Подвижные игры на свежем воздухе. Народные игры

КОНСПЕКТ
урока по физической культуре в 4 классе.
Раздел программы: подвижные и спортивные игры
Тема урока: « Упражнения на внимание. Подвижные игры с элементами краеведения.
Русская народная игра « Жмурки».
Цель урока: создание устойчивой мотивации на освоение подвижных игр
Задачи урока:

Формирование основ взаимодействия в команде; закрепление умений
и навыков ловли и передачи мяча;


развитие ловкости, быстроты, координации, укрепление здоровья,
привитие интереса к здоровому образу жизни;
снятие эмоционального стресса; развитие чувства дружбы,
взаимопомощи, взаимовыручки, коллективизма.
Инвентарь: 2 мяча большие, свисток, мячи маленькие, марш « Физкультура»,
распечатать 3 считалки, мелодия « Солнышко лучистое», мальчик, который показывает
упражнения с малыми мячами, история игры «Жмурки» (дать ребенку), указка, варежки,
маска на глаза, колокольчик, воздушные шары (красные – 25 штук, желтые – 5 штук, синие
– 5 штук), хороводные песни, « Дружба – это не работа» («Маша и медведь»).
Этапы урока
1. Организационный
момент
Содержание урока
У. – Под веселый марш « Физкультура» дети входят в зал,
строятся в общую шеренгу.
­ Здравствуйте, ребята!
­ По порядку номеров рассчитайсь!
­ Рапорт сдает дежурный.
У. – Мы собрались сегодня здесь на уроке физкультуре
по теме: « Упражнения на внимание. Подвижные игры с
элементами краеведения. Русская народная игра «
Жмурки».
­ Все хотят соревноваться.
Пошутить и посмеяться.
Силу, ловкость показать
И сноровку доказать!
Этой встрече все мы рады,
Собрались не для награды,
Нам встречаться чаще нужно,
Чтобы все мы жили дружно.
­ Поприветствуем гостей школы на нашем уроке по
народным играм.
2. Введение в тему
занятия.
Игра – пожалуй, любимое занятие многих, причем как
детей, так и взрослых! Игры бывают самые разнообразные –
развлекательные, обучающие, спортивные и, конечно же ­

народные.
­ Почему игры называют народными? (Их сочинил народ)
­ Испокон веков в народных играх отражался образ жизни
людей, их быт, труд, национальные устои, желание
проявлять
обладать силой,
быстротой,
ловкостью,
смекалку, выдержку, находчивость, волю к победе. В
народных играх много юмора, шуток, соревновательного
Движения сопровождаются считалками,
задора.
жеребьевками, потешками, зачинами, песенками.
­ Какие считалки вы знаете?
Вдоль по речке, по Десне,
Едет парень на бревне.
Видит парень: в глубине
Старый дуб лежит на дне.
Парень тут же прыгнул в воду,
Сунул руку под колоду,
Под колодою ­ нора...
Выходить тебе пора
За морями, за горами,
За железными столбами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок,
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни.
Катилась апельсинка
По имени Мальвинка,
Уроки не учила и
Двойку получила.
А потом пошла гулять,
Получила цифру пять!
3. Разминочный бег.
У. – А сейчас предлагаю выполнить разминочный бег.
­ Приставным шагом правым боком (мяч под правой
рукой);
­ Приставным шагом левым боком (мяч под левой рукой);
­ С высоким подниманием бедра;

