Самые известные полотна Брюллова, за которые его прозвали «Карлом Великим». Карл Брюллов – биография и картины художника в жанре Неоклассицизм, Романтизм – Art Challenge

Родился в семье художника, академика, преподавателя Академии художеств. Уже в детстве с ним много занимался отец, что не могло не наложить отпечаток на его творчество. В своих произведениях он обычно следовал стилю , который настойчиво внедряла в своих стенах Академия художеств. Однако, как мы увидим, все же веяния также не оставили равнодушным Брюллова. Он блестяще закончил Академию, получил Большую золотую медаль, а затем совершенствовал свое мастерство в Италии, где быстро добился европейского признания. Сюжеты многих его картин навеяны итальянскими мотивами. Брюллову принадлежат полотна и на историческую, и на мифологическую темы, и на бытовые сюжеты. Писал также картины-иллюстрации к литературным произведениям и очень много портретов.

Картина воссоздает гибель античного города Помпея при извержении вулкана Везувий в 79 году н.э. Это громадный холст высотой в 4,5 метра и длиною в 6,5 метров.

Сложнейший пейзажный фон, многофигурная композиция потребовали напряжения физической и творческой энергии. Успех картины объясняется бурным драматизмом сцены, блеском и яркостью красок, композиционным размахом, скульптурной четкостью и выразительностью форм.

Везувий зев открыл - дым хлынул, клубом пламя

Широко развилось, как боевое знамя,

Земля волнуется, - с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Главное же состоит в том, что живописец с убедительностью показал: никакие, самые беспощадные и неотвратимые силы не в состоянии уничтожить в человеке человека. Всматриваясь в картину, замечаешь, что даже в минуту гибели каждый из изображенных не столько ищет спасения для себя, сколько стремится прежде всего спасти близких и дорогих для него людей. Так, мужчина в самом центре картины, протянувший открытую ладонь левой руки к грозному небу, защищает от падающих камней не себя, а жену, которую он прикрыл своим плащом. Женщина же, согнувшись и наклонясь всем корпусом вперед, пытается своим телом укрыть детей.

Вот взрослые дети пытаются вынести из-под огня своего старого отца. Вот мать убеждает сына оставить ее, спасаться самому. А вот жених с мертвой невестой на руках.

Конечно, не все люди одинаково верны и порядочны. В картине присутствует и звериный страх, заставляющий всадника на коне скорее спастись самому, и неутолимая алчность, с которой жрец присваивает церковные сокровища, пользуясь общей паникой. Но их немного.

Все же в картине преобладают благородство и любовь.

На произведении Брюллова лежит яркий отпечаток влияния романтизма. Это видно и в выборе темы, и в огненном колорите картины. Но с другой стороны, здесь видно еще и влияние классицизма, которому всегда был верен Брюллов — фигуры людей очень напоминают совершенные античные скульптуры. Триумф, пережитый творением Брюллова, знали немногие художественные произведения.

Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт провел возле картины два часа и оценил создание русского мастера как историческую эпопею. Когда автор ступил на родную землю, его горячо чествовали уже в Одессе (он прибыл морем), а особенно восторженно в Москве. Именно в «первопрестольной» художника встретили поэтическими строфами Е.А.Баратынского:

Принес ты мирные трофеи

С собой в отеческую сень,

И стал «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день!

Пожалуй, самый известный портрет кисти Брюллова. Перед нами воспитанницы графини Самойловой - Джованна и Амацилия Пачини. Это парадный портрет-картина: молодая красавица Джованна в виде амазонки осадила коня перед верандой дома, ей навстречу выбежали собаки и маленькая девочка, с восхищением и обожанием смотрит она на сестру. Портрет как бы наполнен движениями и звуками: собаки лают, кажется, еще слышно эхо топота детских ног в гулких коридорах палаццо. Конь горяч, но сама всадница спокойно восседает на его широкой спине. С большим мастерством Брюллов пишет развевающийся изумрудный газовый шарф всадницы на фоне темной зелени парка - зеленое на зеленом. Протрет проникнут радостным чувством восхищения перед праздничным богатством и разнообразием жизни.

Моделью для этой картины служила римлянка из простолюдинок - полная, круглолицая особа, которую он изобразил за сбором винограда. Стоя на лестнице, в левой руке она держит корзинку с виноградом, а правой рукой собирается сорвать виноградную гроздь, да залюбовалась игрой света в налитых янтарем ягодах. За этим занятием и застал ее художник.
Щедрое итальянское солнце сквозит в зеленой листве, горит золотом в плодах винограда, вспыхивает ярким пламенем на пурпуре накидки, перекинутой через левую руку молодой женщины, в румянце ее щек, в изгибе алых губ, пронизывает ее пышный бюст, который обнажила сползшая с плеча блуза.
"Итальянский полдень" - зрелая, цветущая женщина, под стать зрелым и сочным плодам, взлелеянным итальянским солнцем. Буйство света и красок, типично итальянский, южный склад лица не требуют показывать окружающую обстановку, чтобы подчеркнуть место действия.

Картина написана на библейский сюжет. Вирсавия - это жена Урии, друга царя Давида. Давид убил Урию и сделал Вирсавию своей женой.Она родила ему сына, будущего царя Соломона, прославившегося своей мудростью. Художник соединил в картине идеальную красоту с жизненной правдой. Он пишет красоту женского тела, но при всей скульптурности форм, которые напоминают о классицизме, эта красота не холодная, а живая, теплая. Мифологический сюжет в духе романтизма окрашен пряностью восточной экзотики: белоснежная красота Вирсавии оттенена темнокожим телом негритенка.

Перед нами драма из жизни кастильского короля Альфонса IV-Португальского. Придворная дама супруги сына короля Дона Педро Инесса пленила своей красотой инфанта, который после смерти своей жены тайно с ней обвенчался, т.к. у отца была другая кандидатура в жены сыну. Советники короля вызнали тайну сына и выдали ее Альфонсу.

Дон Педро отказался женится на отцовской претендентке. Тогда по решению королевского Совета было решено убить Инессу. Выждав момент, когда Дон Педро ушел на охоту, король с советниками отправился к Инессе. Когда Инесса поняла, что их ждет, то она бросилась в ноги королю. Несчастная женщина рыдала, умоляя сохранить ей жизнь. Вначале король пожалел молодую женщину, однако советники уговорили не поддаваться ненужной жалости и убили мать двоих детей.

Дон Педро не простил отцу такого вероломства и после его смерти нашел непосредственных убийц и казнил их. Художник сумел передать чувства матери, страстно умоляющей своих убийц. В темных мрачных тонах изображены король и его приспешники, светлым пятном выделяются фигуры Инессы и детей. И снова в изображении женщины Брюллов остается верен классицизму, а в выборе темы, в изображении страсти склоняется к романтизму.

Парадный портрет дочерей известного любителя театра и художника Шишмарева. Портрет написан в виде жанровой картины, Сестры изображены спускающимися по мраморной лестнице в сад. У ног их стремительно проносится собака. Внизу слуга - эфиоп удерживает арабских скакунов. Плавны и красивы движения «амазонок». Изысканны их костюмы. Глубок и насыщен цвет синих, малиновых, черных одежд.

