Почему татуировка грех. Татуировки и Православие

Современная культура очень часто выражает себя вызовом и провокацией общепринятым нормам. И многие традиции, которые еще недавно были недопустимы в обществе, сегодня становятся почти нормой и не вызывают резкой критики.

С другой стороны, православие - ортодоксальная религия, основные догматы которой не менялись на протяжении всех двух тысячелетий существования христианства. Поговорим сегодня, о таком модном веянии современности, как тату. Каково же отношение православной церкви к татуировкам? Допустимо ли православному человеку их делать?

Что Библия говорит о татуировках

Главное обоснование запрета наносить изображение на себя мы видим в Ветхозаветной Книге Левит «Не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен». В Новом Завете в Откровении Иоанна Богослова есть предостережение не наносить на себя знаков зверя, что тоже очень часто сопоставляют с татуировками.

Библия о татуировках

Суть библейского запрета изображений на человеке - благоговейное отношение к физическому телу, как сосуду бессмертной души. В послании апостола Павла к Коринфянам можно увидеть, что человеческое тело называется храмом Божиим. Такое высокое сравнение исключает пренебрежительное отношение ко всему физическому, не позволяя его осквернять.

По словам того же апостола, каждый верующий человек - живой храм Божий. И как нельзя осквернять храмы по своей прихоти, также нельзя и менять что-либо, данное Богом, по желанию человека. Это вовсе не означает, что тело не требует заботы, даже наоборот - забота как о сосуде души должна быть. Но излишне украшаться, менять свой первозданный вид или особенности - это грех для христианина.

Историко-культурные аспекты тату

В дохристианские и раннехристианские времена татуировки были частью языческих и оккультных обрядов . Они наносились или в знак умерших, или для вхождения в транс и другие состояния, изменяющие сознание.

Интересно! С появлением христианства татуировки использовались в основном как клеймо. Ими «метили», к примеру, преступников, женщин легкого поведения, карточных мошенников.

Традиция татуированного клейма сохранялась по всему миру много веков. Многие, наверно, помнят, сколько неприятностей приносила лилия на плече леди Винтер, героине романа А. Дюма «Три мушкетера». По сей день в местах лишения свободы существует целая сложная система тюремных татуировок, которые на всю жизнь запечатлевают на человеке историю его преступлений и отбываний наказаний.

Цивилизованный мир о татуировках, как украшении, узнал примерно в XVIII веке, когда путешественник Д. Кук открыл туземные поселения островов Таити. Именно там на местных жителях он увидел изображения, которые носили чисто декоративных характер и делались только лишь ради красоты.

Как Православная церковь относится к татуировкам

Однако мода так украшать тело не встретила большого одобрения у общества. Не так давно, уже в XIX веке, авторитетный итальянский доктор Ч. Ламброзо рассматривал нанесение тату на как расстройство, присущее людям, склонным к преступлениям.

Только лишь в середине ХХ века татуировка становится модным атрибутом молодежи. Люди начинают разрисовывать себя по собственному усмотрению, далеко не всегда вкладывая глубокий смысл в изображения. Появляются массовые молодежные субкультуры, активно использующие тату.

Как видим, даже без учета духовного влияния тату, просто в историческом и смысловом значении изображения на теле с давних времен не несли ничего хорошего. Самое безобидное - дань моде - говорит о том, что человек просто не понимает глубинного смысла и влияния татуировок на свою жизнь.

Духовный вред татуировок

Чем же так опасна простая картинка на теле для христианина? Прежде всего, осквернение себя, как сосуда Божия, является грехом. В жизни человека и так множество греховных поступков, избежать которые зачастую не удается. Так зачем же еще больше портить свою душу тем, без чего можно спокойно обойтись?

О грехах:

Человек - существо духовно-телесное. Невозможно рассматривать отдельно жизнь физическую от жизни души, и наоборот. Поэтому любые изменения на физическом уровне обязательно будут сказываться на духовной жизни, и наоборот. И нанесение изображений - не исключение.

