Оскар не дают леонардо ди каприо. «Выживший»: почему Леонардо Ди Каприо обязательно получит «Оскар

Хотелось бы вам услышать о том, кому, за какие заслуги и как вручается премия «Оскар»? А узнать, почему у Ди Каприо до сих нет «Оскара»? Раскрывает все тайны и секреты продюсер Александр Роднянский, который работал над фильмом, номинированным на «Оскар», а также является продюсером всем известных картин - «9 рота», «Левиафан», «Питер FM», «Облачный атлас» и даже «Город грехов 2».

Недавно вышла его дополненная книга «Выходит продюсер» , где он и делится очень даже интересными подробностями про «Оскар», Голливуд и отечественную киноиндустрию. Вот некоторые «любопытности», в том числе и про Ди Каприо 😉

Что нужно знать об «Оскаре»

Самую престижную кинематографическую премию мира - «Оскар» - вручает Американская академия кинематографических искусств и наук. Она состоит из 17 отделений: актеров, режиссеров, операторов, кастинг-директоров, дизайнеров, художников по костюмам, монтажеров, гримеров, документалистов, продюсеров, PR, администраторов, композиторов, сценаристов, озвучания, визуальных эффектов и объединенного отделения короткометражных фильмов и полнометражной анимации. В каждом из них - представители одной киноспециальности.

Почему у Леонардо Ди Каприо нет Оскара

Члены Американской киноакадемии отчетливо осознают важность присуждаемой ими премии и видят в ней не только награду за профессионализм. Накануне церемонии номинантов собирают на праздничный ланч - очень обаятельное мероприятие, даже с небольшой красной дорожкой, но при этом без строгого регламента и дресс-кода. И первое, что говорят 150 номинантам: «Выходите ли вы на сцену, сидите ли в зале, помните: вас смотрит больше миллиарда зрителей».

В эту секунду и понимаешь, сколь ответственное дело - оскаровское выступление. Мы иронизируем над подчеркнутой политкорректностью оскаровской церемонии, удивляемся отсутствию острых, рискованных шуток, но все это является прямым следствием высокой гуманистической миссии, осознаваемой членами Американской киноакадемии.

Фильмы, получающие «Оскар», становятся, пусть ненадолго, но событиями планетарного масштаба. И этот факт - ответ на многие вопросы. Например, о том, почему фильмы о холокосте или о расовых конфликтах так часто получали «Оскар».

Или почему многие действительно великие актеры этой награды никогда не получали даже за самые свои блистательные роли. Например, Ди Каприо.

Ждем, что будет на вручении премии «Оскар» в 2016 году. Ставки высоки 😉

Все знают, что у Леонардо Ди Каприо до сих пор нет «Оскара», хотя вряд ли кто-то сомневается, что он великий актер. Будет еще шанс на премии «Оскар» 2016 году. Но все же это не следствие некоего специального к нему отношения со стороны академии. Просто «Оскар» дается не только за выдающееся исполнение, но и за роль, за характер, созданный артистом.

«Драмы морального разложения», в которых столь часто играет Ди Каприо, оцениваются фактом номинации, но не наградой. Номинация на «Оскар» - это в системе координат индустрии очень значимое признание твоих профессиональных достоинств. Но «Оскар» за такие роли все-таки не дают. Не потому что лично Ди Каприо не вызывает симпатий у голосующих, а потому что «Оскар» оценивает не только созданную на экране роль, но и содержащееся в ней послание зрителю.

Как проходит голосование

В ноябре все 6124 члена киноакадемии получают бюллетени для голосования: сначала определяются номинанты на «Оскар» по всем категориям. Члены академии могут голосовать за номинацию лишь в рамках своей собственной секции, то есть дизайнеры выбирают номинантов за дизайн, актеры - за актерское мастерство и т. д. Голосование по разным номинациям идет весь декабрь и начало января.

Александр Роднянский – продюсер «Левиафана», который был номинирован на Оскар, — .

Подсчет голосов проходит не по привычному нам принципу простого большинства, а по принципу «преференциального голосования», или, как его еще называют, «голосования с выбыванием». Каждый член академии может написать на бюллетене любые фильмы, которые он считает достойными номинации, в порядке предпочтения. То есть лучший под номером «один», следующий за ним - «два» и т. д. Если ни один из фильмов не набирает абсолютного большинства голосов, то фильм с наименьшим количеством голосов выбывает, а отданные за него голоса переходят к следующему в списке фильму.

