История губной гармошки. Губная гармоника (губная гармошка): история, видео, интересные факты

Губная гармоника (губная гармошка)

Богатый мир музыкальных инструментов очень многообразен. Каких только представителей не встретишь в этом королевстве. Их так много, что перечислить просто невозможно. Ведь помимо всемирно признанных, у каждого народа есть свои музыкальные инструменты, которые являются национальными символами и отражают самобытность той или иной культуры. Музыкальные инструменты отличаются по способу звукоизвлечения, тембровой окраске и по размерам. Самым большим и важным, конечно же, является орган, который называют Его Величеством. Он настолько огромен, что устанавливается только в больших залах. Но среди музыкальных инструментов есть такой, который больше похож на детскую игрушку и спокойно может поместиться в вашем кармане. Имя этого инструмента - губная гармоника или губная гармошка. Она компактна, проста, но в то же время весьма элегантна. Несмотря на маленький размер, этот забавный инструмент абсолютно полноценен и обладает интересным и привлекательным звуком.

С самого начала своей удивительной истории он заинтересовал исполнителей и до сих пор продолжает радовать людей в разных уголках нашей планеты.

Своеобразный звук гармоники делает ее участницей многих ансамблей, играющих в различных стилях и жанрах. Она не является основным музыкальным инструментом, но ее мелодические вставки делают музыкальные композиции более интересными и яркими.

Историю губной гармошки и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Губная гармошка, относящаяся к духовым язычковым музыкальным инструментам, обладает густым и насыщенным звуком, который возникает под напором воздушной струи, заставляющей колебаться звуковые язычки. У гармоники нет клавиатуры, для выбора соответствующего нужной ноте отверстия используются губы и язык. Исполнение требует определенной сноровки мастерства, красивое яркое звучание инструмента во многом зависит от умения музыканта. Например, для исполнения любой мелодии на гармонике, имеющей диатонический строй, требуется освоение непростой техники игры, которая имеет название бенды.

Фото :

Интересные факты

  • В разных странах гармоника имеет аналогичные названия, имеющие в составе слова губы, рот или гармоника. В России – губная гармошка, во Франции - «harmonica a bouche», в Германии - «Mundharmonika», в Англии - «mouth organ», «harmonica», «harp» или «French harp», в Италии - «armonica a bocca», в Испании - «armonica».
  • Исполнитель на губной гармонике именуется харпером.
  • В Соединенных Штатах Америки гармоника имеет веселые прозвища: карманное пианино, саксофон Миссисипи, блюз-арфа, беззаботный трамвай, оловянный сэндвич.
  • В кинематографе гармоника впервые была замечена уже в конце XIX века .
  • Впервые звуковая запись исполнения на гармонике была произведена в 1920 году.
  • Первая фирма по производству губных гармошек «Hohner» была основана в 1857 году. В нынешнее время она изготавливает около 100 различных вариантов этого инструмента. На сегодняшний день хонеровские гармошки очень востребованы среди исполнителей, при достаточно невысокой цене они обладают отличным качеством и красивым звуком.
  • В 30-х годах, с приходом к власти в Германии Гитлера, фирма «Hohner» получила большой заказ на поставку губных гармоней для немецкой армии, из расчета каждому солдату по инструменту.
  • Во время 1-ой мировой войны гармошка скрашивала отдых солдат противных сторон. Поставщики снабжали инструментами и английскую, и немецкую армии.
  • В немецком городе Троссинген под эгидой фирмы «Hohner» проходят всемирные фестивали губных гармошек, которые вызывают интерес не только у исполнителей, но и почитателей инструмента.
  • 16-й американский президент Авраам Линкольн, увлекавшийся исполнением на гармонике, так любил свой инструмент, что постоянно носил его в кармане. Также в списке президентов, которые неравнодушно относились к гармонике Калвин Кулидж и Рональд Рейган.
  • Во время Второй мировой войны из-за дефицита дерева и металла, которые шли на нужды фронта, рабочий – предприниматель Хаакон Магнус разработал пластиковую гармонику. Она не отличалась красивым звуком, но впоследствии стала очень популярной детской игрушкой.
  • Самый большой ансамбль гармоник, который попал в книгу рекордов Гиннеса, включал в себя 6131 исполнителя. Он выступил в Гонконге в ноябре 2009 года, в течении 7 минут исполняя музыкальную композицию со струнным оркестром.