Эта картина - пик творчества Брюллова-портретиста. Это торжествующее явление красоты и духовной силы независимой, яркой, свободной личности. Брюллов и Юлия Самойлова любили друг друга. Они познакомились в Риме, и их любви способствовала щедрая итальянская природа. Художник изобразил ее вместе с воспитанницей, покидающих гостиную дома: стремительную, порывистую, ослепительно красивую, покоряющую благоуханной молодостью и страстностью натуры. Художник Кипренский говорил, что так удачно можно сотворить портрет женщины, которой не только бесконечно восхищаешься, но которую горячо, без ума любишь...

Второе название картины - "Маскарад". Это главный замысел художника.
Там, в глубине зала - маскарад. Но в мире лжи Самойлова, полная человеческого достоинства, пренебрежительно скинула маску и гордо демонстрирует свое открытое лицо. Она искренна. Она не скрывает своей любви к художнику,которого на этом балу подвергли осуждению, и своего отношения к обществу, которое она с племянницей демонстративно покидает.
А там, в глубине зала, продолжает веселиться толпа в масках, там представители высшего света, которые привыкли говорить одно, делать другое, а думать третье. Там насквозь фальшивое общество, с которым у Брюллова так часто не совпадали взгляды. Самойлова играла в жизни художника огромную роль - она поддерживала его и материально, и духовно в трудные минуты жизни Брюллова.

Этот автопортрет считается одним из лучших в мировой живописи. В нем художник передал настроение, овладевшее им в конце жизни. Брюллов в то время тяжело болел. Мастер изображает себя полулежащим в кресле. Красная подушка, на которой устало покоится голова, подчеркивает болезненную бледность лица. Бессильно опущенная с подлокотника кисть исхудавшей руки усиливает мотив физического страдания. Однако, чувствуется, что к страданиям физическим присоединяются и душевные муки. О них выразительно говорит взгляд запавших, усталых глаз. Этот шедевр был написан всего за два часа.

Картина-иллюстрация одноименной поэмы Пушкина. Он изобразил «робких жен» хана Гирея в саду у бассейна, следящих за движениями рыб в воде. За ними наблюдает евнух. С интересом и восторгом передает художник экзотику Востока: причудливые восточные костюмы, пышную роскошь природы — все это придает картине праздничную декоративность. В картине нет драматизма. как в поэме. Идиллическое настроение делает ее живописной иллюстрацией к стихам:

Беспечно ожидая хана,

Вокруг игривого фонтана

На шелковых коврах оне

Толпою резвою сидели

И с детской радостью глядели,

Как рыба в ясной глубине

На мраморной ходила дне.

Нарочно к ней на дно иные

Роняли серьги золотые.

Картина написана в 1827 году. Это сценка из сельской жизни, пдсмотренной в одном из итальянских местечек. Брюллов превратил его в нарядный балетный спектакль.

Юная крестьянка, подобно грациозной танцовщице, поднялась на полупальцах и раскинула гибкие руки, едва касаясь лозы с гроздью черного винограда. Музыкальность ее позы подчеркивает облегающее стройные ноги легкое платье - хитон. Нитка кораллов оттеняет стройную шею и румяное лицо, обрамленное вьющимися каштановыми волосами.

Другая девушка, свободно полулежащая на ступеньках дома. позванивает колокольчиками бубна и кокетливо поглядывает на зрителя.

В веселую компанию вмешивается младший братишка в короткой рубашке - этакий вакхальный амурчик, который тащит бутыль для вина.

Спасибо, прекрасная коллекция!


Автопортрет
1848
Холст, масло
64,1 х 54 (верх – полуовал)

Человеческая личность интересна для художника эпохи романтизма своим многообразием, непредсказуемостью внутренней жизни. Следствием этого интереса стало развитие жанра автопортрета. «Автопортрет» был написан К.П.Брюлловым сразу после тяжелой болезни в один сеанс, поэтому так естественно зазвучала в нем одна из ключевых тем романтизма – борьба бессильного тела и могучего духа. Цвет предельно дематериализован, черно-красная доминанта подчеркивает бледность лица, полного внутреннего горения, волосы уподоблены языкам пламени. Бессильно упавшая рука, изможденный облик демонстративно противоречат энергичной живописи полотна. Полукруглое завершение рамы, черная блуза, прическа с бородкой-эспаньолкой, положение руки заставляют вспомнить старых мастеров (современники называли художника «русским ван Дейком»). Брюллов изображает себя одновременно и как утратившего иллюзии «сына века», и как «избранника богов». Критика писала об «Автопортрете» К.П. Брюллова: «Вся его натура перед вами; в картине выражено разом множество сторон духа, которые раскрывались перед наблюдающим умом художника не в одну встречу, а во много разных встреч; оттого, чем больше всматриваешься в брюлловский портрет, тем больше открываешь в нем всесторонней правды и глубины.»



Брюллов (до 1822 – Брюлло) Александр Павлович
Прогулка в коляске
1845-1846
Холст, масло
42,5 x 52,6

Перед нами – один из замечательных образцов русского группового портрета. Написанный довольно поздно, в 1840-е, он сохраняет в себе жизнелюбие предыдущей эпохи. На картине изображены: великая княжна Екатерина Михайловна (1827–1894), дочь великого князя Михаила Павловича и великой княгини Елены Павловны, в замужестве (с 1851) герцогиня Мекленбург-Стрелицкая, почетный любитель Императорской Академии художеств; фрейлина баронесса Мария Логгиновна Зедделер (1825–1868), в замужестве баронесса Веймарн; фрейлина Лидия Харлампиевна Жеребцова, впоследствии жена Д.П.Хрущева; камер-фрау Наталья Константиновна Шибель, дочь врача Санкт-Петербургского почтамта К.Шибеля. Живопись не была сферой, особо близкой А.П.Брюллову, но даже в этом небольшом произведении он остается верен основам своего искусства – живописной свободе, воздушной, почти акварельной работе кистью, миниатюрной игре красок и, главное, сохраняет жизнеутверждающий дух своей молодости

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Всадница
1832
Холст, масло
291,5 х 206

Изображены сестры Джованнина и Амацилия Пачини, воспитанницы графини Ю.П.Самойловой, с которой Брюллова связывала близкая дружба. В картине "Всадница" важно не столько повествование, сколько действие. Старшая из сестер резко останавливает разгоряченного коня, но сама остается абсолютно спокойной. Дикая сила, покоряющаяся хрупкой красоте, – один из излюбленных мотивов романтизма. Лицо девушки идеально прекрасно. Итальянский тип внешности считался во времена Брюллова совершенным, и художник с удовольствием его обыгрывает. Изысканные переливы красок, искрящиеся ткани – каждая деталь словно провозглашает великолепие этого "лучшего из миров".