После того как бюллетени сданы в аудиторскую компанию PriceWaterhouseCoopers, голоса подсчитываются и формируются итоговые списки номинантов, которые 15 января в прямом эфире объявляет президент академии. На втором этапе голосования, когда члены академии выбирают победителей, они уже могут голосовать во всех номинациях.

«Оскар» во многом заложник собственной популярности. Миллиард человек во всем мире смотрят церемонию, еще столько же обсуждают и комментируют ее результаты в интернете или в живом общении. И как прямое следствие - ощущение, что ты про академию все понимаешь и можешь авторитетно судить о правильности или ошибочности тех или иных ее решений. На деле же все, конечно, значительно сложнее.

«Лучший фильм на иностранном языке» (в которую попал «Левиафан» Роднянского, что логично, - прим. ред. ) это наименее интересная для академиков номинация. Но тогда какая представляет для них наибольший интерес?

Кадр из фильма «Левиафан», —

Не поверите, но все технические номинации. Для большой части (миллиарда людей!) населения Земли «Оскар» - праздник звезд - актеров и режиссеров. Ну, еще, может быть, композиторов и исполнителей песен в фильмах. Большинство зрителей в любой стране мира пренебрежительно (ну, или без особого интереса) относится к техническим номинациям - лучший грим, лучший монтаж, лучший звук, лучшая операторская работа, лучший костюм… А именно эти премии и являются основными и самыми важными для голосующих за «Оскар».

Из шести тысяч членов академии лишь малую часть составляют суперзвезды, чьи имена известны десяткам миллионов землян. Большая же часть - это профессионалы, чьими руками создаются любимые нами фильмы, - как раз звукорежиссеры, монтажеры, художники.

Немного про политику

Важным обстоятельством является довольно узкая специализация подавляющего большинства голосующих. Все они живут в первую очередь в стране под названием Кино и смотрят исключительно на успех или неуспех, эмоциональную силу, профессиональное совершенство и неожиданность, свежесть высказывания в тех или иных фильмах.

Члены киноакадемии за редкими исключениями не интересуются контекстами создания художественных произведений, которые их просят оценить, - как сантехник из рассказа Зощенко, которого в театре интересовал лишь вопрос, действует ли здесь водопровод.

Каждый раз, когда дома мы читали о желании членов Американской киноакадемии отомстить России за украинский кризис, за «неправильную внешнюю политику», за притеснения оппозиции, это вызывало только смех: я до сих пор не до конца уверен, что многие, если не большинство этих уважаемых профессионалов сумеют найти на карте Украину или даже Россию.

Американцы, и это важно понимать, очень американоцентричны, им малоинтересен мир за пределами США, его история и события, в нем происходящие.

Мало кто интересуется международной политикой, и абсолютный минимум американцев читает международные новости. В списке приоритетов внешняя политика стабильно занимает последнее место. Согласно последнему серьезному исследованию, лишь 5% американских избирателей интересуются взглядами кандидата на внешнюю политику. Пять процентов!

«Оскар» в России

Российский оскаровский комитет - одна из самых закрытых организаций в отечественной кинематографии. Например, состав комитета является по неизвестной причине секретной информацией. Когда Александр Роднянский вместе с коллегами запросили у оргкомитета имена членов комитета, ответа не последовало. Его не дали с объяснением, что для этого нужна чья-то команда. Чья команда? Неизвестно.

Но при этом известен принцип его формирования: в него входили режиссеры и продюсеры фильмов либо победивших в конкурсах наиболее значимых мировых фестивалей (так называемой категории «А»), либо номинированных или получивших «Оскар». Обладатели призов за режиссуру - например, Павел Лунгин был награжден этим призом в Канне за «Такси-блюз» - по регламенту в состав комитета не попадали. В общем-то, все достаточно любопытно.

И все же «Левиафан» был номинирован на «Оскар» и премию BAFTA и получил «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Впервые со времен Советского Союза, когда его получил «Война и мире».

Продюсер Александр Роднянский и режиссер Андрей Звягинцев на вручении награды «Золотой глобус» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за фильм «Левиафан», - .

«Нет» войне

Премия «Оскар» - это и политическая декларация, продвигающая определенное видение мира. Награждая фильм, роль или автора, киноакадемия заявляет о необходимости стремиться к взаимопониманию между людьми, к равенству всех человеческих существ, к тому, чтобы война стала абсолютно неприемлемым явлением.

Эту статуэтку мечтает получить каждый режиссер и продюсер, —

Оскаровские «наградные листы» - иллюстрация утверждения, что болезни чудовищны, смерть неизбежна, но жизнь надо прожить достойно, с прямой спиной. «Оскар» безусловно на стороне картин, так или иначе разрабатывающих сверхтему большого американского кино.