  • В Соединенных Штатах с такой любовью относятся к гармонике, что в 1925 году рождественская ёлка в Белом доме в Вашингтоне была украшена 50 инструментами.
  • В свое время значительный вклад в растущую популярность гармоники внесла радиопередача из Нью-Йорка, называющаяся «Час гармоники Хонера», которая была предназначена для обучения слушателей игре на этом инструменте.
  • Самым быстрым игроком на гармонике, занесенным в книгу рекордов Гиннеса считается Ники Шейн из г. Санта–Барбара (США). За 20 секунд он успел сыграть 103 ноты.
  • Губная гармоника, первый из музыкальных инструментов, побывавший в космосе. В 1965 году 16 декабря американский астронавт Уолли Ширра исполнил на гармонике на космической орбите знаменитую рождественскую песенку «Jingle Bells».
  • Губная гармоника является самым продаваемым музыкальным инструментом. Фирма Хонер к 1887 году ежегодно производила 1 миллион гармоник. В 1911 году – 8 миллионов в год, в 1986 году она выпустила свой миллиардный инструмент.

   

Конструкция

Конструкция губной гармоники довольна проста. Корпус состоит из верхней и нижней крышки, которые изготавливаются из дерева, литого пластика, люцита или металлических сплавов. Под верхней крышкой находится пластина с прорезями и язычками для выдоха. Далее находится так называемая гребенка с прорезями. Под гребенкой расположена еще одна пластина, но уже с язычками для вдоха. Закрывается все нижней крышкой. Вся конструкция скрепляется небольшими винтиками.

Разновидности

Разновидностей губных гармоней довольно много, но все они делятся на два типа, которые значительно отличаются друг от друга: диатонические и хроматические.

Диатоническая гармоника имеет несколько подвидов, которые имеют диатонический строй и изготавливаются с настройкой в разных тональностях.

  • Блюзовая - самая популярная, хоть и имеет такое название на ней можно исполнять музыку в различных стилях. Обычно имеет 10 отверстий.
  • Тремоло - гармоника при изготовлении настраивается так, что при извлечении звука создается эффект тремоло.
  • Октавная - особенность ее в том, что язычки, которые должны звучать одновременно настраиваются в октаву. Это дает инструменту большую звуковую насыщенность и яркий тембральный окрас.
  • Басовая гармоника – на ней извлекаются ноты басового регистра.
  • Аккордовая – при каждом выдохе или вдохе звучит не одна нота, а целый аккорд.


Хроматическая гармоника имеет соответствующий строй, что в результате по сравнению с диатоническим инструментом дает ей более широкие репертуарные возможности. Она больше по размеру, так как в ее корпусе фактически находятся две гармоники. На боковой стороне у такого инструмента имеется кнопка – переключатель – слайдер, переключение которого дает возможность извлечения полутонов. Используется в джазе и классической музыке.

Применение и репертуар


Уже с начала своего существования гармоника находила применение в самых разнообразных музыкальных жанрах. В нынешнее время ее по праву называют универсальным инструментом, звучание которого украшает композиции во многих музыкальных стилях, но преимущественно в тех, родиной которых является американский континент. Классическая музыка, джаз, кантри, блюграсс, хорд-рок, фольк-рок, поп, хиллбилли, рокабилли, регги, этническая музыка и, несомненно, блюз – это неполный перечень направлений в музыке, где гармошка нашла себе достойное применение.

Необходимо отметить, что с момента появления хроматической гармоники возможности инструмента значительно расширились, в его репертуаре появились переложения произведений композиторов классической музыки. Среди авторов, которые сочиняли специально для гармоники, следует особо упомянуть Ральфа Вогена Уильямса, Малкольма Арнольда, Дариуса Мийо, Артура Бенджамина и Джими Рида.

