Пиранези гравюры в хорошем качестве. Бумажные тюрьмы джованни пиранези

Джованни Баттиста Пиранези (Giovanni Battista Piranesi) — известный итальянский художник и архитектор. Родился 4 октября 1720 года в городе Мольяно-Венето. Известен, как художник архитектурных пейзажей. За свою жизнь создал огромное количество графических рисунков и чертежей, однако смог возвести очень немного зданий. По этой причине художника часто называют «бумажным архитектором». Также понятие «бумажная архитектура», что означает — проектирование домов, зданий и строений только на бумаге, без воплощения их в реальности — также связано с именем этого талантливого художника-графика.

Джованни Баттиста Пиранези родился в семье камнетёса. Основам архитектуры его обучал собственный дядя. В 1740 году отправился в Рим, где получил большую известность. Здесь он изучал искусство гравюры на металле, а также серьёзно занимался древней архитектурой и археологией. Первая серия гравюр Пиранези вышла в 1743 году. Уже в этой серии можно увидеть основные черты искусства итальянского художника — архитектурные пейзажи и композиции, которые отличаются монументальными строениями, и широкие пространства. Его гравюры удивляют своей мощью и размахом.

За свою жизнь создал большое количество серий работ: «Первая часть архитектурных набросков и перспектив, придуманных и награвированных Джованни Баттиста Пиранези, венецианским архитектором», «Римские древности», «Виды Рима», «Фантастические изображения тюрем». Последняя серия, которая также известна, как «Тюрьмы», стала наиболее известной в творчестве данного художника. Для рисунков из этой серии характерны мрачные помещения, которые поражают своими размерами, мощью и, в буквальном смысле, нагромождением различных архитектурных элементов. Благодаря своей графике, он стал очень известен ещё при жизни. Его работы постоянно участвовали в выставках, о его гравюрах писались книги, а сам он пользовался настоящей славой.

Giovanni Battista Piranesi умер 9 ноября 1778 года в Риме, похоронен в церкви Санта-Мария дель Приорато. Совсем недавно было найдено итальянского художника. Вместе с новыми произведениями сегодня известно порядка 800 гравюр Пиранези.

Гравюры Джованни Пиранези



Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720-1778) - итальянский археолог,архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей.Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов.




Джанбаттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо),в семье каменотёса.Настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка "Pirano d’Istria",откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание "Piranesi".




Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца "L’Orbo Celega" на Большом канале,которая выполняла заказы архитектора Д.Росси.Обучался архитектуре у своего дяди,архитектора и инженера Маттео Луккези,а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто.Изучал приемы живописцев-перспективистов,брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки,известного гравера,автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре,читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери - аббат).В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология.
Как художник,испытал значительное влияние искусства ведутистов,весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.




В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции.Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини,сенатор Аббондио Реццонико,племянник "венецианского папы" Климента XIII Реццонико - приор Мальтийского ордена, а также сам "венецианский папа"; самым ревностным поклонником таланта Пиранези,коллекционером его работ стал лорд Карлемонт.Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция,резиденции венецианского посла в Риме; изучал гравюры Дж. Вази. В мастерской Джузеппе Вази молодой Пиранези обучался искусству гравюры на металле.С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции,где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.




Пиранези был высокообразованным человеком,но в отличие от Палладио не писал трактатов по архитектуре.Определенную роль в формировании стиля Пиранези сыграл Жан Лоран Ле Ге (1710-1786),известный французский рисовальщик и архитектор, работавший с 1742 в Риме,близкий кругу учащихся Французской академии в Риме,с которым был дружен и сам Пиранези.



В Риме Пиранези стал страстным коллекционером: его мастерскую в палаццо Томати на Страда Феличе,полную античных мраморов,описывали многие путешественники.Он увлекался археологией,участвовал в обмерах античных памятников,зарисовывал найденные произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.Он любил делать их реконструкцию,подобно составленному им знаменитому Уорвикскому кратеру (ныне - в коллекции музея Баррела,ок. Глазго),который приобрел в виде отдельных фрагментов у шотландского живописца Г. Гамильтона,тоже увлекавшегося раскопками.