А эта сверхтема - вера в возможность преодоления Человеком с большой буквы враждебных обстоятельств, вера в его силу и его волю к жизни.

Именно такие фильмы получают «Оскар». С этой позицией премии можно спорить, но она остается константой на протяжении десятилетий.

Еще больше интересных рассказов про Голливуд и отечественное кино - в обновленной книге Александра Роднянского

Пытаемся разобраться в важном помешательстве нашего поколения − "Оскар для Лео" и как охота за золотой статуэткой превратилась в интернет-мэм

© tumblr.com

Уже совсем близко. Церемония награждения лучших фильмов американского производства состоится уже 28-го февраля. И, поскольку картина с Леонардо Ди Каприо "Легенда Хью Гласса" − , самое время посокрушаться на тему "ну дайте же Лео наконец "Оскар". Пытаемся разобраться, как карьера одного из самых талантливых актеров Голливуда превратилась в главный источник интернет-мэмов и фотоколлажей.

Начнем, пожалуй, с главного − награду Киноакадемии Леонардо Ди Каприо действительно заслужил и очень давно. О молодом даровании заговорили еще в 1993 году, когда 19-летнего Лео номинировали на "Оскар" как "Лучшего актера второго плана" за выдающуюся роль слабоумного подростка Арни Грэйпа в фильме Лассе Халлстрема "Что гложет Гилберта Грейпа" . Самый показательный пример убедительности игры актера − это то, что многие кинопрофессионалы, включая, например, знаменитого Марлона Брандо, действительно посчитали, что малоизвестный тогда Ди Каприо страдает задержкой в психическом развитии. "Оскар" тогда взял Томи Ли Джонс за "Беглеца", а общественность логично посчитала, что у Лео еще все впереди.

То, что Ди Каприо уже тогда не был удостоен награды, − палка в двух концах. Едва ли можно посчитать, что недостающий "Оскар" испортил Лео карьеру − впечатляющая фильмография актера и список других наград не дадут соврать. Однако именно роль Арни − одна из самых мощных актерских работ Ди Каприо, которую упускать из виду было большой ошибкой Киноакадемии.

В 1996 году на экраны выходит громкая адаптация "Ромео и Джульетты" на современный лад от База Лурмана. Противоречивый метод повествования в стиле MTV, где семейства Монтекки и Капулетти устраивают поединки не на мечах, а на пистолетах, а молодое поколение аристократов закидывается экстази вместо "пьянящей поэзии", оставил неоднозначное впечатление у консервативных кинокритиков. Однако за океаном, на Берлинском кинофестивале, Лео получает первую крупную кинонаграду − Серебряного Медведя за лучшую мужскую роль.

Так получилось, что Ди Каприо с юных лет выбирает очень амбициозные проекты, которые попадают в оскаровские скандалы разной величины. Яркий пример − "Титаник" в 1998 году. Эпохальная во всех смыслах картина Джеймса Камерона побила рекорд по количеству выигранных статуэток в истории "Оскара" − целых 11 (столько же удалось получить "Властелину колец. Возвращение короля" в 2003 году)!. Однако Леонардо Ди Каприо даже не был номинирован за свою актерскую игру. Уже тогда 24-летний Лео затаил обиду на Киноакадемию и не явился на церемонию.

Шумиха вокруг актеров, которых "прокатили" с "Оскаром", обычно длится не больше пары недель после церемонии. Однако с Ди Каприо дела обстояли совсем иначе. К молодому актеру всегда было приковано всеобщее внимание. Как ни как, 90-е все еще были временем, когда в Голливуде заправляли "динозавры" за 35 и больше, а к веселым временам "дорогу молодым" и до громких случаев наподобие "Оскара" для юной Дженнифер Лоуренс было еще далеко. Каково же было удивление, когда Леонардо Ди Каприо, не достигнув и 30-ти лет, стал главной надеждой Голливудских босов и новым Джеком Николсоном и Марлоном Брандо в одном флаконе.

В 2002 году вновь повторилась история с громким оскаровским фильмом, в котором как будто нарочно Лео обошли вниманием и даже не номинировали. Мартин Скорсезе представил на соискание "Оскара" историческую драму "Банды Нью-Йорка" , которая, несмотря на 10 номинаций, не получила ни одной награды.

