Кюхельбекер вильгельм карлович биография. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов

Отставной коллежский асес­сор.

Друг А.С. Пушкина. Из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817). С 1815 стихотворения Кюхельбекера публикуются в пе­чати. На службе в Коллегии иностранных дел (1817-20). В качестве секретаря обер-камергера А.Л. Нарышкина нахо­дился в Германии и Южной Франции (1820-21). В 1821 читал в Париже публичные лекции о русской литературе, обосно­вывая необходимость политических преобразований в Рос­сии (лекции прерваны по приказу российского посольства, Кюхельбекер отозван в Россию). Чиновник особых поручений при П. Ермолове на Кавказе (1822), затем преподавал в Московском университетском пансионе и занимался литературной деятельностью (с 1823). Издатель сборника «Мнемозина» (совместно с князем Ф. Одоевским). Член Вольного общества любителей российской словесности. Член Северного общества (1825). Активный участник восстания на Сенатской площади (1825). Пытался бежать, но арестован в предместье Варшавы. Осужден по I разряду , по конфирмации приговорен к 20 годам , срок сокращен до 15 лет. Содержался в Кексгольмской и Шлиссельбургской крепостях. Вместо Сибири отправ­лен в арестантские роты Динабургской крепости (1827-31), позже в Вышгородский замок (Ревель), затем в Свеаборг (1831-35). На поселении в Баргузине Иркутской губернии (1836-40), переведен в Акшинскую крепость (1843), где давал частные уроки. Затем жил в Кургане (1845-46) и Тобольске . Жена (с 1837) - Д.И. Артенова, дочь баргузин. почтмейстера. После смерти Кюхельбекера его дети Михаил и Юстина взяты на воспитание его сест­рой Ю.К. Глинкой.

На раннем этапе творчества Кюхельбекер следовал традициям элегической поэзии В.А. Жуковского. В начале 1820-х гг. вы­ступил против сентиментализма, став представителем одного из течений романтизма, открытой гражданствен­ностью активно противостоял камерной лирике (статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», опубликованная в альманахе «Мнемозина», 1824). Основные произведения (до 1825): «К друзьям на Рейне» (1821), «К Ахатесу» (1821), тираноборческая траге­дия «Аргивяне» (1822-25), «Смерть Байрона» (1824), «Шекспировы духи» (1825), романтическая драма «Ижорский» (1825). После поражения восстания декабристов почти не печатался. Остался верен прежним идеалам творчества, хотя появились новые черты - мотивы обре­ченности и одиночества, идея предопределенности трагической судьбы. Основные произведения сибирского периода: стихотворения «19 октября» (1838), «Участь русских поэтов» (1845), «На смерть Якубовича» (1846); поэма «Вечный жид» (1842); роман «Последний Колонна» (1832-42).

Соч.: Последний Колонна. Л., 1937; Избранные произведения. М.; Л., 1967. Т. 1-2;

Лит.: Базанов В.Г. Поэты-декабристы. М.; Л., 1950; Тыня­нов Ю.Н. Кюхля. Пушкин и Кюхельбекер. Французские отноше­ния Кюхельбекера. М., 1975.

Е.Н. Туманик

Семья

Отец - статский советник Карл Кюхельбекер (28 декабря 1748 - 6 марта 1809), саксонский дворянин, агроном, первый директор Павловска (1781-1789).

Младший брат - Михаил Карлович Кюхельбекер.

Старшая сестра - Устинья Карловна Глинка (1786-1871).

Сестра - Юлия (ок. 1789 - после 1845), классная дама Екатерининского института

Ссылка Кюхельбекера

По указу от 14 декабря 1835 года определён на поселение в заштатный город Баргузин Иркутской губернии (ныне село Баргузин Баргузинского района Бурятии).

В Баргузине

Прибыл в Баргузин 20 января 1836 года. В Баргузине уже жил его младший брат - Кюхельбекер, Михаил Карлович. Братья Кюхельбекеры завели большое хозяйство, выращивали новые для Сибири сельскохозяйственные культуры. Михаил Карлович открыл в своём доме для местных жителей бесплатную школу. По предположениям В. Б. Бахаева, Вильгельм Карлович преподавал в этой школе.

Продолжал заниматься литературной деятельностью: писал стихотворения, поэмы, элегии, критические статьи, переводил с европейских и древних языков, завершил «Дневник», этнографический очерк «Жители Забайкалья и Закаменья», поэму «Юрий и Ксения», историческую драму «Падение дома Шуйского», роман «Последний Колонна» и другие. В письме Пушкину сообщил интересные наблюдения о тунгусах.

15 января 1837 года женился на дочери баргузинского почтмейстера Дросиде Ивановне Артеновой (1817-1886).

Дети: Федор (родился мертвым - 12.6.1838), Михаил (28.7.1839 - 22.12.1879), Иван (21.12.1840 - 27.3.1842) и Юстина (Устинья, родилась 6.3.1843) в замужестве Косова.

По всеподданнейшему докладу гр. А.Ф. Орлова Ю.К. Глинке 8 апреля 1847 года разрешено взять к себе на воспитание оставшихся после смерти ее брата малолетних детей Михаила и Юстину с тем, чтобы они именовались не по фамилии отца, а Васильевыми. Михаил в 1850 году под этой фамилией определен в Ларинскую гимназию, по окончании её поступил в 1855 году в Петербургский университет на юридический факультет, в 1863 прапорщик Царскосельского стрелкового батальона. По манифесту об амнистии 26 августа 1856 детям дарованы права дворянства и возвращена фамилия отца.

Акшинская крепость

По собственной просьбе был переведён в Акшинскую крепость. Выехал из Баргузина в январе 1840 года. В Акше давал частные уроки. В 1844 году получил разрешение на переезд в деревню Смолино Курганского округа Тобольской губернии . 2 сентября 1844 года выехал из Акши .

Курган

Жил в Кургане с марта 1845 года, где потерял зрение. В.К. Кюхельбекер сначала жил у Н.П. Рихтера, учителя русского языка Курганского уездного училища. Судя по дневнику Кюхельбекера, в свой дом семья перебралась 21 сентября 1845 года, причем сам декабрист был «вдобавок больной», хотя уже на следующий день принимал гостя ссыльного поляка П.М. Вожжинского. До въезда семьи Кюхельбекера дом принадлежал ссыльным полякам Клечковским, которые переехали в освободившийся дом А.Е. Розена . Благодаря краеведческому исследованию Бориса Николаевича Карсонова удалось с точностью доказать: Кюхельбекер жил в самом Кургане. Хотя в письмах высоким сановникам в столицу Кюхельбекер утверждал, что живет в Смолино. В своем историческом очерке Борис Карсонов пишет: «Вильгельму нравился свой дом: четыре больших комнаты да посредине две маленьких. Впервые в сибирском изгнании он заимел отдельный кабинет. Правда, скудно было убранство его, даже по курганским меркам» .

Тобольск

28 января 1846 года Кюхельбекеру было разрешено выехать в Тобольск на лечение. Прибыл в Тобольск 7 марта 1846 года.

Вильгельм Карлович умер в Тобольске 11 (23) августа от чахотки. Похоронен на Завальном кладбище.

Сочинения:

  • «Смерть Байрона», 1824;
  • «Тень Рылеева», 1827),
  • «Аргивяне», 1822-1825,
  • «Прокофий Ляпунов», 1834,
  • «Ижорский» (опубл. 1835, 1841, 1939),
  • «Вечный жид», (опубл. 1878),
  • «Последний Колонна», роман (1832-1843; опубл. в 1937 году)
  • «Дневник» (написан в заключении, опубл. в Ленинграде в 1929 году), см. также: Дневник В. К. Кюхельбеккера. // Русская старина, 1875. - Т. 13. - № 8. - С. 490-531; Т. 14. - № 9. - С. 75-91
  • Собрание стихотворений декабристов. - Лейпциг, 1862. - Т. 2;
  • Избранные произведения: В 2 т. - М., 1939;
  • Избранные произведения: В 2 т. - М.; Л., 1967;

Стихотворение «Участь русских поэтов»

Горька судьба поэтов всех племён;

Тяжеле всех судьба казнит Россию;

Для славы и Рылеев был рождён;

Но юноша в свободу был влюблён…

Стянула петля дерзостную выю.

