На берегу какого озера родился имре кальман. Русская любовь Имре Кальмана


Казалось, между русской эмигранткой и известными венгерским композитором не могло быть ничего общего. Имре Кальман поначалу всего лишь проявил дружеское участие к бедной молоденькой девочке. Тогда никто и предположить не мог, что Вере Макинской суждено было стать последним счастьем гения. История их взаимоотношений могла бы лечь в основу одной из оперетт того времени.

Неслучайная встреча


Впервые Вера Макинская увидела Имре Кальмана за кулисами Берлинского театра в 1926 году. Узнав, что она русская, композитор посочувствовал девочке, вынужденной скитаться на чужбине с юного возраста.

Следующая встреча произошла спустя два года. Вере было 17, она жила в венском пансионе и страстно хотела стать актрисой. Но статисток в театре хватало, оставалось надеяться лишь на счастливый случай. Вместе с подружками, делившими с ней комнатку, она после обеда выбиралась в соседнее кафе. Это же заведение часто посещали представители музыкально-художественной элиты. Каждая начинающая актриса мечтала встретить здесь человека, имеющего возможность помочь в карьерном взлете юного таланта.


Имре Кальман и Вера одновременно подошли к стойке, чтоб забрать пальто, гардеробщица отдала предпочтение Кальману, презрительно бросив, что девушка нигде не платит. А Кальман вдруг предложил ей свою помощь. Вера решилась. Даже роль статистки в его новой оперетте ее устраивала.


В театре он опекал свою юную протеже и каждый день кормил ее булочкой с ветчиной, отдавая Вере свой нехитрый завтрак. Он же купил для нее первый приличный наряд.

А после в театр на премьеру приехала его возлюбленная Агнеш Эстерхази. Наверное, именно тогда юная актриса поняла, что влюбилась. А утром закатила ему настоящую сцену, даже не понимая, что этим выдает с головой свои чувства. Имре Кальман лишь улыбался и качал головой. Он точно знал, что она выиграла этот поединок в тот самый миг, когда впервые появилась перед ним в кафе «Захер».

Мечты сбываются


Вере композитор посвятил свою "Фиалку Монмартра". / Фото: www.kp.by

Их роман развивался весьма стремительно. Но композитор долгое время не мог поверить в то, что Верушка из всех мужчин выбрала именно его. Для Веры же в этом немолодом и очень добром господине сосредоточились все надежды на будущее. Он мог бы помочь ей стать знаменитостью, но выяснилось, что актерским талантом Вера Макинская не обладает. Но у нее трезвый и практичный ум. Она видит возможность уйти от нищеты, связав свою жизнь с Имре Кальманом узами брака.

Композитор не торопился делать ей предложение, но страх потерять возлюбленную, которую мама грозилась увезти из Вены и из его жизни, заставил его решиться на женитьбу.


Блистать на сцене она никак не могла, а вот на светских раутах, устраиваемых ею в доме Кальмана, Вера чувствовала себя настоящей звездой. Правда, супруг ее в это время предпочитал отсиживаться на кухне. Он не был знаком с большей частью своих гостей, но и лишать супругу возможности развлекаться тоже не желал. Рождение детей великий Имре Кальман воспринял, как награду свыше. Он был счастлив. Вере он посвятил одну из лучших своих оперетт – «Фиалку Монмартра».

«За расставаньем будет встреча…»


Приход к власти Гитлера, победное шествие нацистских войск по Европе заставили Кальмана отправиться в путь сначала во Францию, затем в Америку. Гитлер любил музыку и обеспечил композитору свое личное покровительство, но Имре не мог и не хотел иметь ничего общего с фашизмом.

Им пришлось все начинать с нуля в незнакомой стране. Семья испытывала финансовые трудности, и Верушка устроилась работать продавщицей в салон. Где и встретила французского богача, предложившего ей руку и сердце.


Она просила развода у Кальмана, а он отпустил ее, заботясь исключительно о счастье и благополучии любимой. Правда, разлука была недолгой. Первая же встреча после получения документов о разводе, всколыхнула и Веру, и ее супруга. Вскоре они снова жили вместе, стараясь не вспоминать об этом неприятном моменте в их жизни.

Возвращение


Отсутствие интереса к музыку Кальмана в Америке, расставание с любимой Верушей, а затем известие о гибели в фашистском концлагере сестер Кальмана основательно пошатнули его здоровье. В 1949 году композитор перенес инсульт.