В 2004-м был громкий "Авиатор" Мартина Скорсезе − биографическая лента о Говарде Хьюзе. Картина собрала четыре премии BAFTA и пять "Золотых Глобусов" (в том числе для Лео за "Лучшую мужскую роль"). Перед "Оскаром" именно ставки на Ди Каприо были самыми высокими. Уступал ему разве что Джейми Фокс в роли знаменитого слепого соул-певца Рэя Чарлза. Что ж, именно игра Фокса пришлась по вкусу Академии. С тех самых пор фанаты Ди Каприо могут начинать праздновать годовщину холодной войны "Оскара" и Леонардо Ди Каприо. Ведь со стороны все выглядит как заговор против талантливого актера, да и сам Лео уже потерял контроль над ситуацией.

В последующие 10 лет работа Леонардо Ди Каприо, по правде, напоминала игру в одни ворота. "Отступники" (2006) − 4 "Оскара" и даже без номинации для Лео, "Кровавый алмаз" (2007) − 5 номиаций, включая номинацию для Ди Каприо, и ни одной победы, "Дорога перемен" (2008) − 3 номинации и ни одного "Оскара", "Начало" (2010) − 4 "Оскара" и без номинации для актера, "Джанго освобожденный" (2012) − 2 "Оскара", а Лео вновь без внимания даже на стадии раздачи номинаций (этот случай особо возмутил общественность, роль рабовладельца Келвина Кэнди у Ди Каприо одна из лучших).

Среди последних оскаровских неудач у Леонардо сразу два фильма, вышедших в один год − "Вэликий Гэтсби" и "Волк с Уолл-стрит" в 2014-м. И если в "Гэтсби" Лео не номинировали, но хотя бы сам фильм взял два технических "Оскара", то громкий "Волк с Уолл-стрит" обеспечил номинацию для Ди Каприо, однако актёр проиграл во всех пяти категориях. Сказать, что Ди Каприо по-оскаровски не везет − не сказать ничего. Ситуацию усугубила межконтинентальная слава с налетом почтенного пафоса, которой с годами оброс "Оскар", обеспечив Киноакадемии статус чуть ли не единственного и самого важного показателя актерского таланта, что, конечно же, весьма преувеличено.

Приблизительно в одно время с провалами Лео, которые с каждым годом только прибавлялись, в начале 2010-х, ключевой составляющей культуры интернет-сообщества, получившего вид большой социальной сети, стала система мэмов и фотоколлажей. Не стоит недооценивать гиф-анимации, ибо их по праву можно считать двигателем entertainment-журналистики. Такие издания, как: Buzzfeed, Mashable, Popsugar получили многомиллионную аудиторию благодаря новому тренду, ставшему синонимом успеха − take it easy. Новая непринужденность, самоирония и отчаянное дуракаваляние проникли всюду. Именно поэтому, соответствуя духу мэйнстрима, фотобомбить своих друзей начали не только "простые смертные", но даже звезды первой величины на красных дорожках.

© tumblr.com

И пока Леонардо Ди Каприо сохранял благородный вид, не ввязываясь в запутанные сети фотоколлажей (практически все записи Лео в Instagram и Twitter на экологическую тематику), сообщество его поклонников, да и хэйтеров тоже, сделали все за него. Любой публичный конфуз или даже намек на непредвиденную ситуацию, стечение обстоятельств не остаются незамеченными наблюдательной публикой какого-нибудь Tumblr или Imgur, именно поэтому каждая новая церемония или красная дорожка сопровождается подборкой фотоколлажей (вспомните, как издеваются над каждым новым платьем Рианны). Таким образом, новый фильм Ди Каприо − благодатная почва для мэмов: вот Лео ползет к прифотошопленому "Оскару" в "Легенде Хью Гласса", вот МакКонахи вертит статуэткой перед лицом смущенного актера в "Волке с Уолл-стрит", вот Лео в "Великом Гэтсби" поднимает заветный "Оскар" вместо бокала.

По большому счету, после десятилетий молчаливого потребления ТВ-продукта, мы получили социальные сети как возможность рефлексировать о самых важных общественных событиях в виде постов с гифками, коллажами, мэмами разной степени циничности. Именно поэтому Лео теперь иллюстрирует наш календарь в виде подборки анимаций: от страдальческого понедельника до победоносной пятницы. В целом ситуация с интернет-популярностью Леонардо Ди Каприо − лишь один из многих случаев network-сумасшествия. Поразительно, как интернет-сообщество со временем само стало причиной такой алергической реакции на Ди Каприо. Со вкусом горькой пилюли мы комментируем каждую новость об актере словами: "Да дайте уже "Оскар" Лео".

Справедливости ради стоит сказать, что сам Ди Каприо не лишен чувства юмора и с радостью иронизирует о своих знаменитых ролях (к примеру, скэтч в Saturday Night Live с Джоной Хиллом), однако "Оскар" остается темой, над которой Лео пока что не готов шутить, да и сами жураналисты нерешительно поднимают тему о заветной золотой статуэтке, записывая интервью с актером.

