Легенда о тадж махал вечная история любви. Тадж Махал: история великой Любви

В городе Агра (Индия) есть удивительный дворец, который является настоящим произведением искусства, историческим наследием и гордостью страны. Это Тадж-Махал – чудо архитектуры, возведенное как символ самоотверженной любви и могущества королевской власти.

Тадж-Махал: история создания. Любовь, разлука и отчаяние

У дворца Тадж-Махал удивительная история, которая никого не оставит равнодушным. В ХVII веке здесь правил Шах-Джахан – падишах Империи Великих Моголов. Согласно преданию, будучи еще 20-летним наследником престола, в 1613 году, он встретил на рынке прекрасную Арджуманад Бану Бегам.

Шах-Джахан был сражен красотой девушки и вскоре женился на ней. Ее завораживающий взгляд и манеры так понравились отцу жениха, что во время свадебной церемонии он назвал невестку Мумтаз-Махал, что значит «Жемчужина дворца».

Брачный союз оказался счастливым для обеих сторон. Супруги жили в полном взаимопонимании и были неразлучны, не считая периодов войн. У Шах-Джахана был гарем из шести жен и несколько наложниц, но всю свою любовь и нежность он отдавал Мумтаз, а все служащие во дворце восхищались красотой, стройностью и добродушием любимой жены падишаха.

Семейное счастье длилось 18 лет. И вот, когда Мумтаз-Махал носила под сердцем их 14 ребенка, случилось горе. Возлюбленная Шах-Джахана скончалась в шатре во время рождения своего последнего ребенка.

Целый год падишах не находил покоя. Обезумевший от горя, он даже пытался свести счеты с жизнью, но желание отдать почесть своей возлюбленной подарило ему новый смысл существования.

Шах-Джахан начал возведение дворца невиданной красоты, который стал усыпальницей для любимой жены и музы всей его жизни. В этом архитектурном произведении он описал все свои чувства, радость любовных переживаний и горечь утраты.

Дворец Тадж-Махал – это символ безграничной любви и невыносимого горя, увековеченный в мраморе.


Как выглядит Тадж-Махал внутри? Особенности архитектуры

Архитектура Тадж-Махала – это сочетание индийского, исламского и персидского стилей. Более 20 тыс. рабочих ежедневно трудились над возведением дворца в период с 1631 по 1647 год. Участок 1,2 га перед началом строительства был обработан и поднят над уровнем ближайшей реки Джамны на 50 метров.

Дворец выполнен из белого мрамора со срезанными углами, характерными для индийской архитектуры. Общая высота здания – 75 метров.

Для возведения стен использовался прозрачный мрамор. Уникальность этого материала в том, что он меняет свои оттенки в течение суток. Утром – розовый, днем – белый, а при лунном освещении – серебристый.

В качестве декорации использовалась яшма, бирюза, джад, лазурь, малахит, сердолик, кораллы, жемчуг, хризолиты. В общей сложности около 28 видов драгоценных и полудрагоценных камней были применены для украшения дворца.

Пятикупельная усыпальница окружена минаретами и защищена крепостными стенами. Внутри дворца расположены две гробницы неразлучных супругов Шах-Джахал и Мумтаз-Махал. Хотя на самом деле их останки покоятся под землей. Гробница падишаха находится в стороне, так как она была построена после его смерти.

На стенах мавзолея высечены стихи из Корана, изображены художественные композиции в виде геометрических форм, растений, животных и сказочных героев. Живопись представлена в виде гравировки, мозаики и ажурной резьбы. Чудесные барельефы украшают стены усыпальницы, а каменные цветы будто оживают в озарении солнечных лучей.

Создание Тадж-Махала стало смыслом жизни падишаха, поэтому все свои недосказанные слова и нерастраченные чувства он пытался описать здесь, в стенах усыпальницы своей любимой супруги.




Окончание любовной истории

Согласно преданию, Шах-Джахан так увлекся архитектурой усыпальницы, что не мог остановиться. После создания Тадж-Махала он захотел возвести еще один дворец на другом берегу реки Джамны. Сын падишаха считал, что отец разоряет Империю, поэтому посадил его в темницу, где тот провел остаток своих дней.

Тадж Махал. История любви и творения.

Впервые Тадж Махал я увидел на картине В. Верещагина, не имея еще никакого представления, что это, да и то мельком, между тем этот художник известен сценами войны, всех ее нелепых жестокостей, вплоть до нагромождения черепов… И это видение светлого и стройного, с его отражением в воде, со строениями по краям красного цвета… Нечто до неправдоподобия чудесное, чудом сохранившееся в столетиях бесконечных войн.

Ныне Тадж Махал мелькает в интернете во всех видах как одно из чудес света, с историей любви индийского принца, именуемого то мусульманским королем, то императором, с историей, которая у всех, за редким исключением, звучит одинаково, с добавлениями легенд, лишь смазывающих картину. Рассказывают, мол, принц встретил на улице бедную девушку с деревянными бусами, но столь удивительной красоты, что тотчас влюбился… Сказка о Золушке да из местного населения – можно понять, откуда взялась эта легенда.

Еще пересказывают, будто бы жена перед смертью попросила мужа построить ей мавзолей и не жениться, и он поклялся. Это и вовсе маловероятно, особенно падишаху, еще далеко не старому, не жениться. Эти домыслы отпадают сами собой, стоит вдуматься в действительную историю любви Шах-Джахана и Арджуманд Бегум.

