Певица Дакота: биография, семья, карьера и интересные факты. Рита Дакота: Если бы Влад был продавцом овощей, я бы все равно его любила Что написала рита дакота

Артистка, написавшая хиты для доброй половины шоу-бизнеса, громко дебютировала как певица с песней "Полчеловека". В эксклюзивном интервью Лайфу Дакота рассказала о своём тернистом творческом пути.

Больше двух недель подряд песня "Полчеловека" занимает лидирующие строчки чарта iTunes, а одноимённый клип Дакоты набрал почти 2 млн просмотров на YouTube. Однако о самой исполнительнице ничего не было слышно со времён заключительного сезона "Фабрики звёзд". Громко заявившая о себе на телепроекте девушка, чью песню "Спички" скачали рекордное за историю "Фабрики" количество раз, вопреки всем ожиданиям не смогла построить успешную карьеру певицы. Вместо того чтобы блистать на сцене, Рита Дакота отреклась от продюсеров и стала писать песни, многие из которых впоследствии стали хитами таких исполнителей, как Ёлка, Анита Цой, Светлана Лобода и Александр Маршал. В эксклюзивном интервью Лайфу 26-летняя Рита Дакота рассказала о периоде на "Фабрике", во время которого она едва не пристрастилась к наркотикам, о катастрофической нехватке денег и о комплексах, мешавших ей стать самостоятельной артисткой. Многие из песен, написанных тобой, стали хитами, но ведь ты могла бы их и сама петь.

Я бы не могла исполнять эти композиции. Я пытаюсь объяснить людям, которые говорят: "Ну как же ты свои лучшие песни отдаёшь кому-то?" Ну вот как Майкл Корс не ходит сам в платьях, в которые он одевает Николь Кидман, например. Я не могу надеть чужое платье. То же самое с песнями: то, что я пишу про себя, для себя, о себе, я никогда в жизни ни за какие деньги никому не продам. В моей жизни были истории, когда мне звонили именитые продюсеры и говорили: "Я вот тут услышал маленькую видюшку в твоём "инстаграме", я беру эту песню для такой-то артистки". Я отвечала, что не продаю её. В ответ - удивление: "Как не продаёшь? Мы нормально денег заплатим, везде тебя укажем". Я всё равно не соглашалась. Начинались угрозы: "Ты же не хочешь поссориться с каналом, например?" На что я спокойно отвечала: "Слушайте, мне вот очень нравятся ваши дочь и собака, отдайте мне их, пожалуйста". Песни - это мои дети. Выстраданные. Рождённые.

А твой нынешний хит хотел кто-нибудь купить?

Нет, песню "Полчеловека" я специально никому не показывала. Я её написала больше чем три года назад - она очень старая, да. Поэтому, дорогие поклонники, которые переживают, что у нас с Владом всё плохо, - нет, всё хорошо. Я позволяю своему лирическому герою помирать, бухать, страдать, да всё что угодно, вне зависимости от тела счастливой жены. Я не могу сказать, что текст песни полностью проецируется на человека. В любом случае всегда есть какие-то воспоминания, багаж и опыт. Иначе, получается, сегодня я должна писать только о том, что готовлю борщ, что муж мой - классный чувак и у нас всё хорошо и есть крутой кот, а ещё я купила сегодня бельишко и всё такое? Я же не могу писать только о счастливой семейной жизни, я всё-таки творческий человек и читаю много литературы. Смотрю кино, общаюсь с большим количеством несчастных в отношениях подруг, так что эти истории всё равно, так или иначе, собирательные. Если бы каждая песня отражала только мои личные чувства, я бы уже давно в психушке лежала.

Почему ты только сейчас решила исполнять песню, которую написала три года назад?

Жуткая неуверенность в себе. Я читаю большое количество интервью западных авторов, которые впоследствии запели: это Sia, вокалист группы One Republic, Джесси Джей, Бруно Марс - и они все говорят об одном и том же, что очень применимо ко мне: мешают внутренние комплексы, переживания, неуверенность в себе и чёткое осознание того, что ты недостаточно классный, чтобы быть артистом. Ты пишешь песни другим - это здорово, да, ты, возможно, талантливый музыкант, но музыкант и артист - это разные вещи. У меня каждый раз мысли о том, что я недостаточно хорошо пою и мне надо пойти позаниматься с педагогом. Я недостаточно хорошо выгляжу и мне надо пойти в зал покачать попу. И это нормальная и абсолютно правильная самокритика. Просто стоит блок между тем, что ты делаешь в каморке, и тем, как ты представишь это на суд зрителя.

Кто подтолкнул тебя к этому шагу - показать всем песню "Полчеловека"?

Конечно, мой муж. Он очень сильно в меня верит. Влад выступил саундпродюсером песни и помог оформить её правильно. Он сидел ночами в студии и не разрешал мне приехать и послушать, как он сделал аранжировку. Плюс те артисты, с которыми я работаю как автор - Ани Лорак, Ёлка, Лобода. Когда мы с ними работаем над песнями, заключаем договор, они всегда в один голос твердят: "Но почему же ты сама не поёшь?" Они же слышали мои демки, в которых я сижу за пианино в пижаме, ненакрашенная, и пою. Потом просто настал момент, когда я начала прислушиваться к мнению дорогих мне людей. Я задала сама себе вопрос: а почему бы и нет? Если другие люди верят в меня, может быть, и я смогу? Но мне было страшно, мне понадобилось несколько лет на то, чтобы сделать этот шаг. Я так боялась, что ничего не получится, что семь лет сидела и писала "в стол". На самом деле достаточно стыдно в этом признаваться - что ты так боишься сделать ошибку, что не делаешь ничего.
А как же твоё яркое участие в проекте "Главная сцена" ? Ведь там твои "Спички" высоко оценили и жюри, и публика.