Болезнь мужа изменила отношение к нему Веры. По ее собственным воспоминаниям, она осознала, насколько дорог ей этот человек, совместные переживание сблизили их. Неожиданно обретенное второе дыхание их любви в немалой степени способствовало выздоровлению композитора.


В 1950 году семья возвращается в Европу. Кальман хотел обосноваться в Цюрихе, но снова уступил супруге и ее желанию жить в Париже. Последние дни маэстро проводил в обществе сестры Ирмгард, своей сиделки. Имре Кальман не ограничивал свободу своей супруги, но постепенно вводил ее в курс всех дел, предчувствуя скорую кончину.


30 октября 1953 года Имре Кальман тихо ушел во сне. После смерти мужа Вера не вышла больше замуж, посвятив остаток жизни сохранению наследия своего супруга. Но ее до сих пор называют женщиной, которая забрала у музыки Имре Кальмана.

Была в жизни великого композитора еще и легкомысленная муза,

К тому времени, когда Имре появился на свет 24 октября 1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона, крупнейшего озера Венгрии, в семье Кальманов было уже двое детей: Бела и Вильма. В первые годы жизни Имре семья не знала забот. Отец его был добропорядочным буржуа, жили они хоть и небогато, но вполне прилично, держали прислугу и кухарку.

Четырехлетний Имре поклонялся «храму искусств», выросшему по соседству. Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в музыкальной комнате. Забившись под рояль, он слушал, как разыгрывала музыкальные экзерсисы его сестра Вильма.

Но в ту пору юный певец рапсодий вовсе не помышлял о карьере музыканта. Он мечтал стать портным. В шестилетнем возрасте Имре изменил свои планы: теперь он вознамерился осчастливить соотечественников не новыми платьями, а отстаиванием их юридических прав.

Имре усиленно занимался в двух школах - в гимназии и в музыкальной школе, - но, едва улучив свободный часок, тотчас же садился к роялю разучивать сочинения Шумана и Шопена. Музыка завораживала, пьянила его. Во время летних каникул его чуть ли не силком приходилось оттаскивать от рояля и усаживать за обеденный стол. К концу каникул руки у Имре разболелись до такой степени, что каждый удар по клавишам доставлял ему невероятные мучения.

Имре исполнилось пятнадцать лет, когда весною 1898 года он впервые выступил перед публикой с Фантазией Моцарта ре-минор. В концертном зале присутствовали и корреспонденты, дабы в своих критических отчетах подвергнуть оценке способности юного музыканта. Имре выглядел столь маленьким и щуплым, что газеты восторженно отметили дарование «двенадцатилетнего музыканта».

В последние годы учения ему приходилось трудиться с двойной нагрузкой, отдавая преимущество гимназии: родителям хотелось, чтобы сын непременно получил аттестат зрелости. Имре выполнил это родительское желание, блестяще сдав все экзамены.

Однако лишь теперь началась для него поистине двойная жизнь. Подчинившись родительской воле, он поступил на юридический факультет Будапештского университета, проучился там восемь семестров, сдал все необходимые экзамены и не дотянул лишь до степени бакалавра. Но и это было большим достижением, если учесть, что параллельно он с полной нагрузкой учился в Академии музыки. Занятия музыкой требовали столько времени и сил, что о написании диссертации и думать не приходилось.

Семья поощряла его занятия юриспруденцией, давая деньги на карманные расходы. Суммы были не бог весть какие, но Имре этого хватало. А для того, чтобы учиться музыке, он должен был сам изыскивать материальные возможности. Играть на рояле он не мог - подвели руки. Он стал писать критические статьи в ежедневную газету.

Цикл на стихи Людвига Якубовски - первое, изданное в 1902 году, музыкальное сочинение Имре Кальмана. За первой работой последовали другие. Среди них главное произведение, с которым он связывал все свои надежды, - «Сатурналии», поэмы для большого симфонического оркестра. 29 февраля 1904 года состоялось первое исполнение симфонии Имре Кальмана - в будапештском Королевском оперном театре, на концерте выпускников композиторского отделения Академии музыки. Впрочем, первое исполнение стало и последним. Все же Кальман считал именно этот день началом своей музыкальной карьеры. С тех пор он свято верил, будто високосные годы сулят ему удачу, а уж 29 февраля - день особого благополучия.

Адвокатская же карьера Кальмана не сложилась. Имре Кальман опять зажил двойной жизнью, с той только разницей, что по утрам он уходил не в адвокатскую контору, а в редакцию. Его встретили там с распростертыми объятиями и предложили должность музыкального критика с жалованьем 70 крон в месяц.