Исполнители

Гармоника - инструмент, популярность которого росла очень быстро с момента его возникновения, постоянно
привлекала к себе внимание талантливых музыкантов. В различных музыкальных направлениях появлялись исполнители, которые оставляли заметный след в искусстве исполнения на инструменте.

  • Классический блюз: С. Б. Уильямсон II, Х. Вулф, Б.У. Хортон, Д. Уэллс, Д. Коттон, Л. Уолтер, У. Кларк.
  • Кантри блюз: Д. Бейли, С. Терри, М. Владимиров, А. Яхимович.
  • Фолк-рок: Боб Дилан.
  • Современный блюз: Д. Мейолл, Ж. Мильто, Д. Портной, Ш. Блу, Ч. Масселуайт, К. Уилсон, С. Харпо, А. Гассоу, Д. Риччи, К. Джанко, Р. Пиазза, У. Кларк, С. Чиграков
  • Рок / Хард-рок: Д. Поппер, Б. Спрингстин, И. Гиллан, М. Дик, М. Джаггер, С. Тайлер, Р. Э. Плант, Т. Линдеманн, В. Шахрин, В. Кузьмин, А. Степаненко, Б. Гребенщиков.
  • Джаз: Х. Леви, Ф. Йоннет, И. Прене.
  • Ирландский фолк: Б. Пауэр.
  • Кантри: Ч. Маккой.
  • Клезмер: Д. Розенблатт.

Губную гармошку можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармошка является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы “Hohner” репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармошки знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако если открыть “Мировую энциклопедию музыкальных инструментов”, то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием “аэрофоны”.

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине 18-го века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в 19 веке. Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название “аура”, представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец Ф. Хотц начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Еще один уроженец Германии Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушманом “аур” и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом “мундэолины”. Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл “сим-фониум”.

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название “Mundharmonika” или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют “Mundharmonika”, по-французски – “harmonica a bouche”, по-итальянски – “armonica a bocca”, по-испански “armonica”, по-английски – “harmonica”, “mouth organ”, “French harp” или “harp”.

Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно – “handharmonika” (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть “mundharmonika” (губная гармошка).

Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: “1’Epatant” и “La Marseillaise” для Франции, “King George” и “Alliance Harp” для Англии, “El Centenario” для Мексики и даже гармошки на цепочках, для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат. Была даже такая модель “Kaiser Wilhelm”.

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году. В 30-е годы великая депрессия, а в 40-е – 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди черных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли “Сонни Бой” Уильямсон. В то же самое время на другом конце света в Нюрнберге Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику “Hohner”, он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъем, что естественно отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое – “мисиссиппский саксофон” (так на американском слэнге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

История создания каждого музыкального инструмента интересна и удивительна. Порой различные факты создания инструмента заставляют нас заинтересоваться его историей. Кроме того, каждый музыкант просто обязан детально познакомится не только со структурой, но и с историей инструмента, на котором играет.

Губная гармошка поистине удивительный инструмент. Сейчас можно самому научиться играть на губной гармошке по самоучителю или по материалам в интернете. Не смотря на свое название, гармошка относится к духовым инструментам вместе с трубами, саксофонами, флейтами и другими. Праотцом духовых инструментов можно считать восточных духовой орган. Его в свое время относили к разряду язычковых инструментов. А вот слово «духовой» возникло сравнительно недавно. Название связано с функционированием инструмента: чтобы получился звук, воздух («дух») проходит внутри.

Духовые органы пришли к нам из Китая. В 18 веке английские колонисты привезли с собой удивительный инструмент, который состоял из бамбука с металлическими деталями. В деревянной трубке находились язычки, которые были прикреплены к мундштуку. Кстати, такую музыкальную технологию позже взяли на вооружение мастера-органисты, но она прижилась лишь в 19 веке.

Первая губная гармошка увидела свет лишь в 1821 году. Ее отцом стал Христиан Ф. Л. Бушман. Примечательно то, что он был не мастером инструментов и даже не музыкантом, а мастером часовых механизмов. Его изобретение только отдаленно напоминало современную губную гармошку. Первоначально инструмент называли «аура». Он представлял собой пластину из стали с 15 отверстиями, которые закрывались металлическими языками.

