На каком языке говорили тэртерийцы? Другие специалисты связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже двух тысячелетий.

Не так давно на юге Сербии были проведены раскопки, в ходе которы археологи обнаружили первый город энеолита на территории Европы.

Последние раскопки на территории Сербии стали настоящим кладом для археологов. В рамках раскопок в южном районе страны археологам удалось обнаружить искусно выполненные древние статуэтки, изображающие женщин. Анализ этих и других артефактов позволил учёным предположить, что они обнаружили город неолит-энеолитической культуры Винча, считающейся древнейшей праиндоевропейской культурой в Европе.
Что касается артефактов, найденных при раскопках, то искусность их выделки говорит о том, что город мог считаться интеллектуальным центром культуры, поскольку его обитатели, похоже, знали толк в моде и обладали чувством прекрасного. Однако мастерство представителей племени этим не заканчивалось. Похоже ремесленники, обитавшие на этой территории Сербии, на 500 лет раньше остальных известных культур стали использовать медные орудия труда и оружие. Как отметили археологи, это означает, что медный век, или энеолит, в Европе начался как минимум на 500 лет раньше, чем считалось до сих пор.
Если говорить о самой культуре Винча, то стоит заметить, что в истории Европы она имела значение, сравнимое только с ролью Греции и ее воздействием на «варварский» мир. Сходство этих двух культурных феноменов заключается в схеме освоения пространства. Культура Винча охватывала территорию современных Болгарии, Сербии, Румынии и Македонии (а также некоторых регионы Северной Греции, Албании и Венгрии), а также дала начало многим южно-/восточноевропейским культурам энеолита и бронзового века.
В ходе раскопок на территории Южной Сербии, в районе города Плочник, на площади 1,2 квадратных километра учёные обнаружили свидетельства существования племени, представители которого уже по крайней мере 7500 лет назад занимались металлургией, активно торговали, а также знали толк в искусстве и моде.
Более того, как отмечают археологи, жители города старались эстетизировать не только свой внешний вид, но и окружающую их повседневную действительность. Так, найденные при раскопках фрагменты посуды и малых скульптурных форм продемонстрировали, что древние ремесленники могли производить как минимум 60 различных вариантов статуэток и предметов быта, которые были прекрасно украшены. И, как утверждает Кузманович-Цветкович, эти украшения не всегда сопровождали изображение божеств: часто они создавались просто для того, чтобы радовать людей.
По словам исследователей, интерес представляет не только художественная и эстетическая сторона жизни обитателей города, но и удивительно обустроенный быт. Судя по результатам работы археологов, люди этого племени знали, что такое централизованное управление и разделение социальных ролей, что позволило им создать развитый город. Как отметили исследователи, поселение состояло из отапливаемых зданий, кроме того, неподалеку от основных «жилых кварталов» располагалось аккуратно устроенное кладбище. В домах имелась не только печь, но и специальные отверстия для мусора, а люди спали на шерстяных или меховых циновках, шили одежду из льна, шерсти и кожи и, соответственно, держали домашний скот.
Исследователи культуры Винча, проанализировавшие находки на сербском раскопе, отметили, что представители этого поселения имели много детей и стремились создать максимально комфортные условия для своего потомства. Так, семь с половиной тысяч лет назад взрослые мастерили игрушечных животных и глиняные погремушки, чтобы развлечь малышей, а дети, в свою очередь, лепили из глины маленькие и неуклюжие горшки, которые археологи в большом количестве находили на раскопе.
Одной из важнейших находок стало обнаружение металлургической мастерской, в которой когда-то находилась печь и инструменты, такие как медное долото, молот и топор. Как рассказали археологи, металлургическая мастерская деревни представляла собой помещение площадью 25 квадратных метров. Стены «цеха» оказались построены из дерева, укрепленного глиной. Печь, снабженную глиняными сыпунами с тысячами маленьких вентиляционных отверстий и прототипом дымохода, ремесленники соорудили с внешней стороны помещения. Таким образом, дым не загрязнял мастерскую, а воздух стабильно поступал в печь. Скорее всего, подобные приспособления использовались ремесленниками для создания предметов из меди, а это доказывает, «что медный век начался в Европе на 500 лет ранее, чем мы думали до сих пор», отметила Кузманович.
Древнейшие медные предметы и куски руды обнаружены на раннеземледельческих поселениях Передней Азии (8-5 тысячелетия до н. э.), т.е. культура Винча не отставала в своем развитии от переднеазиатских культурных центров, давших начало цивилизациям Месопотамии, Малой Азии, Закавказья и территории «Плодородного полумесяца».
Культура Винча, представителями которой, как считают археологи, были жители этого поселения, уже в 5400–4700 годах до н. э. переживала свой расцвет и, соответственно, знала орудия из меди.
«Последние находки археологов подтверждают теорию о том, что культура Винчи с самого начала была знакома с металлургией. Эти люди знали, как и где искать полезные ископаемые, как их транспортировать и как из них создавать орудия труда», – прокомментировал обнаружение мастерской археолог из сербского Национального музея Душан Сливар.
Как отмечают эксперты, первые раскопки Плочника проводились еще в 1927 году, когда правительство существовавшего тогда Королевства сербов, хорватов и словенцев решило проложить железную дорогу, проходившую именно этот район и соединявшую южный город Ниш и Косово. В дальнейшем работы археологов финансировались редко и нерегулярно. Как надеются археологи, последние раскопки привлекут внимание инвесторов и позволят археологам создать когда-нибудь музей под открытым небом, при посещении которого туристы смогут увидеть жизнь древних племен в ее полноте и разнообразии.
Но люди культуры Винча преуспели не только в открытиях в области металлургии, но…и в создании первой письменности на территории Европы, вероятнее всего родственной (а может быть и производной) от письменности Тэртерии (территория современной Румынии)...

3-я колонка - буквы финикийского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;

4-я колонка - насечки из Жаркутана, 1-е тыс. до н.э.;

5-я колонка - буквы этрусского алфавита, 1-е тыс. до н.э.;

6-я колонка - буквы письма из Винча, 5-е тыс. до н.э.

Разные находки, принадлежащие культуре Винча и ее периферии:

В 1961 году научный мир облетела весть об археологической сенсации. Нет, гром великого открытия прозвучал не из Египта или Месопотамии. Неожиданная находка обнаружилась в Трансильвании, в маленьком румынском поселке Тэртерии.

Что же поразило эрудированных мужей науки о древностях? Быть может, ученые наткнулись на богатейшее захоронение вроде гробницы Тутанхамона? Или перед ними предстал шедевр древнего искусства? Ничего подобного. Всеобщее возбуждение вызвали три крохотные глиняные таблицы. Ибо были они испещрены загадочными рисунчатыми знаками, поразительно напоминающими (как заметил уже сам автор выдающегося открытия, румынский археолог Н. Власса) шумерскую пиктографическую письменность конца IV тысячелетия до н.э.

Но археологов ждал еще один сюрприз. Найденные таблички оказались на 1000 лет старше шумерских! Оставалось только гадать: каким образом почти 7 тысяч лет назад, далеко за пределами прославленных древневосточных цивилизаций, там, где его совершенно не ожидали, очутилось древнейшее (на сей день) в истории человечества письмо?