Не он один; другие вслед ему,

Прекрасной обольщённые мечтою,

Пожалися годиной роковою…

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

Да! чувства в них восторженны и пылки, -

Что ж? их бросают в чёрную тюрьму,

Или болезнь наводит ночь и мглу

На очи прозорливцев вдохновенных;

Или рука любезников презренных

Шлёт пулю их священному челу;

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвёт,

Чей блещущий перунами полёт

Сияньем облил бы страну родную.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797—1846) — поэт, драматург, литературный критик. Родился в Петербурге в дворянской семье немецкого происхождения. Раннее детство его прошло в Эстонии. В 1811 году Кюхельбекер поступил в Царскосельский лицей. Его ближайшими лицейскими друзьями стали Дельвиг и Пушкин. Вольнолюбивый характер Кюхельбекера проявился рано. Уже в лицее он стал членом «Священной артели». Позже многие члены «артели» вошли в тайное общество декабристов. В 1819 году его избрали в «Вольное общество любителей словесности». Первые печатные произведения Кюхельбекера появились еще в лицейские годы (1815).

В 1820—1821 годах Кюхельбекер находился за границей (Германия, Италия, Франция). В Париже читал публичные лекции о русской литературе, что вызвало недовольство царского правительства. Ему было приказано возвращаться в Россию. С этого времени Кюхельбекер находился под надзором полиции. Некоторое время служил на Кавказе чиновником при генерале Ермилове. В этот период он познакомился и подружился с А.С. Грибоедовым.

После возвращения в Петербург Кюхельбекер вступил в тайное Северное общество. В. Кюхельбекер принимал активное участие в восстании декабристов (14 декабря 1825 года). После поражения восстания предпринял попытку бежать за границу, но был схвачен в Варшаве, приговорен к смертной казни, которую заменили каторжными работами на 20 лет. Впоследствии эту меру заменили на одиночное заключение, а затем ссылкой в Сибирь. Исследователи сложности жизни связывают не столько с бытом, сколько с утратой поэтом положительного идеала.

Сибирь и его новый быт не стали для Кюхельбекера источником вдохновения, как это было, например, с Баратынским в Финляндии или с Федором Глинкой в Карелии. Да этого, по-видимому, и не могло быть: слишком неравны были их судьбы, слишком тяжел был переход для дворянина, поэта, романтика и мыслителя, «кому рукоплескал когда-то град надменный» Париж, к необходимости пахать землю, сушить мох для постройки дома, искать за несколько вёрст заблудившегося быка — и все это для того, чтобы прокормить себя и семью. Но этот факт имеет и ряд других объяснений, не столь заземленных, коренящихся в эстетическом идеале поэтов гражданского романтизма. «Дифирамбический восторг», эмоциональная напряженность, высокий гражданский пафос, являющиеся стилистической основой декабристской поэзии, опирались на глубокую веру декабристов в положительный идеал, героический, действенный, революционный. Утрата этого положительного идеала, потеря веры в него лишали стиль «гражданского романтизма» политической, морально-психологической и эстетической опоры. Стать поэтом-реалистом, постичь социальные закономерности исторического процесса Кюхельбекер не смог. Поэтому его лирическая поэзия искала прежние опорные темы: дружбы и дружеского круга, Бога и надежды на высшую справедливость.

В творчестве Кюхельбекера можно выделить два этапа. Ранние его произведения написаны в сентиментально-элегическом духе. На втором этапе в его творчестве ярко прослеживаются гражданские и вольнолюбивые настроения. Основные темы — дружба как союз людей, которые посвятили себя служению свободе, братству и справедливости. Его лирический герой — борец, который готов принять смерть за свободу. Тема поэта и поэзии раскрывается Кюхельбекером с точки зрения демократической поэзии. Поэт — гражданин, борец за счастье народа. После трагических событий 1825 года в лирике Кюхельбекера зазвучали ноты отчаяния, скорби, примирения, расширился диапазон тем и жанров. Все отчетливее зазвучали романтические мотивы отчаяния и тоски.

Высшие поэтические достижения школы младших архаистов принадлежат Кюхельбекеру. Историческая ирония заключена в том, что достижения эти относятся не к высоким жанрам — оде, трагедии, которые культивировал поэт в годы своей молодости, а к жанру, который он осуждал в своем альманахе «Мнемозина», к годам сибирской ссылки после разгрома движения декабристов, когда он слеп и задыхался от одиночества, — к жанру элегии.

В лучшие свои минуты, по которым только и узнается истинный поэт, Кюхельбекер создавал отточенные стихи-афоризмы: «Стадами смертных зависть правит», «Он был из первых в стае той орлиной». Прозвучало романтическое понимание жребия поэта.

Незадолго до смерти не героическая поэма, не ода, а элегия «Усталость» подвела итоги драматической и прекрасной творческой судьбы Кюхельбекера. Всю жизнь он подвергался насмешкам за высокопарный стиль, перегруженный высокопарными церковнославянскими словами и словосочетаниями; а «Усталость» он написал так, что ее можно принять за произведение одного из поэтов конца XIX века. Раньше его упрекали за то, что он отстает от времени, теперь он свое время опередил.

