Материальная и духовная культура содержание виды. Материальная культура

Духовная культура - это наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование. Материальная - это орудия и средства труда, техника и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Материальная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, результаты творческой деятельности, в которых природный объект и его материал воплощены в предметы, свойства и качества и которые обеспечивают существование человека. В материальную культуру входят разнообразные средства производства: энергетические и сырьевые ресурсы, орудия труда, технология производства и инфраструктура среды обитания человека, средства коммуникации и транспорта, здания и сооружения бытового, служебного и развлекательного назначения, разнообразные средства потребления, материально-предметные отношения в сфере технологий или экономики.

Духовная культура - одна из частей целостной человеческой культуры, совокупный духовный опыт человечества, интеллектуальная и духовная деятельность и ее результаты, обеспечивающие развитие человека как личности. Духовная культура существует в различных формах. Обычаи, нормы, образцы поведения, ценности, идеалы, идеи, знания, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях являются формами культуры. В развитой культуре эти компоненты превращаются в относительно самостоятельные сферы деятельности и обретают статус самостоятельных социальных институтов: нравственности, религии, искусства, политики, философии, науки и т. д.

Материальная и духовная культура существуют в тесном единстве. В самом деле, все материальное, очевидно, оказывается реализацией духовного, а это духовное невозможно без некоторой материальной оболочки. Вместе с тем, между материальной и духовной культурой имеется существенная разница. Прежде всего, это различие в предмете. Ясно, например, что орудия труда и, скажем, музыкальные произведения принципиально отличаются друг от друга и служат разным целям. То же самое можно сказать и о характере деятельности в сфере материальной и в сфере духовной культуры. В сфере материальной культуры человеческая деятельность характеризуется изменением материального мира, и человек имеет дело с материальными предметами. Деятельность в сфере духовной культуры предполагает определенную работу с системой духовных ценностей. Отсюда же вытекает различие в средствах деятельности и их результатах в обеих сферах.

В отечественном обществознании долгое время господствовала точка зрения, согласно которой первичной является материальная культура, а духовная культура имеет вторичный, зависимый, "надстроечный" характер. Такой подход предполагает, что человек сначала должен удовлетворить свои так называемые "материальные" потребности, чтобы затем перейти к удовлетворению "духовных" потребностей. Но уже самые элементарные "материальные" потребности человека, например еда и питье, принципиально отличаются от, казалось бы, точно таких же биологических потребностей животных. Животное, поглощая пищу и воду, действительно всего лишь удовлетворяет свои биологические потребности. У человека, в отличие от животных, эти действия, выполняют и знаковую функцию. Бывают блюда и напитки престижные, обрядовые, траурные и праздничные и т.д. А это означает, что соответствующие действия уже не могут считаться удовлетворением чисто биологических (материальных) потребностей. Они -- элемент социокультурной символики и, следовательно, имеют отношение к системе социальных ценностей и норм, т.е. к духовной культуре.

То же самое можно сказать и обо всех остальных элементах материальной культуры. Например, одежда не только защищает тело от неблагоприятных погодных условий, но и указывает на возрастные и половые признаки, на место человека в общности. Бывают также рабочие, повседневные, ритуальные виды одежды. Многоуровневой символикой обладает человеческое жилище. Перечисление может быть продолжено, но и приведенных примеров вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о невозможности выделения в человеческом мире чисто биологических (материальных) потребностей. Любое человеческое действие -- это уже социальный символ, обладающий смыслом, раскрываемым только в сфере культуры.

А это означает, что положение о первичности материальной культуры не может быть признано обоснованным по той простои причине, что никакой материальной культуры в "чистом виде" попросту не существует.

Таким образом, материальные и духовные компоненты культуры неразрывно связаны друг с другом.

Ведь создавая предметный мир культуры, человек не может это делать, не изменяя и не преобразуя самого себя, т.е. не творя самого себя в процессе собственной деятельности.

Культура оказывается не только деятельностью как таковой, а способом организации деятельности.

Все, что человек делает, он делает в конечном счете ради решения данной задачи.

Развитие человека при этом предстает как совершенствование его творческих сил, способностей, форм общения и т.д.

Культура, если ее рассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так и духовные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самим человеком.

Материальные и духовные вещи, созданные творческим трудом человека, называют артефактами.