В 1965 году немецкий шумеролог Адам Фалькенштеин высказал предположение, что письменность возникла в Тэртерии под влиянием Шумера. Ему возразил М.С. Худ, доказывая, что тэртерийские таблички вообще не имеют никакого отношения к письменности. Он утверждал, что шумерские купцы некогда навещали Трансильванию, вот их-то таблички и были скопированы туземцами. Разумеется, смысл табличек понятен тэртерийцам не был, тем не менее это не мешало им использовать их в религиозных обрядах.

Спора нет, идеи Худа и Фалькенштейна оригинальны, однако есть в них и слабые места. Как объяснить разрыв в целое тысячелетие между появлением тэртерийских и шумерских табличек? И разве можно скопировать то, что еще не существует?

Другие специалисты связывали тэртерийскую письменность с Критом, но здесь провал во времени достигает уже двух тысячелетий.

Не осталось без внимания открытие Н. Власса и у нас. По заданию доктора исторических наук Т.С. Пассек вопрос о пребывании шумеров в Трансильвании расследовал молодой археолог В. Титов. Увы, к единому мнению о сущности тэртерийской загадки так и не пришли. Однако эксперт-шумеролог А. Кифишин, проанализировав накопленный материал, пришел к выводам:

1. Тэртерийские таблички - осколок широко распространенной системы письменности местного происхождения.

2. Текст одной таблички перечисляет шесть древних тотемов, совпадающих со "списком" из шумерского города Джемдет-Насра, а также с печатью из захоронения, относящегося к венгерской культуре Кереш.

3. Знаки на этой табличке следует читать по кругу против часовой стрелки.

4. Содержание надписи (если ее прочитать по-шумерски) подтверждается находкой в той же Тэртерии расчлененного трупа мужчины.

5. Имя местного бога Шауэ идентично шумерскому богу Усму. Эта табличка была переведена так: "В княжение сороковое для уст бога Шауэ старейшина по ритуалу сожжен. Это десятый".

Так что же все-таки таят в себе тэртерийские таблички? Прямого ответа пока нет.

Но ясно: лишь изучение всего комплекса памятников культуры Турдаш-Винчи (а именно к ней относятся и Тэртерия) может приблизить нас к разгадке тайны трех глиняных табличек.

"Дела давно минувших дней

Берега реки, по которой бурлачили корабли, травой заросли...

Военная дорога, по которой катились колесницы, заросла травой плача...

в городе жилье превратилось в руины."

Из шумерской поэмы "Проклятье над Аккадом"

Километрах в двадцати от Тэртерии находится холм Турдаш. В его недрах погребено древнее поселение земледельцев периода неолита. Холм раскапывали еще с конца прошлого века, но полностью так и не раскапали. Еще тогда внимание археологов привлекли пиктографические знаки, прочерченные на обломках сосудов. Такие же знаки на черепках нашли и в родственном Турдашу неолитическом поселении Винча в Югославии. Тогда ученые сочли знаки за простые клейма владельцев сосудов. Потом турдашскому холму не повезло: ручей, изменив свое русло, почти смыл его. В 1961 году археологи появились уже на холме Тэртерии.

Работа ученых близилась к завершению; казалось, Тэртерия открыла все свои тайны... И вдруг под самым нижним слоем холма была обнаружена яма, заполненная золой. На дне - статуэтки древних богов, браслет из морских раковин и... три маленькие глинянные таблички, покрытые пиктографическими знаками. Рядом обнаружили расчлененные и обгоревшие кости взрослого человека.

Когда улеглось волнение, ученые внимательно осмотрели маленькие таблички. Две имели прямоугольную форму, третья была круглой. У круглой и большой прямоугольной табличек в центре находилось круглое сквозное отверстие. Тщательные исследования показали: сделаны таблички из местной глины. Знаки наносились только с одной стороны. Техника письма древних тэртерийцев оказалась очень проста: рисунчатые знаки процарапывались острым предметом на сырой глине, затем табличку обжигали. Попадись такие таблички в далеком Двуречье, никто б и не удивился. Но шумерские таблички в Трансильвании! Это поражало воображение. Тут-то и вспомнили о забытых знаках на черепках Турдаш-Винчи. Сравнили их с тэртерийскими: сходство было очевмдным. А это говорит о многом. Письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - начале V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи.

Первые земледельческие поселения появились на Балканах еще в VI тысячелетии до н.э., а через тысячу лет земледелием занимались уже на всей территории Юго-Восточной и Центральной Европы. Как жили первые земледельцы? Сначала они обитали в землянках, обрабатывали землю каменными орудиями. Основной посевной культурой был ячмень. Постепенно внешний вид поселения менялся. К концу V тысячелетия до н.э. появляются первые глинобитные дома. Дома возводились очень просто: ставился каркас из деревянных столбов, к нему прилаживали стены, сплетенные из тонких прутьев, которые потом обмазывали глиной. Обогревались жилища сводчатыми печами. Не правда ли, такой дом очень похож на украинскую хату? Когда же он ветшал, его сносили, выравнивали место и строили новый. Таким образом, древний поселок постепенно рос ввысь. Шли столетия, и постепенно земледельцы стали осваивать топоры и другие орудия, сделанные из меди.

А как выглядели древние обитатели Трансильвании? Многочисленные статуэтки, найденные при раскопках, могут частично воссоздать их облик.

Вот перед нами вылепленная из глины голова мужчины. Спокойное мужественное лицо, крупный с горбинкой нос, волосы зачесаны на пробор, а сзади собраны в пучок. Кого изобразил древний скульптор? Вождя, жреца или просто соплеменника - сказать трудно. Да это и не столь важно. Важно другое: перед нами не застывшее изваяние, выполнявшееся по определенным и строгим канонам, а лицо человека - древнего жителя Трансильвании. Он будто смотрит на нас из глубины семи тысячелетий!

А вот сильно стилизованное изображение женщины. Тело покрыто сложным геометрическим орнаментом, образующим замысловатый узор. Такой же орнамент встречается и на других статуэтках культуры Турдаш-Винчи. Судя по всему, это хитросплетение линий имело какой-то смысл. Была ли это татуировка, которой, возможно, украшали себя модницы того времени, или во всем этом таился какой-то магический смысл, ответить трудно; женщины не очень любят раскрывать свои тайны.

Особый интерес представляет большой ритуальный кувшин, относящийся к раннему периоду винчанской культуры. На нем мы видим рисунок, вероятно, внешнего вида святилища, причем изображение это опять-таки очень напоминает святилище древних шумеров. Опять случайное совпадение? Но ведь два святилища отделены друг от друга почти двадцатью веками!

На первой прямоугольной табличке нанесено символическое изображение двух козлов. Между ними помещен колос. Быть может, изображение козлов и колоса было символом благосостояния общины, в основе которого было занятие земледелием и скотоводством? А может быть, это сцена охоты, как считает Н. Власса? Любопытно, что подобный сюжет встречается и на шумерских табличках. Вторая табличка разделена вертикальными и горизонтальными линиями на небольшие участки. На каждом из них процарапаны различные символические изображения. Не тотемы ли это?