Они знали друг друга с детства как двоюродные брат и сестра. Он сын падишаха, она дочь первого министра. Детьми они могли общаться и позже как близкие родственннки. Им запретят видеться после помолвки, есть сведения, на целых пять лет, что вряд ли. Да и вышла замуж Арджуманд, хотя и весьма поздно, скорее всего в 19 лет, а не в 25, чтобы родить 14 детей до 36 лет.

Как бы то ни было, принца Кхуррама, как звали Шах-Джахана с детства, а последнее его прозвание – это собственно титул «Правитель мира», которого он удостоился за участие на одном из сражений от отца падишаха Джахангира.

С отцом у принца не складывались отношения, возможно, из-за Арджуманд.

Падишах женил сына на персидской принцессе, ясно, из государственных соображений, что в данном случае дочь его первого министра. Она хороша и умна, падишах и отметил ее, дав ей новое имя: Мумтаз-Махал («Высокая избранница дворца», или «Украшение дворца»). Претендентов на ее руку было немало. Она всем отказывала.

Когда же наконец Шах-Джахан решился настоять на своем – жениться на Мумтаз-Махал, были призваны астрологи, которые объявили о неблагоприятном расположении звезд, что продлится целых пять лет.

Шах-Джахану из-за интриг вокруг него пришлось даже выступить с войском против отца. Затем падишах простил сына. Но борьба за власть продолжалась до 1628 года, когда Шах-Джахан взошел на престол. Первое, что он сделал, это умертвил всех братьев и племянников, возможных претендентов на его власть.

Могла ли выступить против такого злодейства, как предполагают, Мумтаз-Махал? Разумеется, нет. За это время Мумтаз-Махал, находясь всегда при муже, одна из жен, и во время военных походов и постоянных строительных работ, родила ему 13 детей. Шах-Джахан столь ценил ее ум, что она принимала участие при приеме иностранных послов, она была официальным хранителем государственной печати. Возможно, Шах-Джахану удалось сохранить жизнь и взойти на престол, благодаря уму его жены.

После рождения четырнадцатого ребенка Мумтаз-Махал не оправилась и скончалась. Это случилось во время очередного военного похода против одного из феодальных князьков в 1629 году. Мумтаз было 36 лет, Шах-Джахану 37.

Смерть жены произвела на падишаха удивительное действие, точно он потерял ее не в первый год восшествия на престол, а в первый год его женитьбы – во всей остроте переживаний любви и счастья. Смерть свою он принял бы проще. Шах-Джахан, мужчина во всей еще силе, поседел, проведя ночь у тела мертвой жены. Можно поверить, что он хотел покончить с собой. Через полгода Мумтаз-Махал перезахоронили – в Агре, где идея возведения мавзолея естественно возникла. Это было уже в обычае у мусульманских правителей Индии. Был сооружен мавзолей и женщине. В одном из мавзолеев, кажется, Акбара шли даже учебные занятия.

Идея Шах-Джахана венчала не только его любовь, она явилась венцом ренессансных явлений в мусульманских странах Ближнего Востока, Египта, Северной Африки до Испании и от Средней Азии до Индии – с X по XVII века, с удивительными всплесками поэтического вдохновения.

Вообще недолгая история могольской империи в Северной Индии, с распространением на всю Индию (XVI-XVIII века), весьма знаменательна. Ферганский эмир Бабур утвердил свою власть как падишаха в Северной Индии с 1526 года, Акбар распространил власть Великих Моголов по всей Индии. Он правил с 1556 по 1605 год.

Хотя Акбар грамоты не знал, это был один из самых просвещенных правителей Индии. Индуизм он почитал наравне с исламом, равно и образование, и искусства. Архитектура Индии в ее лучших достижениях – это удивительный синтез индо-мусульманского искусства эпохи Акбара и его внука Шах-Джахана, это явление безусловно ренессансное. Равноправие религий здесь утвердилось впервые, увы, не на долгое время. Запрет на изображение живых существ и человека в исламе на индийской почве был преодолен – в миниатюре.

Оплакав смерть Лалы («Алая капля рубина»), как звал жену Шах-Джахан, он стал носиться с идеей мавзолея, проектируя сам как архитектор, каковым он и был, и строил он много, в отличие от своих предшественников, которые пользовались красным песчаником, отдавая предпочтение белому мрамору. Красный песчаник здесь был всюду, белый мрамор надо было везти за 350 км.

Обычно пишут, что, мол, Тадж Махал строили более 20 лет, в работе принимало участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии.

А зодчий-то был один, сам Шах-Джахан, случай уникальный, сам падишах. Из «лучших зодчих и архитекторов» со всего света известен лишь Устад Иса Кхан, он приехал из Турции, где в это время шло большое строительство. Он и распоряжался строительством мавзолея. Вообще 20 лет – для осуществления уникального проекта большой срок, города возводились при Акбаре быстрее. Вероятно, замысел менялся, и не один раз строительство начиналось с основания. Поэтому и создан уникальный, неповторимый храм искусства, трон Аллаха, если угодно, храм любви и красоты.

Высота Тадж Махала 74 метра. В долине реки на ровной поверхности парка сооружение и издали кажется внушительным по размерам. По углам мавзолея четыре уносящихся ввысь минарета подчеркивают объемы храма и купола. Слева и справа две мечети из красного песчаника. Парк с озерами, каналами и фонтанами и с кипарисами служит заповедным пространством Тадж-Махала, вместе с тем как река и дали говорят о жизни в ее сиюминутности и вечности.