Первые известные труды - серия гравюр "Prima Parte di architettura e Prospettive" (1743) и "Varie Vedute di Roma" (1741) - несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето,использовавших "угловую перспективу".В духе венецианских каприччи Пиранези сочетал в гравюрах реально существующие памятники и свои воображаемые реконструкции (фронтиспис из серии Vedute di Roma - Фантазия руин со статуей Минервы в центре; титул издания серии Carceri; Вид Пантеона Агриппы,Интерьер виллы Мецената,Руины галереи скульптуры на вилле Адриана в Тиволи - серия "Vedute di Roma").



В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр. Большим успехом пользовались сборник больших гравюр Пиранези «Гротески» (1745) и серия из шестнадцати листов «Фантазии на темы тюрем» (1745; 1761).Слово «фантазии» тут не случайно:в этих работах Пиранези отдал дань так называемой бумажной,или воображаемой,архитектуре.В своих гравюрах он воображал и показывал фантастические,невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции.




В 1744 из-за трудного финансового положения был вынужден возвратиться в Венецию.Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме - "Vedute di Roma" (1746-1748),"Grotteschi" (1747-1749),"Carceri" (1749-1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме,и он вновь отправился в Вечный город.



В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима,участия в раскопках издал фундаментальный труд "Le Antichita romane" (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта.В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры.Этой же теме - пафосу римского зодчества - была посвящена серия гравюр "Della magnificenza ed architettura dei romani" (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико.Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры, их инженерный талант,чувство структуры памятников, функциональность.Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа,Кордемуа,аббата Ложье,графа де Кейлюс. Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П.Ж.Мариэтт,выступивший в "Gazette Litterere del’Europe" с возражениями против взглядов Пиранези.В литературном труде "Parere su l’architettura" (1765) Пиранези ответил ему,разъяснив свою позицию.Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези.В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том,что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности."Все должно быть согласно разуму и правде,но это грозит все свести к хижинам", - писал Пиранези.Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли, просвещенного венецианского аббата,работы которого изучал Пиранези.Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. XVIII в. Следует оказывать предпочтение разнообразию и фантазии,полагал Пиранези.Это важнейшие принципы архитектуры,в основе которой - соразмерность целого и его частей,а ее задача - отвечать современным потребностям людей.



В 1757 архитектор стал членом лондонского Королевского общества антиквариев. В 1761 за труд "Magnificenza ed architettura dei romani" Пиранези был принят в члены Академии Св.Луки; в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул "cavagliere".




Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах - декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства,и в серии гравюр "Diverse maniere d’adornare I cammini" (1768, известна также под названием Vasi, candelabri, cippi…). Последняя была осуществлена при финансовой поддержке сенатора А.Реццонико.В предисловии к этой серии Пиранези писал о том,что египтяне,греки,этруски,римляне - все внесли значительный вклад в мировую культуру,обогатили зодчество своими открытиями.Проекты убранства каминов,светильников, мебели, часов стали тем арсеналом,откуда заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.



В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано.Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).



В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры,которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.



У Дж. Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры.Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте,динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города.Мысль о том,что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого,о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том,что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764-1766) в Риме на Авентинском холме.Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А.Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма.Живописность архитектуры Палладио, барочная сценография Борромини,уроки венецианских перспективистов - все соединилось в этом талантливом создании Пиранези,ставшем некой "энциклопедией" элементов античного декора.Выходящий на площадь фасад,состоящий из арсенала античных деталей,воспроизведенных,как в гравюрах, в строгом обрамлении; убранство алтаря,тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи,составленные из "цитат",взятых из античного декора (букраниев, факелов,трофеев, маскаронов и пр.).Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения,свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.