— поэт, декабрист; род. 10 июня 1797 г. в Гатчине, ум. 11 августа 1846 г. в Тобольске. По собственному свидетельству Кюхельбекера он — немец по отцу и матери, но не по языку: «до шести лет — говорит он — я не знал ни слова по-немецки, природный мой язык — русский». Но обстановка, среди которой протекли его детские годы в имении отца Авинорме (Эстляндской губ.), окружавшая среда, рано проявившаяся наклонность к фантазии и восторженности, подогреваемая увлечением рыцарской поэзией, а затем обучение в г. Верро (Эстляндской губ.) — делали мальчика Кюхельбекера совсем не русским юношей. В Царскосельский лицей (тотчас по открытии последнего) он поступил с весьма нетвердым знанием русского языка. По блестящем окончании курса в Лицее, из которого Кюхельбекер вышел порядочным знатоком новых языков и литературы и восторженным поклонником классического мира, он определился в Коллегию иностранных дел и вместе с тем был старшим учителем русского и латинского языков в Благородном пансионе, учрежденном при Главном Педагогическом Институте; в то же время он состоял секретарем в Обществе учреждения училищ по методе взаимного обучения, давал частные уроки (между прочим, был гувернером будущего композитора M. И. Глинки) и был деятельным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Но занятия педагогические, досуг от которых он посвящал занятиям литературным; Кюхельбекер скоро оставил. В августе 1820 г. он отправился за границу в качестве секретаря при канцлере российских орденов обер-камергере А. Л. Нарышкине. В 1821 г., побывав с Нарышкиным в Германии и южной Франции, Кюхельбекер жил в Париже. Там он сблизился с некоторыми писателями и учеными и выступил и Atlienee Royal с публичными лекциями о славянском языке и русской литературе. Лекции эти до нас не дошли, но едва ли они были удачны, — по крайней мере А. И. Тургенев, в руках которого они были, называет их курьезом, для Кюхельбекера же последствия его дебюта перед французами в качестве лектора были весьма печальны: после одной лекции, в которой он говорил о влиянии на древнюю русскую письменность вольного города Новгорода и его веча, он получил через посольство приказание прекратить чтение лекций и вернуться в Россию; Нарышкин прервал с ним всякие сношения. Возвратившись в Петербург, Кюхельбекер очутился в весьма бедственном положении: без средств и под подозрением по поводу лекций в Париже. Впрочем, по ходатайству А. И. Тургенева и гр. Нессельроде ему удалось получить место в Тифлис состоять при Ермолове, вместе с которым осенью 1821 г. он и выехал на Кавказ. Но и здесь он пробыл недолго: в следующем году у него вышла с одним из приближенных Ермолова крупная ссора, кончившаяся дуэлью; Кюхельбекеру пришлось оставить службу, вместе с этим ему пришлось расстаться и с А. С. Грибоедовым, с которым он находился в весьма дружественных отношениях. Он уехал в Смоленскую губернию и до половины 1823 г. прожил в имении своей сестры (селе Закупе). Материальная необеспеченность заставила Кюхельбекера искать какой-либо службы. Он намеревался перебраться на службу в Петербург, мечтал издавать журнал, искал потом места в Одессу к гр. Воронцову; но ни личные просьбы, ни ходатайства друзей не имели успеха и он два года с небольшим провел в Москве, существуя на средства, которые доставляли ему уроки. В Москве же он вместе с князем В. Ф. Одоевским издал 4 книжки сборника «Мнемозина». Главными целями этого теперь мало известного издания были: «распространить несколько новых мыслей, блеснувших в Германии; обратить внимание читателей на предметы в России мало известные, по крайней мере заставить говорить о них; положить пределы нашему пристрастию к французским теоретикам; наконец, показать, что не все предметы исчерпаны, что мы, отыскивая в чужих странах безделки для своих занятий, забываем о сокровищах, вблизи нас находящихся». Правда, не все цели, намеченные редакцией, были достигнуты с равным успехом, но «Мнемозина» довольно удачно ознакомила русскую публику с плодами немецкой культуры и философии и сборник этот представляет большой историко-литературный интерес, хотя выдающимся успехом в свое время не пользовался; в нем приняли участие, кроме редакторов, такие крупные писатели, как Пушкин, Грибоедов, Баратынский, кн. Вяземский и др. В «Мнемозине» же, между прочим, Кюхельбекер поместил и свои интересные обширные воспоминания о заграничном путешествии. 1825 год Кюхельбекер провел без определенных занятий частью в Москве, частью в Петербурге, частью в имении сестры. Осенью этого года он вернулся в Петербург и поселился у своего приятеля кн. А. И. Одоевского. Здесь он присоединился к обществу лиц, принявших участие в возмущении 14 декабря. Вечером этого рокового дня, покинув столицу, Кюхельбекер провел несколько дней в имениях своих родственников (в Псковской и Смоленской губ.) и намеревался бежать за границу. Но тотчас по прибытии в Варшаву был узнан, арестован и отвезен в Петербург. Следствие показало, что Кюхельбекер принадлежал к Северному обществу, в которое был введен Рылеевым; верховным уголовным судом он был признан «виновным в покушении на жизнь вел. кн. Михаила Павловича во время мятежа на площади, в принадлежности к тайному обществу со знанием цели и в том, что лично действовал в мятеже с пролитием крови, сам стрелял в генерала Воинова» и т. д. Приговором суда он отнесен был к первому разряду государственных преступников и осужден к смертной казни отсечением головы; но по ходатайству великого князя Михаила Павловича был помилован: смертная казнь была заменена 15-тилетним заключением в крепостях, а по истечении этого срока пожизненной ссылкой в Сибирь. В заключении Кюхельбекер пробыл 10 лет, сначала в Петропавловской крепости, затем Шлиссельбургской, Динабургской, Ревельской и, наконец, Свеаборгской; в декабре 1835 г. он был отправлен на поселение в восточную Сибирь, в Забайкальскую область, в г. Баргузин, где жил его брат Михаил Карлович, также сосланный за участие в возмущении 14-го декабря. На первых порах жизнь в Баргузине показалась Кюхельбекеру «отрадною и привольною»; ему казалось, что для полного благополучия ему недоставало лишь средств и необходимого для него общества. Но скоро он начал испытывать томление и скуку, которых не могла рассеять и женитьба его; он женился на дочери местного почтмейстера, но жена не понимала и не разделяла его увлечений поэзией и не сочувствовала его стихотворным занятиям, в которых Кюхельбекер по-прежнему находил для себя единственное утешение. Он горько жаловался, что «увяз в ничтожных мелких муках, в заботах грязных утонул». Своими литературными трудами он думл, между прочим, облегчить и материальное положение, но двукратная попытка испросить разрешение на издание своих сочинений не имела успеха. Нужда и болезни окончательно сломили надорванное здоровье слабого Кюхельбекера и он в начале 1845 г. стал уже плохо видеть, а вскоре почти ослеп; в августе следующего года он скончался от чахотки в Тобольске, куда ему разрешили переехать во внимание к его расстроенному здоровью. Все находившиеся в Тобольске декабристы были при нем в последние минуты его жизни и отдали ему последнюю дань. — Так грустно закончилась многострадальная судьба Кюхельбекера, имя которого сохранила история не столько ввиду его заслуг перед отечественной литературой, сколько ввиду особых условий: его имя нельзя было выключить из созвездия славных имен наших писателей начала XIX века, ибо последние всегда считали его самым близким членом своей среды; с другой стороны Кюхельбекера не могли забыть и по его злополучной судьбе.

Уже в Лицее проявилась его страсть к стихотворству, но он долго не мог справиться с техникой нашего стихосложения, за что подвергался частым насмешкам со стороны своих знаменитых впоследствии товарищей; в стилистических же погрешностях против русского языка его упрекал совершенно основательно A. И. Тургенев даже в 1820-х годах. Но как доброго, милого товарища Кюхельбекера очень любили его однокашники, в числе которых были Пушкин, Дельвиг, Пущин, барон Корф и др. К Кюхельбекеру-юноше влекло всех, его знавших, его способность искренне увлекаться, его чувствительность, доброта сердца, доверчивость; этих черт не изгладили в его характере даже и тяжкие испытания, какие выпали на долю злополучного писателя в продолжение его жизни. Грибоедов писал о нем: «он отдается каждому встречному с самым искренним увлечением, радушием и любовью»; Жуковский говорил ему: «вы созданы быть добрым... вы имеете нежное сердце»; кн. Вяземский находил в нем «много достойного уважения и сострадательности»; для Пушкина он был всегда «лицейской жизни милый брат». Да и весь круг его знакомых, среди которых были чуть ли не все выдающиеся наши писатели того времени (Пушкин, Жуковский, Дельвиг, Гнедич, Баратынский, Грибоедов, Одоевский, Тургенев, кн. Вяземский и др.) всегда относился к нему с радушием, все сострадали ему в его несчастиях, столь часто его постигавших, и все, чем могли, старались облегчить его существование. В 1823 г. В. И. Туманский писал ему: «какой-то неизбежный fatum управляет твоими днями и твоими талантами и совращает те и другие с прямого пути».