Подобный подход позволяет использовать познавательные возможности самых различных методов исследования, созданных представителями наук, исследующих культуру и обладающих высокой эвристичностью.

Структура культуры (материальная и духовная)

Такое большое количество определений объясняется тем, что структура культуры сложна, многофункциональна и многогранна, так как включает в себя систему образования, науку, литературу, искусство, религию и т.д.

Культурный процесс - это накопление обществом материальных и духовных ценностей, наслоение эпох, времен и народов, сплавленных воедино. Это человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие 1200 поколений нашего рода, оплодотворяющая и передающая это наследие тем, кто придет на смену ныне живущим.

Культуру можно поделить на два основных вида - материальную и духовную, которые тесно взаимосвязаны.

К материальной культуре относятся: культура труда и материального производства; культура быта; культура топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); культура отношения к собственному телу; физическая культура. Духовная культура включает в себя познавательную (интеллектуальную) культуру; нравственную; художественную; правовую; педагогическую. Не стоит забывать и о том, что к духовной культуре относится еще и поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего - религиозный культ. В древности человек постоянно находился в окружении богов: встречался с ними в поле и в роще, в зелени дерев, в тенистых гротах и речных заводях, но боги жили и в городе, и в доме человека, они оберегали городские законы и безопасность граждан.

Материальная культура удовлетворяет потребности людей своим вещественным наполнением, а духовная не только удовлетворяет плоть, но и развивает способности. Из этого следует, что чем больше человек развивается духовно, тем больше он изменяет материальную культуру.

Человеку свойственно украшать свой быт, и потому предметы материальной культуры в большинстве случаев эстетически оформлены и не только помогают существовать нашему организму, но, и радуют душу. Например, можно пить воду прямо из под крана, а можно из хрустального фужера. А это значит, что духовная сторона всегда присутствует в произведениях человека. Предметы культуры могут принадлежать материальной и духовной культуре одновременно. Например, в произведениях архитектуры, декоративно - прикладного искусства. И дом, и дворец служат жильем, а храм в различные исторические отрезки времени был не только местом проведения религиозных обрядов, но и местом проведения собраний, хранилищем ценностей и даже учебной аудиторией.

Другой важный момент состоит в том, что предметы культуры могут в процессе существования менять свое главное назначение. К примеру, по мебели и одежде, ставшими музейными экспонатами, можно изучать быт и нравы определенной эпохи.

В свою очередь каждая составляющая духовной культуры может быть структурирована. Например, религия - католическая, православная, протестантская и т.д.; наука - гуманитарная и техническая, которые тоже можно более подробно структурировать; искусство - декоративное, пластическое, станковое и т.д.

Основные функции культуры

Культура выполняет множество функций: образовательная, социальная, воспитательная и т. д. Выделяют три основные функции, позволяющие обществу существовать длительный исторический период, войти в современный век - это познавательная, информативная, коммуникативная.

Первая - познавательная функция - это познание мира, страны, общества, или какого-то явления, самопознание (образование, воспитание). Такая функция концентрирует в себе опыт множества поколений людей, способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно сказать, что общество интеллектуально настолько, насколько используются знания в культурном генофонде человечества. Все типы общества, живущие сегодня на земле, различаются, прежде всего, по этому типу. Одни из них демонстрируют удивительную способность посредством культуры взять все самое лучшее, что накоплено людьми и поставить себе на службу. Например, Япония проявляет огромные способности во многих сферах науки, техники, производства. Другие же до сих пор живут племенами и не способны использовать познавательные функции культуры, обрекая себя на социальную анемию и отсталость.

Вторая - информативная - это накопление, сохранение и передача культурной информации из поколения к поколению, от одной страны к другой, от цивилизации к цивилизации, выступая в роли социальной памяти человека. Поэтому важно не только сохранить культурные ценности, но и передать их.

Третья - коммуникативная - средства передачи культурной информации, дистанционное познание. Культура представляет собой знаковую систему, которую необходимо понимать или уметь расшифровывать. Это значит, что без понимания специфики языка мира музыки, живописи, скульптуры, архитектуры, театра, философии и т.д. невозможно понять их содержания. Это же относиться и к языку физики, химии, математики и других естественных наук, которые располагают собственными знаковыми системами.

Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.