Священники, которые ежедневно сталкиваются с человеческими судьбами и слушают исповеди, часто отмечают, что люди каются в том, что делали тату. У многих из них с началом ношения «простой картинки» начинались сложности и проблемы в жизни, появлялось ощущение оставленности Богом, уныние . Это действие греха, которого человек сам впускает в свою жизнь.

Важно! Наносимые на тело знаки и символы несут с собой определенную духовную нагрузку, о которой человек может даже не знать.

Так, неоязычники и оккультисты часто используют руны, скрытые пентаграммы и прочие сатанинские символы для наколок. Внешне непосвященному человеку такое тату может показаться просто красивым графическим рисунком, не несущим никакой информации. Но на самом деле, накладывая его на себя, человек позволяет войти в свою жизнь тем силам, которые обозначены в символике. Конечно, для православного христианина это недопустимо.

Даже если не колоть какие-либо мистические или магические знаки, татуировка «для красоты» несовместима с верой Христовой. Погоня за модой, излишнее украшение тела (не только изображениями, но и слишком вычурной одеждой, ярким макияжем и т.д.) - это все отвлекает человека от Христа и занимает его мысли земным. Господь должен всегда быть на первом месте в жизни христианина, а забота о физическом и внешнем должна оставаться в разумных пределах.

Отношение церкви к татуировкам

Что делать, если тату было сделано давно

Поскольку многие современные христиане обрели веру уже во взрослом возрасте, в церковь мы приходим с большим багажом прежних грехов. И нередка ситуация, когда к вере приходит человек, образ жизни которого раньше был очень отдаленным от нравственных норм. И если в нравственных грехах человек кается внутренне, изменения внешние остаются видимыми иногда на всю жизнь.

Конечно, если человек осознал, что в свое время оступился и сделал наколку зря, он должен обязательно покаяться об этом на исповеди . Если есть техническая возможность, желательно татуировку вывести, особенно если это агрессивные или злобные изображения.

Покаяние подразумевает обязательный отказ от повторения греха. Заядлые татуировщики очень часто впадают в определенного рода зависимость от нанесения новых и новых изображений на свое тело. Надо понимать, что если человек идет к Богу и кается, он должен на всю оставшуюся жизнь отказаться от новых наколок.

Об отношении православия к другим аспектам жизни:

Некоторые священники, которые строго соблюдают церковные каноны, могут на некоторое время не допускать человека с татуировками к причастию. Такое решение священника может быть вызвано не только наколкам, но и другими тяжкими грехами.

Совет! В таком случае, важно обязательно смириться под таким решением священника. Он может назначить какую-либо епитимью - покаянное правило , которое обязательно надо выполнить. Это может быть чтение каких-либо молитв, помощь страждущим, работа в храме.

Если кающийся принимает такой труд как из рук Божих, он почувствует большую духовную помощь. По выполнению положенного труда священник прочтет разрешительную молитву, и человек сможет приступить к Таинствам.

Таким образом, нанесение татуировок на человека никогда не поощрялось ни в культурном, ни в духовном аспекте. Господь создал человека по образу и подобию Своему, и мы не в праве этот образ видоизменять. Тело должно поддерживаться в порядке, здравии и аккуратности, а излишнее его украшение не идет на пользу христианину.

Можно ли делать татуировки – ответ священника

Татуировки — просто мода или нечто гораздо более серьёзное? Может ли христианин сделать себе тату, если очень захочет? Размышляет протоиерей Александр Авдюгин.

Татуировки в жизни христианина

Любители татуировок, видя моё их неприятие, тут же контратакуют: мол, на своего Охлобыстина посмотри, весь разрисованный.

Прием оправдания давний, известный и, как это ни печально, частенько срабатывающий. Вспомните сами себя, как родителей атаковали с просьбой, где главным аргументом для ее выполнения было — «у всех есть, и я хочу».