Впрочем, и в литературной деятельности Кюхельбекера найдутся черты, ясно и выгодно выделяющие его из толпы посредственных писателей того времени. Писать Кюхельбекер начал рано и еще будучи лицеистом он уже видел свои произведения в печати за подписью: Вильгельм. Его первыми опытами были стихи и статьи критического характера. Поэтическая деятельность Кюхельбекера и ранней и поздней эпохи гораздо ниже его критических статей. Стих Кюхельбекера тяжел, не выдержан и обличает в авторе неумелого версификатора; стиль Кюхельбекера далеко не правилен, благодаря несовершенному знанию русского языка и пристрастию к литературным мнениям Шишкова. Должно согласиться с современниками Кюхельбекера, что в стихах его заметно немало ума, знания, начитанности, но почти не заметно того истинного воодушевления, без которого поэзия обращается в стихотворство. В Кюхельбекере было много восторженности, экзальтации, фантазии, чувствительности, но поэтического пафоса ему дано не было. Но никто не может отрицать в нем искренности и самой пылкой любви к поэзии. Едва ли не лучшими стихотворными произведениями Кюхельбекера следует признать стихи, написанные им в ссылке: в них много живого религиозного чувства и их мягкий, чуждый озлобления элегический тон трогает душу читателя. Все более мелкие стихотворения Кюхельбекера — лирические и преимущественно элегии. Больших поэтических достоинств мелкие стихотворные произведения Кюхельбекера не имеют, их нет и в более крупных, как «Шекспировы Духи», мистерия «Ижорский», и поэма «Вечный жид». Известно, что даже Пушкин, с такой симпатией относившийся к своему другу, назвал его «Шекспировы Духи» — дрянью, а поэму его совершенно забраковал Белинский. — Более достоинств и значения имеют критические статьи Кюхельбекера, хотя нельзя не признать, что и в области критики Кюхельбекер не имел прочно сложившихся убеждений. Так, несмотря на все свое уважение к Пушкину, он однажды не затруднился поставить его на одну доску с Кукольником, а кн. Шихматова сравнивал с Кальдероном. Тем не менее — некоторые теоретические взгляды Кюхельбекера на литературу заслуживают, по своему времени, внимания — таковы, напрель, его попытка отнестись строго критически к авторитетам старого времени, указание на «веру праотцов, нравы, отечественные летописи и сказания народные, как на лучший, чистейший, вернейший источник для нашей словесности»; не лишены значения для того времени и призывы Кюхельбекера к реализму, народности, его серьезные рассуждения о романтизме и пр. Поэтому, несмотря на некоторые странности и заблуждения Кюхельбекера, должно признать за ним недюжинный ум, отличное знакомство с иностранной литературой (особенно немецкой) и несомненные способности, правильному развитию, направлению и выражению которых сильно вредили крайняя экзальтация его и отсутствие чувства меры. Как человек, Кюхельбекер имел много хороших сторон, из которых главные — его искренность и доброта. Кажется, никто не понимал его лучше Баратынского, который, между прочим, писал о нем: «Он человек занимательный во многих отношениях... он с большими дарованиями, и характер его очень сходен с характером женевского чудака (Руссо); та же чувствительность и недоверчивость, то же беспокойное самолюбие, влекущее к неумеренным мнениям, дабы отличиться особенным образом мнений, и порой та же восторженная любовь к правде, к добру, к прекрасному, которой он все готов принести в жертву; человек, вместе достойный уважения и сожаления, рожденный для любви к славе и для несчастия». Менее доброжелательную, но едва ли не более верную характеристику дал о нем Е. А. Энгельгардт: «Кюхельбекер имеет большие способности, прилежание, добрую волю, много сердца и добродушие, но в нем совершенно нет вкуса, такта, грации, меры и определенной цели. Чувство чести и добродетели проявляется в нем иногда каким-то донкихотством. Он часто впадает в задумчивость и меланхолию, подвергается мучениям совести и подозрительности, и только увлеченный каким-нибудь обширным планом выходит из этого болезненного состояния».

Полного собрания сочинений Кюхельбекера нет; стихотворения и статьи его печатались в следующих журналах и сборниках: «Амфионе» (1815 г.), «Сыне Отечества» (1816—1825 гг.), «Благонамеренном» (1818—1825 гг.), «Соревнователе просвещения и благотворения» (1819—1821 г.), «Невском Зрителе» (1820 г.), «Полярной Звезде» (1825 г.) и др. Кроме того, много произведений Кюхельбекер поместил и в сборнике «Мнемозина»; по смерти Кюхельбекера были напечатаны некоторые произведения и дневник его в «Отечественных Записках» (т. 139), «Библиографических Записках» (1858 г.), «Русской Старине». Наибольшее количество стихотворений Кюхельбекера помещено в «Собрании стихотворений декабристов» (Библиотека русских авторов, вып. II, Берлин 1862 г.) и в книжке «Избранные стихотворения В. К. Кюхельбекера», Веймар, 1880 г. Отдельно изданы следующие сочинения Кюхельбекера: «Смерть Байона», Москва 1824 г.; «Шекспировы Духи» — драматическая шутка в двух действиях, посвящается А. С. Грибоедову, СПб. 1825 г.; «Ижорский» — мистерия, СПб. 1835 г. (издана анонимно, притом лишь первая часть, остальные света не видели); «Вечный жид» — поэма, СПб. 1878 г. Немало произведений Кюхельбекера осталось в рукописи.

Литература о Кюхельбекере обширна. Наибольшее количество сведений сохранилось о нем, как об участнике в возмущении 14 декабря; такого рода сведения можно найти во всей литературе о декабристах. Главнейшие источники и пособия: «Донесения следственной комиссии», СПб. 1826 г.; А. И. Дмитриев-Мамонов, «Декабристы в Западной Сибири», М. 1895 г.·, М. И. Богдапошич, «История царствования императора Александра I»; Schnitzler, «Histoire intime de la Russie», Brux. 1847, III; Н. A. Гастфрейнд; «Кюхельбекер и Пущин»; СПб. 1901 (раньше в «Вести. Всемирной Истории;» 1900 г., No 12); A. Н. Пыпин, «История русской этнографии»; его же, «Общественное движение в России при Александр I»; Н. И. Греч, «Записки о моей жизни», СПб. 1886 г. — характеристика Кюхельбекера, сделанная Гречем, весьма резкая и не вполне справедливая и вообще сведения, даваемые им о Кюхельбекере, во многом неточны; см. его же воспоминания в «Полярн. Звезде» 1862 г. и в «Русск. Вестнике» 1868 г., No 6; биографические очерки о Кюхельбекере см. в «Русск. Старине» 1875 г., т. 13 (поправки к этой статье в «Древн. и Нов. России» 1878 г., No 2) и у Колюпанова «Биографии А. И. Кошелева», т. I, М. 1889 г., кн. II (там же в примечаниях и список трудов Кюхельбекера); кроме того: «Русский Архив» 1870 г. NoNo 2, 6, 8—9; 1871 г. No 2; 1881 г., No 1; «Русская Старина» 1870 г., No 4; 1873 г. No 7; 1875 т. 13; 1883 г. т. 39 и 40; 1884 г. т. 41; 1891 г. т. 69. Записки: М. И. Глинки, СПб. 1887 г., П. А. Каратыгина, СПб. 1880 г.; И. И. Панаева, СПб. 1876 г., и др.; словари Геннади, Брокгауза, Толля и др.; «Сборник старин. бумаг Щукина», т. VIII, М. 1901 г.; «Современник» 1869 г., VII; «С. — пт. Вед.» 1866 г. No 176; Грот, «Пушкин, — его лицейские товарищи и наставники» СПб. 1887 г.; «Нов. Время» 1880 г., No 1640. Сочинения А. С. Пушкина (изд. Литер. фонда и Академическое); Сочинения А. С. Грибоедова СПб. 1889 г.; «Остафьевский архив кн. Вяземских» т. II, СПб. 1899 г. (и прим.). Об отце В. К. Кюхельбекера — Карле Ивановиче (ум. в 1809 г.), первом директоре Павловска см. в «Русской Старине» 1870 г., т. I, стр. 429—434 и в книге «Павловск. Очерк истории и описание». СПб. 1877 г. О сыне В. К. Кюхельбекера, Михаиле Вильгельмовиче, (род. 29 июля 1840 г., ум. 22 декабрь 1879 г.) см. «Новое Время» 1879 г. No 1374. «Молва» 1879 г., No 356, «Голос» 1879 г., No 325.

Ив. Кубасов.

