Губная гармошка хроматическая или диатоническая. Губная гармошка: виды и особенности

Привет! Многие любители гитары и гитарной музыки, а также просто люди, которым интересны музыкальные инструменты, часто хотели бы научиться играть на таком замечательном и доступном музыкальном инструменте, как губная гармоника, или попросту губная гармошка.

Что ж, сейчас расскажу и дам наводки.

Губная гармоника

Губная гармоника (разг. губная гармошка ) — язычковый пневматический музыкальный инструмент, разновидность гармоники. Внутри губной гармоники находятся металлические пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом.
Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз, поп.

Гармошки бывают диатоническими и хроматическими . Хроматические – более сложные инструменты с большим количеством дырочек и с кнопочкой на боку. Нас, как начинающих, интересует более простое решение, поэтому нашим выбором станет диатоническая губная гармошка с 10 дырочками и обязательно в ключе “До” (С). Почему? Потому что логично начинать обучение с самого распространенного инструмента, который является основой для любых самоучителей и видеуроков в интернете.
Сам я играю на губной гармошке чуть больше недели. То есть я, практически, такой же, как вы – в самом начале своего пути. Тем не менее, я возьму на себя ответственность и посмею дать несколько советов по выбору.

  • Выбираем губные гармошки из пластика: дерево разбухнет от наших неумелых губ и слюней;
  • Выбираем гармошки только фирмы Hohner ;
  • Выбираем гармошки в ключе “С”;
  • Выбираем модели Blues Band, Big River Harp, Golden Melody, Marine Band Special 20 ;
  • Радуемся как дети.

Как учиться

Очень просто. Всё, что вам понадобится – это губная гармошка, метроном (ссылка ниже) и книжка-самоучитель (ссылки тоже ниже). Естественно, терпение, усидчивость и трудолюбие. Инструмент, хоть и довольно простой, но в освоении не такой быстрый.

Дабы избавить вас от муторного хождения по различным сайтам, я хочу представить вам две книжки-самоучителя: на выбор. Они написаны простым и понятным языком, рассчитаны на самого начинающего музыканта и весьма качественно подводят вас к уровню, при котором вы сыграете любую мелодию, какую только захотите.

Это книга “Губная гармоника. Самоучитель” издателя Смолина К.О. 2000 года, и книга “Самоучитель игры на губной гармошке” автора Белецкой М. 2008 года. Второй вариант своим аудио-приложением с мелодиями, сыгранными на губной гармонике.

Скачать обе книги можно с нашего Яндекс.Диска:

Сохраните, распечатайте и повесьте на стену аппликатуру губной гармоники. Она поможет вам быстрее сориентироваться и начать играть:

Внимательный читатель, мало-мальски знакомый с нотной грамотой, заметит, что диатоническая губная гармошка именно поэтому и называется диатонической, что в ней нет полутоновых звуков – бемолей и диезов – а только простой диатонический ряд: До, Ре, Ми, Фа… Мы играем на ней, как на белых клавишах пианино. Черных здесь нет.
(Ну, кстати, их тоже можно извлечь, но это уже всё познается нами потом, после получения определенных навыков).

Надеюсь, этот маленький пост помог вам в выборе инструмента, а если вы уже купили его, то помог в выборе обучающего материала:)

Кстати: заниматься нужно под метроном!

Чувство ритма, игра в ансамбле, под гитару – все эти навыки замечательно нарабатываются, если учиться под метроном. Это касается не только губной гармоники , но и любого другого инструмента. Поэтому не пренебрегайте этим простым решением, и КПД ваших занятий будет в разы выше.

И еще: если этого материала вам оказалось недостаточно, то есть неплохой сайт “Всё о губной гармонике”. Вот ссылка:

До скорых встреч!

Этот пост был частью проекта Алаборна музыкальному обучению игре на инструментах, нотной теории и основам гармонии, технике вокала. Следите за новостями в нашем блоге и дальше будет только лучше.

***

Дорогие друзья, если Вам понравилась или была полезна эта статья — поддержите наш некоммерческий творческий проект. Любая сумма, будь-то 10 или 100 рублей, поможет нам развиваться дальше и писать новые статьи, которые будут полезны многим людям. Если у вас нет возможности поддержать проект материально, просто отключите свой блокировщик рекламы — ненавязчивые баннеры помогают нам держаться на плаву. Благодарим!

По любым вопросам пишите и добавляйтесь в друзья к Моденову во

Или гармоника – это тот инструмент, который доводилось слышать каждому. Сегодня он популярен благодаря своей компактности, ценовой доступности и возможности самостоятельного обучения игры. Казалось бы, давно знакомое произведение при виртуозном исполнении на губной гармошке способно заиграть новыми красками. Сегодня мы расскажем все об этом инструменте.

История губной гармоники

По сути, гармоника – это духовой орган западного образца. Первый компактный инструмент появился в 1821 году благодаря немецкому часовому мастеру Христиану Фридриху Людвигу Бушману. Его изобретение называлось «аура» и представляло собой металлическую пластину с пятнадцатью прорезями, которые закрываются стальными язычками. Это устройство больше напоминало камертон, ноты в нем располагались в хроматическом порядке и извлекались исключительно при помощи выдоха.

В 1826 году мастер по фамилии Рихтер изготовил гармошку, имеющую 20 язычков и 10 отверстий (раздельные для выдоха и вдоха), установленные в деревянном корпусе из кедра. Он же предложил вариант настройки с применением диатонического звукоряда для всех европейских инструментов, получивших название «Mundharmonika», или духовой орган, который и стал стандартным.

В Северную Америку губная гармошка попала в 1862 г. благодаря Маттиасу Хонеру, а уже к 1879 году Хонер изготавливал в год до 700 тысяч инструментов.