На "Главной сцене" я опростоволосилась: я настолько не понимала, зачем я туда иду и что мне там делать, что вышло всё ужасно. Я пошла на проект, потому что мне обещали, что в жюри будет сидеть Земфира. Мне казалось, что я должна показать ей свои песни. Мне пообещали, что я буду петь только свои песни, и я решила, что проект может стать неплохим камбэком. Но чуда не случилось. Рейтинги были плохие, и ожидания не сбылись. В общем, я неспроста туда не хотела идти, меня туда пинками загоняли, чуть ли не за шкирку притащили коллеги по музыкальному цеху.

Почему ты не продолжила петь после "Фабрики звёзд"?

Мне казалось, что я искренне не хочу. Или я себя настраивала, или реально не хотела - пока сама не понимаю. После "Фабрики" мы полтора года ездили в туры. Могу сказать, что это были самые адские полтора года в моей жизни, за них я не написала ни одной строчки. Мне уже казалось, что надо попробовать какие-нибудь наркотики, скинуться со второго этажа, сломать себе ногу и пострадать. У меня реально не получалось ничего из себя выдавить. На "Фабрике" были моменты, когда мне говорили, что я плохой автор, я плохо пою и вообще я никто. Я была маленькая - тогда мне было всего 17 лет - и у меня был переломный момент в жизни. Плюс умер мой дедушка - человек, воспитавший меня вместо папы. Вдобавок ко всему у меня тогда не было денег на инструмент, чтобы писать. Я жила в малюсенькой комнате у родственников за МКАДом. Я отдала последние деньги, которые нам на "Фабрике" выделяли на еду, сторожу в школе. Он меня впускал в музыкальный класс и говорил: "Накрой пианино одеялом, чтобы никто не слышал, что кто-то ночью играет. Но мне всё равно не писалось. Поэтому после проекта я просто поняла, что не хочу быть артистом, а хочу писать песни для других. Это у меня отлично получалось. За девять лет я выросла от песен для известных артистов из Минска до топовых артистов нашей страны. Через неделю моя песня поедет представлять Россию на "Детском Евровидении". Если в "Гугле" забивать "какие песни...", то первое, что вылезает, - "поют в караоке", а второе - "написала Рита Дакота". Я не хвалюсь, просто говорю о том, что высот как автор я уже добилась. Ну а то, что я захотела петь, - так кто знает, может быть, завтра я передумаю.

Вы с мужем теперь оба артисты, и на данный момент о тебе говорят гораздо чаще, чем о нём. Не влияет ли конкуренция в музыкальном мире на семейные отношения?

Нет, конечно, мы в первую очередь лучшие друзья. Буквально полгода назад обо мне говорили, что я приложение к Владу Соколовскому. Например, его зовут на ковровую дорожку, а меня нет. Хотя артисты представлены в нескольких номинациях именно с моими песнями, и никто не знает об этом. Но при этом зовут только моего мужа. Он меня всегда приглашает с собой в таких случаях, чтобы вместе пройтись по ковровой дорожке, но я отказываюсь. Не хочу быть приложением к нему. Я хочу быть артистом, либо композитором, либо музыкантом в каком-нибудь проявлении, чтобы меня хотели видеть отдельно от супруга и не воспринимали как жену Влада Соколовского. Сейчас моя песня нашла отклик, а у Влада релиз его сингла только в феврале. Я уверена, что к тому времени песню "Полчеловека" подзабудут, а его трек, наоборот, взорвёт. Тогда все снова станут говорить, что Рита Дакота - жена Влада Соколовского. Это нормально. Мы просто чередуемся.
Судя по предыдущему ответу, тебя гложет тот факт, что ты как автор находишься в тени своих исполнителей?

Да не то чтобы гложет, но, конечно, мне обидно, и хотелось бы, чтобы слушатели знали, что это мои песни. Мне кажется, что на то и случаются в жизни композиторов такие истории, как "Полчеловека". Ведь до того, как Sia записала дуэт с Дэвидом Гетта, никто не знал, что она пишет песни Селин Дион или Рианне. Сейчас многие узнают, что песни, которые когда-то где-то взрывали чарты, написаны мной. И это здорово. Конечно, сказать, что мне всё равно, будет неправдой. Как правило, самодостаточный артист не парится на тему того, чтобы все лавры присвоить себе. Лиза Ёлка всегда благодарит меня на концертах, Света Лобода во всех интервью говорит, что я ей пишу песни. Я ценю, когда люди благодарны мне. Мне хочется сразу работать больше в 1 000 000 раз и отдавать лучшие песни тем, кто это ценит.

У тебя в "Инстаграме" есть пост, где ты обещала прекратить петь, если песня "Полчеловека" не взорвёт. Ты бы исполнила обещание?

Это был пост часа за два до премьеры клипа. Это был очень откровенный пост. Я писала, что у меня нет продюсера, нет инвестора, нет команды. Что все деньги, которые я планировала потратить на запись альбома, я вложила в одну-единственную работу. Поэтому, если она никому не понравится, я даю слово, что больше никогда не буду сольным исполнителем. Я была в ней настолько уверена, она меня так сильно трогала. Ведь если у меня так болит, так откликается душа, то наверняка есть ещё люди, которые чувствуют то же самое, которые так же переживали, страдали, любили. Это чистая правда. Это суперчестный пост. Это не завлекалочка или кокетство, чтобы привлечь внимание к предстоящему релизу. Нет. Абсолютно настоящая история. В клипе даже мёртвая чайка была настоящей.