Рассказывают, на другом берегу реки, напротив Тадж Махала, Шах-Джахан задумал возвести такое же сооружение, только из черного мрамора, и оба мавзолея соединить мостом. Но спокойное время кончилось. В Индии разразился голод. Воспользовавшись болезнью отца, власть захватил сын (я забыл его имя, нелепое по звукам), отца заковал в цепи, оставив ему возможность в окно вдали видеть Тадж Махал…

Этот правитель отвернулся от ренессансных идей, ислам снова был поднят как знамя, и последовали столетние раздоры, пока не пришли новые властители, английские колонизаторы. Весьма примечательно, в Индии при Акбаре в 1585 году был один английский путешественник, который нашел Агру больше Лондона и лучше расположенной. Интересно было бы рассмотреть весьма сходные черты общественной и художественной жизни Лондона, Агры и Дели, общего даже нашлось бы больше, чем различий. Англия времен Елизаветы и Шекспира вообще предстает в моих глазах в восточных тонах.

Фасады Тадж Махала обозначены пологими стрельчатыми арками, что и создает легкость и воздушность всего здания, с куполом, словно нависшим, как облако.

Рассказывают все в один голос о великолепии Тадж Махала во всякое время дня и суток, с изумительной игрой света, особенно при восходе солнца и в вечерних сумерках, когда белый мрамор окрашивается в различные оттенки розового или золотистого цветов. А в дымке раннего утра словно сотканное из кружева здание кажется парящим в воздухе.

Центральное место в интерьере занимает восьмиугольное помещение, где за ажурной мраморной оградой, инкрустированной драгоценными камнями, стоят надгробия светозарной Арджуманд Бегум и Шах-Джахана. Это кенотафы (ложные надгробия). Захоронения лежат глубже. Здесь царит красота. Мягкий свет льется сквозь решетчатые окна и ажурные мраморные перегородки, играя вечно в узорах из драгоценных камней.

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

Из книги Кто есть кто во всемирной истории автора Ситников Виталий Павлович

Из книги 7 и 37 чудес автора Можейко Игорь

Тадж-Махал. Белая половина чуда У тюремного окна стоял Великий Могол Шах-Джахан, властитель Индии, чье величие было безграничным, имя повергало в трепет, а взгляд был страшнее молнии.У тюремного окна стоял больной, немощный старик, у которого в жизни осталось две радости:

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

11. История любви греков к мальчикам Естественно, в нашу задачу не входит в настоящем исследовании более подробно разбирать различные теории, особенно медицинские, с целью общего решения этой проблемы. Это было бы также излишне и потому, что различные теории и попытки

Из книги Охота за атомной бомбой: Досье КГБ №13 676 автора Чиков Владимир Матвеевич

История любви Питер. На углу 6-й авеню и 41-й улицы находился кинотеатр, где показывали советские фильмы. Там я и назначил ей свидание. Кажется, она должна была прийти в семь или восемь часов. Да, где-то так. Она не пришла. Восемь, девять часов. Я все время звонил ей, а она

Из книги Николай II в секретной переписке автора Платонов Олег Анатольевич

История любви История любви русского Царя и внучки английской королевы начинается в 1884 году. Он шестнадцатилетний юноша, стройный, голубоглазый, со скромной и немного печальной улыбкой. Она двенадцатилетняя девочка, как и он, с голубыми глазами, и красивыми золотистыми

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Тадж-Махал в Агре – «Жемчужина Индии» Империя Великих Моголов – одна из удивительных страниц истории средневековой Индии. Ее основателем был потомок Тимура, султан Бабур. А своего расцвета страна достигла при его внуке, Акбаре, объединившем всю территорию Индии и

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Харальд и Елизавета, история любви В 1031 году в Новгороде появился юный викинг Харальд Сигурдарсон. Он был сводным братом все того же норвежского короля Олава. В битве при Стикластадире Олав погиб, а раненый Харальд, спасаясь от погони, бежал к Ярославу. Новгород

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

4.7.2. Прекрасная Элоиза, или История трагической любви Римская католическая церковь в эпоху Средневековья немало постаралась, чтобы отбить у западных европейцев охоту к радостям секса. Дело, к счастью, не дошло до введения клитородектемии (или женского обрезания), как это

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Глава 9. История о вреде любви к истории Иногда желание оставить след в истории может и навредить. Все загодя заботятся о своей истории, 509-ый смешанный авиаполк не был исключением, тем более что у них-то было о чем вспомнить, и в начале 1947 года там уже приступили к ее

автора Киле Петр

Михаил Глинка и Екатерина Керн. История любви. Работа Глинки над оперой "Руслан и Людмила" затянулась на годы, без видимых причин, как у Брюллова лишь множилось число неоконченных работ. Это было странно тем более, что и композитор, и живописец, одаренные всем для их

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

Блок и Менделеева. История любви Саша Блок, внук ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, и Люба Менделеева, дочь профессора Д. И. Менделеева, знаменитого на весь мир ученого, родились и росли, можно сказать, при Университете, где располагались и квартиры

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

Врубель и Забела. История любви и творений.

