Брюллов биография кратко самое важное. Художник Карл Брюллов: биография, личная жизнь, творчество

Карл Павлович Брюллов родился 12 (23) декабря 1799 г., в Петербурге, в семье обрусевшего немца Брюлло. Отец был искусным скульптором-резчиком и писал интересные миниатюры.

Любовь к рисованию проявилась у Карла еще в детстве. Взрослым часто казалось, что карандаш является естественным продолжением руки “Карлуши”.

Когда мальчику исполнилось десять лет, его приняли в столичную художественную Академию. В ее стенах Брюллов Карл Павлович провел двенадцать лет.

Начало творческого пути

Закончив обучение на “отлично”, молодой художник продемонстрировал свою независимость. Он отказался оставаться в стенах академии и в 1819 г. поселился в мастерской своего старшего брата, который был активным участником возведения Исаакиевского собора.

В это время Карл Павлович писал портреты на заказ. Основными его заказчиками были меценаты А. Дмитриев-Мамонов и П. Кикин. По их просьбе, Брюллов написал такие картины, как “Эдип и Антигона” и “Раскаяние Полиника”.

Эти картины пользовались огромным успехом. За них юного художника наградили четырехлетней пенсионной поездкой в Италию. Поездка состоялась летом 1822 г., и продлилась 12 лет – до 1834 г.

В Италии

В итальянских музеях Брюллов изучал живопись выдающихся художников прошлых лет. Больше всего его поразила “Афинская школа” Рафаэля . В течение 4 лет Брюллов работал над ее копией. Итоговый результат поразил не только “коллег по кисти”, но и критиков.

Творчество художника в эти годы было достаточно плодотворным. В 1827 г. была создана картина “Итальянский полдень”, в 1832 г. – “Вирсавия”.

Являясь выдающимся живописцем, Брюллов создал немало светских портретов. Одной из самых ярких портретных работ является “Всадница”.

Брюллов был признан при жизни. На Родину он вернулся уже будучи живым классиком.

Последние годы жизни

В 1843 г. Брюллов получил заказ на роспись в Исаакиевском соборе. Помимо этого, художник продолжал писать портреты. В 1851 г. Брюллов написал несколько портретов семейства Титтони.

Карл Павлович с юных лет был достаточно болезненным. В 1847 г. он “подхватил” тяжелейшую простуду. Заболевание дало осложнение на сердце. Одновременно страдая ревматизмом, художник провел в постели 7 лет.

Весной 1849 г., по настоянию врачей, Брюллов навсегда покинул Россию и отправился на о. Мадейра. Но лечение за границей облегчения не принесло.

В мае 1852 г. художник перебрался в Манциану. Брюллов ушел из жизни 11 (23) июня 1852 г. Его похоронили на римском кладбище для иностранных лиц, не являющихся приверженцами католической веры.

Другие варианты биографии

  • Изучая краткую биографию Карла Брюллова, следует знать, что, будучи признанным историческим живописцем, он не написал ни одной масштабной картины, базирующейся на русской истории.
  • Проведший большую часть времени за границей, живописец слабо разбирался в русских характерах и почти не знал русского народа.
  • Всю жизнь великий живописец страдал от глухоты. По некоторым данным, глухота была приобретенной. В детстве Карл воспитывался в строгости. Однажды чем-то сильно недовольный отец сильно ударил мальчика. В результате этого удара он оглох на левое ухо.
  • Брюллов любил работать над своими полотнами под монотонное чтение вслух. Ему было все равно, что читают, будь то бульварный роман, или газетная сводка.
  • Художник выступал с личным ходатайством об освобождении из крепостничества

Брюллов родился в Петербурге в 1799 году и оставил мир неподалеку от города Лацио и Рима в коммуне Манциана в 1852 году. Он был третьим сыном в семье преподавателя Академии художеств. Карл практически не знал матери, которая рано оставила этот мир, был болезненным мальчиком, который практически до 8 лет не вставал с постели, к слову, Брюллов и завершил свой земной путь весьма болезненным.

Строгое отцовское воспитание позволило Брюллову в 10 лет поступить в Академию художеств и стать там признанным мастером. Его обожали и соученики и профессора, он создавал узнаваемые произведения искусства, которые отличались талантом.

В 1822 году он оканчивает Академию с огромным количеством медалей и благодаря гранту отправляется в Италию, где пребывает до 1834 года. Этот период отмечен интереснейшими работами, многие из которых стали классикой искусства. Брюллов наполнен настроениями романтизма, он пишет многое вне рамок канона Академии художеств, но при этом создает нечто невероятно ценное и самобытное.

