Некоторые факты. Алла Сигалова: «До замужества я жила бурной жизнью Путь в мир танца

Алла Сигалова родилась 28 февраля 1959 года в Волгограде. Родители были коренными ленинградцами, которые после окончания институтов уехали в Волгоград, там то и родилась Алла . Девочке было несколько месяцев, когда ее привезли в Ленинград. В этом городе Алла Сигалова выросла и считает его родным.

В 1978 году окончила Академию русского балета им. Агриппины Вагановой (класс Н. М. Дудинской) и так случилось, что 19-летняя Алла вынуждена была из-за травмы уйти из классического балета. Для нее это было трагедией, концом жизни. Она переехала из Питера в Москву, "...чтобы спрятаться от себя и от всех".

Страшный, по ее словам, год ушел на то, чтобы прийти в себя, как-то выпрямиться. Она отучила себя проваливаться в депрессии и разучилась плакать. В Москве она пошла на режиссерский факультет ГИТИСа (педагоги А. В. Эфрос, И. М. Туманов), который закончила в 1983 году.

С 1984 по 2004 год преподавала в Российской Академии театрального искусства (ГИТИС). С 1987-го по 1989-ый годы работала хореографом в театре Российский государственный театр "Сатирикон" им. А.Райкина.

Затем с 1989 года по 1999-ый была художественным руководителем театра "Независимая труппа Аллы Сигаловой".

С 2004 года заведует Кафедрой пластического воспитания Школы-студии МХАТ.
С 2008 года автор и ведущая программы о танце "КОНТРДАНС" на радио "Культура".
Хореограф эстрадных программ Лаймы Вайкуле (с 1998 года) и Анжелики Варум.

Сегодня Алла Сигалова - одна из самых ярких отечественных балетмейстеров, работающих в разных жанрах. В Риге она ставит балет, в Вильнюсе и Москве - оперу. Работает с Кремером и Десятниковым, Ростроповичем и Гориболем. Сигалова не стала классической балериной. Она имеет гораздо больше - танцует то, что сама ставит, то, что безумно нравится самой.

В 2008 году Алла Сигалова стала лауреатом премии "Золотая маска".

Личная жизнь

Мать двоих детей (дочь и сын). Муж - режиссер Роман Козак.
Вот как о своем замужестве отзывается сама Алла : "Мне вообще очень нравится, что муж - человек сильный. Если бы это было иначе, возможно, у нас отношения не сложились бы вовсе. Я люблю людей, которым сопутствует удача. Я не терплю мужчин, которые слабее меня. То есть не терплю быть рядом в жизни. Замечательно, когда они на работе. И только такие и должны быть. А дома, конечно, все должно быть иначе. Поэтому я с радостью подчиняюсь Роме, с радостью становлюсь слабой. Ну, или играю в это. Любой женщине это приятно.

Я всегда окружена мужчинами, и всегда рядом со мной есть кто-то, кто мне нравится. И я кокетничаю до бесконечности. Но мы с Ромой просто доверяем друг другу. В таком возрасте уже смешно заниматься флиртами. Можно полюбить - вот это страшно. Но увлекаться... Ну я Сережей Вихаревым была увлечена, прямо влюблена в него. Я увлечена Гидоном Кремером, Ленечкой Десятниковым. Это все люди, которые находятся в зоне моих увлечений, но было бы странно к ним ревновать. Такие творческие увлечения просто должны быть. Когда Рома работал с Таней Васильевой, я видела, что ему нравится с ней работать - ну что ж, прекрасно!"