Из книги Сокровища женщин Истории любви и творений автора Киле Петр

Остроумова-Лебедева. История любви. Портрет Анны Петровны Остроумовой написал Константин Сомов в 1902 году. Они учились примерно в одно время в Академии художеств и в Париже (1898 – 1899). Как рассказывает Александр Бенуа в «Моих воспоминаниях», Остроумова жила в Париже с

Из книги Предания старины глубокой автора Шурпаева Миясат

История большой любви В дагестанском рукописном фонде ИИЯЛ хранятся стихотворные письма, написанные на аджаме в 80-х годах девятнадцатого века. Эти полные страсти и любви строки захватывают и сегодня. Но известно, что за ними стоит и трагедия. Любовная переписка Патимат

Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

Тадж-Махал Сказочно прекрасный памятник любви, воспетый многими поколениями поэтов, находится недалеко от города Агра на территории Индии. Это подобный прекрасному миражу мавзолей Тадж-Махал, архитектор которого точно неизвестен. Молва приписывает работу над ним

Тадж-Махал - одна из самых грандиозных построек, расположенных на территории Индии, ежегодно число посетителей величественного мавзолея превышает 5 миллионов человек. Туристов притягивает не только красота сооружения, но и связанная с ним красивая история. Мавзолей был возведен по приказу падишаха Империи пожелавшего рассказать всему миру о своей тоске по умершей жене Мумтаз-Махал. Что же известно о Тадж-Махале, объявленном жемчужиной мусульманского искусства, а также о любви, благодаря которой он был создан?

Шах-Джахан: биография падишаха

«Повелитель мира» - таково значение имени, которое один из самых известных могольских падишахов получил от своего отца, любившего его больше других детей. Шах-Джахан, знаменитый создатель Тадж-Махала, появился на свет в 1592 году, Империю Великих Моголов возглавил в возрасте 36 лет, захватив трон после смерти отца Джахангира и избавившись от братьев-конкурентов. Новый падишах быстро заявил о себе как о решительном и безжалостном правителе. Благодаря нескольким военным кампаниям, ему удалось увеличить территорию своей империи. В начале своего правления он принадлежал к числу наиболее могущественных людей 17-го столетия.

Шах-Джахан интересовался не только военными походами. Для своего времени падишах был прекрасно образован, заботился о развитии науки и архитектуры, опекал деятелей искусства, ценил красоту во всех ее проявлениях.

Судьбоносная встреча

Легенда гласит, что свою будущую супругу Мумтаз-Махал правитель Империи Великих Моголов встретил случайно, произошло это во время прогулки по базару. Из толпы людей его взгляд выхватил юную деву, державшую в руках деревянные бусы, красота которой покорила его. Падишах, еще бывший в то время наследником престола, влюбился так сильно, что решил взять девушку в жены.

Мумтаз-Махал, армянка по национальности, происходила из семьи визиря Абдул Хасана Асаф-хана, входившего в круг приближенных падишаха Джахангира. Девушка, которую при рождении назвали Арджуманд Бану Бегам, приходилась племянницей любимой супруге Джахангира Нур-Джахан. Следовательно, она могла похвастаться не только привлекательной внешностью, но и благородным происхождением, поэтому для свадьбы не было препятствий. Напротив, подобный брак укреплял позиции наследника как претендента на трон, однако женился он все же по любви.

Бракосочетание

Джахангир с радостью позволил любимому сыну взять в жены понравившуюся ему девушку Мумтаз-Махал, национальность невесты также не была воспринята как препятствие, учитывая благородное происхождение ее отца. Церемония обручения состоялась в 1607 году, когда невесте, рожденной в 1593 году, было не более 14 лет. По неизвестным причинам свадьба была отложена на 5 лет.

Именно во время свадьбы получила свое красивое имя Мумтаз-Махал. Биография знаменитой супруги повелителя Империи Великих Моголов гласит, что его придумал свекор Джахангир, еще правивший в то время. На русский язык имя переводится как «жемчужина дворца», что служит доказательством необыкновенной красоты девушки.

Супруг «жемчужины», как и положено наследнику трона, обладал огромным гаремом. Однако ни одна наложница не сумела покорить его сердце, заставив забыть об очаровательной Арджуманд. Еще при жизни Мумтаз-Махал стала любимой музой знаменитых поэтов того времени, которые славили не только ее красоту, но и доброе сердце. Своему супругу армянка стала надежной опорой, сопровождала его даже в военных походах.

Несчастье

К несчастью, именно преданность Арджуманд стоила ей жизни. Беременность она не считала помехой для того, чтобы быть рядом с любимым мужем во время всех его путешествий. Всего она произвела на свет 14 детей, что было типичным до того времени. Последние роды оказались сложными, измученная длительным походом императрица не сумела оправиться после них.

Мумтаз-Махал ушла из жизни в 1631 году, совсем немного не дожив до своего сорокалетия. Трагическое событие произошло в военном лагере, расположенном под Бурханпуром. Император находился с любимой женой, с которой он прожил вместе 19 лет, в ее последние минуты. Перед тем как покинуть этот мир, императрица взяла с супруга два обещания. Она заставила его поклясться, что он не вступит в новый брак, а также построить для нее грандиозный мавзолей, красотой которого сможет насладиться мир.

Траур

Шах-Джахан до конца своей жизни не смог смириться с утратой любимой супруги. Целых 8 дней он отказывался покидать собственные покои, отвергал пищу и запретил разговаривать с ним. Легенда гласит, что горе даже подтолкнуло его к попытке самоубийства, которая, впрочем, окончилась неудачей. По приказу повелителя Империи Великих Моголов траур в государстве продолжался в течение двух лет. В эти годы населением не отмечались праздники, под запретом оказались музыка и танцы.

Некоторое утешение знаменитый падишах нашел для себя в исполнении предсмертной воли Арджуманд. Жениться вновь он действительно отказался, окончательно потерял интерес и к своему огромному гарему. По его приказу было начато строительство мавзолея, который в наши дни входит в число самых величественных сооружений в мире.

