Дважды гармонический мажор и минор. Лады и ладовые звукоряды - Martin Ludenhoff
Повторить понятия звукоряда, лада и тональности.
1. Определения
2. Гамма, тяготения, ладовое разрешение, ладовая централизация, ладовая опора(плагальные и авт.), основные ступени
3. Виды ладов
a. Модальные
b. Пентатоника
c. Тетрахорды
d. диатоника
Диатоника (от греч. diatonikós, буквально - растянутый, т. е. переходящий от тона к тону, от diá - через, вдоль и tónos - тон), семизвуковая система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам. Строго диатоничны средневековые лады, натуральные лады, включая широко распространённые ионийский (натуральный мажор) и эолийский (натуральный минор).
К области Д. принадлежат также лады и ладовые образования, которые могут трактоваться как часть диатонического звукоряда - пентатоника, средневековые гексахорды, ряд тетрахордов и трихордов. Все такие лады состоят только из тонов и полутонов. Диатоническими являются и любые интервалы и аккорды, которые могут быть образованы из звуков диатонических ладов.
Д. составляет основу ладового мышления в народной и профессиональной европейской музыке. В более широком смысле к Д. относят любые лады, не включающие хроматизмов, т. е. повышений или понижений основных ступеней. Это условно-диатонические лады (гармонический и мелодический минор и мажор и др.), переменно-диатонические лады. В некоторые из этих ладов наряду с тонами и полутонами входит и увеличенная секунда.
Недиатонические элементы могут образовываться не только с помощью введения в Д. хроматизмов, но также и смешением разнородных диатонических элементов в одновременности и в последовании (полидиатоника). Ладогармоническое мышление современных композиторов часто бывает полидиатоничным.
БСЭ
Существуют и более простые, хотя гораздо менее точные определения:
Диатоника – последование, объединение или смешение звуков, основанное на диатоническом звукоряде, т.е. содержащее только чистые, малые и большие интервалы, и в виде исключения – тритон.
Краткий муз. словарь
Диатонический звукоряд – звукоряд, образованный из простых ступеней – до, ре, ми, фа, соль, ля, си(без знаков альтерации)
Краткий муз.словарь
Диатонической считается музыка, пстроенная с использованием т.н. «народных» или «церковных»-
1. Дорийский минор
2. Фригийский минор
3. Локрийскийминор
4. Эолийскийнатуральный минор
5. Миксолидийскийт мажор
6. Лидийский мажор
7. Ионийскийнатуральный мажор
Однако эти лады, не вполне соответствуют старым народным ладам, т.к. загнаны в систему 12 тоновой равномерной темперации.
К условно-диатоническим относят так же гармонические и мелодические разновидности натуральных ладов.
Строение диатоники
Семь звуков квинтового ряда образуют диатонику. Если их расположить по секундам, то они образуют диатоническую гамму.
Гамма – звукоряд лада выстроенный поступенно(не меньше октавы).
Если квинтовый ряд диатоники продолжить, сделав в обе стороны по пять квинтовых шагов, то возникает вид полной хроматики, использовавшийся в художественной практике, еще до нахождения равномерной темперации:
Выразительные возможности диатоники исключительно богаты. Они могут быть представлены в консонантных и диссонантных гармониях.
Диатоника является основой хроматики.
Полная схема основных диатонических ладов:
Наиболее общие сведения
Все диатонические лады состоят из 7 звуков(основных тонов) в пределах октавы.Т.е. все диатонические лады – октавные.
Октавными называются лады,звукоряд которых умещается в октаву. Элементы этих ладов повторяются во всех октавах не изменяя своего значения. Например, тоника таких ладов повторяется в каждой октаве
Диатонические лады традиционно делят на нижний и верхний тетрахорд.
Современные диатонические лады исторически произошли от церковных автентичных. Рассмотрим подробно каждый лад.
Анализ лада:
1. Строение
2. Особенности
a. Краска
b. Характерные интервалы
3. Интонирование
4. виды
Мажорная группа диатонических ладов
Ионийский
Данный лад является натуральным мажором (от лат. major – больший, так же durus - твёрдый). Звукоряд натурального мажора строится по схеме: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон (2тона, полутон, 3 тона, полутон) .Верхний и нижний тетрахорды – мажорные.
Интонирование итяготения натурального мажора
Ионийский лад обладает светлой краской, радостным натроением и, вместе с противоположным по окраске минором, составляет один из наиболее важных контрастов в музыке.
Ионийский мажор обязан своей краской звуку, отстоящему на большую терцию вверх(терция лада) от тоники.В широком смысле эта мажорная краска присуща не только ионийскому ладу, а еще группе ладов: лидийскому, миксолидийскому, пентатонным разновидностям. В современной музыке натуральный мажор – одна из основных звуковых систем.