Круг шумерских тотемов известен. И если сравнить рисунки на нашей табличке с изображениями на ритуальном сосуде, найденном при раскопках в Джемдет-Насре, снова бросится в глаза поразительное совпадение. Первый знак на шумерской табличке - голова животного, скорее всего козленка, второй изображает скорпиона, третий, по-видимому, - голову человека или божества, четвертый символизирует рыбу, пятый знак - какое-то строение, шестой - птицу. Таким образом, можно предположить, что на табличке изображены тотемы: "козлёнок", "скорпион", "демон", "рыба", "глубина-смерть", "птица".

Тотемы тэртерийской таблички не только совпадают с шумерскими, но и расположены в той же последовательности. Что это, ещё одна поразительная случайность? Скорее всего нет. Графическое совпадение знаков могло быть случайным. Науке подобные совпадения известны. Поразительно похожи, например, отдельные знаки загадочной письменности протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы со знаками письменности кохау-ронго-ронго далекого острова Пасхи. Но совпадение тотемов и их последовательности вряд ли случайно. Оно наводит на мысль о происхождении религиозных воззрений жителей и Тэртерии и Джемдет-Насра из одного общего корня. Похоже, в наших руках находится своеобразный ключ к дешифровке письменности Тэртерии: не зная, что написано, мы уже знаем, в какой последовательности нам надо читать. Поэтому надпись можно дешифровать, читая ее против часовой стрелки вокруг отверстия в табличке. Конечно, мы никогда не узнаем, как звучал язык жителей Тэртерии, но мы можем установить значение их рисунчатых знаков, исходя из шумерских эквивалентов.

На круглой табличке прочерчены письменные знаки, разделённые линиями. Количество их в каждом квадрате невелико. Значит, письменность тэртерийских табличек, как и архаическая шумерская письменность, была идеографической, слоговых знаков и грамматических показателей еще не существовало.

На круглой табличке написано следующее:

4. NUN KA. SHA. UGULA. PI. IDIM KARA 1.

"Четырьмя правительницами лика бога Шауэ старейшина разума глубокого сожжен один".

Что за смысл заключен в надписи?

Снова напрашивается сравнение с упомянутым нами документом из Джемдет-Насра. В нем содержится список главных сестер-жриц, возглавлявших четыре племенные группы. Быть может, такие же жрицы-правительницы были в Тэртерии? Но есть и другое совпадение. В надписи из Тэртерии упомянут бог Шауэ, причем имя бога изображено точно так же, как и у шумеров. Да, судя по всему, тэртерийская табличка содержала краткие сведения о ритуале сожжения жреца, отслужившего определенный срок своего правления.

Так кем же были древние жители Тэртерии, писавшие "по-шумерски" в V тысячелетии до н.э., когда самого Шумера еще и в помине не было? Предками шумеров? Некоторые ученые считают, что прашумеры откололись от пракартвелов в XV - XII тысячелетии до н.э., уйдя из Грузии в Курдистан. Как же могли они передать свою письменность народам Юго-Восточной Европы? Вопрос немаловажный. А ответа на него пока нет.

Древние обитатели Балкан оказали заметное влияние на культуру Малой Азии. Особенно хорошо прослеживается с ней связь культуры Турдаш-Винчи по пиктографическим знакам на керамике. Знаки, иногда полностью идентичные винчанским, были найдены в легендарной Трое (начало III тысячелетия до н.э.). Тогда же они появляются и в других районах Малой Азии. Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе пиктографическая письменность древнего Крита. Нельзя не согласиться с и с предложением археолога В. Титова о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н.э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Двуречья, как раньше полагали некоторые исследователи.

К тому же известно: создатели балканской культуры Винчи в V тысячелетии до н.э. прорвались через Малую Азию в Курдистан и Хузистан, где в то время обосновались как раз прашумеры. И вскоре в этом районе возникает пиктографическая протоэламская письменность, одинаково близкая и к шумерской и к тэртерийской.

Напрашивается вывод: изобретателями шумерской письменности были, как это не парадоксально, не шумеры, но жители Балкан. Действительно, как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н.э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры (как и Вавилоняне) были лишь хорошими учениками, восприняв пиктографическую письменность от балканских народов и в дальнейшем развив ее в клинопись.

ВЕТВИ ОДНОГО ДЕРЕВА

Среди вопросов, возникших в процессе изучения тэртерийской находки, особенно важными мне представляются два:

1. Как возникла тэртерийская письменность и к какой системе письма она примыкала?

2. На каком языке говорили тэртерийцы?

Б. Перлов, безусловно, прав, утверждая, что шумерская письменность появилась в Южном Двуречье в конце IV тысячелетия до н.э. как-то неожиданно, в совершенно готовом виде. Именно на ней была записана древнейшая энциклопедия человечества "Харрахубулу", целиком отразившая мировоззрение людей X - IV тысячелетия до н.э.

Изучение законов внутреннего развития шумерской пиктографии показывает, что к концу IV тысячелетия до н.э. пиктографическое письмо как система находилось в состоянии не становления, а распада. Из всей шумерской системы письма (насчитывавшей около 38 тысяч знаков и вариаций) употреблялось немногим более 5 тысяч, причем все они вышли из 72 древних гнезд-символов. Процесс же полифонизации (то есть разнозвучания одного и того же знака) гнезд шумерской системы начался задолго до этого.

Полифонизация постепенно разъедала внешнюю оболочку сложного знака в целых гнездах, затем разрушала внутреннее оформление знака в гнездах полураспавшихся и, наконец, полностью уничтожала само гнездо. Распались гнезда-символы на полифонические пучки задолго до прихода шумеров в Двуречье.

Любопытно, что в протоэламской письменности, существовавшей одновременно с шумерской также на берегу Персидского залива, наблюдается аналогичное явление. Протоэламское письмо тоже сводится к 70 гнездам-символам, которые распались на 70 полифонических пучков. И протоэламский знак, и шумерский имеют внутреннее и внешнее оформление. Но протоэламский имеет еще и привески. Поэтому по своей системе он ближе к китайской иероглифике.

В эпоху Фуси (2852 - 2752 гг. до н.э.) кочевники-арии вторглись в Китай с северо-запада и принесли с собой туда вполне сложившуюся письменность.

Но древнекитайской пиктографии предшествовала письменность культуры Намазга (Средняя Азия). Отдельные группы знаков в ней имеют как шумерские, так и китайские аналоги.

В чем же причина сходства системы письма у столь различных народов? Дело в том, что они имели один источник, распад которого произошел в VII тысячелетии до н.э.

На протяжении двух тысячелетий перед распадом эламо-китайский ареал контактировал с шумероидными культурами Гурана и иранского Загроса. Восточному ареалу письменности противостоял западный, оформившийся под влиянием шумероидов пред-Гурана (Гандж-Даро). Впоследствии из него возникли письменности древних египтян, крито-микенцев, шумеров да и тэртерийцев.

Таким образом, легенда о "вавилонском" столпотворении и распаде единого земного языка не так уж и беспочвенна. Ибо, сравнивая 72 гнезда шумерской письменности с аналогичными гнездами-символами всех других систем письма, поражаешься их совпадению не только по принципам оформления, но и по внутреннему содержанию. Перед нами как бы осколки, взаимно дополняющие звенья распавшейся единой системы. Когда же реконструированную символику этой письменности IX - VIII тысячелетий до н.э. сравниваешь со знаками-символами позднего палеолита Европы (20 - 10 тыс. лет до н.э.), нельзя не обратить внимания на их далеко не случайное совпадение.