Спектакли

1984 Дневник обыкновенной девушки (по "Дневнику" Нины Костериной)
1985 Собор Парижской Богоматери (по В. Гюго)
1986 Клоп (по В.Маяковскому)
1987 Затоваренная бочкотара (по В. Аксенову)
1988 Служанки (по Ж. Жене)
1989 Геркулес и Авгиевы конюшни (по Ф. Дюрренматту)
1989 Игра в прятки с одиночеством (на музыку О. Мессиана, Г. Малера, Дж. Гершвина)
1990 Отелло (на музыку Дж. Верди)
1991 Пиковая дама (на музыку А. Шнитке)
1991 Саломея (по О. Уайльду, на музыку К. Шимановского и Э. Шоссона)
1992 Пугачев (по С. Есенину, на музыку Ф. Генделя и А. Шнитке)
1993 Ваятель масок (по Ф. Кроммелинку, на музыку К. Орфа)
1993 La Divin (памяти М. Каллас )
1993 Страсти по Бумбарашу (по А. Гайдару, муз. В. Дашкевича)
1994 Банан (по пьесе С.Мрожека "Вдовы")
1994 Ивонна, принцесса Бургундии (по В. Гомбровичу)
1994 Танго (по С. Мрожеку)
1994 Копилка (по Э. Лабишу)
1995 Щелкунчик (на музыку П. Чайковского)
1996 Циники (по А. Мариенгофу)
1996 Дуэты
1997 Желтое танго (на музыку А. Пьяццоллы)
1998 Видения Иоанна Грозного (на музыку С. Слонимского)
1999 Травиата (на музыку Д. Верди)
2000 Болеро (на музыку М.Равеля)
2000 Эскизы к закату (на музыку Л. Десятникова, А. Пьяццоллы, Э. Сати)
2001 Семь смертных грехов (по К. Вайлю и Б. Брехту)
2001 Грезы любви (на муз. европейского танго)
2002 Красные и черные танцы (на музыку Л. Десятникова, М.Равеля, А. Пьяццоллы и А. Тертеряна)
2003 Поцелуй феи (на музыку И. Стравинского)
2003 Ночи Кабирии (по Ф. Феллини, на музыку Р. Паулса)
2004 Джан (по А. Платонову)
2005 Русские сезоны (на музыку Л. Десятникова)
2006 Кончерто гроссо (на музыку Ф. Генделя)
2006 Мадам Бовари (по Г. Флоберу)
2006 Кармен. Этюды (по П. Мериме, на муз. Бизе-Щедрина)- "Золотая Маска" 2008 "За плодотворный синтез хореографии и драмы"
2007 Стравинский. Игры.
2008 Амадей (по мотивам маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А. С. Пушкина и произведений В. А. Моцарта и А.Сальери)

Фильмография

1978 Любовь моя, печаль моя
1979 Расколотое небо
1990 Мистификатор
1999 Небо в алмазах

28 апреля 2017

Судья шоу "Танцуют все!" - о роскошных взятках от учеников, рэпе, детях и потере супруга

Заслуженная артистка РФ, всемирно прославленный хореограф Алла Сигалова в этом году специально прилетела в Россию из Европы, чтобы поучаствовать в съемках шоу «Танцуют все!» (производства компании «Вайт Медиа». Профессор и лауреат премии «Золотая маска», Сигалова честно и открыто указывает танцорам на недостатки в их работе, отчего некоторые потом даже плачут..


— Танцевальные телешоу вы судите не первый год: «Танцы со звездами», теперь «Танцуют все!». Не устали еще?

— Это моя профессия. Занимаюсь танцами с 6 лет. Мне это нравится, я это люблю, это дело моей жизни. Танец, хореография, театр.

— Талантов всегда огромное число, но выдающимися артистами становятся единицы. Можете ли вы визуально оценить перспективы танцора? Будет он звездой или нет. Буквально по походке или пластике…

— Хороших актеров я угадываю. По тому, как они входят в дверь. Танцовщиков могу угадать с нескольких движений.

— За счет чего?

— Колоссальный опыт и огромное количество работ, которые я сделала (Алла Сигалова ставила спектакли на лучших мировых площадках - Мариинский театр, Королевская опера в Брюсселе, Ла-Скала, Гранд-Опера и др. — Авт.).

— В шоу «Танцуют все!» были ребята, которые вас поразили?