4. Музыкальная
разминка под
мелодию
« Солнышко
лучистое».
­ С захлестыванием голени;
­ Спиной вперед (мяч держим руками на груди). Смотреть
назад через плечо.
У. – Загадка о мяче.
Круглый, мягкий, полосатый.
Нравится он всем ребятам.
Может долго он скакать,
И совсем не уставать.
На пол бросишь ты его ­
Он подпрыгнет высоко.
С Скучно не бывает с ним.
Мы играть в него хотим.
У. Русские народные упражнения с мячом.
(Мальчик показывает, учитель рассказывает, как
выполняется упражнение, дети выполняют.)
Свечки­ подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать
его. Во второй раз подбросить выше, в третий ­ еще выше.
Хватки­ поднять руки с мячом над головой, выпустить его
и поймать на лету.
Одноручье­ подбросить мяч вверх правой рукой и поймать
правой: подбросить левой и поймать левой.
В ладоши­ подбросить мячом вверх, хлопнуть в ладоши и
поймать мяч.
По коленям­ подбросить мячом вверх, хлопнуть руками
по коленям и поймать мяч.
Нитки наматывать­ подбросить мячом вверх, быстро
сделать движение руками, будто наматываешь нитки и
поймать мяч.
С одеванием­ подбросить мяч вверх, а пока он летит,
сделать движение, как при надевании шапки.
После второго броска – надеть куртку.
После третьего броска – обуться.
Поднебески­ в парах (сначала с одним мячом, с двумя

мячами).
­ Подбросить мяч напарнику, напарник должен поймать.
5.
Знакомство с
содержанием
народной игры.
У. – Сегодня мы познакомимся с русской народной игрой
«Жмурки».
У. ­ Исследователи считают, что игра Жмурки произошла
от боязни людей болезней и смерти. Так как некоторые
болезни сопровождаются потерей зрения, а люди всегда
боялись заразиться, то они обходили стороной слепцов.
У. ­ В русском обиходе слово "жмурка" обозначал
мертвеца. Русский народ, как правило, боялся мертвых и
старухи смерти, вот на основании этого и появилась такая
подвижная игра.
­ И все же игра жмурки ­ это веселая детская
забава, тренирующая ловкость и слух. В такой игре вы не
будете скучать.
Техника безопасности во время подвижных игр.
­ смотреть в направлении своего движения;
­ исключать резких стопорящих остановок;
­ во избежание столкновения с другими играющими
замедлить скорость своего бега и остановиться;
­ помнить, что нельзя толкать в спину впереди бегущих,
забегать на скамейки.
­ Пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти
из игры согласно правилам, должны осторожно, не мешая
другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку.
6. Основная часть.
У. – С помощью считалки выбирается водящий.
Русская народная игра
« Жмурки»
­ Учитель раскручивает жмурку, приговаривая:
­ Ананас, Ананас
Лови кошек, а не нас!
­ После этого все игроки разбегаются в разные стороны.
И начинают «дразнить» водящего, подавая ему разные
сигналы о своем местонахождении похлопыванием в

ладоши.
После того, как водящий поймал кого­нибудь, он наощупь
пытается определить имя попавшегося. Если это удается,
пойманный становится водящим. Если нет, то игра
продолжается.
« Круговые жмурки»
У. – Пусть наш смех звучит вокруг
Становитесь дружно в круг!
У. – «Круговые жмурки».
Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на
середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную
трубочку и заставляют повернуться три раза.
Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг
жмурки, чтобы он не знал, где кто стоит. Когда все
остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и
дотрагивается до кого­то указкой, спрашивая его: «Кто?»
Ему отвечают: «Мя­у!», «Ку­ка­ре­ку!» Жмурка должен
угадать по голосу того, кто ему ответил.
Если не отгадал, то остается водить. Ребенок, которого
жмурка узнал, становится жмуркой.
Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые
варежки (или несколько тонких). Далее к нему по очереди
подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто
перед ним. Если водящий опознал игрока, то опознанный
игрок становится водящим, иначе подходят следующие
игроки на опознание в порядке очереди.
Играющие становятся в общий круг, держась за руки. Трое
водящих ­ посередине круга. Круг медленно движется
вправо или влево под хороводную песню. Посередине круга
трое водящих – двое удирают, в руках у них
колокольчики, в который они время от времени звонят.
"Жмурка" ловит их с завязанными глазами. Как только
убегающий пойман, круг останавливается, выходит водить
на смену другая тройка игроков (из тех, кто еще не водил),
а прежняя тройка становится в общий круг, и игра
начинается сначала.
« Жмурки эскимосские».
«Жмурки с колокольчиком»
7. Рефлексия.
­ Построение в общую шеренгу.
­ Игра на внимание « 3, 13, 33».