Расположение Тадж-Махала

В каком городе находится Тадж-Махал? Для возведения мавзолея был выбран город Агра, находящийся приблизительно в 250 км от Дели. Падишах решил, что дань памяти любимой жены будет располагаться на побережье реки Джамна. Его привлекла живописность этого места. Этот выбор доставил строителям определенные неудобства, связанные с неустойчивостью грунта, находящегося рядом с водой.

Решить проблему помогла уникальная технология, ранее нигде не применявшаяся. Пример ее применения в современном строительстве - использование свай при возведении небоскребов в ОАЭ.

Строительство

Спустя полгода после смерти Мумтаз-Махал безутешный супруг велел приступать к строительству мавзолея. Возведение Тадж-Махала в общей сложности заняло 12 лет, строительные работы начались в 1632 году. Историки единодушны в том, что ни одна постройка в мире не потребовала таких затрат, как эта. Выполнение воли умершей жены, если верить дворцовым хроникам, обошлось падишаху приблизительно в 32 миллиона рупий, в наши дни это несколько миллиардов евро.

Шах-Джахан позаботился о том, чтобы строители не экономили на материалах. Облицовка здания производилась с помощью чистейшего мрамора, который поставлялся из провинции Раджастан. Интересно, что, согласно указу повелителя Империи Великих Моголов, применение этого мрамора для других целей оказалось под запретом.

Затраты на строительство Тадж-Махала оказались столь значительными, что в государстве вспыхнул голод. Зерно, которое должно было отправляться в провинции, оказывалось на стройке, использовалось для кормления рабочих. Работы закончились лишь в 1643 году.

Секреты Тадж-Махала

Величественный Тадж-Махал подарил бессмертие падишаху и его прекрасной возлюбленной Мумтаз-Махал. История любви повелителя к его жене рассказывается всем посетителям мавзолея. Интерес к зданию не может вызывать удивление, ведь оно обладает изумительной красотой.

Сделать Тадж-Махал уникальным строители смогли благодаря оптическим иллюзиям, которые были применены при проектировании мавзолея. Оказаться на территории комплекса можно лишь после прохождения арки входных ворот, только тогда перед глазами гостей открывается здание. Человеку, который подходит к арке, может показаться, что мавзолей уменьшается, отдаляется. создается при отдалении от арки. Таким образом, каждому посетителю может показаться, что он забирает грандиозный Тадж-Махал с собой.

Хитрый прием был применен и при создании поразительных минаретов здания, которые кажутся расположенными строго вертикально. В действительности эти элементы немного отклонены в стороны от постройки. Это решение позволяет уберечь Тадж-Махал от разрушения в результате землетрясения. Кстати, высота минаретов составляет 42 метра, а высота мавзолея в целом насчитывает 74 метра.

Для отделки стен, как уже было сказано, был применен белоснежный сияющий под влиянием солнечных лучей. Декоративными элементами послужили малахит, жемчуг, кораллы, сердолики, неизгладимое впечатление производит изящность резьбы.

Место захоронения Мумтаз-Махал

Многие люди, интересующиеся историей и архитектурой, знают, в каком городе находится Тадж-Махал. Однако далеко не всем известно, где именно располагается место захоронения императрицы. Ее гробница находится вовсе не под главным куполом возведенного в ее честь здания. В действительности местом захоронения правительницы Империи Великих Монголов является тайный мраморный зал, для которого был выделен участок под мавзолеем.

Гробница Мумтаз-Махал была расположена в секретном помещении не случайно. Такое решение принято ради того, чтобы посетители не нарушали покой «жемчужины дворца».

Конец истории

Потеряв любимую супругу, Шах-Джахан практически утратил интерес к власти, больше не предпринимал масштабных военных походов, мало интересовался делами государства. Империя ослабла, погрязла в пучине экономического кризиса, повсеместно стали вспыхивать бунты. Неудивительно, что у его сына и наследника Аурангзеба нашлись преданные сторонники, которые поддержали его в попытке отобрать власть у отца и расправиться с братьями-претендентами. Старый император был заключен в крепость, в которой вынужден был провести последние годы жизни. Шах-Джахан покинул этот мир в будучи одиноким и больным стариком. Сын велел похоронить отца рядом с его любимой супругой.

Последнее желание императора так и осталось неосуществленным. Он мечтал возвести напротив Тадж-Махала еще один мавзолей, в точности повторяющий его формы, однако отделанный черным мрамором. Это здание он планировал превратить в собственную гробницу, соединять ее с местом захоронения супруги должен был черно-белый ажурный мост. Однако планам не суждено было сбыться, пришедший к власти сын Аурангзеб велел прекратить строительные работы. К счастью, исполнить волю любимой женщины и построить Тадж-Махал император все же успел.

Пусть красота алмаза, жемчуга, рубина исчезнет, словно магическое сияние радуги,
-Только пусть останется одна слеза – Тадж-Махал - сиять на щеке времени…

Рабиндранат Тагор

История Тадж-Махала – это история любви и разлуки, страданий и счастья: она о том, что любви покорны все – старик и юноша, сильный и слабый, богач и бедняк. Испытывая чувство всепоглощающей любви, мы получаем возможность прикоснуться к вечности; и некоторые такие истории – истории любви – остаются в человеческой памяти на многие сотни лет.


Эта прекрасная история, похожая на восточную сказку, произошла давным-давно в удивительной стране – Индии. Иногда, когда я читаю о истории любви императора Джахана и его жены Мумтаз, мне кажется, что я становлюсь непосредственным участником тех давних событий. И каждый раз я надеюсь на то, что эта история завершится как-то иначе. А вы знаете эту историю? Тогда садитесь поудобнее, закройте глаза и слушайте.