— Зависит от того, что они танцуют. Можно сделать номер, который раскроет человека или группу танцовщиков. А можно - наоборот, который погубит. Все зависит от того, кто репетирует и ставит танцы. В нашем проекте было много ребят, проявивших себя прекрасно.

— Что касается судейских оценок, как бы не были они объективны, зачастую артисты реагируют крайне эмоционально. Плачут, расстраиваются. Это вас не смущает?

— У меня нет задачи сделать так, чтобы кто-то заплакал. Я должна грамотно и профессионально оценить. Как это будут проживать исполнители, их дело. Мне не хочется никого обижать, но профессионалы должны понимать, что сделали не так и над чем надо работать.

— Среди судей шоу «Танцуют все!» вы единственная женщина. Мужчины не давят на вас?

— На меня невозможно давить. Просто не получится. Тем более, у Егора Дружинина и Владимира Деревянко.

— Как вы отбираете учеников? И на что уходит больше всего времени?

— Есть две кафедры, которыми я руковожу: современной хореографии и сценического танца в ГИТИСе; пластического воспитания - в МХТ. Я выстраиваю главную линию методологии преподавания. Но самая главная работа - не столько преподавательская, сколько постановочная, которая бурно присутствует в моей жизни: спектакли в Ла Скала, Гранд-Опера, Зальцбургский фестиваль, оперный театр «Ла Моне» в Брюсселе и так далее.

— Как часто вы уезжаете в Европу для постановок?

— В последнее время меня не было в России восемь месяцев. Вот и считайте. Приехала в страну на съемки проекта «Танцуют все!».

— Есть ли отличия между зарубежными артистами и нашими? Ментальные, технические, психологические.

— И там есть таланты и бездарности, и у нас тоже. По сути никаких отличий.

— Если в МХТ поступает не очень одаренный артист, но вам все равно надо с ним работать, как вы это делаете?

— Существует определенная методология работы. А вообще, вы наверное расстроитесь, но бездарных людей в МХТ не принимают. В большей или меньшей степени это талантливые люди.

— Ученики пытаются оказывать на вас влияние как на женщину? Цветы, комплименты, подарки.

— О да! Конечно. Обычно пытаются делать подарки. Но я их категорически не принимаю. Так что на меня практически невозможно воздействовать.

— Подарки какого рода?

— Любые. И машины предлагали.

— Как вам удается соблюдать дистанцию?

— Опыт и талант педагога.

— Помимо зарубежных театров, вы работали в ведущих московских театрах. «Сатирикон», Театр наций, «Новая опера», Почему их было так много?

— Никаких конфликтов не было. Я просто не люблю быть привязанной. Я свободный человек и берегу эту свободу. Это мой путь, я никому не навязываю такой подход.

— Как вы относитесь к современным музыкальным направлениям - рэп, хип-хоп, электроника?

— Отлично отношусь! И студенты, и дети информируют меня о новой музыке. Стараюсь быть в курсе событий. Это часть моей профессии. Мне все интересно, слушаю с удовольствием, но не могу сказать, что меня что-то потрясло.

— Ничто не вырастает на пустом месте. Любые процессы в музыке взаимосвязаны. В этом мире все переплетено и диффузирует.

— А за конкурсом «Евровидение» вы следите?

— Нет. Меня это никак не интересует.

— Вы вели не одну программу на канале «Культура», а сами что смотрите?

— Сериалы, в которых играют мои любимые артисты.

— Какие, например?

— Не могу сейчас вспомнить. Но вообще смотрю телевизор не очень часто.

— В театр вы сами ходите?

— Очень много. В последний раз меня очень впечатлил спектакль Алвиса Херманиса в Новом Рижском театре.

— С вашим графиком удается совместить общение с дочерью, сыном и внуком?

— Я с ними все время на связи. Через вотсап, вайбер, скайп. Куда без этого?


Алла Сигалова с дочерью Анной

— Чем они занимаются?