Во времена Великой депрессии и Второй мировой войны в 30–40-е гг. двадцатого столетия происходило массовое переселение южан в северные штаты США и на западное побережье. Именно они привезли с собой гармонику в эти места.

В современном музыкальном мире губная гармоника переживает свое второе рождение. Расширяется круг стилей музыки, где используют ее звучание. Сегодня этот инструмент можно услышать в блюзовых и джазовых композициях, рок-, этно- и фолк-музыке, традиционно в стиле кантри и многих других музыкальных направлениях.


Губная гармоника сегодня очень популярна

Как она работает?

Губная гармоника представляет собой язычковый музыкальный инструмент, то есть внутри находятся медные язычки, которые колеблются в воздушной струе, создавая звук. Главное отличие губной гармоники от других язычковых музыкальных инструментов – использование языка и губ вместо клавиатуры. Язык и губы используют для того, чтобы выбрать специальное отверстие, которое соответствует определенной ноте. Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (harper).


Схема строения гармоники

Разновидности губных гармоник

Если вы решили освоить этот музыкальный инструмент, то вам необходимо определиться с тем, какую гармонику нужно приобрести. Существует несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга. Чем? Давайте разбираться.

Диатоническая губная гармоника является самой популярной разновидностью данного инструмента, потому что на ней можно играть музыку практически в любом музыкальном стиле. Звук ее очень насыщенный и «густой».


Гармоника этого типа имеет диатонический строй без полутонов. Для сравнения можете представить себе фортепиано, клавиатура которого имеет только белые клавиши. Таким образом, нужно овладеть определенными техниками, чтобы достойно играть на ней. Диатонические губные гармоники имеют диапазон от 1 до 4 октав. Именно такой инструмент лучше всего подходит для обучения и просто идеален для исполнения блюзовой музыки.

Хроматическая гармоника

Хроматические губные гармоники, в отличие от диатонических, позволяют воспроизводить все 12 нот в октаве, включая полутона. То есть снова проводя аналогию с фортепиано, вы играете на всех клавишах – и черных, и белых.

Научиться играть на ней сложнее. Например, для игры сложных музыкальных произведений на хроматической гармонике важно иметь хороший навык игры на диатонической, музыкальное образование и уметь читать ноты с листа.


В хроматической гармонике предусмотрена возможность только сольного исполнения всех нот гаммы в пределах трех октав (включая полутона). Именно возможность точного попадания в одиночные ноты сделала гармонику этого вида одним из любимых инструментов джазовых исполнителей.

Хроматические гармоники объединяют в одном корпусе две гармоники, переключение между которыми осуществляется использованием специальной кнопки, расположенной на одной из сторон инструмента. При вдувании воздуха в отверстия гармошки вы получаете чистые, полные ноты. Нажимая кнопку, вы перекрываете подачу воздуха на определенные каналы, включая полутона.

Блюзовая губная гармоника обычно имеет десять отверстий, в каждое можно играть как на вдох, так и на выдох. На инструментах такого типа можно играть хроматически с помощью специальных приемов - передувов и бендов.


Тремоло-гармоника

Тремоло-гармоника имеет две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроенные относительно друг друга, за счет этого создается тремоло-эффект. На каждую ноту приходится два язычка, в результате чего звук получается более насыщенным.


Тремоло-гармоника

Эта губная гармоника довольно проста, и на ней очень легко научиться играть практически любому даже с минимальными музыкальными способностями. Но нужно помнить, данный вид довольно ограничен в возможностях, что связано с недостающими нотами. На тремоло-гармонике можно играть простые детские мелодии, русские и украинские народные песни, другие композиции.Тремоло-гармоника позволяет интерпретировать мелодии более эмоционально, создавая полновесное звучание.

Октавная гармоника

Октавная гармоника является разновидностью диатонической и представляет собой две звуковые пластины, звучащие одновременно и настроенные точно в октаву относительно друг друга. Это придает большую громкость и иной тембр звука.


Октавная гармоника

Басовая гармоника

В басовой гармонике каждое отверстие играет только на выдох, на каждую ноту приходится по две звуковые пластины, настроенные в октаву.


Басовая гармоника

Аккордовая гармоника

Аккордовая гармоника состоит из двух подвижно закрепленных пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

Выбор губной гармоники

Если вы решили научиться играть на губной гармошке, то к выбору инструмента нужно подойти со всей серьезностью. Обозначим несколько моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе.

    Тип губной гармоники . В первую очередь необходимо определиться, в каком стиле вы планируете играть и как часто будете музицировать. От этого зависит тип инструмента и его класс (ученический или профессиональный).

    Материал язычков. Этот критерий напрямую влияет на долговечность инструмента. Например, компании HOHNER и SUZUKI используют в своих гармошках медные язычки, а компания SEYDEL впервые стала использовать в своих инструментах стальные язычки, которые дольше не расстраиваются и являются более долговечными.

    Тональность . Губные гармоники бывают разных тональностей, начинающим музыкантам стоит выбрать инструмент в тональности «до мажор» (маркировка «C»), когда при вдувании воздуха в первые три отверстия гармоники вы получите аккорд «до мажор».Именно в этой тональности легче всего овладеть основными приемами и навыками, зато потом будет легко играть и на всех остальных. Стоит также отметить, что почти все самоучители игры на губной гармонике написаны по тональности «до мажор». Для исполнения блюзовой музыки предпочтительней инструменты с настройкой «ми и ля мажор» (маркировка «E» и «A» соответственно). Профессиональные исполнители используют несколько гармоник, каждая из которых имеет собственную тональность и лад, ведь даже самая продвинутая модель не способна обеспечить одновременно мажорное и минорное звучание.