Начало семнадцатого века, весеннее утро; солнце встает из-за крыш, озаряя ровным розовым светом оживающую рыночную площадь. Несмотря на ранний час, базар уже вовсю гомонит, на разные голоса предлагая ткани, кур, горячие лепешки и разные другие товары - хорошее литературное начало?

Со всех переулков на площадь спешат хозяйки – кто-то хочет успеть купить свежую зелень и фрукты, а другим не терпится обсудить последние новости. И, если шумные женские стайки перебегают от прилавка к прилавку, оживленно болтая, то мужчины, напротив, неторопливы и солидны: по двое-трое они степенно передвигаются по рынку, и, кажется, их мало волнует происходящее. Их лица по большей части знакомы: вот торговец специями, а это владелец пекарни; а эти двое – оружейники. А кто же этот юноша с благородным и таким печальным лицом?..

Принца Джахана интересовали отнюдь не цены на зелень: базар был одним из мест, куда будущий император приходил слушать, о чем говорят в народе. И в этот день он, как всегда, шел в благородной задумчивости и так дошел бы до городских ворот, - если бы его не остановило вдруг возникшее на пути препятствие.
Споткнувшись о разложенные на земле корзины, принц поднял глаза и оцепенел. Рядом с продавцом плетенок стояла девушка, за спиной которой поднималось красное и горячее солнце, - отчего ее волосы отливали мягким бронзовым цветом. Она держала в руках простые деревянные бусы и будто улыбалась чему-то внутри нее, как будто в ее сердце шел какой-то спокойный и радостный диалог.

Девушка подняла на принца глаза, и тут Джахан отчетливо понял, что вот она – его судьба.

Ее звали Арджумананд Бегам; девушка происходила из небогатой семьи, но, как в хороших индийских фильмах, приходилась дальней родственницей матери принца. На тот момент ей было уже 19 лет, что в Индии считается достаточно взрослым возрастом, - в брак вступают гораздо раньше. Но ничего не остановило принца, и очень скоро он взял ее в жены.

Невеста пришлась по душе отцу Джахана, хану Джангиру; хан вообще имел довольно грозный, крутой характер – его боялись и придворная аристократия, и слуги, - но Арджумананд он принял сразу, очаровавшись ее добротой. Кстати, это именно он дал ей прозвище Мумтаз-Махал, что означало «Украшение дворца».

Шаху Джахану, как высокому правителю, в соответствии с древними индийскими традициями полагалось завести гарем. Но он так любил Мумтаз, что не замечал других женщин. Об этом писал в своих записках Франсуа Бернье – французский путешественник, филосов и врач, проживший в Индии много лет и принятый ко двору шаха Джахана.

Мумтаз всегда была рядом с мужем: она сопровождала его на дипломатические встречи, присутствовала на совещаниях и даже делила с ним тяготы военных походов. Говорят, что она была не просто его верной спутницей, но и правой рукой, умной советницей, давшей правителю дельные рекомендации по многим политическим вопросам.

Так прошло семнадцать лет. За годы брака у наших героев родилось 13 детей. Рождение 14-го ребенка застигло супругов в военном лагере. Врачей поблизости не было, ближайший город был далеко, и помочь Мумтаз было некому…

В эту страшную ночь хан потерял любимую жену. Полгода он безутешно горевал; к жизни его вернула идея о строительстве мавзолея, который бы увековечил их с Мумтаз любовь.

С этого момента начинается история одного из самых удивительных зданий в мире, которое по правилу называют «Жемчужиной Индии» - Тадж-Махала. Возведение храмового комплекса продолжалось двадцать лет и было закончено в 1648 году. Многие думают, что Тадж-Махал – это только мавзолей, который изображен на большинстве туристических проспектов; на самом деле, в храмовый комплекс еще входят главные ворота, гостевой дом, мечеть и ландшафтный парк с озером и оросительным каналом.

Автором мавзолейного комплекса был Устад-Иса, считавшийся лучшим архитектором Агры. К «стройке века» привлекали мастеров со всех уголков страны. За все годы строительства к «Жемчужине Индии» приложило руку более двадцати тысяч рабочих. Есть версия, что шах Джахан пользовался услугами европейских архитекторов, - но в облике Тадж-Махала не прослеживаются популярные в Европе архитектурные или художественные мотивы, напротив, в нем четко заметно сочетание монументального индийского зодчества и элементов средневекового среднеазиатского искусства.

А вот следующая «легенда», скорее всего, имеет правдивую основу: говорят, что шах Джахан так был увлечен идеей строительства мавзолея для любимой жены, что захотел и сам приложить руку к его возведению. Не уверен, что шах приходил на стройку и самолично руководил работами, но сама концепция Тадж-Махала – точно его заслуга: Джахан не только прекрасно разбирался в искусстве, но и был хорошим художником.

Мавзолей Мумтаз несколько напоминает мечеть: сходство подтверждают минареты, стрельчатые арки, купола, а также традиционные для этой культуры орнаменты – арабская вязь и растительные узоры. Площадка под мавзолеем квадратной формы, 186х186 футов; здание имеет форму неправильного 8-угольника с усеченными углами.

Главный купол мавзолея огромен – эта «шапка» имеет в диаметре 58 футов и поднимается возвышается на 74 метра. Четыре минарета окружают купол словно часовые, замершие по стойке смирно. Интересно, что все они отклонены назад, что заметно даже невооруженным взглядом: и это вовсе не ошибка проектировщика, а тщательно продуманное положение, позволяющие защитить конструкцию от разрушения вследствие подземных толчков. Данная зона является имеет индекс высокой сейсмоактивности, и исключительно благодаря такому решению землетрясение ни разу не нанесло Тадж-Махалу повреждений.

