Крематорий - это что такое? Что такое. Как и когда можно получить прах после кремации

Описание процесса кремации

Крематорий в 1874 году

В общем процесс кремации представляет собой горение тела умершего за счёт подаваемых в камеру кремационных печей потоков газа, раскалённого до высоких температур (870-980 °C). Для эффективной дезинтеграции в современных печах внедрён ряд модификаций (одна из них заключается в подаче большей части пламени на торс, который составляет основную массу тела). В качестве топлива для печей в настоящее время используется газ (природный или пропан), реже электричество. До 1960-х гг. активно использовался каменный уголь или кокс .

Современные печи автоматизированы и контролируются микропроцессорными устройствами, снабжены устройствами безопасности для обеспечения безопасного использования (например, дверь реторты печи блокируется, пока не будет достигнута нормальная рабочая температура; гроб подаётся в печь максимально быстро во избежание потерь тепла).

Кремация в России

Кремация по санитарно-медицинским соображениям проводилась в России и до 1917 года . Например, «чумной » Форт «Император Александр I» был оборудован крематорием для сжигания погибших от чумы лабораторных животных. Но в нём также пришлось кремировать и заразившихся в процессе исследований лёгочной чумой погибших докторов В. И. Турчинович-Выжникевича (1905) и М. И. Шрейбера (1907) .

Первый гражданский крематорий был построен также до 1917 года , во Владивостоке, с использованием печи японского производства, вероятно, для кремации граждан Японской империи (во Владивостоке в те годы проживало немало выходцев из Нагасаки).

Однако кремация в России не получила широкого распространения, в основном, вследствие приверженности народа к веками сложившимся православным традициям погребения, предписывающим предавать тело земле. Лишь в начале XX века, по мере роста революционных настроений и влияния атеистических идей, появились первые кружки приверженцев кремации. Во время Гражданской войны началось строительство первого крематория в Петрограде , завершённое в 1920 году . Крематорий был открыт в котельном помещении бывших бань на Васильевском острове , 14-я линия, дом 95-97. Основу его составляла регенеративная кремационная печь «Металлург» конструкции профессора В. Н. Липина. Крематорий использовался исключительно для сжигания невостребованных и неопознанных тел. Сохранился акт о первой в истории советской России кремации, подписанный председателем Постоянной комиссии по постройке 1-го Государственного крематория и морга, управляющим делами отдела управления Петрогубисполкома Б. Г. Каплуном и другими лицами, присутствовавшими при этом мероприятии . В акте, в частности, записано:

14 декабря 1920 г. мы, нижеподписавшиеся, произвели первое опытное сожжение трупа красноармейца Малышева, 19 лет, в кремационной печи в здании 1-го Государственного Крематория - В. О., 14 линия, д. 95/97. Тело задвинуто в печь в 0 час. 30 мин., причём температура печи в этот момент равнялась в среднем 800 Ц при действии левого регенератора. Гроб вспыхнул в момент задвигания его в камеру сожжения и развалился через 4 минуты после введения его туда…

Печь проработала недолго, с 14 декабря по 21 февраля 1921 года , и была остановлена «за отсутствием дров». За этот промежуток времени в ней было сожжено 379 тел, большую часть из которых предали сжиганию в административном порядке, а 16 - по желанию родных или согласно завещанию.

Перечень крематориев в России

В настоящее время в России имеется 16 крематориев в 13 городах: Москва (Митинский, Николо-Архангельский, Носовихинский, Хованский), Санкт-Петербург , Артём , Владивосток , Волгоград (самый недавний из введённых в строй крематориев, открылся в 2011 году), Екатеринбург , Нижний Тагил , Новокузнецк , Новосибирск , Норильск , Ростов-на-Дону , Сургут , Челябинск . В большинстве своём их услуги не особо популярны у населения (кремацию в этих городах выбирают родственники в среднем не более 15-20 % умерших). Наибольший процент - в Санкт-Петербурге, Норильске и Москве (50-70 % всех умерших) . Самый большой крематорий - Николо-Архангельский крематорий в Москве - оборудован 7 двойными кремационными печами. Его строительство было завершено в марте 1972 года . Он занимает площадь 210 га, и в нём имеется 6 нерелигиозных траурных залов, которые используются при атеистических похоронах.

Самым экологичным считается запущенный в эксплуатацию позже всех, в 2011 году, кремационный комплекс в Волгограде. Его кремационная установка приобретена в Германии и включает в себя кремационную печь типа КЕ 400 с хромосорбционным фильтром высокой очистки .

Город Год
открытия
Год
закрытия
Примечания
1 Владивосток до 1917 ?
2 Петроград 1920 1921
3 Москва (Донской) 1927 1972 Фактически работал до 1982 г., но только проводя т. н. фальш-кремации, то есть предоставляя ритуальный зал лишь для церемонии прощаний; тела же отправляли в Николо-Архангельский крематорий. В 1982-1984 гг. кремации подвергались только скончавшиеся советские партийные и государственные деятели (последняя кремация - члена Политбюро ЦК КПСС, министра обороны СССР, маршала Д. Ф. Устинова , скончавшегося 20 декабря 1984 г.) .
4 Ленинград (Ижорский завод) 1942 1942
5 Ленинград (Кирпичный завод № 1) 1942 1943
6 Москва (Николо-Архангельский) 1972 Крупнейший в Европе
7 Ленинград (Пискарёвка) 1973
8 Свердловск 1982
9 Москва (Митинский) 1985
10 Москва (Хованский) 1988
11 Нижний Тагил 1998
12 Москва (Носовихинский) 1999 Частный
13 Ростов-на-Дону 2000 Был закрыт в 2005-2008, сейчас отремонтирован и введён в эксплуатацию
14 Артём 2001
15

Владимир Куликов Крематорий (группа) Крематорий (группа)

История

В период 1990-1991 годов на студии в Сокольниках записывается первый концептуальный альбом группы - «Зомби». В альбом вошли такие песни, как «Калигула», «Зомби», «Больной», «Яд», «Твари». «Крематорий» по-прежнему функционирует исправно, как и подобает хорошо налаженному механизму: без сбоев и нервных потрясений",- писала тогда «Комсомольская правда ».

В июне 2015 г. группа приняла участие в благотворительной акции «Дальше действовать будем мы!». Собранные во время музыкального телемарафона деньги были переданы на лечение отца Виктора Цоя от рака.

Группа Крематорий записывает новый концептуальный альбом «Люди-невидимки», выход которого запланирован на осень 2016 года. 1 апреля 2016 г. в «Чартовой дюжине» «Нашего радио» состоялась премьера нового сингла «Жизнь», позже занявшего первое место хит-парада.

Состав

Состав группы менялся неоднократно. Единственный постоянный музыкант - основатель и лидер группы Армен Григорян.

