Губная гармошка хроматическая или диатоническая. Техника игры на губной гармошке. Проверка инструмента перед покупкой

Губные гармошки делятся на три основных вида, а это диатоническая, хроматическая и оркестровая. Есть еще гибридная — смесь диатонической и хроматической. Самая распространенная на сегодняшний день губная гармошка это блюзовая гармоника, она из ряда диатонических губных гармошек, которые включают в себя сразу несколько видов- , тремоло и октавную гармоники .

Чтобы изолировать клетки и получить одну ноту, мы должны практиковать блокировку их губами и языком. Замок языка позволяет нам сделать движения намного сложнее, чем с губами, но блокировка рта облегчит получение «изгибов» и «перегибов», что-то трудное для выполнения с языком.

В отличие от хроматических гармоник, диатоника характеризуется необходимостью дополнительных методов, таких как «изгиб», чтобы играть в любую ноту по шкале. Этот уникальный эффект диатонических гармоник состоит из «удвоения» или «скручивания» заметки, так что мы понижаем высоту тона. Это действительно «ошибка», поскольку инструмент не был предназначен для выполнения этого эффекта, и физическое объяснение этого несколько сложное, но можно было бы суммировать то, что воздух, как продуваемый, так и аспирационный, вызывает вибрацию, которая делает резонируйте обе вкладки.

Блюзовая гармоника имеет 10 отверстий. В каждое отверстие можно играть на вдох и выдох. Сама по себе техника игры на ней очень проста, но виртуозно овладев её можно извлекать звуки подобные звукам хроматических гармоник (передувы, бенды). Блюзовые гармоники выпускаются в всех тональностях, нo наиболее распространенная- C major (До мажор).

Одна из типичных проблем при работе с «изгибом» слишком сильно дует, так что вкладки повреждены и в конечном итоге нуждаются. Хотя это очень экономичный инструмент, вам нужны некоторые, чтобы поддерживать его в хорошем состоянии. Гармоника находится в непрерывном контакте с слюной, и это со временем уходит, высыхая и оставляя остатки. Хотя все готовы выдерживать влажность, этот факт в основном затрагивает гармоники плохо запечатанной древесины. Чтобы удалить остатки из слюны, мы можем увлажнить маленькую кисть, и мы пройдем ее осторожно, но без страха за клетки, всегда лицом вниз, чтобы остатки падали.


Основной «достопримечательностью» тремоло гармоники, является две звуковые пластины, которые звучат одновременно. Но одна из них чуть расстроена по отношению к другой, что и придает эффект тремоло. Выходит, что на одну ноты приходится по 2 язычка, что позволяет извлекать более насыщенный и плотный звук. Тремоло гармоника отлично подходит для игры народных песен.

Чтобы избежать излишней слюны, всякий раз, когда мы заканчиваем игру, мы можем немного прикоснуться к вытиранию. Если наша бедная гармоника нуждается в большей осторожности, ее всегда можно открыть и поддерживать более исчерпывающе, но это то, что мы выйдем на потом.

Если вы почувствуете вкус, вы увидите, что со временем ваша коллекция гармоник разных тонов будет постепенно увеличиваться, и наступит день, когда один из вас будет очень полезен. 😉. Тип гармоники, которую вы собираетесь покупать, будет зависеть от типа музыки, которую вы хотите играть.

Октавные гармоники встречаются гораздо реже чем тремоло и блюзовые. Октавные гармошки имеют две пластины, которые звучат одновременно и настроены в октаву. Эта особенность позволяет гармошке звучать более громко и придает ей некое специфическое звучание.

Хроматические губные гармошки имеют 12 отверстий,позволяющие извлекать все 12 нот октавы (полутона включительно). Играть на них значительно сложнее, чем на диатонических гармошках, но хроматика позволяет сыграть любую мелодию без исключения. И не нужно осваивать каких-то заоблачных приёмов и техник игры ведь хроматическая гармоника оснащена слайдером, он расположен на боковой стороне, который и позволяет извлекать полутона.

