Самый популярный композитор в мире 21 века. Композиторы XXI века – детям

«КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА»

Один день был посвящен прослушиванию членами жюри аудиозаписей композиторских работ, присланных участниками из дальних уголков России и зарубежья, а три дня конкурсные выступления проходили в присутствии слушателей. Мне довелось наблюдать удивительное содружество и сотворчество участников, членов жюри и публики, пока еще, надо признать, немногочисленной, но однозначно заинтересованной. Похоже, вопрос о количестве слушателей на подобных мероприятиях не снимается с повестки дня, и сама жизнь является «заказчиком» нового конкурса – именно потому, что тотального пробуждения интереса к современной музыке пока не наблюдается. И хочется думать, что молва о конкурсе привлечет к нему в будущем более широкую аудиторию, ибо непридуманным этот конкурс является потому, что среди изобилия разных состязаний именно такого в России явно недоставало, и «Композитору XXI века» вселяющее оптимизм «малое пробуждение» все же удалось.

В это время здесь происходит национальное возрождение. Величайшим проявлением тенденций Ренессанса в духе романтизма была чешская опера. Хмеленски также сочинил чешские оперы Ольгрех и Божену и брак Либушина. Одним из наиболее важных авторов этого периода и чехов вообще, несомненно, является Антонин Дворжак и Зденек Фибич Бедржих Сметана.

Родился в Литомышли из третьего брака мастера пива Франтишек Сметаны с Барборой Линковой. Сметана учился в гимназии в Йиндржихув-Градеце, Йиглаве, Гавличкув-Брод, Праге и Пльзене, где он завершил своего двоюродного брата под наблюдением своего двоюродного брата. Решающим для художественного развития Сметаны было исследование Йозефа Прокша. После окончания учебы он основал частную школу фортепиано в Праге, а через год он женился на своей студенческой любви, Катерине Коларжовой. В то время он посвящал себя почти исключительно пианино.

Оргкомитет и жюри

Учредителем и организатором конкурса выступила Автономная некоммерческая организация «Международная академия музыкальных инноваций», в этом году отмечающая десятилетие своей деятельности. Президент конкурса и глава оргкомитета Игорь Евард вокруг идеи возрождения интереса к современному композиторскому искусству объединил высокопрофессиональных заслуженных музыкантов: народного артиста РФ, председателя Союза композиторов России Владислава Казенина, с честью возглавившего жюри конкурса, профессора ГМПИ им. М.М. Ипполитова-Иванова Ефрема Подгайца, заслуженную артистку РФ, профессора РАМ им. Гнесиных Рузанну Лисициан, народного артиста РФ, директора Калининградской областной филармонии Виктора Бобкова, а также солистов Московской государственной академической филармонии, лауреатов международных конкурсов Екатерину Мечетину и Кирилла Родина.

Вершиной этого периода является фортепианное трио соль минор, в котором он был опечален смертью его дочери Бедржихи. Стремясь убежать от окружающей среды, где все казалось потерянным, Сметана решила изменить сцену. Когда скандинавский климат ускорил болезнь Кэтрин, он принес ей новую жену, 20-летнюю Беттину Фердинанди.

Сметана был большим поклонником Листа, он много писал с ним, и они встретились лично. Сметана была величайшей идеей Листа - симфонической поэмой. Выпустив ситуацию в Богемии, он поспешил домой, но он не преуспел. Его работа была сосредоточена главным образом на опере. В это время, в течение трех лет, Либуз также появился. Либуше вырос из сознания самой высокой ответственности, от любви к нации и от твердой веры в свое будущее.

Концепция

Конкурс «Композитор XXI века», конечно же, предоставил возможность проявить себя и композиторам, и исполнителям, ибо хорошо известно, что композиторы не могут существовать отдельно от исполнителей, а исполнителям необходимо найти свой современный репертуар. И в данном случае мы имеем дело с конкурсом в конкурсе, который весьма элегантно связал воедино две составляющие рождения новой музыки.

В этом состоянии он приближается к осознанию своего старшего творческого намерения: отпраздновать цикл симфонических стихов отечества и нации. Создан цикл «Моя страна», состоящий из частей Вышеграда, Влтавы, Шарки, чешских досок и рощ, Табора и Бланика. В конце своей жизни он все еще сочинял стены Хубички, таджемства и Чертовы.

Еще один памятник чешского романтизма. Его первая работа - Гимн наследников Халькове Белой Горы. Его симфоническим произведениям способствовали Булов, Рихтер и др. Ораторские и кантатонические композиции стали репрезентативными для местных пение клубов, а также для известных английских фестивалей.