Виды натурального мажора
Гармонический мажор – ионийский лад с пониженной VI ступенью. Верхний тетрахорд гармонического мажора совпадает по строению с верхним тетрахордом гармонического минора(называется гармонический тетрахорд). Нижний тетрахорд – мажорный.
VI
Мелодически, в состав гармонического мажора входит увеличенная секунда между VI и VII ступенью, увеличенная кварта VI - II , а так же другие уменьшенные и увеличенные интервалы, основанием и вершиной которых является пониженная VI ступень.
Характерные интервалы :
1. ув.2(VI b -VII)
2. ум.7 (VII-VI b )
3. ув.5 (VI b -III)
4. ум.4 (III-VI b )
Окраску гармоническому мажору придают аккорды субдоминантовой группы:
· Минорная субдоминанта
· Уменьшенное II трезвучие
· Увеличенное VI трезвучие
Для гарморического мажора характерен мелодический ход VI b - V
Пример: «Пришел в мир Спаситель»
Мелодический мажор – ионийский лад с пониженными VI и VII ступенями.
Гамма состоит из тетрахордов: нижнего мажорного, верхнего фригийского.
VI , VII ступень в гармоническом мажоре интонируется тупо.
Миксолидийский
В точности ионийский лад, за исключением пониженной седьмой ступени. Нижний тетрахорд – мажорный, верхний – минорный.
Характерным интервалом является т.н. «мисколидийская септима». Интонируется тупо .
Окраску данному ладу придают аккорды доминантовой группы:
· Минорная доминанта
· Мажорное VII трезвучие
· Увеличенное III
Данный лад относится к «мажорной» группе ладов, т.к. нижний тетрахорд – мажорный. Но он менее «мажорный» чем ионийский лад, за счет верхнего тетрахорда.
Лидийский
Данный лад так же как и миксолидийский относится к мажорной группе, однако нижний тетрахорд у него особенный. Хотя первые три ступени в точности соответствуют ионийскому ладу, IV ступень повышена. Таким образом, окраска лидийского лада более «мажорная» , чем у остальных в мажорной группе.
Характерный интервал т.н. «лидийская кварта». Повышенная IV ступень интонируется остро . Особенность ладу придают следующие аккорды:
· Уменьшенная субдоминанта
· Мажорное II трезвучие
· Минорное VII трезвучие
Минорная группа диатонических ладов
Эолийский
Данный лад является натуральным минором (moll - мягкий; minor - маленький). Состав эолийского лада – тон, полутон, тон, тон, поутон, тон, тон. Нижний тетрахорд минорный, верхний – фригийский.
Интонирование и тяготения натурального минора
Эолийский лад обладает сумеречной окраской, грусным настроением. Этой окраской, натуральный минор главным образом обязан третьей ступени, отстоящей от тоники на малую терцию.
· Минорная доминанта
· Мажорное VII трезвучие
· Минорное III трезвучие
Натуральный минор, с точки зрения гармонии, тяготеет к опоре на IV ступень, т.е. для него более характерны плагальные обороты.
В широком смысле эта минорная краска присуща не только эолийскому ладу, а еще группе ладов: фригийскому, локрийскому, дорийскому.
Виды натурального минора
Разновидности натурального минора более распространены, чем разновидности натурального мажора.
Гармонический минор
Отличается от натуральной разновидности повышенной VII ступенью. Нижний тетрахорд минорный, верхний – гармонический.
Содержит в своем составе следующие характерные интервалы:
1. Ув.2(VI-VII n )
2. Ум.7(VII n -VI )
3. Ув. 4(IV-VII n )
4. Ум.5 (VII n -IV)
Наиболее яркой из них считается Ув.2 между VI и VII повышенной. Для европейской музыки до XVII столетия увеличенная секунда в миноре не была характерной, она отсутствовала в фольклорной мелодике. Однако у некоторых народов гармонический минор широко распространён в фольклорной музыке(например в украинской, а так же восточной музыке)
Повышенная VII ступень обострила тяготения к I ступени, утвердила автентичность(опору на доминанту), усилила централизацию минора.
VII повышенная ступень интонируется остро.
Особенность ладу придают следующие аккорды:
· Мажорная доминанта
· Малый мажорный септ на V ступени
· Увеличенное III трезвучие
· Уменьшенное VII трезвучие
Гармонический минор относится к условно-диатоническим. С XVII ст. он стал основным видом минора. Свое название гармонический минор получил из-за большой распространенности в гармонии.
Мелодический минор
Отличается от натурального минора повышенной VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд – минорный, верхний – мажорный. Это приближает мелодический минор к мажору, и обогащает музыку контрастами.
