Ступени в разных тональностях до мажор. Устойчивые звуки и неустойчивые звуки. Тоника

Устойчивые звуки

Слушая музыкальное произведение, вы наверняка обращали внимание на то, что есть звуки, которые выделяются из общей массы - они как бы «основа» мелодии, точнее даже было бы сказать «опора» мелодии. Очень часто мелодия начинается с таких звуков, а заканчивается ими ещё чаще. Сразу предлагаем пример. Послушайте его и обратите внимание на последнюю ноту. Мы выделили её красным цветом. Ваша задача сейчас - услышать, что она действительно является «опорой» мелодии

Рисунок 1. Фрагмент мелодии "У самовара..."

Услышали? Правда создается ощущение, что это опора мелодии? Как точка в конце повести. Это и есть устойчивый звук.

Теперь чуть сложнее. Посмотрите на первую ноту второго такта. Она тоже является устойчивым звуком. Попробуйте это услышать.

Тоника

Среди устойчивых звуков один выделяется больше других. Его называют тоникой. В нашем примере из предыдущего параграфа красная нота - тоника.

Неустойчивые звуки

Опять возвращаемся к примеру выше. Ноты из предпоследнего такта как бы «падают» на нашу красную ноту - «опору». Вы можете это услышать. Такие звуки называются неустойчивыми.

Теперь послушаем первые два такта. Ноты первого такта как бы взлетают к первой ноте 2-го такта. И эти звуки тоже неустойчивые. Попробуйте это услышать.

Разрешение

В обоих примерах неустойчивые звуки «бегут» к своей опоре, стремятся к ней. Такой переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением . Говорят, что неустойчивый звук разрешается в устойчивый.

Итоги

Вы познакомились с тоникой, устойчивыми и неустойчивыми звуками, знаете о том, что неустойчивые звуки разрешаются в устойчивые.

Тема, которая вызывает сложности не только у новичков и музыкантов изучающих сольфеджио, но также у достаточно опытных музыкантов это устойчивость и неустойчивость ступеней в музыке.

Что это такое и вообще для чего это нужно?

Современная музыка в большинстве своем опирается на музыкальную систему созданную во времена классической музыки.

Здесь нужно понимать, что существует достаточно большое количество музыкальных систем. Можно сравнить это с языками — есть популярные языки, есть редки.

Тональная система, которая является основной и современной теории и — это аналог английского языка в музыке. Она универсальна, легко осваивается и может использоваться для практически в любом стиле.

Именно тональная система строиться на понятии устойчивости и неустойчивости. При этом нужно понимать, что всем известные лады мажор или минор, опираются на трезвучие, как основу лада.

Это значит, что в системе организации звуков, которую предлагает тональность — все звуки воспринимаются в сравнении с одним трезвучием. Это трезвучие называется тоническим, так как оно строится на первой ступени лада. Например, если вы построите трезвучие на первой ступени до мажора, то получите трезвучие до мажор и т. д.

Теперь проделайте следующий опыт.

Сыграйте гамму до мажор.

    Лад -это устойчивая система взаимосвязи устойчивых и неустойчивых звуков на основе тяготения. Звуки лада называются ступенями.

    Устойчивые ступени - это звуки, создающие ощущение покоя, не требующие дальнейшего движения:I; III;V

    Неустойчивые ступени - это звуки, создающие ощущение незавершенности, требующие дальнейшего движения: II; IV ; VI; VII

    Тяготение - это притяжение неустойчивых ступеней к устойчивым.

    Разрешение -переход неустойчивых ступеней тянуться в устойчивые: VII I II III IV V VI

    Гамма - это все ступени подряд от тоники до тоники.

    Тетрахорд - часть гаммы из 4-х звуков.

    Опевание - окружение устойчивой ступени неустойчивыми.

9.Названия ступеней:

I-тоника (T, t)

II-верхний вводный звук

III-верхняя медианта

IV-субдоминанта (S, s)

V-доминанта (D, d)

VI-нижняя медианта

VII-нижний вводный звук

10.Главные ступени лада - I; IV;V

Остальные ступени называются побочными.

11.Мажор -это лад, в основе которого лежит мажорное трезвучие. Оно придает ладу светлую окраску.

