Нина Веденина-Меерсон: «Мне неловко, что люди придумывают мне какую-то миссию. Нина Веденина рассказала, что произошло на шоу «Голос Вы очнулись в больнице

Нина появляется на сцене и сразу извиняется: можно привести себя в порядок? На коляске сложно въехать в концертном платье в пол, приходится прятать красоту. Платье расправлено, и коляску совсем не видно. А когда Нина начинает петь, о том, что она не такая, как все, забывается.

Уже три года девушка передвигается исключительно на коляске. При ее плотном графике это проблематично. Нина Веденина-Меерсон известна не только в родном Тольятти. После того, как она блестяще выступила на шоу «Голос-4», о ней заговорили. В целом, она стала первым человеком с ограниченными возможностями, который дал двухчасовой сольный концерт.

Три года назад девушка решила исполнить свою мечту – создала в Тольятти детскую вокальную студию. А через две недели попала в аварию, после которой перестала ходить.

После аварии я не потеряла сознание, и врачи уверены, что это спасло мне жизнь, - говорит Нина. – Моя жизнь не разделилась на «до» и «после», как рассказывают многие, кто прикован к коляске из-за ДТП. Я всегда вопреки прогнозам врачей знала, что смогу ходить. Но спустя три года интенсивных занятий я не исключаю вероятность, что встану криво. Хотя мне уже удалось то, что мне не прогнозировали.

Нина ведет активную жизнь и часто переезжает из города в город. По ее словам, практически ни один из них в России не приспособлен для инвалидов-колясочников.

Представляете, когда я выступала на шоу «Голос», мне сделали специальный пандус для въезда на сцену, - рассказывает вокалистка. – Вся Москва для людей на колясках не приспособлена: невозможно ездить в метро, да и просто спускаться в подземный переход. В российском городе необходим помощник. У вас хотя бы действует программа «Безбарьерная среда», но ни в одну гостиницу, кроме «Хилтона», я въехать не могла. В Тольятти же дороги не приспособлены, даже в моем подъезде ужасно крутой пандус, которым колясочники пользоваться не могут.

Сама Нина ни за что бы не рискнула отправить заявку на «Голос», помог ее брат Александр. Он просто заявил, что людям нужно показывать пример.

Я отправила заявку и забыла. Когда мне позвонили из Москвы, я чуть с кровати не упала. Я приехала, из двух тысяч участников отбирали 150, я прошла. А уже на самом шоу услышала теплые слова от мэтров нашей эстрады, меня благодарили за мужество. Но я не хочу, чтобы меня считали невероятной или очень сильной. Люди навязывают мне какую-то высокую миссию. Я же обычная, до аварии занималась вокалом и сейчас продолжаю. Веду детские группы, я их называю «вокалотерапия». Ведь кому-то пение помогает, заставляет находить радость в жизни. Я всегда повторяю: захочешь жить, еще не так раскорячишься. Грубовато, но правдиво. В моем случае постоянно помогают близкие люди. Кстати, после травмы никто от меня не отвернулся, а наоборот, появилось много новых друзей, знакомых, люди готовы поддерживать.

И действительно, после концерта к Нине в гримерку идут благодарные поклонники, у многих женщин – на глазах слезы. Все соотносят исполнительницу с ее песенным образом – гордой, независимой, самодостаточной героиней. Такую не назовешь инвалидом.

С чем мне трудно мириться? Как ни странно, с желанием помочь. Чаще всего незнакомые люди пытаются схватить коляску за ручки, чтобы помочь мне перейти дорогу, например. А этого делать категорически нельзя, мне буквально приходится им кричать. Ведь коляску они поднимут, а я из нее улечу. Иногда люди думают, что я суровая, раз срываюсь на крик, а у меня просто нет другого выхода. Чтобы тебя считали обычным человеком, приходится об этом кричать.

Фото из аккаунта Нины Ведениной-Меерсон, видео из соцсетей

Для девушки из Тольятти, Нины Ведениной-Меерсон, попасть на проект было гораздо тяжелее, чем другим участникам. Ведь певица принадлежит к особой категории людей, тем, чьи возможности ограничены. Ей пришлось преодолеть не только общие трудности, связанные с отбором в проект, но и личные трудности, связанные с бытом и передвижением, понять которые может только человек, прикованный к инвалидному креслу.