Мелодический минор возник из необходимости избежать хода на увеличенную секунду.
При поступенном нисходящем движении от I к V верхний тетрахорд часто изменяется на натуральный. Это более естественно, так как восходящее тяготение повышеных ступеней вступает в противоречие с нисходящим направлением мелодии.
В тоже время не запрещается применение нисходящей мелодической гаммы, при этом создается особенный мажоро-минорный колорит в пределах оного лада.
VII и VII повышенные ступени интонируются остро.
Натуральный,гармонический и мелодический миноры, переплетаясь,создают полный минор гамма которого состоит из 7-ми ступеней и 9-ти тонов.
Существуют еще дважды гармонический минор (с повышенной IV c тупенью), который можно рассматривать как доминантовый лад
Дорийский
По составу дорийский лад такой же, как натуральный минор, с одним отличаем: VI ступень повышена. Верхний и нижний тетрахорды минорные.
Особенность ладу придают следующие аккорды субдоминантовой группы:
· Мажорную субдоминанту
· Минорное II трезвучие
· Уменьшенное VI трезвучие
Повышенная VI «дорийская секста» интонируется остро
Окраска дорийского лада, благодаря мажорной субдоминанте, осветляет его. Это самый светлый лад из миноров.
Фригийский
II ступенью. Верхний и нижний тетрахорды – фригийские.
Особенность ладу придают следующие аккорды доминантовой группы:
· Уменьшенная доминанта
· Мажорное II трезвучие
· Минорное VII трезвучие
Пониженная II «фригийская секунда» интонируется тупо
Окраска фригийского минора более темная, чем у натурального минора, можно сказать что это он «более минорный»
Локрийский
Отличается от натурального минора пониженной II и IV ступенью.Нижний тетрахорд фригийский, верхний – лидийский.
Особенность ладу придают следующие аккорды:
· Уменьшенная тоника
· Доминанта в отличае от фригийского мажорная
· Мажорное II трезвучие(так же как во фригийском)
· Минорное VII трезвучие(так же как во фригийском)
По окраске это самый «минорный» минор. Локрийский лад очень редко встречается как в народной, так и в профессиональной музыке.
Диатоника в музыке
Натуральные лады очень редко встречаются в чистом виде. Чаще
всего у композиторов наблюдается полиладовое мышление. В одном и том же
произведении можно услышать признаки разных ладов. Например, гармонический
минор в «концертной сюите» С. Танеева содержит пониженную
II
ступень. Это придает
произведению фригийскую окраску.
Параллельно-переменные системы:
Переменным называется лад, в котором значения тоники получают по очереди разные ступени одного звукоряда, или при одной тонике изменяется звукоряд. В переменном ладу при изменении тоники происходят соответственные изменения в функциях всех ступеней. Чаще всего чередуются две тоники, принадлежащие родственным тональностям.
Параллельно–переменные системы образуются на основе общности звукоряда: таковыми называются системы из нескольких ладов с одинаковым набором ключевых знаков.
Параллельно-переменные мажоро-минорные системы находятся в малотерцовом отношении:
· тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора
· тоника параллельного мажора находится на III ступени минора
Использование параллельных ладотональных систем обогощает музыку мелодическими и аккордовыми оборотами друг друга. Функцию тоники принимает то одно, то другое трезвучие(из тонических трезвучий системы). В зависимости от систематичности чередования достигается равноправие сменяющих друг друга тоник. Это явление называется ладовой переменностью .
Задания
1. Строить на ф-но лады
a. от белых клавиш
b. от ноты до
2. Строить голосом гармонические разновидности ладов
3. Играть на ф-но параллельные лады
4. Разрешение голосом характерных интервалов
5. Анализ на слух характерных интервалов
В сети можно найти книгу С.Попова "Музыкальное и аппликатурное мышление гитариста", содержащую краткое изложение теории музыки в популярном стиле для гитаристов-эстрадников. Книга полезна освещением ряда терминов, которые могут встретиться в другой литературе, касающихся ладов и ладовых звукорядов. Оставляю здесь для себя заметку, по некоторым интересным для меня терминам.
Общую информацию по ладам можно найти в вики: Лад (музыка) , Миксодиатоника , Обиходный звукоряд .
Сублад - звукоряд, построенный на ступенях лада, от тоники любого аккорда это лада. Например, в натуральном До мажоре, сублад от аккорда Dm - "ре-ми-фа-соль-ля-си-до".
Пары параллельных "субладов" (диатонических ладов) натурального До мажора:
(С) ионийский - (Am) эолийский
(F) лидийский - (Dm) дорийский
(G) миксолидийский - (Em) фригийский
Если построить все эти лады от ноты До, можно увидеть, какие ступени варьируются: в мажоре это #IV и bVII, а в миноре - bII и #VI . Если исключить из лада эти ступени, получатся мажорная и минорная пентатоники.