На следующий год Кальман удостоился премии Роберта Фолькмана, присужденной ему будапештской Академией музыки. Материальные размеры премии позволяли провести шесть недель в Берлине. Имре воспользовался этой возможностью, чтобы предложить свои сочинения немецким издательствам; вслед за «Сатурналиями» им была создана очередная симфоническая поэма - «Эндре и Иоганна». Однако издателя для этих опусов не нашлось ни в Берлине, ни в Лейпциге, ни в Мюнхене, куда заехал Кальман по пути на родину.

«Выходит, мои симфонии не нужны миру? Дело кончится тем, что я решусь на отчаянный шаг, возьму да и сочиню оперетту!» - с досады острил Имре и сам смеялся громче всех. Опуститься до оперетты! Обладатель премии Роберта Фолькмана, достойный ученик профессора Кеслера, он глубоко презирал сей легкомысленный жанр.

Однако обстоятельства сложились так, что вскоре Кальман «докатился» до оперетты. Должно быть, идея витала в воздухе. Иоганн Штраус и Миллекер - великие пестователи жанра - почти десять лет покоились в могилах. И вдруг оперетта возродилась вновь.

Имре снял дешевую комнату на чердаке в Кройсбахе под Грацем, чтобы работать без помех. Там-то и сочинил он свою первую оперетту «Осенние маневры». Премьера прошла 22 февраля 1908 года в Будапеште с невероятным успехом. Публика без устали аплодировала, вновь и вновь вызывая исполнителей на сцену.

21 января 1909 года состоялась премьера в театре «Ан дер Вин». Венская публика встретила оперетту Кальмана с таким же восторгом. В апреле того же сезона оперетта была поставлена в гамбургском театре, а несколькими неделями позже состоялась ее премьера в Берлине.

Ровно через год и один день в элегантном «Иоганн Штраус-театре» прошла премьера очередной оперетты Кальмана. Текст ее принадлежал перу двух опытных либреттистов, а действие происходило в той среде, которая была знакома Имре с детства: в Венгрии, на степных просторах. Были тут и сцены из цыганской жизни, и цыганские песни... Имре, верный своей натуре, был настроен пессимистически. На этот раз и один из либреттистов, фриц Грюнбаум, не в силах был подавить дурные предчувствия. «Нравится мне вся вещь, - определенно нравится, - старался он утешить себя и своего соавтора Юлиуса Вильгельма, - вот только этот вальс...» Грюнбаум обреченно махнул рукой.

Премьера новой оперетты Кальмана состоялась 11 октября 1912 года; пресловутый вальс - вопреки всем колебаниям - решено было оставить. На следующий день мелодию эту распевали на каждом углу: успех был подобен взрыву бомбы. Грюнбаум в недоумении пожимал плечами, но теперь вид у него был вовсе не унылый.

«На то она и бомба, что никогда не знаешь, взорвется или нет», - твердил он в свое оправдание.

До начала Первой мировой войны Имре написал еще одну оперетту - «Маленький король». Она едва вытянула на вежливые аплодисменты. В поисках «своего» либреттиста Кальман пробовал разных авторов. Постепенно сложились отношения с двумя парами литераторов: Лео Штейном и Белой Йенбахом, а впоследствии с Юлиусом Браммером и Альфредом Грюнвальдом. Творческое содружество Имре с этими либреттистами принесло ему наибольшие успехи.

В начале войны Имре работал одновременно над двумя произведениями: легкой, веселой «Барышней Жужей» и над другой опереттой, которой либреттисты пока что дали условное название «Да здравствует любовь!» Премьера «Барышни Жужи» состоялась в Будапеште 23 февраля 1915 года и была встречена публикой довольно прохладно. Однако переименованная в «Мисс Весну», она вскоре покорила сердца американцев.

Текст оперетты, прославляющей любовь, вышел из-под пера Лео Штейна и Белы Иенбаха. Штейн считался почетным патриархом либреттистов, и работа с опытным мастером такого крупного масштаба действовала на Имре умиротворяюще. Однако стоило ему узнать дату премьеры, как от его душевного спокойствия не осталось и следа. «О Боже, только не тринадцатого!»

Но «Иоганн Штраус-театр», несмотря на все протесты Имре, назначил премьеру именно на тринадцатое число. Все билеты на премьеру были распроданы. И все же представление не состоялось: комический актер Йозеф Кениг потерял голос, и спектакль в последний момент отменили.