Два года назад Нина попала в катастрофу, благодаря которой получила травму позвоночника, а впоследствии - паралич ног. Тогда средства для ее лечения пришлось собирать всем миром, а местные музыканты даже организовали для нее благотворительный концерт. И все же, несмотря на все операции и длительную реабилитацию, встать на ноги певице так и не удалось. Но Нина не замкнулась на своих несчастьях, не отчаялась, собрав всю свою волю, она стала работать над собой, и, спустя год, снова вышла на сцену, чтобы продолжать петь. И у девушки прекрасно это получается, несмотря на тот факт, что сидя петь гораздо сложнее.

Когда ее близкие предложили подать заявку на кастинг в проекте Голос, Нина подумала и согласилась, решив, что обязательно должна дойти до слепых прослушиваний. Своим появлением на проекте девушка решила показать, что в любой ситуации не стоит отчаиваться, лениться и опускать руки. Нужно радоваться всему, что дается жизнью.

Поделитья новостью с друзьями.

Песня исполненная на проекте: "Ты снишься мне"

Тольяттинка Нина Веденина вернулась с записи шоу «Голос», где участвовала в «слепых» прослушиваниях. Скоро мы увидим ее выступление в эфире. А что происходило за кулисами съемок, Нина и ее брат Александр Меерсон рассказали у себя на страницах в соцсети.

Нина не прошла «слепое» прослушивание, тем не мнее она и ее родные считают выступление победой.

«Почему? Вы все поймете окончательно, когда увидите трансляцию, - говоритВладимир Меерсон, отец девушки. - Но невозможно представить всю картину объективно, не зная очень важных деталей. Обстоятельства сложились так, что за пять минут до выхода на сцену Нина плакала и задыхалась, а на сцене у нее оказались выключены мониторы, и она вообще не слышала себя... И вот в таких условиях она смогла собраться и спеть, да еще как!».

Нужно пояснить, что Нина передвигается в кресле-коляске. В 2013 году она попала в автокатастрофу, в результате которой получила перелом позвоночника и паралич обеих ног. Потом был долгий процесс реабилитации, средства на которую собирали всем миром. В частности, в помощь девушке тольяттинские музыканты организовали благотворительный концерт. Спустя почти год после аварии Нина вернулась к выступлениям, несмотря на то, что это очень непросто - петь сидя.

Однако причиной, почему Нина не прошла «слепое» прослушивание, стало вовсе не это. Все то время, что тольяттинская певица провела в Москве ради участия в шоу, стало тяжелым испытанием для человека, который передвигается на коляске. А в сам день съемок произошло все, что только могло, чтобы помешать выступлению Нины. Включая упомянутое Владимиром Меерсоном отсутствие звука в ушном мониторе, так что половину песни Нина пела вглухую, не слыша себя.

Подробно о том, что произошло до и во время съемок можно прочитать на страницах ВКонтакте Нины и ее братаАлександра . Поверьте, это стоит прочесть и именно в полной версии. Сказать, что история трогает за душу - это не сказать ничего.

Сама Нина пишет, что рассказала свою историю не для того, чтобы оправдаться или объясниться. Она поведала ее для того, чтобы рассказать, каково приходится человеку в коляске. Даже элементарные вещи вроде сходить в туалет и принять душ становятся огромной проблемой в обществе, где никому нет дела до людей с особыми потребностями.

«Я очень хотела дойти до Слепых, чтоб меня увидели сотни таких же людей, как я, и поняли, что отчаиваться и лениться нельзя, нужно жить полной жизнью даже при таких трудностях. Потому что ни Москва, ни я сама слезам не верим - надо радоваться каждому дню, даже если тебе не помыться, не сходить нормально в туалет, и если попа прилипает к сиденью☺ И я дошла именно до Слепых! И-таки меня покажут! И я вам всем покажу☺))))» , - пишет Нина.

Брат Александр Меерсон, который описал все коллизии в гораздо больших подробностях, чем Нина, в завершении говорит:

«Я вам скажу - это честный конкурс! Разумеется, они не знают всей этой истории и они слышат ошибки в вокале и не поворачиваются. Всё по-честному. Никаких поблажек на инвалидность. Жаль только, что после спетого уже никому ничего не объяснить. Было как было. Но откровенно сказать, Нина и при всём этом спела великолепно. Зал действительно встал в овациях. Ну а когда наставники повернулись - они просто охренели! Охренели от того, что так поёт человек в положении сидя, ведь именно сидя хорошо петь очень сложно. Было видно, как они расстроились, потому что если бы они только знали... Хотя если бы не все приключения до выхода, то они бы и не поняли, что что-то не то - после аварии Нина научилась петь сидя так, как не поют многие стоя, дыхание у неё на редкость ровное, и она умеет держать звук. Все были очарованы Ниной и говорили ей теплые слова».