­ Игроки должны на команду «3» поставить руки на пояс, «
13» ­ руки к плечам, «33» ­ руки вверх. Если игрок
выполняет движение неправильно, то он делает шаг вперед.
Т.о., вперед выйдут самые невнимательные игроки.
­ Игра « Слушай команду».
­ Цель: развивать способность к сосредоточенности,
внимательности.
Процедура игры. Дети маршируют на месте под музыку.
Затем музыка внезапно прерывается и учитель шепотом
произносит команду (сесть на стулья, поднять правую
руку, присесть, взяться за руки и т.п.)
Замечания:
1. Команду даются только на выполнение спокойных
движений.
2. Игра выполняется до тех пор, пока дети хорошо
слушают и контролируют себя.
­ Ребята, как вы думаете, для чего нужны игры?
­ С какой народной игрой сегодня познакомились?
­ Назовите русские народные игры, в которых встречаются
название птиц и животных. (Волк и гуси, У медведя во
бору, Кот и мыши, Волк во рву и др.)
­ А теперь я хочу, чтобы вы мне показали, какое настроение
у вас было во время урока.
­ На стене шары, обозначающие ваше настроение:
Красный – веселье;
Желтый – радостное;
Синий – грустное.
­ Дети берут шар, который они считают нужным и под
мелодию песни из мультфильма «Маша и медведь»
«Дружба – это не работа» проходят по залу и подскоками
покидают зал.
8. Домашнее задание.
­ Повторить приседания. Сделать 20 раз за 30 – 40 секунд.

Требования к уровню подготовки: общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.
Анализ урока.
УУД: умение технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов
спорта, использовать их в игровой деятельности.
умение планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в
процессе её выполнения.
развитие чувств доброжелательности, отзывчивости.
Для развития и поддержания интереса учащихся к предмету физическая культура на уроке
была использована игровая форма организации занимающихся.
Для функциональной подготовки организма была проведена разминка, включающая в себя
разновидности бега и общеразвивающие упражнения с малыми мячами на месте.
На основном этапе урока проводилась подвижная игра динамического характера (и её
разновидности), направленная на формирование координационных способностей, на
приобщение детей к народному творчеству.
Высокая работоспособность обучающихся в течение всего урока обеспечивалась созданием
благоприятного микроклимата, хорошего взаимопонимания. Сами учащиеся были активны
во время урока, организованны.
Было дано домашнее задание с комментариями.
Т.о., проведенный урок позволяет сделать вывод о достижении мною на уроке ожидаемого
результата. Подведение итогов урока показало, что цель урока достигнута, т.е у
обучающихся сформировалась положительная мотивация на освоение народных
подвижных игр.
Урок прошёл организовано и интересно. Дети вели себя на уроке активно, благодаря этому
уроку, ребята зарядились положительными эмоциями.

Русские подвижные игры очень разнообразны. Ниже описана русская подвижная игра Жмурки, точнее несколько ее видов.

Обыкновенные жмурки

Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:

«Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне» (квашня — деревянная посуда для замешивания теста) — «Что в квашне?» — «Квас». — «Лови мышей, а не нас».

После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры:

  • Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
  • Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока. который не может убежать от него;
  • Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать слишком далеко;
  • Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках;
  • Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.

Указания к проведению игры:

Игру можно проводить как в помещении, так и на улице. Граница игровой площадки должна быть четко определена, и выходить за нее участники игры не должны.

Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».