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Мужской портрет
1838
холст, масло
88,7 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Голицына
1840
холст, масло
194,5 x 142

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Львова
1824
холст, масло
62,3 x 49,5

Львов Александр Николаевич (1786-1849), государственный и общественный деятель. Сын архитектора Н.А.Львова и М.А.Дьяковой. В 1831 "за ревностное исполнение возложенных обязанностей по борьбе с холерой в Москве" пожалован званием камергера. С начала 1830-х основал в своих имениях общественные заемные банки для крестьян


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет А.Н.Струговщикова
1840
Холст, масло
80 х 66,4

Струговщиков Александр Николаевич (1808–1878), военный чиновник, поэт, переводчик. Знаток и поклонник творчества И.В.Гете. Современники считали его лучшим переводчиком «Фауста». Близкий друг Брюллова. Внешне портрет прост – изображен человек в вольтеровском кресле с книгой в руке. Портрет создавался во время работы Струговщикова над переводом отрывков из «Фауста». Этот литературный герой вновь начинает привлекать внимание просвещенного общества, но уже не «прометеевскими», богоборческими чертами, как в XVIII веке, а «мефистофельским» холодным скепсисом. Таким и представлен Струговщиков: бледное изможденное с печатью раздумий лицо, глаза, лишенные блеска, худые нервные руки, устало лежащие на подлокотниках кресла. Перед зрителем истинный «герой нашего времени», представитель поколения «лишних людей», хорошо знакомого по литературе сороковых годов XIX века.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет актера А.Н.Рамазанова
1821-1822
холст, масло
64,5 x 52,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет архитектора И.А.Монигетти
1840
холст, масло
49,5 x 42,5

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княгини Елены Павловны
1829
холст, масло
73,4 x 59; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет великой княжны Марии Николаевны
1837
холст, масло
60,2 x 48

Великая княжна Мария Николаевна (1819-1876), старшая дочь Николая I, с 1839 - жена герцога Максимилиана Лейхтенбергского, с 1854 - в морганатическом браке с графом Г.А.Строгановым. Президент ИАХ (1852-1864), председатель ОПХ (1852-1876)


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет генерал-адьютанта графа В.А.Перовского
1837
холст, масло
247,2 x 155,2

Перовский Василий Алексеевич (1794–1857), участник Отечественной войны 1812 года. Служил в Гвардейском генеральном штабе, в лейб-гвардии Егерском полку; в 1816 сопровождал в заграничном путешествии великого князя Николая Павловича. Генерал-адъютант (1833). Оренбургский генерал-губернатор; командир Оренбургского отдельного корпуса (1833–1842, 1851–1857). Генерал от кавалерии (1843). Член Государственного совета (1845). В 1855 получил титул графа. Брат писателя А.А. Перовского (псевдоним – Антоний Погорельский). Друг В.А. Жуковского, А.С. Пушкина. В 1822–1824 жил в Италии, где познакомился с К.П. Брюлловым. В 1835–1836 жил в Москве. Портрет погрудный, в нем нет лишних атрибутов, однако, он отмечен чертами парадности. Герой изображен на фоне клубящихся облаков, виртуозно переданная Брюлловым игра света и тени на лице акцентирует в облике Перовского, в его характере несгибаемую волю и решительность.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной
1834
холст, масло
195 x 126

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет графини О.П.Ферзен
1838
холст, масло
68 x 55 (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет детей Волконских с арапом
1843
холст, масло
146,1 x 124,1

На портрете изображены двоюродные сестры: княжна Елизавета Григорьевна (1838–1891), дочь гофмейстера князя Г.П.Волконского, и княжна Софья Дмитриевна (1841–1875), дочь гофмейстера князя Д.П.Волконского. Портрет вполне может быть назван парадным, ибо девочки, несмотря на юный возраст, изображены в придворных парадных платьях. Появление подобного костюма связано с Указом Николая I от 27 февраля 1834 года, вводившего специальную "форму" придворных платьев. Стремление демонстрировать в платьях народные национальные элементы привело к тому, что они стали украшаться золотым шитьем, а сам крой напоминал русское распашное одеяние далеких времен. Добавим к этому стилизованные "долгие" (длинные) рукава красного бархатного одеяния, и получится то, что иронически прозвали "офранцуженный сарафан". Стилизованный кокошник на голове пятилетней Елизаветы (вообще-то кокошник – женский крестьянский головной убор) подчеркивает, что придворная дама – всегда Дама, несмотря на возраст. Написанный в Петербурге после триумфального возвращения из Италии с итогом вдумчивой работы – картиной "Последний день Помпеи", портрет в очередной раз демонстрирует блистательное живописное мастерство Карла Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Е.И.Дурновой
1836
холст, масло
71,5 x 62

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет И.А.Крылова
1839
холст, масло
102,3 x 86,2

Крылов Иван Андреевич (1768 или 1769–1844), баснописец, писатель, драматург, журналист. Служил в Казенной палате (1783–1787), в Горной экспедиции (1787–1788). Затем на много лет оставил государственную службу и занялся литературным трудом. Издавал сатирические журналы «Почта духов» (1789), «Зритель» (1792), где продолжал просветительские традиции Н.И. Новикова. В 1792 за Крыловым было установлено полицейское наблюдение, и в конце 1793 он на несколько лет уехал из Санкт-Петербурга. В 1806 писатель вернулся в столицу, посещал литературно-художественный салон А.Н. Оленина, сблизился с Г.Р. Державиным, А.С. Шишковым, впоследствии поддерживал тесные связи с литераторами пушкинского круга. На сцене петербургских театров были поставлены его комедии «Модная лавка» (1806), «Урок дочкам» (1807) и др. В 1809 вышла первая книга басен. Крылов был членом многочисленных литературно-художественных обществ. В 1811 он избран членом Российской Академии, в 1823 получил от нее золотую медаль за литературные заслуги, а при преобразовании Российской Академии в Отделение русского языка и словесности Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1841) стал первым академиком этого отделения. Несмотря на то что портрет не окончен (рука написана учеником К.А. Брюллова Ф.А. Горецким с гипсового слепка руки покойного И.А. Крылова), он несет в себе черты так восхищавшей публику живописной маэстрии Брюллова. Особенно впечатляет полный экспрессии контраст черного сюртука и темно-красного пылающего фона – сочетание, которое будет особенно часто появляться в поздних портретах мастера.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани
1834
Дерево, масло
55,4 x 46; (овал в прямоугольнике)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет К.А.Яниша
1841
холст, масло
67 x 57,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет князя М.А.Оболенского
1840-1846
холст, масло
123,7 x 106,7

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.А.Бек с дочерью
1840
Холст, масло
246,5 х 193,5

Известная петербургская красавица эпохи А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова, которому она приходилась близкой родственницей, двадцатилетняя Мария Аркадьевна Бек (1819–1889), дочь сенатора А.А.Столыпина, спокойно и непринужденно позирует Брюллову. Художник не раз писал подобные портреты, демонстрируя блистательное мастерство в передаче материальности любой детали произведения. И синее бархатное платье, и отороченный мехом атласный палантин, и мрамор декоративной вазы, и плотный ворс ковра, и блестящий шелк обивки кресла – все является демонстрацией владения художником тайн ремесла. Возможно, этот портрет так и остался бы еще одной удачей в списке брюлловских парадных портретов, если бы не сама модель. За холодной маской светской дамы прячется натура тонкая, чувствительная, поэтичная. Овдовев в 22 года, она позднее вышла вторично замуж за Павла Вяземского, сына замечательного русского поэта Петра Вяземского. Петр Андреевич, описывая это событие в письме к В.А.Жуковскому, отмечает, что его невестка " красавица, лицом и душой благонравная, благочестивая, воспитанная в семействе деда своего, графа Мордвинова ". Портрет украшал дом Вяземских, а позднее и дом дочери Марии Аркадьевны от первого брака – Марии Ивановны (в замужестве графини Ламсдорф) в имении Ашитково Московской губернии. После трагических событий октября 1917 года он был изъят и передан в Национальный музейный фонд, а из него в 1920 году – в Третьяковскую галерею.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет М.И.Алексеевой
1837-1840
холст, масло
92 x 73; (овал)