Да, письменные системы IV тысячелетия до н.э. не возникли в разных местах нашей планеты, а являлись лишь следствием автономного развития осколков распавшейся единой прасистемы религиозной символики, возникшей в одном месте, происхождение которой так и остается загадкой...

http://ultima-cruzado.livejournal.com/2009/01/14/

Культура Винча

Одна из древнейших археологических культур, которая по настоящему интересуют широкую ненаучную общественность, это культура Винча. Произошло данное явление потому, что с одной стороны, Винча была активно пропагандируема как древнейшая письменная культура в истории, а с другой, благодаря вниманию которое уделил этой культуре в истории индо-европейцев В.А. Сафронов и его последователи, она была представлена широким массам как праиндоевропейская культура.


Европейский энеолит и культура Винча.

.
Если мы посмотрим на карту распределения культур, а затем сравним ее с картой распространения по Европе расовых типов, то обнаружим, что Культура Винча находиться как раз в зоне размещения пришедших с Востока альпинидов, в то время как индо-европейцы принадлежащие к нордической расе локализуются в районе днепро-донецкой культуры , которая однозначно трактуется как индоевропейская. Так что выводы о культуре Винча каждый может сделать сам, благо материал для этого имеется.

p.s. Точка зрения,изложеная в вышеприведенном материале может во многом не совпадать с моими убеждениями.

Культура Винча (Турдаш, Градешница) - северобалканская археологическая культура эпохи неолита (Старая Европа , VI-V тыс. до н. э.).

Поселения представлены землянками с глиняными печами . На поздней стадии встречаются укрепленные поселения, что связывают либо с войнами, либо с возросшей социальной дифференциацией. Появляются мегароны 3900-3600 гг. до н. э. Дома-мазанки с двускатными крышами насчитывали до 5 комнат, полы были деревянными. Над входом в дом укрепляли голову быка.

Основу хозяйства составляли земледелие и скотоводство (крупный рогатый скот , козы , свиньи). От культуры Винча сохранилась древнейшая металлодобывающая шахта Европы - Рудна-Глава .

По мнению археолога В. А. Сафронова «совпадение ряда черт культуры Чатал Хююка и культуры Винча, настолько разительно, что учитывая уникальность сравниваемых признаков из области духовной культуры, исключающих конвергентность, можно говорить о генетической связи Чатал Хююка с Винчей».

См. также

Напишите отзыв о статье "Винча (культура)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Винча (культура)

– Ну, я тебе морду разобью, ты не шути! – вдруг, выкатив глаза, крикнул Анатоль.
– Что ж шутить, – посмеиваясь сказал ямщик. – Разве я для своих господ пожалею? Что мочи скакать будет лошадям, то и ехать будем.
– А! – сказал Анатоль. – Ну садись.
– Что ж, садись! – сказал Долохов.
– Постою, Федор Иванович.
– Садись, врешь, пей, – сказал Анатоль и налил ему большой стакан мадеры. Глаза ямщика засветились на вино. Отказываясь для приличия, он выпил и отерся шелковым красным платком, который лежал у него в шапке.
– Что ж, когда ехать то, ваше сиятельство?
– Да вот… (Анатоль посмотрел на часы) сейчас и ехать. Смотри же, Балага. А? Поспеешь?
– Да как выезд – счастлив ли будет, а то отчего же не поспеть? – сказал Балага. – Доставляли же в Тверь, в семь часов поспевали. Помнишь небось, ваше сиятельство.
– Ты знаешь ли, на Рожество из Твери я раз ехал, – сказал Анатоль с улыбкой воспоминания, обращаясь к Макарину, который во все глаза умиленно смотрел на Курагина. – Ты веришь ли, Макарка, что дух захватывало, как мы летели. Въехали в обоз, через два воза перескочили. А?
– Уж лошади ж были! – продолжал рассказ Балага. – Я тогда молодых пристяжных к каурому запрег, – обратился он к Долохову, – так веришь ли, Федор Иваныч, 60 верст звери летели; держать нельзя, руки закоченели, мороз был. Бросил вожжи, держи, мол, ваше сиятельство, сам, так в сани и повалился. Так ведь не то что погонять, до места держать нельзя. В три часа донесли черти. Издохла левая только.

Анатоль вышел из комнаты и через несколько минут вернулся в подпоясанной серебряным ремнем шубке и собольей шапке, молодцовато надетой на бекрень и очень шедшей к его красивому лицу. Поглядевшись в зеркало и в той самой позе, которую он взял перед зеркалом, став перед Долоховым, он взял стакан вина.
– Ну, Федя, прощай, спасибо за всё, прощай, – сказал Анатоль. – Ну, товарищи, друзья… он задумался… – молодости… моей, прощайте, – обратился он к Макарину и другим.
Несмотря на то, что все они ехали с ним, Анатоль видимо хотел сделать что то трогательное и торжественное из этого обращения к товарищам. Он говорил медленным, громким голосом и выставив грудь покачивал одной ногой. – Все возьмите стаканы; и ты, Балага. Ну, товарищи, друзья молодости моей, покутили мы, пожили, покутили. А? Теперь, когда свидимся? за границу уеду. Пожили, прощай, ребята. За здоровье! Ура!.. – сказал он, выпил свой стакан и хлопнул его об землю.

) и Армянской (https://ru.wikipedia.org/wiki/Гипотеза_Гамкрелидзе_-_Иванова) гипотезам о ПИЕ.

Ныне хорошо известно, что на Балканах,с центром на территории современной Сербии, в древности существовали древние цивилизации.

Самой известной из них является культура «Винчи», обнаруженная на территории Белграда, на его дунайском берегу в селе Винча, чья древность ныне оценивается в восемь тысяч лет.

Сами раскопки были начаты еще в 1908 году тогдашним директором «Народного музея» в Белграде профессором Милоем Васичем, после того, как местные рыбаки принесли ему несколько найденных ими скульптур и предметов посуды; первые артефакты в Винче нашел пастух Пантелия Милошевич.

Милое Васич был к тому времени уже состоявшимся ученым и докторскую диссертацию защитил в университете в Вене, а в Сербии стал председателем Сербского археологического общества, основанного в 1883 году.

В ходе начатых Милоем Васичем раскопок было обнаружено целое поселение с домами, амбарами и большим числом сельскохозяйственных и рыболовных орудий в культурном слое на глубине в десяток метров, что доказывает большой возраст этого селения.

Васича нельзя обвинить в том, что он был «сербский неоромантик», что ныне стало уже традиционным в дискуссиях подобного типа, ибо он-то как раз считал, что нашел греческую (ионическую) колонию, и лишь более современные исследования подтвердили, что речь идет о куда более старой цивилизации. Сами раскопки Винчи Милой Васич вел с 1908 по 1934 год, и лишь в 1936 году в Белграде опубликовал труд «Праисторическая Винча», в котором пришел к выводу, что все таки Винча была более древним поселением,хотя и была знакома с металлом.

Раскопки Винчи были в дальнейшем продолжены, и еще одно послеление Винчанской культуры было найдено в самом Белграде, в районе Баницы.