В 1833 году он создает Последний день Помпеи – картину, которая создала настоящий фурор в мире искусства. В 1836 году он возвращается в Петербург, где проживает до 1849 года.

Петербург стал пространством для продолжения славы художника, которая только упрочилась. Талант Брюллова стал более разнообразным и интересным, он прославился как портретист, много общался с творческой элитой города. При этом Карл Павлович сам, когда-то сказал: «вторые Помпеи мне не написать» и предсказание во многом действительно сбылось.

Карл Великий – как его называли друзья и почитатели, действительно хотел создавать исторические полотна, как подобает выпускникам Академии художеств, но писал портреты и другие «салонные» работы. Он создавал по большей части картины на тему счастья и радости, ведь он сам был весьма больным, согласно печальному диагнозу докторов.

С 1850 года он полностью переезжает на территорию Италии, где пишет собственный автопортрет, ставший наиболее знаменитым. Он проживает в доме А.Титтони, где пишет интересные акварели, оставшиеся в коллекции этой семьи. Заключительной работой Брюллова стал портрет Микеланджело Ланчи его приятеля, археолога.

Подробная биография и творчество

Небольшая статья расскажет о творческом пути великого живописца Карла Брюллова.

Годы юности

Брюллов Карл Павлович родился в Петербурге в 12 февраля 1799 года. Его отец был немцем, в городе и его знали как искусного скульптора. Особенно красиво ему удавалась создавать небольшие миниатюры из дерева. Мальчик с раннего детства стал увлекаться рисованием. У Карлуши, как называли его близкие родственники и друзья семьи, карандаш - это продолжение его рук. В возрасте 10 лет его приняли в Петербургскую Академию искусств, где он и прожил около 12 лет.

Начало творчества

Никто и не сомневался, что юноша закончит Академию на «отлично». В 1819 году он покинул ее территорию и стал развивать в себе свой индивидуальный стиль написания картин. Старший брат Брюллова в тот период занимался возведением Исаакиевского собора и принял его под свою «крышу».

Первое время Карл предпочитал писать портреты. К нему часто обращались первые лица Петербурга – П. Кикин и А. Дмитриев-Мамонов. По просьбе мужчин Карл написал такие известные картины как «Раскаяние Полиника» и «Эдип и Антигона». Благодаря популярности этих картин, Брюллов получил высокую награду по тем временам - путешествие в Италию на 4 года. Там он прожил не отведенный ему период, а намного больше – 12 лет, в период с 1822 года по 1834 год.

Жизнь и творчество в Италии

Брюллов часто наведывался в музеи Италии, где тщательно изучал творчество, и картины самых известных художников прошлого времени. Особое внимание его привлекла картина Рафаэля под названием «Афинская школа». Карл решается создать ее точную копию и затрачивает на это около 4 лет. В итоге картина произвела настоящий фурор не только на его коллег-художников, но и на тех, кто изначально скептически к нему относился. Во время его нахождения в Италии Брюллов написал такие выдающиеся картины как «Итальянский полдень» (1827 год) и Вирсавия (1832 год).

Карл Брюллов стал известным живописцем. Еще одна картина, давшая ему еще большую популярность и признание – это светский портрет «всадница». В конце концов, художник вновь вернулся к себе на родину, но уже известным и признанным при жизни великим классиком.

Последний период жизни

1843 год стал так же знаменательным в его жизни. Брюллов создал роспись для Исаакиевского собора. Но от написания портретов он не отказывался и активно занимался любимым творчеством. Для семьи Титтони он так же написал несколько портретов.

С юного возраста Карл Брюллов часто болел и был слабым ребенком. В 1847 году он перенес простуду, которая дала осложнение на сердце. Ревматизм вынудил художника провести в кровати почти семь долгих лет.

Врачи настоятельно рекомендовали Брюллову сменить климат России на более теплый тропический. Он поселился на острове Мадейра. Но даже изменение окружающей атмосферы не улучшило его состояние. Он покинул остров и переехал в Манциану в мае 1852 года. Там он и провел остаток своих дней и умер через месяц в июне этого же года (1852).

Габудалла Тукай это советский, татарский народный писатель. Его считают основателем современного татарского языка. Он внес огромный вклад в развитие татарской литературы. За свою короткую жизнь он смог изменить многих писателе, в том числе и русских.