Для возведения храмового комплекса использовался белый мрамор, который доставляли из отдаленного от Агры месторождения. Все поверхности Тадж-Махала инкрустированы яшмой, агатом, малахитом и другими полудрагоценными камнями; внутренние стены также украшены изящным орнаментом.

Интересный факт: до сих пор для реставрации белых мраморных поверхностей Тадж-Махала используется древнее индийское средство, косметическая маска, которая изготавливалась из молока и извести. Состав, нанесенный на стены, отбеливает их и убирает въевшиеся загрязнения.

Шах Джахан превыше всего в архитектуре ценил симметрию, - этим объясняется четкость планировки ландшафтного парка, окружающего Тадж-Махал. Есть легенда, что на берегу озера, разделяющего парк на четыре части, шах строил еще один мавзолей, но черного цвета – для себя: он должен был быть расположен ровно напротив усыпальницы Мумтаз. Эту легенду подтверждают найденные в результате раскопок обломки мрамора черного цвета; но история не сохранила никаких свидетельств того, что строительство черного мавзолея велось.

В 1666 году усыпальница Мумтаз стала последним пристанищем и для ее мужа, шаха Джахана. Так закончилась великая история любви, подарившая миру «жемчужину Индии» - Тадж-Махал. И даже если когда-нибудь будут преданы забвению имена любящих супругов, - прекрасный беломраморный мавзолей будет продолжать напоминать нам о силе искренней любви.

Еще несколько очень интересных историй и архитектурных путешествий.

ТАДЖ-МАХАЛ – ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ ЛЮБВИ

Тадж-Махал – негласный символ Индии. Его называют любовной песней, застывшей в камне. Изысканный и дерзкий мавзолей – самое известное здание в Индии, и одно из самых узнаваемых в мире. Он является символом вечной любви Шаха-Джахана к его жене, ставшей легендой.

Этот правитель был потомком Чингисхана, выдающимся полководцем, предводителем Великих Моголов. Моголы завоевали Индию в 16 столетии и перенесли столицу из Дели в Агру. У Шаха-Джахана («Правитель мира»), как и положено высокому правителю в Индии, был огромный гарем. Но он так сильно полюбил молодую жену Мумтаз Махал («Жемчужина дворца»), что, пока она была жива, не обращал внимания на остальных жен. Мумтаз единственная сопровождала мужа во время военных походов, снося все тяготы далеких переходов, Шах-Джахан беспредельно ей доверял и даже советовался с ней по важным вопросам! В счастливом браке супруги прожили 17 лет, обзаведясь 13-тью детьми. Но в 1629 году Мумтаз-Махал умерла во время тяжелых 14-ых родов. Произошло это во время возвращения из удачного военного похода на Декан, в лагере, разбитом под Бурханпуром. Шах-Джахан был настолько охвачен горем, что едва не покончил жизнь самоубийством.


Утешение он находит в архитектуре, и остаток жизни посвятит грандиозному проекту, который был бы достойным по красоте его любимой жены, а по величию - силы его чувств. На берегу реки Ямуна в Агре, где была похоронена Мумтаз, будет возведен архитектурный шедевр, поражающий воображение! Строительная площадка по своим размерам напоминала город. По современным меркам проект обошелся бы в 200 млн. долларов, это притом, что Тадж-Махал был не более чем усыпальницей для супруги императора, по сути - надгробный памятник.

В Тадж-Махале отразилась вся боль Шаха-Джахана, потерявшего любимую супругу. Это настоящий каменный сад в центре жаркой пустыни. Строительство продолжалось два десятилетия, в работе принимали участие около 20000 человек, включая лучших зодчих Турции, Персии, Венеции, Самарканда и самой Индии. Белоснежный мрамор привозили за 300 км из знаменитой раджпутанской каменоломни.

Главной проблемой, ставшей перед строителями, стали влажные и подвижные почвы в русле реки. Как только начинали копать ямы под фундамент, земля тут же осыпалась. Инженеры представляли насколько массивное сооружение им предстоит возвести, поэтому разработали для него уникальную систему опор. Рабочие прорыли глубокие колодцы до твердых пластов почвы (около 6 м. в глубину), засыпали их камнем, щебнем и залили раствором железа. В итоге участок для строительства был поднят на 50 метров выше уровня реки. Вместо принятых бамбуковых лесов, пришлось построить огромные опоры из кирпича, что значительно облегчило дальнейшую работу. Зато по завершению строительства, потребовались годы, чтобы демонтировать эти леса - такие они были огромные. Чтобы ускорить этот процесс, Шах-Джахан разрешил местным крестьянам использовать эти кирпичи для своих нужд.


Самая примечательная часть здания – его купол, высота которого – около 34 м. Дворец стал не только символом любви, но и свидетельством необузданных амбиций монарха. Сегодня комплекс занимает площадь равную 46 футбольным полям, но во времена Шаха-Джахана он был еще больше. Ведь, не смотря на то, что здание всячески оберегают, многие его первоначальные элементы были утрачены.