    Проверка инструмента . В магазине музыкальных инструментов необходимо проверить губную гармонику, «продуть» ее. Для этого можно использовать специальные меха, если таковые имеются в магазине. Проверьте каждое отверстие на вдох и на выдох, убедившись, что все ноты звучат. При этом обращайте внимание на возможные дополнительные звуки в виде звона и свиста. Также на низких тональностях язычки могут биться о крышку губной гармошки и с характерным звоном.

    Качество изготовления . Благодаря огромной популярности и доступности губные гармошки зачастую имеют низкое качество, их можно встретить практически везде как сувенир или детскую игрушку. Поэтому лучше выбирать губную гармонику в магазинах музыкальных инструментов. Например, такие производители, как HOHNER (Германия), STAGG (Бельгия), SUZUKI (Япония), выпускают широкий ассортимент качественных губных гармошек: от самых простых (ученических) до элитных моделей из благородных пород древесины и прочного металла. При этом ученические модели отличаются от профессиональных в основном используемыми материалами.

    Форма накладок . Если вам нужна гармошка, которая будет удобна при вашем стиле игры, то стоит подумать о форме накладок.Например, накладки у гармоник "LEE OSKAR" и "HERING BLUES" хорошо подходят для блокирования языком, а у гармоник "GOLDEN MELODY" и "SUZUKI" – губами.

    Громкость . Громкость инструмента определяется формой накладок, временем отклика и воздухопроницаемостью. Меньшей воздухопроницаемостью обладают гармошки с пластиковым корпусом. Характеристики древесины же постоянно меняются из-за колебаний температуры и влажности.

Техника игры на губной гармошке

Чтобы играть на губной гармонике, вам необходимо овладеть тремя основными техниками постановки языка и губ: свистом, u-образной блокировкой и блокировкой языком.


Правильное положение рук при игре на гармонике

    Самая простая из них – техника свиста, с нее обычно и начинают учиться, но она является ограничивающей. При такой технике игры необходимо сжать губы так, как вы это делаете при свисте, затем задержать губы на одном отверстии в гармошке и направить туда поток воздуха.

    При технике U-блокировки нужно свернуть свой язык в букву U (трубочкой), когда левая и правая стороны языка блокируют крайние отверстия.

    При блокировке языком необходимо использовать язык и губы. Это самая популярная техника, так как позволяет легко перестроиться с ноты на аккорд.


Музыкант должен держать гармонику именно так

Новичку занятия лучше начинать с медленной игры аккордами и придерживаться при этом диафрагмального дыхания. Затем можно переходить к мелодиям, которые лучше «снимать» на слух с записей профессионалов. Крайне полезным будет выучить несколько мелодий по нотам, играть под минусовку, записывать и прослушивать собственную игру. Выбирайте, учитесь, играйте, и у вас все обязательно получится!

Которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов, гармоника не имеет клавиатуры . Вместо клавиатуры используются язык и губы для выбора отверстия (как правило, они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Губная гармоника чаще всего используется в таких музыкальных направлениях, как блюз , фолк , блюграсс , блюз-рок , кантри , джаз , поп , различные жанры народной музыки.

Музыканта, играющего на губной гармонике, называют харпером (англ. harper ).

История

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Диатонические губные гармоники
  • Оркестровые губные гармоники

Хроматическая гармоника

Блюзовая губная гармоника

Блюзовая гармоника - самая популярная на сегодняшний день. Обычно имеет 10 отверстий, в каждое можно играть и на вдох (англ. draw ), и на выдох (англ. blow ). При определённых навыках игры можно играть хроматически с помощью специальных приёмов - бендов и передувов . Продаётся в разных тональностях и настройках, но самая распространённая - C-dur .

Тремоло губная гармоника

Структура занятий

Важна регулярность. Постройте себе график. Не отклоняйтесь от него. Занятия рекомендуется начинать с медленной игры аккордами. Важно придерживаться «диафрагмального дыхания». Потом постепенно переходите к игре риффов, мелодий. Лучше всего снимать лики и мелодии по слуху с записей профессионалов. Но всё же для начала рекомендуется выучить не меньше 10-ти риффов/мелодий по нотам; это даст вам уверенность в игре и позволит быстрее подбирать по слуху. Кроме того, полезно играть под так называемые минуса, записывать собственную игру в виде звуковых файлов. Это поможет вам почувствовать, как вас будет слышать зритель (губной гармонист по-другому воспринимает звук, издаваемый его инструментом, так как вибрации передаются через руки и мышцы рта), а также позволит относиться к своей игре с большей критикой.

Исполнители в России

См. также

Напишите отзыв о статье "Губная гармоника"

Примечания

Ссылки

  • (исп.)
  • (англ.)

Отрывок, характеризующий Губная гармоника

Получив это донесение, государь послал с князем Волконским следующий рескрипт Кутузову:
«Князь Михаил Иларионович! С 29 августа не имею я никаких донесений от вас. Между тем от 1 го сентября получил я через Ярославль, от московского главнокомандующего, печальное известие, что вы решились с армиею оставить Москву. Вы сами можете вообразить действие, какое произвело на меня это известие, а молчание ваше усугубляет мое удивление. Я отправляю с сим генерал адъютанта князя Волконского, дабы узнать от вас о положении армии и о побудивших вас причинах к столь печальной решимости».