  • Стив Джобс

    Стив Джобс родился в 1955 году в городе Сан-Франциско. Его отцом был Джон Джандали, который в свою очередь был сирийского происхождения. Его мама была родом из Германии, её звали Джоан Шибле.

  • Брюллов Карл Павлович (1799-1852), художник.

    Родился 23 декабря 1799 г. в Петербурге. В девять лет Брюллов стал учеником Академии художеств, где уже занимались его старшие братья. Слава пришла к нему ещё в Академии - всех изумляла его способность превращать обыкновенные этюды в законченные, совершенные картины (например, «Нарцисс», 1819 г.).

    Окончив в 1821 г. академический курс и получив за библейскую композицию «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского» золотую медаль, Брюллов отправился в Италию на средства незадолго до того организованного Общества поощрения художеств. По пути в Рим посетил Берлин, Дрезден, Венецию, Падую и Болонью.

    В 20-х гг. XIX в. живописец создал ряд ныне хорошо известных бытовых картин: «Итальянское утро» (1823 г.), «Итальянский полдень» (1827 г.), «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1828 г.). Полотна наполнены солнечным светом, они воплощают безудержную радость бытия, воспевают молодость и красоту.

    После посещения раскопок древнего города Помпеи, погибшего в 79 г. н. э. при извержении вулкана Везувия, Брюллов начал работу над своим главным произведением - «Последний день Помпеи» (1830-1833 гг.). Трагический сюжет привлёк живописца возможностью выразить характерную для романтизма мысль о духовной силе человека, его способности сохранить достоинство даже перед лицом смертельной опасности. Каждая группа людей, изображённых на полотне, представляет собой своеобразный портрет чувств, и в основном чувств высоких и благородных: сыновья спасают слабого престарелого отца, родители укрывают своих детей, а юноша скорбит о погибшей возлюбленной, забыв о собственном спасении.

    В 1833 г. картина совершила путешествие по Европе, где экспонировалась с большим успехом. Затем полотно привезли в Россию. Эта демонстрация стала для Брюллова настоящим триумфом. Художника избрали почётным членом академий Милана, Болоньи, Флоренции и Пармы. В Париже его ожидало награждение золотой медалью.

    После возвращения в Россию интересы художника были связаны с портретным жанром. Он прошёл путь от парадных, декоративных полотен («Всадница», 1832 г.) до камерных психологических портретов («Портрет Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини», около 1839 г.).

    На рубеже 30-х и 40-х гг. Брюллов создал ряд камерных портретов. В число наиболее удачных входят портреты писателя Н. В. Кукольника (1836 г.), поэта В. А. Жуковского (1838 г.), баснописца И. А. Крылова (1839 г.), поэта и переводчика А. Н. Струговщикова (1840 г.), археолога М. Ланчи (1851 г.) и, конечно же, автопортрет (1848 г.). На нём художник выглядит усталым и разочарованным.

    Весной 1849 г. Брюллов уехал за границу на лечение. Ему не суждено было вернуться на родину. Умер 23 июня 1852 г. в местечке Марчано близ Рима.

    (1799 – 1852)

    Пожалуй, не найдется другого русского художника, которому при жизни досталось столько славы и поклонения, а от учеников и начинающих художников – обожании, почти обожествления. С похожих утверждений начинается почти всякое повествование о Карле Брюллове.

    Слава эта была вполне заслужена и достигнута в первую очередь грандиозным полотном «Последний день Помпеи». По меркам своего времени его Помпея отвечала господствующим представлениям о «всеобъемлющем гении»: огромная картина, где представлено подлинное историческое событие, с использованием реального античного антуража, со знанием того самого места, где происходило событие.

    Живой стиль современности, романтизм, соединен с вечной красотой классики. Другое дело, что не прошло и десяти лет после смерти Брюллова, как обнаружилось, что на путях, которыми двигалось русского искусство пример, уроки Брюллова оказались, как бы и не нужны.

    Зато эти уроки были хорошо усвоены академизмом, которому Великий Карл преподал умение перехватывать художественные достижения и открытия современности, соединять современность и «вечную» красоту.

    В сознании второй половины 19 века Брюллов оказался накрепко спаян с академизмом, который исполнял роль вечного оппонента и даже врага «всего передового».

    Возвращаясь же непосредственно к творчеству Карла Брюллова, еще раз подчеркнем его наиболее характерную особенность – гармоничное сосуществование и черт академической школы, и черт романтизма, и стремление к исторической правде. Многие современники, а еще больше и потомки, упрекали Брюллова за то, что он якобы шел на некий компромисс. На самом деле это было осознанное художественное видение великого мастера: Брюллов именно так, а не иначе понимал свой путь в искусстве.