Хронологическая лента

ImageSize = width:950 height:auto barincrement:16 PlotArea = left:150 bottom:60 top:6 right:5 Alignbars = justify DateFormat = dd/mm/yyyy Period = from:01/01/1983 till:01/06/2016 TimeAxis = orientation:horizontal format:yyyy

Id:Vocals value:red legend:Вокал id:Guitar value:green legend:Гитара id:Bass value:blue legend:Бас id:Drums value:gray(0.5) legend:Ударные id:Keyboards value:purple legend:Клавишные id:Violin value:orange legend:Скрипка id:Lines value:black legend:Студийный_альбом

Legend = orientation:horizontal position:bottom ScaleMajor = increment:2 start:1983 ScaleMinor = unit:year increment:1 start:1983

At:01/07/1983 color:black layer:back at:07/10/1984 color:black layer:back at:07/05/1986 color:black layer:back at:01/03/1988 color:black layer:back at:03/03/1989 color:black layer:back at:12/06/1991 color:black layer:back at:07/02/1994 color:black layer:back at:01/05/1995 color:black layer:back at:10/02/1996 color:black layer:back at:10/09/1996 color:black layer:back at:10/08/1997 color:black layer:back at:01/03/2000 color:black layer:back at:10/05/2002 color:black layer:back at:10/04/2003 color:black layer:back at:23/07/2008 color:black layer:back at:17/10/2013 color:black layer:back

Bar:Armen text:"Армен Григорян" bar:Troegubov text:"Виктор Троегубов" bar:Zmei text:"Александр Портнов" bar:John text:"Евгений Хомяков" bar:Lagutin text:"Олег Лагутин" bar:DKulikov text:"Дмитрий Куликов" bar:Osipov text:"Виктор Осипов" bar:Murashov text:"Андрей Мурашов" bar:Teren text:"Дмитрий Терентьев" bar:Burch text:"Владимир Бурхель" bar:Gonchar text:"Александр Гончаренко" bar:VKulikov text:"Владимир Куликов" bar:Pushkin text:"Сергей Пушкарёв" bar:Tret text:"Сергей Третьяков" bar:Ponomaryov text:"Виктор Пономарёв" bar:Korsh text:"Николай Коршунов" bar:Plet text:"Дмитрий Плетнёв" bar:Ross text:"Михаил Россовский" bar:Saralidze text:"Вадим Саралидзе" bar:Bucharov text:"Вячеслав Бухаров" bar:Luch text:"Александр Лучков" bar:Gusel text:"Максим Гусельщиков" bar:Stiv text:"Александр Севастьянов" bar:Kondr text:"Алексей Кондратьев" bar:Saraev text:"Андрей Сараев" bar:Kunicin text:"Александр Куницын" bar:Ermola text:"Андрей Ермола"

Width:10 textcolor:black align:left anchor:from shift:(10,-4) bar:Armen from:start till:end color:Vocals bar:Armen from:start till:end color:Guitar width:3 bar:Troegubov from:start till:20/10/1987 color:Guitar bar:Troegubov from:start till:20/10/1987 color:Vocals width:3 bar:Troegubov from:01/02/1991 till:20/05/1994 color:Guitar bar:Troegubov from:01/02/1991 till:20/05/1994 color:Vocals width:3 bar:Plet from:11/01/1984 till:01/11/1984 color:Violin bar:Stiv from:11/01/1984 till:04/06/1986 color:Drums bar:Pushkin from:11/01/1984 till:13/09/1988 color:Bass bar:Pushkin from:11/01/1984 till:13/09/1988 color:Keyboards width:3 bar:Ross from:11/01/1984 till:04/07/1993 color:Violin bar:Zmei from:04/05/1985 till:24/06/1986 color:Guitar bar:John from:04/05/1985 till:01/09/1987 color:Guitar bar:John from:04/07/1988 till:12/04/1989 color:Guitar bar:Lagutin from:01/09/1987 till:04/07/1988 color:Guitar bar:Kondr from:01/09/1987 till:04/07/1988 color:Drums bar:Saralidze from:01/09/1987 till:04/07/1988 color:Violin bar:Saralidze from:01/03/1992 till:09/07/1993 color:Violin bar:Saraev from:04/07/1988 till:01/04/2008 color:Drums bar:Tret from:04/07/1988 till:01/04/2008 color:Bass bar:Tret from:04/07/1988 till:01/04/2008 color:Vocals width:3 bar:Kunicin from:04/07/1988 till:21/03/1990 color:Drums bar:DKulikov from:04/07/1998 till:21/03/1990 color:Guitar bar:Osipov from:21/03/1990 till:02/07/1991 color:Guitar bar:Murashov from:02/07/1991 till:01/03/2001 color:Guitar bar:Bucharov from:08/08/1994 till:23/09/2007 color:Violin bar:Teren from:01/03/2001 till:01/04/2005 color:Guitar bar:Burch from:01/04/2005 till:12/07/2012 color:Guitar bar:Burch from:01/01/2008 till:31/12/2008 color:Drums width:5 bar:Ponomaryov from:01/04/2008 till:30/09/2008 color:Bass bar:Gonchar from:02/02/2008 till:01/11/2008 color:Guitar bar:Luch from:08/02/2011 till:23/06/2012 color:Violin bar:Luch from:08/02/2011 till:23/06/2012 color:Keyboards width:3 bar:Gusel from:23/09/2007 till:08/02/2011 color:Violin bar:Gusel from:23/09/2007 till:08/02/2011 color:Keyboards width:3 bar:Gusel from:23/06/2012 till:end color:Violin bar:Gusel from:23/06/2012 till:end color:Keyboards width:3 bar:Korsh from:30/09/2008 till:end color:Bass bar:Korsh from:30/09/2008 till:end color:Vocals width:3 bar:Ermola from:01/01/2009 till:end color:Drums bar:VKulikov from:23/06/2012 till:end color:Guitar

Современный состав

  • Армен Григорян - вокал , гитара , 12-ти струнная гитара, губная гармоника , автор песен (1983-наши дни)
  • Максим Гусельщиков - скрипка , клавишные , перкуссия , бэк-вокал (2007-2011, 2012-наши дни)
  • Николай Коршунов - бас-гитара , контрабас , бэк-вокал (2008-наши дни)
  • Андрей Ермола - ударные (2009-наши дни)
  • Владимир Куликов - гитара (2012-наши дни)

Музыканты прошлых составов

  • Виктор Троегубов - вокал, гитара, бэк-вокал (1983-1987, 1991-1994)
  • Дмитрий «Альтист Данилов» Плетнёв - альт (1984)
  • Александр «Стив» Севастьянов - ударные, перкуссия (1984-1986)
  • Сергей «Пушкин» Пушкарёв - бас-гитара, клавишные (1984-1988)
  • Михаил Россовский - скрипка (1984-1993)
  • Александр «Змей» Портнов - гитара (1985-1986)
  • Евгений «Джон» Хомяков - гитара (1985-1987, 1988-1989)
  • Олег Лагутин - гитара (1987-1988)
  • Алексей «Кондратий» Кондратьев - ударные, ритм-бокс (1987-1988)
  • Вадим Саралидзе - скрипка (1987-1988, 1992-1993)
  • Андрей Сараев - ударные (1988-2008)
  • Сергей Третьяков - бас-гитара, бэк-вокал (1988-2008)
  • Александр Куницын - саксофон, перкуссия (1988-1990)
  • Дмитрий Куликов - гитара (1988-1990)
  • Виктор Осипов - гитара (1990-1991)
  • Андрей Мурашов - гитара (1991-2001)
  • Вячеслав Бухаров - скрипка, клавишные, перкуссия, бэк-вокал (1994-2007)
  • Дмитрий Терентьев - гитара (2001-2005)
  • Владимир Бурхель - гитара (2005-2012) , ударные (2008)
  • Виктор Пономарёв - бас-гитара (2008)
  • Александр Гончаренко - гитара (2008)
  • Александр Лучков - скрипка, клавишные, мандолина, губная гармоника, перкуссия, бэк-вокал (2011-2012)

Технический персонал

  • Наталия Серая - директор группы
  • Сергей Овсянников - звукорежиссёр
  • Юрий Верес - веб-мастер

Сессионные музыканты

  • Дмитрий «Каспер» Ришко - скрипка (во время проекта «Путешествие в Амстердам»)
  • Екатерина «Кэт» Питерская - ударные (на некоторых концертах, обычно в Санкт-Петербурге)
  • Михаил Ефименко - бас-гитара (7-23 ноября 2013 года подменял Николая Коршунова в туре «30 лет»)

В записи песни «Мсье Серж» принимали участие Сергей «Паук» Троицкий, Сергей Воронов, Сергей Галанин, Сергей Крылов,Сергей «Чиж» Чиграков и Сергей Манукян.