Первые раскопки в районе Баницы начались в 1955 году и продолжались до 1957 года.Как пишут их участники археологи Йован Тодорович и Александрина Церманович,здесь было обнаружено до 150 предметов из керамики.

Сербский академик Милутин Гарашанин,исследовавший Винчанскую культуру, утверждал, что цивилизация Винчи делилась на фазы: Винча-А начавшийся в 4500-4450 гг до Р.Х. и продолжавшаяся 210-240 лет;после него следовала фаза поселений Винча-Тордош 2 и Винча-Плочник 1, начавшаяся в 4260-4240 гг до Р.Х. и длившаяся 140-160 лет,затем следовала фаза Винча-Плочник 2А(или Винца-Ц), длившаяся с 4100 г до Р.Х. в течении 150-250 лет,а затем фаза Винча-Плочник 2Б, начавшаяся в 3950-3850 гг до Р.Х. и длившаяся 550-650 лет.

В то же время, в 1978 году, были возобновлены раскопки Винчи, и в них до 1983 года приняли участие археологи Никола Тасич, Йован Тодорович, Гордана Марьянович-Вуйович, Драгослав Срейович, Милутин Гарашанин и Борислав Йованович.

Большой удар по археологическим изысканиям было нанесено строительством Радиологического института в Винче. В своих мемуарах Павел Савич, тогдашний председатель САНУ, писал, что был против строительства института радиологии в Винче, но благодаря личному вмешательству Иосипа Броза Тито. институт как раз здесь и был построен.

В Винче, где после возобновления раскопок в 1978 году они в 2011 году были в очередной раз законсервированы, площадь раскопок превышала 15 гектар на глубине от 0,5 до 10,5 метров, из этих 15 гектаров исследовано было всего 400 квадратных метров. Все же было определено, что расцвет данной культуры пришелся на период с 5300 г. по 4200 г. до Р.Х.

В ходе раскопок в Бело бырдо под Петровцем-на-Млаве, осуществлявшихся под руководством профессора Душана Шливарича в 1993-94 годах, на глубине 10,5 метров было найдено восемь культурных слоев.

Показательно, что. согласно Сырболюбу Живановичу, при раскопках кладбища в селе Тырняны на одном его краю были найдены останки кроманьонца, тогда как на другом краю людей все еще продолжали хоронить.

Многие участки продолжают сохранять традицию в названиях, как, например, Белая гора или Требинье (жертвеник), а иногда и сохраняются легенды, как, например, в Быковой баре, где в народе жива легенда о черном быке, уничтожавшем скот и людей, и побежденном белым быком с окованными рогами. Как раз бык в Винчанской культуре - святое животное, и скульптуры в форме его головы часто украшали жилища.

Помимо Винчи были найдены и другие поселения этой культуры, также представлявшие города, как, например, Потпорань, Дивостин и Селевац. Всего на территории Винчанской цивилизации было найдено до тысячи населенных пунктов, в том числе на территории современной Южной Венгрии, в Боснии, в Скопской долине и в Косово, тогда как в соседней Румынии в Трансильвании было найдено до восемьсот участков со следами Винчанской культуры. В соседней Болгарии археологами, под руководством профессора Васила Николова, под городом Провадия был найден город возраста до 6500 лет, с крепостной каменной стеной, домами и некрополем.

В фильме Владана Церовича «Винча-метрополия времен неолита (Винча-неолитска метропола)»,кустос музея Белграда в Винче - Драган Янкович – сказал, что в ходе раскопок было обнаружено, что в течении 7,5 тысячи лет на данной относительно небольшой территории наблюдалось непрерывное развитие цивилизации.

Произошедший семь тысяч лет назад пожар дал возможность сербским археологам восстановить сам план поселка, вид и характер построек. Драган Янкович описал, что дома в поселке делались из дерева, но при том дерево покрывалось смесью мокрой земли с мякиной.

Полы в домах также были деревянные и покрытые той же смесью, которая затем полировалась галькой. Общая жилая площадь дома составляла от 30 до 100 квадратных метров, и каждый дом имел от двух до пяти комнат. При этом обогревались дома печами, и, согласно Янковичу, почти каждая комната имела печь.

В Винче были найдены статуэтки людей, сидящих на стульях, что говорит о существовании мебели в домах. Также было найдено большое количество кувшинов и прочей посуды.

Улицы имели планировку с ориентацией в одном направлении, и при этом дома не имели дворов, то есть население поселка, или, точнее, древнего города, не занималось аграрным трудом, а являлось именно городским населением.

Показательно, что сельское население Винчанской цивилизации, по мнению Драгана Янковича, применяло метод удобрения земли, что позволило перейти от кочевого земледелия к оседлому, что, в свою очередь, дало начало частной собствености. Это позволило получать излишки питания, что способствовало развитию торговли и, соответственно, появлению городов. При том сами следы одного и того же народа, отличавшейся идентичной культурой, по свидетельству Янковича, были обнаружены на значительной территории Сербии в бассейнах рек Дуная, Савы и Ибра, так что ее границы простирались на западе до реки Босна, на востоке до Софийского поля, на юге до современного Скопья и на севере до Карпат.

Основу деятельности жителей древней Винчи, согласно Янковичу, представляла торговля, и торговцы из Винчи преодолевали большие расстояния, пользуясь реками как природными ориентирами, и доходя до побережья Эгейского и Ионического морей, как и до Карпат. Сама Винча представляла собою своего рода перекресток торговых путей, тем более, что как раз в предгорьях Карпат, в Буковине, были обнаружены следы другой древней культуры - Трипольской.

Нахождение Винчи на берегу Дуная в месте, где в него впадает река Болечица, было не случайным, ибо Болечица текла из района Авалы, где была плодородная почва, и место благоприятствовало ведению охоты. Помимо этого, на Авале в районе Шупля стена был найден древний рудник цинобарита – ртутной руды. Древние жители Винчи, разогревая ее до 350 градусов, добивались ее испарения, и оставшийся суррогат дробили в жерновах, получая порошок красного цвета, применяемый для окраски ткани. Сам красный цвет традиционно звался цветом королей, и этот порошок служил для торговцев древней Винчи своей монетой. Помимо этого, жители Винчи добывали малахит, делая из него украшения, как и красительные порошки зеленого и синего цвета.

На противоположном от Винчи берегу Дуная находилось устье реки Тамиш, чьи истоки находились в Карпатах, и где добывался камень обсидиан, который и доныне используется в хирургии для изготовления скальпелей, и центром продажи которого и была Винча, куда этот камень доставлялся с Карпат.

Археолог Драган Яцанович, директор музея в Пожаревце, сделал на прошедшей в Белграде с 21 по 23 сентября 2012 года международной научной конференции «У источника культуры и науки» доклад о Винчанской цивилизации, которая, согласно его докладу, простиралась от Скопской долины на юге до Будапешта на севере, и от реки Босна на западе до реки Искер в Болгарии и реки Олт в Румынии. Согласно Яцановичу, данную цивилизацию характеризовали постоянные поселения площадью от одного до десяти гектар, а иногда и до сто гектар. Самыми значительными являются Винча под Белградом, Потпорань под Выршцем, Гомолава под Румой, Бенска Бара под Шабцем, Ладжаришта под Вырнячкой Баней.

