Королевский национальный театр. Королевский Национальный театр в Лондоне – современное арт-пространство города

Лондон признанная культурная столица Мира и Европы, его культурная и театральная жизнь богата и разнообразна. Ежегодно в Лондоне проходят премьеры более шестисот спектаклей, как классических бессмертных произведений Шекспира до коммерческих мюзиклов Ллойда Уэббера, таких как «Иисус Христос Суперзвезда».
Королевский театр Ковент-Гарден – это крупнейший оперный театр Великобритании, первоначально он был построен как драматический театр, но через два года после открытия состоялась премьера первой оперы на театральной сцене. Этой оперой в 1734 году стало произведение Генделя «Верный пастух», а с 1847 года, после величайшего успеха оперы. «Семирамида» Дж. Россини, Ковент-Гарден становится только оперным театром

История театра

7 декабря 1732 года вошло в историю мировой культуры как дата открытия в Лондоне драматического театра Ковент-Гарден, получившего свое название по имени площади, на которой он был расположен.

Открытие театра

Открыл театр видный театральный актер и импресарио того времени Джон Рич, первым спектаклем, ознаменовавшим своей премьерой открытие театра стала пьеса Уильяма Конгрива «Светские обычаи».
Георг Фридрих Гендель долгое время оставался музыкальным руководителем театра, в Конвент Гарден кроме оперы «Верный пастух», состоялись премьеры и других его сочинений, например оперы «Ариодант».
В 1743 году с театральной сцены впервые прозвучала оратория «Мессия», впоследствии ее исполнение в Пасхальные праздники стало в театре Конвент Гарден незыблемой традицией.

Второй театр

В 1808 здание театра Конвент Гарден было уничтожено сильнейшим пожаром. Роберт Смерк разработал новый проект, по которому театр был восстановлен всего за девять месяцев.
18 сентября 1809 года открытие восстановленного театра Ковент-Гарден ознаменовалось постановкой «Макбет». Чтобы окупить затраты на возведение театра, руководством было принято решение увеличить стоимость билетов в несколько раз, однако, недовольная публика срывала спектакли в течение двух месяцев, бойкотируя такое решение. Цены на билеты пришлось вернуть на прежний уровень.
С 1809 года вплоть до 1846 года репертуар театра Ковент-Гарден был разноплановым, он состоял из оперы, драматические спектакли и даже пантомимы и клоунады. К изменению репертуара привел конфликт в Театре ее Величества, результатом этого конфликта стал тот факт, что половина труппы перешла в Ковент-Гарден.
В театре прошла масштабная реконструкция, он стал называться Королевская итальянская опера, соответственно изменился и репертуар.

Третий театр

5 марта 1856 здание театра во второй раз уничтожается страшным пожаром. Проект третьего варианта театра был разработан архитектором Эдуардом Мидлтоном Барри, его строительство продолжалось с 1857 по 1858 годы, третье открытие театра состоялось 15 мая 1858 года, первым спектаклем в новом театре стала опера «Гугеноты» Мейебера. В 1892 театр стал именоваться Королевским оперным театром.
В Первую мировую войну в здании театра устроили военный склад, во время Второй мировой войны в холле театра был устроен зал для танцев.
Лишь 20 февраля 1946 года в восстановленном театре состоялась премьера балета П.И.Чайковского «Спящая красавица», 14 января 1947 года – новая премьера опера Бизе «Кармен».

Современный театр

Полномасштабная реконструкция в театре произошла в 90-е годы XX столетия, современный театр вмещает 2256 зрителей. Проведенная реконструкция позволила обновить блестящий облик театра, два отдельных входа, созданные при реконструкции символизируют собой две различные эпохи театра.
Среди наиболее значимых постановок XX века «Электра» (1910), «Борис Годунов» (1928г.) (заглавная партия – Ф Шаляпин), опера «Пиковая дама» (1961г.). С 1962 года партию Аиды исполняла Галина Вишневская.
С 1995 года в театре Ковент-Гарден ежегодно проводится Фестиваль Верди, ставший традиционным.