Три года назад в Абхазии на серпантине на нас из-за поворота вылетел бронированный Land Rover по встречной полосе. Нашей вины нет никакой, но того человека не наказали: у него, насколько я знаю, оказался высокопоставленный родственник. Я ехала на переднем пассажирском сиденье, - рассказывает «Русской Планете» певица Нина ВедеНина-Меерсон из Тольятти, ставшая известной всей стране после слепых прослушиваний телешоу «Голос-4».

- Вы очнулись в больнице?

Я не теряла сознание, руководила всем процессом. Сразу поняла, что произошло, где перелом позвоночника, где разрывы, и говорила помощникам на дороге, что со мной делать. Уже в больнице после операции реаниматолог сказал, что это меня и спасло: если бы я была без сознания до приезда скорой, то могла и не выжить.

Врачи сначала говорили, что у меня не получится восстановиться, а потом (когда я уже сама добилась продвижений) - что надо пахать и пахать, и будет лучше. Вот пример: одно время я не могла ходить в туалет и просила врача в больнице Израиля дать мне стимулирующие средства. Врач раздумывал 2,5 месяца, а потом сказал: «При твоей травме эта функция никогда не восстановится». Я выслушала, разработала себе собственную программу восстановления, и через 8 месяцев у меня все получилось. После диагностики оказалось, что эта часть организма у меня теперь работает лучше, чем у некоторых здоровых людей.

- А откуда у вас знания, по которым вы разработали эту программу?

Я окончила СПбГУКИ по классу эстрадно-джазового вокала. В последние три года до аварии преподавала. Во-первых, когда ты преподаешь вокал и хочешь хорошо это делать, ты обязан очень хорошо знать анатомию. Меня к тому же всегда интересовала медицина. Во-вторых, я преподаю не так: «Спой мне одну ноту, спой другую», - а отталкиваюсь от психологии и физиологии. Поэтому я хорошо знаю, как устроен человеческий организм, что с чем связано.

Более того, у меня есть курс «Вокалотерапия»: это голосовой тренинг, работающий, в том числе на оздоровление. Я работаю и с беременными, и с сердечниками, и с людьми с ДЦП. У меня была восьмилетняя девочка с тяжелой формой эпилепсии. Когда мы стали заниматься, у нее прекратились приступы. Я сама себе вылечила клинически зафиксированный диагноз «бронхиальная астма», до этого целиком зависела от ингаляторов и сильно задыхалась.

После аварии у меня сначала был паралич полностью от пупка (чуть выше) и до ступней, я ничего не чувствовала. Но потихоньку начал включаться верх живота, потом низ, и теперь уже бедра работают. В больнице, когда мне вводили трубку, повредили связки, и я даже шептать не могла. Я полностью заново восстанавливала голос.

- В чем принцип вашей методики?

Человек никогда не запоет, пока у него есть психологические зажимы. Эти зажимы создают физиологические зажимы, которые - в какой бы части тела они ни находились - дают натяжение голосовых связок. Когда я занимаюсь с детьми, то с начала уроков разрешаю им прыгать, валяться, мотать головой, как болванчики, - мне нужно, чтобы у них расслабилось тело. А тело - это отображение внешних факторов. Так что если человеку говорить: «Ты ничего не можешь», - он ничего и не сможет, как ни будет стараться.

- После аварии у вас самой наверняка же появились свои физиологические зажимы?

Нет, и страха не было. Мне не казалось, что теперь это навсегда.

- Как изменились после травмы ваши отношения с окружающим миром, помимо очевидных бытовых трудностей?

Было сложно, когда лежишь, ничего не можешь сделать для себя и вынужден гонять окружающих: «Мне нужно это, подайте то». И ты понимаешь, как тебе надо, но не можешь объяснить другим. А люди-то стремятся помочь, но, бывает, делают что-то без твоей на то нужды либо не так, как надо тебе. Вот это трудно: я вынуждена все время быть благодарной, объяснять, как надо, и как будто оправдываться, почему мне нужно заправлять постель именно так, использовать простыни на резинках вместо обычного белья. Некоторые упрекают: «Умерь капризы», - но я не капризная! Мне приятна помощь, но мои требования - необходимость, без которой мне не справиться.

