.

На головке располагаются колковый механизм. Натяжение колка определяет натяжение струн. С их помощью производится настройка электрогитары. В некоторых случаях на верхнем порожке устанавливают специальные пластины, блокирующие регулировку струн (топ-лок). Тогда в бридже для микронастройки устанавливают мини-колковый механизм.

Типы корпуса

  • Цельный . Изготовленный из одного куска дерева, цельный корпус считается самым дорогим и качественным. Характеризуется извлечением чистого, яркого звука . Склеенный из нескольких кусков дерева одной породы, корпус теряет резонанс древесины, и качество звука ухудшается. Исключение – корпус, состоящий из разных пород дерева. Такая хитрость обеспечивает извлечение резкого, жесткого звука, характерного для тяжелой музыки.
  • Полый . Извлекаемый звук теплый, насыщенный, мягкий, но быстро угасает и скрипит, если игра производится на высокой громкости.

Изучая устройство электрогитары, важно обратить внимание на материал, из которого изготавливается корпус. Длительность колебания струн и траектория движения напрямую зависят от породы древесины . Вибрация звукоснимателей также определяется материалом корпуса и накладками: клен, ольха, палисандр, орех, ясень.

Соло партия с верхними частотами будет прекрасно звучать на гитаре из ясеня, ольхи, тополя, липы. Ритм будет ярко выражен на гитарах из махагони, липы, ясеня. Мощная ритм-партия будет восхитительна на гитаре из ореха, палисандра, венге, махогони.

Гриф

Существует несколько видов крепления грифа к корпусу:

  • Болты . В этом случае достаточно легко при необходимости поменять гриф, но длительность звучания нот сокращается.
  • Вклеенный . Он лучше передает вибрации, используется чаще всего.
  • Сквозной . Дека представляет собой две половины, которые крепятся к грифу. Звук продолжительный, теплый.
  • Беспяточный . Преимущество – облегчение доступа к высоким позициям.

Ширина и толщина грифа определяют стиль звучания. Те, кто предпочитают быструю жесткую музыку (легато, тэппинг), выбирают тонкие, но широкие грифы . Приверженцы классики останавливают выбор на округлых грифах. Производители нашли компромисс и предложили гриф, у которого изменяется радиус накладки. Возле деки он плоский, а ближе к головке – круглый.

Материал грифа и накладки также немаловажен. Именно накладка отражает или передает получаемые вибрации , поэтому для ее производства используется черное дерево, клен или палисандр. Клен обеспечивает яркое звучание, черное дерево – плотность и глубину, а палисандр – тепло, мягкость. Гриф изготавливается из красного дерева, клена или композитного материала. Твердое, красивое дерево не только эффектно выглядит, но и придает жесткости, чтобы держать струны.

Анкер и мензура


Анкер устанавливается двумя способами: под накладкой или с тыльной стороны грифа, ближе к колковому механизму. Второй вариант предпочтительнее и надежнее. Для регулировки используется специальный ключ.

Мензура – это расстояние от струнодержателя до верхнего порожка грифа, если струна открыта. Мензура определяет места расстановки ладов . Расстояние, равное ½ длине мензуры находится между 12 и 13 ладами. А ¼ длины – между 5 и 6 ладами. В зависимости от длины извлекается различный звук: певучий, теплый, мягкий или жесткий, резкий, агрессивный.

Звукосниматели

Роль звукоснимателей – преобразовывать струнные колебания в электрический сигнал. От качества звукоснимателя напрямую зависит качество звучания. Производятся двух видов: электромагнитные и пьезоэлектрические . Электромагнитные классифицируются на пассивные и активные, а также Single и Hambacker . Пассивные звукосниматели не нуждаются в дополнительном питании, а активные используют подпитку от батарейки. Поэтому звучание последних гораздо качественней.

Синглы (имеют одну катушку) отличаются чистым и ярким звуком, но могут фонить. Поэтому производители нашли выход: синглы, обладающие эффектом хамбкера. Они обеспечивают чистый звук без посторонних шумов, используются в джазе, блюзе. Хамбакеры (имеют две катушки) производят мощный, но неяркий звук, лишенный низких частот, при перегрузе звучат четко и агрессивно.

Пьезоэлектрические звукосниматели выпускаются в виде небольшого диска или узкой полоски, устанавливающейся под нижний порожек. Можно установить и под каждую струну, добиваясь необычных эффектов. А для устранения шумов целесообразно использовать буфер предусилителя.


Бриджи и переключатели

Бриджи выпускаются как с системой тремоло, так и без нее. Машинка (система тремоло) позволяет понижать и повышать высоту нот прямо на гитаре с помощью специального рычага, но «съедает» сустэйн . В этом случае используется система микроподстройки колков. Бриджи без тремоло имеют более плавный звук, реже расстраиваются .

Если звукосниматель располагается ближе к струнодержателю, он называется бриджевый. Ближе к грифу – нековый. Специальный переключатель позволяет бриджевый звукосниматель использовать на соло, а нековый – при игре аккордами.

Используется трех- или пятипозиционный переключатель. Позиции активизируют различные комбинации звукоснимателей: бриджевого, среднего, возле грифа.

Теперь, зная устройство электрогитары, гораздо проще начать обучение и наслаждаться качественной музыкой.

Подписывайтесь на музыкальное сообщество "Анатомия Музыки"! Бесплатные видео уроки, обучающие статьи по теории музыки, импровизации и многое другое.