К материальной культуре относят всю область матери­ально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по соз­данию средств производства и потребления и т.п.

Духовная культу­ра включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.

Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколь­ко важнейших областей .

    Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими об­ластями материальной культуры напрямую связано выживание че­ловека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.

    Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельно­сти; цеха, доки, мосты, плоти­ны и т.п.).

    Инструменты, при­способления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.

    Транспорт и пути сообщения.

    Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)

    Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.

Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирую­щими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и пове­дение. Знания удовлетворяют опре­деленные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позво­ляющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые общест­вом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.

Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).

Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.

Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:

    Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.

    Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.

    Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.

    Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.

    Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.

    Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.

    Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.

Именно на основе ценностей формируются существующие се­годня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) полити­ка, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.

Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части ду­ховной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.

Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет гово­рить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назна­чения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первич­ные (биологические) потребности человека, его относят к матери­альной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.

Кроме того, между материальной и духовной культурой суще­ствуют переходные формы знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной фор­мой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквива­лент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами мате­риальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.

Духовная и материальная культура - это две части одного целого. Изучение одной области практически невозможно без исследования другой. Культура материальная подразумевает под собой какие-либо вещественные достижения человечества. К примеру, технические изобретения, архитектура, предметы обихода. Предметы материальной культуры очень помогаеют в работе археологам. По вещественным находкам они могут реконструировать жизнь наших предков, их быт. Материальная культура - это важнейшая часть жизни, которая изменяется и совершенствуется с каждым годом, в соответствии с развитием человечества.

Духовная культура - это также основной показатель цивилизованности людей. Что входит в это понятие? В первую очередь, какие-либо идеи, открытия, концепции. К примеру, к духовной культуре относится психология, различные произведения искусства. В это определение входит все то, что было достигнуто силой человеческой мысли и таланта.

Материальная культура неразрывно связана с духовным аспектом. Прежде чем построить какое-либо здание либо создать другой физический объект, были затрачены интеллектуальные силы людей, их фантазия. В то же время объекты, относящиеся к духовной культуре, также выражаются через материальные предметы. К примеру, человек создал философский труд и познакомил с ним своих читателей посредством книги.

Духовный аспект как и материальная культура, также помогает понять, В первую очередь, это заслуга археологов, которые изучают древние произведения искусства и достижения мысли. Однако духовная культура исследуется не только историками. К примеру, древние верования, сказки, легенды тщательно анализировал в своих работах отец психоанализа Зигмунд Фрейд, а также его последователи. Духовная культура позволяет понять, каким видели мир наши прародители, какой была их психология, что очень ценно для глубокого и вдумчивого познания истории.

Что можно еще сказать по поводу этих двух понятий? Культура материальная и духовная существовала, разумеется, в разных вариантах развития, практически во все времена. Еще древние люди вырезали на стенах пещер рисунки, символизирующие животных, какие-либо обыденные действия, к примеру, охоту.

Материальная культура, как и духовная, за всю историю человечества множество раз переживала и взлеты и падения. Также менялись приоритеты. То есть одна культура становилась более важной, чем другая. Любопытно рассмотреть интерес людей к духовному и материальному аспекту на примере всем известной Эта знаменитая концепция помогает проанализировать, почему одна сторона культуры становится важнее другой. Человек, лишенный основных материальных благ, то есть крова, пищи и средств, помогающих обезопасить себя, вряд ли заинтересуется духовной стороной жизни. Личность, удовлетворившая все свои базовые потребности, уже тянется к таким областям, как искусство, философия, религия.

Культура материальная наглядно показывает, насколько человек смог адаптироваться в природных условиях. Без этого аспекта существование государства, и даже человека, практически невозможно. Однако и духовная культура очень важна для всего общества. Без нее человек бы так и остался варваром. Духовная культура задает определенные стандарты поведения, формирует идеалы, развивает чувство прекрасного. Без нее невообразима ни одна цивилизация. Однако духовная культура - это не развлечение для избранных, ведь в нее входит и образование, и кино, и разнообразные книги. Гармония материальных объектов и достижений человеческого интеллекта помогает достичь высокого уровня существования, как целого государства, так и отдельно взятого человека.