Девять дней после оставления Москвы в Петербург приехал посланный от Кутузова с официальным известием об оставлении Москвы. Посланный этот был француз Мишо, не знавший по русски, но quoique etranger, Busse de c?ur et d"ame, [впрочем, хотя иностранец, но русский в глубине души,] как он сам говорил про себя.
Государь тотчас же принял посланного в своем кабинете, во дворце Каменного острова. Мишо, который никогда не видал Москвы до кампании и который не знал по русски, чувствовал себя все таки растроганным, когда он явился перед notre tres gracieux souverain [нашим всемилостивейшим повелителем] (как он писал) с известием о пожаре Москвы, dont les flammes eclairaient sa route [пламя которой освещало его путь].
Хотя источник chagrin [горя] г на Мишо и должен был быть другой, чем тот, из которого вытекало горе русских людей, Мишо имел такое печальное лицо, когда он был введен в кабинет государя, что государь тотчас же спросил у него:
– M"apportez vous de tristes nouvelles, colonel? [Какие известия привезли вы мне? Дурные, полковник?]
– Bien tristes, sire, – отвечал Мишо, со вздохом опуская глаза, – l"abandon de Moscou. [Очень дурные, ваше величество, оставление Москвы.]
– Aurait on livre mon ancienne capitale sans se battre? [Неужели предали мою древнюю столицу без битвы?] – вдруг вспыхнув, быстро проговорил государь.
Мишо почтительно передал то, что ему приказано было передать от Кутузова, – именно то, что под Москвою драться не было возможности и что, так как оставался один выбор – потерять армию и Москву или одну Москву, то фельдмаршал должен был выбрать последнее.
Государь выслушал молча, не глядя на Мишо.
– L"ennemi est il en ville? [Неприятель вошел в город?] – спросил он.
– Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
– Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
– Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
– Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
– Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
– Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]
Этого только и ждал Мишо для вставления своей игры слов.
– Sire, – сказал он с почтительной игривостью выражения, – ils craignent seulement que Votre Majeste par bonte de c?ur ne se laisse persuader de faire la paix. Ils brulent de combattre, – говорил уполномоченный русского народа, – et de prouver a Votre Majeste par le sacrifice de leur vie, combien ils lui sont devoues… [Государь, они боятся только того, чтобы ваше величество по доброте души своей не решились заключить мир. Они горят нетерпением снова драться и доказать вашему величеству жертвой своей жизни, насколько они вам преданы…]
– Ah! – успокоенно и с ласковым блеском глаз сказал государь, ударяя по плечу Мишо. – Vous me tranquillisez, colonel. [А! Вы меня успокоиваете, полковник.]
Государь, опустив голову, молчал несколько времени.
– Eh bien, retournez a l"armee, [Ну, так возвращайтесь к армии.] – сказал он, выпрямляясь во весь рост и с ласковым и величественным жестом обращаясь к Мишо, – et dites a nos braves, dites a tous mes bons sujets partout ou vous passerez, que quand je n"aurais plus aucun soldat, je me mettrai moi meme, a la tete de ma chere noblesse, de mes bons paysans et j"userai ainsi jusqu"a la derniere ressource de mon empire. Il m"en offre encore plus que mes ennemis ne pensent, – говорил государь, все более и более воодушевляясь. – Mais si jamais il fut ecrit dans les decrets de la divine providence, – сказал он, подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу, – que ma dinastie dut cesser de rogner sur le trone de mes ancetres, alors, apres avoir epuise tous les moyens qui sont en mon pouvoir, je me laisserai croitre la barbe jusqu"ici (государь показал рукой на половину груди), et j"irai manger des pommes de terre avec le dernier de mes paysans plutot, que de signer la honte de ma patrie et de ma chere nation, dont je sais apprecier les sacrifices!.. [Скажите храбрецам нашим, скажите всем моим подданным, везде, где вы проедете, что, когда у меня не будет больше ни одного солдата, я сам стану во главе моих любезных дворян и добрых мужиков и истощу таким образом последние средства моего государства. Они больше, нежели думают мои враги… Но если бы предназначено было божественным провидением, чтобы династия наша перестала царствовать на престоле моих предков, тогда, истощив все средства, которые в моих руках, я отпущу бороду до сих пор и скорее пойду есть один картофель с последним из моих крестьян, нежели решусь подписать позор моей родины и моего дорогого народа, жертвы которого я умею ценить!..] Сказав эти слова взволнованным голосом, государь вдруг повернулся, как бы желая скрыть от Мишо выступившие ему на глаза слезы, и прошел в глубь своего кабинета. Постояв там несколько мгновений, он большими шагами вернулся к Мишо и сильным жестом сжал его руку пониже локтя. Прекрасное, кроткое лицо государя раскраснелось, и глаза горели блеском решимости и гнева.
– Colonel Michaud, n"oubliez pas ce que je vous dis ici; peut etre qu"un jour nous nous le rappellerons avec plaisir… Napoleon ou moi, – сказал государь, дотрогиваясь до груди. – Nous ne pouvons plus regner ensemble. J"ai appris a le connaitre, il ne me trompera plus… [Полковник Мишо, не забудьте, что я вам сказал здесь; может быть, мы когда нибудь вспомним об этом с удовольствием… Наполеон или я… Мы больше не можем царствовать вместе. Я узнал его теперь, и он меня больше не обманет…] – И государь, нахмурившись, замолчал. Услышав эти слова, увидав выражение твердой решимости в глазах государя, Мишо – quoique etranger, mais Russe de c?ur et d"ame – почувствовал себя в эту торжественную минуту – entousiasme par tout ce qu"il venait d"entendre [хотя иностранец, но русский в глубине души… восхищенным всем тем, что он услышал] (как он говорил впоследствии), и он в следующих выражениях изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным.
– Sire! – сказал он. – Votre Majeste signe dans ce moment la gloire de la nation et le salut de l"Europe! [Государь! Ваше величество подписывает в эту минуту славу народа и спасение Европы!]
Государь наклонением головы отпустил Мишо.