Со всей уверенностью можно сказать, что в Сети существует отдельный Леонардо Ди Каприо − тот самый парень с гифок, фанатично одержимый "Оскаром", работающий на износ во имя "золотого парня" на своей книжной полке. Однако, существует ли такой Лео в жизни − сказать сложно, поскольку то, что мы читаем об актере сейчас, − продукт той самой entertainment-журналистики и юзеров, в равной степени владеющих фотошопом и бородатым юмором. По правде, Лео − талантливый парень, самоотверженный и профессиональный актер и да, дайте ему "Оскар", чтобы беднягу наконец оставили в покое.

7 января до российского проката дошел новый фильм оскароносного Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Выживший». Главную роль исполнил Леонардо Ди Каприо, любимец публики и критиков, которого упорно обходят стороной на церемонии вручения наград киноакадемии «Оскар». У прекрасного Лео было три номинации на «Оскар» как актера. Но ни один ему так и не достался.

Вокруг этого феномена уже сочиняют невероятные конспиративные теории, а сама эта несправедливая ситуация стала бородатым мемом. Разбираемся, почему в этом году киноакадемия не отвертится.

(Всего 10 фото и 2 видео)

Лео + сценарий = любовь

Иньярриту адаптировал роман Майкла Панке настолько виртуозно, что за почти три часа фильма зритель забывает выдохнуть. Ди Каприо, как и всегда, подхватывает это напряжение. Он не просто существует в роли, он неотделим от сюжета, ведь сюжет построен вокруг его персонажа. И Ди Каприо, и сценарий держат друг друга.

В начальной сцене резни Ди Каприо единственный остается хладнокровным

Фильм открывается сценой резни между трапперами и индейцами. И трапперы, и индейцы в шоке и на адреналине. Все боятся смерти или увечья. Единственный, кто остается хладнокровным, - это герой Ди Каприо Хью Гласс. Может быть, ему и не нужно было оставаться хладнокровным по сюжету, ведь, когда на твой лагерь нападают разъяренные индейцы, тут уж даже самый отважный из храбрецов не выдержит. Но только не Хью Гласс. Он увел свою группу к лодке и повел дальше в горы.

Герой положителен во всем

Как правило, по законам сценарного мастерства, у протагониста есть темная и светлая сторона. Конфликт произведения нередко связан с противостоянием этих сторон. Но не в случае Ди Каприо. Лео смог показать человека, который верит в добро и справедливость, который готов победить саму смерть ради торжества правды. Только Ди Каприо смог сделать такого человека невероятно сильным и беспринципным.

Все актеры играют вокруг персонажа Ди Каприо

Еще одно сценарное нарушение структуры: все герои действуют вокруг главной линии персонажа Ди Каприо. Хью Гласс - единственный, кто идеально знает местность. После того как на Гласса напал медведь, он не смог двигаться сам, и группа оставила с ним добровольцев. Не хотим спойлерить, но поверьте, весь фильм вертится вокруг Гласса. Даем слово!

Сцена с медведем

О сцене с медведем было известно сразу после выхода трейлера. Это такая маркетинговая фишка фильма. Сразу хотим предупредить: медведь не насиловал Ди Каприо! Он на него просто напал, расслабьтесь. Сами посмотрите сцену и подумайте, какой человек сможет спокойно держать «Оскар», зная, что он не у Ди Каприо?

Ди Каприо отец

За всю свою карьеру в кино Ди Каприо сыграл отца только однажды - в «Волке с Уолл-стрит». В любом случае, там ребенок был маленький и никак не влиял на сюжет. В «Выжившем» Ди Каприо перешагнул в новое поколение ролей, здесь у Хью Гласса взрослый сын, который сопровождает его на охоте. Сначала Ди Каприо перешел от ролей симпатичных и потерянных мальчиков, а теперь он отошел от канона крутого интеллектуала. Теперь он выживший. Выживший мужик с сыном.

Парализован, но жив

После нападения медведя Хью Гласс стал прикован к носилкам. Только Ди Каприо может затмить игрой коллег в кадре, лежа без движения на носилках. А потом преодолеть даже боль в позвоночнике, на котором почти не осталось кожи, и отправиться мстить.