Там действительно мёртвая чайка?

Да. Но мы её не убивали. Честное слово. Честное-пречестное слово. Мы были на Кони-Айленд и нашли на берегу мёртвую чайку. Она уже была немного застывшая и подсоленная. По пляжу шёл мужчина, который убирал мусор - листву, камни и всё остальное. Мы поняли, что птицу сейчас тоже утилизируют, и на секундочку прилегли к ней. Думали сделать фотографию на обложку, может быть. В итоге эти две секунды и вошли в клип. Многие обсуждают, убили мы эту чайку или нет. Нет. Я надеюсь, что она умерла в старости и в полной гармонии со Вселенной.

Биография Дакоты

Дакота - биография

Герасимович Маргарита, более известная в шоу-бизнесе, как Дакота, родилась в столице Беларуси городе Минске 9 марта 1990 года. Всё детство маленькая Рита проиграла в «войнушку, танчики и казаки-разбойники» с мальчишками со двора, оставив кукол «Барби» валяться под кроватью, а по вечерам вместе с всё теми же дворовыми ребятами давала «концерты» для бабушек из своего дома, взгромоздившись на высокое крыльцо одного из подъездов и распевая частушки и песни из репертуара Наташи Королёвой и Кристины Орбакайте.

Мама Риты, заметив музыкальный дар ребёнка, а именно: способность чисто интонировать, писать стишки и придумывать свои мелодии, отдала её в музыкальную школу №1 им.Александровской на класс фортепиано.

С хором Рита объездила всю Европу, а этот хор многократно становился лауреатом международных конкурсов, единственный из мировых хоров удостоился благословения самого Папы Римского в Ватикане, а выходцами этого хора становились такие люди, как певица Бьянка, один из самых успешных пианистов современности Дмитрий Власюк и другие знаменитости. Все годы своего обучения Рита была одной из лучших учениц.Когда пришла пора выпускных экзаменов, девочка серьёзно заболела, пролежала в больнице несколько недель и её освободили от сдачи всех экзаменов, предложив поставить все её «отличные» отметки в аттестат. Однако Рита не согласилась с этим, решив, что никто не посмеет отнять у неё такое событие, да и ей показалось, что это всё нечестно. В конце концов, после двухдневного брынчания на детском синтезаторе под больничной койкой, порвав освобождающую от тестов справку, Рита сдала все экзамены на «отлично» и получила красный диплом по профориентированному классу фортепиано.

В возрасте 16 лет будущая певица поступила в студию эстрадного вокала «Форте», где отучились многие звёзды белорусского шоу-бизнеса.

Летом 2007 года Маргарита приняла участие в кастинге «Фабрики звёзд-7″.

Талант певицы признан и такими громкими именами, как Макс Фадеев, Виктор Дробыш, талантливый композитор и саунд-мейкер Аркадий Укупник. Также творчеством Маргариты заинтересовались и многие европейские и западные промоутеры, которые работали с такими мастерами как Tina Turner, Pink, Whitney Hewston, The Doors заинтересовались и парни из легендарного бэнда Bad Boys Blue.

Сейчас Дакота активно работает над своим первым сольным альбомом, пишет песни другим исполнителям (к примеру, Дакота – автор двух композиций дебютного альбома группы БиС: «Тебя найду» и «Мистер Ди-джей».

Певица записывает первый альбом, готовится к дебютному клипу и собирается поступать в ГИТИС. А пятого декабря состоялся первый в жизни артистки сольный концерт, где она презентовала свою двухчасовую лайф-программу.

Рита, добрый день! Рады знакомству! И первый вопрос: почему же Дакота? Откуда такой псевдоним?

Это прозвище ко мне прилипло с самого детства. Знаете, у всех были свои интересы: девочки собираются, плетут из бисера фенечки, кто-то танцует брейк-данс. А вот я попала в компанию граффитчиков и училась рисовать. Художник из меня вышел не очень хороший, конечно, но мне это очень нравилось и казалось, что у меня получается хорошо. И когда мне было 13−14 лет, в Минске оказались граффитчики из Португалии. Они увидели мои работы и были удивлены стилем моих рисунков, например тому, что я включаю плюшевых медведей в граффити или заменяю фруктами какие-то буквы. Они стали называть это на каком-то своем сленге, звучало как« дакотат», что означало что-то необычное, эклектичное, многогранное, непонятное. И вот это прозвище ко мне прицепилось и все стали называть меня Рита Дакота.

Очень интересно! Но видимо написание граффити осталось в прошлом, ведь мы знаем тебя исключительно как музыканта. А с чего началась твоя музыкальная карьера?

Я никогда не видела себя ни в чем другом. Я помню свои мысли в пять лет, я думала, как я буду писать песни, каким я буду известным композитором. Я всегда представляла себя в студии, видела, что я записываю какой-то оркестр, рассаживала свои игрушки и давала им наставления: «Ты играй на пианино, а ты — на флейте». То есть, я всегда мечтала быть больше, чем просто певицей, я мечтала быть музыкантом. И вот, с пяти лет я начала писать стихи и песни, первая была про мои игрушки и называлась« Стойкий маленький солдат». А первая моя серьезная песня была написана когда мне было одиннадцать. Я посмотрела фильм Леон, и, в конце, когда играла композиция Стинга Shape of my heart, я разрыдалась, уселась за рояль и написала свою первую красивую, серьезную, грустную песню. У нас был выпускной по случаю окончания четвертого класса и я решила создать группу из двух девочек — меня и моей подружки, мы надели две одинаковые кофты и спели песню на этом празднике. В тот момент я поняла, что буду обязательно автором песен.