Рисунки Дж. Б. Пиранези не столь многочисленны,как его гравюры. Наибольшим их собранием располагает музей Дж.Соана в Лондоне.Пиранези работал в различных техниках - сангине, итальянского карандаша,сочетал рисунки итальянским карандашом и пером, чернилами,добавляя еще размывку кистью бистром. Он зарисовывал античные памятники,детали их декора, объединял их в духе венецианского каприччо,изображал сцены из современной жизни. В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж.Б.Тьеполо.В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты,в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм.С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи,которую он называл "место для души",зарисовки Помпеи, сделанные в поздние годы творчества. Современная действительность и жизнь древних памятников соединяются в листах в единый поэтический рассказ о вечном движении истории,о связи прошлого и настоящего.




Слова Дж.Б.Пиранези:"the Parere su l’ Architettura" ("Они презирают мою новизну, я - их боязливость") - могли бы стать девизом творчества этого выдающегося мастера века Просвещения в Италии. Его искусство оказало значительное влияние на многих архитекторов (Ф.Гилли,Р. и Дж.Адам,Дж.А.Сельва, Ш.Персье и П.Фонтен,Ш.Клериссо и др.).Элементы декора из его труда "Diverse maniere"… воспроизводили в своих изданиях Т. Хоуп (1807), Персье и Фонтен (1812) и многие другие.В гравюре не имел учеников, кроме сына Франческо (1758-1810),издавшего серию "Raccolta de Tempi antichi"(1786 или 1788) и последний труд отца "Differentes vues de la quelques restes"… с видами храмов Пестума,который Франческо посещал с ним в 1777 и 1778. В работе отцу помогала и дочь Лаура,исполнявшая рисунки.



Художник умер 9 ноября 1778 г.в Риме после долгой болезни.Похоронен в церкви Санта Мария дель Приорато.


136 JPEG|~3800х2800|625 МВ RAR


Скачать:


Download from RapidShare



Download from Depositfiles



Download from Uploadbox



Остальные,мои публикации,ВЫ можете посмотреть

Одноклассники

Разрешение картинок от 599x843px до 3912x3077px

3893 x 2961

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или Giambattista Piranesi; 1720-1778) - итальянский археолог,архитектор и художник-график, гравер, рисовальщик, мастер архитектурных пейзажей.Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов.

Джанбаттиста Пиранези родился 4 октября 1720 г. в Мольяно-Венето (близ города Тревизо),в семье каменотёса.Настоящая фамилия семьи Piranese (от названия местечка "Pirano d’Istria",откуда поставлялся камень для построек) приобрела в Риме звучание "Piranesi".

Отец его был резчик по камню, и в юности Пиранези работал в мастерской отца "L’Orbo Celega" на Большом канале,которая выполняла заказы архитектора Д.Росси.Обучался архитектуре у своего дяди,архитектора и инженера Маттео Луккези,а также у архитектора Дж. А. Скальфаротто.Изучал приемы живописцев-перспективистов,брал уроки гравюры и перспективной живописи у Карло Дзукки,известного гравера,автора трактата по оптике и перспективе (брат живописца Антонио Дзукки); самостоятельно изучал трактаты по архитектуре,читал произведения античных авторов (к чтению его пристрастил брат матери - аббат).В круг интересов молодого Пиранези входили также история и археология.
Как художник,испытал значительное влияние искусства ведутистов,весьма популярного в середине XVIII века в Венеции.

В 1740 навсегда покинул Венето и с этого времени жил и работал в Риме. Пиранези приехал в Вечный город в качестве гравера и рисовальщика-графика в составе посольской делегации Венеции.Ему оказывали поддержку сам посол Марко Фоскарини,сенатор Аббондио Реццонико,племянник "венецианского папы" Климента XIII Реццонико - приор Мальтийского ордена, а также сам "венецианский папа"; самым ревностным поклонником таланта Пиранези,коллекционером его работ стал лорд Карлемонт.Пиранези самостоятельно совершенствовался в рисунке и гравюре, работал в палаццо ди Венеция,резиденции венецианского посла в Риме; изучал гравюры Дж. Вази. В мастерской Джузеппе Вази молодой Пиранези обучался искусству гравюры на металле.С 1743 по 1747 г. жил по большей части в Венеции,где в числе прочего работал вместе с Джованни Баттиста Тьеполо.