В районе Браньево, где вел раскопки Яцанович, было обнаружено до двадцати подобных селений, в том числе Орашье под Дубравицами, Лугови под Дырмном, Топлик под Малым Црничем, Селиште под Костолцем, Чесма под Полянами, Конюшица под Витежево, а также Селишты, Збеговишты и Липы под Орешковицами, как и Пазариште под Лопушником. Однако самым значительным участком в районе Браньево, по мнению Драгана Яцановича, является участок Беловоды в районе села Велико Лаоле под Петровцем на Млави. Древнее поселение здесь было обнаружено в 1952 году профессором Николой Кырстичем, сотрудником Народного музея в Пожаревце.

Весной 1987 года сам Яцанович провел исследования данного участка, опубликовав результаты в своей статье «Neolithic Sites in the Danubian Region from the Mouth of the Velika Morava to Golubac» размещенной в монографии “The Neolitic Of Serbia, Archeological Research 1948-1988” (Belgrade 1988). В дальнейшем, с 1994 года, Народный музей в Пожаревце и Народный музей в Белграде вели раскопки данного участка, где было обнаружено селение Винчанской культуры площадью 1000 х 800 метров. Помимо этого, на полтора километра к югу от села Велико Лаолы, был найден рудник строительного камня – седимент.

На юго-западе от Белого Бырдо на участках Оборишты и Пландишты найдены медные топоры, а рядом с Оборишты находится другой участок, Вырбовац, на котором обнаружены следы человеческой деятельности от неолита (Протостарчево) до среднего века. В районе села Орешковицы найдено еще четыре поселения Винчанской культуры: Збеговишты, Селишты, Липы и Чибуковица. В десяти километрах от Беловод находится участок Конюшница под Витежевым, где обнаружено еще одно поселение Винчанской культуры, и такое же поселение было обнаружено в семи километрах к северу от Беловоды.

Еще один район поселений находился, согласно Яцановичу, в 15-20 километрах к северу, и его составляли поселения Симичи, Поляны, Мали Црнич, Пожаревац и Кобиля. Наконец, третья группа поселений района Браньево находилась на правом берегу Дуная и ныне состоит из находящегося в Дубравици поселения «Орашье», в Костолце «Селишты», в Дырмне-«Лугови», в Кличевцу «Рестовача», в Речици «Ладны Воды», как и поселение Винчанской культуры «Муин Рибник» в Раброве.

В районе Браньево было найдено также большое количество жертвенников четырехугольной и треугольной формы, украшенных нарезами геометрического облика и головами человеческого и животного образов, а также статуэток, включая широко распространенный в Винче образ кошки.

В ходе раскопок были найдены тысячи статуэток, изображавших женщину с разведенными руками, и представлявших собою предмет религиозного поклонения,как и некоторые статуэтки имели облик жертвенника.

Фигуры богини-матери отличались также отсутствием рта на лице и большими глазами, и также отличались различными элементами одежды и нередко птицевидным носом. Иногда на фигурках изображалась и маска какого-то животного.

В ходе раскопок Винчи были также найдены и фигурки животных - в частности коров, свиней, собак и оленей.

Широко был распространен и так называемый культ «облуток» - гладких камней правильной формы яйцевидного типа, и как правило красноватого, желтого, белого, бурого цветов, разрисованных вручную каким-то подобием пера красной краской, и на многих из них имеются следы ударов.

Яцанович приводит пример современного использования подобных камней как амулетов, обеспечивающих успешную охоту, и как предметы, применяемых для различных заклинаний.

В поселениях Винчанской цивилизации, согласно Драгану Яцановичу, широко применялись орудия из кремня и гладкого камня, удивительно правильных форм с искуственно сделанными в них отверстиями.

Поразительным было то,согласно Драгану Янковичу, что ремесленики Винчи научились сверлить камни, используя тростник и песок. Одевались в Винче летом в льняные одежды, зимой в шерстяные, тогда как из конопли изготавливали матрасы.

Было также найдено большое количество жерновов и пестиков, предназначенных для дробления зерна, а возможно и руд, достигавших веса свыше десяти килограммов и, согласно Яцановичу, было найдено большое количество тканей животного и растительного происхождения.

При раскопках было также найдено большое количество предметов, сделанных из кости, как орудий производства, так и украшений. В Винче производились рыболовные снасти, а сами торговцы из Винчи в своих походах на морское побережье закупали раковины.

В Винче торговали солью, служившей для консервации мяса, и за этой солью торговцы из Винчи совершали походы и под Тузлу.

В поселениях, согласно Яцановичу, были найдены предметы металлургической индустрии из меди, как и разрабатывавшиеся залежи малахита и азурита, которые широко распространены в этой части Сербии и которая как раз и отличается большим числом участков, где подобные руды выходят на поверхность. Сама добыча малахита и азурита осуществлялась либо с поверхности, либо в ямах глубиной до десяти метров. Их обработка с целью получения меди осуществлялась при температуре до 1080 градусов Цельсия в глиняных печах открытого типа и четырехугольной формы, обложенных по полу керамической посудой, и подобные печи были найдены в Винче и в Беловодах.

В районе Беловоды археологом Миляной Радивоевич, был найден поселок в котором были обнаруженны следы металлургии возраста 5300 лет до Р.Х.

Согласно фильму Владана Церовича «Винча - метрополия времен неолита (Винча-неолитска метропола)»,также и в Плочнике, в долине реки Топлица, найдены следы обработки меди с датировкой 6100 года до Р.Х. Данное открытие было подтверждено экспертизой в Кембридже, тогда как сами раскопки велись под руководством Миляны Радивоевич из Лондонского института археологии (London Institute of Arheology). Как сказала в своем интервью в фильме сама Миляна Радивоевич, ею были найдены печи для литья метала, разжигавшие на древесном угле жар до температуры до 1100 градусов Цельсия, и об этих исследованиях Миляны Радивоевич писал и Брюс Боуэр (Bruce Bower) в статье «Serbian copper» .

Известны из того периода рудник Рудна Глава под Майданпеком, рудники в долине реки Решковицы у села Шетоня, в районе Фаца Бељи и Ярмовца в долине реки Лим у Прибоя. Были так же найдены следы обработки серебра возраста 6300 лет до Р.Х.

В самой Винче существовал, по сути, центр ремесла, и Винча была первым известным европейским городом и торгово-промышленным центром, стоявшим на пересечении рек Дунай, Сава, Тамиш и Драва. В Винче производили в больших количествах керамическую посуду, достаточно стандартизированную. Так, согласно Драгану Яцановичу, в Винчанской цивилизации широко была распространена керамика коничной и биконичной форм, с преобладанием синего цвета, и как раз на керамике было обычно явление различного вида знаков, в том числе спиралей и свастик.

Как пишет Ранко Яковлевич(„Атлантида у Србији“.Ранко Јаковљевић. „Пешич и синови“.Београд.2008 г.) в Сербии под Доним Милановцем в районе Висца был найден жертвенник с нарезанными знаками, а в нескольких километрах от этого места, в районе Лепеньского Вира, был найден другой такой же жертвеник с нарезанными знаками, названный «Солнечным».

Так же в Лепеньском вире был найден инструмент, на котором, как пишет Ранко Яковлевич, было изображение головы пса - символа богини Гекаты.