Имре не успокоило и назначение новой даты. Он был твердо убежден, что оперетта с треском провалится: переносить премьеру - дурная примета. Хотя новое число выглядело вполне благопристойно - 17 ноября.

Однако последующие факты опровергли все пессимистические предположения Имре. Вену захлестнул поток мелодий из новой оперетты. Премьера «Королевы чардаша» состоялась в самый разгар войны, но ни фронтовые окопы, ни пушечная канонада не помещали оперетте проникнуть и в Россию, и в Америку. Разумеется, ни композитор, ни авторы текста от этого не разбогатели: Россия уже воевала с Австрией, да и Соединенные Штаты вскоре тоже вступили в войну.

Заокеанские поклонники Имре сделали попытку вызволить его из зоны военных действий. По просьбе антрепренера Сэвед-жа вашингтонское правительство изъявило готовность переправить Имре за океан. Однако Кальман не стал даже обдумывать это предложение: слишком много несчастий обрушилось на него сразу. Глубоко потрясла его смерть старшего брата Белы, а тут и отец свалился: диабет не сулил ни малейшей надежды на выздоровление. Подруга Кальмана Паула Дворжак (она была старше Имре на десять лет) в начале войны в результате болезни оказалась прикованной к инвалидной коляске.

Как известно, лучшее средство от тоски - работа. Исписывая одну за другой нотные строки, Имре забывал обо всем на свете. Он создает яркие, зажигательные мелодии. Одна из оперетт той поры - «Фея карнавала», - в сущности, является переработанным вариантом «Барышни Жужи». Премьера оперетты состоялась 21 сентября 1917 года в «Иоганн Штраус-театре». Угля не хватало, и холод в зрительном зале был чудовищный, но это не помешало спектаклю пройти при полном аншлаге.

Имре Кальман вновь - а точнее говоря, как всегда - был занят поисками подходящего либретто. Два молодых автора, Юлиус Браммер и Альфред Грюнвальд, принесли текст для первого акта оперетты: некий управляющий имением мечтает отпраздновать день своего рождения в Вене... Штейн и Йенбах, либреттисты «Королевы чардаша», в противовес им предложили другой материал, и Имре отдал предпочтение этой испытанной паре. Так была создана «Голландочка», тепло принятая публикой «Иоганн Штраус-театра» 31 января 1920 года.

После серьезного успеха, а «Голландочка» выдержала в Вене более 450 представлений - Браммер и Грюнвальд дерзнули опять наведаться к Кальману все с тем же предложением: некий управляющий имением мечтает отпраздновать свой день рождения в Вене, среди очаровательных женщин...

«Нет, не пойдет!» - Имре жаждал какого-нибудь небанального сюжета.

«А как бы вы отнеслись к экзотической теме? Оперетту можно было бы назвать, скажем, «Баядера», - предложил Браммер, и Имре сразу же понравилась эта идея. А прежний замысел, теперь уже двухгодичной давности, вновь осел в архивах Браммера и Грюнвальда. Венский «Карл-театр» поставил «Баядеру», принесшую кассовый успех, но не снискавшую мировой славы.

Неугомонные либреттисты на этом не успокоились и вновь извлекли на свет Божий свою древнюю, отсроченную еще на год идею: некий управляющий крупным поместьем... Имре решил познакомиться с материалом поближе и увлекся. Никогда не работал он с такой легкостью. В результате новая оперетта «Мари-ца» получилась слишком длинной и перенасыщенной музыкальными номерами. Главную партию пел Губерт Маришка, он же был и постановщиком спектакля. Маришка принял руководство театром «Ан дер Вин» после своего тестя Вильгельма Карцага - того самого, который когда-то перетащил Имре Кальмана в Вену.

«Давай уберем вступительный хор», - предложил Маришка. «Еще чего выдумал! - рассердился Имре. - Уж лучше выкинуть твою выходную арию».

«Что ж, ладно, - натянуто улыбнулся Маришка. - Но прежде еще раз прослушаем и хор, и сольную арию».

Закончив, Маришка сделал знак оркестру - повторить, и, обращаясь к Кальману, вновь запел арию, на ходу переиначивая текст. В результате споров хор «выпал», а выходная ария осталась и поныне звучит так же свежо и живо, как в день премьеры 28 февраля 1924 года. 1924-й - год високосный, то есть, по убеждению Имре, счастливый. Мировой успех «Графини Марйцы» лишь укрепил эту его убежденность.