Фото Andrey CheGueVara

Могилы Шах-Джахана и Мумтаз

Мавзолей принято фотографировать с одной стороны, ставшей «лицом» Тадж-Махала. А она на самом деле является обратной. Мало кто знает, что императорский вход находился в северной части комплекса, со стороны реки. В эпоху Моголов река была главной магистралью, соединявшей все императорские здания. В наши дни вход в Тадж-Махал располагается не там, где было задумано изначально. Императорский вход, украшенный великолепной базальтовой инкрустацией, был залит водами, разлившейся реки.

Сейчас мемориал находится в далеко не идеальном состоянии: белоснежный мрамор потемнел, в кладке зияют пустоты. Все это следствие загрязненной среды и наплыва посетителей. Каждый день здесь бывает до 30 тыс. человек! Когда-то громадные двери, символизировавшие вход в этот рай, были полностью вылиты из серебра и украшены тончайшим рисунком из тысяч серебряных гвоздиков. Они были украдены и сейчас их заменяют медные. Нет также и золотого парапета, жемчужного покрывала на месте сожжения тел, драгоценные камни фасада и внутренней отделки заметно поредели со времен Моголов...


Южные ворота к Таджу. 22 купола символизирует количество лет, потраченных на его строительство.


Власти финансируют большие средства на реставрацию комплекса. Примечательно то, что мастера для воссоздания подлинной каменной резьбы используют те же средства, что и 300 лет назад: молот и зубило, а не современные лазерные технологии. Каждый элемент тщательно выполнен вручную, даже мрамор пилят с помощью бечевки и мокрого песка! Это очень трудоемкая работа. Раствор тоже замешивают по рецепту 300-летней давности.

В Индии самая богатая древняя традиция резьбы по камню, рабочий процесс которого не менялся веками. Точность исполнения необычайно высока. Одно неправильное движение зубила, и камень можно выбрасывать. Секреты мастерства передаются каменщиками из поколения в поколение.


Элементы внутренней отделки


Главным отделочным материалом в строительстве Тадж-Махала стал белый мрамор, украшенный изысканной резьбой. Врата главного входа во дворец украшены мраморными плитами, на котором высечены суры из Корана. Это напоминание о двойном назначении Тадж-Махала: с одной стороны – это надгробие, а с другой – имитация райского сада. Во времена Моголов территорию дворца украшала очень пышная цветущая растительность из лучших сортов роз, нарциссов и сотен плодовых деревьев символизировало жизнь на небесах, в райских кущах. Сегодняшние зеленые лужайки лишь жалкая их имитация. Во времена Шаха-Джахана великолепный сад действительно казался раем, особенно для кочевого народа, привыкшего к пескам и сухому ветру. Чтобы создать на выжженной земле такой роскошный сад, была создана сложная система орошения. Вода ведрами зачерпывалась из реки и поднималась на высоту 12 м. с помощью лебедок, которые тянули волы. Она скапливалась в специальном резервуаре, а затем поступала в более крупный бак, из которого вода распределялась по длинным мраморным каналам, прорытым по территории всего сада. Эта ирригационная система ежедневно обеспечивала комплекс огромным количеством воды, поддерживая цветущий оазис в центре пустыни.


Суры из Корана, высеченные у входа в Тадж. Для того, чтобы аяты, были одинакового размера с любой точки просмотра, они высечены таким образом: чем выше, тем буквы больше по размеру.

Мемориал по-прежнему окружен легендами, самая древняя из которых рассказывает о Черном Тадже. Шах-Джахан намеревался возвести точно такое же здание на противоположной стороне реки Ямуны, только из черного мрамора, который бы стал мавзолеем для него самого. Индия была разорена войнами и расточительным проектом, второй такой казался безрассудством, народ стал роптать. В результате в 1658 г. один из сыновей Джахана - Аурангзеб сверг отца и посадил его под домашний арест. Шах попросил лишь об одном, чтобы из места его заточения было видно его детище – Тадж-Махал. Так и провел остатки своих дней основатель империи Великих Моголов в башне Красного Форта, любуясь 9 лет из окна на белоснежный дворец. По завещанию, похоронен он был в том же склепе, где уже покоилась Мумтаз Махал, воссоединившись, наконец, со своей любимой.

Но у слухов о зеркальном отражении Тадж-Махала – Черном Тадже, нет материального подтверждения. Поэтому большинство археологов склоняются к тому, что эта история – всего лишь красивый миф. Но то, что Шах-Джахан все же намеревался возвести какие-то постройки на другом берегу реки – это достоверная информация, подтвержденная археологическими исследованиями. Недавно выяснено, что на этом месте раньше находился сад, называвшийся Лунным, с огромным 25-струйным фонтаном в центре. Это место предназначалось только для императора и самых приближенных особ. Император мог по первому желанию приплыть сюда в любое время на корабле из собственной флотилии. Сад своей композицией удивительным образом сочетался с комплексом Тадж-Махала, как бы продолжая его.

В свое время с высоких минаретов здания несколько отчаявшихся влюбленных покончили жизнь самоубийством. Поэтому сейчас туда вход для посетителей закрыт. Минарет охраняется полицией. Съемка на территории дворца запрещена. Туристам разрешено фотографироваться лишь перед входом в комплекс.

Величественные здания, возведенные Шахом-Джаханом, показали всему миру, насколько велико было его могущество. Тадж-Махал называют жемчужиной индийской архитектуры. Империя Шаха-Джахана давно исчезла, но величие и красота его построек не подвластно времени. По итогам всемирного голосования, проведенного в 2007 году, Тадж-Махал включен в список Семи новых чудес света. Сейчас сюда ежедневно приезжают толпы туристов. Ведь, как говорят, одно дело видеть Тадж-Махал на изображениях, и совсем другое – оказаться рядом.