Сама территория культуры Винчи и Лепеньского вира(водоворота) фактически малоисследована, хотя, согласно книге Ранко Яковлевича,на острове Ждрело, затопленном при создании ГЭС Джердап, были найдены стены высотой в пять метров и толщиной в полтора метра, тогда как у других найденных здесь же сооружений толщина стен достигала 2,8 метра, тогда как общий возраст найденных на острове Ждрело следов человека достигал, по Яковлевичу, десяти тысяч лет.

Так как территории Румынии и Сербии в древности были покрыты морем, то существуют гипотезы, что здесь была территория Атлантиды,которая находилась именно здесь.Как пишет в книге «Атлантида в Сербии» Ранко Яковлевич („Атлантида у Србији“.Ранко Јаковљевић. „Пешич и синови“.Београд.2008 г.), румынский ученый Днесусиану писал, что в Банате существовало поверье, что Геркулес рассек скалы в месте Баба Кай в ущелье Джердапа, тогда как столбы Геракла находились на острове Ада Кале в ущелье Джердапа.

Конечно, Атлантида на данный момент считается наукой легендой,но надо учесть, что в годы существования цивилизаций Лепеньского вира и Винча,на территории от Балкан до Палестины существовала большая цивилизация, отличавшейся достаточно загадочным характером.Так, в Турции был найден подземный город Деринкую, в котором могли проживать тысячи человек, и рядом с ним было обнаружено еще тридцать шесть подобных городов. Предполагают, что эти города возникли еще в X тысячелетии до Рождества Христова.

В ходе раскопок древнейших поселений Чатал-Хююка и Хаджилара на территории Анатолии, проводившихся под руководством Джеймса Мелаарта – представителя Британского музея, было открыто, что центральное место в религии населения этих поселений занимала Великая Богиня. Её статуэтки также обнаружились при раскопках на территории Ближнего и Среднего Востока и при раскопках Мохенджо-Даро и Харанне в Индии.

При этом характер этой цивилизации был мирный, т.к. представители её не строили крепостей. Археолог Мария Гимбутас отмечала, что здесь соблюдалось равноправие полов, и эту цивилизацию разрушили нашествия степных народов в 4300-4200, 3400-3200 и 3000-2800 годов до Рождества Христова.Сама Мария Гимбутас называет эти народы курганскими и отмечает использование ими бронзового оружия.«Курганцы» принесли с собой культ новых воинственных богов, и тут следует напомнить, что Геродот писал, что скифы поклонялись священному мечу – Акенакесу.

В этот период как раз и появляется большое число захоронений, где мужчина уже занимает господствующее положение,а в могилах находятся принесенные в жертву люди.

Конечно, пока единственным абсолютным аргументом в опровержении или подтверждении любых заключений в истории может предоставить не филология, а археология, однако археологические исследования без дотации государства проводить было просто нельзя.

Среди многочисленных интересных находок обнаруженных в ареале распространения культуры Винча, встречается группа артефактов - просоморфные крышки от сосудов, которые своими очертаниями напоминают совиное лицо (кстати, я не знаю, у совы - морда или лицо?).

Культура Винча - древнейшая неолитическая земледельческая культура Европы, датированная 6-5 тыс. до н.э. Интересна своими символами на керамике, которые трактуют, как протописьменность. По мнению археолога Сафронова В.А. культура Винча имела генетические связи с анатолийской культурой Чатал Хююка.


У крышек заметны "ушки", большие глаза, сформирован птичий клюв. И все они имеют обильную орнаментацию.


Такие штуки использовались для закрытия амфор, как показано на заглавном фото. Очевидно, основная функция такой крышки - магическая, они должны были защищать содержимое сосуда от злых сил.


Узнаваемые совиные очи - глаза крышек - можно связать с "защитными оками", которые известны у разных народов, разных времен.


Магические силы именно совиных очей были связаны с её способностью поворачивать голову на 180 градусов. Рисунок совы с повернутой назад головой принадлежит еще ориньякской эпохе (палеолит). То есть еще палеолитические люди понимали, что такая особенность сов дает защиту от зла, идущего со всех сторон свет. Совиные очи поистине всевидящи и всебодрствующие. Сама сова олицетворяет, как мудрость, так и зловещие силы ночи.


Так же эти крышки можно рассматривать, как ритуальные маски, коих тоже не мало среди артефактов культуры Винча. Такие маски имели магическую силу защитить человека или даже жреца, от мощной энергии божества, с которым он контактирует.

|| ||

Предки русских жили в Европе 7 тыс. лет назад
Почему хетты, пеласги, фракийцы, и венеты - это наши предки?