Выживание

Когда вы смотрите «Выжившего», вы существуете в наслоении смыслов в кадре: с одной стороны, вы видите Ди Каприо, который ползает по снегу, корчась от боли, который ест мозги животных и прижигает раны огнем. Но вы не видите Ди Каприо на самом деле. Вы видите Хью Гласса, траппера, который победил слабость и боль, вы видите самого сильного и отчаянного человека. И вы верите, что это Хью Гласс, а не Ди Каприо.

Библейский выбор в финале

Хью Гласс в финале делает свой библейский выбор касательно мести главному злодею в исполнении Тома Харди. В этот момент мы видим самого Ди Каприо, который точно так же не стремится за славой красавца или оскароносного актера. Он выбирал и выбирает роли, которые ему интересны, а не которые принесут ему толпы поклонниц. Он не боится показаться мерзким, отвратительным или несексуальным. Но, как и в фильме, он получает всё.

Как и его герой, он ведет всех вперед

Хью Гласс вел группу трапперов вперед. Присутствие Леонардо Ди Каприо среди актерского состава - это лучший показатель того, что фильм действительно стоящий. Ди Каприо ведет новое поколение киноманов к великолепным фильмам!

Леонардо Ди Каприо по праву считается одним из лучших голливудских актеров. Любая его роль в кино заслуживает внимания и поощрения со стороны критиков и «злополучной» А кадемии кинематографического искусства , что в некотором смысле и происходит, когда актера номинируют на различные премии. Но номинации, их количество и вручения сторонних премий никогда не сравнятся с вручением Оскара в жизни любой голливудской звезды. Ведь получить Оскар — значит внести со своей стороны особенный вклад в искусство создания кинофильмов.

В этой статье астролог нашего сайта Маргарита Аболина , специализирующаяся на вопросах карьеры, успеха и бизнеса, проанализирует индивидуальный гороскоп Леонардо Ди Каприо и расскажет о причинах «неудач» актера в номинациях на премию Оскар.

Леонардо Ди Каприо родился 11 ноября 1974 года в США в Лос-Анжелесе. Начнем рассмотрение индивидуального гороскопа актера с 1-го астрологического дома , а именно дома, отвечающего за характеристики личности и проявление себя в обществе.

banner_chyornaya_gif_728x90

В индивидуальном гороскопе Ди Каприо в первом доме мы видим скопление таких планет как Плутон, Уран, Меркурий и Луна . Плутон находится в соединении с Восходящим узлом — это говорит о том, что человек обладает уверенностью в себе, своих суждениях и умении влиять своей харизмой на окружающих. Уран и Меркурий — это рациональное, но, при этом, оригинальное мышление, отстаивание своих принципов, высокий интеллектуальный потенциал и «гибкость» ума. Человек с таким сочетанием планет в 1-ом доме умеет подстраиваться под ситуацию, но при этом, если необходимо, может повлиять на окружающих. В Точке Восхода у Леонардо Ди Каприо Луна находится в знаке Весов — это астрологический признак того, что актер обладает обаянием, физической привлекательностью и большим даром, т.е. талантом. Но, при этом, сочетание Луны и знака зодиака Весы говорит о потребности во внимании к своей личности, партнерстве, одобрении и поощрении. Вот здесь мы и видим первые кармические особенности знаменитости.

Непревзойденный талант, физическая привлекательность, острый ум и популярность, которую актер снискал еще в совсем юные годы — это положительный кармический багаж, доставшийся ему из прошлых жизней. Но вот жажда внимания и поощрения — это своеобразный кармический урок. В силу того, что человеку достались блага, выражающиеся профессиональным успехом, популярностью и финансовым благополучием, это провоцирует в актере скрытое тщеславие . Хотя внешне это может не демонстрироваться и маскироваться под видом равнодушия или высокомерия.

За финансовую обеспеченность и карьерный успех актера отвечает планета Марс, находящаяся в 1-ом доме рядом с Асцендентом . Это показатель того, что деньги и признание актер зарабатывает ценой собственных усилий, вкладывая в свою работу львиную долю энергии. То есть, опять же видно то, что популярность и удача Леонардо заслужена им кармически. Это с одной стороны позитивный момент, а с другой стороны — кармическое испытание.

Почему тогда Леонардо не дают премию Оскар? Ведь он был номинирован на нее аж 6 раз ! Многие фильмы, в которых он сыграл, были одними из самых масштабных картин в истории голливудского кинематографа, а каждая его роль — это бесподобное актерское мастерство.

Леонардо Ди Каприо — безусловная величина в зарубежном актерском искусстве и поэтому, то, что в предыдущих 5 номинациях Академии он, как по велению злого рока, не получает своей заслуженной награды — для многих кажется чистой несправедливостью. Отметим то, что большинство ролей Ди Каприо — действительно «оскаровские» , чего уж греха таить.