— Сын Михаил увлекается телевидением и учится на оператора в Вашингтоне. У дочери Ани собственное строительное дизайнерское бюро. Так что все занимаются красивыми делами.

— Когда вы их воспитывали, передавали семейные традиции, заложенные у вас?

— Вы абсолютно правы. Обязательно. Книги, манеры, правила этикета, посещение концертов и музеев. Довольно широкий спектр занятий.

— Многие считают вас «железной леди», сдвинуть с места которую невозможно. Но в 2010 году вы потеряли мужа, режиссера Романа Козака, с которым прожили много лет. Насколько сильно потеря повлияла на вас? В одном интервью вы говорили, что от боли человек мудреет.

— Помимо мужа в тот же год у меня ушли мама и еще важные для меня люди - друзья…Так что удар был связан не только с уходом Ромы. Как справляться? Каждый ищет собственный путь. Я не могу дать совета.

— Что стало громоотводом для вас? Что помогло справиться?

— Почему вы считаете, что я справилась?

С Романом Козаком хореограф прожила долгую счастливую жизнь

— Вы живете, работаете, не оставляете детей и внука.

— А я не имею права падать с моста. Не я дала себе жизнь, и не мне ее забирать.

— Есть ли у вас любимые места, в которых вы можете отключиться от работы и выдохнуть?

— Конечно. Это может быть что угодно: выходной, когда рядом дети и любимые люди. Я же живой человек.

«Танцуют все!», Россия 1, воскресенье, 18.00

Родилась 28 февраля 1959 года.
1969 - 1978 Ленинградская Академия балета им. А.Я. Вагановой
1979 - 1983 Российская академия театрального
искусства (ГИТИС), режиссерский факультет.
1983 - 1985 Ассистентура Российской Академии театрального искусства по специальности педагог-хореограф.

С 1984 по 2004 год - педагог в Российской Академии театрального искусства (ГИТИС), в 1987-1989 годы - хореограф в театре «Сатирикон», в 1989-1999 годах - художественный руководитель театра «Независимая труппа Аллы Сигаловой». С 2004 года заведует Кафедрой пластического воспитания Школы-студии МХАТ.

Заслуженная артистка РФ (2001)