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Марии Ардальоновны Кикиной
1821-1822
холст, масло
82,6 x 71,7
Кикина Мария Ардальоновна (1787-1820-е), урожденная Торсукова, жена П.А.Кикина

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Микеланджело Ланчи
1851
Холст, масло
61,8 х 49,5

Ланчи Микеланджело (1779–1867), итальянский археолог, профессор восточных языков, знакомый художника. Изображая пожилого ученого, художник не скрывает примет возраста своего героя. Ланчи поднял глаза на зрителя, будто услышал вопрос или ждет ответа, словно зритель становится собеседником героя. Это ощущение усиливает жест руки, подмеченный художником в случайном движении. Особую роль играет колорит, построенный на сочетании красного и серебристо-серого. Зеленовато-коричневый фон удачно оттеняет гармонию двух доминирующих цветов.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Н.В.Кукольника
1836
Холст, масло
117 х 81,7

Кукольник Нестор Васильевич (1809–1868), поэт, прозаик, драматург. Автор драм о судьбах художников и поэтов. Драма "Рука Всевышнего Отечество спасла" получила официальную поддержку. На рубеже 1830–1840-х годов написал ряд произведений на историческую тему, в которых монарх представлен как высшее проявление народной воли. Устраивал литературные вечера, на них часто бывали К.П.Брюллов, Ф.П.Толстой, М.И.Глинка и др.Издатель "Художественной газеты". Брюллов стремился создать образ романтического поэта. Противоречивая личность, живущая в мире эмоций и грез, склонная к меланхолии, – таким видела истинного творца эпоха романтизма. Ощущение недоговоренности, недосказанности усиливают сумрачный колорит, игра теней и непонятный, загадочный пейзаж. В глубине виднеется парус – символ непонятой, одинокой души поэта. Кукольник представлен английским денди с ироническим взглядом: разочарованность и скепсис стали модой и правилом хорошего тона.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет Платона Васильевича Кукольника
1837-1839
холст, масло
113,8 x 82,5

Кукольник Платон Васильевич (около 1804-1848), брат Н.В.Кукольника. Служил в Нежинской гимназии высших наук, преподавал в Виленском университете. Был управляющим имениями князя Н.Н.Новосильцева. В 1838 вышел в отставку и жил в С.-Петербурге.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет скульптора И.П.Витали
1836-1837
холст, масло
94,2 x 76,3

Витали Иван Петрович (1794–1855), скульптор итальянского происхождения, монументалист, портретист и педагог. С 1818 по 1841 жил в Москве, где основал собственную мастерскую. Содействовал открытию Натурного класса в Москве в 1832. Автор колесницы Славы и рельефа «Освобождение Москвы» для Триумфальных ворот (1829–1834), фонтанов на Лубянской (1935) и Театральной (1835–1836) площадях и др. С 1841 Витали работал над скульптурным оформлением Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Он выполнил ряд скульптурных портретов, в том числе К.П. Брюллова (1836) и А.С. Пушкина (1837). Поэт писал жене: «Я успел уже посетить Брюллова. Я нашел его в мастерской какого-то скульптора, у которого он живет. Он хандрит, боится русского холода и прочего, жаждет Италии, а Москвой очень недоволен». Брюллов же изображает Витали вдохновенным творцом, с неземным сиянием на челе, что не очень вяжется с его добродушным одутловатым лицом и типичным обликом московского обывателя. Витали изображен во время работы над портретом К.П. Брюллова.


Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет статс-секретаря П.А.Кикина
1821-1822
холст, масло
82 x 71

Брюллов (до 1822 – Брюлло) Карл Павлович
Портрет художника Я.Ф.Яненко в латах
1841
холст, масло
58 x 49,2

Бугаевский-Благодарный Иван Васильевич
Автопортрет
1814
холст, масло
67 x 54,7

Булгакова Ольга Васильевна
Театр. Актриса Марина Неёлова
1976
Холст, масло
143 х 266

Неёлова Марина Мстиславовна (род. 1947), актриса театра и кино, долгие годы служит в театре «Современник». Заслуженная артистка РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола. Художник выразила одно из самых характерных увлечений «семидесятников» – изображение карнавалов, разного рода представлений, празднеств. Булгакова изображает мир как театральную арену острого и напряженного драматического действия. Реальность предстает словно в двойном отражении – и в образной трактовке знаменитой актрисы, и в затейливом театральном действии. Привычные рамки портретного жанра оказались раздвинуты. Композиция с действием, происходящем как будто на авансцене, разворачивается линейно на первом плане картины. Хрупкая фигура актрисы представлена в центре, на театральных подмостках, разделенных занавесом пополам. Героиня портрета – чувствующий и мыслящий творческий человек – сопоставляется с действующими лицами пьесы, символизирующими радость, горе, борьбу добра и зла. Конкретные театральные персонажи и детали сплетаются с цветовыми и ритмическими пассажами, представляющими собой уже нечто вроде «авторских реплик». Все это способствует усложнению образного содержания и обогащению пластического языка. Сопряжение двух разнородных измерений – «видимого» и «переживаемого» – характерное свойство метафорического искусства московских художников-«семидесятников».


Бурлюк Давид Давидович
Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского
1916
Холст, масло, бронзовая краска
97 х 65,5

Каменский Василий Васильевич (1884–1961) был известной фигурой в русском футуризме – литератор и художник, кроме того, один из первых русских авиаторов. Давида Бурлюка называли «поваром русского футуризма». Он уделял много внимания стратегии утверждения новых течений в искусстве 1910-х. В портрете Бурлюк не стремится точно передать облик своего друга. Тем не менее кудрявая голова Каменского, его характерный овал лица вполне узнаваемы. Используя художественные принципы искусства примитива, живописец создает яркий образ человека, обращенного к поиску новых ориентиров в творчестве; печальная муза с цветком в руке над головой Каменского уходит в прошлое. У этой композиции нет строгого понятия верх и низ, левое и правое. Ее можно перевернуть так, чтобы пейзаж оказался низом композиции, а ее формат превратился из вертикального в горизонтальный. В этой работе много задорного начала, дразнящего публику, привыкшую доверять заветам классики.

«Автопортрет»
1836г.
Карл Петрович Брюллов — выдающийся русский исторический живописец, портретист, пейзажист, автор монументальных росписей; обладатель почетных наград: больших золотых медалей за картины «Явление Аврааму трех Ангелов у дуба Мамврийского» (1821 г.) и «Последний день Помпеи» (1834 г.), oрдена Анны III степени; Член Миланской и Пармской академий, Академии Святого Луки в Риме, профессор Петербургской и Флорентийской академий художеств, почетный вольный сообщник Парижской академии искусств.


«Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя»
1827г.
холст, масло 62х 32.5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



«Итальянка, ожидающая ребенка»
1830г.
картон, акварель, графический карандаш 19х22.5см,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет графини Юлии Павловны Самойловой с Джованиной Пачини и арапчонком»
1832-1834г.
Холст, масло 51 х 73
Музей Хиллвуд
Вашингтон

Картина «Последний день Помпеи» (1827-1833 гг.) стала пиком творческих достижений, единым всплеском яркого таланта и виртуозного мастерства художника. Толпы зрителей в Риме, Милане, Париже (золотая медаль 1834 г.) и Петербурге были заворожены грандиозностью замысла и исполнения. Полотно была подарено заказчиком Анатолем Демидовым царю Николаю I.
Отправляясь осматривать развалины Помпеи и Геркуланума, даже не подозревая, что эта поездка приведет его к самой вершине творчества. Брюллов был потрясен увиденным — знание о трагедии не смогло затмить остроты восприятия. Художник почувствовал, что нигде больше не найти такой поразительной картины внезапно прервавшейся жизни. Жители древней Помпеи своей гибелью заслужили бессмертие.
Брюллов еще не раз возвращался в разрушенный город, перед его мысленным взором вставала картина, на которой слепая стихия не просто отнимала человеческие жизни, но и обнажала души.


«Последний день Помпеи»
1830-1833г.
Холст, масло. 456.5 x 651 см
Государственный Русский музей


«Портрет княгини Елизаветы Павловны Салтыковой»
1841г.
Холст, масло 200 х 142
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»
1842г.
Холст, масло 249 х 176
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет княгини А.А.Багратион»
1849г.
холст, масло 60 х 52.8 cм

Москва


«Прогулка»
1849г.
Бумага, акварель 31 х 46
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нарцисс, смотрящий в воду»
1819г.
холст, масло 162 х 209,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Гадающая Светлана»
1836
Нижегородский государственный художественный музей

Единственное произведение К.П.Брюллова на национальную бытовую тему, созданное сразу же после возвращения художника из Италии. Роматнический сюжет полотна со сценой крещенского гадания навеян популярной в то время балладой В.А.Жуковского "Светлана". Однако картина имеет самостоятельный характер, ее можно считать своего рода живописной параллелью известному литературному произведению.


«Портрет княгини Е.П.Салтыковой»
1833-1835гг.
бумага, акварель 44 х 33,6 см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург



1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией»
1830г.
Холст, масло 265 х 185
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет автора и баронессы Е.Н.Меллер-Закомелььской с девочкой, в лодке»
1833-1835гг.


«Бахчисарайский фонтан»
1849
Всероссийский музей А.С.Пушкина


«Портрет сестер А.А. и О.А.Шишмаревых»
1839г.
Холст, масло 281 х 213
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Сладкие воды близ Константинополя»
1849г.
акварель, 69 х 87 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Инесса де Кастро - дочь Педро Фернандеса де Кастро, из кастильского королевского рода.
Будучи придворной дамой супруги инфанта Дон-Педро, сына короля Альфонса IV Португальского, Инесса де Кастро пленила своей красотой инфанта, который после смерти жены (1345 г.) тайно с ней обвенчался.
Советники короля выдали тайну инфанта. Дон-Педро, спрошенный отцом, не рискнул сказать правды, но в то же время не соглашался жениться на другой. Тогда королевский совет решил умертвить Инессу де Кастро.
Однажды, когда Дон-Педро отлучился на охоту, король отправился к Инессе де Кастро, но, тронутый видом несчастной женщины, которая со своими детьми бросилась к его ногам, умоляя о пощаде, не решился привести в исполнение жестокого намерения.
Однако советникам короля удалось добиться разрешения совершить убийство, и в тот же день Инесса де Кастро была умерщвлена.
После смерти Альфонса IV убийцы Инессы де Кастро бежали в Кастилию, но были выданы обратно в обмен на испанских беглецов и преданы жестокой казни.
Два года спустя король торжественно объявил, что с разрешения папы был обвенчан с Инессой де Кастро, приказал вынуть из могилы ее тело, облечь его в царские одеяния, надеть корону, посадить на трон и оказывать королевские почести. Потом тело торжественно похоронили в королевской гробнице, над которой воздвигли великолепный памятник из белого мрамора, завершавшийся изображением Инессы де Кастро с короною на голове.


«Смерть Инессы де Кастро»
1834г.
холст, масло, 213 х 299.5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Всадница» написана в 1832 году по просьбе графини Юлии Павловны Самойловой. На ошейнике собаки, изображённой на этом портрете, художник написал фамилию «Самойлова». В 1832 году картина была выставлена в Милане, в галерее Брера. И тогда на неё было очень много откликов, которые собрал, перевёл один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.
В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П. М. Третьякова. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, но искусствоведы доказали, что это не так, сравнивая картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией». На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой — Джованина и Амацилия Пачини. Амацилия Пачини была дочерью итальянского композитора Джованни Пачини, друга Ю. Самойловой. О Джованине известно мало.

«Всадница»
1832
Холст, масло 291,5 х 206
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«У Богородицкого дуба»
1835
Холст, масло 61 х 74
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет императрицы Александры Федоровны»
1837
Областной художественный музей
Воронеж
Россия


«Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году»
1843
Холст, масло 482 х 675
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа»
1849
Холст, масло 53,4 х 76,3 (верх - полуовал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Нашествие Гензериха на Рим»
1836
холст, масло 88 x 117,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Прерванное свидание»
1827
картон, акварель, графический карандаш, 23 х 187 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва.


«Гулянье в Альбано»
1830-е
бумага, акварель, лак, графический карандаш, 24.7 х 33 см.
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сон девушки на рассвете»
1830-е
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина


«Сон монашенки»
1831
бумага, акварель, лак, 22.5х27.4
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Итомская долина перед грозой»
1835
Акварель, бумага.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Москва


«Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии»
1835
акварель, бумага
Государственный Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина
Москва


«Диана, Эндимион и Сатир»
1849
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Сатир и вакханка»
1824г.
холст, масло, 25,5 х 21 cм.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Эрминия у пастухов»
1824г.
Холст, масло 98,2 х 137,3
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Вирсавия»
1832г.
Холст, масло 173 х 125,5
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина «Утро», написанная Брюлловым в 1823 году, послужила началом его жанровых композиций. Она была первой попыткой художника изучения реальной жизни.
Работая над картиной «Утро», Брюллов писал Обществу поощрения художников: «Я освещал модель на солнце, предположив освещение сзади, так что лицо и грудь в тени, и рефлектируются от фонтана, освещенного солнцем, что делает все тени гораздо приятнее в сравнении с простым освещением из окна». Поставленная Брюлловым проблема освещения, то есть изучение натуры в естественном окружении, говорила о реалистических устремлениях художника.
Обратившись за творческим советом к старым мастерам, Брюллов предпочел Тициана, как в свое время еще в Венеции Тияторетто и Веронезе. В Тициане молодого Брюллова больше всего привлекало мастерство передачи освещения. Он решил скопировать произведение великого венецианца в римском собрании Шара. Узнав о запрете владельцев Брюллов вынужден был ограничиться посещением их дворца, где, по собственному признанию, старался хоть «скрадывать глазами» искусство старого мастера.
Картина Брюллова, привлекала свежестью замысла, непосредственностью наблюдения, новизной живописных задач. Она была очень тепло встречена современной печатью, сделавшей подробное ее описание.
«Картина сия,—писали в «Отечественных записках»,— заключает в себе истинное волшебство в живописи: девушка, встрепенувшаяся от сладкого сна, бежит к фонтану освежиться водою. Она подставила обе ручки под желобок и с нетерпением ждет, как они наполнятся водою, которая, журча, падает на них тонкою cтруёй. На сию последнюю устремлено все ее внимание. . . Меж тем лучи восходящего солнца пробиваются, как чрез янтарь, сквозь прелестное ушко ее. Это совершенное очарование!»— восторженно заключал свое описание автор статьи.