Дети должны бегать неслышно около жмурки. смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и также неслышно убежать; могут за спиной у жмурки тихо произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»

Жмурки на местах

Жмурку ставят на середину игровой площадки, завязывают глаза, и он повертывается вокруг себя несколько раз.

Играющие его спрашивают: «Где стоишь?» — «На мосту». — «Что продаешь?» — «Квас». — «Ищи три года нас!»

После слов играющие расходятся по площадке, жмурка идет их искать. Дети, пока их ищет жмурка, не сходят со своих мест, но они могут приседать, вставать на колени или четвереньки.

Найденный игрок становится жмуркой только в том случае, если водящий его узнает и назовет по имени.

Круговые жмурки (Трубочка)

Дети встают в круг и выбирают жмурку. Он выходит на середину, ему завязывают глаза, в руку дают бумажную трубочку и заставляют повернуться три раза.

Играющие в это время берутся за руки и обходят вокруг жмурки, чтобы он не знал, кто где стоит.

Когда все остановятся, жмурка делает несколько шагов к играющим и дотрагивается до кого-то трубочкой, спрашивая его: «Кто?» Ему отвечают: «Мя-у!», «Ку-ка-ре-ку!»

А вот еще одна русская подвижная игра. Играйте с удовольствием!

Жмурки (фантомас) - детская подвижная игра, в которой один из участников с завязанными глазами ловит других. Хорошо развивает координацию движений и слух играющих.

Правила

Суть одного из вариантов игры в том, что так называемый «во́да» (в диалектах также «ва́да»), или «водя́щий», (с завязанными глазами) должен отыскать и дотронуться до человека. После того, как «вода» дотронется до человека, тот человек и становится «водой», и ему завязывают глаза. После этого всё начинается сначала.

Варианты

  • Игроки рассыпают разные предметы по полу, запоминают, где что лежит, и пытаются собрать с закрытыми глазами как можно больше предметов в свою корзину, играть можно парами, в этом случае, каждый "зрячий" руководит действиями напарника. Можно усложнить задачу - каждая команда должна собирать предметы своего цвета (например, кубики)
  • Водящему завязывают глаза, и он на ограниченной территории пытается коснуться ко-го-нибудь из играющих, если это удаётся, то водой становится тот, кого осалили. Все играющие издают какие-либо звуки (например хлопают в ладоши), чтобы вода мог ориентироваться на слух.
  • Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос - называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.
  • Считалкой выбирают водящего. Ему завязывают глаза. Остальные игроки бегают вокруг "жмурки" время от времени хлопая в ладоши. Водящий должен поймать одного из игроков и не снимая повязки, определить кого он поймал. В случае если "жмурка" правильно назовёт имя пойманного, тот становится "жмуркой".

Разновидности игры

Водящему завязывают глаза и раскручивают его под стишок:

Кот, кот, где стоишь? - На мосту. - Что пьешь? - Пиво, квас. - Лови мышей, а не нас!

(- Где стоишь? - Во дворе. - Что пьешь? - Квас. - Ищи три года нас!)

Все разбегаются, а водящий старается их поймать. Играющие дразнят водящего: подбегают к нему близко, хлопают в ладоши, топают, кричат. Водящий, поймав игрока, должен на ощупь отгадать его. Первый пойманный и угаданный игрок теперь водит.

Звонарь

Водящему – звонарю – вешают на шею колокольчик или несколько бубенчиков и связывают ему руки за спиной, чтобы он не задерживал рукой бубенчиков. Все остальные играющие завязывают себе глаза и пытаются поймать звонаря, который «старается тихонько прокрадываться между ними и которого выдает звук повешенных на нем бубенчиков».

Море раз

Для игры необходим турник с перекладинами, по которым можно перебираться вверх и в стороны, через который возможно и перелезть. Играющие располагаются на турнике, а водящий отходит на некоторое расстояние от него, закрывает глаза и поворачивается вокруг себя, медленно произнося: "Море раз, море два, море три". Затем он с закрытыми глазами приближается к турнику и пытается кого-нибудь поймать (запятнать), причем сам он может как ходить по земле, так и взбираться на турник, а всем остальным по земле передвигаться нельзя. Игра продолжается до тех пор, пока все не окажутся пойманными. Первый пойманный становится водящим.