К участию в конкурсе в качестве композиторских работ принимались сочинения, представленные в оргкомитет в форме соответствующего нотного материала и – что особенно актуально для дистанционных участников – в виде аудио– или видеозаписей. Очерченный жанр сочинений ограничивался их предназначенностью либо вокалистам, либо ансамблям различных составов с числом участников, не превышающим пяти. В качестве исполнителей и композиторов к соревнованиям допускались конкурсанты со специальным музыкальным образованием, студенты и выпускники музыкальных вузов и колледжей (не только России). Оценка работ единосоставным жюри осуществлялась по трем независимым номинациям. В композиторской номинации «Премьера года» и исполнительской номинации «Ансамбли» (дуэт, трио, квартет, квинтет) могли участвовать конкурсанты в возрасте от 17 лет без установления верхней границы. В номинации «Академический вокал» были предусмотрены две возрастные категории: группа А (от 17 до 21 года) и группа В (от 22 до 40 лет).

Будучи одним из величайших композиторов своего времени, Дворжак умер в Праге в мае. Помимо Сметаны и Дворжака, Зденек Фибич - самая выдающаяся личность в это время. Его работа посвящена самым разнообразным дисциплинам. Композиция фортепиано представлена, в частности, лирическим циклом из гор и четырьмя рунами сонаты в мажор. Оркестровая работа включает в себя все периодовые образования. Из опер Фибича наиболее важными являются Невеста Месинска и Шарка. Важной частью работы Фибича является мелодрама - Сочельник, Цветочная месть.

Леонтий Прайс, Пласидо Доминго, Шерил Милнес. Верди считал, что каждая хорошая опера должна обладать своим уникальным музыкально-драматическим цветом, что цель Ил Троваторе имеет очень темное место для ужасной истории. Часто показано «Щелкунчик»; но в основном он ценится как балет, а его музыкальная сторона остается недооцененной. Вполне возможно, что музыка страдает от чрезмерного знакомства здесь. Почти каждая часть этой работы примечательна благодаря инновациям оркестровых «цветов» и резких характеристик каждого инструмента.

В номинации «Академический вокал» в группах А и Б одно произведение современного композитора любой страны, написанное после 1980 года, исполнялось по своему выбору, а другое – из числа рекомендуемых на официальном сайте конкурса www.muzkult.ru. В номинации «Ансамбли», хотя рекомендованные сочинения также можно было найти на этом сайте, конкурсные сочинения предлагалось выбрать самим авторам: полностью или фрагментарно они должны были исполнять одно или два произведения композиторов любой страны, написанные после 2000 года.

Первая часть особенно впечатляет с точно целенаправленной драматической структурой. Вальс на снежинках, который заканчивает первый акт, является одним из лучших творений таджиков; отлично вызывает глубокий лес с белыми падающими хлопьями. Хор, поющий без слов усталыми ушами, может казаться слишком простым и мелким, но это потому, что многие композиторы после Чайковского взяли это творческое новшество.

Славянские танцы. Дворак считал, что композиторы должны использовать свою народную музыку в классических произведениях. В некоторых из его камерных работ и, главным образом, в Симфонии Нового Света включены мелодии, отражающие индийскую музыку. Два набора славянских танцев Дворжака отражают чешскую народную музыку. Они полны отличных мелодий, их состав богат и насыщен.

В соответствии с Положением конкурса победители в композиторской номинации «Премьера года» выявлялись с помощью аудиопрослушивания (23 января), а затем и на конкурсных выступлениях полуфинала (24 и 25 января) в Органном зале «На Кисловке». 26 января соревнование продолжилось только для исполнителей: на сцене Большого зала Московского дома композиторов финалисты исполняли по выбору жюри одно из уже представленных ранее сочинений, – то есть победители в номинациях «Ансамбли» и «Академический вокал» определялись по результатам двух туров.

Скрипка Соната Сезар Франка была самой популярной частью скрипки почти столетие. Это чисто романтическая работа - лирическая и мечтательная, но полная огня и страсти, позволяющая исполнителю продемонстрировать свою зрелость. Этот камерный ансамбль был основан в Праге основателем, а художественный руководитель - скрипач Ондржей Лебр. Уже первые замечательные достижения обеспечили трио самое пристальное внимание международной музыкальной прессы, которое ставит его в число ведущих камерных ансамблей музыки только для первоклассного взаимодействия, высокой технической виртуозности и необычайного качества звука.

Общее количество заявок было велико, в число участников полуфинала автоматически включались только лауреаты региональных и международных конкурсов. Конкурсанту, желающему участвовать в нескольких номинациях, открывались дополнительные возможности, а концертмейстер (аккомпаниатор вокалиста) мог при желании выступить и в качестве участника ансамбля. За четыре дня жюри ознакомилось с композиторскими работами 39 конкурсантов, прослушало 22 вокалиста и 19 разносоставных ансамблей.