Если ты так рано осознала свое призвание, какой путь ты прошла для осуществления своей мечты?

Потом я пела в панк-группе и писала музыкальные зарисовки для радиостанций. Я никогда не говорила, сколько мне лет и всегда просила какого-нибудь взрослого человека пойти со мной и представить эти песни, потому что я была уверена, что к 14-летней девочке не будут относиться серьезно и ничего не купят. Зато когда я брала с собой крестного папу или мамину подругу, получалось быстрее и надежнее. Потом я стала писать песни для белорусских артистов, причем началось все как в фильме« Малышка на миллион». В Минске был педагог по вокалу, Гульнара Робертовна, она мне как вторая мама. Я за ней ходила по пятам год! Я умоляла ее взять меня, а она меня даже не слушала, потому что она была очень занятая и у нее были самые поющие девочки и мальчики Минска. Я нашла ее номер телефона и звонила, караулила около подъезда… В конечном итоге, она сдалась, и я сыграла ей несколько своих песен, она опешила и взяла меня. Пару месяцев Гульнара Робертовна помогала мне оформить эти песни в демо, потому что песни не существует, пока она не записана, а поскольку я из бедной семьи, возможности раньше записать песню в аранжировке никогда не было.

А как ты попала на проект« Фабрика Звезд»?

Когда объявили кастинг на проект, друзья меня туда повезли исключительно с целью предложить песни. Они говорили: «Даже если эти песни у тебя не купят, подари их! Сделай так, чтобы кто-то из участников проекта спел твою песню, а снизу подписали автора.» И вот с такими мыслями мы приехали. Когда мы увидели эту очередь, я была готова отказаться от этой идеи, но мои друзья сказали: «Ты должна отдать диски лично в руки, раздать их всем! Не хочешь стоять в очереди, спи в машине.» И я действительно спала в машине 8 часов, а они стояли за меня в очереди. И когда я прошла бесчисленное количество туров, и меня взяли на проект в качестве артиста, я была поражена. Я была уверена, что невозможно вот так просто приехать из Минска и попасть в культовый, самый популярный телепроект на Первом канале. Я очень долго сомневалась, до последнего думала, что это не бесплатно, что меня обманут, но все оказалось правдой. И я пошла, и мои песни заметили, в тот момент началась моя карьера. Во всех номинациях я пела только свои песни и писала для других участников проекта.

Популярное

А после окончания« Фабрики Звезд» твои песни по‑прежнему оставались популярны?

После Фабрики у меня был очень затяжной период депрессии. Понимаете, выходишь оттуда, а у тебя в Москве ни друзей, ни денег, ни жилья, ни работы — ничего, а уехать нельзя по контракту. И вот я ела овсянку, жила в маленькой комнате у брата на окраине Москвы, ездила на метро. И я прекрасно помню состояние, когда у меня 25 рублей в кармане и я думаю, поехать мне до метро на маршрутке, а обратно идти пешком, или наоборот, сейчас дойти пешком, а обратно на маршрутке, потому что будет темно и страшно. И я спускалась в метро, меня узнавали, подходили, просили сделать фото, а я в тот момент была в полном отчаянии.

Но ты по-прежнему мечтала быть музыкантом, писать песни?

У меня был такой переломный момент, когда я абсолютно явно поняла, что не хочу быть певицей. Шоу-бизнес мне чужд, мне не нравятся очень многие правила. Лучше я буду делать ту музыку, которую хочу, но при этом быть автором, а не исполнителем. Проект« Дакота» после« Фабрики Звезд» исчез, но зато я очень много времени посвятила саморазвитию. Была очень смешная ситуация. У меня не было пианино в Москве и не было возможности купить синтезатор, а настоящее пианино, хоть и стоило недорого, но в комнату просто не помещалось. Поэтому я давала 500 рублей сторожу из музыкальной школы неподалеку, и по ночам приходила с одеялами, накрывала ими пианино, чтобы приглушить звук, записывала песни на диктофон и в таком виде как-то над ними работала. Тогда мне казалось, что жизнь кончена, я никому не нужна и навсегда останусь безызвестным автором. Сейчас я вспоминаю этот период с теплотой. Мне кажется, что он был дан мне, чтобы я ценила то, что имею, чтобы радовалась, что топовые, самые известные артисты, на которых я смотрела с открытым ртом, сейчас заказывают у меня песни, доверяют и прислушиваются ко мне.

Ты писала песни тайком в музыкальной школе. А что было потом?