    Но все эти размышления отступают перед простым фактов – Карл Брюллов был художником, что называется, «от Бога», возможно, величайшим гением в русском искусстве, живописцем колоссальной, непревзойденной силы и мастерства.

    За что бы он ни брался, будь то исторические полотна, портреты или акварели, все его работы бесспорно становились именно произведениями искусства в прямом значении этих слов.

    Карл Павлович Брюллов (до 1822 – Брюлло) родился 12 (23) декабря 1799 в С.-Петербурге в семье академика орнаментальной скульптуры П.И.Брюлло. Его предки происходили из Франции. Брат архитектора и художника А.П.Брюллова.

    Учился в ИАХ (1809-1821) в классе исторической и портретной живописи у А.И.Иванова и А.Е.Егорова. В период обучения получил все возможные академические награды. В 1821 за картину «Явлении Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского» (ГРМ) награжден большой золотой медалью и получил аттестат 1-й степени на звание классного художника.

    В 1822 Карл Брюллов вместе с братом был послан в Италию пенсионером ОПХ. По дороге посетил Дрезден и Мюнхен. В 1823-1835 жил в Италии. В 1834 ездил в Париж, где экспонировалась его картина «Последний день Помпеи» (ГРМ). В том же году избран почетным вольным общником ИАХ.

    В 1835 был вызван императором Николаем I в Россию, совершил путешествие по Греции и Турции. Из Константинополя выехал в Одессу, оттуда в Москву, где пробыл с января по май 1836.

    С 1836 до 1849 жил и работал в С.-Петербурге. Преподавал в Академии Художеств, среди его учеников были А.А.Агин, Т.Г.Шевченко, Ф.А.Моллер, А.В.Тыранов, А.Н.Мокрицкий, Г.К.Михайлов и другие.

    В 1836 Брюллов получил звание профессора 2-й степени, минуя звание «назначенного» в академики и академика, в 1846 – профессора 1-й степени. Карл Брюллов – почетный член АХ в Милане, Флоренции, Болонье, Парме, Академии Св.Луки в Риме. Почетный член МХО (с 1844).

    В 1849 уехал по состоянию здоровья из С.-Петербурга на остров Мадейра. По пути посетил Польшу, Бельгию, Англию, Португалию. Совершил поездку по Испании. Весной 1850 переехал в Италию. Умер 23 июня 1852 года в Манциане близ Рима.

    1. Брюллов Карл «Автопортрет» 1816 Картон, акварель, белила 14,5х9 Государственная Третьяковская галерея 2. Брюллов Карл «Автопортрет в мундире ученика Академии Художеств» 1813-1816 Бумага, итальянский карандаш 21,8х16,9 Государственная Третьяковская галерея

    5. Брюллов Карл «Двое обнаженных натурщиков» 1813 Бумага, графитный карандаш, сангина 60х45,3 Государственный Русский музей

    Биография и эпизоды жизни Карла Брюллова. Когда родился и умер Карл Брюллов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, изображения и видео.

    Годы жизни Карла Брюллова:

    родился 12 декабря 1799, умер 11 июня 1852

    Эпитафия

    «Искусства мирные трофеи
    Ты внес в отеческую сень,
    И был последний день Помпеи
    Для кисти русской первый день».
    Из стихотворения Евгения Баратынского о Брюллове

    Биография

    Великий русский художник Карл Брюллов прославил себя и свою родину на всю Европу одной-единственной картиной. Хотя он создал множество прекрасных полотен, именно она считается вершиной его творчества. Работа «Последний день Помпеи» была удостоена золотой медали на Парижском салоне в 1834 г. и принесла художнику заслуженную популярность.

    Брюллов родился в семье преподавателя скульптуры Академии художеств, и с самого детства ему было суждено пойти по стезе живописца. Сперва с мальчиком занимался отец, затем он сам поступил в Академию и закончил её так блестяще, что получил стипендию для поездки за границу. Именно там, в Италии, Брюллов увидел своими глазами то, что легло впоследствии в основу его шедевра.

    Карл Брюллов вообще много путешествовал и знакомился с великими мастерами мировой живописи. Он объездил Италию, был в Германии, Испании, Греции, Турции. Самого же его называли «русским Тицианом». Его работы считались образцами «итальянского жанра».