Блюзовая минорная пентатоника
- минорная пентатоника с добавлением ступени bV. Например, "ля-до-ре-ми_бемоль-ми-соль".
Блюзовая мажорная пентатоника
- мажорная пентатоника с добавлением ступени bIII. Например, "до-ре-ми_бемоль-ми-соль-ля".
И той, и другой блюзовой пентатоникой можно обыгрывать мажорный аккорд (от его тоники) или power-аккорд.
Альтерированные пентатоники (используются для обыгрывания доминантсептаккордов): минорная с пониженной IV ступенью (например, "ля-до-ре_бемоль-ми-соль" для обыгрывания A7 как блюзовой тоники или альтерированной доминанты Eb7) и минорная с пониженной I ступенью (например, "ля_бемоль-до-ре-ми-соль" для обыгрывания Е7 как доминанты).
Путём добавления одной из ранее "исключённых" нот к пентатонике образуются шестиступенные звукоряды (гексахорды ). Такие добавленные ноты разбивают полуторатоновые интервалы пентатоники на большую и малую секунды. В зависимости от того, "высокая" или "низкая" ступень лада добавлена (например, II или bII), меняется окраска звучания полученного гексахорда.
Гиполад - лад, записанный от V ступени исходного лада. Например, гипоионийский лад совпадает с миксолидийским.
Доминантовый лад - гармонический минор, записанный от пятой ступени, используемый для обыгрывания доминанты (и уменьшённого септаккорда в роли доминанты). Он называется также "испанским ладом" или фригийским мажором , т.к. отличается от фригийского только повышенной III ступенью.
Встречается восьмиступенный гибрид гармонического и эолийского миноров ("гармолийский" лад, например, "ля-си-до-ре-ми-фа-соль-соль_диез"). Он может быть использован и как доминантовый лад, если сыграть его от его V ступени.
Встречается гармонический минор с блюзовой нотой, например, "ля-си-до-ре-ми_бемоль_ми-фа-соль_диез".
Дважды гармонические лады - лады с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический минор (цыганский или венгерский минор ): например, "ля-си-до-ре_диез_ми-фа-соль_диез".
Дорийско-фригийский лад - от натурального минора bII и
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Дважды гармонические лады. Искусственные лады.
Дважды гармонический лад – это лад с двумя увеличенными секундами. Дважды гармонический мажор отличается от натурального пониженными VI и II ступенями. Дважды гармонический минор отличается от натурального повышенными VII и IV ступенями.
Дважды гармонические лады, как и обычные гармонические мажор и минор, не относятся к области диатоники. Они характерны для украинской, венгерской, болгарской, еврейской народной музыки, а также для некоторых восточных музыкальных культур. Дважды гармонические лады используются и в профессиональной музыке для воссоздания национального колорита.
Увеличенный лад – лад, состоящий из последовательности целых тонов. Гамма такого лада называется ЦЕЛОТОННОЙ. Увеличенный лад - это образец симметричного лада, на всех ступенях которого образуются увеличенные трезвучия. Поэтому он и получил название – УВЕЛИЧЕННЫЙ ЛАД.
Аккордовый вид увеличенного лада, характеризуется расположением 3 аккордов (обычно однотипных по структуре) по ряду больших терций.
Мелодический вид увеличенного лада означает движение одного из звукорядов по мелодическому, образованному делением 12 полутонов октавы на три равные и одинаковые по структуре части ходу.
Групповой вид увеличенного лада с применением своеобразных звукорядов в смешанном, "диагональном" (горизонтально-вертикальном) измерении.
Упражнения для самостоятельной работы Сочините продолжение данных мелодических оборотов таким образом, чтобы в процессе развития полученная мелодия: а) утвердила первоначальный устой, не выходя за пределы данного звукоряда; б) привела к новым устоям при сохранении данного звукоряда; в) привела к новым устоям в результате расширения объема звучания. Выпишите и проанализируйте звукоряды образовавшихся ладов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
12 авторских презентаций по элементарной теории музыки. Раздел II. Лад и тональность.
"Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение."
Лекция по гармонии "Соединение главных трезвучий. Виды соотношений аккордов. Гармоническое и мелодическое соединение." Используется в качестве лекционного материала в педагогическом колледже на первом...
Методическая разработка математической викторины «Дважды два четыре!?»
Аннотация Викторина «Дважды два четыре!?» может быть использована в рамках внеклассного мероприятия «Неделя математики», посвященного математике. Викторина организована по принципу командно...