театральные работы

1984 - «Дневник обыкновенной девушки по «Дневнику» Нины Костериной театр им. Маяковского.
1985 - «Собор Парижской Богоматери» по В. Гюго / театр музыкальной комедии г. Киев.
1986 - «Клоп» по В. Маяковскому / театр им. Маяковского.
1987 - «Затоваренная бочкотара» по В. Аксёнову / театр п/р О.Табакова.
1988 - «Служанки» по Ж. Жене (реж. Р.Виктюк) / Театр «Сатирикон»
1989 - «Геркулес и Авгиевы конюшни» по Ф. Дюрренматту
1989 - «Игра в прятки с одиночеством» на музыку О. Мессиана, Г. Малера, Дж. Гершвина / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1990 - «Отелло» на музыку Дж. Верди / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1991 - «Пиковая дама» на музыку А. Шнитке (реж. Ю. Борисов) / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1991 - «Саломея» по О. Уайльду, на музыку К. Шимановского и Э. Шоссона / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1992 - «Пугачёв» по С. Есенину, на музыку Ф. Генделя и А. Шнитке / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1993 - «Ваятель масок» по Ф. Кроммелинку, на музыку К. Орфа (реж. И. Поповски) / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1993) - «La Divina», памяти М. Каллас / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1993 - «Страсти по Бумбарашу» Ю. Кима по А. Гайдару, муз. В. Дашкевича (реж. В. Машков) / Московский театр-студия п/р Олега Табакова
1994 - «Банан» по пьесе С.Мрожека «Вдовы»(реж. Р.Козак) / «Независимая труппа А.Сигаловой»
1994 - «Ивонна, принцесса Бургундии» по В. Гомбровичу / Государственный театр Нижней Саксонии, Ганновер (Германия)
1994 - «Танго», по С. Мрожеку
1994 - «Копилка» по Э. Лабишу
1995 - «Щелкунчик» на музыку П. Чайковского
1996 - «Циники» по А. Мариенгофу / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
1996 - «Дуэты»
1997 - «Жёлтое танго» на музыку А. Пьяццоллы
1998 - «Видения Иоанна Грозного» на музыку С. Слонимского
1999 - «Травиата» на музыку Д. Верди театр Новая театр.
2000 - «Болеро» на музыку М.Равеля Литовский национальный театр оперы и балета.
2000 - «Эскизы к закату на музыку Л. Десятникова, А. Пьяццоллы, Э. Сати (муз. руководитель А. Гориболь)
2001 - «Семь смертных грехов» по К. Вайлю и Б. Брехту /Литовский театр оперы и балета.
2001 - «Грёзы любви» на муз. европейского танго
2002 - «Красные и черные танцы» на музыку Л. Десятникова, М.Равеля, А. Пьяццоллы и А. Тертеряна / Театр «Ангар»
2003 - «Поцелуй феи» на музыку И. Стравинского (дир. Т. Курентзис) / Новосибирский Академический театр оперы и балета
2003 - «Ночи Кабирии» по Ф. Феллини, на музыку Р. Паулса / Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
2004 - «Джан» по А. Платонову (реж. Р. Козак) / Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
2005 - «Русские сезоны» на музыку Л. Десятникова (дир. Т. Курентзис) / Новосибирский Академический театр оперы и балета
2006 - «Кончерто гроссо» на музыку Ф. Генделя (бенефис И. Зеленского) / Мариинский театр
2006 - «Мадам Бовари» по Г. Флоберу / Московский драматический театр им. А. С. Пушкина
2006 - «Кармен. Этюды» по П. Мериме, на муз. Бизе-Щедрина / МХТ им. А. П. Чехова - «Золотая Маска»- 2008 - «За плодотворный синтез хореографии и драмы».
2007 - «Стравинский. Игры» / Школа-студия МХАТ, курс К. Райкина
2008, 16 августа - «Амадей»: театрально-музыкально-пластический проект, по мотивам маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина и произведений В. А. Моцарта и А.Сальери (Е.Стычкин, - Моцарт; Д.Спиваковский, - Сальери) / Ярославль, фестиваль «Преображение», Городской выставочный центр «Старый город»
2008 год - "Офис" - спектакль по пьесе Ингрид Лаузунд, театр им.Пушкина, Москва.
2009 год - "Бедная Лиза" - хореографическая новелла на музыку камерной оперы Л.Десятникова, в Театре Наций.
2010 год - "Барышни из Вилко" - спектакль по прозе Я.Ивашкевича, театр г.Модена(Италия),совместно с реж. А.Херманисом.
2010 год - "Жизель,или обманутые невесты" - хореографический спектакль на муз.А.Адана, Школа-студия МХТ.
2011 год - "Casting/Кастинг" - спектакль по мотивам либретто Дж. Кирквуда “A Chorus Line” - театра Моссовета.

Алла Сигалова родилась 28 февраля 1959 года в городе Волгоград. Родители переехали из Ленинграда по распределению. Вскоре семья вместе с маленькой Аллой вернулась в северную столицу. В доме царила творческая атмосфера. Мать прививала любовь девочке к литературе, поэзии, танцу, а отец знакомил дочку с классической музыкой. Искусство занимало главное место в жизни Аллы. Особенно ей нравились занятия танцами.

Девочка много трудилась, чтобы стать ученицей Вагановского училища. Поступила она туда не сразу, но во время учебы проявила себя лучшим образом. Ее педагог Н. М. Дудинская увидела в Алле перспективную танцовщицу.