В то время как Россия была до половины завоевана, и жители Москвы бежали в дальние губернии, и ополченье за ополченьем поднималось на защиту отечества, невольно представляется нам, не жившим в то время, что все русские люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его погибелью. Рассказы, описания того времени все без исключения говорят только о самопожертвовании, любви к отечеству, отчаянье, горе и геройстве русских. В действительности же это так не было. Нам кажется это так только потому, что мы видим из прошедшего один общий исторический интерес того времени и не видим всех тех личных, человеческих интересов, которые были у людей того времени. А между тем в действительности те личные интересы настоящего до такой степени значительнее общих интересов, что из за них никогда не чувствуется (вовсе не заметен даже) интерес общий. Большая часть людей того времени не обращали никакого внимания на общий ход дел, а руководились только личными интересами настоящего. И эти то люди были самыми полезными деятелями того времени.
Те же, которые пытались понять общий ход дел и с самопожертвованием и геройством хотели участвовать в нем, были самые бесполезные члены общества; они видели все навыворот, и все, что они делали для пользы, оказывалось бесполезным вздором, как полки Пьера, Мамонова, грабившие русские деревни, как корпия, щипанная барынями и никогда не доходившая до раненых, и т. п. Даже те, которые, любя поумничать и выразить свои чувства, толковали о настоящем положении России, невольно носили в речах своих отпечаток или притворства и лжи, или бесполезного осуждения и злобы на людей, обвиняемых за то, в чем никто не мог быть виноват. В исторических событиях очевиднее всего запрещение вкушения плода древа познания. Только одна бессознательная деятельность приносит плоды, и человек, играющий роль в историческом событии, никогда не понимает его значения. Ежели он пытается понять его, он поражается бесплодностью.
Значение совершавшегося тогда в России события тем незаметнее было, чем ближе было в нем участие человека. В Петербурге и губернских городах, отдаленных от Москвы, дамы и мужчины в ополченских мундирах оплакивали Россию и столицу и говорили о самопожертвовании и т. п.; но в армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке маркитантше и тому подобное…
Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось тогда в России. Ежели бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие, а что он слышал, что комплектуются полки, и что, должно быть, драться еще долго будут, и что при теперешних обстоятельствах ему не мудрено года через два получить полк.
По тому, что он так смотрел на дело, он не только без сокрушения о том, что лишается участия в последней борьбе, принял известие о назначении его в командировку за ремонтом для дивизии в Воронеж, но и с величайшим удовольствием, которое он не скрывал и которое весьма хорошо понимали его товарищи.
За несколько дней до Бородинского сражения Николай получил деньги, бумаги и, послав вперед гусар, на почтовых поехал в Воронеж.
Только тот, кто испытал это, то есть пробыл несколько месяцев не переставая в атмосфере военной, боевой жизни, может понять то наслаждение, которое испытывал Николай, когда он выбрался из того района, до которого достигали войска своими фуражировками, подвозами провианта, гошпиталями; когда он, без солдат, фур, грязных следов присутствия лагеря, увидал деревни с мужиками и бабами, помещичьи дома, поля с пасущимся скотом, станционные дома с заснувшими смотрителями. Он почувствовал такую радость, как будто в первый раз все это видел. В особенности то, что долго удивляло и радовало его, – это были женщины, молодые, здоровые, за каждой из которых не было десятка ухаживающих офицеров, и женщины, которые рады и польщены были тем, что проезжий офицер шутит с ними.
В самом веселом расположении духа Николай ночью приехал в Воронеж в гостиницу, заказал себе все то, чего он долго лишен был в армии, и на другой день, чисто начисто выбрившись и надев давно не надеванную парадную форму, поехал являться к начальству.
Начальник ополчения был статский генерал, старый человек, который, видимо, забавлялся своим военным званием и чином. Он сердито (думая, что в этом военное свойство) принял Николая и значительно, как бы имея на то право и как бы обсуживая общий ход дела, одобряя и не одобряя, расспрашивал его. Николай был так весел, что ему только забавно было это.
От начальника ополчения он поехал к губернатору. Губернатор был маленький живой человечек, весьма ласковый и простой. Он указал Николаю на те заводы, в которых он мог достать лошадей, рекомендовал ему барышника в городе и помещика за двадцать верст от города, у которых были лучшие лошади, и обещал всякое содействие.
– Вы графа Ильи Андреевича сын? Моя жена очень дружна была с вашей матушкой. По четвергам у меня собираются; нынче четверг, милости прошу ко мне запросто, – сказал губернатор, отпуская его.
Прямо от губернатора Николай взял перекладную и, посадив с собою вахмистра, поскакал за двадцать верст на завод к помещику. Все в это первое время пребывания его в Воронеже было для Николая весело и легко, и все, как это бывает, когда человек сам хорошо расположен, все ладилось и спорилось.
Помещик, к которому приехал Николай, был старый кавалерист холостяк, лошадиный знаток, охотник, владетель коверной, столетней запеканки, старого венгерского и чудных лошадей.
Николай в два слова купил за шесть тысяч семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. Пообедав и выпив немножко лишнего венгерского, Ростов, расцеловавшись с помещиком, с которым он уже сошелся на «ты», по отвратительной дороге, в самом веселом расположении духа, поскакал назад, беспрестанно погоняя ямщика, с тем чтобы поспеть на вечер к губернатору.
Переодевшись, надушившись и облив голову холодной подои, Николай хотя несколько поздно, но с готовой фразой: vaut mieux tard que jamais, [лучше поздно, чем никогда,] явился к губернатору.
Это был не бал, и не сказано было, что будут танцевать; но все знали, что Катерина Петровна будет играть на клавикордах вальсы и экосезы и что будут танцевать, и все, рассчитывая на это, съехались по бальному.
Губернская жизнь в 1812 году была точно такая же, как и всегда, только с тою разницею, что в городе было оживленнее по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы и что, как и во всем, что происходило в то время в России, была заметна какая то особенная размашистость – море по колено, трын трава в жизни, да еще в том, что тот пошлый разговор, который необходим между людьми и который прежде велся о погоде и об общих знакомых, теперь велся о Москве, о войске и Наполеоне.