Через некоторое время изобретение Бушмана взяли на производство несколько компаний по изготовлению музыкальных инструментов: Хотца в Книттлинге и Христина Месснера. Последний немного изменил инструмент и дал ему название «мундэолина», в она звучала оригинально и свежо.

Современный вариант губной гармошки создал музыкальных дел мастер Рихтер из Богемии. Он сделал в деревянном корпусе всего 10 прорезей, а вот количество язычков увеличил до 20. Таким образом, можно было играть на вдохе и выдохе. Система настройки, созданная Рихтером для губной гармошки, считается эталоном до сих пор.

Промышленным изготовлением губных гармошек занялся МаттиасХонер. Скоро Хонер стал удивительно быстро покорять музыкальный рынок, имея в своей мастерской только одного рабочего и помощь семьи. Хонер прославился на весь мир не только как мастер, но и как один из первых музыкальных бизнесменов. В 1900 году его фирма выпустила пять миллионов губных гармошек, которые разошлись по всему свету. Сейчас фирма “Hohner” выпускает около 90 наименований губных гармошек.

Губная гармошка это не только музыкальный инструмент. Ее можно назвать настоящей кино первой половины прошлого века. После второй мировой войны она стала музыкальным инструментом негритянских гетто.

Губная гармошка - это небольшой, универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, но губная гармошка на самом деле легкий и веселый инструмент, чтобы научится играть. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по использованию и по цене. На сегодняшний день, приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Любой вид может быть использован, чтобы играть самую популярную музыку, например, блюз или фолк.

  • Диатонические губные гармоники - самый распространенный и доступный вид, и, конечно, самый дешевый. Она настроена на определенную тональность, которая не может быть изменена. Большинство диатонических губных гармоней настроено на тональность C. Виды диатонической гармоники включают “блюз гармоника”, “тремоло гармоника” и “октава гармоника.”
    • Гармоника блюз является распространенной на западе, а в Восточной Азии чаще встречается тремоло гармоника.
  • Хроматическая гармоника является одним из видов губной гармошки, в которой используется механический аппарат, который контролирует, какие отверстия издают звук. Основные хроматические гармоники из 10 нот могут играть только один полный звук (так же, как диатоническая гармоника), но хроматические с 12-16 отверстиями могут быть настроены на любую тональность. Хроматические стоят значительно дороже, чем большинство диатонических гармоник; качественная хроматическая гармонь от известного бренда может стоить несколько сотен долларов.
    • Благодаря своей настраиваемости, 12-ти нотная хроматическая гармошка, как правило, предпочтительнее для джазовой музыки.
  • Общим сокращенным термином для губной гармошки является “гармоника”. Это название происходит от других традиционных названий, включая “французскую гармонику” и “блюз гармонику”. Пока контекст ясен, слова “гармошка” и “гармоника” можно взаимозаменять.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника – это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребень, и, как правило, изготовлена из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части аппарата, могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до-мажор) на выдохе, и на G (соль – мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход сохранят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две “соседние” ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и движется вверх. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона для игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре могут указать, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая используется всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы освоите быстро.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется “прямая гармоника” или “первая позиция.”
    • Как вы можете предположить, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируют губы. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка, чтобы заблокировать отверстия, для обеспечения контроля над нотами, которые вы играете. Это описывается ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать нежно, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется “кросс-гармоника” или “вторая позиция.” Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающие нот(ы) диапазона.

  • Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока вы не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как “У Мэри был барашек” и “О, Сюзанна” легко найти в Интернете, если у вас нет.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание, и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы находитесь под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самому. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, который соответствует вашим требованиям.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, вы должны на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играть песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американская традиционная мелодия, “Шенандоа”, которая перепрыгивает с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

    • Практикуйте пропуски, потянув губную гармошку немного в сторону, а затем возвратив в нужное положение (для дальнейшего ознакомления с положением каждого отверстия) и, остановив воздушный поток, не убирая губную гармошку (чтобы больше попрактиковаться с контролем дыхания).
  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или не доминирующей) руки, и двигая им во время игры. Добавьте в игру правую (или доминирующую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Это создает “звучащую дыру”, которая может использоваться для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте это в конце стиха, чтобы добавить эмоций, или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, левым краем направлена вниз и внутрь. Это положение, на самом деле, идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь ним.
  • Научитесь блокировать язык. Блокировка языка – это отличный способ превратить одиночные ноты в красивые аккорды, не нарушая первоначальных нот. Используя сторону (ребро) языка, вы будете блокировать некоторые ноты аккорда, а затем поднимать его частично по мере звучания ноты, чтобы добавить их. Эта техника требует практики, но позиция отверстия должна помочь натурально представить сторону вашего языка мундштуку.