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

— известный писатель (1797—1846). К. учился в Царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина; дружба не мешала последнему преследовать эпиграммами поэтические упражнения К. С 1815 г. стихотворения К. стали появляться в «Вестнике Европы» (за подписью Вильгельм), «Сыне Отечества», «Благонамеренном». В 1817—20 гг. К. служил в министерстве иностранных дел. В 1820 г. он поехал за границу и читал в парижском Атенее лекции о славянской литературе, приостановленные по требованию русского посольства, как слишком либеральные. В 1822 г. К. служил на Кавказе при Ермолове; близко сошелся там с Грибоедовым. В 1823—1825 гг. он жил в Москве, где, вместе с кн. Одоевским, издал четыре книжки сборника: «Мнемозина». К. участвовал в заговоре декабристов и стрелял, на Сенатской площади, в вел. кн. Михаила Павловича; затем он бежал и, намереваясь скрыться за границу, прибыл в Варшаву, где был узнан по приметам, сообщенным его бывшим другом — Булгариным. Приговоренный к смертной казни, он был помилован, по просьбе вел. кн. Михаила Павловича, и осужден на вечные каторжные работы, замененные одиночным заключением в Шлиссельбурге и Кексгольме. Материально К. не особенно нуждался, получал книги и только не мог печатать своих произведений, несмотря на заступничество Жуковского. Незадолго до смерти, К., по свидетельству Греча, был перевозен в имение своей сестры, где и умер. К., не выделяясь талантом, не мог выбиться из оков старой школы: произведения его писаны тяжелым языком и испещрены массой славянизмов. В роли политического деятеля, которую он надеялся сыграть, он был совершенно искренен, хотя сильно увлекался, за что Пушкин сравнивал его с Анахарсисом Клоотсом. Отдельно К. напечатал: «Смерть Байрона» (М., 1824); «Шекспировы духи», драматическая шутка (СПб., 1825); «Ижорский», мистерия (СПб., 1825). В «Русской Старине» (1875 и 1878 гг. напечатаны извлечения из его дневника и поэма, писанная им в 1842 г.: «Вечный жид». Ср. Греч, «Записки не-декабриста» (Б., 1862 и «Русский Вестник», 1868, No 6; пристрастная и часто несправедливая характеристика).

Большой Энциклопедический словарь, изд. Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890-1907 гг., 82+4 тт. [точнее - полутомов, но чаще всего указывается № полутома как том, например т. 54; правильнее томов 43, из них 2 дополнительных.])

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

(10.6.1797—11.8.1846). — Отставной коллежский асессор, литератор.

Род. в Петербурге. Отец — стат. сов. Карл Кюхельбекер (28.12.1784—6.3.1809), саксонский дворянин, агроном, первый директор Павловска (1781—1789), был близок к Павлу I в последние годы его жизни; мать — Юстина Як. Ломен (Lohmen, 20.3.1757—26.3.1841, в 1836 находилась во Вдовьем доме). До 1808 жил в пожалованном отцу Павлом I эстляндском имении Авинорм, в 1808 по рекомендации дальнего родственника М. Б. Барклая-де-Толли определен в частный пансион Бринкмана при уездном училище г. Верро в Лифляндии, а в 1811 в Царскосельский лицей, окончил его с чином IX класса (1-й выпуск, товарищ А. С. Пушкина) — 10.6.1817. Зачислен вместе с Пушкиным в Коллегию иностр. дел, одновременно преподавал русский и латинский языки в Благородном пансионе при Гл. Педагогическом институте (впоследствии 1 гимназия), вышел в отставку — 9.8.1820, выехал из Петербурга за границу секретарем при обер-камергере А. А. Нарышкине (рекомендован А. А. Дельвигом) — 8.9. После пребывания в Германии и Южной Франции в марте 1821 приехал в Париж, где в антимонархическом обществе «Атеней» читал публичные лекции о славянском языке и русской литературе, их содержание вызвало неудовольствие правительства, и Кюхельбекеру было предложено немедленно возвратиться в Россию. В конце 1821 назначен на Кавказ чиновником особых поручений при А. П. Ермолове с чином кол. ас., оставался в этой должности лишь до мая 1822, когда после дуэли с Похвисневым вынужден был выйти в отставку и покинуть Тифлис. Год жил в имении своей сестры Ю. К. Глинки — с. Закупе Духовщинского уезда Смоленской губ., с 30.7.1823 поселился в Москве, где преподавал в Университетском пансионе и давал уроки в частных домах, занимаясь одновременно литературной деятельностью, в 1824—1825 издавал с кн. В. Ф. Одоевским сборник «Мнемозина», с апрель 1825 жил в Петербурге, сперва у брата М. К. Кюхельбекера (см.), а с октября — с декабристом кн. А. И. Одоевским (см.). Крестьян не имел. Член Вольного общества любителей российской словесности (сотрудник — 10.11.1819, действ. член — 3.1. 1820).

Член преддекабристской организации «Священная артель» и Северного общества (ноябрь — декабрь 1825). Активный участник восстания на Сенатской площади.

После разгрома восстания бежал из Петербурга, арестован при въезде в предместье Варшавы унтер-офицером Григорьевым — 19.1.1826, привезен в Петербург закованным — 25.1, помещен в Петропавловскую крепость («можно Кюхельбекера расковать. 26.1.1826»; «присылаемого Кюхельбекера посадить и содержать по-прежнему. 26.1.1826») в No 12 Алексеевского равелина. С ним был арестован его крепостной слуга Семен Балашов, который был закован в железа, снятые с него 30.4.1826.

Осужден по I разряду и по конфирмации 10.7.1826 приговорен в каторжную работу на 20 лет, переведен в Кексгольмскую крепость — 27.7.1826, срок сокращен до 15 лет — 22.8.1826, доставлен в Шлиссельбургскую крепость — 30.4.1827. По Высоч. повелению вместо Сибири отправлен в арестантские роты при Динабургской крепости — 12.10.1827 (приметы: рост 2 арш. 91/2 верш., «лицом бел, чист, волосом черн, глаза карие, нос продолговат с горбиною»), прибыл туда — 17.10. 1827, разрешено время от времени извещать мать письмами о себе — 5.8.1829, по Высоч. повелению (сообщено III отделению дежурным генералом Гл. штаба 10.4.1831) отправлен под строжайшим присмотром через Ригу в Ревель — 15.4. 1831 (прибыл туда — 19.4), где содержался в Вышгородском замке, откуда по распоряжению Гл. штаба (27.4.1831) отправлен водою в Свеаборг в арестантские роты — 7.10.1831, прибыл туда — 14.10.1831. По указу 14.12.1835 освобожден из крепости и обращен на поселение в г. Баргузин Иркутской губ., куда доставлен 20.1.1836, по собственному ходатайству переведен в Акшинскую крепость — 16.9.1839, где давал уроки дочерям майора А. И. Разгильдеева (выехал из Баргузина в январь 1840), разрешен перевод в д. Смолино Курганского округа — 9.6.1844, выехал из Акши — 2.9.1844, прибыл в Курган (где и жил до отъезда в Тобольск) — 25.3.1845, разрешено на время отправиться в Тобольск для лечения — 28.1.1846, прибыл в Тобольск — 7.3.1846. Умер в Тобольске, похоронен на Завальном кладбище.

Жена (с 15.1.1837) — Дросида Ив. Артенова (1817—1886), дочь мещанина, баргузинского почтмейстера. Дети: Федор (род. мертвым — 12.6.1838), Михаил (28. 7.1839—22.12.1879), Иван (21.12.1840—27.3.1842) и Юстина (Устинья, р. 6.3. 1843) в замужестве Косова. По всеподданнейшему докладу гр. А. Ф. Орлова Ю. К. Глинке разрешено взять к себе на воспитание оставшихся после смерти ее брата малолетних детей Михаила и Юстину с тем, чтобы они именовались не по фамилии отца, а Васильевыми — 8.4.1847. Михаил под этой фамилией определен в Ларинскую гимназию — 1850, по окончании ее поступил в Петербургский ун-т на юридический факультет — 1855, в 1863 прапорщик Царскосельского стрелкового бат. По манифесту об амнистии 26.8.1856 детям дарованы права дворянства и возвращена фамилия отца. Вдова Кюхельбекера жила в Иркутске, получая от казны пособие в 114 руб. 28 коп. серебром в год, по ходатайствам ген. — губ. Вост. Сибири М. С. Корсакова и чиновника особых поручений при нем А. Макарова ей с 1863 выдавалось еще пособие от Литературного фонда по 180 руб. в год. В сентябрь 1879 она выехала в Казань, а затем в Петербург, после смерти сына возбудила ходатайство о восстановлении прежней пенсии, которая выплачивалась ей до отъезда из Сибири, ходатайство удовлетворено — 24.6.1881. На ее похороны выдано по ходатайству кн. М. С. Волконского, сына декабриста, 150 руб. — 19.5.1886. Сестры: Юстина (12.7.1784—15.7.1871), замужем за Г. А. Глинкой, братом декабриста В. А. Глинки (см.); Юлия (ок. 1789—после 1845), классная дама Екатерининского ин-та; брат: Михаил (см.).