Не обязательно следовать этому порядку. Диатонические волынки разделятся на два типа усадки, легкие и тяжелые. Что было бы легким и тяжелым укусом? Когда вы собираетесь сделать мундштук в волынке и почувствовать, что волынка, мундштук, в порядке, мы говорим, что она светлая или прекрасная, но когда мы чувствуем, что волынка, мундштук, толстая, чтобы рот казался как рот он более открытый, мы говорим, что он тяжелый или толстый.

Светлые тисненые волынки предназначены для тех, кто любит играть мягче. Тяжелые мундштуки будут для тех, кто любит играть более «сильными». Мы видим, что пластиковые волынки имеют более быстрый отклик, чем деревянные волынки, но деревянные волынки имеют более бархатистый звук, что также дает им больше давления!

Оркестровые гармоники встречаются очень редко. Только одно название уже говорит само за себя. Такие гармоники имеют приличный размер, много отверстий, что и позволяет аккомпанировать оркестровой музыке.
Басовая гармоника представляет собой практически два инструмента, которые соединены шарнирами и располагаются один над другим. Отверстия играют только на вдох, а на каждую ноты приходится по 2 пластины, звучащие в октаву.

Конечно, многое зависит от вашего следа, рта! Поэтому идеально, что вы выбираете гармонику, которая дает вам максимальный комфорт при игре. Диатонические волынки предлагаются в разных оттенках. Если вы играете в одиночку, без сопровождения от другого инструмента, вы можете использовать любой гармонический тон, который вы хотите. Но если вы играете вместе с другими инструментами, вы должны использовать «правильную» гармонику для воспроизведения того же тона, что и другие инструменты.

Вот почему профессиональные марсиане используют несколько диатонических труб. Кроме того, если вы попытаетесь научиться играть на гармонике соло на ухо, вам понадобится гармоника в том же тоне, что и для записи гармоники. Это средний тон. В начале обучения это нормально, звук аспирационного отверстия 2 выглядит странным. Это связано с неправильным способом вакуумирования. Вы должны стремиться более мягко. Со временем вы научитесь контролировать давление дутья, и звук получается превосходным.



Басовая губная гармошка состоит из двух гармошек, соединенных шарниром. Ноты на ней выдувают только на выдох.

Аккордовая губная гармошка,практически прототип басовой, но отличается тем, что имеет ноты не только на вдох, что и позволяет извлекать аккорды.

Поэтому вы не должны сильно ударяться. Мягко будьте осторожны, просто с «дыханием». Если вы сильно ударяетесь, вы настроите и даже сломаете волынки. Если вы будете осторожны, ваши волынки могут длиться много лет. Разработанный пианистом Марсио Сциалисом, понятия о диатонической и хроматической гармонике будут доступны бесплатно в этом пространстве, чтобы стимулировать нового музыканта-гармоники изучать этот инструмент.

Древние китайцы считали, что музыка, обладающая магическими способностями и происхождением, связана с природой. Первым теоретиком китайской музыки был мудрец Линг Лун. Около 500 г. до н.э. он приказал, систематизировал и назвал ноты пентатонной шкалы: он представлял Императора; Че Работник; Чанг; Крестьянин и Кио Буржуа. Пентатоническая шкала была «выбрана», но позже она перестала быть пентатонической и имела семь нот.

, фолк , блюграсс , блюз-рок , кантри , джаз , поп .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Несмотря на это, музыка пережила традиционные учения и повлияла на музыку всех восточноазиатских стран. Шэн работает по принципу свободных тростников. Каждая бамбуковая трубка имеет тростник. Эта техника звукового производства создала большое семейство инструментов, приводимых в действие сильфонами или воздушными насосами, такими как аккордеон и мелодичность. В органах обычно бывает, что некоторые трубки являются флаутадо, а другие используют свободные трости для производства звуков с дифференцированными тонами.

    Инструмент продолжал очень хорошо продаваться в Германии, Франции, Италии и Соединенных Штатах. В Европе гармоника стала очень популярным инструментом в народной музыке, и в этом инструменте появились группы и специализированные оркестры. В Соединенных Штатах он был широко использован в кантри-музыке. С появлением блюза в начале века.