И, действительно, фортуна не отворачивалась от Кальмана. Успехом пользовалась «Принцесса цирка» (1926) с ее знаменитой арией о чарующих очах. Успех принесла и оперетта «Золотой рассвет», написанная через год Кальманом, по просьбе нью-йоркского антрепренера Хаммерштейна. Удачной оказалась также поставленная в 1928 году «Герцогиня из Чикаго».

Тогда же в жизнь Имре вошла молодая русская актриса Вера Макинская. Уроженка Перми, эмигрировавшая вместе с матерью в 1917 году, покорила сердце популярного композитора. Несмотря на разницу в возрасте - она составляла тридцать лет, это знакомство довольно скоро привело к свадьбе.

Имре только что начал в то время работу над новой опереттой - «Фиалка Монмартра» - и решил посвятить ее молодой жене. Вера вскоре родила ему мальчика, а потом еще двух девочек: Лили и Ивонку.

«Фиалке Монмартра» поначалу была уготована типичная для этого скромного цветка участь. Люди с утонченным слухом, а также поклонники Кальмана радовались приятной, на французский лад изысканной музыке, а иные прошли мимо, не уловив ее прелести. В 1930 году знаменитый когда-то «Иоганн Штраус-театр», где ставилась оперетта, доживал свои последние дни.

Еще одной премьерой «Фиалка Монмартра» была обязана театру «Ан дер Вин». На этот раз постановка оказалась великолепной. И новая оперетта вскоре завоевала сцены французских, португальских и немецких театров.

Вскоре два берлинских литератора, Рудольф Шанцер и Эрнст Веллич, предложили Имре в качестве либретто весьма увлекательную пьесу из жизни венгерских гусар-гонведов. Новую оперетту Кальмана «Дьявольский наездник» 10 марта 1932 года представил публике театр «Ан дер Вин». Главную партию пел сам директор театра Губерт Маришка.

В том же году семья Кальманов переехала в венский район, где жила богатая городская знать. Дворец Кальмана находился на Газенауэрштрассе.

Композитор переживал расцвет славы. На вечерах в его доме появлялись все знаменитости и влиятельные лица разных рангов. Приемы эти устраивала жена Вера. В противоположность ей сам Имре отличался величайшей скромностью. Блистать в свете, закатывать балы и приемы - это было абсолютно ему чуждо.

В перерывах между рождениями очередных детей, прочими событиями семейной жизни и приемом гостей Имре работал над новой опереттой, дав ей название «Императрица Жозефина». Право на первую постановку «Жозефины» Кальман передал цюрихскому городскому театру. Премьера состоялась 18 января 1936 года.

А между тем облик Европы менялся изо дня в день, менялась и направленность ее устремлений. Так, например, даже в Вене упал интерес к оперетте. Все сильнее пахло порохом. Границы Австрии были нарушены - в нее вторглись немецкие солдаты. После аншлюса Австрии начинаются скитания Кальмана. Сначала он бежит в Цюрих, затем в Париж и, наконец, уезжает в США - в Калифорнию, а точнее, в Голливуд - обетованную землю кинематографа. Вероятно, оторванность от родной земли, чужой быт и нравы, чужая культура - все это не могло не сказаться на творческом самочувствии композитора. Прожив еще более двадцати лет, он сочинил лишь две оперетты: «Маринку» в 1945 году и незадолго до смерти еще и «Аризонскую леди». Они имели локальный успех, но не задержались в репертуаре театров. В декабре 1949 года Кальмана вдруг разбил паралич. Одна половина лица у него была полностью парализована. Говорить он, не мог и еле волочил ноги. Затем наступило улучшение, но 30 октября 1953 года в Париже болезнь окончательно взяла верх.

2011-2012. JumpMusic.

Событий, сольных, выступлений.

Альбомы, музыка и песни онлайн.

Видеоклипы артистов онлайн

by Записки Дикой Хозяйки

24 октября 1882 года, в обеспеченной еврейской буржуазной семье Кароля Кальмана родился сын, которого назвали Эммерих. Произошло это в Венгрии в маленьком городке Шиофок. Во время рождения ребенка все родственники переругались, обсуждая дату его рождения. Дело в том, что родился он в 23 часа 59 минут, как утверждал отец ребенка, но у многих родственников на часах было уже за полночь. Жаркие дебаты закончились победой отца. Отец мальчика занимался курортным делом, а на курорт приезжали различные знаменитые люди. Среди них был и профессор, знаменитый скрипач того времени Лидль. Кальману было всего четыре года, но ребенка невозможно было выгнать из-под окон этого музыканта.