ВОДКА

С 1990 года существует Всемирное Общество Друзей Кремации и Армрестлинга (ВОДКА), официальным днём рождения которого считается 1 июня . На данный момент в постоянный комитет ВОДКА входят 6 человек (Армен Григорян и все музыканты нынешнего состава группы «Крематорий», а также звукорежиссёр группы Сергей Овсянников). На официальном сайте группы существует виртуальная книга «Живых и Мёртвых», куда все желающие войти в общество могут внести своё имя (их общее количество в настоящее время периодически пополняется, в списке также есть и такие известные личности, как Анатолий «Джордж» Гуницкий , Маргарита Пушкина , Александр Житинский , Константин Кинчев , Андрей Бурлака и другие - друзья, коллеги и просто поклонники творчества группы). В Манифесте ВОДКА, в частности, говорится:

Наша книга будет настоящим кафедральным собором с трубой и крестами, строить который будут все, кто потерял себя. Будут и панихиды, и молитвы, и исповеди, и вздохи, и рыдания, и бесшабашность; будут окна-розетки и химеры, и служки, и гробокопатели… Мы построим вокруг нашего собора город с жилыми моргами, клиниками и зоологическими садами, музеями философии и подворотнями письмоведения. До сих пор мы копошились в темноте и двигались инстинктивно. Теперь у нас будет сосуд, в который мы вольём живительную влагу, бомба, которая взорвёт мир, когда мы её бросим. Спектакль состоится!

Дискография

Номерные альбомы

  1. - Винные мемуары
  2. - Крематорий II
  3. - Иллюзорный Мір
  4. - Кома
  5. - Клубника со льдом
  6. - Зомби
  7. - Танго на облаке
  8. - Текиловые сны
  9. - Микронезия
  10. - Гигантомания
  11. - Ботаника
  12. - Мифология
  13. - Рок’N’Roll
  14. - Амстердам
  15. - Чемодан президента
  16. - Люди-невидимки

Армен Григорян и «3" Ангел»

  1. - Китайский танк

Сборники

  • - Живые и Мёртвые
  • - Двойной альбом
  • - Легенды русского рока. Крематорий
  • - Сирены Титана
  • - Легенды русского рока. Крематорий. Выпуск 2
  • - XXV Лет - The Best

Синглы

  • Бесы в моих снах ()
  • Жизнь ()

Раритетные записи

  • Неизданное ()
  • Реквием для всадника без головы ()

Концертные записи

  • Unplugged ()
  • Концерт в Горбушке ()
  • Юбилейный ()

Видеозаписи

  • Крематорий. 10 лет (VHS) ()
  • Крематорий. 20 лет (CD) ()
  • Крематорий. Юбилейный (DVD) ()
  • Амстердам (DVD) ()
  • XXV (2 DVD) ()

Мультимедиа

  • CD-ROM «Между Небом и Землёй» ()
  • Mp3-коллекция на 2-х CD-ROM «Крематорий» ()
  • Mp3-коллекция на 3-х CD-ROM «Крематорий» ()

Библиография

  • А. Григорян. Проза, стихи. «Земные дороги ведут не в Рим». Северодвинск , рок-библиотека «Кайфа» ()
  • А. Григорян. Песни. «Клубника со льдом». Москва , Эксмо-Пресс ()
  • «Поэты русского рока: Петр Мамонов, Константин Никольский, Александр Ф. Скляр, Алексей Романов, Армен Григорян, Найк Борзов». М., «Азбука-классика» () ISBN 5-352-00997-1
  • 30 песен Армена Григоряна и группы «Крематорий»: В нот. записи для голоса с гитар. аккордами / Отв. за вып. А. Московкин. М., ЛЕАН: АНТАО, 1998

Мнения

См. также

Напишите отзыв о статье "Крематорий (группа)"

Примечания

Литература

  • А. С. Алексеев . Кто есть кто в российской рок-музыке . - М . : АСТ: Астрель: Харвест, 2009. - С. 239-243. - ISBN 978-5-17-048654-0 (АСТ). - ISBN 978-5-271-24160-4 (Астрель). - ISBN 978-985-16-7343-4 (Харвест).
  • Марголис, М. М. Крематорий (иллюстрированная история группы). - СПб: Амфора, 2015. - С. 93 с. - ISBN 978-5-367-03413-4 . - Серия Легенды нашего рока.

Ссылки

  • . .
  • в библиотеке Максима Мошкова
  • В луже чистой воды: статья о творчестве «Крематория» в «Русском журнале». . . , . . .

Отрывок, характеризующий Крематорий (группа)