Материальная культура - это достижения разума человека в развитиипроизводительных сил и производственных отношений общества. Это также совокупность тех ценностей, которые направлены на удовлетворение потребительских, материальных нужд и интересов людей . Главным образом, потребностей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения, физическом здоровье, тепле, свете, предметах домашнего быта и т.д.Это процесс и результат материальной деятельности человека. Материальная культура – это культура труда и материального производства, культура быта, культура отношения к собственному телу и физическая культура.

Анализирую внутреннюю структуру материальной культуры, в рамках материальной дея-ти, следует прежде всего выделить хозяйственную (экономическую) деятельность направленную на создание материальных условий для жизни человека как творца «второй природы». Она включает в себя средства производства, способы практической деятельности (производственные отношения), а также творческие моменты хозяйственной повседневной деятельности человека.

Особенности материальной (технологической) культуры:

1) Она не озабочена «ценностным измерением» деятельности. Ее смыслы концентрируются вокруг того, ЧТО и КАК надо делать, РАДИ ЧЕГО ЭТО ДЕЛАТЬ.

2) Ценности: эффективность, точность, прочность, утилитаризм (полезность);

3) Рационализм . Эволюция от мистики к рациональности.

4) По отношению к духовной культуре играет подчиненную, служебную роль. Цели развития науки и техники обуславливаются потребностями развития духовной и социальной культуры.

5) Выполняя служебную роль, она оказывается непременным условием всякой культурной деятельности. Профессиональное мастерство.

Духовная культура - это совокупность норм и ценностей, связанных с удовлетворением интеллектуальных потребностей людей и способствующих формированию у них разумных моральных, психологических качеств и способностей. Духовная культура – это процесс и результаты духовного производства (религия, философия, мораль, искусство, наука и т.д.). Эта область культуры весьма обширна. Она представлена богатейшим миром науки и искусства, морали и права, политики и религии. Конечно, все ценности духовной культуры фиксируются, сохраняются, передаются из поколения в поколение только в материальной сфере, косвенно: языке, идеологии, ценностях, обычаях и т.д. Элементы, входящие в духовную культуру, нельзя потрогать руками, но они существуют в нашем сознании и постоянно поддерживаются в процессе взаимодействия. Духовная культура представлена и функционирует в значительно богатом, более обширном ее предметном мире и нормах отношений, чем материальная.

Итак, духовная культура выступает как деятельность, направленная на духовное развитие человека и общества, на создание идей, знаний, духовных ценностей – образов общественного сознания. Предметными формами духовной культуры являются результаты духовной деятельности и отношения между людьми, развитие и реализация способностей человека.

Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука. Духовная культура фиксирует творческую сторону, новации, достижения, продуктивную, а не репродуктивную сторону.

Особенности духовной культуры:

1) Неутилитарность. Она по сути своей бескорыстна. Ее краеугольные камни – не польза, не выгода, а «радости духа» - красота, знание, мудрость . Она нужна людям сама по себе.

2) Наибольшая свобода творчества . Разум человека, не связанный с утилитарными соображениями и практической необходимостью, способен оторваться от действительности и унестись от нее на крыльях фантазии.

3) творческая деятельность становится особым духовным миром, созданный силой человеческой мысли. Этот мир несравненно богаче реального мира.

4) Чувствительность. Наиболее чутка реагирующая на изменения среды. Способна улавливать малейшие изменения в жизни людей и отзываться на них изменениями в себе. Самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при соц катаклизмах, нуждается в поддержке общества.

Но разграничить и противопоставить материальную и духовную друг другу как 2 особые области культуры невозможно. Они являются как бы разными сторонами одной монеты. Ибо, с одной стороны, вся культура в целом духовна, т.к. она есть мир смыслов, т.е. духовных сущностей. А с другой стороны, она вся в целом материальна, т.к. представлена в чувственно-воспринимаемых кодах, знаках, текстах. Поэтому под материальной культурой имеет смысл понимать не какую-то особую область культуры, отличную от духовной культуры, а «знаковую оболочку» всякой культуры. Любое произведение искусства является материальным феноменом, поскольку всегда в чем-то воплощено. Но в то же время любое произведение искусства представляет собой выражение определенных смыслов, отражающих ценности и идеологию общества, эпохи. Это деление позволяет убедиться, что любое культурное явление является опредмеченным результатом идеального, духовного содержания человеческой деятельности. Так, архитектурные постройки являются одновременно и произведениями искусства, и служат практическим целям.