12.Виды мажора :

Натуральный (строение: ТТПТТТП)

Гармонический (VI ступень понижается на полутон)

Мелодический (верх - как натуральный, вниз -понижаются VI и VII ступени на полутон)

13.Лады мажорного наклонения - это лады, в основе которых лежит мажорное трезвучие.

14.Лады народной музыки мажорного наклонения :

    Миксолидийский лад - по сравнению с натуральным мажором, низкая VII ступень.

    Лидийский лад - по сравнению с натуральным мажором - высокая IV ступень.

    Пентатоника - лад, в звукоряде которого нет полутонов.

    Мажорная пентатоника - по сравнению с натуральным мажором, пропущены IV и VII ступени.

    Дважды гармонический лад (венгерский или цыганский) по сравнению с натуральным мажором, низкие II и VI ступени.

15. Минор - это лад, в основе которого лежит минорное трезвучие. Оно придает ладу темную окраску.

16.Основные виды минора:

Натуральный : строение - ТПТТПТТ

Гармонический: VII ступень повышается на полутон.

Мелодический : верх повышаются VI и VII ступени на полутон, вниз - как натуральный.

17.Лады минорного наклонения - это лады, в основе которых лежит минорное трезвучие.

18. Лады народной музыки минорного наклонения .

    Дорийский лад – по сравнению с натуральным видом минора, высокая VI ступень.

    Фригийский лад - по сравнению с натуральным видом минора, низкая II ступень.

    Минорная пентатоника - по сравнению с натуральным видом минора, пропущены II и VI ступени.

    Дважды гармонический лад (венгерский или цыганский) - по сравнению с натуральным видом минора, высокие IV и VII ступени

19. Тональность -это высота лада.

20. Название тональности состоит из тоники и лада.

21. Чтобы определить тональность произведения , надо посмотреть на ключевые знаки, а затем на последний звук. Обычно - это тоника или другая устойчивая ступень.

22.Ключевые знаки - это диезы и бемоли, которые ставятся возле ключа и действуют на все музыкальное произведение и на все октавы.

23.Случайные знаки - это диезы, бемоли и бекары, которые ставятся возле ноты и действуют только на один такт и одну октаву.

24.Порядок ключевых знаков : Фа

Соль

25. Чтобы определить ключевые знаки в диезной мажорной тональности , надо найти VII ступень -это последний ключевой диез.

26. Чтобы определить количество знаков в бемольной мажорной тональности , надо к тонике прибавить следующий ключевой бемоль, т.к. тоника –предпоследний ключевой знак. Исключение-F-dur-си ….

27. Чтобы определить ключевые знаки в минорной тональности, надо найти параллельную мажорную тональность.

28.Параллельные – это тональности, имеющие общие:

    ключевые знаки

    звукоряд

Разные :

29. Чтобы найти тонику параллельной минорной тональности, надо от тоники мажора построить вниз м.3

30. Чтобы найти тонику параллельной мажорной тональности, надо от тоники минора построить вверх м.3.

31.Одноименные - это тональности с общей тоникой, но с различными : ключевыми знаками и ладом.

32.Квинтовый ряд -это расположение тональностей по чистым квинтам, по мере увеличения количества ключевых знаков.

33.Квинтовый ряд диезных тональностей .

Т: До Соль Ре Ля Ми Си Фа# До#

t: ля ми си фа# до# соль# ре# ля#

1. В ладу выделяют устойчивые (на которых можно завершить движение) и неустойчивые (требуется дальнейшее продолжение) ступени . Как правило, все неустойчивые ступени разрешаются (переходят) в ближайшие устойчивые в нисходящем направлении (за исключением VII).

Устойчивые ступени – I, III, V, неустойчивые VII – II – IV – VI. Одновременное сочетание 3-х устойчивых ступеней образует тоническую функцию .

2. В ладах выделяют также главные и побочные ступени:

Главные – I

На этих ступенях строятся 3 главных трезвучия, необходимых для элементарного сопровождения к мелодии.

Все остальные ступени называются побочными. На них строятся побочные трезвучия:

Без этих трезвучий можно обойтись в сопровождении, но они разукрашивают произведение, делают его более выразительным.