Пятизвездочный квартет кларнета состоит из наших лучших кларнетистов, у которых отличная репутация соло и камерный опыт из нескольких этапов. Члены ансамбля также являются обладателями престижных наград от международных музыкальных конкурсов и фестивалей и являются выдающимися личностями нашего присутствия в интерпретации.

Они уже сотрудничали в нескольких очень успешных проектах и ​​в настоящее время представляют молодое поколение исполнителей, которые ищут новый подход в области исторической интерпретации старой музыки. Их концертные программы и концерты всегда задумываются очень оригинально, и они представляют собой динамичный ансамбль, который придает аудитории новый взгляд в области традиционных рекордеров.

По насыщенности и репертуарному разнообразию программы конкурс оказался едва ли не первопроходцем в своем роде. И хотя далеко не все из услышанных сочинений впечатлили меня в полной мере, три дня «работы» в качестве слушателя вспоминаются с приятным «послевкусием».

Впечатления на фоне результатов

Три дня публичных прослушиваний – в абсолютном исчислении это много или мало? Кажется, что мало, но и за три дня конкурс сумел доказать, что современная музыка – далеко не «страшилка». Новая музыка предстала материализованной в звуках субстанцией явно с человеческим лицом. У меня сформировалось мнение, что по большей части композиторы-конкурсанты стали писать – а исполнители-конкурсанты как раз и выбирать – не произведения с «тягучим скрежетом струн» или ярко выраженной сонористикой (хотя, конечно, среди услышанного встречались и такие примеры), а музыку, непривычно мелодичную для устойчивого клише современных звучностей, выбирали опусы, определенно делающие реверанс в сторону классической традиции, но однозначно экспериментальные, а потому безусловно современные. Это говорит о том, что сформировалось новое поколение музыкантов, явно уставших от «авангарда» и примата в музыкальном произведении в качестве самоцели именно формы – формы, как правило, сложной, изощренно «закрученной», но абсолютно бесполезной, когда нет мелодики, когда сердце музыки не бьется, а ее душа молчит. Формально любой звукоряд вполне можно выдать за музыку, но ведь не каждая последовательность и не каждое сочетание звуков рождает именно ту музыку, которая находит отклик в душе слушателя. Иногда мне кажется, что только отсутствие мелодического дара у иных композиторов и ничто иное провоцирует их на весьма сомнительные, иррациональные эксперименты, ведущие в никуда и явно отдаляющие от себя слушателей. На этом же конкурсе простота и естественность музыкальной выразительности над лабораторными гибридами композиторской формы однозначно превалировала. При этом важно заметить, что «просто» – вовсе не значит «примитивно», а «сложно» – вовсе не значит «хорошо». Так что среди коллапса, к которому привели наиболее радикальные направления сегодняшней композиции, мы что-то упустили, не заметили что-то очень важное – то, что привычную слушательскую индиферрентность по отношению к современным опусам буквально всколыхнуло на этом конкурсе и заставило, наконец, слушать музыку с неподдельным интересом. Именно поэтому всю актуальность обсуждаемого события переоценить крайне сложно. И вот уже на церемонии награждения победителей, состоявшейся сразу после концерта-финала, звучат имена лауреатов и дипломантов.

В течение короткого времени трио выступало на нескольких престижных концертных этапах и успешно сотрудничало с Чешским радио. Трио фокусируется на работах Виктора Калабиса, Богуслава Мартина, чешских и мировых произведений века, а также классических и романтических работ для фортепианного трио. Имя композитора Виктора Калабиса в названии трио используется любезно предоставлено профессором Зузаной Ржижковкой.

Лукаш Кланский - один из самых популярных чешских пианистов молодого поколения. Благодаря многим международным конкурсам и успешным концертам на фестивалях в Чешской Республике и за рубежом, он стал одновременно солистом и камерным музыкантом. Окончила Грамматическую школу имени Яна Неруды с музыкальным фокусом в классе профессора. Йиржи Крейчи, Пражская консерватория с профессорами Людмилой Петерковой и Милан Полак и Музыкальной академией исполнительских искусств в Праге в классе проф.

В номинации «Премьера года» награды распределились следующим образом:
I премия – Татьяна Шатковская-Айзенберг (Москва);
II премия – Алексей Павлючук (Саратов), Александр Типаков (Калуга);
III премия – Эльмир Низамов (Казань).

Звания дипломантов удостоены Вячеслав Семенов (Москва), Николай Михеев (Якутск), Сельби Ниязова (Ашхабад, Туркмения), Нодирбек Махаров (Ташкент, Узбекистан), Мария Егорова (Москва).