Еще морально очень тяжело, что у меня не работают только ноги, но они не дают мне задействовать все остальное, что работает на 100%. А я еще и не привыкла жаловаться и просить.

- Видимо, до аварии вы были очень самостоятельной и всего добивались сами.

Даже слишком самостоятельной...

- Через какое время после травмы вы снова начали петь и преподавать?

Преподавать - через полтора года, впервые выступила примерно через год. И мой голос после аварии стал гораздо объемнее, чем был раньше! Это загадка: я ведь сижу, он не должен таким быть. Помню, на первом концерте стала петь - а там тако-о-ое! И у меня в голове: это что, я?? Что с этим богатством делать-то?

- Были ли у вас психологические барьеры перед выходом на сцену на коляске?

Конечно, были! Только сейчас они начинают уходить. Я не хотела, чтобы меня жалели, я не урод, не собираюсь помирать, и, в принципе, у меня все в порядке. И я поняла: если не хочу, чтобы жалели, значит, надо сделать так, чтобы восхищались. То есть привести себя в такой внешний порядок, чтобы никому в голову не пришло мне сочувствовать.

Это первое. И второе: было большой неожиданностью, что, если раньше я стояла, а зрители сидели, то сейчас я сижу - а все встают!

Это у вас сложилось такое впечатление, потому что вам не все показали. Например, реплика Александра Градского: «Если бы я только мог представить, что человек так поет сидя», - в эфир не вошла. Они реагировали не на то, что я бедная-несчастная, а на голос, так звучащий у сидящего человека.

Просто меня завалили письмами, чтобы я вернулась и снова там спела. Я и хотела бы, и не хотела бы. Нет - потому что не хочу восприниматься как человек, пользующийся своим положением. Хотела бы - потому что участие в телепроекте позволяет реализовывать планы, связанные вообще с другими людьми.

Вот сейчас я пытаюсь пробивать доступную среду в нашем городе. Я не могу себе даже нормальный пандус поставить до сих пор. 9 мая у меня случилась истерика: все цветет, все так прекрасно, а я сижу дома, просто потому что меня некому вынести из подъезда, кроме мужиков, которые разъехались. У меня была проблема в аэропорту с некомпетентными сотрудниками - но как только они узнали, что я участница проекта, все моментально начало решаться! Так что чем больше меня знают и видят, тем больше я могу сделать для других.

- Почему вы решили не просто сделать пандус себе, а заняться защитой прав на безбарьерную среду?

Я занималась этим и до аварии. Я работала с детьми с инвалидностью. И вообще всегда была борцом за справедливость. Я вижу, как страдают не только люди на инвалидных колясках, но и мамочки с колясками обычными. Заявляете, что у нас доступная среда, - сделайте! Или не заявляйте...

Вот в том же аэропорту Самары в туалете для инвалидов сделали очень высокий порожек. Администрация аэропорта сказала: «Мы знаем, что сделано плохо, но ничего не можем поменять». Я дошла до Роспотребнадзора. Порожки убрали. И таких вещей много. Мы с друзьями хотим провести несколько экспериментов, в том числе записываем видеоролик со мной «Один день из жизни инвалида в городе», где покажем, куда я могу и не могу заехать.

- Вы когда-нибудь думали, зачем в вашей жизни должна была произойти эта авария?

А я знаю зачем, но озвучивать не буду. Я заранее предчувствовала, что она произойдет. Мы ехали, и я думала: «Интересно, что испытывают люди, когда врезаются?» А когда мы врезались, первое, что я сказала: «Так вот, оказывается, как это бывает!» И ехать я не хотела и отговаривала всех. У меня и раньше сбывались предчувствия, но до аварии я не слушала себя.

- Что вы могли бы сказать людям в том положении, в каком были сами после аварии?

Надо много пахать, работать над собой, не слушая тех, кто в вас не верит. Еще - любить жизнь. Как бы мне ни было плохо, у меня никогда не было желания что-то плохое с собой сделать. Бывает, что ничего не хочу и все противно - но радует, что и умирать я тоже не хочу!

Есть такая книга в интернете «Жить стоит», автор - Ирина Триус, буду благодарна, если вы ее упомянете. Она о женщине, закованной целиком в гипсовый «скафандр» из-за туберкулеза костей. В ней такая сила! Эта женщина выучила языки, стала профессиональным переводчиком... В общем, лучше прочитать, не буду рассказывать. Держать такие истории в голове я желаю не только тому, кто попал в трудную ситуацию, но и вообще любому.