Немецкие прятки/ Жмурки в кругах/ Жмурки

Водящий закрывает глаза и играющие раскручивают его. Водящий произносит слова: "Все ко мне!" и каждый играющий дотрагивается до него рукой. Затем водящий говорит: "Все от меня!" - игроки разбегаются. По команде водящего: "Стоп!" все замирают на месте. Не открывая глаз, водящий ходит по площадке, отыскивая игроков. За всю игру каждому из играющих разрешается передвинуться только на один шаг, в самый критический момент. Все остальное время при приближении водящего игроки отшатываются, приседают, садятся на землю и т.д., оставляя по крайней мере одну ногу на месте. Первый найденный игрок становится водящим. Как вариант, пойманного игрока нужно еще и отгадать.

Жмурки в кругах

Пока водящий завязывает себе глаза платком, остальные играющие чертят вокруг себя небольшие круги на произвольном расстоянии друг от друга (в разном направлении от водящего, желательно по кругу). Водящий движется к игрокам – и в это время они перебегают из круга в круг. Как только водящий окажется рядом с кругами, все замирают. Выбегать из круга и перемещаться в круге теперь нельзя. Водящий пытается поймать кого-нибудь. Игроки наклоняются, приседают, но не двигаются с места. Если водящий нашел кого-нибудь и верно назвал имя, пойманный становится водящим. Если же водящий не угадывает, все начинают громко хлопать в ладоши и перебегать из круга в круг. Водящий ищет заново.

Если водящему три раза не удалось угадать игрока, выбирают нового водящего. Если во время поиска игрок в круге сдвинулся с места, он становится водящим.

Жмурки

Играющие чертят большой круг, а внутри него по числу участников игры делают ямки-норки на одинаковом расстоянии друг от друга. Водящий завязывает глаза и становится в центре круга. Играющие, прыгая на одной ноге, меняются норками, а водящий пытается кого-то найти. Когда он приближается к какой-нибудь норке, игрок в ней должен замереть. Ему можно наклоняться, приседать, но нельзя двигаться с места. Водящий, поймав игрока, должен угадать его имя. Если он угадывает неправильно, все громко хлопают в ладоши, и водящий начинает искать заново.

Игрокам нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться норками можно только тогда, когда водящий находится с противоположной стороны круга.

Перелет

Участники игры рассаживаются на двух скамейках, стоящих напротив друг друга или просто выстраиваются в два ряда лицом друг к другу. Водящий располагается посередине.

Каждый выбирает для себя название птицы и сообщает его водящему, причем двух одинаковых птиц быть не должно.

Теперь водящему завязывают глаза. Он называет двух птиц и те должны поменяться местами, а водящий старается кого-то из них поймать. Пойманный становится водящим. В случае неудачи водящий называет другую пару.

Слепой убийца

Выбирают ограниченную площадку, на которой будет проходить игра. Все играющие закрывают или завязывают глаза. Водящий, у которого глаза тоже закрыты, должен всех поймать и отгадать. Перед игрой следует позаботиться о безопасности, убрать хрупкие или острые предметы. Удобней всего играть на ровной лужайке. Тот, кого уже поймали, наблюдает за передвижениями остальных.

Шерлок и Ватсон

Все становятся в круг и берутся за руки. В середине круга – два игрока, Шерлок и Ватсон, первый с завязанными глазами. Шерлок ловит Ватсона, время от времени окликая его: «Ватсон!» Ватсон обязательно должен отозваться: «Шерлок!» Выбегать из круга нельзя.