Они дополняют необычайный путь, в их интерпретации они сочетают техническую утонченность с необузданным музыкальным опытом, чувство общей конструкции работы и тончайшие нюансы. Ян Мрачек - один из наших величайших и многообещающих талантов скрипки. Он родом из музыкальной семьи и начал играть на скрипке в возрасте пяти лет. Окончил Пражскую консерваторию в классе проф. Он появился на важных концертных этапах с детства, и менее чем за пятнадцать лет он выступал в Зале Дворжака Рудольфинума со вторым концертом на скрипке Жана Сибелиуса.

Йозеф Микки, и вскоре стало ясно, что он добавит к своим старшим предшественникам - Сметане и таличскому квартету - которые родились в классе того же учителя. После отличной работы на курсах перевода проф. Рафаэл Хилайер в Веймарской файл вскоре получил в США, канадский, мексиканский, японский, австралийский и израильский этап, хлопали свою аудиторию на международных фестивалях в Эдинбурге, Зальцбурге, Ментон, Дубровник, Тель-Авив, Кухмо, Мондзе, Виченца, Кусацу, Веймар и Эттинген.

В номинации «Ансамбли» лауреатами стали:
I премия – квинтет «Fandango (Москва): Максим Федоров (баян), Семен Денисов (первая скрипка), Иван Муратиди (вторая скрипка), Артем Валентинов (альт), Василий Ратькин (виолончель);
II премия – дуэт «Una sinistra» (Москва): Александр Селиванов (баян), Юлия Америкова (аккордеон);
III премия – Ансамбль Татьяны Шатковской-Айзенберг (Москва): Елизавета Кошкина (скрипка), Мария Власова (аккордеон), Наталья Семенова (сопрано), Никита Морозов (гитара), Рамон Айзенберг (мелодекламация).

Оркестровые работы, что их тема основана на сказки Тысяча и одна ночь, имеет две характерные черты русской музыки, особенно композитора: красочная оркестровка и русский ампир глубокие корни увлекательность на все восточные. О тренировочном календаре. Любовь к принцессе и принцессе.

Тема в начале относится к тиранскому султану. Вскоре, однако, после нескольких аккордов духовых инструментов, напоминающий Сна на песне в летней ночи Феликс Мендельсон-Бартольди, вы услышите одну тему, что каждое предложение повторяется снова; является символом самого рассказчика, Шерешады, женщин, которые только успокаивают ее. Это впечатляющая мелодия сольной скрипки, к которой прилагается сопровождение арфы.

Звания дипломантов удостоены квинтет п/р Ирины Красотиной (Москва) в составе Марии Нефедовой (виолончель), Татьяны Федоровой (скрипка), Маргариты Брындиной (фортепиано), Алексея Заводова (кларнет) и Варвары Мистюковой (флейта), а также дуэт (Москва) в составе Максима Золотаренко (виолончель) и Елены Золотовой (сопрано).

Награды в номинации «Академический вокал» (группа Б):
I премия – Мария Патрушева (меццо-сопрано, Москва), Владислав Дорожкин (бас, Москва);
II премия – Даниил Вильперт (баритон, Саратов);
III премия – Елена Золотова (сопрано, Москва).

Темы из сказок Тысячи и одна ночь были не только для русского композитора. Список фильмов, мюзиклов, мюзиклов, словесного переписывания и т.д. может занять другую сторону. Более детальное описание отдельных предложений на английской странице в музыкальной композиции.

Эмиль Виклицкий родился в семье художника, играя на фортепиано, которое он преподавал в Народной художественной школе Либуше Фюрашкова. После окончания Славянской гимназии в Оломоуце он окончил математическую математику на факультете естественных наук Университета Палацкого в Оломоуце. Однако он не посещал поле позже, потому что он передал свой интерес к музыке и особенно джазу во время учебы. Первым вдохновением был ученик его отца, Джордж Правда, игрок из баритонексакса, который научил его играть в двенадцатидюймовый блюз.

Звания дипломантов удостоены Гульбану Ержанова (сопрано, Астана, Казахстан), Ольга Вишневская (сопрано, Энгельс, Саратовская область), Дмитрий Сиваков (баритон, Минск, Беларусь), Надежда Орлова (сопрано, Москва), а также (в группе А) – Динара Таубекова (сопрано, Актобе, Казахстан).

Всем лауреатам и дипломантам были вручены ценные подарки – комплекты нот от музыкального издательства «П.Юргенсон». Кроме этого специальная премия по единогласному решению жюри была присуждена лучшему концертмейстеру конкурса – Михаилу Турпанову. Тем участникам, которые не стали ни лауреатами, ни дипломантами, были вручены дипломы за участие. Наконец, абсолютно все участники получили значки с эмблемой конкурса.