«Чтобы князь Андрей знал, что она во власти французов! Чтоб она, дочь князя Николая Андреича Болконского, просила господина генерала Рамо оказать ей покровительство и пользовалась его благодеяниями! – Эта мысль приводила ее в ужас, заставляла ее содрогаться, краснеть и чувствовать еще не испытанные ею припадки злобы и гордости. Все, что только было тяжелого и, главное, оскорбительного в ее положении, живо представлялось ей. «Они, французы, поселятся в этом доме; господин генерал Рамо займет кабинет князя Андрея; будет для забавы перебирать и читать его письма и бумаги. M lle Bourienne lui fera les honneurs de Богучарово. [Мадемуазель Бурьен будет принимать его с почестями в Богучарове.] Мне дадут комнатку из милости; солдаты разорят свежую могилу отца, чтобы снять с него кресты и звезды; они мне будут рассказывать о победах над русскими, будут притворно выражать сочувствие моему горю… – думала княжна Марья не своими мыслями, но чувствуя себя обязанной думать за себя мыслями своего отца и брата. Для нее лично было все равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было; но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами. Что бы они сказали, что бы они сделали теперь, то самое она чувствовала необходимым сделать. Она пошла в кабинет князя Андрея и, стараясь проникнуться его мыслями, обдумывала свое положение.
Требования жизни, которые она считала уничтоженными со смертью отца, вдруг с новой, еще неизвестной силой возникли перед княжной Марьей и охватили ее. Взволнованная, красная, она ходила по комнате, требуя к себе то Алпатыча, то Михаила Ивановича, то Тихона, то Дрона. Дуняша, няня и все девушки ничего не могли сказать о том, в какой мере справедливо было то, что объявила m lle Bourienne. Алпатыча не было дома: он уехал к начальству. Призванный Михаил Иваныч, архитектор, явившийся к княжне Марье с заспанными глазами, ничего не мог сказать ей. Он точно с той же улыбкой согласия, с которой он привык в продолжение пятнадцати лет отвечать, не выражая своего мнения, на обращения старого князя, отвечал на вопросы княжны Марьи, так что ничего определенного нельзя было вывести из его ответов. Призванный старый камердинер Тихон, с опавшим и осунувшимся лицом, носившим на себе отпечаток неизлечимого горя, отвечал «слушаю с» на все вопросы княжны Марьи и едва удерживался от рыданий, глядя на нее.
Наконец вошел в комнату староста Дрон и, низко поклонившись княжне, остановился у притолоки.
Княжна Марья прошлась по комнате и остановилась против него.
– Дронушка, – сказала княжна Марья, видевшая в нем несомненного друга, того самого Дронушку, который из своей ежегодной поездки на ярмарку в Вязьму привозил ей всякий раз и с улыбкой подавал свой особенный пряник. – Дронушка, теперь, после нашего несчастия, – начала она и замолчала, не в силах говорить дальше.
– Все под богом ходим, – со вздохом сказал он. Они помолчали.
– Дронушка, Алпатыч куда то уехал, мне не к кому обратиться. Правду ли мне говорят, что мне и уехать нельзя?
– Отчего же тебе не ехать, ваше сиятельство, ехать можно, – сказал Дрон.
– Мне сказали, что опасно от неприятеля. Голубчик, я ничего не могу, ничего не понимаю, со мной никого нет. Я непременно хочу ехать ночью или завтра рано утром. – Дрон молчал. Он исподлобья взглянул на княжну Марью.
– Лошадей нет, – сказал он, – я и Яков Алпатычу говорил.
– Отчего же нет? – сказала княжна.
– Все от божьего наказания, – сказал Дрон. – Какие лошади были, под войска разобрали, а какие подохли, нынче год какой. Не то лошадей кормить, а как бы самим с голоду не помереть! И так по три дня не емши сидят. Нет ничего, разорили вконец.
Княжна Марья внимательно слушала то, что он говорил ей.
– Мужики разорены? У них хлеба нет? – спросила она.
– Голодной смертью помирают, – сказал Дрон, – не то что подводы…
– Да отчего же ты не сказал, Дронушка? Разве нельзя помочь? Я все сделаю, что могу… – Княжне Марье странно было думать, что теперь, в такую минуту, когда такое горе наполняло ее душу, могли быть люди богатые и бедные и что могли богатые не помочь бедным. Она смутно знала и слышала, что бывает господский хлеб и что его дают мужикам. Она знала тоже, что ни брат, ни отец ее не отказали бы в нужде мужикам; она только боялась ошибиться как нибудь в словах насчет этой раздачи мужикам хлеба, которым она хотела распорядиться. Она была рада тому, что ей представился предлог заботы, такой, для которой ей не совестно забыть свое горе. Она стала расспрашивать Дронушку подробности о нуждах мужиков и о том, что есть господского в Богучарове.
– Ведь у нас есть хлеб господский, братнин? – спросила она.
– Господский хлеб весь цел, – с гордостью сказал Дрон, – наш князь не приказывал продавать.
– Выдай его мужикам, выдай все, что им нужно: я тебе именем брата разрешаю, – сказала княжна Марья.
Дрон ничего не ответил и глубоко вздохнул.
– Ты раздай им этот хлеб, ежели его довольно будет для них. Все раздай. Я тебе приказываю именем брата, и скажи им: что, что наше, то и ихнее. Мы ничего не пожалеем для них. Так ты скажи.
Дрон пристально смотрел на княжну, в то время как она говорила.
– Уволь ты меня, матушка, ради бога, вели от меня ключи принять, – сказал он. – Служил двадцать три года, худого не делал; уволь, ради бога.
Княжна Марья не понимала, чего он хотел от нее и от чего он просил уволить себя. Она отвечала ему, что она никогда не сомневалась в его преданности и что она все готова сделать для него и для мужиков.

Через час после этого Дуняша пришла к княжне с известием, что пришел Дрон и все мужики, по приказанию княжны, собрались у амбара, желая переговорить с госпожою.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна Марья, – я только сказала Дронушке, чтобы раздать им хлеба.
– Только ради бога, княжна матушка, прикажите их прогнать и не ходите к ним. Все обман один, – говорила Дуняша, – а Яков Алпатыч приедут, и поедем… и вы не извольте…
– Какой же обман? – удивленно спросила княжна
– Да уж я знаю, только послушайте меня, ради бога. Вот и няню хоть спросите. Говорят, не согласны уезжать по вашему приказанию.
– Ты что нибудь не то говоришь. Да я никогда не приказывала уезжать… – сказала княжна Марья. – Позови Дронушку.
Пришедший Дрон подтвердил слова Дуняши: мужики пришли по приказанию княжны.
– Да я никогда не звала их, – сказала княжна. – Ты, верно, не так передал им. Я только сказала, чтобы ты им отдал хлеб.
Дрон, не отвечая, вздохнул.
– Если прикажете, они уйдут, – сказал он.
– Нет, нет, я пойду к ним, – сказала княжна Марья
Несмотря на отговариванье Дуняши и няни, княжна Марья вышла на крыльцо. Дрон, Дуняша, няня и Михаил Иваныч шли за нею. «Они, вероятно, думают, что я предлагаю им хлеб с тем, чтобы они остались на своих местах, и сама уеду, бросив их на произвол французов, – думала княжна Марья. – Я им буду обещать месячину в подмосковной, квартиры; я уверена, что Andre еще больше бы сделав на моем месте», – думала она, подходя в сумерках к толпе, стоявшей на выгоне у амбара.
Толпа, скучиваясь, зашевелилась, и быстро снялись шляпы. Княжна Марья, опустив глаза и путаясь ногами в платье, близко подошла к ним. Столько разнообразных старых и молодых глаз было устремлено на нее и столько было разных лиц, что княжна Марья не видала ни одного лица и, чувствуя необходимость говорить вдруг со всеми, не знала, как быть. Но опять сознание того, что она – представительница отца и брата, придало ей силы, и она смело начала свою речь.
– Я очень рада, что вы пришли, – начала княжна Марья, не поднимая глаз и чувствуя, как быстро и сильно билось ее сердце. – Мне Дронушка сказал, что вас разорила война. Это наше общее горе, и я ничего не пожалею, чтобы помочь вам. Я сама еду, потому что уже опасно здесь и неприятель близко… потому что… Я вам отдаю все, мои друзья, и прошу вас взять все, весь хлеб наш, чтобы у вас не было нужды. А ежели вам сказали, что я отдаю вам хлеб с тем, чтобы вы остались здесь, то это неправда. Я, напротив, прошу вас уезжать со всем вашим имуществом в нашу подмосковную, и там я беру на себя и обещаю вам, что вы не будете нуждаться. Вам дадут и домы и хлеба. – Княжна остановилась. В толпе только слышались вздохи.
– Я не от себя делаю это, – продолжала княжна, – я это делаю именем покойного отца, который был вам хорошим барином, и за брата, и его сына.
Она опять остановилась. Никто не прерывал ее молчания.
– Горе наше общее, и будем делить всё пополам. Все, что мое, то ваше, – сказала она, оглядывая лица, стоявшие перед нею.
Все глаза смотрели на нее с одинаковым выражением, значения которого она не могла понять. Было ли это любопытство, преданность, благодарность, или испуг и недоверие, но выражение на всех лицах было одинаковое.
– Много довольны вашей милостью, только нам брать господский хлеб не приходится, – сказал голос сзади.
– Да отчего же? – сказала княжна.
Никто не ответил, и княжна Марья, оглядываясь по толпе, замечала, что теперь все глаза, с которыми она встречалась, тотчас же опускались.
– Отчего же вы не хотите? – спросила она опять.
Никто не отвечал.
Княжне Марье становилось тяжело от этого молчанья; она старалась уловить чей нибудь взгляд.
– Отчего вы не говорите? – обратилась княжна к старому старику, который, облокотившись на палку, стоял перед ней. – Скажи, ежели ты думаешь, что еще что нибудь нужно. Я все сделаю, – сказала она, уловив его взгляд. Но он, как бы рассердившись за это, опустил совсем голову и проговорил:
– Чего соглашаться то, не нужно нам хлеба.
– Что ж, нам все бросить то? Не согласны. Не согласны… Нет нашего согласия. Мы тебя жалеем, а нашего согласия нет. Поезжай сама, одна… – раздалось в толпе с разных сторон. И опять на всех лицах этой толпы показалось одно и то же выражение, и теперь это было уже наверное не выражение любопытства и благодарности, а выражение озлобленной решительности.
– Да вы не поняли, верно, – с грустной улыбкой сказала княжна Марья. – Отчего вы не хотите ехать? Я обещаю поселить вас, кормить. А здесь неприятель разорит вас…
Но голос ее заглушали голоса толпы.
– Нет нашего согласия, пускай разоряет! Не берем твоего хлеба, нет согласия нашего!
Княжна Марья старалась уловить опять чей нибудь взгляд из толпы, но ни один взгляд не был устремлен на нее; глаза, очевидно, избегали ее. Ей стало странно и неловко.
– Вишь, научила ловко, за ней в крепость иди! Дома разори да в кабалу и ступай. Как же! Я хлеб, мол, отдам! – слышались голоса в толпе.
Княжна Марья, опустив голову, вышла из круга и пошла в дом. Повторив Дрону приказание о том, чтобы завтра были лошади для отъезда, она ушла в свою комнату и осталась одна с своими мыслями.