Двух-язычковые тремоло и октавные гармошки хороши для игры традиционных танцевальных мелодий, включая польки, шотландские мелодии, вальсы, другие виды мелодий основанные на традиционных стилях, такие как Словянские, Кельтские, Франко-Канадские, Скандинавские и Американские. Несмотря на то, что в мире доминируют блюзовые диатоники и хроматики, исторически и повсюду в мире двух язычковые гармоники (в основном тремоло) наиболее широко распространены. При игре на таких гармошках используются разные техники исполнения различных мелодий (блокировка Языком и блокировка Губами), но наиболее подходящей является блокировка языком звуковых отверстий (каналов), получался своего рода аккомпанимет из аккордов. Таким образом достигается ритмичность, полнота и гармония мелодий, и никакой другой аккомпанемент не требуется. Это вполне подходящий метод для игры.

Тремоло и октавные гармошки в принципе, это те же самые стандартные диатонические гармоники, но при игре каждой ноты в отверстии (канале) играет два язычка. На Октавных гармониках эти два язычка настроены на одну и туже ноту, но с интервалом в одну октаву, в результате получается более полный звук. На Тремоло один из язычков настроен немного выше второго, в результате чего получается эффект «тремоло», звук получается полнее чем на стандартной диатонической гармонике. На вид большинство октавных и тремоло гармошек имеют некоторые отличия от диатонических. Вместо одного ряда из 10 отверстий, они имеют 2 ряда (1 ряд для нот играемых на вдох и 1 ряд для нот играемых на выдох) по 20 или больше отверстий. Другими словами двух язычковые гармошках имеют в 4 раза больше отверстий чем одно-язычковые гармоники.

Из-за большего количества отверстий, ноты расположены дальше в стороны чем на стандартной гармонике с 10 отверстиями, при игре требуется больше горизонтальных движений чем при игре на стандартной гармонике. Это означает, что когда вы играете аккордами приходится обходится меньшим количеством нот в аккорде. Например, на диатонической гармонике в тональности С можно сыграть на вдохе аккорд 3-4-5 (B-D-F) это G7 аккорд, а на двух язычковой гармошке получится только D-F это может звучать как Dm или F6. По этому, многие из мелодий исполняемых на двух язычковой гармошке будут казаться немного другими (может быть более нейтральными) чем исполненные на одно-язычковой гармонике, но это компенсируется более полным звуком из-за дополнительных язычков.

Настройка двухязычковых гармошек

Настроечная система для двух язычковых гармшек базируется на так называемой системе Рихтера (Richter) которая используется для настройки стандартной «Marine Band» — диатоническая гармоника с 10 отверстиями. Но бывают и варианты. Октавные и тремолы с ключом С часто пренебрегают нижним С — самая нижняя нота Е, это не является неисправностью или браком потому что нижняя октава чаще используется для игры аккордов чем для исполнения мелодии. Многие Тремоло, выпущенные в Азии (наверное наиболее часто встречаемые гармошки в мире) используют несколько отличную систему настройки. На этих «Восточных тремолах» нижняя октава очень похожа на среднюю октаву стандартной системы Рихтера. В результате этого в верхней октаве смежные ноты играемые на вдох и выдох начинают искажаться, что требует определённых навыков в игре. Другая система используется в инструментах фирмы «Huang». Настройка такая же как у хроматической гармоники но с двойными нотами С на выдохе в каждой октаве.

Двух язычковые гармошки отличаются и другим аспектом настройки. Большинство западных производителей (Hohner, Hering) используют систему «благозвучия». Ноты подстраиваются так, чтобы они формировали хорошо звучащие аккорды. Но иногда отдельные, ноты могут не совпадать с аналогичными нотами исполненными на другом инструменте.

Азиатские производители (Suzuki, Huang) склоняются к равновесию. В результате одиночные ноты более точны, но аккорды звучат не столько приятно сколько чисто и сильно. И последний аспект настройки тремоло гармоник:- Западные производители располагают двойные язычки далеко друг от друга, что даёт слышные и быстрые вибрации (также называемые «сырым» тремоло). Азиатские производители используют «сухое» тремоло, язычки распологаются близко друг к другу, что даёт более медленные вибрации.

Октавные и тремоло гармошки выпускаются с разными ключами, и у всех свой звук и характеристики. Стандартные одно-язычковые диатоники доступны со всеми ключами, от нижнего G до F-высокого. Нота для настроек C и D диатоник очень высока для Октавных гармшек, поэтому при настройке добавляются язычки октавой ниже. С другой стороны для октавных гармошек с ключом G берутся язычки октавой выше. Также, C и D тремоло инструменты настраиваются октавой ниже чем стандартные одно-язычковые гармоники. Для начинающих очень хорошо подойдет Тремоло и Октавная гармошка с ключом С.

Губная гармошка - это небольшой, универсальный инструмент, на котором большинство народов мира играет почти любой вид музыки. Хотя на первый взгляд может показаться, что научиться играть на гармошке трудно, но губная гармошка на самом деле легкий и веселый инструмент, чтобы научится играть. Читайте указанные ниже действия, чтобы узнать, как играть на губной гармошке.

Шаги

Приступая к работе

Выберите губную гармонь. Есть много различных видов губных гармоней, доступных для покупки, которые различаются по использованию и по цене. На сегодняшний день, приобрести можно диатоническую или хроматическую гармонику. Любой вид может быть использован, чтобы играть самую популярную музыку, например, блюз или фолк.