    Брюллов был и замечательным портретистом. Современники восхищались им, а после триумфа в Париже император Николай II рассчитывал на художника как на потенциального придворного живописца. Но этому не суждено было сбыться: Брюллову с его трудным, порывистым характером не удавалось писать то, что было ему не интересно. Только этим и можно объяснить то, что настолько талантливый и известный художник не получил звания академика.


    Личная жизнь Брюллова складывалась не настолько хорошо, как его карьера живописца. Музой и вдохновением художника стала графиня Юлия Самойлова; великолепный портрет её, уходящей с бала, считается одной из наиболее выразительных и значимых работ Брюллова. В возрасте 40 лет художник женился на 18-летней дочери бургомистра Риги, но этот брак продлился всего месяц и завершился громким скандалом.

    В последний период творчества Брюллов создал несколько изумительных работ на религиозную тему. Во-первых, это замечательное «Распятие», которое украсило лютеранскую церковь Петра и Павла в Петербурге. Над этой работой художник работал так напряжённо, что по завершении фигуры Христа, выполненной за день, упал в обморок. Затем последовали росписи Казанского и Исаакиевского собора: последние Брюллов успел, правда, только начать, а доделывать их довелось уже другим художникам.

    В последние годы жизни живописец был нездоров: по настоянию врачей он ездил на Мадейру, затем лечился на водах в итальянском местечке Манциана. Здесь Брюллов и скончался от сердечного приступа.

    Линия жизни

    12 декабря 1799 г. Дата рождения Карла Павловича Брюллова.
    1809-1822 гг. Обучение в Академии художеств.
    1817 г. Первая серьёзная картина Брюллова «Гений искусства».
    1822-1834 гг. Жизнь в Италии.
    1827 г. Создание картины «Итальянский полдень».
    1830-1833 гг. Работа над картиной «Последний день Помпеи».
    1835 г. Путешествие по Греции и Турции.
    1836 г. Переезд из Москвы в Петербург.
    1836-1849 гг. Преподавательская работа в Академии художеств.
    1839 г. Портрет И. Крылова.
    1842 г. Портрет графинии Самойловой («Маскарад»).
    1843-1847 гг. Работа над внутренними росписями Исаакиевского собора.
    1850 г. Поездка в Испанию.
    11 июня 1852 г. Дата смерти Карла Брюллова.

    Памятные места

    1. Дом № 17 по Среднему пр. в Санкт-Петербурге (Дом Брюллова), где художник жил с рождения до 10 лет.
    2. Академия художеств, где Брюллов учился с 1809 г. до 1821 г. и где жил с 1836 г. по 1849 г.
    3. Рим, где жил художник с 1823-1835 гг.
    4. Остров Мадейра, куда Брюллов уехал в 1849 г.
    5. Манциана, Италия, где скончался Брюллов.
    6. Кладбище Монте Тестаччо в Риме, где похоронен К. Брюллов.

    Эпизоды жизни

    В настоящей фамилии Брюллова не было конечной буквы «в»: её было позволено добавить разрешением императора, только когда Карлу было уже 23 года.

    Больше всего Брюллов любил писать, когда кто-то читал ему вслух.

    Фигура Карла Брюллова увековечена в памятнике «Тысячелетие России», установленном в Новгороде в 1862 г., наряду с 15 другими фигурами главных деятелей искусства страны.

    Именно Брюллов сделал так, чтобы будущий знаменитый поэт Тарас Шевченко был освобождён из крепостных. Художник специально создал портрет Жуковского, который затем был разыгран в лотерею, чтобы получить необходимые для выкупа крепостного деньги.


    Подборка картин Карла Брюллова

    Заветы

    «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть».

    «Мне тесно здесь! я расписал бы теперь целое небо!.. Я изобразил бы все религии народов, а над всеми ими - торжествующее христианство».

    Соболезнования

    «Видимое отличие, или манера Брюллова, уже представляет тоже совершенно оригинальный, совершенно особенный шаг… Его кисть остается навеки в памяти».
    Николай Гоголь, писатель

    «Брюллов, усыпляя нарочно свою творческую силу, с пламенным и благородным подобострастием списывал Афинскую школу Рафаэля. А между тем в голове его уже шаталась поколебленная Помпея, кумиры падали…»
    Александр Пушкин, поэт

    «С самого детства Брюллова в Академии все ожидали от него чего-то необыкновенного… Один он со своими сочинениями совершенно дотрагивается до сердца, без чего что такое историческая живопись».
    Александр Иванов, художник