ВД, II, 133—199; ЦГАОР, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 9, 52; 1828 г., д. 255.

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

поэт, товарищ по лицею Пушкина; род. 1797 г. 10 июня, в Гатчине; † 11 август 1846 г., в Тобольске, сосланный за участие в бунте 14 декабрь 1825 г.

Русский биографический словарь (1896-1918, изд. Русского исторического общества, 25 тт., неоконч.; издание осуществлялось вначале под наблюдением А. А. Половцова [Половцева; 1832-1909], который был председателем Общества с 1978 г.)

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

— русский поэт из обрусевших немцев, мелкопоместных дворян. Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным. Позднее тесно сошелся с Грибоедовым.

Уехав секретарем обер-камергера Нарышкина за границу, читал в Париже в 1821 лекции по русской литературе, прекращенные вследствие их «вольнолюбия» по требованию русского посольства. Стихи начал писать и печатать еще на лицейской скамье [с 1815]. В 1824—1825 издавал вместе с В. Ф. Одоевским альманах «Мнемозину». За две недели до 14 декабря 1825 был введен Рылеевым в Северное о-во. Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата царя. Предпринял побег за границу, но был опознан и арестован в Варшаве. Провел десять лет в заключении в крепостях, затем был сослан на поселение в Сибирь, где ослеп и умер от чахотки.

Высокая гражданская настроенность и националистические тенденции, свойственные некоторым декабристским кругам, понуждают К. — сперва ученика Жуковского и представителя «германического направления» в поэзии — выступить в начале 20-х гг. с требованием «сбросить поносные цепи немецкие». К. выдвигает лозунг «высокого искусства»; от «карамзинистов» — Пушкина и его друзей — уходит к классикам — «в дружину славян», определяя свою позицию в качестве «романтика в классицизме». Культ Германии и Жуковского сменяется в К. культом Державина. В противовес основному лирическому жанру эпохи — «изнеженной, бесцветной» элегии — К. призывает возродить «высокую» оду (статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», «Мнемозина», ч. 2), «искусственно-тощему», европеизированному «жаргону» карамзинистов противопоставляет «варварский», но «богатый и мощный» «славяно-русский» язык классиков; героям байронических поэм, «слабым, отжившим для всего брюзгам» — носителей «силы» и «славы», героев трагедии. В своих «Аргивянах» К. дал образец высокой, «гражданской» трагедии, политически направленной на борьбу с «тираном». Литературная деятельность К. имела главным образом теоретическое значение. Художественная его практика неизменно, начиная с лицея, служила мишенью для насмешек, не всегда справедливых: кое-что из «попыток» К. вошло в литературу (так, он первый употребил в трагедии белый пятистопный ямб, которым написан пушкинский «Борис Годунов», и т. д.). Несомненный интерес представляет дневник К., в котором, по справедливому выражению новейшего исследователя, «законсервирована литературная атмосфера 20-х гг.". Незадачливая судьба К., созданного по меткому наблюдению Баратынского «для любви к славе и для несчастия», послужила для Ю. Н. Тынянова предметом художественной обработки («Кюхля», повесть о декабристе», Л., 1925).

Библиография : I. Шекспировы духи, Драматическая шутка, СПб., 1825; Нашла коса на камень, Комедия, 1839; Собр. стих. декабристов, изд. Фомина, т. II, М., 1907; Полное собр. стих., М., 1908 (изд. далеко неполное и малоудовлетворительное текстологически); Ижорский, Мистерия, М., 1908 (изд. 1-е, СПб., 1835); Обозрение российской словесности, сб. «Литературные портфели», Л., 1923; Поэты-декабристы, сб. под ред. Ю. Н. Верховского, Гиз, М. — Л., 1926; Дневник, Предисловие Ю. Н. Тынянова, ред., введ. и прим. В. Н. Орлова и С. И. Хмельницкого, «Прибой», Л., 1929.

II. Котляревский Н., Литературная деятельность декабристов, I, В. К. Кюхельбекер, «Русское богатство», 1901, NoNo 3 и 4; Pозанов И. Н., Кюхельбекер — Ленский, «Красная нива», 1926, No 6; Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, «Прибой», Л., 1929 (ст. «Архаисты и Пушкин» и «Аргивяне , неизданная трагедия Кюхельбекера»).

III. Ченцов H. M., Восстание декабристов, Библиография, редакция Н. К. Пиксанова, Гиз, М. — Л., 1929.

Д. Благой.

"Литературная энциклопедия" (т. 1-9, 11, 1929-39, неконч.).

Кюхельбекер, Вильгельм Карлович

Видный рус. поэт, переводчик, критик, общественный деятель, более известный произв. др. жанров. Род. в СПБ, сын обрусевшего немца, окончил Царскосельский лицей, где близко подружился с А. Пушкиным и А. Дельвигом, работал в Коллегии иностр. дел и преподавал рус. и лат. яз. в пансионе при Пед. ин-те, служил чиновником по особым поручениям при генерале А. П. Ермолове, путешествовал в Германию и Италию. Рано начал писать, став одним из ярких поэтов пушкинского окружения. Активный участник восстания декабристов, К. после его разгрома бежал в Варшаву, но был там задержан, судим и приговорен к смерти; впоследствии приговор был заменен на тюремное заключение и ссылку в Сибирь. Мн. произв. К. увидели свет только в 20 в.

Поэзия К. проникнута тираноборческими мотивами, верой в победу разума и справедливости; те же настроения, высказанные в прямом или иносказательном виде, можно обнаружить в публицистическом соч. — «Европейские письма» (1820 ); вошли в сб. «Декабристы» (1975 ); в этом произв. автор как бы смотрит на совр. ему Европу глазами американца 24 в. Сатирическая зарисовка «Земля Безглавцев» (1824) может рассматриваться как первый набросок лит. антиутопии в России: герой, залетевший, подобно герою Э. По , на воздушном шаре на Луну , обнаруживает там страну Акефалию (т. е. Безголовую) со столицей Акардион (т. е. Бессердечный), где царствуют нравы, неприемлемые для автора и рос. действительности.

Кюхельбекер, Вильг. Карл.

Венгеров С. А., "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" (Пг., 1915-1918, неоконч.)

Все биографии русских писателей по алфавиту:

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797-1846), писатель, декабрист.

Родился 21 июня 1797 г. в Петербурге. Происходил из дворянской семьи обрусевших немцев. Окончил Царскосельский лицей (1817 г.), где началась его дружба с А. С. Пушкиным и А. А. Дельвигом.

Затем служил в Коллегии иностранных дел, преподавал русский язык и латынь. В 1820- 1821 гг. путешествовал по Европе; читал в Париже публичные лекции о русской литературе, при этом вёл речь и о необходимости политических преобразований в России. Выступления прервались по приказу русского посольства.

В 1822 г. Кюхельбекер служил на Кавказе чиновником особых поручений при генерале А. П. Ермолове. В ноябре 1825 г. он был принят К. Ф. Рылеевым в тайное Северное общество. Во время восстания 14 декабря 1825 г. в Петербурге Кюхельбекер стрелял в великого князя Михаила Павловича, выстраивал солдат для контратаки.

После провала восстания пытался бежать за границу, но был арестован в Варшаве и приговорён к смертной казни, заменённой затем каторгой в Динабургской крепости.

С 1836 г. жил на поселении в Сибири.

Кюхельбекер стал печататься с 1815 г. В ранних стихах следовал традиции элегической поэзии В. А. Жуковского, с начала 20-х гг. XIX в. активно выступал против сентиментализма, защищая романтизм. Он написал программную статью «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (опубликована в 1824 г. в альманахе «Мнемозина», который Вильгельм Карлович издавал вместе с В. Ф. Одоевским).