Что еще нужно ему сделать? Кого и как сыграть, чтобы получить свою давно заслуженную награду? И нужна ли она ему на самом деле с точки зрения кармических закономерностей?

banner_zagovor_flash

Выше мы указали, что в первом доме гороскопа Ди Каприо находится Марс в близи Асцендента , но если посмотреть на второй дом, отвечающий за материальное благосостояние и успех, мы опять видим Марс, но уже в сочетании с Солнцем и Венерой. Связь этих трех небесных тел в гороскопе еще раз демонстрирует мастерство, профессионализм, стремление к победе и преданность своей работе. Но для того, чтобы быть отличным профессиональным актером, вовсе не нужен внешний антураж и подтверждение статуса «статуэтками». Хоть премия Оскар и является отличительным признаком мастерства, к Леонардо Ди Каприо это не имеет серьезного отношения. В его гороскопе кармический урок , о котором мы сказали выше - испытание славой и преданностью работе, не дает ему достичь этой награды. Зачатки тщеславия , о которых говорит сочетание Сатурна и Юпитера в шестом и десятом доме , тщательно прикрыты и подавляются актером. Хоть мы и слышали слова Ди Каприо о том, что Оскар для него вовсе не является целью, все-таки разочарование от того, что волею судеб знаменитая статуэтка так и не находится в его руках, актер не может скрыть.

Согласно индивидуальному гороскопу у знаменитости есть шанс получить Оскар и скорее всего это произойдет, тогда когда актер пройдет это кармическое испытание славой и успехом, перестанет внутренне стремится к этой привилегии и обретет мудрость. Стремление и старания на профессиональном поприще, ради престижной премии в большей мере есть утешение гордыни. Оскар портит тщеславных людей. Это можно проследить на примере многих молодых актеров, которые, получив этот приз по счастливому c лучаю, зазнались и стали считать себя слишком хорошими для съемок во многих не культовых фильмах. Таким образом карьера их медленно сошла на нет, ведь важно старание и преданность любимому делу, сам процесс, а не нацеленность на результат. Судьба, как правило, поощряет упорных и искренних.

На примере Леонардо Ди Каприо мы видим, что актер отдается профессии и своим ролям, как говорится «по полной». И то, что он является одним из самых высокооплачиваемых звезд и популярных голливудских личностей — его заслуженная награда в этой жизни и благоприятная карма.

Но, согласно а стрологическому прогнозу для всех знаков зодиака на 2016 год , в этом году в номинации премии Оскар — «лучшая мужская роль» за фильм «Выживший» у Леонардо Ди Каприо есть большие шансы наконец-то получить эту статуэтку. Это объясняется тем, что у Скорпионов (знаку зодиака к которому принадлежит Ди Каприо) год обещает быть судьбоносным и глубоко успешным в профессиональном плане. Именно в 2016 году Огненной Обезьяны Скорпионы решат давно тяготеющие ситуации, в полной мере проявят свои амбиции и укрепят свои профессиональные позиции. Судьба будет крайне благосклонна к этому знаку зодиака в 2016 году. А нам остается лишь дождаться вручения премии в феврале и надеяться, что жизнь преподнесет Леонардо Ди Каприо этот долгожданный подарок.

0 28 февраля 2016, 18:00

Леонардо ДиКаприо

В преддверии 88-й церемонии вручения премии "Оскар" (за вы можете следить уже прямо сейчас) все задаются только одним вопросом: получит ли заветную статуэтку после стольких лет ожидания. Сам актер в недавнем интервью заявил, что уже ни на что не рассчитывает, но даже если Лео и махнул рукой на "Оскар", то поклонники голливудской звезды - нет: тысячи фанатов надеются на победу своего кумира и всячески поддерживают его.

Мы тоже всей душой болеем за ДиКаприо, но, как и многие, недоумеваем: почему за столько лет блестящей карьеры этот талантливый актер так ни разу и не удостоился признания киноакадемиков?

Чтобы разобраться в вопросе, сайт подробно изучил все слухи и сплетни, не пропустив ни одной детали.