Иван Охлобыстин:

Все же знают, что я вел довольно противоречивую жизнь. Мои татуировки связаны с путешествиями и с пьянством.

…Здесь была обнаженная дама, когда женился, неудобно стало. Это лазером вырезано… Ох, если не дай Бог, меня будут жечь, то я теперь знаю, как пахну, когда загорюсь. В комнате дым стоял по колено. Цветные татуировки они же глубокие. Потом наколол текст — «радиация»… А вот эту татуировку мы с Оксанкой на свадьбу накололи. У нее точно такая же. Это единорог, он — символ чистоты. По легенде, единорога может усмирить только девственница. А эти руны — в Ирландии.

…Когда я прощался с последним мотоциклом, наколол этот череп. У меня уже слишком много детей, чтобы на двух колесах гонять. И это одна из татуировок, которые колют байкеры, которые уходят навсегда. Это один из вариантов — череп с зубками врос в землю, пустил корни, из него цветы выросли. И я так и не сел больше на мотоцикл. Мне даже на съемках предлагали.

Вот только с татуировками иная ситуация, здесь «хочу» только в негативе обретается, потому что любая наколка есть откровенная связь с язычеством и оккультизмом. Язычники наносили наколки и нарезы на теле или в честь умерших, или для того, чтобы войти в транс во время оккультных сеансов. Как только духов вызвать захотелось, так нарезик, а чтобы вступить с ними в единение — татуировка. Поэтому и предупреждал Господь еще в Ветхом Завете: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Левит 19:18). Также и в Второзаконии 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».

Так что любая татуировка, сколь бы «безобидной» она ни была, есть мерзость пред Богом. Именно таким нелицеприятным словом определяет Господь все то, что относится к оккультным практикам. Возражения, что наколотый цветок или фигурка безобидны в духовном плане и для красоты лишь сделаны, абсолютно некорректны.

Господь создал тело человеческое совершенным. Вспомните: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Не надо бросать перчатку Богу с вызовом: «Я сделаю лучше». Красивее не выйдет. Совершенство нельзя усовершенствовать. Достаточно много было подобных попыток. Результат печален. Из-за этих рациональных предложений по «изменению и улучшению» короче наш век земной стал на многие годы, живем на загаженной земле, да и в нравственном плане в геометрической прогрессии греха пребываем.

Кроме того, что татуировка — символ языческий , добавляется еще одна объективная реальность: ее нанесение может серьезно изменить твою жизнь, внести против твоей же воли такие изменения в собственные образ мыслей и характер, что исправить их будет очень сложно.

Константин Кинчев:

Череп в каске — это воин, который готов умереть за Христа. Хотелось бы в трудную годину выстоять и быть ближе к этому воину, которого ношу на руке. Татуировки означают непростой путь «Алисы», который она прошла. Это девочка Алиса и те искушения, которые в этом сказочном мире на её пути встречались.

По поводу того, что внутренние изменения должны вести за собой внешние, могу сказать следующее. Когда я прочитал у митрополита Антония Сурожского, что тело — это видимая часть души, то перестал делать себе татуировки. Хотя соблазны наколоть себе еще что-нибудь накатывают на меня с колоссальной силой.

Когда-то я довольно скептически отнесся к рассказу знакомого священника о девушке, наколовшей на предплечье красивое изображение бабочки. Резко изменилась жизнь до этого вполне благополучной в нравственном плане женщины. В откровенную блудницу превратилась. Бабочка-то — издревле символ блуда .


Скептицизм мой повержен был собственным же священническим опытом. На исповедь молодой человек пришел и вместо того, чтобы в грехах каяться все жаловался, что все наперекосяк в жизни в последнее время идет. Одни лишь враги его окружают и все ему зла желают. Начали разбираться, когда же начались эти беды. К обоюдному решению пришли: с той поры неприятности и негаразды, как он наколку сделал с сатанинской символикой.