В противовес «камерной лирике» Кюхельбекер создаёт тираноборческую трагедию «Аргивяне» (1822-1825 гг.), стихотворения «К Ахатесу», «К друзьям на Рейне» (оба 1821 г.) - произведения, исполненные гражданственного пафоса.

В заточении и в ссылке Кюхельбекер не изменил своим прежним идеалам (стихотворения «Элегия», 1832 г.; «На смерть Якубовича», 1846 г., и др.), хотя в его лирике усилились мотивы одиночества, обречённости («19 октября», 1838 г.; «Участь русских поэтов», 1845 г.; трагедия «Прокофий Ляпунов», 1834 г.).

Мистическая идея предопределённости трагической судьбы нашла отражение и в наиболее значительном прозаическом произведении - повести «Последний Колонна» (не окончена).

Большая заслуга в издании сочинений Кюхельбекера в XX в. принадлежит писателю Ю. Н. Тынянову.

Кюхельбекер Вильгельм Карлович

Русский поэт, декабрист. Друг А. С. Пушкина. Участник восстания на Сенатской площади (1825). Приговорён к тюремному заключению и вечной ссылке. Оды, послания ("Смерть Байрона", 1824; "Тень Рылеева", 1827), трагедии ("Аргивяне", 1822 - 25, "Прокофий Ляпунов", 1834), романтическая драма "Ижорский" (опубл. 1835, 1841, 1939), поэмы "Вечный жид", опубл. 1878), роман "Последний Колонна" (1832 - 43; опубл. 1937). Критические статьи; "Дневник", написан в заключении (опубл. 1929).

Биография

Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797 - 1846), поэт, прозаик.

Родился 10 июля (21 н.с.) в Петербурге в дворянской семье обрусевших немцев. Детство провел в Эстонии, где семья поселилась после отставки отца.

В 1808 был отдан в частный пансион, а через три года поступил в Царскосельский лицей, где его друзьями стали Пушкин и Дельвиг. С ранних лет проявлял черты вольнолюбия, был членом кружка декабриста Бурцева, глубоко изучал общественные науки, составлял словарь политических терминов, серьезно занимался литературой. Считался одним из признанных лицейских поэтов. Уже в 1815 печатался в журналах "Сын Отечества", "Амфион", принимал активное участие в "Вольном обществе любителей российской словесности", на одном из заседаний которого в 1820 читал стихи, посвящённые ссыльному Пушкину, что послужило поводом для доноса на Кюхельбекера. Чувствуя надвигающуюся опасность, по совету друзей отправляется за границу в качестве секретаря вельможи А. Нарышкина. Побывал в Германии, где посетил Гёте, которому посвятил стихотворение "К Прометею". В Париже читал лекции по русской литературе, имевшие большой успех. Вольнолюбивая направленность этих лекций вызвала недовольство царского посланника, добившегося немедленного возвращения поэта в Россию.

Друзья помогли ему поступить на службу к генералу Ермолову, и он в 1821 отправился на Кавказ, в Тифлисе встретился и подружился с Грибоедовым. Однако уже в мае 1822 Кюхельбекер подал прошение об увольнении и уехал к сестре в имение Закуп Смоленской губернии. Здесь написал несколько лирических стихотворений, закончил трагедию "Аргивяне", сочинил поэму "Кассандра", начал поэму о Грибоедове.

Обстоятельства материального порядка побудили его летом 1823 приехать в Москву. Поэт сблизился с Одоевским, вместе с которым начал издавать альманах "Мнемозина", где печатались Пушкин, Баратынский, Языков. Кюхельбекер писал стихи о восстании в Греции, на смерть Байрона, послания Ермолову, Грибоедову, стихотворение "Участь русских поэтов".

В 1825 поселился в Петербурге, вошёл в круг декабристов, был принят в члены Северного общества. 14 декабря Кюхельбекер, один из немногих "штатских" среди военных, проявлял бурную деятельность: посещал восставшие части, мужественно вёл себя на площади, стрелял в великого князя Михаила Павловича. Когда войска восставших были рассеянны, переодевшись в крестьянское платье, он пытался бежать за границу. Арестованный в Варшаве, был приговорён к смертной казни, впоследствии заменённой длительной каторгой.

После десяти лет одиночного заключения в Динабургской и Свеаборгской крепостях был сослан в Сибирь на поселение. Однако и в крепости, и в ссылке он продолжал заниматься творчеством, создав такие произведения, как поэма "Сирота", трагедии "Прокофий Ляпунов" и "Ижорский", повесть "Последняя Колонна", сказку "Иван, купецкий сын", воспоминания "Тень Рылеева", "Памяти Грибоедова". Некоторые из его произведений Пушкину удалось напечатать под псевдонимом.
После смерти своего великого друга Кюхельбекер потерял и эту возможность.

В ссылке Кюхельбекер женился на дочери почтмейстера Артёмова, неграмотной женщине, которую учил и воспитывал. Вместе с семьей перебирался из одного сибирского местечка в другое и, наконец, уже больной туберкулёзом и слепой, поселился в Тобольске.

О декабристах писали много и по-разному. Одни с холодным сердцем анализировали их социальные программы. Другие с душевным восторгом обращались к анализу их жизненной позиции.

Почему же с таким неослабевающим увлечением учёные и писатели изучают их жизнь? 170 лет назад о них говорила вся просвещённая Россия, о них "переписывались" монархи и правительства, составлялись секретные доклады. Об их жизни - тысячи публикаций, диссертаций, поэм и романов. Одни их ругали, другие ими восхищались.
Пушкин причислял себя к декабристам, с грустью вспоминая в стихотворении "Арион": "Нас было много на челне. . . ".

Судьбы этих людей противоречивы. И, думается, неоднозначно, что было бы с Россией, если бы они победили. В критических ситуациях (арест, допрос, камера, ссылка, каторга) они вели себя по-разному.

Меня заинтересовала судьба одного из этих людей - поэта-декабриста Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Его жизненный путь был тернист и труден. Особенно трагична судьба его произведений.

Исследователь жизни и творчества В. К. Кюхельбекера Юрий Николаевич Тынянов писал:"Поэтическая судьба Кюхельбекера - это, быть может, наиболее яркий пример уничтожения поэта, которое произвело самодержавие". Поэту было 28 лет, когда он, волей самодержавия, был вычеркнут из литературной жизни России: после 1825 года имя Кюхельбекера совершенно исчезло со страниц журналов; безымянные или подписанные псевдонимами, его произведения появлялись редко. Он умер в безвестности и нищете, после него осталось огромное количество тетрадей с неопубликованными стихотворениями, поэмами, драмами, повестями. Перед смертью, Кюхельбекер отправил В. А. Жуковскому гордое и скорбное письмо: "Говорю с поэтом, и сверх того полуумирающий приобретает право говорить без больших церемоний: я чувствую, знаю, я убеждён совершенно, точно так же, как убеждён в своём существовании, что Россия не десятками может противопоставить европейцам писателей, равных мне по воображению, по творческой силе, по учёности и разнообразии сочинений. Простите мне, добрейший мой наставник и первый руководитель на поприще поэзии, эту мою гордую выходку! Но, право, сердце кровью заливается, если подумаешь, что всё, мною созданное, вместе со мной погибнет, как звук пустой, как ничтожный отголосок!" (1).

На протяжении почти столетия после его смерти крупнейшие произведения поэта не были опубликованы; за эти годы многочисленные исследования литературоведов - пушкинистов вывели на свет огромное количество острот и пародий, карикатур и нелепых случаев, связанных с именем Кюхельбекера (2, 3). Поэт был заранее уничтожен в глазах своих возможных читателей, которые ещё не знали и не читали его произведений. Только в 1930-е годы, трудами русского писателя Ю. Н. Тынянова (1894-1943), поэт был впервые воскрешён. Его известный роман "Кюхля" увидел свет в 1925 году.