Экскурсии в театре

Тур «За кулисы театра»

Сегодня Королевский театр Ковент-Гарден предлагает всем желающим совершить увлекательное путешествие «За кулисы театра», ознакомиться с внутренней жизнью театра, готовящегося к вечернему спектаклю. Стоимость экскурсии «За кулисы театра» для взрослых – 12.00 GBP, для пенсионеров и студентов – 11.00 GBP, для детей — 8.50 GBP. Продолжительность такой экскурсии 1 час 15 минут

Тур «Бархат, Позолота и Гламур»

Эта экскурсия позволяет увидеть театр с самой высокой точки, золотые и красные огни, заменившие старые газовые светильники, занавес на сцене, познакомит с архитектурой и историей театра. В ходе экскурсии демонстрируется Королевская комната отдыха, которая используется Высочайшими особами и сегодня,
Стоимость экскурсии «За кулисы театра» для взрослых – 9.50 GBP, для пенсионеров и студентов – 9.00 GBP, для детей — 7.50 GBP. Продолжительность такой экскурсии 45 минут.

Стоимость билетов на спектакли театра:

От 15 до 185 GBP

Как добраться до театра

Адрес: Bow Street, Ковент-Гарден;
Автобус:маршруты № 9, 13, 15, 23, 139, 153
Метростанция Covent Garden

Помимо спектаклей в самом здании театра, труппа постоянно проводит турне по другим городам Великобритании.

С 1988 года театру была пожалована приставка «Королевский», но полное название используется редко. Театр представляет разнообразную программу, которая включает в себя как Шекспира и других всемирных классиков, так и новые пьесы современных авторов. Наличие трех залов позволяет увеличить количество одновременно показываемых спектаклей, что дает возможность значительно расширить репертуар на сезон.

В июне 2009 года, театр запустил программу «Национальный театр в прямом эфире» (англ. National Theatre Live , NT Live) - проект трансляций спектаклей театра в кинотеатрах сначала по стране, а затем и по всему миру. На сегодняшний день трансляции проходят более чем в 2000 кинотеатров в 50 странах мира.

Основание

Вопрос об основании Национального театра впервые был поднят в середине XIX века, когда в Лондоне основными театральным развлечениями были мелодрамы и варьете. Потребность в «серьезном театре» возрастала, а когда в 1879 году обосновался в театре «Гэйети», было принято решение о создании «образцового театра», который будет постоянно отдавать должное Шекспиру, в котором будет лучшая британская труппа и школа актерского мастерства.

Шекспировский мемориальный театр был открыт в городе Стратфорд-апон-Эйвон 23 апреля 1879 года. Его труппу составляла Новая шекспировская компания (теперь Королевская шекспировская компания). В 1904 году сэр Герберт Бирбом Три основал Королевскую академию драматического искусства при Театре Её Величества. Таким образом столица все еще оставалась без национального театра. Лондонская шекспировская лига, основанная в 1902 году для продвижения Шекспировского национального театра (проект прекратил свое существование в 1916 году), в 1913 году даже приобрела в лондонском районе Блумсбери землю под здание. Работы были приостановлены в связи с началом Первой мировой войны. В 1910 году Джордж Бернард Шоу написал короткую комедию «Смуглая леди» (англ. The Dark Lady of the Sonnets ), в которой Шекспир хотел встретиться со Смуглой леди, а вместо этого встречает королеву Елизавету I и пытается уговорить ее построить национальный театр, чтобы ставить его пьесы. Комедия была частью кампании по продвижению Национального театра.

Наконец, в 1948 году Городской совет Лондона предложил для строительства место рядом с Королевским фестивальным залом (англ.) русск. (район Саут-Банк). В 1949 году обеспечивающий материальную поддержку «Закон о Национальном театре» был одобрен Парламентом.

Краеугольный камень был заложен в 1951 году, а десять лет спустя Правительство объявило, что нация не может позволить себе Национальный театр. В ответ на это Городской совет отказался от арендной платы на землю и оплатил половину стоимости строительства. Правительство действовало жесткими методами, чтобы сохранить деньги, попытками слить три существовавшие на общественном финансировании в то время компании.

В июле 1962 года соглашение было достигнуто, был создан совет по надзору за строительством и отдельный совет по управлению труппой Национального театра и арендой театра «Олд Вик». 22 октября 1963 года труппа Национального театра сыграла свой первый спектакль, «Гамлет». Официально труппа оставалась в «Олд Вик» до 1977 года, когда было закончено строительство последнего зала.