И еще пример характерный. Беседовал не столь давно с человеком, три раза места не столь отдаленные посетившим и одиннадцать лет, в общей сложности, там пробывшим. Сокрушался мужчина:

— Вот, батюшка, решил по-настоящему «завязать», да ведь, как кто посмотрит на мои руки, сплошь тюремными знаками заполненные, и отворачиваются. Ни работы толковой, ни доверия…

Страшное это дело — татуировки. И Бога оскорбляем, и себе же проблемы, которых раньше не было, создаем.

Как наличие Бога в сердце человеческом определяется? По скромности внешней и стыдливости внутренней. Татуировка — это побег от скромности, так как выделить себя пытаешься, и одновременно она убийца стыдливости, потому что вред душе наносит.

И еще одна характерная особенность столь модной ныне татуировки. Решившись на подобную экзекуцию над собственным телом, вы, кроме перечисленных грехов, еще и членовредительством занимаетесь. Примеров, когда нанесение тату становится причинами самых разнообразных болезней, в том числе и СПИДа — колоссальное количество. Зайдите к дерматологу в гости и пожалуйтесь на кожное заболевание. Первым вопрошением врача будет вопрос о татуировке.

Иду в храм или по улице в рясе — девушки сигареты стыдливо прячут. Ведущая на телепередаче с вопросом ко мне подходит и все юбку коротенькую пониже одергивает. Исповедница к аналою приближается и боком идет, чтобы я на ее противоположном плече татуировку не увидел.

Почему так происходит?

Потому что стыдно.

Так зачем же делать то, что стыдно, вредно и унижает тебя как образ и подобие Божие?

Человек, по замыслу Господа, – двухсоставное существо. У него есть духовная нематериальная субстанция – душа и материальное тело. Тело также является сонаследником души в Царствии Божьем – в новом горнем граде Иерусалиме (см. Откровение святого Иоанна Богослова, 21-я гл.).

Ведь нынешняя смерть, которая разлучает душу и тело, – еще не конец. На Страшном Суде, когда Господь наш Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками будет судить каждого из нас, мы явимся пред Богом во всей полноте своего естества, то есть не только духовно – душой, но и телесно. Мертвые, например, воскреснут таким образом, что составы и члены их соберутся, в них войдет душа, и человек в полной своей природе предстанет перед Судом Божьим (см. Книгу пророка Иезекииля, 37:1–14). И также душевно-телесно он после окончательного над ним Страшного Суда войдет на веки вечные либо в ад, либо в рай.

Потому Церковь очень тщательно и благоговейно всегда относилась к телу как сонаследнику души в вечной будущей жизни восьмого дня. Отсюда такое трепетное отношение к телесам покойников в православном чине погребения усопших. Потому Церковь столь негативно относится к кремации.

Нежелательны также противоестественные украшения тела: татуировки, пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Ведь человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «моифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести.

Это не исключает естественного ухода за своим телом и лечения болезней, например инвалидности.

Кроме того, зачастую молодой парень или девушка не понимают истинного смысла татуировок – их исторического значения. В древнем языческом мире, где полиграфических технологий не было, татуировки могли в том числе быть чем-то вроде печати или паспорта. Они несли информацию о человеке: принадлежность к определенному племени, клану, роду, социальному положению.

Здесь есть и еще один подтекст. Современный молодой человек иногда воображает, что татуировка – своеобразный символ его личной свободы. Но в языческом мире (откуда ее истоки) – это символ прямо противоположный. Там татуировка – это зачастую символ подчинения, знак принадлежности кому-то или чему-то. Так, например, и сейчас происходит в замкнутых субкультурах типа армейских подразделений или бандитских формирований.