Какой сюрприз преподнесла учёным открытая в Болгарии археологическая "культура Винча"? Кто первым создал в Европе городскую цивилизацию - ещё 7000 лет назад? Когда впервые отмечена отчётливая буквенная письменность на территории Европы? Где возникла первая цивилизация - в долине Нила, в долине Инда, в Месопотамии или в бассейне реки Дунай? На что похожа письменность цивилизации "Винча"? Куда двинулось расселение жителей "культуры Винча"? Кто создал Венецию? Какой народ основал "Трою"? Кто был предком этрусков? Почему римляне стёрли память об этрусках? Как появились славены и расены? Как венеты расселиись по всей Европе - от Франции до Прибалтики? Когда появилось первое независимое государство славян (в их современном виде)? Почему возникло несколько Русей в Европе? Почему "венеты" - это арийцы? Как возник русский народ? ©

~~~~~~~~~~~



Керамика культуры Винча


Писатель-историк Вячеслав Манягин излагает свою точку зрения на историю славян и других народов западной части Евразии.
Вячеслав Манягин: — Почему мы заговорили о фракийцах? Дело в том, что фракийцы занимали ту территорию, которую до них занимала некая культура, которая, кстати, тоже была совершенно недавно, в 20 веке открыта археологами, это были болгарские, сербские археологи, потому что культура эта занимала огромную территорию от устья Дуная до Адриатического моря, называется она по первому месту раскопок, культура Винча. Такое местечко Винча где-то в Болгарии есть, вот по этому месту она и называется культурой Винча. И, оказалось, что эта культура была абсолютно уникальной для Европы того времени, а относится она примерно к 5 тысячелетия до нашей эры, то есть ей сейчас 7 тысяч лет исполнилось, этой культуре.

Чем она была уникальна? Это была первая в Европе культура, для которой характерна городская цивилизация, то есть они строили действительно настоящие города, очень большие по площади, и это первая в Европе культура, в которой была письменность, причем, это была именно письменность буквами и письменность, не иероглифы, ни руны, это были именно буквенные знаки. И вот я просто хочу процитировать еще одного, скажем так, авторитетного ученого, доктора исторических наук, академика Владимира Александровича Сафронова, который занимался этим вопросом. Он пишет в своей книге, посвященной культуре Винча, так: «Культура Винча может быть названа одним из древнейших очагов цивилизации, более древним, чем цивилизации Месопотамии, долины Нила и Инда». То есть, собственно, цивилизация пошла вот с этого места. А кто там жили?

Там жили предки славян, русских. И вот эта вот затем письменность, которая характерна для этой культуры, она тоже удивительно похожа и на письменность пеласгийской, и на письменность этрусков, то есть там совпадения, исключающие случайность, да? Вот, я в своей книге привожу таблицы, где показаны параллельно, и та, и другая письменность. И вот эта письменность культуры Винча, она затем стала распространяться и на Эгейское море, и на Балканский полуостров, к северу. И носители этой письменности, они затем уже продвигались двумя потоками, одни в обход Адриатического моря, по Балканскому полуострову, по северо-западному побережью Адриатики, пришли туда, где нынче находятся славный город Венеция, происходящий от племени венетов, которые создали область культурную в северо-западной Италии, да, Венета такая.

А другая часть носителей этой письменности, она жила, как я уже сказал, на побережье Эгейского моря, и в результате того, что Троянская война была проиграна, бежавшие оттуда уцелевшие представители этой культуры, они уже морем через Сицилию, через острова попали то же в северо-западную Италию и стали основателями культуры этрусков. То есть у нас в северной Италии появилось 2 культуры. Севернее это венеты, создавшие затем Венецию, да? И южнее северной Италии это были этруски. Два близкородственных народа, которые пришли в Италию немножко разными путями, но у них была близкородственная письменность, и вот эту письменность они пронесли сквозь века.

Что происходит дальше в истории? Дальше происходит следующее, возникает Рим, Рим начинает жесткую агрессию по отношению к окружающему народу. Первоначально они с этрусками и венетами выступают как союзники против напавших на них, допустим, там, кельтов. Но затем уже в самое ближайшее после этого время Рим просто поглощает и этрусков, и венетов. А после этого, да, вот, начинается самое ужасное, начинается культурный геноцид. Римляне уничтожают все памятники письменности этрусков. Все, до чего они могли дотянуться, вплоть до того, что существовало написанная одним из первых римских царей история этрусков, тоже была уничтожена, не говоря уже о памятниках самих этрусков. То есть нам осталось, что? Нам остались надписи на каких-то предметах быта, на гробницах, на погребальных урнах, на стелах.

К счастью, от венетов осталось памятников больше, потому что они были завоеваны позднее, и, более того, их культура, она расширяла и расширяла, венеты имели такую интересную привычку, они, например, могли писать на скалах в горах. Сохранились, допустим, найдены свинцовые ядра, которые использовали катапульты, на которых есть надписи венетские. Сохранились надписи на горшках. И что самое интересное, сохранились учебные таблицы для школ, которые полностью содержат вентский алфавит, с обучением склонений, таблица склонений и так далее. Вот она тоже была расшифрована словенскими и сербскими учеными, благодаря чему мы можем увидеть, что венетский язык и русский язык – это языки-братья, это просто диалекты одного языка. И вот венетской письменности сохранилось, уже на настоящий момент найдено более трехсот образцов венетской письменности, именно от этих венетов, да, которые прекрасно переводятся на словенский язык.

Понятно, что раз они переводятся на словенский прекрасно, они понятны прекрасно вообще славянам. Ведь русский – это русский, их само название «словены» и «россияне», да, это связано очень просто. Когда Римская империя развалилась, первым независимым славянским государством стало государство, возникшее на территории бывшей римской провинции Норик, которая являлась частью ареала вот этих венетов, живших на берегу Адриатики, создавших Венецию. В этой провинции Норик сохранилось огромное число, опять же, надписей, да, вот в этом алфавите, который идет с Балкан. А Балканы, как мы знаем, даже из летописей написаны Нестором, да, Дунайская Болгария, да, Дунай, Русь Дунайская, это место, откуда, собственно, все славяне произошли, если верить летописи.

Как вообще вот венеты расселились из Норика, да? Когда я говорю «венеты», надо понимать, что я говорю «славяне». Сейчас я объясню почему, вообще, как можно связать славян с венетами. Вот, как венеты расселились по всей Европе, да, там чуть ли не во Францию, в Британии, Южная Прибалтика? Та же Аркона, о которой мы говорили. И вот все те Руси, которые перечислялись у доктора исторических наук Кузьмина, да, все вот эти вот бесчисленные Руси по всей Европе, откуда они взялись? Под нажимом врагов различных, которые шли на Норик, и с Запада, и с Востока, славянам пришлось отступать в разные стороны. Они постепенно таким образом и расселились по всей территории Восточной Европы и Центральной Европы.

Они стали называться венеты, в одном месте венеты, в другом месте венеды. Был такой исследователь известный Гильфердинг, который написал историю балтийских славян. Он писал, что венеты – это те же арийцы, потому что «венеты» и «арийцы» - это слово одного и того же значения, означает достохвальный или славный. И до сих пор, пишет Гильфердинг, у индусов есть слово «венд», обозначающее хвалить или прославлять. То есть венды по-русски будет славяне, да? То есть прославляем, хвалимые люди. Поэтому, когда мы говорим «венды», да, «венеты», мы должны понимать, что это мы говорим «славяне». Также, когда мы, допустим, говорим, я упоминал о хеттах, Хеттское государство возникло на территории реки Алосон в Малой Азии, которая впадает в Черное море, и они сами назывались алосоны, да, то есть это на русский язык тоже переводится как «прославляемый», «славный». Поэтому все взаимосвязано на самом деле, русский народ, он не возник на пустом месте, как нас пытаются в школе убедить, что, там, до, наверное, до 7-8 века вообще русских, ни славян не было, были какие-то протославяне, да, которые тут где-то жили под гнетом гуннов, там, аваров и прочих завоевателей, а потом вдруг неожиданно возникло русское государство.

Нет, любой народ имеет своих предков, имеет свою культуру, которая очень долгие века и тысячелетия остается неизменной, поэтому у нас, у русских, живущих сейчас на территории Восточной Европы, тоже были свои предки, и вот эти предки являются как раз хетты, пеласги, фракийцы, этруски, венеты и венеды, да, то есть это один и тот же народ, который в разные эпохи назывался немного по-разному, с некоторыми изменениями, но всегда это название имело одно и то же значение славный, славяне, хвалимый, прославляемый. Неважно, где мы жили, в Малой Азии мы жили, на Кавказе, на Балканах, в Южной Прибалтике, да, или сейчас на территории Восточной Европы, на Среднерусской равнине, это абсолютно неважно. Важно, что мы один и тот же народы. И вот эту письменность, да, мы пронесли на протяжении всех этих даже не веков, а тысячелетий.

И вот ту, что сохранилось на протяжении, ну, как минимум, двух с половиной тысяч лет, огромное число образцов письменности славянской, венетской, да, такой, как лемносской пластины, киргизские пластины, да, ацтекские таблицы, это вот как раз таблицы, по которым венеты учились, когда учили своих детей в школе в своей, причем, этим таблицам две с половиной тысячи лет. Это все, как бы, письменность, которая, может быть, немножко отличается, но является, как пишет известный историк, профессор Пешич, диалектами одного и того же славянского языка, то есть все языки.

То есть все языки, начиная с тысячелетней давности, двух тысячелетней, трех тысячелетней, и на наше время просто диалекты одного и того славянского и русского языка, который был распространен, опять же, как профессор Пешич говорит, от Черного моря до Средиземного, и от Прибалтики до Карпат и до острова Крита. Опять же он, профессор пишет, это сербский историк, не заслуженно, кстати, замалчиваемый, как много из того, что мы сегодня говорим, он говорил, что однозначно можно ставить знак равенства между этрусками, венетами и славянами.