Пиранези был высокообразованным человеком,но в отличие от Палладио не писал трактатов по архитектуре.Определенную роль в формировании стиля Пиранези сыграл Жан Лоран Ле Ге (1710-1786),известный французский рисовальщик и архитектор, работавший с 1742 в Риме,близкий кругу учащихся Французской академии в Риме,с которым был дружен и сам Пиранези.

В Риме Пиранези стал страстным коллекционером: его мастерскую в палаццо Томати на Страда Феличе,полную античных мраморов,описывали многие путешественники.Он увлекался археологией,участвовал в обмерах античных памятников,зарисовывал найденные произведения скульптуры и декоративно-прикладного искусства.Он любил делать их реконструкцию,подобно составленному им знаменитому Уорвикскому кратеру (ныне - в коллекции музея Баррела,ок. Глазго),который приобрел в виде отдельных фрагментов у шотландского живописца Г. Гамильтона,тоже увлекавшегося раскопками.

Первые известные труды - серия гравюр "Prima Parte di architettura e Prospettive" (1743) и "Varie Vedute di Roma" (1741) - несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето,использовавших "угловую перспективу".В духе венецианских каприччи Пиранези сочетал в гравюрах реально существующие памятники и свои воображаемые реконструкции (фронтиспис из серии Vedute di Roma - Фантазия руин со статуей Минервы в центре; титул издания серии Carceri; Вид Пантеона Агриппы,Интерьер виллы Мецената,Руины галереи скульптуры на вилле Адриана в Тиволи - серия "Vedute di Roma").

В 1743 г. Пиранези опубликовал в Риме свою первую серию гравюр. Большим успехом пользовались сборник больших гравюр Пиранези «Гротески» (1745) и серия из шестнадцати листов «Фантазии на темы тюрем» (1745; 1761).Слово «фантазии» тут не случайно:в этих работах Пиранези отдал дань так называемой бумажной,или воображаемой,архитектуре.В своих гравюрах он воображал и показывал фантастические,невозможные для реального воплощения архитектурные конструкции.

В 1744 из-за трудного финансового положения был вынужден возвратиться в Венецию.Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме - "Vedute di Roma" (1746-1748),"Grotteschi" (1747-1749),"Carceri" (1749-1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме,и он вновь отправился в Вечный город.

В 1756 после длительного изучения памятников Древнего Рима,участия в раскопках издал фундаментальный труд "Le Antichita romane" (в 4-х томах) при финансовой поддержке лорда Карлемонта.В нем подчеркивались величие и значимость роли римской архитектуры для античной и последующей европейской культуры.Этой же теме - пафосу римского зодчества - была посвящена серия гравюр "Della magnificenza ed architettura dei romani" (1761) с посвящением папе Клименту XIII Реццонико.Пиранези акцентировал в нем и вклад этрусков в создание древнеримской архитектуры, их инженерный талант,чувство структуры памятников, функциональность.Подобная позиция Пиранези вызвала раздражение у сторонников наибольшего вклада греков в античную культуру, опиравшихся на труды французских авторов Ле Руа,Кордемуа,аббата Ложье,графа де Кейлюс. Главным выразителем пангреческой теории был известный французский коллекционер П.Ж.Мариэтт,выступивший в "Gazette Litterere del’Europe" с возражениями против взглядов Пиранези.В литературном труде "Parere su l’architettura" (1765) Пиранези ответил ему,разъяснив свою позицию.Герои произведения художника Протопиро и Дидаскалло ведут спор подобно Мариэтту и Пиранези.В уста Дидаскалло Пиранези вложил важную мысль о том,что в архитектуре не следует сводить все к сухой функциональности."Все должно быть согласно разуму и правде,но это грозит все свести к хижинам", - писал Пиранези.Хижина была примером функциональности в трудах Карло Лодоли, просвещенного венецианского аббата,работы которого изучал Пиранези.Диалог героев Пиранези отразил состояние архитектурной теории во 2-й пол. XVIII в. Следует оказывать предпочтение разнообразию и фантазии,полагал Пиранези.Это важнейшие принципы архитектуры,в основе которой - соразмерность целого и его частей,а ее задача - отвечать современным потребностям людей.