Когда Шерлок поймает Ватсона, Ватсон становится Шерлоком и ему завязывают глаза, а Шерлок выбирает из стоявших в кругу нового Ватсона. Играют до тех пор, пока все не побывают внутри круга.

Яша и Маша (Двое слепых)

Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Внутри круга стоят два игрока – Яша и Маша. Обоим завязывают глаза, они оборачиваются вокруг себя несколько раз, и Яша пытается поймать Машу, то и дело спрашивая: «Маша, ты где?» Маша должна отвечать: «Я здесь!» или звонить в колокольчик, перебегая с места на место. Выбегать из круга Яше и Маше нельзя. Когда Яша поймает Машу, они меняются ролями.

Яшу можно разыграть, оставив завязанные глаза только ему, а Машу пустить бегать без повязки. Можно разыграть всю парочку, если круг возьмет и просто разойдется в разные стороны. Здесь нужно быть внимательным, чтобы никто не ушибся из ведущих. Это игра на доверие. Круг образует живую стену и поддерживает бегающих игроков. Если Яша поймал Машу, то он ее целует или просто делает ей знак внимания. Перед этим можно устроить экзамен Яше - пусть с закрытыми глазами угадает, кто из девушек был Машей.

Акция освобождения

Акция освобождения - динамичная игра, хорошо развивающая слух, внимательность, координацию и реакцию у ведущего игрока и ловкость и реакцию у остальных игроков.

Описание игры Образуют круг из стульев, для того чтобы ограничить перемещение игроков. Участник со связанными руками и ногами (пленник) сидит в центре круга, образованного из стульев. Рядом с ним находится игрок с завязанными глазами (охранник). Остальные участники игры (освободители) пытаются освободить пленника, то есть пытаются развязать его. Охранник должен помешать. Задевая любого участника, он выводит его из игры, тот должен уйти за круг стульев. Игрок, которому удается освободить пленного и не быть пойманным, сам становится охранником в следующий раз.

Правила игры

1.Из стульев образуется круг. 2.В центр круга садятся охранник (со связанными глазами) и пленник (со связанными руками и ногами). 3.Игроки по очереди должны пытаться развязать пленника, чтобы охранник ничего не заметил. 4.Если охранник задевает освобождающего, тот уходит за круг стульев (выходит из игры в этом раунде). 5.Тот, кто смог развязать (освободить) пленника, сам становится охранником.

Копия памятника

Копия памятника - игра развивающая внимательность у детей и подростков, помогает преодолеть стеснительность. Игра подойдет детям младшего и старшего школьного возраста для проведения на праздниках. Также подойдет взрослым, для проведения на вечеринках.

Описание игры Из присутствующих выбирается два игрока. Одного из них (копировальщик) выводят из помещения и завязывают глаза, второй (памятник) в это время должен принять какую-нибудь интересную позу и застыть в ней. Вводят игрока-копировальщика с завязанными глазами. Он должен на ощупь определить позу, в которой застыл игрок-памятник, и принять точно такую же. Когда игрок-копировальщик принимает позу, то ему развязывают глаза и все сравнивают то, что получилось.

Правила игры

1.Выбирается два игрока. 2.Игрока-копировальщика выводят из помещения и надевают ему повязку на глаза. 3.Игрок-памятник принимает какую-нибудь позу и застывает в ней. 4.Вводят копировальщика, он должен не снимая повязку, на ощупь определить позу памятника и принять точно такую же. 5.Как только копировальщик принял позу, повязку с глаз снимают. 6.Все сравнивают оригинал памятника и то, что получилось у копировальщика. 7.Копировальщик сстановится памятником, а на место копировальщика выбирают кого-то из присутствующих

Примечания У игры нет проигравших или выигравших.

Жмурки эскимосские

Эта детская игра похожа на обычные жмурки, завязыванием глаз водящему и необходимостью опознавать игроков. От простых жмурок отличается тем, что игроки не бегают (т.е. никто никого не ловит) и опознание происходит в толстых варежках. Игра хорошо развивает память и осязание.