Имре с наслаждением слушал игру профессора, мальчик, буквально бредил музыкой. В конце концов, Имре был замечен профессором и прослушан им. Он-то и посоветовал отдать ребенка учиться музыке. Сначала Имре Кальман учился в престижной гимназии, где преподавали и музыку, но вскоре был вынужден перейти в обычную школу, так как бизнес отца потерпел крах, и старшим детям пришлось идти работать. В их числе оказался и четырнадцатилетний Имре, он стал давать уроки латыни и греческого языка детям богатых родителей.

Однажды, проходя через базар, он увидел очень красивые персики, денег не было, а персик так и манил к себе. Мальчик не удержался и стащил один, но был пойман, хозяйка персика размазала его по лицу Имре, при этом обозвав его вором. По свидетельству самого Кальмана, после этого он разучился смеяться навсегда.

Семья экономила на всем, но все же для Имре был куплен подержанный рояль. Мальчик практически не отходил от него. Его упорство было вознаграждено - Имре поступил в музыкальное училище, но и здесь его постигла неудача. Сначала все шло хорошо, и первые его концерты принесли ему известность, но, готовясь к международному конкурсу, он повредил руку, и о карьере пианиста можно было забыть.

И тогда Кальман поступает в Будапештскую академию музыки на отделение композиции. Сначала он занимался серьезной музыкой, но признания не получил. И тогда по совету своего друга Я. Кеслера, Имре решил написать оперетту. Так появилась на свет первая оперетта Кальмана «Осенние маневры».

Но и здесь не обошлось без казуса. Когда он принес свой клавир в театр, то был встречен очень холодно. От такого приема юноша растерялся, сбежал из дома и три дня боялся вернуться, а когда все же возвратился, то был поражен тем, что все это время его разыскивал весь театр.

21 января 1909 года оперетта была поставлена и имела ошеломляющий успех на европейских и американских сценах. Кальман становится известным композитором. С 1909 года Кальман жил, в основном, в Вене, где были созданы его лучшие оперетты: «Цыган-премьер», «Княгиня Чардаш» (Сильва), «Баядерка», «Марица», «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра».

Судьбы многих композиторов были трагичными, вот и Имре Кальмана словно преследовал злой рок. В 1915 году, когда он писал куплеты к «Сильве», пришло известие о смерти его брата, затем в 1924 году, когда работа над «Марицей» была в самом разгаре, умирает его отец. И композитор стал верить в мистику. У Кальмана почти все оперетты носят женские имена, премьеры оперетт он почти всегда назначает на 17 число и так далее.

Имре Кальман был невысокого роста, всегда хмурый, успехом у женщин он не пользовался. Но однажды на его пути встретилась красавица, актриса их театра оперетты, Паола Дворжак. Несколько раз он делал ей предложение руки и сердца, но молодая женщина отказывала. Имре переживал, но поделать ничего не мог.

И вот на одной из киностудий он встречает Агнесс Эстергази, их отношения быстро перерастают в роман. Но для Агнесс это только игра, ни о каких серьезных отношениях с ее стороны речи не шло. Измена Агнесс стала для Кальмана настоящим ударом, но в это время он узнает о неизлечимой болезни первой своей любви Паолы и понимает, что она отказывала ему, чтобы не стать для него обузой. Имре Кальман остается со своей возлюбленной до самой ее смерти. После этого он два года не брался за перо.

Прошло время, и Кальман встречает в кафе бедную русскую эмигрантку Веру Макинскую. Разница в возрасте у них была в тридцать лет, но, несмотря на это, они поженились. Произошло это скорее по настоянию матери Веры, чем по большой любви. Вскоре в семье рождается сын – Карой Имре Федор. Вера стала новой музой композитора, и на свет появилась «Фиалка Монмартра».

В 1932 году Кальману исполнилось 50 лет, и эту дату праздновала вся Европа. Композитор был награжден многими международными наградами. Но на следующий год к власти в Германии пришли фашисты, в 1938 году Австрия была захвачена Гитлером, и еврей Кальман перебирается во Францию, а оттуда в Америку.