    Губные гармоники делятся на:

    • Диатонические гармоники
      • Тремоло гармоники
      • Октавные гармоники
    • Оркестровые гармоники
      • Мелодические губные гармоники
      • Басовые гармоники
      • Аккордовые гармоники

    Хроматическая губная гармоника

    Блюзовая губная гармоника

    Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ) и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов. Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur .

    Это подтверждают обширные отношения музыкантов, как классических, так и народных, кантри, блюза, джаза, которые используют гармонию Геринга. Также были сделаны большие инвестиции в разработку новых материалов. новые сплавы, новые конструкции и обучение рабочей силы, чтобы предложить рынку все более совершенный продукт. Усилия были вознаграждены, и сегодня Херинг Гармоники экспортируются в более чем 36 стран на всех континентах, и число всемирно известных профессиональных музыкантов растет каждый год.

    Бразилия является частью истории гармоники значительным образом, как в производстве инструментов, так и в валоризации гармонического проигрывателя во всем мире. Эти гармоники подходят для воспроизведения блюза, кутюр, каменистых, поп-музыки, народных и других, поскольку у них нет системы «клапанов», которые позволяют исполнителям использовать специальные приемы, которые могут изменять вибрацию кирков, получать музыкальные ноты, которые не часть оригинальной «гармонической шкалы». Поэтому диатонические гармоники «Система Рихтера» позволяют игроку гармоники в определенных условиях производить резкие и плоские, которые не составляют «оригинальную шкалу» гармоники.

    Тремоло-гармоника

    Основная статья: Тремоло-гармоника

    В Тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло -эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

    Моделирование. Как начать учебу в Диатонике. Что такое прямая арфа и крестная арфа. Как играть в прямую арфу. Предлагаемые упражнения. Как играть в кросс-арфу. Позже, с большей привычностью и контролем дыхания, вы научитесь менять ноту, то есть уменьшать среднюю ноту в полутоне с использованием техники «изгиба». Ждите инструкций от вашего учителя, чтобы не сгибать неправильный путь.

    Помня, что вы должны касаться одного отверстия за раз, сохраняя рот от одного отверстия к другому, в соответствии с инструкциями ниже. Мы должны напомнить вам, что каждый тип инструмента имеет свои трудности, такие как твердость на кончиках гитариста, гитариста, басиста, например, мундштук саксофона, тромбона и т.д. С губной гармошкой во рту это ничем не отличается! Вы должны приложить все усилия, чтобы получить хорошую производительность, контролируя нужное количество воздуха для каждого отверстия, чтобы не исказить или изменить звук.

    Октавная гармоника

    Основная статья: Октавная гармоника

    Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

    Оркестровые гармоники

    Основная статья: Оркестровые гармоники

    Аккорды. Дорогие полифонические друзья, этот новый раздел начинается с самого продаваемого в мире инструмента, но, как ни парадоксально, самого презрительного: диатоническая гармоника, 10 см х 2, 7 см, обычно не считается «серьезным» инструментом. Это правда, что звук кларнета сложнее, но не потому, что ребенок может повеселиться с гармошкой, что этот инструмент ограничен этим спонтанным использованием в одиночку.

    Оригинальность использования диатонической гармоники, как практикуется сегодня, состоит в том, что часто играют с гармоникой, задуманной тон, в то время как кусок находится в другом тоне. Гармоника имеет 10 отверстий, и это довольно просто, открыв достаточно рот, чтобы одновременно прослушать несколько заметок.

    Мелодические губные гармоники

    Басовая гармоника

    Основная статья: Бас-гармоника

    Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединённых шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

    Конечно, вы можете играть ноты один за другим. Это требует использования мундштука, который позволяет нам играть одну ноту без воздуха, проходящего через соседние отверстия. Та же мелодия может быть воспроизведена путем использования более широкого устья для удара или сосания в два отверстия за раз, что, очевидно, одновременно создает две ноты. Некоторые гармоники называют этот метод «игрой в трети», что неверно, потому что традиционная диатоническая гармоника не задумывается таким образом.