Описание игры Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки (или несколько тонких). Далее к нему по очереди подходят игроки, а он должен определить на ощупь, кто перед ним. Если водящий опознал игрока, то опознанный игрок становится водящим, иначе подходят следующие игроки на опознание в порядке очереди.

Правила игры

1.Выбирается ведущий из игроков с помощью считалки. 2.Водящему завязывают глаза и надевают на руки толстые варежки. 3.Игроки по очереди подходят к водящему, а тот руками в варежках должен опознать их. 4.Если водящий опознает кого-либо из игроков, то опознанный игрок становится водящим. 5.Опознание продолжается до тех пор, пока водящий не опознает кого-нибудь из игроков. Примечания Из дополнительных предметов для игры вам потребуются плотный платок или шарф. Оптимальное количество игроков - 4-7. Необходимо следить, чтобы жмурка (водящий) не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку).

Жмурки

Описание игры Водящего игрока называют "жмуркой". Жмурке завязывают глаза (обычно шарфом или платком). Раскручивают его и после спрашивают: - Кот, кот, на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. (- Где стоишь? - Во дворе. - Что пьешь? - Квас. - Ищи три года нас!) После этого игроки разбегаются, а жмурка их ловит. Игроки, убегая от жмурки, хлопают в ладоши, чтобы привлечь его внимание. Жмурка, с завязанными глазами, должен поймать любого другого игрока и опознать. В случае успеха, пойманный становиться жмуркой.

Правила игры

1.Жмурке завязывают глаза платком (шарфом и тп). 2.Отводят на середину комнаты (если действие происходит в помещении). 3.Жмурку крутят несколько раз вокруг своей оси, чтобы он(а) немного потерял ориентация в пространстве. 4.Жмурка должен поймать кого-нибудь из игроков и опознать. 5.Если жмурка правильно опознал игрока, то игроку завязывают глаза и он становится жмуркой, а жмурка становится обычным игроком (меняются местами). 6.Игрокам нельзя вырываться, когда они пойманы. 7.Игрокам нельзя ставить подножки или как-то толкать жмурку - это может привести к травмам. 8.Если жмурка близко подходит к каким-либо выступающим предметам, то игроки должны крикнуть "Огонь!", но нельзя так делать чтобы отвлечь жмурку от игрока.

Примечания Из дополнительных предметов для игры вам потребуются плотный платок или шарф. Оптимальное количество игроков - 4-7. Необходимо следить, чтобы жмурка не подглядывал через дырочки возле носа (затягивать потуже повязку). Вместо хлопков ладонями можно использовать колокольчики (если столько наберется).

Жмурки с колокольчиком

Вариация популярной игры - "жмурки". Хороводная игра, в которую можно играть на улице и в помещении. Игра динамичная, азартная и рассчитана на большое количество игроков.

Описание игры Хороводная игра для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В нее можно играть как во дворе, на природе, так и в доме. Поэтому чем больше людей - тем лучше! Играющие становятся в общий круг, держась за руки. Трое водящих - посередине круга. Круг медленно движется вправо или влево под хороводную песню. Посередине круга трое водящих - один ребенок удирает, в руках у него колокольчик, в который он время от времени звонит. Двое остальных детей ("жмурки") ловят его с завязанными глазами. Как только убегающий пойман, круг останавливается, выходит водить на смену другая тройка игроков (из тех, кто еще не водил), а прежняя тройка становится в общий круг, и игра начинается сначала.

Правила игры

1.Дети, стоящие в круге не разъединяют руки. 2.Водящие не имеют права выбегать за пределы круга. 3.Жмурке (одному из водящих игроков) достаточо дотронуться до убегающего, для того, чтобы считать его пойманным. Примечания Из дополнительных предметов для игры вам потребуются колокольчик и 2 плотных платка/шарфа. Оптимальное количество игроков - 15-20.