В течение этого времени он играл с различными наборами и отдельными формациями. Виклики сумел совместить стандартное современное джазовое исполнение с вдохновением от музыки его Моравского региона, как это подразумевалось в мировом джазе, например, Майлзе Дэвисе и увольнениях Уэйна Шортера в области слияний различных этнических влияний и современных композиторских практик. Еще один важный вклад в творческую карьеру Виклики привел его учеба в престижный колледж Беркли в Бостоне. Там Виклицкий углубил свои знания о композиции и аранжировках, что нашло отражение в композициях для школьных ансамблей и выступлений.

В живом исполнении в номинации «Премьера года» мы имели возможность услышать сочинения лишь двух лауреатов и двух дипломантов. Испанские сцены на слова Г.Лорки для сопрано, чтеца, скрипки, гитары и аккордеона «El y Ella» («Он и Она») Т.Шатковской-Айзенберг прозвучали в исполнении ее ансамбля, и этот опус поразивший своей тонкой музыкально-драматургической синкретикой, стал подлинным хитом конкурсной программы. Причина, как бы разумеющаяся сама собой, – его рафинированно стилизованный испанский колорит. Но это сочинение с ярко выраженным постепенным движением от мрака к свету в отношениях двух индивидов подкупает, прежде всего, завораживающей глубиной своего вокально-вербального психологизма, и его успех во многом обусловлен исполнительницей партии сопрано Н.Семеновой. На мой взгляд, этой певице принадлежит и самая осмысленная, самая тонкая интерпретация на конкурсе лирического романса И.Еварда «Гитара» на стихи Г.Лорки в переводе М.Цветаевой. В этой упоительно-чувственной вокальной миниатюре, пользовавшейся у конкурсантов-исполнителей невероятной популярностью (в полуфинале она была исполнена 6 раз), хороша была и меццо-сопрано М.Патрушева, но ее манеру отличала некая «пережатость», «передержанность» вокально-драматического посыла (впрочем, не выводившая из сферы профессионально выстроенного исполнения). Эта певица представила также сочинение дипломанта конкурса М.Егоровой – арию Фаины (на стихи А.Блока) из оперы «Брегет» (по А.Куприну). Но этот, насколько можно судить, вставной оперный номер особо яркого впечатления не произвел, хотя по форме и напомнил вполне «классическую» арию-речитатив.

Он также провел свое американское пребывание в джазовых клубах в Бостоне и Нью-Йорке. Альбом принадлежит к области электрического джаза и фанки, с Биллом Фриселлом, Кермитом Дрисколлом, Винтоном Джонсоном и Яном Беранеком. Тот же актер был применен к следующему альбому Дверь, другая сторона которого была сольной записью его собственного композиционного костюма для фортепиано № 2. Виклики составлял в первую очередь джазовые композиции, особенно для нужд его небольших образований, после того, как Беркли пишет для наших больших оркестров, а также для иностранных и часто также для случайных сборников для фестивалей или проектов записи.

Фантазия для баса и фортепиано «Три молодца» на слова из собрания народных песен П.Киреевского, написанная А.Типаковым и задорно-лукаво исполненная Вадимом Прикладовским, в конкурсе не участвовавшим, была воспринята как весьма действенный «энергетический антидепрессант». Через отправной фольклорный базис вдруг отчетливо проступило ликование простого и бесхитростного, но очень светлого, солнечного бытия. Между прочим, внутренним светом и экспрессией свободы была наполнена и великолепно ярко прозвучавшая на конкурсе музыка И.Еварда: Квинтет № 3 исполнил квинтет п/р И.Красотиной, а Квартет № 3 – московский квартет п/р Анны Янчишиной. Эти ансамбли доставили истинное удовольствие своей профессиональной игровой формой. Но все же убедительным лидером в этой номинации, исполнившим «космически-экспериментальную» пьесу Е.Подгайца «Ex Animo» для баяна и струнного квартета, стал квинтет «Fandango». Этот опус, несомненно интересный своими звуковыми находками, стал своеобразной одой баяну, звучание которого в контексте современной академической музыки осмысливается сравнительно недавно.

И все же подлинный урожай композиторских работ, воздающих заслуженную дань уважения не только баяну, но и аккордеону, представил на конкурс В.Семенов. Феноменально виртуозный дуэт «Una sinistra» исполнил две его восхитительные пьесы – «Праздник в горах» из «Балканской рапсодии» и «Вальс-каприс». «Вальс-каприс», но в ином переложении, а также «Музыкальное приношение» очень мило и изящно прозвучали в исполнении московского инструментального дуэта в составе баяниста Льва Лаврова и домристки Александры Вороновой. Использование баяна в качестве солирующего инструмента в жанре концерта хотя и вызвало определенный интерес, лично меня оставило равнодушным. В Концерте для баяна с оркестром «Фрески» В.Семенова (переложение для баяна и фортепиано в трех частях), который исполнил инструментальный дуэт из Москвы в составе пианиста Дениса Чефанова и баянистки Екатерины Уткиной, мне больше импонировала партия «оркестра-фортепиано», а не сольного инструмента. Но это, повторю, сугубо личное мнение.