Долго эту ночь княжна Марья сидела у открытого окна в своей комнате, прислушиваясь к звукам говора мужиков, доносившегося с деревни, но она не думала о них. Она чувствовала, что, сколько бы она ни думала о них, она не могла бы понять их. Она думала все об одном – о своем горе, которое теперь, после перерыва, произведенного заботами о настоящем, уже сделалось для нее прошедшим. Она теперь уже могла вспоминать, могла плакать и могла молиться. С заходом солнца ветер затих. Ночь была тихая и свежая. В двенадцатом часу голоса стали затихать, пропел петух, из за лип стала выходить полная луна, поднялся свежий, белый туман роса, и над деревней и над домом воцарилась тишина.
Одна за другой представлялись ей картины близкого прошедшего – болезни и последних минут отца. И с грустной радостью она теперь останавливалась на этих образах, отгоняя от себя с ужасом только одно последнее представление его смерти, которое – она чувствовала – она была не в силах созерцать даже в своем воображении в этот тихий и таинственный час ночи. И картины эти представлялись ей с такой ясностью и с такими подробностями, что они казались ей то действительностью, то прошедшим, то будущим.
То ей живо представлялась та минута, когда с ним сделался удар и его из сада в Лысых Горах волокли под руки и он бормотал что то бессильным языком, дергал седыми бровями и беспокойно и робко смотрел на нее.
«Он и тогда хотел сказать мне то, что он сказал мне в день своей смерти, – думала она. – Он всегда думал то, что он сказал мне». И вот ей со всеми подробностями вспомнилась та ночь в Лысых Горах накануне сделавшегося с ним удара, когда княжна Марья, предчувствуя беду, против его воли осталась с ним. Она не спала и ночью на цыпочках сошла вниз и, подойдя к двери в цветочную, в которой в эту ночь ночевал ее отец, прислушалась к его голосу. Он измученным, усталым голосом говорил что то с Тихоном. Ему, видно, хотелось поговорить. «И отчего он не позвал меня? Отчего он не позволил быть мне тут на месте Тихона? – думала тогда и теперь княжна Марья. – Уж он не выскажет никогда никому теперь всего того, что было в его душе. Уж никогда не вернется для него и для меня эта минута, когда бы он говорил все, что ему хотелось высказать, а я, а не Тихон, слушала бы и понимала его. Отчего я не вошла тогда в комнату? – думала она. – Может быть, он тогда же бы сказал мне то, что он сказал в день смерти. Он и тогда в разговоре с Тихоном два раза спросил про меня. Ему хотелось меня видеть, а я стояла тут, за дверью. Ему было грустно, тяжело говорить с Тихоном, который не понимал его. Помню, как он заговорил с ним про Лизу, как живую, – он забыл, что она умерла, и Тихон напомнил ему, что ее уже нет, и он закричал: „Дурак“. Ему тяжело было. Я слышала из за двери, как он, кряхтя, лег на кровать и громко прокричал: „Бог мой!Отчего я не взошла тогда? Что ж бы он сделал мне? Что бы я потеряла? А может быть, тогда же он утешился бы, он сказал бы мне это слово“. И княжна Марья вслух произнесла то ласковое слово, которое он сказал ей в день смерти. «Ду ше нь ка! – повторила княжна Марья это слово и зарыдала облегчающими душу слезами. Она видела теперь перед собою его лицо. И не то лицо, которое она знала с тех пор, как себя помнила, и которое она всегда видела издалека; а то лицо – робкое и слабое, которое она в последний день, пригибаясь к его рту, чтобы слышать то, что он говорил, в первый раз рассмотрела вблизи со всеми его морщинами и подробностями.
«Душенька», – повторила она.
«Что он думал, когда сказал это слово? Что он думает теперь? – вдруг пришел ей вопрос, и в ответ на это она увидала его перед собой с тем выражением лица, которое у него было в гробу на обвязанном белым платком лице. И тот ужас, который охватил ее тогда, когда она прикоснулась к нему и убедилась, что это не только не был он, но что то таинственное и отталкивающее, охватил ее и теперь. Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать. Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени, всякую секунду ждала увидеть его мертвое лицо и чувствовала, что тишина, стоявшая над домом и в доме, заковывала ее.
– Дуняша! – прошептала она. – Дуняша! – вскрикнула она диким голосом и, вырвавшись из тишины, побежала к девичьей, навстречу бегущим к ней няне и девушкам.