    Звук скрипит немного, не так ли? На самом деле, это звучит лучше в дополнение к аккордам гитары или оркестра. Вот такая же штука на аккомпанементе, достойном имени. Эффект языка - это легионы с помощью этого инструмента. Один из них, очень используемый в блюзе, позволяет сделать звук аккордом, тогда сопрано производит ударный эффект.

    Аккордовая гармоника

    Основная статья: Аккордовая гармоника

    Аккордовая гармоника, подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

    Действительно, благодаря блюзменам, теперь можно играть в ноты, которые не существуют на инструменте! Диатоническая гармоника состоит из двух металлических тростниковых пластин: «выдувных тростников» на верхней части инструмента, «аспирационных тростников» в нижней части. Итак, когда вы дуете в отверстие № 2 гармоники в С, например, верхний тростник вибрирует, и вы слышите ми. Когда мы стремимся в этой же дыре, нижний тростник вибрирует и производит почву. В настоящее время, когда в щечной полости возникает другое давление, тростники «вынуждены» вибрировать вместе, и именно эта связь вибраций дает ноты, которые не предусмотрены для изготовления инструмента.

    Настройки инструмента и расположение нот

    Темперированый строй - язычки настроены так, что когда музыкант играет, к примеру, ноту ля , то язычок колеблется с частотой 440 Гц , в то время как, если подцепить язычок ногтем, то он будет колебаться с частотой 445 Гц.

    Если вам нравится, вы можете играть в другие заметки, которые точно не расположены в полутонах или тональности пола и создавать эффекты «изгиба», один изгиб гитарной струны на ручке, нажимая ее средним пальцем и безымянным пальцем. Невероятно, все, что можно сделать с помощью этого маленького инструмента, не так ли?

    Действительно, в популярном бессознательном, этот инструмент - только игрушка, а игрушка не имеет ничего общего с симфоническим оркестром, за исключением интерпретации «Симфонии игрушек» Йозефа Моцарта. Его простота использования может объяснить его удивительный коммерческий успех. Но он тем не менее полностью лишен художественной ценности. Наличие гармоники в этом словаре, зарезервированное для реальных музыкальных инструментов, оправдано только тем, что его принцип был разработан, чтобы придумать аккордеон, гораздо более сложный инструмент, позволяющий играть настоящие мелодии, но чьи звуки настолько противоречивы и недовольны тем, что нельзя на мгновение думать, что у него есть будущее в хорошей музыке.

    История инструмента

    Непосредственным предком гармоники является восточный орган . Восточный орган попал в mouth organ», «French harp» или «harp».

    Есть версия, что своим названием губная гармоника обязана аккордеону. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов . Поэтому другие мастера, также выпускавшие подобные инструменты, стали называть их «handharmonika» (ручная гармоника). Из-за похожего принципа действия губную гармонику стали называть «mundharmonika» (губная гармоника).

    Гармонику в современном виде изобрёл Христиан Фридрих Людвиг Бушман в 1821 году . Первоначально называлась «аура» и представляла собой металлическую пластину с 15 прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. Бушман задумал ее как камертон , а не как музыкальный инструмент. Ноты в ней были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

    Корпусе. Предложенный им вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов и стал называться «Mundharmonika».

    К 1857 году крупнейшим производителем гармоник стала фирма из Троссингена , под руководством Маттиас Хонера . В 1857 году им было произведено 650 инструментов, а к 1879 году Хонер изготовлял уже 700 тысяч инструментов в год.

    Популярность гармоники сильно возросла после появления хроматической гармоники фирмы «Hohner », т.к. репертуар , который можно было исполнять существенно расширился. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «l’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармоники на цепочках для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов.

    Сленге называли губную гармонику), где гармоника солировала под аккомпанемент оркестра.

    Гармоника и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений. На рубеже столетий годовой выпуск гармоник составлял более 5 миллионов инструментов. Выпускается более 90 различных моделей губных гармоник, которые позволяют исполнителю самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз , блюз , рок или этническая музыка . Согласно статистике, только в США на гармонике играют 40 миллионов человек, а в Канаде - 5 миллионов.