Вернемся к вокалистам. В лице В.Дорожкина два весьма любопытных опуса Е.Подгайца нашли своего идеального интерпретатора: обстоятельно проработанная ария Беса из оперы «Ангел и психотеравпевт» и в особенности тонко-сатирическая вокальная зарисовка «Нос» на слова И.Иртеньева. Если В.Дорожкин – обладатель роскошного благородного баса, то вокальные данные Д.Вильперта существенно скромнее. Однако, несмотря на резонирующее силовое звучание его голоса, отказать певцу в артистическом кураже было решительно невозможно. Он представил арию Мефисто из оперы В.Кобекина «Маргарита» и был единственным мужским голосом, исполнившим «Гитару» И.Еварда. На контрасте это было очень даже интересно, но мне звучание в этом сочинении женского голоса кажется более предпочтительным.

Еще один пример явно обращающего на себя артистизма при весьма скромных вокальных и технических данных – интерпретация, пожалуй, самого «ударного» конкурсного номера, который оставить равнодушным не смог, думается, никого. Речь о достаточно большом, кажущимся бесконечным из-за многочисленных повторов, фрагменте «Тучи в небе тлеют» из оперы И.Соколова «Чудо любит пятки греть». Этот вполне поэтичный текст А.Введенского в «отчаянно бурном» музыкальном сопровождении концертмейстера М.Турпанова и вокальной, на грани гротеска, интерпретации Е.Золотовой неожиданно предстал «гремучей смесью» музыкального сюрреализма и соцреализма. В пандан к этому дуэт М.Золотаренко и Е.Золотовой исполнил «Диптих» для голоса и виолончели Т.Смирновой с названиями частей «Silentium» и «Scherzo pizzicato», в котором в каждой части «на все лады», собственно, и распевались сами названия этих частей.

Вокалисты – представительницы Казахстана Г.Ержанова и Д.Таубекова, а также представитель Беларуси Д.Сиваков – наиболее уверенно заявили о себе в своем национальном репертуаре. Но, говоря о дипломантах, особо хочется сказать о Н.Орловой, певице, которая благодаря своему яркому, полному жизни и артистической свободы выступлению в полуфинале, на мой взгляд, несомненно, должна была претендовать на звание лауреата. Но отчаиваться нет причин: певица еще молода, и ей надо идти дальше, ведь все необходимые задатки у нее есть – чувственный голос и осмысленное интонирование, вокальный драматизм и пластично-мягкое звуковедение. Н.Орлова – единственная, кто обращался на конкурсе к романсу И.Еварда «Ветер» по мотивам произведений Г.Лорки в переводе Б.Дубина и А.Гелескула, и музыкально-поэтическая притча о девушке-водянице единожды пленила своей грустной и холодной романтикой. Но подлинным откровением стало исполнение певицей фрагмента из монооперы М.Таривердиева «Ожидание».

Впечатлений за три полновесных дня конкурса накопилось столько, что хоть целую книгу пиши, но моя цель куда скромнее. И поэтому, завершая разговор о вокалистах и наиболее ярких личных впечатлениях от этого музыкального состязания в целом, вновь обращусь к певице Н.Семеновой. В одном из номеров в номинации «Вокалисты» она солировала в произведении Анны Шатковской «Великий поток» для голоса, струнного квартета и фортепиано на текст суфийской молитвы Хатум: помогал певице Ансамбль «XX век» (Москва), в конкурсе не участвовавший, а партия фортепиано звучала в исполнении композитора. Это сочинение вызвало много споров, но лично меня его живая и яркая эклектика по-настоящему захватила. «Великий поток» увлек в океан медитации, в стихию необычного, но очень органичного содружества вокала и звуковых исканий, в которых многое было невероятно свежо и органично цельно.

И последнее, о чем хотелось бы сказать. Перед финалом конкурса в Союзе композиторов России состоялся интереснейший разговор в рамках круглого стола на тему «Современная музыка – вечный спор?..», причем присутствовать могли все желающие: и участники конкурса, и музыканты, и слушатели. Тему круглого стола изначально предложила его ведущая – доцент РАМ им. Гнесиных Валида Келле. Начиная разговор и подводя к ситуации, сложившейся на конкурсе, В.Келле заметила, что, по-видимому, кем-то сознательно поставленный в конце темы знак вопроса с отточием, отсутствовавший в ее первоначальной формулировке, ставит эту вечность спора под сомнение. Конечно, спор существует, но при этом мы лишний раз убеждаемся, что желание примирить новое и старое в сфере академической музыки подспудно живет внутри каждого из нас. Однако это, как говорится, уже начало новой главы.