17 го августа Ростов и Ильин, сопутствуемые только что вернувшимся из плена Лаврушкой и вестовым гусаром, из своей стоянки Янково, в пятнадцати верстах от Богучарова, поехали кататься верхами – попробовать новую, купленную Ильиным лошадь и разузнать, нет ли в деревнях сена.
Богучарово находилось последние три дня между двумя неприятельскими армиями, так что так же легко мог зайти туда русский арьергард, как и французский авангард, и потому Ростов, как заботливый эскадронный командир, желал прежде французов воспользоваться тем провиантом, который оставался в Богучарове.
Ростов и Ильин были в самом веселом расположении духа. Дорогой в Богучарово, в княжеское именье с усадьбой, где они надеялись найти большую дворню и хорошеньких девушек, они то расспрашивали Лаврушку о Наполеоне и смеялись его рассказам, то перегонялись, пробуя лошадь Ильина.
Ростов и не знал и не думал, что эта деревня, в которую он ехал, была именье того самого Болконского, который был женихом его сестры.
Ростов с Ильиным в последний раз выпустили на перегонку лошадей в изволок перед Богучаровым, и Ростов, перегнавший Ильина, первый вскакал в улицу деревни Богучарова.
– Ты вперед взял, – говорил раскрасневшийся Ильин.
– Да, всё вперед, и на лугу вперед, и тут, – отвечал Ростов, поглаживая рукой своего взмылившегося донца.
– А я на французской, ваше сиятельство, – сзади говорил Лаврушка, называя французской свою упряжную клячу, – перегнал бы, да только срамить не хотел.
Они шагом подъехали к амбару, у которого стояла большая толпа мужиков.
Некоторые мужики сняли шапки, некоторые, не снимая шапок, смотрели на подъехавших. Два старые длинные мужика, с сморщенными лицами и редкими бородами, вышли из кабака и с улыбками, качаясь и распевая какую то нескладную песню, подошли к офицерам.
– Молодцы! – сказал, смеясь, Ростов. – Что, сено есть?
– И одинакие какие… – сказал Ильин.
– Развесе…oo…ооо…лая бесе… бесе… – распевали мужики с счастливыми улыбками.
Один мужик вышел из толпы и подошел к Ростову.
– Вы из каких будете? – спросил он.
– Французы, – отвечал, смеючись, Ильин. – Вот и Наполеон сам, – сказал он, указывая на Лаврушку.
– Стало быть, русские будете? – переспросил мужик.
– А много вашей силы тут? – спросил другой небольшой мужик, подходя к ним.
– Много, много, – отвечал Ростов. – Да вы что ж собрались тут? – прибавил он. – Праздник, что ль?
– Старички собрались, по мирскому делу, – отвечал мужик, отходя от него.
В это время по дороге от барского дома показались две женщины и человек в белой шляпе, шедшие к офицерам.

КАТАРСИС
КРЕМАТОРИЙ

Если верить легенде, эпатажное название родилось спонтанно. То ли от философского понятия «катарсис», обозначающего очищение души музыкой и огнём, то ли в пику названий тогдашних официальных ВИА, типа поющих, весёлых, голубых и прочих гитар, а может быть, таким образом сказалось влияние Ницше, Кафки или Эдгара Алана По.

Всевозможных версий и толкований – тьма-тьмущая. Каждый журналист, бравший у группы интервью, почитал святым долгом спросить, откуда же, в конце концов, взялось такое мрачное название. Так как этот вопрос стал атрибутом почти каждой пресс-конференции, то терпение музыкантов постепенно истощилось и в последние годы, услышав сакраментальное вопрошание, они мрачнеют и отвечать наотрез отказываются.

Так что главный вопрос современности остаётся открытым…

©️ В. Гаврилов.

Книга «Клубника со льдом»

Истоки (1974-1983)

История группы «Крематорий» берёт своё начало в 167 московской школе, где в 1974 году ученики 7 «А» класса – Армен Григорян, Александр Севастьянов и Игорь Шульдингер – объединяются в рок-банду «Чёрные пятна» . Первые выступления проходят в той же школе, на танцах, но помимо песен советских и зарубежных авторов, в репертуаре молодых рокеров постепенно появляются и собственные композиции на англоподобном языке, выдаваемые за произведения Фрэнка Заппы, Grateful Dead, AC\DС и т.д.

После окончания школы в 1977 году к барабанщику Севастьянову и басисту Григоряну присоединяется гитарист Евгений Хомяков . И трио студентов превращается в команду «Атмосферное Давление» .

1978 год

Ребята записывают первый и, увы, последний магнитоальбом «Корабль дураков» (своеобразный привет Иерониму Босху), уже полностью состоящий из песен собственного сочинения. Но из-за ничтожно малого тиража (один (!) экземпляр) это творение не дошло до наших дней и не может быть предъявлено в качестве доказательства. Лишь благодаря титаническим усилиям Жени Хомякова большинство песен было восстановлено и записано музыкантами «Крематория» в 2001 году под вывеской «Реквием для всадника без головы» .

«Атмосферное давление» так или иначе просуществовало до 1983 года, но запреты на концертную деятельность привели к падению репертуара с вершин хард-рока – в андеграунд, к акустическим песням.

Первое явление «Крема…»
(1983-1987)

В этот период появляются и первые опусы великого и ужасного «Крема…». В группе, сменяя друг друга, играют тогдашние приятели, собутыльники и даже соседи Григоряна. Вот лишь некоторые фамилии участников этого сводного ансамбля: Щепин, Плетнёв, Троегубов, Портнов, Кутузов, Пушкарёв, Лагутин, Бродкин, Хомяков, Севастьянов … С появлением скрипки Михаила Россовского , бэнд приобретает весьма оригинальное звучание. Начинается эпоха «квартирников» и, благодаря таким песням как «Таня», «Аутсайдер», «Моя соседка», «Крематорий», «Крылатые слоны» и др., приходит первая известность!

В песнях АСГ постепенно появляется нестандартный для рок-н-ролла синтез жанров: баллады, вальсы, блюзы, этника, элементы классической музыки, формируются грани своеобразной крематорской лирики с оригинальными персонажами и выразительными сюрреалистическими образами.

В 1985 записывается магнитоальбом «Иллюзорный мiр» . Украшением альбома становятся песни «Америка», «Наше время», «Себастия», а также мегахиты «Сексуальная кошка» и «Маленькая девочка».

Квартирно-концертная деятельность Кт достигает своего апогея. На одном из выступлений парни устраивают костюмированный хеппенинг, в котором активное участие принимает ныне известный байкер и дизайнер, а тогда соратник и друг «Крематория», Егор Зайцев . Именно с его лёгкой руки появляется шляпа , которая с того дня становится неизменным атрибутом имиджа Армена Григоряна и символом группы.

«КРЕМАТОРИЙ»
(1987-2008)

В 1987 году Григорян и Россовский решают выйти на качественно новый уровень исполнения и реформируют состав. На киностудии им. Горького записывается альбом «Кома» , награждённый (ни много ни мало!) дипломом 1 степени журнала «Аврора» в обойме лучших магнитоальбомов 88-го года.

Песни «Мусорный ветер», «Безобразная Эльза», «Хабибуллин», «Харе Рама», «Гончие псы», «Реанимационная машина» вылупились на свет божий именно на этом диске.

В следующем году в команду приходят Андрей Сараев (ударные) и Сергей Третьяков (бас), которым суждено проработать в ней 20 лет, записать почти всю дискографию, дать бесчисленное количество концертов и стать былинными героями крематорского эпоса.

Надо отметить, что в качестве гитаристов в «Крематории» переиграло множество музыкантов, заложив тем самым традицию периодической ротации кадров на этой позиции. Однако планка Дмитрия Куликова , высоко поднятая в альбомах «Живые и Мёртвые» и «Клубника со льдом» , никогда не опускалась и, благодаря мастерству последующих исполнителей (Осипов, Мурашов, Терентьев, Бурхель, Куликов ), звучание песен приобретало всё новые формы и оттенки.