Здание

Здание театра было спроектировано архитекторами сэром Денисом Лэсданом, Питером Софтли и фирмой Flint & Neill . Строительные работы выполнялись компанией Sir Robert McAlpine .

Уже во время строительства проект вызывал неоднозначные впечатления у окружающих. Историк архитектуры Марк Гироурд описал его как «эстетику сломанных форм». Сэр Николас Певснер, в свою очередь, нашел бетонные конструкции внутри и снаружи слишком тяжеловесными. Принц Чарльз в 1988 году язвительно заметил, что был найден «хитрый способ построить атомную станцию в центре Лондона так, чтобы никто не возражал». А вот сэр Джон Бетчеман, не будучи любителем брутализма в архитектуре, написал Лэсдану восторженное письмо, в котором описал здание как «неизбежное и законченное».

Несмотря на противоречия, здание театра в 1994 году внесено в Список зданий, представляющих особую архитектурную или историческую ценность с присвоенным 2 уровнем (важные здания, представляющие особый интерес).

В сентябре 2007 года около здания открыли статую Лоуренса Оливье в роли Гамлета в честь 100-летия со дня рождения первого художественного руководителя Национального.

Внутри театр представляет собой большой комплекс залов, технических помещений, репетиционных, кинозалов. Войти в Национальный театр можно с набережной через центральный вход и через террасу с . Театр открыт для посетителей с 10 утра до 19.30 вечера, когда начинаются спектакли. Все время для посетителей доступны рестораны, книжный и сувенирный магазины, туры за кулисы, обучающие программы и познавательные лекции. Современные холлы театра часто используются для перформансов студентов театральных школ Лондона, а в летние месяцы перед зданием на набережной проводятся многочисленные представления на открытом воздухе. В здании располагаются не одна, а целых три сцены (театра).

Интересной особенностью театра является устроение гримерных комнат актеров. Они расположены вокруг внутренней воздушной и световой шахты так, что их окна обращены друг на друга. За долгие годы существования театра это породило особую традицию. В «вечер открытия» (обычно не официальная премьера, а пред-показ для прессы) когда на сцену вызываются «открывающие» (актеры, занятые в первой сцене), остальные актеры подходят к окнам и громко стучат в стекло ладонью, таким образом выражая поддержку и желая удачи тем, кто появится на сцене раньше остальных.

Театр Оливье

Названная в честь первого художественного руководителя Лоуренса Оливье, основная сцена Национального построена в форме амфитеатра: полукруглый, поднимающийся под углом зал на 1100 человек обрамляет открытую сцену, обеспечивая отличный обзор с любой точки. К тому же при такой планировке актер, находящийся на авансцене, может видеть весь зрительный зал. В центре сцены - вращающийся пяти-секционный круг, уходящий на 8 метров вниз под уровень сцены, что позволяет реализовывать любые идеи режиссеров и обеспечивает быструю смену декораций в драматические моменты быстрого развития сюжета. Такая сцена и «полетная» система над ней изначально вызывали много противоречий, и потребовалось почти 10 лет согласований для одобрения проекта.

Театр Литтлтон

Сцена, названная в честь Оливера Литтлтона, первого председателя Совета Национального театра, построена в форме просцениума и вмещает в себя 890 зрителей.

Театр Дорфман

Дорфман - «самая маленькая, обнаженная и наиболее благоприятная для перестройки из сцен Национального театра» вместимостью 400 человек. До своего закрытия на ремонт в 2013 году сцена носила имя лорда Коллеслое, председателя совета Театров Саут-Банк. После ремонта в 2014 году театр переименовали в честь Ллойда Дорфмана, председателя Travelex Group , который пожертвовал Национальному театру 10 млн. фунтов.