Алена Быкова

Три года назад в Абхазии на серпантине на нас из-за поворота вылетел бронированный Land Rover по встречной полосе. Нашей вины нет никакой, но того человека не наказали: у него, насколько я знаю, оказался высокопоставленный родственник. Я ехала на переднем пассажирском сиденье, - рассказывает «Русской Планете» певица Нина ВедеНина-Меерсон из Тольятти, ставшая известной всей стране после слепых прослушиваний телешоу «Голос-4».

- Вы очнулись в больнице?

Я не теряла сознание, руководила всем процессом. Сразу поняла, что произошло, где перелом позвоночника, где разрывы, и говорила помощникам на дороге, что со мной делать. Уже в больнице после операции реаниматолог сказал, что это меня и спасло: если бы я была без сознания до приезда скорой, то могла и не выжить.

Врачи сначала говорили, что у меня не получится восстановиться, а потом (когда я уже сама добилась продвижений) - что надо пахать и пахать, и будет лучше. Вот пример: одно время я не могла ходить в туалет и просила врача в больнице Израиля дать мне стимулирующие средства. Врач раздумывал 2,5 месяца, а потом сказал: «При твоей травме эта функция никогда не восстановится». Я выслушала, разработала себе собственную программу восстановления, и через 8 месяцев у меня все получилось. После диагностики оказалось, что эта часть организма у меня теперь работает лучше, чем у некоторых здоровых людей.

- А откуда у вас знания, по которым вы разработали эту программу?

Я окончила СПбГУКИ по классу эстрадно-джазового вокала. В последние три года до аварии преподавала. Во-первых, когда ты преподаешь вокал и хочешь хорошо это делать, ты обязан очень хорошо знать анатомию. Меня к тому же всегда интересовала медицина. Во-вторых, я преподаю не так: «Спой мне одну ноту, спой другую», - а отталкиваюсь от психологии и физиологии. Поэтому я хорошо знаю, как устроен человеческий организм, что с чем связано.

Более того, у меня есть курс «Вокалотерапия»: это голосовой тренинг, работающий, в том числе на оздоровление. Я работаю и с беременными, и с сердечниками, и с людьми с ДЦП. У меня была восьмилетняя девочка с тяжелой формой эпилепсии. Когда мы стали заниматься, у нее прекратились приступы. Я сама себе вылечила клинически зафиксированный диагноз «бронхиальная астма», до этого целиком зависела от ингаляторов и сильно задыхалась.

После аварии у меня сначала был паралич полностью от пупка (чуть выше) и до ступней, я ничего не чувствовала. Но потихоньку начал включаться верх живота, потом низ, и теперь уже бедра работают. В больнице, когда мне вводили трубку, повредили связки, и я даже шептать не могла. Я полностью заново восстанавливала голос.

- В чем принцип вашей методики?

Человек никогда не запоет, пока у него есть психологические зажимы. Эти зажимы создают физиологические зажимы, которые - в какой бы части тела они ни находились - дают натяжение голосовых связок. Когда я занимаюсь с детьми, то с начала уроков разрешаю им прыгать, валяться, мотать головой, как болванчики, - мне нужно, чтобы у них расслабилось тело. А тело - это отображение внешних факторов. Так что если человеку говорить: «Ты ничего не можешь», - он ничего и не сможет, как ни будет стараться.

- После аварии у вас самой наверняка же появились свои физиологические зажимы?

Нет, и страха не было. Мне не казалось, что теперь это навсегда.

- Как изменились после травмы ваши отношения с окружающим миром, помимо очевидных бытовых трудностей?

Было сложно, когда лежишь, ничего не можешь сделать для себя и вынужден гонять окружающих: «Мне нужно это, подайте то». И ты понимаешь, как тебе надо, но не можешь объяснить другим. А люди-то стремятся помочь, но, бывает, делают что-то без твоей на то нужды либо не так, как надо тебе. Вот это трудно: я вынуждена все время быть благодарной, объяснять, как надо, и как будто оправдываться, почему мне нужно заправлять постель именно так, использовать простыни на резинках вместо обычного белья. Некоторые упрекают: «Умерь капризы», - но я не капризная! Мне приятна помощь, но мои требования - необходимость, без которой мне не справиться.

Еще морально очень тяжело, что у меня не работают только ноги, но они не дают мне задействовать все остальное, что работает на 100%. А я еще и не привыкла жаловаться и просить.