В 1989 году выходит альбом «Клубника со льдом» . Музыканты группы в этот период переживают увлечение арт-роком, что напрямую отражается в аранжировках. Так, помимо заглавной, появляются песни – «Мир, полный любви», «Архип Архипыч», «Павлик Морозов», «Женщины города роз», «Последний шанс».

Пополнив концертный репертуар новыми творениями, Кт начинает активно гастролировать по бескрайним просторам СССР, что, безусловно, закаливает коллектив и заметно повышает его профессиональный уровень. Разбросанные по всей стране фэн-клубы объединяются во Всемирное Общество Друзей Кремации и Армрестлинга , сокращённо «ВОДКА» . У фэн-клуба появляется герб, манифест и устав!

В 1991 году выходит один из самых концептуальных и авангардных альбомов «Крематория» – «Зомби» . Мельтешение различных персонажей сливаются в сюрреалистическую фреску, а музыка сочетает полярные жанры от хард-рока до джаза. Выделить отдельные песни и хиты из общей цепочки новелл трудно.

Наиболее известные – «Калигула», «Твари», «Шпалер», «Ура» и заглавная вещь. «Зомби» получается очень удачным и по оформлению.

С этого диска начинается сотрудничество Кт с замечательным художником Василием Гавриловым , которому принадлежит дизайн этого и почти всех последующих изданий группы.

В 1994 году Григорян и сотоварищи снимаются в англо-российском художественном фильме «Тацу» вместе со старинной соратницей группы Маргаритой Пушкиной . А исполнитель главной роли актёр Вячеслав Бухаров занимает вакантное место скрипача Михаила Россовского , эмигрировавшего в Израиль. И вплоть до 2007 года Слава с блеском выполняет свои обязанности.

С 94 по 97 год выходят объединённые одной историей альбомы: «Танго на облаке», «Текиловые сны» и «Ботаника» . Параллельно у группы выходят ещё два диска: «Микронезия» и «Гигантомания» , с композициями, не поместившимися в предыдущие альбомы. Так, среди прочих, на свет вылупляются песни «Пиноккио», «Штраус Иоганн», «Яд» и, как это ни странно – «2001 год», написанный и впервые сыгранный уже в 1987 году на первом Фестивале Надежд московской рок-лаборатори.

В 1999 году группа отправилась в своё первое мировое турне, охватив, помимо Советского Союза, США, Израиль и Европу . Всё это было организовано в поддержку нового альбома «Три источника» , с внушительным количеством отменных песен, таких как «Геенна Огненная», «Мсье Серж», «Зебры», «Африканка» и «Катманду», и последняя мгновенно взлетает на вершины хит-парадов, а также входит в качестве саундтрека в культовый фильм «Брат-2» !

В 2000 году музыканты начинают работу над новым материалом, и через два года появляется очередной, 13й номерной альбом «Мифология» , наполненный дружескими шаржами и историями из жизни друзей и участников коллектива. А ироничный автопортрет «Крематория» – песня «Весёлый ансамбль» , – становится визитной карточкой группы. Однако именно с «Мифологии» начинается и многолетний кризис…

Возможно, сказалась психологическая усталость состава, практически не менявшегося в течение долгого времени. Как бы то ни было, но дальнейшие 6 лет не были отмечены выпуском чего-то нового. И тем не менее, количество концертов не уменьшилось. «Крематорий» становится одной из самых концертирующих рок-групп страны. В 2003 крематорцы отправляются в очередное мировое турне по России, странам СНГ, США и Западной Европе, квинтэссенцией которого становится город Амстердам. География и количество гастролей неуклонно растут и в 2006 музыканты дают в общей сложности 127 концертов, установив тем самым собственный абсолютный рекорд.

В ноябре 2005 года в сети Интернет открывается сайт сольного студийного проекта Григоряна «3"Ангел» , а через год выходит его дебютный альбом «Китайский танк» . Кстати Армен Григорян стал единственным артистом за всю историю «Нашествия», который выступил на этом фестивале с двумя действующими группами.

В октябре 2007 в группе появляется скрипач Максим Гусельщиков .

Современный «КРЕМАТОРИЙ»
(2008-НД)

В 2008 году, после шестилетнего перерыва, выходит 14 по счёту номерной диск «Крематория», получивший название «Амстердам» . Весной того же года стартует новый концертный тур «Путешествие в Амстердам»! Тогда же в группу приходят бас-гитарист Николай Коршунов и барабанщик Андрей Ермола .

Благодаря признанию слушателей, заглавная песня неоднократно поднимается на вершину хит-парада «Чартова Дюжина» НР, занимает 2е место по итогам года и 4е место по длительности пребывания в «Дюжине» за всю историю её существования. Песни «Амстердам», «Не дрянь», «Гоблины» и «Хоббиты», «Рукоблудница Лида», «Оля», «Лунатик», «Ромео и Джульетта», «Голый парад» пополняют концертный репертуар, а сам альбом в конце 2008 года получает «Золотой Диск» от Всероссийской Ассоциации Производителей Фонограмм за выдающиеся результаты продаж нетленных произведений.

В 2009 году группе исполняется 25 лет и, несмотря на плотный гастрольный график юбилейного мирового тура, АСГ реализует ряд немузыкальных проектов: снимается в одной из главных ролей в фильме «Как найти идеал» (премьера состоялась 4/07/2009 в 22.35 по Мск, РТР), исполняет произведения Гоголя, Куприна, Грина и Андреева для аудиокниги «О загадочных происшествиях» . («Контент-Медиа», 2010. Серия «уРок Литературы»).

К сезону 2010/2011 «Крематорий» подготавливает программу «Превращение» , в которую помимо песен Кт входят и песни с сольного альбома АСГ «Китайский танк»: «Любаша», «Моя лошадь», «Фредди Крюгер», а также сверхновая песня «Вервульф» – единственный гость из будущего альбома Кт.

Идея перевоплощения людей в монстров была подчёркнута не только подбором репертуара, но и мизансценами к песням с участием театральных и цирковых артистов. Исходя из благотворного воздействия этой программы, профессором Вадимом Альбертовичем Родионовым совместно с аспиранткой МГПУ Ольгой Смыковой был смонтирован видеоряд на песню «Гоблины и Хоббиты», который становится основой для тренингового занятия в сфере профилактики наркозависимости у подростков и молодёжи!

В марте 2011 место скрипача занимает старый приятель группы мультиинструменталист Александр Лучков .

В 2012 году, после завершения североамериканской части тура «Превращение» грандиозным концертом в Нью-Йорке , в небезызвестном Webster Hall , (в котором, к слову, отметилось в своё время не одно поколение классических героев рока (от Дженис Джоплин и Джимми Хендрикса, до «Aerosmith» и «Nirvana»), в команде «Крематорий» происходят две замены: молодой гитарист Владимир Куликов сменяет Владимира Бурхеля, а вместо Александра Лучкова на сцену вновь выходит Максим Гусельщиков.

В 2013м , после пятилетнего перерыва, обновлённый состав выпускает 15 номерной альбом Кт «Чемодан Президента» . Заглавная песня поднимается на 1 место «Чартовой дюжины», а музыканты с «Чемоданом» отправляются в очередное триумфальное путешествие!

Объединив новые песни и свежие аранжировки бессмертных хитов в программу «30+», Кт в октябре 2014 выезжает за рубеж в Anniversary European Tour, который длится два месяца, завершается 9 декабря – гала-концертом в московском «Главклубе», в присутствии более чем трёх тысяч человек.