«Итальянское утро»
1823г.
Кунстхалле
Киль

Для картины «Итальянский полдень» (1827 г.) Брюллов выбрал моделью невысокую, плотную, налитую соком, как виноградная гроздь, женщину, которая, покоряя обаянием и безудержной радостью бытия, символизирует расцвет человеческих сил.


«Итальянский полдень»
1827г.
Холст, масло 64 х 55
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Портрет У.М.Смирновой»
1837-1840гг.
холст, масло 90х71,5
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Спящая Юнона»
(этюд)
1839-43г, холст, масло,
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княгини Елены Павловны»
1829
Холст, масло 73,4 х 59 (овал)
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Ольги Николаевны»
(1822-1892).
1837
Холст, масло 46 х 38 (овал)
Самарский областной художественный музей
Самара


«Портрет графини О.И.Орловой-Давыдовой с дочерью»
1834г.
Холст, масло 195 х 126
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет М.М.Бек с дочерью»
1840
Холст, масло 246,5 х 193
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет детей Волконских с арапом»
1843
Холст, масло 146,1 х 124,1
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Всадники. Портрет Е.И.Мюссара и Э.Мюссар»
1849
Картон, акварель, белила, итальянский карандаш 69 х 59,9
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет великой княжны Марии Николаевны»
Этюд.
1837
холст, масло 60.2x48
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Автопотрет»
1848
Картон, масло 64,1 х 54
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Портрет баснописца Ивана Андреевича Крылова»
1839
Холст, масло 102,3 х 86,2
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Гений Искусства»
1817-1820г.
мел, пастель, уголь на бумаге,
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Написав картину на тему, заданную Академией Художеств, Брюллов получил золотую медаль.Картина экспонировалась на академической выставке 1821 года.
Авраам - родоначальник израильского народа, главное действующее лицо библейских событий.
В полуденный зной к Аврааму, сидящему у шатра, раскинутого в Мамврийской дубраве, подошли три путника и попросили приюта. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. За трапезой один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось - у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак (Быт. 18; 1-16).


«Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского»
1821г.
Холст, масло 113х144см
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург


«Исповедь итальянки»
1827-1830гг.
бумага, акварель 26.2х18.7
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Публикации раздела Музеи

Древнеримская трагедия, ставшая триумфом Карла Брюллова

23 декабря 1799 года родился Карл Брюллов. Сын скульптора французского происхождения Поля Брюлло, Карл был одним из семи детей в семье. Его братья Павел, Иван и Федор тоже стали живописцами, а брат Александр - архитектором. Однако самым известным оказался Карл, написавший в 1833 году полотно «Последний день Помпеи» - главное произведение своей жизни. «Культура.РФ» вспомнила, как создавалось это полотно.

Карл Брюллов. Автопортрет. 1836

История создания

Картина написана в Италии, куда в 1822 году художник отправился в пенсионерскую поездку от Императорской Академии художеств на четыре года. Но прожил там 13 лет.

Сюжет повествует о древнеримской трагедии - гибели старинного города Помпеи, расположенного у подножия Везувия: 24 августа 79 года н. э. извержение вулкана унесло жизни двух тысяч жителей.

В 1748 году военный инженер Рокке де Алькубьерре начал археологические раскопки на месте трагедии. Открытие Помпеи стало сенсацией и нашло свое отражение в творчестве разных людей. Так, в 1825 году появилась опера Джованни Пачини, а в 1834 году - исторический роман англичанина Эдварда Бульвер-Литтона, посвященный гибели Помпеи.

Брюллов впервые посетил место раскопок в 1827 году. Отправляясь на развалины, 28-летний художник и не подозревал, что эта поездка окажется судьбоносной для него: «Нельзя пройти сии развалины, не почувствовав в себе какого-то совершенно нового чувства, заставляющего все забыть, кроме ужасного происшествия с сим городом» , - писал художник.

Чувства, которые Карл Брюллов испытал на раскопках, не оставляли его. Так родилась идея полотна на историческую тему. Работая над сюжетом, живописец изучал археологические и литературные источники. «Декорацию сию я взял с натуры, не отступая нисколько и не прибавляя, стоя к городским воротам спиною, чтобы видеть часть Везувия как главную причину» . Моделями для персонажей стали итальянцы - потомки древних жителей Помпеи.

На стыке классицизма и романтизма

В этой работе Брюллов являет себя не традиционным классицистом, а художником романтического направления. Так, его исторический сюжет посвящен не одному герою, а трагедии целого народа. А в качестве сюжета он выбрал не идеализированный образ или идею, а реальный исторический факт.

Правда, композицию картины Брюллов строит в традициях классицизма - как цикл отдельных эпизодов, заключенных в треугольник.

В левой части картины на втором плане изображены несколько человек на ступеньках большого здания гробницы Скавра. Прямо на зрителя смотрит женщина, в глазах которой читается ужас. А за ней - художник с ящиком красок на голове: это автопортрет Брюллова, переживающего трагедию вместе со своими персонажами.

Ближе к зрителю - семейная пара с детьми, которая пытается спастись от лавы, а на первом плане женщина прижимает к себе дочерей… Рядом с ней - христианский священник, который уже вверил свою судьбу Богу и оттого спокоен. В глубине же картины мы видим языческого римского священника, который пытается спастись, унося ритуальные ценности. Здесь Брюллов намекает на падение античного языческого мира римлян и наступление христианской эпохи.

В правой части картины на втором плане изображен всадник на коне, который встал на дыбы. А ближе к зрителю - жених, охваченный ужасом, который пытается удержать на руках свою невесту (на ней венок из роз), потерявшую сознание. На первом плане - два сына несут своего старика отца на руках. А рядом с ними - юноша, умоляющий мать подняться и бежать далее от этой всепоглощающей стихии. Кстати, этот юноша не кто иной, как Плиний Младший, действительно спасшийся и оставивший свои воспоминания о трагедии. Вот отрывок из его письма Тациту: «Я оглядываюсь назад. Густой черный туман, потоком расстилающийся по земле, настигал нас. Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную: так темно бывает только в запертом помещении при потушенных огнях. Слышны были женские вопли, детский писк и крик мужчин, одни окликали родителей, другие детей или жен и старались узнать их по голосам. Одни оплакивали свою гибель, другие гибель близких, некоторые в страхе перед смертью молились о смерти; многие воздевали руки к богам; большинство объясняло, что нигде и никаких богов нет и для мира это последняя вечная ночь» .

В картине нет главного персонажа, но есть центральные: златокудрый ребенок возле распростертого тела своей погибшей матери в желтой тунике - символ падения старого мира и зарождения нового, это противопоставление жизни и смерти - в лучших традициях романтизма.

В этой картине Брюллов показал себя и как новатор, используя два источника света - горячий красный свет на заднем плане, передающий ощущение надвигающейся лавы, и холодный зеленовато-голубой на переднем плане, добавляющий сюжету дополнительную драматургию.