Корябин Игорь
28.02.2013

Приём заявок в номинациях

«Композиция - очно»,

«Академический вокал»,

«Ансамбли»

продлён до 10 сентября.

В номинации «Композиция - заочно» приём заявок закрыт

II Международный конкурс современной музыки

«КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА»

ОРГАНИЗАТОРЫ:

Министерство культуры и туризма Калужской области
- Международная академия музыкальных инноваций (г. Москва)

МИССИЯ КОНКУРСА:

Сохранение и развитие современной академической музыки

ЗАДАЧИ КОНКУРСА:

Выявление и поддержка композиторов и исполнителей современной музыки;
- знакомство с творчеством современных композиторов;
- знакомство с современными исполнителями и различными музыкальными тенденциями;
- укрепление статуса слушателя как косвенного участника музыкального события;
- приобщение слушательской аудитории Российской Федерации и стран СНГ к современным музыкальным направлениям;
- расширение репертуарного запаса исполнителей,
- творческая мотивация молодых исполнителей к изучению современной музыки;
- проведение «круглых столов» с современными композиторами и известными деятелями музыкальной культуры, педагогами, исполнителями, музыкальными аналитиками - в целях создания общественного резонанса события и привлечения внимания молодежи и старшего поколения к современному исполнительскому искусству;
- создание каталога современных композиторов и исполнителей, с возможностью их популяризации в специализированных СМИ, среди музыкальных учебных заведений России и стран СНГ;
- повышение профессионального уровня современного музыканта- исполнителя.

УЧАСТНИКИ:

  • Композиторы , представившие собственные академические произведения для вокалистов или ансамблей (до 5 исполнителей включительно ) в очной форме (живое исполнение ) или заочной форме (аудио- или видеозапись ).
  • Исполнители , имеющие диплом о специальном образовании, студенты творческих вузов и ссузов России и стран мира. Возможно участие инструментальных ансамблей в любом составе, а также в смешанном составе вокалистов и инструменталистов (не более 5 человек ). Примечание: вокальные ансамбли в конкурсе не участвуют. Состав ансамбля на протяжении всего конкурса должен оставаться неизменным.

НОМИНАЦИИ и ВОЗРАСТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ:

  • «Академический вокал»: от 18 до 35 лет включительно
  • «Ансамбли» (дуэт, трио, квартет, квинтет): от 17 лет - без ограничения
  • «Композиция»: от 17- без ограничения

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ и ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. «Академический вокал» :
  1. «Ансамбли» :
  1. I тур - исполняются (фрагмент или целиком) от одного до трех произведений композиторов любой страны, написанных после 2000 г. по выбору участников.Общая продолжительность звучания - до 20 мин.
  2. II тур - исполняется (фрагмент или полностью) одно, не исполненное в I туре, произведение композитора любой страны, написанное после 2000 г. Продолжительность звучания - до 12 мин.

——————————————————————————————————————————

  1. «Композиция»: очное или заочное участие
  1. Очное участие предусматривает живое исполнение конкурсного произведения, написанного после 2000 г. Композитор самостоятельно организует их подготовку и исполнение. Произведение оценивается в номинации «Композиция». Исполнение оценивается жюри только при условии, что музыканты своевременно оформили заявки как участники исполнительских номинаций конкурса.
  2. Заочное участие предполагает работу жюри с нотным материалом и записями (аудио или видео). Прослушиваются произведения для академического вокала и произведения для ансамбля, написанные не ранее 2000 г. Каждый композитор может представить до трех произведений. Примечание: формат Midi к прослушиванию не принимается.
  3. Каждый композитор заключает Авторский договор на разрешение исполнения и использования данных произведений в рамках Международного конкурса современной музыки «КОМПОЗИТОР XXI ВЕКА». Образец договора можно скачать на сайте .

Примечание:

1) вокалисты исполняют программу наизусть;
2) ансамблевая музыка может исполняться по нотам;
3) в I и
II турах допускается к исполнению произведение, представленное на отборочном прослушивании.

——————————————————————————————————————————

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

До 01 сентября 2014 г. - предварительная регистрация участников. Участники предоставляют полный пакет: Записи, Нотные материалы, Документы и Заявку на участие. Заявку можно скачать на сайте конкурса . Участников из стран Евросоюза, США, Азии и Африки, для подготовки официального приглашения для получения российской визы, Оргкомитет конкурса просит предоставить документы до 01 августа 2014 г.

До 15 сентября 2014 г. - отборочное прослушивание в номинации «Академический вокал». Результаты будут опубликованы на сайте и разосланы участникам по электронной почте.