Я очень много занималась, читала много литературы, изучала поэтов, от современных до старинных, училась композиторскому мастерству. В итоге, в какой-то момент я поняла, что уже достаточно выросла, чтобы начать продавать свои песни. Поначалу мне было очень стыдно звонить артисту и предлагать свои песни. Несколько раз было так, что я уже набирала номер, а потом клала трубку и ничего не предлагала. Мне было очень страшно, но один момент полностью перевернул мою жизнь. У меня накопилось уже достаточно большое количество музыкального материала, который не подошел бы никому из артистов в силу своей специфики. Я очень долго крутила в голове, кто мог бы это спеть, и меня осенило, что это идеальный материал для группы Ранетки. Они были в тот момент на пике популярности, они собирали огромные арены и были просто культовой группой. У меня был номер их продюсера, но я побоялась ему позвонить и предложить. Спустя несколько лет их продюсер мне позвонил сам и предложил сотрудничество уже по новому проекту, и я рассказываю ему эту историю, что-то напеваю, показываю, поднимаю глаза, и вижу, что у этого взрослого мужчины, успешного продюсера слезы на глазах. И тут он говорит: «Ты не представляешь, Дакота, как мне тогда нужен был такой молодой композитор, как я искал тогда материал, когда мы были в топе, на пике, когда у нас было очень много денег. Я искал такого человека и не знал, где мне взять такие песни.» И после этого у меня будто щелкнуло в голове, что никогда нельзя бояться. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть, как я сейчас. После этого у меня было несколько моментов, когда я позвонила и предложила артистам песни. Когда несколько моих песен« выстрелило», когда известные артисты стали их покупать, начались входящие. Теперь у меня даже есть помощники, есть молодые авторы, которым я помогаю. Сейчас мои песни поют действительно очень хорошие, очень популярные и талантливые артисты, с которыми работать величайшее благо для меня: это Ёлка, Ани Лорак, Анита Цой, Светлана Лобода, Влад Соколовский, Зара и многие другие.

А ты окончательно решила больше не петь самой?

Знаете, сейчас наступил такой момент, что накопилось большое количество песен, они как детишки, невозможно их кому-то отдать. И я поняла, что возможно я что-то сделаю сама, я пришла к тому, что хочу записать свой альбом. У меня нет цели заработать много денег и стать успешной коммерческой певицей, я хочу просто этим песням дать жизнь, донести их до зрителя в том виде, в каком они каждую ночь играют у меня в голове. Кроме того, я работаю с разными режиссерами, делаю саундтреки к фильмам, к мультикам, это тоже очень интересно, передавать музыкой эмоцию, которую режиссер вложил в кадры.

Сейчас, пройдя свой непростой путь, какие у тебя появились жизненные установки, которые тебе помогли, и которые ты бы могла посоветовать читательницам?

Знаете, очень много шагов я не предпринимала, потому что было очень страшно. Самое страшное в жизни любого творческого человека — это когда мечты не реализовываются. Когда ты начинаешь что-то делать, а не выходит: ты мечтал, а тебя не признают, ты желал, чтобы эта песня сработала, а она не работает. Вот поэтому страшно и поэтому многие творческие люди ничего не предпринимают, чтобы эти мечты оставались такими же красочными и грели душу. Но это неправильно, надо стараться, перебарывать себя. Я, например, заменила слово« страшно» на словосочетание« страшно интересно», и теперь, например, говорю: «мне страшно интересно что-то попробовать», и я иду и пробую. Так что я советую всем, у кого есть мечты и стремления, но они боятся, что не получится, что они опозорятся, разочаруются или еще что-то: не бойтесь, берите и делайте! Даже если что-то пойдет не так, это опыт, а опыт — это самое ценное.

Не бояться, не бояться стучать в закрытые двери, не бояться следовать своей мечте, получается так?

Рита, расскажи, какая история связывает тебя с Cosmo?

Как я уже говорила, я выросла в Минске, в бедном районе, училась в обычной школе. Там люди примерно одного достатка, для меня в Москве до сих пор дика огромная пропасть, которую часто можно встретить, например, бутик дорогой одежды, а рядом сидит бездомный. В Минске такого нет. Мы в классе с девочками собирали деньги, которые нам давали родители на обеды, и шли в газетный киоск. Покупали один Cosmo на всех и по очереди каждая брала его домой читать, и так каждый месяц. Это было так здорово. Сейчас ценности, конечно, поменялись: мы можем купить журнал за деньги, которые кажутся нам смешными, и оставить его в вагоне метро. Тогда было все не так, мы передавали каждый номер друг другу как священный огонь. Я помню обложки, я помню рубрики, у меня даже до сих пор дома в Минске хранятся вырезки!

А почему именно Cosmo?

Во-первых, потому что он толстый, это было очень важно. Там было много всего: красивых девушек, на которых можно было посмотреть, модных вещей. Были статьи на самые разные темы, интервью с успешными женщинами, разделы о любви и отношениях. Это было очень интересно, современно написано, но при этом заставляло задуматься. Просматривая Cosmo, мы мечтали. И я правда думаю, что визуализация работает: когда ты смотришь красивый журнал с интересными путешествиями, с успешными людьми, ты визуализируешь. Ты мечтаешь о том, что когда ты вырастешь, ты тоже так сможешь, и тоже будешь красивой девушкой, с красивым мужчиной, пушистым псом и уютным домом. Когда девочки читают статью об успешной и добившейся многого в жизни женщине, они понимают, что возможно все, нужно лишь много трудиться, и это прекрасный пример! Я до сих пор благодарна за это Cosmo. Мечты сбываются, визуализируйте!

Интервью: Ксения Баушева, Светлана Комолова
Фото: Богдан Богданов, @bogdanov.photo
Выражаем благодарность в подготовке материала kseniabausheva.ru, @ksenia_bausheva_store

Рита Дакота (настоящее имя - Маргарита Герасимович) родилась 9 марта 1990 года в Минске. Семья жила в бедном районе города, но родители девушки старались, чтобы дочь ни в чем не чувствовала недостатка. В детстве девочка подолгу гуляла с ребятами со двора, предпочитая играть в казаков-разбойников и другие «мальчишечьи» игры.