В 1757 архитектор стал членом лондонского Королевского общества антиквариев. В 1761 за труд "Magnificenza ed architettura dei romani" Пиранези был принят в члены Академии Св.Луки; в 1767 получил от папы Климента XIII Реццонико титул "cavagliere".

Мысль о том, что без разнообразия архитектура будет сведена к ремеслу, Пиранези выразил в своих последующих работах - декоре Английского кафе (1760-е) на площади Испании в Риме, где ввел элементы египетского искусства,и в серии гравюр "Diverse maniere d’adornare I cammini" (1768, известна также под названием Vasi, candelabri, cippi…). Последняя была осуществлена при финансовой поддержке сенатора А.Реццонико.В предисловии к этой серии Пиранези писал о том,что египтяне,греки,этруски,римляне - все внесли значительный вклад в мировую культуру,обогатили зодчество своими открытиями.Проекты убранства каминов,светильников, мебели, часов стали тем арсеналом,откуда заимствовали элементы декора в убранстве интерьера архитекторы ампира.

В 1763 г. папа Клементий III поручил Пиранези постройку хоров в церкви Сан-Джованни в Латерано.Главной работой Пиранези в области реальной, «каменной» архитектуры стала перестройка церкви Санта Мария Авентина (1764-1765).

В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры,которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

У Дж. Б. Пиранези было свое видение роли памятника архитектуры.Как мастер века Просвещения он мыслил его в историческом контексте,динамично, в духе венецианского каприччо любил сочетать различные временные пласты жизни зодчества Вечного города.Мысль о том,что новый стиль рождается из архитектурных стилей прошлого,о важности разнообразия и фантазии в зодчестве, о том,что архитектурное наследие со временем получает новую оценку, Пиранези выразил, построив церковь Санта Мария дель Приорато (1764-1766) в Риме на Авентинском холме.Она была возведена по заказу приора Мальтийского ордена сенатора А.Реццонико и стала одним из крупных памятников Рима времени неоклассицизма.Живописность архитектуры Палладио, барочная сценография Борромини,уроки венецианских перспективистов - все соединилось в этом талантливом создании Пиранези,ставшем некой "энциклопедией" элементов античного декора.Выходящий на площадь фасад,состоящий из арсенала античных деталей,воспроизведенных,как в гравюрах, в строгом обрамлении; убранство алтаря,тоже перенасыщенное ими выглядят как коллажи,составленные из "цитат",взятых из античного декора (букраниев, факелов,трофеев, маскаронов и пр.).Художественное наследие прошлого впервые столь наглядно предстало в исторической оценке зодчего века Просвещения,свободно и наглядно и с оттенком дидактики преподающего его современникам.

Рисунки Дж. Б. Пиранези не столь многочисленны,как его гравюры. Наибольшим их собранием располагает музей Дж.Соана в Лондоне.Пиранези работал в различных техниках - сангине, итальянского карандаша,сочетал рисунки итальянским карандашом и пером, чернилами,добавляя еще размывку кистью бистром. Он зарисовывал античные памятники,детали их декора, объединял их в духе венецианского каприччо,изображал сцены из современной жизни. В его рисунках проявилось влияние венецианских мастеров-перспективистов, манера Дж.Б.Тьеполо.В рисунках венецианского периода доминируют живописные эффекты,в Риме для него важнее становится передача четкой структуры памятника, гармонии его форм.С большим вдохновением исполнены рисунки виллы Адриана в Тиволи,которую он называл "место для души",зарисовки Помпеи, сделанные в поздние годы творчества. Современная действительность и жизнь древних памятников соединяются в листах в единый поэтический рассказ о вечном движении истории,о связи прошлого и настоящего.