Художественные руководители

  • Лоуренс Оливье (1963–1973) - наиболее востребованный и успешный британский театральный и киноактер своего времени, он фактически создал труппу Национального театра, объединив труппы «Олд Вик» и Чичестерского фестивального театров. Помимо режиссуры, Оливье появлялся на сцене во многих успешных постановках. В 1970 году он получил пожизненное пэрство за заслуги перед театром, в 1973 году сложил с себя полномочия.
  • Питер Холл (1973–1988) - принял на себя руководство, чтобы управлять переездом театра в здание на Саут-Банк. До Национального театра Холл был руководителем Мемориального шекспировского театра в Стратфорде, заложил основы Королевской шекспировкой компании. Под его руководством Национальный продолжал ставить классические произведения с большим успехом.
  • Ричард Айр (1988–1997) - до того как занять главный пост долгое время был заместителем Холла.
  • Тревор Нанн (1997–2003) - пришел в Национальный из Королевской шекспировской компании. Он принес в репертуар театра популистские нотки, впервые поставив на его сцене музыкальные спектакли.
  • Николас Хитнер (2003–2015) - получил «повышение», будучи заместителем художественного руководителя. Некоторые его успешные постановки послужили основой для фильмов. Среди нововведений Хитнера были проект обновления театра NT Future , организация проекта NT Live , а также схема, позволяющая посетителям моложе 26 лет покупать входные билеты по 5 фунтов на любой спектакль.
  • Руфус Норрис (англ.) русск. (2015–) - с 2011 года был заместителем руководителя Национального, поставил ряд успешных спектаклей. Примечательно, что он первый со времен Лоуренса Оливье художественный руководитель Национального театра, не имеющий образования университета системы Оксбридж.

Национальный театр в прямом эфире

«Национальный театр в прямом эфире» - проект трансляций лучших спектаклей британских театров в прямом эфире и в записи в кинотеатрах по всем миру. Инициатором проекта выступил художественный руководитель Национального театра Николас Хитнер.

Оснащение здания

Королевский Национальный театр является отличным примером классического театра. Дизайн, придуманный именитым мастером, гением архитектуры сэром Дэнисом Ласданом, был впервые открыт для зрителей еще в 1976 году. Необычайной является внутренняя структура комплекса, состоящая из трех зрительных залов, которые способны вместить до 2,5 тысяч мест. Кроме того в здании есть уютное кафе, террасы, по которым можно прогуливаться на свежем воздухе под звуки живой музыки, а также выставки с работами именитых художников и фотографов и книжные магазины. Стоит отметить, что посетить данную достопримечательность можно не только в дни проведения постановок, но и в любой другой день, гости могут отдохнуть в кафе, посетить выставки или прогуляться по магазинам. В последнее время в Королевском Национальном театре гости могут увидеть в основном драматические, классические или современные постановки и мюзиклы. Стоит отметить, что, несмотря на то, что каждый из зрительных залов (Оливер, Лайттелтон, Каттесло) находятся в одном здании, многие считают их отдельными полноценными театрами.

Особенности интерьера залов

Самым большим из Королевских театров по праву считается театр Оливье, в котором во время одного сеанса может поместиться до 1100 зрителей. Здесь предусмотрена открытая сцена, на которой довольно часто устраиваются постановки древних греческих трагедий и популярных Шекспировских пьес, поставленных современными авторами. На протяжении спектакля каждый из зрителей может заметить быструю смену декораций, кроме того во время представлений применяется компьютерная графика и спецэффекты, позволяющие лучше воспринимать пьесы. В свою очередь театр Лайттлтон обладает просцениумом - традиционным отделением, в котором действия зачастую ограничиваются прямоугольной сценой. Зал рассчитан на 900 зрителей. Что касается зала Коттсло, то он представляет собой самое маленькое из всех помещений, по структуре чем-то напоминающее старинный шекспировский театр. В темном помещении прямоугольной формы есть портер, который окружен двумя ярусами. Стоит отметить, что постановочный зал в зависимости от желания постановщика, может быть увеличен до 400 зрителей.

Возможность посещения

Стоит отметить, что за время своего существования, начиная со дня официального открытия, театр был неоднократно награжден различными премиями. Большинство наград было получено за плодотворную работу всей команды, приведшей к отличному качеству все постановки. Самое лучшее знакомство с театром можно завязать в том случае, если подойти к нему со стороны моста Ватерлоо или, что еще лучше, поплавать неподалеку по Темзе. По своему уникальному экстерьеру здание напоминает флагманский корабль. Зачастую на подмостках Национального театра можно увидеть современные постановки, но нередкими здесь бывают и постановки популярнейшей театральной классики. В теплое время года довольно часто все спектакли проводятся на свежем воздухе, поэтому туристам, решившим посетить столицу Великобритании, для полноты знакомства с колоритом этой страны желательно посетить Королевский Национальный театр.