Создавать музыку юная Дакота мечтала с детства. Она исполняла песни и для соседских бабушек, в тайне мечтала стать знаменитым композитором. Свое первое стихотворение девочка написала в пятилетнем возрасте. Оно было посвящено игрушкам и называлось «Стойкий маленький солдат».

Рита Дакота на сцене

Мать будущей певицы заметила талант дочери, а когда той исполнилось семь лет, отдала ее в музыкальную школу. На вступительных экзаменах Рита исполнила песню «Подмосковные вечера». После некоторых раздумий девочку записали на занятия фортепиано, а вокалу она обучалась, как вольная слушательница, вступив в школьный хор. Музыкальное образование давалось легко, вместе с другими детьми Рита выступала на международных фестивалях и конкурсах.

В одиннадцать лет Дакота стала автором своей первой песни. Она написала первую серьезную композицию, находясь под впечатлением от французского фильма «Леон» и композиции "Shape of my heart" британского музыканта Стинга. Эту песню она исполнила вместе со школьной подругой на выпускном вечере в четвертом классе.


Уже в четырнадцать лет Дакота активно писала песни для своей панк-группы и продавала музыкальные наброски радиостанциям. Чтобы девушку и ее деловое предложение воспринимали всерьез, ей приходилось брать с собой кого-то из взрослых.

После школы Рита планировала поступить в музыкальное училище имени , и узнала о выдающейся преподавательнице вокала Гульнаре Робертовне. Преподаватель помогла записать демозаписи песен Дакоты, чтобы сохранить на них авторские права. В то же время Рита увлеклась граффити и училась рисовать. Тогда в Минске гостили граффитчики из Португалии, они увидели рисунки певицы и описали их как «дакотат». Это слово так понравилось девушке, что она сделала его своим псевдонимом.


Первыми шагами в ее творческой биографии стало участие в белорусском конкурсе талантов «Звездный дилижанс» в 2005 году. Однако проект не принес девушке победы, поскольку жюри конкурса обвинило певицу в отсутствии патриотизма из-за исполнения песни на английском языке.

Подобное событие едва не стало для Риты преградой на пути осуществления своей цели, но девушка продолжила борьбу. Она твердо решила реализовать себя на сцене.

Судьбоносным моментом для нее станет участие в масштабном российском реалити-шоу «Фабрика звезд». Именно телевизионный музыкальный проект «Фабрика звезд» открывает перед Ритой новые возможности.

«Фабрика звезд»

В 2007 году начался ее активный профессиональный рост. 17-летняя девушка приехала из Минска на московский кастинг очередного сезона «Фабрики звезд» просто потому, что хотела вручить диски со своей музыкой известным российским продюсерам. Белорусская девушка вовсе не мечтала стать одной из «фабриканток», но в итоге ее взяли на проект - она даже стала его финалисткой.

Когда было объявлено о начале кастинга на проект «Фабрика Звезд-7», друзья певицы предложили ей продать или даже подарить участникам конкурса несколько своих песен ради рекламы. Если бы не поддержка друзей, Дакота отказалась бы от подобной идеи. Судьи благосклонно отнеслись к певице, она прошла все туры и попала в телевизионную версию проекта.

На шоу Дакота исполняла исключительно свои песни, а также писала композиции для других участников. Ее хит «Спички» скачали из интернета более миллиона раз. Яркий образ, сильные вокальные данные и интересные песни сделали Дакоту одной из самых запоминающихся в шоу.

После «Фабрики» Дакоте не хватало денег и поддержки друзей, она была разочарована в российском шоу-бизнесе. Тогда девушка приняла решение покончить с карьерой поп-музыкантки и заняться исключительно сочинением песен.

Творчество

Постепенно Дакота исчезает с экранов и создает независимую рок-группу Monroe. Она не скрывает своей причины ухода из шоу-бизнеса, заявляя о некой несправедливости:

«Когда я поняла, что это жестокий, нечестный, «показушный» мир, в котором нет места музыке, а существуют одни сплошные сплетни и обман, приняла решение уйти с эстрады как артистка».

В дальнейшем рок-коллектив Monroe стал постоянным участником фестивалей «Kubana» и «Нашествие». Вместе с группой девушка гастролировала по стране, собирая полные залы в разных регионах страны.


Имидж певица выбрала себе под стать музыке - довольно дерзкий и агрессивный. Дреды, яркий макияж, татуировки - Дакоту даже называли русской .

«Главное - не наша оболочка и музыкальные пристрастия, а то, что у нас внутри. Внутри же мы абсолютно идентичны», - признается в одном из интервью Рита.

В 2015 году Рита Дакота стала участницей музыкального проекта «Главная сцена» на телеканале «Россия-1». Ее наставником на проекте стал известный продюсер , заведовавший на шоу направлениями «поп» и «поп-рок». Певица исполняла исключительно свои песни, которые помогли ей дойти до полуфинала конкурса.

Наибольшую популярность все же исполнительнице приносит не участие в различных конкурсах, а трек «Полчеловека», который вышел в 2016 году. Сразу же после релиза данной композиции ее поклонники были в восторге от нового творения. Именно эта песня подтолкнула Риту к работе над новыми альбомами, аудиозаписями и клипами.

В феврале 2017 года в СМИ появилась информация о том, что Рита всерьез раздумывает о возможности покинуть Россию. Она может сменить холодную и пасмурную погоду на более теплый океанский климат на острове Бали. Отдых на популярном курорте известной певице очень понравился. В сети Инстаграм девушка не раз публиковала фото в купальнике на пляже прекрасного острова.