В 1978 году произошло непредвиденное событие, которое резко изменило всю творческую биографию Сигаловой. На занятиях девушка получила травму, которая поставила крест на ее сольной карьере. Полгода пришлось пролежать в гипсе, а затем начать учиться заново ходить. Помимо физических мучений, молодая балерина испытывала еще и душевные переживания. Как только здоровье Аллы восстановилось, она переехала в Москву для учебы в ГИТИСе. Алле повезло: театральное искусство ей преподавали А.В. Эфрос и И.М. Туманов. В 1983 году она получает диплом педагога-хореографа.

Проработав какое-то время в театре «Сатирикон», Алла Сигалова решается на создание собственного танцевального коллектива. В 1989 году появляется ее детище - «Независимая труппа Аллы Сигаловой». Театр становится первым коллективом в стране, развивающим современные танцевальные стили.

Необычные постановки молодого хореографа быстро набирают популярность, труппа часто выезжает на гастроли за границу. Но экономический кризис конца 90-х негативно сказался на творческом процессе. Постепенно спектаклей становится все меньше, а в 1999 театр официально закрывается.

После этого Алла переключается на работу со звездами эстрады. Она ставит танцевальные номера таким певцам, как Лайма Вайкуле, Анжелика Варум. Сигалова на все три сезона «Песен о главном» становится хореографом проекта. На радио «Культура» стартует цикл передач «Контрданс», в котором Сигалова знакомит слушателей с интересными фактами из истории танца. Начиная с 2010 года Алла Сигалова начинает вести собственные авторские программы на телеканале «Культура»: «Глаза в глаза», «Вся Россия».

На три сезона Алла Сигалова и Алексей Бегак становятся ведущими телевизионного конкурса «Большая опера». В 2013 году по «Культуре» начинают транслировать конкурс «Большой джаз». Вести его предлагают Алле совместно с джазменом Вадимом Эйленкригом. С участием танцовщицы в телеэфир выходит передача «Большой балет».

В 2007 году на канале «Россия» начались трансляции шоу «Танцы со звездами», в котором Алла Сигалова участвовала в качестве судьи. После удачного дебюта она была приглашена и в судейскую команду конкурса «Танцы на паркете».

В 2004 году Алла Сигалова становится преподавателем школы-студии МХАТ, а со временем - профессором кафедры пластического воспитания. Свои знания она передает не только студентам, но и преподавателям танцев, приезжающим со всех концов страны на семинары по современной хореографии. Со своими мастер-классами Алла побывала во многих странах Европы и Северной Америки.

Много времени и сил Алла посвящает театру. Одной из знаменитых ее работ становится музыкальный спектакль «Бедная Лиза» с Чулпан Хаматовой в главной роли. Он был поставлен на сцене Театра наций, которым руководит Евгений Миронов.

Еще одна нашумевшая постановка с участием Аллы - танцевальный мюзикл «Кастинг», постановка с успехом шла несколько лет на сцене театра им. Моссовета. Главные роли в спектакле сыграли Анатолий Адоскин, Ольга Кабо, Станислав Бондаренко.

За постановку танцев в спектакле «Кармен. Этюды» Сигалова удостоилась в 2008 году премии «Золотая маска». Признание и любовь получила знаменитый хореограф и в Латвии. За постановку «Отелло», которая шла в Латвийском Национальном оперном театре, ей была вручена награда «Лучший балетный спектакль года».

День рождения 28 февраля 1959

советская и российская хореограф, актриса, профессор Школы-студии МХАТ

Биография

В 1978 году окончила Академию русского балета им. Агриппины Вагановой (класс Н. М. Дудинской), в 1983 году - режиссёрский факультет ГИТИСа (педагоги А. В. Эфрос , И. М. Туманов).

С 1984 по 2004 год - педагог в Российской Академии театрального искусства (ГИТИС), в 1987-1989 годы - хореограф в театре Российский государственный театр «Сатирикон» им. А.Райкина, в 1989-1999 годах - художественный руководитель театра «Независимая труппа Аллы Сигаловой». С 2004 года заведует Кафедрой пластического воспитания Школы-студии МХАТ.

Хореограф многих телевизионных шоу, а также эстрадных программ Лаймы Вайкуле (с 1995 года) и Анжелики Варум.