17 октября 2014 г. - пресс-конференция, открытие конкурса, очная регистрация участников и гостей, жеребьевка в группах (группы формируются оргкомитетом до начала конкурса), конкурсное прослушивание вокалистов, объявление финалистов в номинации «Академический вокал».

18 октября 2014 г. - очная регистрация участников и гостей, жеребьевка в группах (группы формируются оргкомитетом до начала конкурса), конкурсное прослушивание ансамблей, объявление финалистов в номинации «Ансамбли». Мастер-класс для вокалистов.

19 октября 2014 г. - II тур конкурса в номинациях «Академический вокал», «Ансамбли», круглый стол, торжественное закрытие конкурса.

УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ:

  • Для участия необходимо до 1 сентября 2014 г. направить пакет документов на адрес [email protected]
  • Для дистанционного прослушивания необходимо предоставить в оргкомитет записи любого одного или двух произведений, исполненных конкурсантом.

Конкурсант может участвовать в нескольких номинациях.
- Вокалисты выступают со своим концертмейстером. В случае необходимости, по предварительной заявке участника, Оргкомитет может бесплатно предоставить своего концертмейстера. Концертмейстер также может выступать в качестве участника ансамбля (гитара, арфа, фортепиано).
- Оргкомитет оставляет за собой право на трансляцию концертов и прослушиваний конкурса по радио и телевидению. Освещение конкурса осуществляется на портале единой информационной системы «Музыка и культура» www.muzkult.ru .
- При неявке участника на регистрацию вступительный взнос не возвращается.
- Каждый участник может зарегистрироваться в системе «Музыка и культура» (muzkult.ru) и стать активным участником внутреннего Форума конкурса. Это позволит из личного кабинета в системе отправлять сообщения, как участникам конкурса, так и членам оргкомитета, быть в курсе всех новостей и событий по конкурсу. Для вступления в форум необходимо после регистрации в системе «Музыка и культура» написать письмо на электронную почту конкурса с указанием Ф.И.О. и электронной почты. В личном кабинете в разделе «Подписки» станет доступна группа «Конкурс Композитор XXI века».
- Оргкомитет обеспечивает бронирование мест в гостинице по предварительным заявкам от участников, оформление приглашений для получения визы. Транспорт, медицинская страховка, питание и все другие необходимые расходы - берет на себя участник конкурса.
- По обязательному согласованию с Оргкомитетом, участник конкурса может самостоятельно организовать любительскую запись своего конкурсного.

Для регистрации: зайдите на сайт www.muzkult.ru и с левой стороны кликните кнопку «Регистрация». После процедуры регистрации в личном кабинете нажмите пункт muzkult.ru (начало) и выберите «Москва». Найдите в списке сайтов «Композитор XXI века» и кликните кнопку «Присоединиться».
Скачать форму заявки, форму договора с автором, реквизиты для оплаты оргвзноса можно на сайте конкурса по ссылке:

НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКА:

  1. Заявка на участие (с полным указанием исполняемой программы по турам, порядком исполнения, с указанием названия, а также имени и фамилии авторов).
  2. Резюме (в свободной форме - строго до 800 знаков);
  3. Информация об участии в других исполнительских конкурсах и полученных званиях - при наличии;
  4. Фото;
  5. Ксерокопия или скан оплаченной квитанции (только для участников I тура);
  6. Ксерокопия или скан Паспорта или Удостоверения (для граждан России - включая страницу паспорта гражданина РФ с регистрацией по месту жительства);
  7. Нотный материал (только для композиторов);
  8. Аудио или видеозапись (только для не лауреатов-вокалистов и композиторов заочников).
  9. В номинации «Ансамбль» подается одна заявка с указанием всех участников, контактных данных и инструментов. Фотография может быть как общая на весь ансамбль, так и в виде отдельных фото по участникам. Резюме дается на весь ансамбль или с краткой творческой биографией (объем по количеству знаков - 300) каждого исполнителя (примеры резюме можно посмотреть на сайте конкурса или в буклете).

Заявка на участие, присланная без полного комплекта указанных документов, приниматься не будет.

ПОБЕДИТЕЛИ НАГРАЖДАЮТСЯ

дипломами лауреатов 1, 2, 3 степени, дипломантов конкурса, денежной премией и ценными призами.

«Академический вокал»

1 премия - 35 000 руб.
2 премия - 25 000 руб.
3 премия - 15 000 руб.

«Ансамбли»

1 премия - 40 000 руб.
2 премия - 30 000 руб.
3 премия - 20 000 руб.

«Композиция» (заочно)

1 премия - 35 000 руб.
2 премия - 25 000 руб.
3 премия - 15 000 руб.

«Композиция» (очно)

1 премия - 35 000 руб.
2 премия - 25 000 руб.
3 премия - 15 000 руб.