Яркий и насыщенный колорит этой картины также нарушает классические традиции и позволяет говорить о художнике как о романтике.

Триумфальное шествие картины

Карл Брюллов работал над полотном в течение шести лет - с 1827 по 1833 год.

Впервые картина была представлена публике в 1833 году на выставке в Милане - и тут же произвела фурор. Художника чествовали, как римского триумфатора, о картине писали хвалебные отзывы в прессе. Брюллова встречали на улице аплодисментами, а во время его переездов на границах итальянских княжеств не требовали паспорта: считалось, что каждый итальянец и без того знает его в лицо.

В 1834 году «Последний день Помпеи» был представлен на парижском Салоне. Французская критика оказалась не в пример итальянской сдержаннее. Но профессионалы оценили работу по достоинству, вручив Брюллову золотую медаль французской Академии художеств.

Полотно произвело сенсацию в Европе, и его с нетерпением ждали в России. В том же году оно было отправлено в Санкт-Петербург. Увидев картину, Николай I изъявил желание лично познакомиться с автором, однако художник отправился с графом Владимиром Давыдовым в путешествие по Греции, а на родину вернулся только в декабре 1835 года.

11 июня 1836 года в Круглом зале российской Академии художеств, где была выставлена картина «Последний день Помпеи», собрались почетные гости, члены Академии, художники и просто любители живописи. Автора полотна, «великого Карла», внесли в зал на руках под восторженные крики гостей.«Толпы посетителей, можно сказать, врывались в залы Академии, чтобы взглянуть на «Помпею» , - пишет современник и свидетель того успеха, равного которому ни один русский художник не знал.

Заказчик и владелец картины Анатолий Демидов подарил ее императору, а Николай I поместил ее в Эрмитаже , где она находилась в течение 60 лет. А в 1897 году была переведена в Русский музей .

Картина буквально взбудоражила все российское общество и лучшие умы того времени.

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень.
И был «Последний день Помпеи»,
Для русской кисти первый день! -

написал о картине поэт Евгений Боратынский.

Александр Пушкин также посвятил ей стихи:

Везувий зев открыл - дым хлынул клубом, пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется - с шатнувшихся колонн
Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,
Под каменным дождем, под воспаленным прахом,
Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Упоминает «Последний день Помпеи» и Михаил Лермонтов в романе «Княгиня Лиговская»: «Если вы любите искусство, то я могу сказать весьма приятную новость: картина Брюллова «Последний день Помпеи» едет в Петербург. Про нее знала вся Италия, французы ее разбранили» , - Лермонтов явно знал об отзывах парижской прессы.

Российский историк и путешественник Александр Тургенев говорил, что эта картина составила славу России и Италии.

А Николай Гоголь посвятил картине большую статью, написав: «Кисть его вмещает в себе ту поэзию, которую только чувствуешь и можешь узнать всегда: чувства наши всегда знают и видят даже отличительные признаки, но слова их никогда не расскажут. Колорит его так ярок, каким никогда почти не являлся прежде, его краски горят и мечутся в глаза. Они были бы нестерпимы, если бы явились у художника градусом ниже Брюллова, но у него они облечены в ту гармонию и дышат тою внутреннею музыкою, которой исполнены живые предметы природы» .

Все достижения и успехи Карла Брюллова в портретной области были признаны неоспоримыми и самыми лучшими. Эти работы признавали даже самые суровые критики, такие как Владимир Стасов и Александр Бенуа . Современники Карла считали великим счастьем и радостью иметь у себя портрет Карла Брюллова или одну из его работ. За всю свою жизнь мастер создал большое количество живописных и акварельных портретов. Он начал свою творческую карьеру еще в Петербурге, до отъезда в Италию.

В Италии Брюллов осваивает множество видов различного портретного жанра. Сюда входили от парадного конного до малоформатного акварельного портрета. Например, портреты Г.Н. и В.А. Олениных , которые были написаны мастером в 1827 г. и портрет К.А. и М.Я. Нарышкиных , который был написан также в 1827 году. Карлу Брюллову удалось отлично овладеть техникой акварели, доводя свое мастерство до совершенства. Ювелирная тонкость и точность придают его произведениям качества драгоценной реликвии, которая только подогревает интерес и гордость владельцев.

Одним из шедевров мастера является , позже считалось, что это была М.Г. Разумовская . Картина была написана в 1830 году. Тончайшим образом, в миниатюрной технике прописано лицо девушки. Довольно широко и свободно был написан красно-бело-золотой тюрбан. Почти в один тон прозрачно перекрыт рисунок рук. Автор отдал дань романтическому ориентализму, который и создал моду на восточные шали, тюрбаны и т.п. Таким образом, создавалась некая элегантная естественность позы, преобразующая эту экзотику в явление высокого стиля. Тут же присутствует романтический вкус, оценивший прелесть незаконченности. Характерно показаны плечи, одежда и драпировка шали, они могут едва читаться в невесомых карандашных контурах. Парадный портрет в наибольшей степени подвержен традиционализму этикетных норм светского «вежества», обеспечивающих праздничную торжественность самодемонстрации модели зрителю.

Карлу Брюллову всегда удавалось придумывать реальную, жанровую мотивировку состояния его модели, например: всадница возвращается с прогулки, сестры Шишмаревы отправляются на конную прогулку, Самойлова удаляется с бала, Салтыкова присела отдохнуть, словно бы перед выходом в гостиную, где ей предстоит принять роль любезной хозяйки, или, к примеру, мадам Бек выносит в гостиную показать свою малютку. Имея дело больше всего с портретами частных лиц, Брюллов должен был найти такие формулы и правила парадной репрезентации в самой действительности, но также необходимо было придать им бытовую убедительность.

Все это можно будет увидеть на картине «Всадница» , которая была написана в 1832 году. Данная картина была специально написана для графини Юлии Самойловой, которая была на постоянном проживании в Италии, в Милане она имела довольно роскошную виллу. На картине изображены воспитанницы Джованнина и Амацилия Пачини. Увлечение Брюллова Самойловой, которая была особой эксцентричной, богатой, ведущей независимый и свободный образ жизни, нашло отражение в нескольких работах Карла Брюллова.

Данная работа Карла Брюллова причислена к одним из его лучших работ, которые были выполнены в парадном стиле. На портрете вы можете увидеть Ю.П. Самойлову с Джованниной Пачини и арапкой, картина написана в 1832-1834 годах. Героиня картины почти вбегает в комнату, счастливо и весело улыбается зрителю, небрежным движением сбрасывает шаль на руки арапке, в то же время обнимая восхищенно-восторженно глядящую на нее Джованнину.

Карл Брюллов писал именно о этой своей работе в письме к Александру Тургеневу в 1832 году. «Сюда прилетела оттуда, из Неаполя, госпожа Самойлова, я застал ее в одном из магазинов» . Брюллов изобразил ее в позиции бегущей красавицы с арапкой и воспитанницей. Об этом он и писал в письме к своему другу. Он написал в Петербурге новый портрет Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала, который увидел свет в 1839 г. Портрет был сделан, когда Самойлова приехала в Россию для того, чтобы овладеть наследством, которое оставил ей граф Юлий Лита. Эта картина стала отличным завершением цикла работ Карла, которые были посвящены знаменитой красавице.