  • Диатонические губные гармоники - самый распространенный и доступный вид, и, конечно, самый дешевый. Она настроена на определенную тональность, которая не может быть изменена. Большинство диатонических губных гармоней настроено на тональность C. Виды диатонической гармоники включают “блюз гармоника”, “тремоло гармоника” и “октава гармоника.”
    • Гармоника блюз является распространенной на западе, а в Восточной Азии чаще встречается тремоло гармоника.
  • Хроматическая гармоника является одним из видов губной гармошки, в которой используется механический аппарат, который контролирует, какие отверстия издают звук. Основные хроматические гармоники из 10 нот могут играть только один полный звук (так же, как диатоническая гармоника), но хроматические с 12-16 отверстиями могут быть настроены на любую тональность. Хроматические стоят значительно дороже, чем большинство диатонических гармоник; качественная хроматическая гармонь от известного бренда может стоить несколько сотен долларов.
    • Благодаря своей настраиваемости, 12-ти нотная хроматическая гармошка, как правило, предпочтительнее для джазовой музыки.
  • Общим сокращенным термином для губной гармошки является “гармоника”. Это название происходит от других традиционных названий, включая “французскую гармонику” и “блюз гармонику”. Пока контекст ясен, слова “гармошка” и “гармоника” можно взаимозаменять.

Узнайте о губной гармошке. Гармоника – это язычковый музыкальный инструмент, в котором используются медные язычки. Язычки используются для создания тона, когда вы дуете или выдуваете воздух через отверстия. Язычки установлены на пластине, называемой язычковая пластина, которая обычно сделана из латуни. Часть гармоники, в которой установлена язычковая пластина, называется гребень, и, как правило, изготовлена из пластмассы или металла. Мундштук гармоники может быть встроен в гребень, или как в хроматических гармониках, привинчен отдельно. Защитные панели остальной части аппарата, могут быть изготовлены из дерева, металла или пластмассы.

  • Направляющая планка хроматической гармоники также сделана из металла.
  • В зависимости от того, вдыхаете вы или выдыхаете в гармонику, различные ноты воспроизводятся язычками. Обычная диатоническая арфа настроена на C (до-мажор) на выдохе, и на G (соль – мажор) на вдохе. Они прекрасно дополняют друг друга, и нет необходимости добавлять дополнительные отверстия.
  • Язычки внутри губной гармоники тонкие и со временем изнашиваются. Легкая игра и регулярный уход сохранят хороший звук как можно дольше.
  • Учитесь читать табулатуру гармоники. Как и гитары, на гармонике можно играть по табулатуре, что упрощает ноты на нотном листе до легко наблюдаемой шаблонной системы отверстий и вдохов/выдохов. Также табулатура подходит для крупных хроматических гармоник, но она несколько отличается от диатонической табулатуры и обычно реже используется.

    • Дыхание отмечено стрелками. Стрелка вверх указывает на выдох; стрелка вниз - на вдох.
      • Большинство отверстий на диатонической гармонике производят две “соседние” ноты при заданной гамме, таким образом играя C, а затем D в той же гамме, это осуществляется дутьем в соответствующее отверстие, а затем втягиванием воздуха из того же отверстия.
    • Отверстия отмечены числами, начиная с самой низкой (левая) ноты и движется вверх. Таким образом, две нижние ноты (вверх) 1 и (вниз) 1. На 10-дырочной гармонике самая высокая нота будет (вниз) 10.
      • Некоторые ноты обычной 10-дырочной гармоники частично перекрываются, особенно (вниз) 2 и (вверх) 3. Это необходимо для обеспечения правильного диапазона для игры.
    • Более продвинутые методы обозначены косыми чертами или другой небольшой меткой. Диагональные косые стрелками указывают, что требуется кривизна ноты (будет рассмотрено позднее), чтобы получить правильный звук. Шевроны или косые черты на хроматической табулатуре могут указать, следует ли удерживать кнопку или нет.
      • Не существует стандартизированная система табулатуры, которая используется всеми гармонистами. Однако, как только вы попрактикуетесь и освоите чтение одного вида, большинство других видов вы освоите быстро.

    Основная техника игры на губной гармошке

    Воспроизведите ноты на выдохе. Самое первое, что нужно сделать - попрактиковаться с новым инструментом воспроизводя ноты. Выберите отверстие или несколько отверстий на мундштуке и мягко дуйте в них. Соседние отверстия, как правило, рассчитаны автоматически гармонизировать мелодию друг с другом, поэтому постарайтесь, дуя в три отверстия одновременно, воспроизвести приятный звук. Практикуйтесь, то дуя в одно отверстие, то играя аккорды на несколько отверстий.

    • Этот тип игры называется “прямая гармоника” или “первая позиция.”
    • Как вы можете предположить, количество отверстий, через которые вы дуете, частично контролируют губы. В конечном итоге, вы научитесь использовать переднюю часть языка, чтобы заблокировать отверстия, для обеспечения контроля над нотами, которые вы играете. Это описывается ниже.
  • Сделайте глубокий вдох, чтобы изменить ноты. Помня о том, что воздух через язычки нужно вдыхать нежно, вдыхайте, увеличивая ноты на шаг. Вдыхая и выдыхая через мундштук, вы можете получить доступ ко всем настроенным для гармоники нотам.