В начале 2015 , в серии «Легенды нашего рока» питерского издательства «Амфора» выходит иллюстрированная история группы «Крематорий» под авторством Михаила Марголиса.

Кт продолжил гастрольную историю и к международному женскому дню 8 марта подготовил специальную программу «Золушки» , где на одной сцене встретились многочисленные девушки АСГ: от безобразной Эльзы и Тани до Оли, Мэрилин и даже Медузы-Горгоны! Трогательный парад дам, столь полюбившийся публике, прошествовал по 24 городам, десяткам тысяч километров российского неба, железных дорог и шоссе, а в середине лета завершился крупнейшими концертами – в питерском «Главклубе» и московском «Йотаспейсе», одновременно приуроченные к 25-летию Всемирного Общества Друзей Кремации и Армрестлинга!

После непродолжительных каникул музыканты провели недельную сессию в студии и записали черновики большинства песен с будущего альбома «Люди-Невидимки»!

Концертный сезон завершился в переполненном столичном клубе «Йотаспейс», где Кт отметил 32й год рождения! На сцену вместе с нынешними музыкантами Весёлого Ансамбля вышли и ветераны – Андрей Сараев, Сергей Третьяков, Александр Лучков, а также друзья и коллеги по цеху – Вадим Саралидзе, Наталья «Хелависа» О’Шей («Мельница»), Иван Демьян («7Б»), Алексей Яшин («Casual»), Денис Васильев и его феерический Уличный театр «Высокие братья» и многие другие!

В начале 2016 года в московском Театре мод Вячеслава Зайцева состоялась фотосессия группе «Крематорий» для оформления готовящейся к изданию новой студийной работы.

Все костюмы и аксессуары для создания фантастических образов персонажей крематорских песен были любезно предоставлены рокерам их создателем и давнишним другом группы Егором Зайцевым.

1 апреля, также известном, как Всемирный День альтернативно одарённых индивидуумов, в качестве радиосингла для чарта «НР» была выбрана «Жизнь» – радостная и оптимистическая песенка с недвусмысленным намёком на то, что гармоничные взаимоотношения между мужчиной и женщиной – это не только приятное и полезное времяпрепровождение, но ещё и мощное средство борьбы с астральными силами мирового Зла. Как понятно, в скором времени «Жизнь» становится золотой в хит-параде этой радиостанции. 9 июля музыканты Кт и артисты цирка «Высокие Братья» выступили тандемом на главной сцене рок-фестиваля «Нашествие», после чего решили не играть там до тех пор, пока не будут искоренены протекционизм, кумовство и подлость, ставшие нормой для горе-организаторов «главного события лета»!

Официальный релиз нового альбома на крупнейших цифровых витринах был размещён 26 августа 2016 года, а концерт-презентация 17-го номерного альбома Кт «Люди-невидимки» состоялся 17-го сентября в столичном клубе «Известия-Hall»! В праздничной программе были задействованы артисты театра «Высокие братья», ходулисты, акробаты, мимы, клоуны, прекрасная Текила-бум, летающая Брунхильда и многие другие герои этого волшебного альбома!

Торжественное шествие «Людей-невидимок» по России, стартовавшее в сентябре 2016 , продлилось вплоть до конца года, а в феврале 2017 Кт отправились за океан и представили новый альбом поклонникам в США и Канаде! По возвращении на Родину, с учётом предложений на программу «Люди-Невидимки», тур растянулся до конца весны!

За холодное лето 2017, в перерыве между фестивальными выступлениями и для предстоящего широкомасштабного празднования тридцатилетнего юбилея пластинки «Кома», были заново переработаны главные треки этого исторического альбома в новых концертных версиях, а песни «Гончие псы», «Африка» и «Клаустрофобия» после долгих лет вернулись в репертуар Кт! Тур, соответственно, назвали «30 лет в Коме» и он насыщенно отгремел с 19 октября по 24 декабря, завершившись концертом в московском клубе «ZIL Arena», где среди прочего, появился заблудившийся Дед Мороз с мешком подарков, которые были розданы знатокам крематорской дискографии, тем, кто проявил себя в социальных страницах группы, и просто хорошим мальчикам и девочкам. Была принята в Дамы «Ордена Рыцарей Крематория» глава московского Ордена – Мария Орленко. И кульминацией «Новогоднего Огня» от Кт стало праздничное сожжение старой шляпы АСГ – символ вступления рок-группы в юбилейный год!

Грядёт 35-летие! А это значит, что будет много сюрпризов и много счастливых крематорцев во всём мире!

Продолжение следует…

Полную информацию и подробную хронологию истории Кт вы сможете найти на официальном сайте группы сайт в разделе Летопись уже совсем скоро! Следите за обновлениями в новостях группы.

Сегодня в состав «Крематория» входят:

Армен Григорян (музыка, тексты, гитара, вокал)

Максим Гусельщиков (скрипка, клавиши)

Владимир Куликов (гитара)

Николай Коршунов (бас-гитара)

Андрей Ермола (ударные)

Наталия Серая (директор)

Отдельно надо отметить самого заслуженного и почётного на данный момент (после АСГ, разумеется) члена Кт с 1987 года, бессменного звукорежиссёра Сергея Овсянникова . Именно с ним Весёлый Ансамбль отыграл все концерты, да и большая часть студийного материала – тоже его рук дело!

26Янв

Крематорий – это объект, построенный для целей сжигания (кремации) человеческих останков.

Обычно крематории располагаются возле кладбищ или похоронных домов, но бывает, что они находятся за пределами городов. Размеры данных объектов напрямую зависят от количества и размеров кремационных печей.

Крематорий. Что происходит внутри?

Когда тело попадает в крематорий, оно сжигается в высокотемпературной печи. Вследствие чего останки превращаются в золу и остатки крупных костей. Зачастую оставшиеся после кремации кости перемалывают в пыль, но бывает, что эту процедуру не проводят по религиозным соображениям. В любом случаи, оставшийся прах собирают и упаковывают в специальную урну, которую передают родственникам для дальнейшего захоронения или помещения в специальное хранилище.

В зависимости от типа крематория, членам семьи позволяют присутствовать либо при самой кремации, либо при официальном начале процедуры. Некоторые крематории включают в себя небольшие часовни или прощальные комнаты, где родственники могут провести умершего в последний путь.

Популярность кремации в мире.

В западных цивилизациях, практика кремации приобрела популярность в 20-ом веке, особенно после разоблачающих публикаций на тему монополизации и сверхприбылей от похоронного бизнеса. Но многие культуры практикуют кремацию на протяжении многих веков, зачастую это связано с религиозными верованиями.

Современные европейцы и американцы склоняются в пользу сожжения останков по причине экологической безопасности, более свободных религиозных и социальных взглядов и убеждений, а также по причине уменьшения финансовых затрат. Что по своей сути является весьма взвешенным и объективным решением.

Крематорий и законодательство.

Как и все остальные погребальные услуги, кремация строго регулируется законодательством. Есть четко регламентированные правила и процедуры, которые должны обеспечить безопасность процедуры и уважительное отношение к телам умерших людей. Есть страны, где кремация официально запрещена законом, а есть и те, где государство контролирует даже температуру в печах. В тех или иных случаях, государство всегда контролирует все процессы связанные с кремацией.