Видимо, пробуждение творческой фантазии Брюллова стимулировалось той стороной жизни, где существует праздничная и яркая жизнь. Он попал в мир, где царит оживление и где присутствует много роскоши и неги. Но это еще и мир непосредственных чувств и свободных движений души, в которых проявляется ощущение полноты и красоты жизни, если можно так выразиться, синонимичный миру его итальянских картин. В том, что его совсем не привлекали официальная значительность и торжественность, видимо, кроется причина, почему Брюллов не только не стал придворным портретистом, но всеми возможными, а иногда и рискованными средствами пытался избегать таких ролей. Смелость, с какой он избежал необходимости писать самого императора, запомнилась многим современникам.

Брюллов воспользовался опозданием Николая к нему в мастерскую: «...взял шляпу и ушел со двора, приказав сказать государю, если он приедет: Карл Павлович ожидал ваше величество, но, зная, что вы никогда не опаздываете, заключил, что вас что-нибудь задержало, и что вы отложили сеанс до другого времени» . Двадцать минут спустя после назначенного времени государь пришел в мастерскую Брюллова в сопровождении Григоровича, изумился, что не застал Брюллова дома, и, выслушав... объяснение дела, сказал Григоровичу: «Какой нетерпеливый мужчина!» После этого, разумеется, о портрете никогда не было более разговоров. Он почти демонстративно забросил работу над портретом Александры Федоровны на конной прогулке после отмены императрицей нескольких сеансов. Чисто художественный инстинкт, как будто заставлял Брюллова дистанцироваться от придворной среды.

Среди работ мастера есть портрет его приятеля, известного баснописца И. Крылова . Портрет был написан в 1839 году. На нем Ивану Крылову 70 лет. Портрет был написан быстро - за один сеанс.

В самой природе парадности Карла Брюллова кроется нечто вовсе противоречивое. Его балансирование на грани жанровой сцены создает опасность потери подлинно портретных задач. Портрет М.Л. Бек с дочерью, который был написан в 1840 году, демонстрирует этот факт с большой наглядностью.

Если в XVIII веке условно подобранный антураж занимал подчиненное положение по отношению к портретируемому, он исполнял роль комментария и функцию декоративного аккомпанемента, то в названном портрете роскошная обстановка гостиной, написанная с привычной для Брюллова красочной яркостью, убедительностью в передаче драгоценных бархатов, бронзы, мрамора, становится равноправным объектом зрительского внимания и интереса. Героиня портрета предстает перед нами в виде трогательной и заботливой матери.

Парадные портреты.

Главное отличие парадных портретов от всех интимных проявляется в некой созерцательной самоуглубленности. Не побоявшись анахронизма, можно сказать, что это портреты «с длительной выдержкой». Демонстративность является неким незримым коньком Карла Брюллова.

В этих картинах она тоже не исчезает, она присуща и здесь. Но именно здесь ей удается приобрести некое новое качество. Общение со зрителем почти всегда предполагается, только это уже другая, сравнительно с портретами XVIII века, атмосфера, другое общество и другие формы общения. Нечто от своего кружка, а не стандартная, предписанная нормами светского этикета улыбчивая любезность.

Выполнению живописного портрета И.П. Витали предшествовал выполненный в Москве рисунок, который изобразил скульптора в халате, с торчащими вихрами. Он был показан в домашней атмосфере. Та же внешность добродушного толстяка соединена в живописном портрете с трогательным выражением сосредоточенной внимательности, долженствующим представить нам художника, пристрастно вглядывающегося в собственное творение. На лице главного героя портрета можно заметить некоторую нарочитость. Кажется, что Карл заставил человека играть не свою роль. Хотя нет ничего естественнее, чем использовать довольно традиционный мотив «художник в мастерской» при изображении собрата по художественному цеху.

Витали вглядывается в выполненный им бюст Брюллова, который предстал перед ним на подставке. Такой сюжет здесь не лишен остроумия, намекая на творческий союз скульптуры и живописи. То, что Брюллов для живописного портрета сочинил своего рода программу, обозначив принадлежность Витали к цеху артистов, весьма типично для портретного метода Брюллова, который всегда стремился, по выражению Гоголя, показать человека «в верховном изяществе его природы», то есть приподнятым над житейской прозой.

Портрет Н.В. Кукольника , который был написан в 1836 году, является своеобразным примерным образцом портретного метода Брюллова. Известно, что художники-романтики больше всего обращались к портретированию, когда модель оказывалась из близкого круга: друзья-художники или литераторы, когда можно было получить свободу выражения, поскольку в этом случае теряли свою принудительную обязательность традиционные нормы взаимоотношения с заказчиками.

К представителям «типических» романтиков можно отнести также Александра Струговщикова на портрете, который был написан в 1840 году. Портрет изображает одного из представителей литературного цеха, поэта и переводчика немецкой литературы. Изображенный на портретах переводил Гёте, в том числе Фауста. Белинский в одном из писем 1838 года писал о Струговщикове: «У него есть талант, он хорошо переводит Гёте». Струговщиков совершил специальную зарисовку Пушкина на смертном одре в квартире поэта. Он принадлежал к такому поколению молодых людей, живших в последекабристскую эпоху, был вполне «человек сороковых годов» - эпохи «мысли и разума». Это было поколение, которое отлично все понимало.

Портер был написан как некое оправдание за дружбу Глинки с Кукольниковым. А также, может, и за их участие в «кукольниковской братии». «...Правы были порицатели в том, что вся кукольниковская компания не внесла в нашу литературу ни одной новой сильной мысли, не выработала ни одного здорового общественного принципа, как не сделали этого и гостиные наших меценатов, с их Жуковскими и Вяземскими. Но литературное влияние последних в периоды 1820 и 1830 г. обусловлено было иной средой. Погром 14 декабря отнял надолго охоту у передовых людей общества вмешиваться во внутреннюю политику нашей жизни, да и самые пути к тому были загорожены».

Портрет Струговщикова просто приводит к нам строки Пушкина: «Зорю бьют... из рук моих Ветхий Данте выпадает, На устах начатый стих Недочитанный затих - Дух далече улетает».

Автопортрет , который был написан в 1848 году, является одним из лучших автопортретов мастера. «Маленький, полненький, с добродушно смеющимся лицом, Брюллов походил более на беззаботного помещика, нежели на великого художника, но когда говорил про искусство, сейчас заметно было, что в нем горит священный огонь» - вот именно таким увидела родина великого художника и живописца. Стоит отметить завидное бесстрашие в употреблении кажущегося на современный слух выспренним выражения «священный огонь». Может быть, в контексте еще не утраченных тогда навыков риторической культуры оно было, а также позволяло отчетливо различать, не смешивая, уровни компетенции низкого и высокого слога.

Конечно, необходимо, чтобы зрители умели опознавать отсылки разного рода, а также им необходимо умение и знание художественных прецедентов. Уместно в этой связи напомнить, что искусство первой половины XIX века имело в виду такого зрителя и адресовалось именно к нему.

Брюллов написал несколько групповых портретов. При всех индивидуальных отличиях творческая устремленность Брюллова к жанризации группового портрета идейно близка была искусству А. Венецианова , создавшего в это время портрет своей семьи за завтраком.