Referatyk.com›biografii/13866-diplomnaya_rabota:_…

Задача данной статьи - выяснить, как заложен уход из жизни от туберкулёза поэта-декабриста ВИЛЬГЕЛЬМА КЮХЕЛЬБЕКЕРА в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека"

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 42 64 70 82 111 113 119 130 136 153 156 166 178 207 211 217 229 258 271 282 283 300 312 327 330 340 364
К Ю Х Е Л Ь Б Е К Е Р В И Л Ь Г Е Л Ь М К А Р Л О В И Ч
364 353 322 300 294 282 253 251 245 234 228 211 208 198 186 157 153 147 135 106 93 82 81 64 52 37 34 24

3 13 25 54 58 64 76 105 118 129 130 147 159 174 177 187 211 222 253 275 281 293 322 324 330 341 347 364
В И Л Ь Г Е Л Ь М К А Р Л О В И Ч К Ю Х Е Л Ь Б Е К Е Р
364 361 351 339 310 306 300 288 259 246 235 234 217 205 190 187 177 153 142 111 89 83 71 42 40 34 23 17

КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ = 153-ОТ ОТЁКА ЛЁГКИХ + 211-\ 63-ГИБЕЛЬ + 148-ЗАВЕРШЕНИЕ ЖИЗНИ \.

118 = ВИЛЬГЕЛЬМ, ЗАБОЛЕВАНИЕ ТУ(беркулёзом), ОТЁК ЛЁГКИХ.

93 = КАРЛОВИЧ, ЧАХОТКА.

153 = КЮХЕЛЬБЕКЕР, БАЦИЛЛА КОХА + УГАС, (гиб)ЕЛЬ ОТ ОТЁКА ЛЁ(гких).

364 = 187-\ 28-(туберку)ЛЁЗ + 159-ОТРАВЛЕНИЕ КРОВИ \ + 177-(пало)ЧКОЙ КОХА ЗАГУБЛЕН.

Проверим дешифровку таблицей:

12 19 28 43 62 79 80 83 95 101 115 125 131 142*159*174**177**187**
(туберку)Л Ё З + О Т Р А В Л Е Н И Е К Р О В И
364 352 345 336 321 302 285 284 281 269 263 249 239 233 222*205**190**187**

211**222**237 247 258*273 295 296 305 306*310**330*332 344 350 364
(пало)Ч К О Й К О Х А + З А Г У Б Л Е Н
177**153**142*127 117 106* 91 69 68 59 58** 54* 34* 32 20 14

Таблицы содержат по 2 цепочки из 6-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 159-174-177-187-211-222 142-153-177-187-190-205

А также по 6 совпадающих столбцов: 174**\\205** 177**\\190** 187**\\187** 211**\\177** 222**\\153** 58**\\310**

В дешифровках:

(палочка)КОХ(а) + ГИБЕЛЬ + БОЛЬНОЙ ЛЁГОЧНЫМ ТУ(беркулёзом) = 264.

ЗАРАЖЕНИЕ ТУБЕРК(улёзом) + КОНЧ(ина) + (гиб)ЕЛЬ ОТ ОТЁКА ЛЁ(гких) = 264

Мы также увидим по 6 совпадающих столбцов.

В дешифровке: (за)БОЛЕ(вание) ЛЁГ(ких) + (гиб)ЕЛЬ ЯДАМИ + (гибе)ЛЬНОЕ ОТРАВЛЕНИЕ ЛЁ(гких) = 364

7 совпадающих столбцов.

Рассмотрим дешифровку с 10-тью совпадающими столбцами:

(бактерии отра)ВИЛИ ЛЁГ(кие) + (гиб)ЕЛЬ БОЛЬНОГО + (гиб)ЕЛЬ ОТ ОТЁКА ЛЁ(гких) = 364.

3** 13** 25** 35 47 54* 58** 64** 76** 105** 107 122 134 163 177*192 196 211*
(бактерии отра)В И Л И Л Ё Г(кие) + (гиб)Е Л Ь Б О Л Ь Н О Г О +
364**361**351**339* 329 317 310** 306**300**288** 259*257 242 230 201 187*172 168

217**229**258** 273 292 307 326 333 344 345 357 364
(гиб)Е Л Ь О Т О Т Ё К А Л Ё(гких)
153**147**135** 106* 91 72 57 38 31 20 19 7

Таблицы содержат по 2 цепочки из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 54-58-64-76-105 259-288-300-306-310

По 3 цепочки из 4-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 211-217-229-258 106-135-147-153 339-351-361-364

И по 1-й цепочке из 3-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 3-13-25

А также по 10 совпадающих столбцов: 3**\\364** 13**\\361** 25**\\351** 58**\\310** 64**\\306** 76**\\300** 105**\\288** 217**\\153** 229**\\147** 258**\\135**

Код ДНЯ СМЕРТИ: 128-ОДИННАДЦАТОЕ + 66-АВГУСТА = 194 = 20-(ух)ОД (из жизни) + 174-ИНТОКСИКАЦИЯ.

15** 20** 30** 44** 58 59 64 87* 88 107*122 128* 129**132 136 156 174*193 194
О Д И Н Н А Д Ц А Т О Е А В Г У С Т А
194**179**174**164**150*136 135 130 107*106 87* 72 66** 65* 62 58 38 20* 1

15** 20** 30** 44** 63 78 89 107*117 128*129**152 162 194
(ух)О Д + И Н Т О К С И К А Ц И Я
194**179** 174**164**150*131 116 105 87* 77 66** 65* 42 32

Таблицы содержат по 1 цепочке из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 150-164-174-179-194

И по 1 цепочке из 4-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 15-20-30-44

А также по 5 совпадающих столбцов: 15**\\194** 20**\\179** 30**\\174** 44**\\164** 129**\\66**

Дешифровки: (ух)ОД + ИНТОКСИКА(ция) ВЕДЁТ К ГИ(бели) = 194

И (ух)ОД + ИНТОКСИКА(ция) + В Л(ёгких палочк)А КОХА = 194

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ: 76-СОРОК + 94-ДЕВЯТЬ = 170 = ЖИЗНЬ ОКОНЧЕНА.

364 = 170-СОРОК ДЕВЯТЬ + 194-МИКОБАКТЕРИИ В ЛЁГКИХ, ОДИННАДЦАТОЕ АВГУСТА.

Думается, что универсальной дешифровкой при туберкулёзе лёгких будет такая:

170 = СОРОК ДЕВЯТЬ = С(мерть) ОР(ганизма) +(б)АКТЕ(рии) В (лёгких) + Я(д) + (смер)ТЬ.

Проверим дешифровку таблицами:

18** 33** 50** 65 76 81*87** 90**122**141**170**
С О Р О К Д Е В Я Т Ь
170**152**137**120*105 94 89** 83** 80** 48** 29**

18** 33** 50** 51 62 81* 87** 90** 122** 141**170**
С(мерть) О Р(ганизма) + (б)А К Т Е(рии) В (лёгких) + Я(д) + (смер)Т Ь
170** 152**137** 120*119 108 89** 83** 80** 48** 29**

Таблицы содержат по 1 цепочке из 6-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 81-87-90-122-141-170

По 1 цепочке из 5-ти идущих последовательно друг за другом цифр: 29-48-80-83-89

По 1 цепочке из 4-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 120-137-152-170

И по 1 цепочке из 3-ёх идущих последовательно друг за другом цифр: 18-33-50

А также по 8 совпадающих столбцов:

18**\\170** 33**\\150** 50**\\137** 87**\\89** 90**\\83** 122**\\80** 141**\\48** 170**\\29**

Из цифр, относящихся к предложению СОРОК ДЕВЯТЬ, мы видим только две, идущие друг за другом.

Смотрим нижнюю таблицу кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

76 = (соро)К ДЕВЯТ(ь); 105 = (соро)К ДЕВЯТЬ.

105 = (соро)К ДЕВЯТЬ
______________________________________________
288 = ГИБЕЛЬ + ИНТОКСИКАЦИЯ ОРГАН(изма)

288 - 105 = 183 = СМЕРТЬ ПРИШЛА, где СМЕРТЬ ПРИШ(ла) = 170 = СОРОК ДЕВЯТЬ.