Здесь Кальман не был так известен, как в Европе, и сначала семье пришлось трудно. Но помогла Грета Гарбо, и жизнь начала налаживаться. Здесь же встретили они и День Победы, но вместе с этим известием пришло и сообщение о смерти его младших сестер в фашистских концлагерях. Композитор не выдержал такого горя и его свалил инфаркт. И только в 1949 году он вернулся в Европу и поселился в Париже, но писать веселой, жизнерадостной музыки Имре Кальман не мог.

И все же любовь к музыке взяла верх, и в начале пятидесятых годов композитор приступает к новой оперетте «Леди из Аризоны». Закончив партитуру, и отпраздновав свой день рождения, 30 октября 1953 года. Имре Кальман скончался в возрасте 71 года, и похоронен на венском кладбище.

Знаменитый композитор Эммерих Коппштейн родился 24 октября 1882 года в городе Шиофок на берегу Балатона на юго-западе Венгрии в еврейской семье. Ещё учась в школе, будущая звезда музыки меняет еврейскую фамилию, сокращает имя и начинает зваться Имре Кальманом.

Поступивший в музыкальную академию в Будапеште парень подавал большие надежды как композитор. Надежды абсолютно оправдавшиеся: Кальман написал такие грандиозные произведения, как оперетты «Сильва», «Баядера», «Принцесса цирка», «Фиалка Монмартра». Творчество Кальмана и сегодня занимает умы современных постановщиков. Его оперетты идут во всем мире, да и кинорежиссёры не обделяли его вниманием: снято множество фильмов по произведениям Кальмана. Многие российские зрители зрелого возраста, конечно же, помнят легендарную чёрно-белую картину «Мистер Икс» Юлия Хмельницкого по русскому варианту оперетты «Принцесса цирка». «Мистер Икс» (а вернее, сыгравший и спевший егопартию Георг Оттс ) тогда стал настоящим секс-символом для советских женщин.

И сегодня произведения Кальмана востребованы, как никогда. Так, знаменитый режиссёр Себастьян Солдевилья из Канады, один из основателей театра-цирка «7 пальцев», выходец из Цирка дю Солей, ставит во всём мире «Принцессу цирка»: историю о юной циркачке Мари, синтез мюзикла и цирка. Солдевилья объясняет это тем, что влюблён в музыку Кальмана. К тому же написанная венгерским композитором оперетта, как Себастьян рассказывал «АиФ», очень интересная и сложная история. «В ней есть тема социальной лестницы: если ты из богатой семьи, можешь ли ты влюбиться в кого-то из бедных? Это история человека, который убежал из богатой семьи, ушёл в цирк, но всё ещё остаётся аристократом».

Личная жизнь Кальмана заслуживает интереса не меньшего, чем созданная им музыка. Последней любовью Имре Кальмана стала русская Вера Макинская . Именно ей, своей Верушке, гений посвятил одну из своих лучших оперетт: «Фиалку Монмартра». Мать Веры была хотя из довольно богатой, но провинциальной семьи, а отец - столичная штучка, офицер царской армии. Мать позже расскажет Вере, что у них вспыхнула любовь с первого взгляда, но высокопоставленные родственники потенциального мужа не дали согласия на такой, с их точки зрения, мезальянс. Поэтому девушку, уже к тому времени беременную Верой, «сплавили» в Вену, желая избавиться от нежелательного родства.

В Вене им пришлось очень тяжело, они с матерью практически бедствовали. Лет в 16 Вера пыталась пробовать себя на сцене. И тут вмешался случай. Судьбоносная встреча произошла в знаменитом венском кафе «Захер». В гардеробе 46-летний черноволосый господин и прекрасная 17-летняя русская девушка с копной рыжих волос и роскошной фигурой одновременно подали гардеробщику свою одежду… Имре как истинный джентельмен пропустил даму вперёд, обратив внимание не столько на её потрёпанное платье, сколько на красоту (за плечами Кальмана к тому времени уже был бурный роман с актрисой Паулой Дворжак , которая была старше него на 10 лет). Вспыхнул роман, вскоре Вера забеременела, Имре предложил ей выйти за него замуж. В семье Имре и Веры Кальман родились трое детей: сын Карой и две дочери, Лили и Ивонн. Актрисой, кстати, Вера так и не стала, но блистала на светских раутах, которые регулярно сама устраивала. Младшая дочь композитора Ивонн Кальман в интервью признавалась, что отец ей больше напоминал дедушку: ему исполнилось 55, когда родилась Ивонка. Он был, по ее признанию, очень добрым человеком, часто предавался грусти, был очень романтичен и обожал свою юную жену. А ещё Кальман был невероятным сладкоежкой и мог поедать в огромных количествах чудесные сладости, которыми славятся венские кофейни.