    • Этот вид игры называется “кросс-гармоника” или “вторая позиция.” Ноты кросс-гармоники часто подходят для блюзовых риффов.
    • Если у вас есть хроматическая гармоника, практикуйтесь нажимать и удерживать кнопку для дополнительного контроля нот, которые вы воспроизводите.
  • Попробуйте сыграть весь диапазон. На диатонической гармонике, настроенной на С, C гамма начинается с (до) 4 и поднимается на (до) 7. Стандартный из/в шаблон повторяется за исключением 7-го отверстия, где он переключается (вдох, а затем выход). Эта шкала является единственной полной шкалой на C настроенной гармонике, но иногда можно играть песни на других диапазонах, при условии, что они не требуют недостающие нот(ы) диапазона.

  • Практикуйтесь. Продолжайте практиковаться играть диапазон и отдельные ноты, пока вы не почувствуете себя комфортно, играя только одну ноту за раз. Как только вы сможете достичь нужного контроля над инструментом, выберите простые песни и тренируйтесь на них. Табулатуру для песен, таких как “У Мэри был барашек” и “О, Сюзанна” легко найти в Интернете, если у вас нет.

    • Попробуйте добавить своеобразия, играя несколько нот одновременно. Следующий шаг в вашей практике - немного ослабить контроль и добавить двух-нотные и трех-нотные аккорды к песням, которые вы отрабатываете, играя два или три смежных отверстия сразу. Это поможет вам больше контролировать рот и дыхание, и играть песни более звучно.
      • Не играйте все в аккордах! Попробуйте добавить аккорд в конце стиха или фразы. Важно то, что нужно освоить переключение между одиночными нотами и несколькими нотами.

    Продвинутые техники

    Платите за уроки. С этого момента, если вы находитесь под руководством опытного игрока, вы увидите быстрые и технически обоснованные результаты, хотя можно, конечно, продолжать учиться самому. Уроки на гармонике различаются по цене и частоте; не стесняйтесь попробовать несколько уроков у одного преподавателя, а затем перейти к другому, который соответствует вашим требованиям.

    • Даже если вы берете уроки, продолжайте полагаться на руководства и книги, чтобы улучшить игру. Нет причин бросать другие материалы только потому, что вы дополняете их профессиональными занятиями.
  • Пропускайте отверстия. Легко привыкнуть к шаблону, постоянно заставляя воздух входить и выходить через гармонику, но как только вы начнете играть более продвинутые песни, вы должны на практике пропускать некоторые отверстия, чтобы достигнуть других. Играть песни по нотам, которые требуют перепрыгнуть отверстие или два, например, американская традиционная мелодия, “Шенандоа”, которая перепрыгивает с 4-го на 6-е отверстие, ближе к концу второй фразы (на стандартной C диатонической).

    • Практикуйте пропуски, потянув губную гармошку немного в сторону, а затем возвратив в нужное положение (для дальнейшего ознакомления с положением каждого отверстия) и, остановив воздушный поток, не убирая губную гармошку (чтобы больше попрактиковаться с контролем дыхания).
  • Играйте двумя руками, сложенными чашечкой. Начнем с того, что вы, вероятно, удерживали губную гармошку указательным и большим пальцами левой (или не доминирующей) руки, и двигая им во время игры. Добавьте в игру правую (или доминирующую) руку. Дайте отдых пятке правой ладони и большому пальцу левой руки, а затем положите ребром правую ладонь вместе с левой так, чтобы ваши пальцы сомкнулись вокруг левого мизинца. Это создает “звучащую дыру”, которая может использоваться для воздействия на звук, исходящий из гармоники.

    • Добавьте тихую мелодию или вопите, хлопая по звучащему отверстию, открывая его и закрывая. Используйте это в конце стиха, чтобы добавить эмоций, или просто попрактиковаться.
    • Создайте эффект паровозного гудка, начиная с открытым звучащим отверстием, затем закрыв его и открыв снова.
    • Играйте приглушенный, тихий звук, оставляя звучащее отверстие почти закрытым.
    • Вы, вероятно, обнаружите, что это положение заставляет вас удерживать гармонику под углом, левым краем направлена вниз и внутрь. Это положение, на самом деле, идеально подходит для других техник, так что воспользуйтесь ним.
  • Научитесь блокировать язык. Блокировка языка – это отличный способ превратить одиночные ноты в красивые аккорды, не нарушая первоначальных нот. Используя сторону (ребро) языка, вы будете блокировать некоторые ноты аккорда, а затем поднимать его частично по мере звучания ноты, чтобы добавить их. Эта техника требует практики, но позиция отверстия должна помочь натурально представить сторону вашего языка мундштуку.

    • Для начала откройте рот, чтобы охватить первые четыре отверстия арфы. Используя язык, блокируйте отверстия с 1 по 3 и играйте прямую ноту на отверстии 4. Если вы все сделали правильно, то должны слышать только проигрываемую (вверх) 4. После того, как вы сделаете это легко, играйте устойчивую ноту, а затем поднимите язык, находящийся на середине, чтобы сделать полную гармонию.
    • Основная техника для изменения нот - сделать губное отверстие очень и очень маленьким, и резко втягивать воздух через них в отверстие, которое вы хотите, чтобы было изменено. Вытягивайте ноты перекрестной гармоники и постепенно сжимайте губы, пока вы не услышите изменение тона. Сжимая губы в большей или меньшей степени, можно дополнительно контролировать тон ноты.
    • Будьте очень осторожны, когда практикуете изменение нот. Потому что воздух пересекает язычки так резко, что он может легко ослабить или согнуть их, разрушая инструмент. Чтобы найти золотую середину между не изменением ноты и ее слишком сильным изменением, необходимы терпение и осторожность.
    • Когда люди начинают играть на губной гармошке, звук звучит плохо, и многим надо больше времени, чтобы воспроизвести хороший звук. Практикуйтесь каждый день, и не сдавайтесь.
    • При изменении нот вдыхайте/выдыхайте очень глубоко. Изменение нот на гармонике требует основательной подготовки и сильных легких.