Слова Дж.Б.Пиранези:"the Parere su l’ Architettura" ("Они презирают мою новизну, я - их боязливость") - могли бы стать девизом творчества этого выдающегося мастера века Просвещения в Италии. Его искусство оказало значительное влияние на многих архитекторов (Ф.Гилли,Р. и Дж.Адам,Дж.А.Сельва, Ш.Персье и П.Фонтен,Ш.Клериссо и др.).Элементы декора из его труда "Diverse maniere"… воспроизводили в своих изданиях Т. Хоуп (1807), Персье и Фонтен (1812) и многие другие.В гравюре не имел учеников, кроме сына Франческо (1758-1810),издавшего серию "Raccolta de Tempi antichi"(1786 или 1788) и последний труд отца "Differentes vues de la quelques restes"… с видами храмов Пестума,который Франческо посещал с ним в 1777 и 1778. В работе отцу помогала и дочь Лаура,исполнявшая рисунки.

Художник умер 9 ноября 1778 г.в Риме после долгой болезни.Похоронен в церкви Санта Мария дель Приорато.

3936 x 2763


3923 x 2328


3911 x 2874


3887 x 2706


3887 x 2831


3893 x 2979


3918 x 2756


3974 x 2625


3861 x 2787


3893 x 2756


3861 x 2831


3881 x 2787


2321 x 3507


3638 x 3129


3879 x 2886


3923 x 2819


3899 x 2607

Фиксировал подлинные свидетельства существования цивилизации доземлян.

Статья Антона Зубова. Это практически сенсация!

А всё благодаря тому, что в сети стали появляться до этого скрываемые сканы его гравюр.

Изучая картины Пиранези обнаружил ещё одно доказательство существования АНТов.
БОГ-ов, которые были уничтожены ЯХВе, после захвата им земли.

Всего на картине изображено 5 черепов, по крайней мере я разглядел 5. Вроде виднеются части скелета, но нет уверенности.

Сопоставим размеры черепа АНТа и головы человека.

Пропорции картины соблюдены. Люди на картине стоят даже дальше, чем лежат черепа.

Верить картине или нет, решать ВАМ ! Но в копилку гипотезы о допотопной АНТичной империи с богами АНТами, эта гравюра встраивается идеально.

Вот кость на картинке, смотрите её размер по сравнению с щитом.

А теперь взглянем сюда:

Скелет и минимум 4 черепа всем видны (+ 1 расколотый на колонне)?

Судя по всему, остальные подобные картины были уничтожены или изъяты цензурой, но здесь очень похоже на то, что художник оставил намек, с чем следует сравнивать размеры черепа (с солдатами на орнаменте).


Обратим внимание, что черепа, как минимум в 2.5-3 раза превышают размеры голов у солдат

К сожалению, у самого Пиранези найти подобных орнаметнов с изображением живых людей для сравнения не удалось , но вот, что рисуют другие художники той же эпохи:


Как видим, на всех картинах живые люди изображены примерно такого же роста (но никак не с разницей 2-3 раза), как и статуи на орнаментах.

Конечно, орнаменты и сравнение с какими-то там гравюрами сумасшедших художников не могут служить доказательством существования гигантов, но что тогда делать вот с этими товарищами:

Смитсоновский институт обязан обнародовать документы, подтверждающие уничтожение в начале ХХ века "в целях сокрытия научных фактов и сохранения незыблемости теории эволюции человека" десятков тысяч (!) артефактов - скелетов людей-гигантов, найденных в различных частях американского континента.

Такое решение принял Верховный суд США по результатам длительного расследования по заявлению Американского института альтернативной археологии (AIAA), давно подозревавшего, что сотрудниками Смитсоновского института в 1900-х годах были уничтожены десятки тысячи человеческих останков, принадлежавших "людям" огромного роста.

В исковом заявлении утверждалось, что останки людей-гигантов, о которых из исторических документов ничего не было известно, но которые упоминались как в античной литературе, так и в религиозных текстах, были уничтожены с единственной целью - чтобы не подвергать сомнению принятую в официальной науке историческую теорию появления и развития человечества. То есть, когда оказалось, что факты не соответствуют теории, то вместо переосмысления теории предпочли не просто отмахнуться от фактов, но и уничтожить их.