Номинации Леонардо ДиКаприо на "Оскар"

1994 год - Лучшая мужская роль второго плана, "Что гложет Гилберта Грейпа"

2005 - Лучшая мужская роль, "Авиатор"

2007 - Лучшая мужская роль, "Кровавый алмаз"

2014 - Лучшая мужская роль и лучший фильм, "Волк с Уолл-стрит" (ДиКаприо получил бы "Оскар" как продюсер, если бы в лучшим фильмом была признана картина "Волк с Уолл-стрит")

2016 - Лучшая мужская роль, "Выживший"


Леонардо ДиКаприо в фильме "Волк с Уолл-стрит"

Отношения Леонардо ДиКаприо с премией "Оскар" можно описать статусом из соцсетей - . Не то чтобы талант актера киноакадемики совсем не замечали: нет, ДиКаприо номинировали, и не раз, но словно с издевкой, заранее зная, что победа достанется другому. Ну как можно было всерьез предполагать, что Лео уйдет со статуэткой в 2014 году, когда его соперником был с фильмом " ", актер, преображение которого из типичного героя ромкомов в серьезного драматического артиста в тот год просто сразило всех наповал.


Леонардо ДиКаприо аплодирует Мэттью Макконахи, который выиграл "Оскар"

За достойные работы Лео часто не получал свою номинацию. Он снялся в , которые и стали такими-то во многом благодаря таланту актера, только вот эти фильмы выдвигались на "Оскар" и получали по несколько номинаций за раз, а сам Лео нет. Доходило до смешного: в "Титанике", например, номинации были едва ли не у всех, но, конечно, не у ДиКаприо.

Когда что-то пошло не так - загадка, ведь поначалу ДиКаприо подавал огромные надежды как потенциальный лауреат и был на хорошем счету у киноакадемиков. Так, свою первую номинацию актер получил за роль умственно неполноценного подростка в картине "Что гложет Гилберта Грейпа". Тогда Лео было всего 19 лет (а на момент съемок и того меньше), но силе его дарования, мастерству перевоплощения и естественности, с которой он существовал в кадре, мог позавидовать любой опытный актер. Критики были в восторге и захлебывались комплиментами.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Что гложет Гилберта Грейпа"

Увы, длилось все это недолго: вскоре случился "Титаник", потом "Ромео + Джульетта", и Лео превратился в кумира поколения, красавчика, по которому сходили с ума миллионы восторженных девушек-подростков (автор этой статьи в том числе) - и актера, фундаментально разочаровавшего оскаровский "комитет". Складывалось впечатление, что чем популярнее становился актер, тем меньше он нравился киноакадемикам. При этом, разумеется, своего таланта ДиКаприо не утратил и стабильно выдавал на-гора замечательные роли, однако замечать их не хотели.


Леонардо ДиКаприо и Кейт Уинслет в фильме "Титаник"


Клэр Дэйнс и Леонардо ДиКаприо в фильме "Ромео + Джульетта"

Естественно, такое положение дел вызывало недоумение многих. Сначала о том, что Лео пора дать "Оскар", говорили редко, затем - все чаще и чаще, и в результате противостояние актера и киноакадемии превратилось в притчу во языцех и обросло сотней теорий и тысячей мемов. Одна из самых популярных версий оскаровских провалов ДиКаприо - его смазливость. Считается, что киноакадемики благосклонно относятся лишь к красавицам-актрисам, но не к привлекательным мужчинам-актерам: последние должны потерять лоск и постареть, чтобы быть замеченными.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Авиатор"


Леонардо ДиКаприо в фильме "Кровавый алмаз"

Есть и другие догадки, одна неожиданнее другой: во всем виноваты масоны, русские корни, злые гомосексуалисты (которые почему-то не любят Лео, несмотря на слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации актера, что ходят уже годами) и бог знает кто еще - фантазия "сыщиков" не знает границ. Есть версии и попроще: говорят, что еще на заре карьеры Леонардо перешел дорогу одному из влиятельных кинобоссов, который затаил обиду и теперь отыгрывается на актере таким вот детским способом - отнимая любимую "игрушку".

В чем бы там ни было дело, но, кажется, в этом году все изменилось - Лео уверенно движется к награде, сметая всех и вся на своем пути. За роль в фильме Алехандро Гонсалеса Иньярриту " " ДиКаприо уже получил ворох наград, и шансы актера выиграть наконец-то и "Оскар" велики как никогда: даже Харви Вайнштейн, один из самых влиятельных голливудских продюсеров, считает, что победителем этого года должен стать Лео.


Леонардо ДиКаприо в фильме "Выживший"

Правда, есть мнение, что ДиКаприо вообще не должен выигрывать "Оскар" никогда, ведь иначе он перестанет сниматься в хороших фильмах, прекратит все время искать себя и свою идеальную роль и превратится в какого-нибудь очередного героя киновселенной Marvel. Мы уверены, что этого не случится, и надеемся, что уже через несколько дней актер отпразднует долгожданную победу!

Фото Gettyimages

Фото Кадры из фильмов