После включения Австрии в состав Германии в марте 1938 года Кальман отказывается от предложения властей стать «почётным арийцем» и эмигрирует с семьёй во Францию, а через два года переезжает в США. Оперетты Кальмана в нацистской Германии запрещается ставить, две сестры композитора были уничтожены в концлагерях.

К сожалению, в Америке композитора ждала не только слава, но и драма в личной жизни: в 1942 году они разводятся с Верой. Однако через несколько месяцев Кальманы понимают, что жить друг без друга не могут, и начинают снова жить вместе. После разгрома нацизма Имре Кальман несколько раз приезжал в Европу. В 1949 году у композитора случается тяжелейший инсульт, вследствие чего его частично парализовало. В 1951 году Вера Кальман настаивает, чтобы они с Имре переехали в Париж: по мнению женщины, французская медицина была лучше американской.

И всё же парижские врачи лишь ненадолго продлили жизнь гения оперетты. Имре Кальман завещал похоронить себя на родине, в Вене, И Вера выполнила его просьбу: Имре Кальман покоится на Центральном кладбище.

Сегодня исполняется 131 год со дня рождения венгерского композитора Имре Кальмана, которого называют королем оперетты. Мы подготовили подборку из 8 его самых известных мелодий.

Оперетта «Осенние маневры»

Оперетта «Осенние маневры» – первая оперетта Имре Кальмана. Она была поставленная в 1908 году в Будапеште, где имела успех у зрителей. Затем она была поставлена в Вене (Австрия) и впоследствии обошла многие сцены в Европе и Америке.

Оперетта «Цыган-премьер»

Прообразом главного героя послужил реально существовавший скрипач Пал Рац или Рач (1837-1886). Это третья оперетта Кальмана и первая, написанная им специально для венской публики. Бродвейская постановка этой оперетты под названием Sari в 1914 году выдержала 151 представление и, по существу, открыла имя Кальмана для американской публики.

Оперетта «Королева чардаша» («Сильва»)

«Королева чардаша» или «Сильва» написана в 1915 году. Премьера состоялась в «Иоганн-Штраус театре» в Вене.

Первая постановка оперетты в России состоялась в разгар войны с Германией (1916), поэтому как название оперетты, так и многие имена действующих лиц были переделаны. С тех пор в Советском Союзе и России большинство постановок шло и идет под названием «Сильва».

Оперетта «Баядера»

Оперетта «Баядера» имела большой успех и обошла многие музыкальные театры мира. В СССР она была в марте 1923 года под названием «Баядерка». Распространённый в наши дни русский вариант либретто написали Р. И. Тихомиров и С. Б. Фогельсон.

«Графиня Марица»

«Марицу» считают «самой венгерской» опереттой Кальмана. «Марицу» ставили на различных сценах мира. В России «Марица» в разных интерпретациях и с разными переводами ставится с неизменным успехом с начала 1920-х годов. В это же время оперетта была переведена на английский и шла в Нью-Йорке и Лондоне.

«Принцесса цирка»

Имре Кальман вспоминает, что после «Марицы» перед ним его либреттистами встал вопрос: что писать? «Однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, - «Сильва», оперетту, действие которой происходит в театре, - «Баядера». Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке». И в 1926 году появилась оперетта «Принцесса цирка».

Самым известным баритоном, исполнявшим в советских постановках партию Мистера Х был Георг Отс.

«Фиалка Монмартра»

Имре Кальман был женат на русской эмигрантке из Перми, актрисе Вере Макинской, которой он посвятил оперетту «Фиалка Монмартра». Первая постановка в Вене (1930) выдержала 170 представлений. В том же году состоялись другие европейские премьеры, а также показ спектакля в США.

«Дьявольский наездник»

Последняя венская премьера Имре Кальмана, который после аншлюса в 1938 году был вынужден эмигрировать. Оперетта выдержала только 125 представлений, однако после войны с успехом шла в театрах Финляндии, Венгрии, Швеции, Германии.

За рубежом композитор написал лишь две оперетты – «Маринка» (1945) и, незадолго до смерти, «Аризонская леди». Помимо 20 оперетт, Кальман написал нескольких произведений для оркестра (симфонические поэмы «Сатурналии» (1904) и «Эндре и Иоганна» (1905) и другие), сочинения для фортепиано, вокальные произведения, музыку для театра и кино.