Смитсоновский институт долгое время все отрицал, но потом некоторые его сотрудники признали наличие документов, подтверждающих уничтожение скелетов людей-гигантов. Кроме того, суду была представлена бедренная кость длиной 1,3 м, украденная когда-то из коллекции института и потому не уничтоженная. Она долгое время хранилась у укравшего ее (или, точнее, спасшего ее от уничтожения) высокопоставленного сотрудника института, который в своем завещании рассказал об этой кости и о тайных операциях, проводившихся в институте. Демонстрация этой кости и стала ключевым моментом в ходе судебного заседания.

По решению суда институт обязан рассекретить и опубликовать указанные документы в течение 2015 года, но специальная комиссия может скорректировать сроки публикации - ведь признание существования в прошлом ранее неизвестной расы людей-гигантов может практически уничтожить современную историческую науку, опровергнув основные ее положения...




Отрывок давнего сеанса:

После Второго Потопа (Большого), остатки вылезли у Египта, оборванные и еле живые. Понятно, что не все были в таком бедственном положении и не только в Египте, но это то, что я видел про тот момент. Атланты были высокими, обладали Знаниями и стали обучать людей, по честному обустраивали свой быт и желали комфорта. Были все очень важные и страдали гордыней. Мне было печально это вспомнить и осознать.

К людям относились пренебрежительно. В моём понимании, как к кошкам. Хочу поглажу, хочу - ногой отодвину. Люди были нам где то по колено. Телосложение Атлантов стройное, широкоплечи с узкими бедрами. Кожа Атлантов была бронзовой или золотистой. Шестипалые.









Палец 38 см в длину найден в Египте

Отпечаток ноги длиной около 1,5 метров в Парке Драконов (Приморье)

Отсюда

Стопа Ситы:


Читаем в тему:

Оригинал взят у sibved в Продолжая питерскую тему
На фасаде Эрмитажа, у которого расположен портик с атлантами есть ниши.

В них установлены скульптуры. Изготовлены, похоже из металла, предположительно бронза. Вот эта композиция прямо демонстрирует ученика и учителя. Кстати данный шлем массово представлен в орнаменте арки Генерального штаба и на барельефе постамента Александрийской колонны:

Аномалия или древние гены?



Ваше мнение?

ТЕМАТИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫ:
| | |

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

Джованни Баттиста Пиранези (итал. Giovanni Battista Piranesi, или итал. Giambattista Piranesi; 4 октября 1720, Мольяно-Венето (близ города Тревизо) - 9 ноября 1778, Рим) - итальянский археолог, архитектор и художник-график, мастер архитектурных пейзажей. Оказал сильное влияние на последующие поколения художников романтического стиля и - позже - на сюрреалистов. Сделал большое количество рисунков и чертежей, но возвёл мало зданий, поэтому с его именем связывают понятие «бумажная архитектура».

Можно сказать что человек был гением, скептически ставиться к его работам не стоит так как в них больше вопросов чем ответов. Первые известные труды - серия гравюр «Prima Parte di architettura e Prospettive» (1743) и «Varie Vedute di Roma» (1741) - несли в себе отпечаток манеры гравюр Дж.Вази с сильными эффектами света и тени, выделением доминирующего архитектурного памятника и одновременно приемов мастеров-сценографов Венето, использовавших «угловую перспективу».

Совершенствовался в технике гравюры, изучая работы Дж.Б.Тьеполо, Каналетто, М. Риччи, манера которых повлияла на его последующие издания в Риме - «Vedute di Roma» (1746-1748),»Grotteschi» (1747-1749),»Carceri» (1749-1750).Известный гравер Й.Вагнер предложил Пиранези быть его агентом в Риме, и он вновь отправился в Вечный город.

В 1770-х Пиранези также выполнил обмеры храмов Пестума и сделал соответствующие зарисовки и гравюры, которые после смерти художника были опубликованы его сыном Франческо.

Гравюры Пиранези долгое время скрывали, только в 2010 прошло цензуру после чего «выдали» обществу, толчком для этого стало много фактов и упоминаний другими данного «гения» более 500 гравюр на сегодняшний день под запретом. Все гравюры по архитектуре номеровались, делались заметки, вычисления, что дает понять что работы данного человека не плод воображения, это была работа которую он хорошо выполнил, что даст нам и последующим больше ответов о нас и нашем прошлом