- Видимо, до аварии вы были очень самостоятельной и всего добивались сами.

Даже слишком самостоятельной...

- Через какое время после травмы вы снова начали петь и преподавать?

Преподавать - через полтора года, впервые выступила примерно через год. И мой голос после аварии стал гораздо объемнее, чем был раньше! Это загадка: я ведь сижу, он не должен таким быть. Помню, на первом концерте стала петь - а там тако-о-ое! И у меня в голове: это что, я?? Что с этим богатством делать-то?

- Были ли у вас психологические барьеры перед выходом на сцену на коляске?

Конечно, были! Только сейчас они начинают уходить. Я не хотела, чтобы меня жалели, я не урод, не собираюсь помирать, и, в принципе, у меня все в порядке. И я поняла: если не хочу, чтобы жалели, значит, надо сделать так, чтобы восхищались. То есть привести себя в такой внешний порядок, чтобы никому в голову не пришло мне сочувствовать.

Это первое. И второе: было большой неожиданностью, что, если раньше я стояла, а зрители сидели, то сейчас я сижу - а все встают!

Это у вас сложилось такое впечатление, потому что вам не все показали. Например, реплика Александра Градского: «Если бы я только мог представить, что человек так поет сидя», - в эфир не вошла. Они реагировали не на то, что я бедная-несчастная, а на голос, так звучащий у сидящего человека.

Просто меня завалили письмами, чтобы я вернулась и снова там спела. Я и хотела бы, и не хотела бы. Нет - потому что не хочу восприниматься как человек, пользующийся своим положением. Хотела бы - потому что участие в телепроекте позволяет реализовывать планы, связанные вообще с другими людьми.

Вот сейчас я пытаюсь пробивать доступную среду в нашем городе. Я не могу себе даже нормальный пандус поставить до сих пор. 9 мая у меня случилась истерика: все цветет, все так прекрасно, а я сижу дома, просто потому что меня некому вынести из подъезда, кроме мужиков, которые разъехались. У меня была проблема в аэропорту с некомпетентными сотрудниками - но как только они узнали, что я участница проекта, все моментально начало решаться! Так что чем больше меня знают и видят, тем больше я могу сделать для других.

- Почему вы решили не просто сделать пандус себе, а заняться защитой прав на безбарьерную среду?

Я занималась этим и до аварии. Я работала с детьми с инвалидностью. И вообще всегда была борцом за справедливость. Я вижу, как страдают не только люди на инвалидных колясках, но и мамочки с колясками обычными. Заявляете, что у нас доступная среда, - сделайте! Или не заявляйте...

Вот в том же аэропорту Самары в туалете для инвалидов сделали очень высокий порожек. Администрация аэропорта сказала: «Мы знаем, что сделано плохо, но ничего не можем поменять». Я дошла до Роспотребнадзора. Порожки убрали. И таких вещей много. Мы с друзьями хотим провести несколько экспериментов, в том числе записываем видеоролик со мной «Один день из жизни инвалида в городе», где покажем, куда я могу и не могу заехать.

Нина участвует в проекте, демонстрирующем, что городская среда не приспособлена для людей с ограниченными возможностями. Фото: из личного архива

- Вы когда-нибудь думали, зачем в вашей жизни должна была произойти эта авария?

А я знаю зачем, но озвучивать не буду. Я заранее предчувствовала, что она произойдет. Мы ехали, и я думала: «Интересно, что испытывают люди, когда врезаются?» А когда мы врезались, первое, что я сказала: «Так вот, оказывается, как это бывает!» И ехать я не хотела и отговаривала всех. У меня и раньше сбывались предчувствия, но до аварии я не слушала себя.

- Что вы могли бы сказать людям в том положении, в каком были сами после аварии?

Надо много пахать, работать над собой, не слушая тех, кто в вас не верит. Еще - любить жизнь. Как бы мне ни было плохо, у меня никогда не было желания что-то плохое с собой сделать. Бывает, что ничего не хочу и все противно - но радует, что и умирать я тоже не хочу!

Есть такая книга в интернете «Жить стоит», автор - Ирина Триус, буду благодарна, если вы ее упомянете. Она о женщине, закованной целиком в гипсовый «скафандр» из-за туберкулеза костей. В ней такая сила! Эта женщина выучила языки, стала профессиональным переводчиком... В общем, лучше прочитать, не буду рассказывать. Держать такие истории в голове я желаю не только тому, кто попал в трудную ситуацию, но и вообще любому.