Название ступеней лада:

I - тоника (основная, главная) Т, t

II - нисходящий вводный тон II

III - медианта (средняя – между Т и D) III или М или TD (выполняет роль T или D)

IV - субдоминанта (нижняя доминирующая) S, s

V - доминанта (доминирующая) D, d

VI - субмедианта (нижняя средняя – между Т и S) VI или SM или TS (выполняет роль T или S)

VII - восходящий вводный тон VII

Мажорный лад

Мажор (от итал. больший, старший) – семиступенный лад, между I и III ступенями которого б.3.

Все обозначения, связанные с мажором, в классическом обозначении пишутся с большой буквы : в эстрадно-джазовом – заглавной латинской :

Виды мажора :

Наиболее часто в музыкальной практике применяются 3 вида мажора:

1) натуральный – в нем встречаются только ключевые знаки;

3) мелодический (встречается реже) – возникает путем понижения VI и VII ступеней.

2) гармонический – возникает путем повышения VII ступени на ½ тона. Звукоряд получает «восточный оттенок». Повышение этой ступени влияет на звучание D, превращая ее из минорного трезвучия в мажорное.

Это самый распространенный вид минора .

Правило построения : а) определить по таблице тональностей ключевые знаки и записать их после ключа; б) записать ноты подряд по звукоряду от тоники до следующей тоники; в) если гамма не натуральная, определить по таблице ладов ее структуру и внести необходимые изменения.


ЛАДЫ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ

Наряду с мажором и минором, существуют другие диатонические (т. е. натуральные) семиступенные лады, получившие название лады народной музык и (в части применения).

Их названия пришли из Древней Греции, так назывались области в этой стране.

Различают лады мажорного и минорного наклонения в зависимости от того, какое трезвучие образуют I – III – V ступени этих ладов.

7) Особняком стоит локрийский лад (- « - си ), не имеющий наклонения, т.к. I – III – V ступени образуют уменьшенное трезвучие (диссонанс).

Лады строятся от всех звуков в соответствии со структурой, для чего применяют необходимые знаки альтерации.

Определение лада в данной мелодии:

Найти тонический звук (либо последний, либо наиболее часто встречающийся в конце построений);

От него выстроить звукоряд вверх из использованных в мелодии звуков с учетом всех знаков альтерации (и ключевых, и случайных);

По структуре определить вид лада.

Пентатоника - з вукоряд без полутонов, состоящий из 5 звуков. Встречается в музыке народов Дальнего Востока (Китай, Япония, Монголия, Корея), Татарстана, Башкирии, Чувашии, а также в Шотландии, Скандинавии, иногда в музыке кантри (Америка).

В пентатонике основным звуком (тоникой) может быть любой звук. В результате возникают следующие ее варианты (по принципу обращения):

Мажор с 2 увеличенными секундами – возникает при использовании 2 пониженных ступеней – II и VI (дважды гармонический мажор).

Целотонный звукоряд состоит только из тонов.

ТАБЛИЦА ЛАДОВ


ТОНАЛЬНОСТЬ

Тональность – это высота, на которой расположен лад. Название складывается из ноты, от которой строится звукоряд данной тональности и вида лада.

В буквенной системе слово мажор меняют на dur, минор - на moll. Слоговое обозначение ноты заменяется соответствующей буквой латыни. Все мажорные обозначения пишутся с большой буквы, минорные – с маленькой.

Знаки альтерации, требующиеся для образования той или иной тональности, называются ключевыми (пишутся после ключа, действуют на протяжении всего произведения).

Знаки альтерации, появляющиеся внутри произведения дополнительно к ключевым, называются случайными (действуют только в одном такте!).

Параллельные тональности – мажор и минор, в которых одинаковые ключевые знаки. Тоника параллельного мажора находится на м.3 выше тоники параллельного минора и наоборот.

Энгармонически равные тональности – тональности, расположенные на одной высоте (одинаково звучащие), но различные по названию.

2) определяя I степень, смотреть на ключ и ключевые знаки.

3) по таблице проверить знаки в 2х возможных тональностях (мажоре и миноре), найдя нужную.