    • Для начала откройте рот, чтобы охватить первые четыре отверстия арфы. Используя язык, блокируйте отверстия с 1 по 3 и играйте прямую ноту на отверстии 4. Если вы все сделали правильно, то должны слышать только проигрываемую (вверх) 4. После того, как вы сделаете это легко, играйте устойчивую ноту, а затем поднимите язык, находящийся на середине, чтобы сделать полную гармонию.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким, и резко втягивать воздух через них в отверстие, которое вы хотите, чтобы было изменено. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между не изменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, звук звучит плохо, и многим надо больше времени, чтобы воспроизвести хороший звук. Практикуйтесь каждый день, и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.
  • Мир губной гармошки

    По-английски название губной гармоники может звучать как harmonica, или harp. От последнего варианта пошло и прозвание музыканта, играющего на этом инструменте, - харпер.

    Откуда она взялась, кто её придумал? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся немного окунуться в историю.

    Откуда есть пошла…

    Губная гармошка стала известна не так давно. Её историю, конечно, не сравнить с историями более чем древней или той же . Тем не менее как раз с флейтой гармоника имеет кое-что общее: обе они принадлежат к одному и тому же семейству духовых язычковых инструментов.

    В отличие от большинства музыкальных инструментов гармоника имеет практически точную дату создания. Её запатентовал в 1821 году 16-летний немец Х.Ф.Л. Бушман, "часовых дел мастер". Конечно, тогда она имела вид, явно отличающийся от современной внешности этого инструмента: металлическая пластинка с пятнадцатью отверстиями, прикрываемыми стальными язычками. Звук извлекался только на выдохе, и, как и в наши времена, его громкость и чистота зависели исключительно от умения мастера.

    Так выглядела первая гармошка

    Конструкция первой гармошки не была идеальной. Многие это понимали, пытались внести изменения. Дальше всех пошёл опять же немец, некто Рихтер из Богемии. Уже в 1826 году он предложил музыкантам свой вариант инструмента. Отверстий было уже 10, а язычков - 20, то есть по два на каждое: один из язычков отвечал за извлечение звука на вдохе, другой - на выдохе. Предложенная Рихтером схема с диатоническим звукорядом оказалась настолько хороша и удобна, что существует и по сей день.

    Уже в середине XIX века началось массовое производство губных гармошек, и первым в ряду её производителей стал М. Хонер. Основанная им в 1857 году фирма, названная в честь создателя, быстро завоевала рынок. В том числе и за счёт того, что Хонер сделал ставку не только на Европу. В начале 60-х годов того же века он привёз свои губные гармошки в Америку, и это стало самым правильным шагом. С тех пор немецкая фирма Hohner - мировой лидер по производству именно этих музыкальных инструментов. Впрочем, на этом их ассортимент не кончается, в него входят и аккордеоны, и блокфлейты, и гитары. Но начиналось-то всё с обыкновенной губной гармоники!

    Сейчас можно встретить даже такое: гармошка и флешка - два в одном

    Устройство гармоники

    Внутри инструмента находятся две пластины с язычками, одна из которых работает на вдохе, а другая - на выдохе. То есть звук фактически возникает, когда язычок, расположенный напротив отверстия, в которое вы вдыхаете (или, наоборот, из которого "забираете" воздух), разбивает воздушную струю.

    Поскольку гармошка - очень маленький сам по себе инструмент, никакой акустический резонатор, как, например, в гитаре, там просто бы не уместился. Потому сила звука зависит в первую (и единственную) очередь от самого музыканта, от положения его рук, разработанности лёгких и степени мастерства.