Рита Дакота поняла, что Бали стал ей практически родным местом: там она не просто наслаждается отдыхом, а полноценно живет.

Личная жизнь

На телепроекте «Фабрика Звезд-7» Рита Дакота познакомилась с юным музыкантом , который в будущем станет ее мужем. История любви Риты и Соколовского заслуживают особого внимания. Пара познакомилась в 2007 году на «Фабрике звезд». Изначально они были хорошими друзьями и даже называли друг друга «братишкой» и «сестренкой».


На седьмой «Фабрике» Влад Соколовский вместе с создает дуэт «БиС», который становится достаточно популярным. Новый коллектив завоевал первые места в чартах радиостанций и известных музыкальных каналов. Голубоглазый и белокурый Влад стал узнаваемым в российском шоу-бизнесе и обрел огромную армию влюбленных поклонниц. На тот момент у Риты и Влада совсем нет ничего общего, поскольку они не принимали совместного участия в проектах, а также лишь изредка пересекались на крупных светских вечеринках.


Спустя несколько лет на дне рождения общего друга молодые люди встретились. Прошли годы, Рита и Влад заметно изменились, повзрослели и посмотрели друг на друга иначе. Роман между ними развивался стремительно, и вскоре они и вовсе поразили своих поклонников новостью о предстоящей свадьбе.


В 2015 году мужчина сделал предложение своей возлюбленной во время отдыха на острове Бали. Рита после не очень продолжительных раздумий согласилась стать его женой, а в Инстаграм появилось первое ее фото в свадебном платье. 3 июня 2015 года пара обвенчалась в одной из столичных церквей, а спустя пять дней влюбленные сыграли роскошную свадьбу.

В апреле 2017 года друзья пары рассказали, что Рита беременна. 23 октября 2017 года Рита Дакота и Влад Соколовский стали родителями. в московском роддоме девочку, которую назвали Мией. Молодые родители рассказали о своих эмоциях на канале в Youtube.

Рита Дакота сейчас

Рита и Влад в 2018 году продолжили вести свой блог, в котором делились подробностями личной жизни и творчеством. Молодая семья показывала кадры репетиций, дружеских посиделок, путешествий, делилась радостными событиями (будь то выплата ипотеки или первые успехи Мии). Соколовские производили впечатление успешной и идеальной семьи.

В августе 2018 года поклонники были шокированы . Рита Дакота в своем "Инстаграме" сообщила, что разводится с Владом из-за его многочисленных измен за период от венчания до последних дней.

Девушка выразила обиду в связи с тем, что об изменах мужа знала масса общих друзей и близких. При этом многие из них, включая отца Соколовского, покрывали измены Влада.

В данный момент супруги уже развелись. Бракоразводный процесс было сложно назвать простым, впереди их ждал раздел имущества, так как Влад отказался добровольно все оставить жене и дочке. Интересы Дакоты в суде представляла . По словам Екатерины, до этого момента она выполняла задачу негласного решения проблемы. Но планы «договориться негласно и миром» не осуществились. Ответственность за это Гордон возложила на Соколовского, отметив что сложно доверять «тому, кто лгал так много». В итоге недавно приобретенная квартира экс-супругов была переписана на Мию, а Рита не имеет больше отношения к некогда семейному бизнесу (сеть гриль-баров "Жаровня").

Самые громкие разводы российского шоу-бизнеса

Биография Риты Дакоты

Рита Дакота (настоящее имя – Маргарита Герасимович ) родилась в белорусском Минске 9 марта 1990 года. В детстве пела композиции из репертуара Наташи Королевой и Кристины Орбакайте . Мама обратила внимание на то, что у ее дочери есть слух и решила отдать девочку учиться играть на фортепиано. Правда, во время вступительных экзаменов маме предложили устроить девочку на отделение вокала. В результате Рита все же поступила учиться играть на пианино, но дополнительно посещала уроки вокала.

Герасимович приняли в хор музыкальной школы, с которым она объездила едва ли не всю Европу. По окончании музыкальной школы Рита собралась поступать в музыкальное училище, но передумала и пошла учиться в студию эстрадного вокала «Форте ». Преподавателя этой студии, Гульнару Робертовну , Рита буквально умоляла взять её… Как раз во время обучения там Герасимович и взяла себе творческий псевдоним Дакота (в переводе с португальского слово «дактота» – многогранное, неоднозначное). Так ее называли португальские друзья-граффитчики, приехавшие в Минск.

Рита Дакота в Фабрике звезд 7

Рита Дакота попробовала свои силы в белорусском аналоге «Фабрики звезд » - программе «Звездный дилижанс », но не прошла кастинг – девушку обвинили в отсутствии патриотизма, так как она исполнила песню на английском языке. Рита не сдалась, продолжила занятия в вокальной студии, а через время попытала силы на кастинге седьмого сезона российской «Фабрика звезд », записала несколько дисков с демо и решила приложить все силы, чтобы вручить один из CD самому Константину Меладзе . Но неожиданно для нее самой Рита прошла кастинг и приняла участие в проекте – ее голос признали лучшим голосом седьмого сезона «Фабрики звезд». Написанная ей композиция «Спички» стала вторым по популярности хитом этого выпуска «Фабрики». Во время гастрольного тура проекта Дакота познакомилась с Домиником Джокером , с которым подружилась и стала сотрудничать.