С 2007 года - непременный член жюри танцевального конкурса-телешоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия 1».

Семья

Мать двоих детей (дочь - Анна 1982 г. и сын - Михаил 1994 г.). Вдова режиссёра Романа Козака .

Награды

  • Заслуженная артистка Российской Федерации (2001) - за заслуги в области искусства

Спектакли

  • 1984 - «Дневник обыкновенной девушки», по «Дневнику» Нины Костериной театр им. Маяковского.
  • 1985 - «Собор Парижской Богоматери», по В. Гюго театр музыкальной комедии г. Киев.
  • 1986 - «Клоп», по В. Маяковскому / театр им. Маяковского.
  • 1987 - «Затоваренная бочкотара» по В. Аксёнову / театр п/р О.Табакова.
  • 1989 - «Геркулес и Авгиевы конюшни», по Ф. Дюрренматту
  • 1989 - «Игра в прятки с одиночеством», на музыку О. Мессиана , Г. Малера , Дж. Гершвина
  • 1990 - «Отелло», на музыку Дж. Верди / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
  • 1991 - «Пиковая дама», на музыку А. Шнитке (реж. Ю. Борисов) / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
  • 1991 - «Саломея », по О. Уайльду, на музыку К. Шимановского и Э. Шоссона / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
  • 1992 - «Пугачёв », по С. Есенину , на музыку Ф. Генделя и А. Шнитке / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
  • 1993 - «Ваятель масок», по Ф. Кроммелинку , на музыку К. Орфа (реж. И. Поповски) / «Независимая труппа Аллы Сигаловой»
  • 1994 - «Танго», по С. Мрожеку
  • 1994 - «Копилка», по Э. Лабишу
  • 1995 - «Щелкунчик», на музыку П. Чайковского
  • 1996 - «Дуэты»
  • 1997 - «Жёлтое танго», на музыку А. Пьяццоллы
  • 1998 - «Видения Иоанна Грозного», на музыку С. Слонимского
  • 1999 - «Травиата», на музыку Д. Верди театр Новая театр.
  • 2000 - «Болеро», на музыку М.Равеля Литовский национальный театр оперы и балета.
  • 2000 - «Эскизы к закату», на музыку Л. Десятникова , А. Пьяццоллы , Э. Сати (муз. руководитель А. Гориболь)
  • 2001 - «Семь смертных грехов», по К. Вайлю и Б. Брехту Литовский театр оперы и балета.
  • 2008, 16 августа - «Амадей»: театрально-музыкально-пластический проект, по мотивам маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина и произведений В. А. Моцарта и А.Сальери (Е.Стычкин , - Моцарт; Д.Спиваковский , - Сальери) / Ярославль , фестиваль «Преображение», Городской выставочный центр «Старый город»
  • 2008 год - "Офис" - спектакль по пьесе Ингрид Лаузунд, театр им.Пушкина, Москва.
  • 2009 год - "Бедная Лиза" - хореографическая новелла на музыку камерной оперы Л.Десятникова, в Театре Наций.
  • 2010 год - "Барышни из Вилко" - спектакль по прозе Я.Ивашкевича, театр г.Модена(Италия),совместно с реж. А.Херманисом.
  • 2010 год - "Жизель,или обманутые невесты" - хореографический спектакль на муз.А.Адана, Школа-студия МХТ.
  • 2011 год - "Casting/Кастинг" - спектакль по мотивам либретто Дж. Кирквуда “A Chorus Line” - театра Моссовета.
  • 2012 - «Окончательный монтаж» - пластический спектакль по альбому Pink Floyd "The Final Cut". Дипломный спектакль Школы-студии МХАТ, занят весь курс Райкина.

Фильмография

  • 1978 - Любовь моя, печаль моя - Ширин (озвучивает Е.Коренева)
  • 1979 - Расколотое небо
  • 1990 - Мистификатор
  • 1999 - Небо в алмазах - Нина