    Делают гармошки из дерева, пластика или металла. Дерево, как ему и положено, требует более тщательного ухода, чувствительней к погоде и капризнее относится к прочим житейским неприятностям.

    Губные гармошки, кроме прочего, различаются ещё и тональностью. Самый распространённый тип инструмента - в тональности до мажор (C major). Среди "китайцев" таких гармошек большинство. Фирмы Японии и Германии вносят больше разнообразия: часто встречаются харпы в соль мажоре (G major), а также - реже - и остальных тональностей.

    Разновидности

    Какие же бывают гармоники? Если совсем просто, без редко встречающихся профессиональных инструментов, то делятся они на диатонические и хроматические.


    Диатоническая (внизу) и хроматическая губные гармошки

    Диатонические позволяют музыканту "по умолчанию" извлекать из инструмента только основные ноты - до, ре, ми и т. д. Хроматические же дают возможность играть всю хроматическую гамму целиком, используя и полутона (до-диез, ре-диез и др.). Если проводить аналогию с фортепиано, то диатоника - это игра только белыми клавишами, а хроматика - и чёрными тоже.

    Конечно, когда вы как следует освоите игру на диатонической гармонике, все специальные приёмы - бенд, оверблоу, овердро и другие, для вас не составит особого труда извлекать из инструмента звуки "чёрных клавиш". Но для всего этого требуется время.

    Различить гармошки можно уже на вид. Основное отличие - у хроматики сбоку имеются слайдер, специальная кнопка, позволяющая повышать ноту на полтона.

    Правда, и здесь есть исключения! Например, Tombo Chromatic Single S50. Без слайдера, но хроматика. Полутона извлекаются из второго ряда отверстий.

    Что касается отверстий, то у диатонической губной гармоники их количество неизменно - 10. А вот у хроматического инструмента эта позиция может изменяться. Конечно, в основном это от 12 до 16 отверстий, но могут встретиться и больше, и меньше - и 8, и 22. И даже 10, как на диатонике. Чем их больше, тем шире нотный ряд, который вы можете использовать при игре.

    Ну и, конечно, хроматическая гармошка будет габаритистее, нежели диатоническая. Количество отверстий делает своё дело.

    Сразу предупреждаю: на хроматике научиться играть сложнее. Может быть, поэтому она менее распространена. На прилавках магазинов чаще лежит приличный выбор диатоники и гораздо меньший - хроматического инструмента. И кстати, цена тоже довольно сильно различается, но об этом - ниже.

    Кроме основного деления, есть ещё и более мелкое дробление на подвиды.

    Так, диатоническая гармоника бывает блюзовой, октавной и тремоло.

    Блюзовая - самая известная. 10 отверстий, звук извлекается на вдох и выдох. Может стать для вас и хроматической, если, как уже сказано выше, овладеть в совершенстве всеми приёмами игры на ней.

    Hohner Blues Harp, блюзовая (цена примерно 1000 руб.)

    Тремоло - замечательно подходит для исполнения народных песен. Если заглянуть внутрь такой гармошки, то найти можно сразу две звуковые пластины. Они чуть-чуть расстроены по отношению друг к другу, при этом звучат одновременно. От такого сочетания получается эффект тремоло, собственно, и давший название инструменту.

    Hohner Tremolo Soloist CG (цена около 2300 руб.)

    Октавная губная гармошка отличается от тремоло только тем, что две её звуковые пластины не расстроены по отношению друг к другу, а, наоборот, настроены "в октаву". Звук они издают тоже вместе, и из-за таких особенностей строения музыка громче и несколько специфичней по сравнению с другими.

    Есть ещё, конечно, и оркестровые гармоники (басовая, аккордовая), но они настолько редки и узкопрофессиональны, что приобретают их лишь для игры в ансамблях, когда это является основной работой. Думаю, что в таком случае человек и сам, без этой статьи, знает, что ему нужно.

    Что вы собираетесь играть

    Выбор губной гармошки в немалой степени зависит от того, какую музыку вы собираетесь на ней преимущественно исполнять. Для разных произведений требуется определённое расположение нот, наиболее удобное именно для избранного вами стиля.