Композиторская карьера Риты Дакоты

После проекта «Фабрика» в жизни Дакоты наступили не самые лучшие времена. Согласно контракту, Рита не могла уехать из российской столицы, но при этом у нее почти не было денег. В какой-то момент Рита решила забросить карьеру эстрадного исполнителя. При этом параллельно Дакота создала группу Monroe, став там солисткой. С коллективом она выступала на разных рок-фестивалях, включая «Нашествие» и «Кубану», гастролировала по всей стране. Популярная группа собирала полные залы.

Рита Дакота: У меня был такой переломный момент, когда я абсолютно явно поняла, что не хочу быть певицей. Шоу-бизнес мне чужд, не нравятся очень многие правила. Лучше я буду делать ту музыку, которую хочу, но при этом быть автором, а не исполнителем. Проект «Дакота» после «Фабрики звезд» исчез, но зато я очень много времени посвятила саморазвитию. Помню смешную ситуацию. У меня не было пианино в Москве и не было возможности купить синтезатор. А настоящее пианино, хоть и стоило недорого, в комнату просто не помещалось. Поэтому я давала 500 рублей сторожу из музыкальной школы неподалеку и по ночам приходила с одеялами, накрывала ими пианино, чтобы приглушить звук, записывала песни на диктофон и в таком виде как-то над ними работала. Тогда мне казалось, что жизнь кончена, я никому не нужна и навсегда останусь безызвестным автором.

Неудачи, однако, стали толчком к развитию. Композитор перестала стесняться звонить и предлагать свои песни. Прошло немного времени, известные артисты, включая таких, как Ёлка , Ани Лорак , Анита Цой , Светлана Лобода , Влад Соколовский , Зара и другие, стали заказывать у Риты песни. Певицу, по ее словам, звали принять участие в проекте Первого канала «Голос », но Рита в то время решила для себя: она не артист, а пишуший тексты музыкант.

Рита Дакота в шоу Х-фактор. Главная сцена

В начале 2015 года Рита Дакота все же решилась принять участие в кастинге первого сезона музыкального шоу талантов на телеканале «Россия 1» - «Главная сцена », российской версии британского проекта The X Factor , и попала сперва в команду к Уолтеру Афанасьеву . Затем ее наставником был Виктор Дробыш .

Рита Дакота: Этот проект для меня – большое приключение. Конкурс – не цель моей жизни, не шанс на миллион, не жажда пиара или что-то еще. Это просто интересно, весело, познавательно. Я привыкла относиться к жизни именно так. Кроме того, по правде сказать, я огромный фанат Уолтера Афанасьева. Я выросла на песнях, которые он написал.

Начиная с кастинга и заканчивая полуфиналом проекта, Дакота выступала исключительно с собственными композициями. Исполнительница, по ее словам, рассматривала «Главную сцену» прежде всего как некую платформу, благодаря которой она может показать себя зрителю как пишущего и поющего автора. По окончании проекта, да и во время него, Дакоте стали поступать различные карьерные предложения. Словом, о Рите вспомнили, за что она выразила благодарность каналу и его шоу, принесшему ей весомые бонусы.

Дальнейшая карьера Риты Дакоты

В 2016 году Дакота явила свету трек «Полчеловека», который сразу же после релиза был восторженно воспринят поклонниками ее творчества. Эта композиция подтолкнула музыканта к работе над новыми альбомами, клипами, аудиозаписями, пр. Причем творчество кипело даже в период беременности исполнительницы. Так, осенью 2017-го, буквально за месяц до родов Рита Дакота , не став делать паузу в профессиональной деятельности, выпустила клип на песню «Кто», ставший третьей ее авторской композицией.

В том же 2017 году Рита в тандеме со своим супругом, популярным пецвцом и танцоромВладом Соколовским , помимо претворения в жизнь своих дальнейших музыкальных планов, запустила еще и семейный влог в ютубе.

Личная жизнь Риты Дакоты

В 2014-м певица начала встречаться с экс-участником дуэта «БиС» Владом Соколовским , с которым познакомилась еще в рамках телевизионного проекта «Фабрика Звезд ». Тогда у ребят было простое дружеское общение, они даже называли один другого «сестренкой» и «братишкой». Однако спустя годы, встретившись на одной из закрытых вечеринок у своих общих друзей, молодые артисты буквально сразу прониклись друг к другу более серьезными чувствами.

Рита Дакота: «Искру, которая пробежала между нами, когда мы спустя несколько лет встретились с Владом, не описать словами. Это физически ощутили все окружающие… Правда, Влада я сперва не узнала. Первый раз в жизни увидела его в костюме, с короткой стрижкой. Для него же непривычно было встретить меня в платье, на каблуках, с укладкой и мейкапом. «Да ладно, Дакота, где твои кеды и дреды?» - смеясь, спросил он. С той секунды мы больше не расставались».

Влад Соколовский о появлении дочери: «Безусловно, я в шоке! Очень рад! Это потрясающее событие в моей жизни, просто космос, у меня нет слов! Желаю такого счастья каждому человеку! Это наша основная задача на этой планете, на этой земле! Побеждает всегда любовь, а это она и есть, в первозданном виде!»

11 августа стало известно, что и разводятся. Об этом певица сообщила в своем микроблоге в Instagram, где в объемном посте призналась, что причиной разрыва стали многочисленные измены Влада. По словам Риты, она подала на развод сразу же, как узнала о них. Супруги находятся на стадии раздела имущества. Отстаивать интересы Дакоты будет звездная правозащитница .