    Например, если вы хотите играть джазовые произведения или вообще классику - выбирайте хроматическую гармонику. Блюз - это уже диатоника, причём, соответственно, блюзовая. Для мелодий попроще, со своеобразным звучанием в стиле русских-народных да плясовых-хороводных, подойдёт тремоло. Октавная и прочие оркестровые - это уже очень на любителя либо для активно исполняющего профессионала.

    Что же всё-таки приобрести

    Первый вопрос новичка, собирающегося всерьёз заняться игрой на губной гармошке: "Какой инструмент купить?"

    Если вы собираетесь заниматься с преподавателем, то тут всё зависит от предпочтений педагога.

    Кстати, для профессионала вопрос "что мне взять - хроматику или диатонику?" звучит так же, как для любого другого музыканта, - чья-то проблема выбора между гитарой и саксофоном. Просто и хроматическая, и диатоническая гармошки, несмотря на всю внешнюю схожесть, всё-таки разные инструменты в плане сложности освоения, приёмов звукоизвлечения и т. д.

    Но вернёмся к конкретным моделям. Если смотреть в сторону диатоники, то наиболее популярный выбор - это Hohner Blues Harp (стоимость примерно 1000 руб.), Hohner Special 20 (около 930 руб.), Suzuki ProMaster (цена в районе 2000 руб.), Lee Oscar Major Diatonic (можно найти за 1200 руб.), Seydel 1847 (уже где-то 3000 руб.).

    Suzuki ProMaster

    С хроматикой всё не так просто. Во-первых, стоит сразу определиться, инструмент со сколькими отверстиями вам нужен. Как уже говорилось выше, чем их больше, тем богаче звукоряд (то есть больше нот можно извлечь из инструмента).

    Тем не менее и среди них можно найти самые популярные у новичков модели. Пожалуй, в первую очередь это Hohner Chromonika 40 (где-то 3700 руб.), Tombo Uni Chromatic (стоимость примерно 3800 руб.), Hohner Super 64 Х (уже около 10 000 руб.).

    Tombo Uni Chromatic Gold 1248

    Советы при покупке

    Вполне приличный инструмент (из ряда диатонических) можно купить уже в районе $20. В магазинах, конечно, предлагают гармоники уже начиная от 300 руб., но всё же ориентироваться лучше на средний ценовой порог.

    При этом учитывайте, что хроматическая гармоника обойдётся в несколько раз дороже. Просто хороший инструмент начинается от 3-4 тысяч руб., очень хороший может стоить около 35 000 руб.

    Hohner Amadeus Chromatik Harmonika (стоимость около $1500)

    Покупать лучше в компании с человеком, который в гармониках разбирается. А если вы всё-таки пришли в магазин один, не стесняйтесь продавцов - попробуйте сами, как звучит понравившаяся вам модель.

    В большинстве российских городов вряд ли можно достать что-то, кроме Hohner. Если ваша душа возжаждала чего-то другого, то добро пожаловать в мир Интернета. Всё-таки это, скорее всего, выйдет дешевле, чем ехать самому в другой город.

    В конце концов, никто не мешает вам позже купить ещё пару представителей любимого инструмента и затем играть на той гармошке, звук которой больше придётся по душе. Большинство моделей стоят не запредельно, этот инструмент всё-таки проще в изготовлении, чем, например, синтезатор.

    А вообще, всё зависит от мастерства. Новичок на дорогом харпе вряд ли сможет обойти профи на дешёвенькой гармонике, верно? Другое дело, что в умелых руках хороший инструмент может творить чудеса.

    Кстати, губная гармошка - это отличный подарок ребёнку. Сейчас их выпускают великое множество именно детских - цветных, с какими-то рисунками, популярными персонажами из мультиков.

    Это и интересное, и увлекательное, и в то же время обучающее занятие. Может быть, таким путём ваши сын или дочь приобщатся к музыке, может, позднее это станет их профессией. Причём совершенно необязательно, что дальнейший выбор падёт именно на гармошку.

    Но как знать - а вдруг рядом с вами растёт новый Стиви Уандер?