Порой человек, нанося татуировку, даже не задумывается о том, какой информационный смысл несет тот или иной символ. Ведь татуировка – не просто украшение, она зачастую имеет философскую или религиозную подоплеку. И человек, бегущий от реальности в вымышленный мечтательный мир (куда он зачастую пытается «втащить» и свое тело, в том числе и с помощью татуировок), может, сам того не понимая, возрождать и неоязычество, а вслед за ним (если назвать вещи своими именами) идолопоклонство и служение бесам.

Тем более это страшно для православного христианина. Так как святой первоверховный апостол Павел сказал о нас, православных христианах: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16). То есть мы – живая церковь, храм. Каждый из нас.

У православного христианина есть одна принадлежность – ко Христу. И символом этого издавна является нательный крестик на шее. Такого человека и Бог благословляет, и святой ангел оберегает. А у татуированного все может быть диаметрально противоположно. Тем же, кто нанес на тело откровенно языческие татуировки, конечно же, стоит исповедоваться в этом грехе, и Господь обязательно простит их и восстановит утраченную духовно-телесную гармонию.

Иерей Андрей Чиженко
Православная Жизнь

Можно ли делать татуировки на теле?

Вопрос:

В Ветхом Завете встречается место, где говорится о запрете нанесения на тело изображений и надписей (в книге Левит). Можно ли этот отрывок соотнести с нынешней татуировкой? То есть, является ли она грехом? И есть ли еще места в Библии, где об этом говорилось бы?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1. В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию.

Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божиим, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

Православие.Ru

Просмотрено (18128) раз

Татуировки, носящие религиозный смысл достаточно серьезный вид искусства. Ведь такие тату обнажают перед окружающими внутренний мир человека, рассказывают о его убеждениях и силе веры.

В отличие от обобщенных рисунков, религиозные тату показывают не только конфессиональную приверженность человека, но и навсегда определяют для окружающих его этническую принадлежность. В каком-то смысле нанесение таких тату требует от носителя большей смелости и постоянства мировоззрения.

Истоки направления. Католицизм.

Историки предлагают искать отправную точку религиозных тату европейской ветви в католицизме. Именно приверженней веры христовой первыми стали отмечать человеческие тела знаком креста. Правда, делали это не с помощью краски, а посредством клейма.

Сегодня средневековое зверство католиков осталось позади, а искусство изображения религиозных мотивов достигло совершенства. Выразить свою сопричастность католической вере сегодня можно посредством таких изображений, как:

  • Сочетание четок и роз;
  • Лик Христа с терновым венцом;
  • Мадонна;
  • Сцены из библии;
  • Библейские тексты на латыни.

Наиболее распространены подобные тату среди жителей Латинской Америки. Здесь же встречаются наиболее масштабные картины и эскизы с множеством отсылок к библейской тематике.

Православная ветвь.

Христианские тату нашли свое отражение и в православной вере. Чаще всего православные верующие украшают свое тело стилизованными крестами, распятиями. Причем располагают их, как правило, на плече. Из более масштабных работ можно встретить изображения Иисуса Христа. В отличие от католической версии, в православии он изображается не с колючим венцом, а с сияющим нимбом.

Довольно распространено изображение Архангела Михаила. Многие набивают портреты святых-покровителей. Также встречаются изображения церквей и куполов.

Однако, стоит учесть, что эти тату воспринимаются исключительно в тюремном контексте.

Мексиканские тату.

Религиозная тематика искусства тату в Мексике неразрывно связана со стилем чикано. Мексиканские религиозные тату вобрали в себя представления о вере, сложившиеся в американской католической среде. Основная масса эскизов содержит вариации на тему розы и Мадонны. Иногда Святую деву изображают с младенцем.

Особенности заключаются в стиле мексиканского изображения знакомых образов. Изобретенное мексиканцами тату в стиле чикано стало популярно во всем мире. Но в самой Мексике стиль плотно ассоциируется с религиозным и бандитским миром. Переплетаясь, обе сюжетные лини и породили новое узнаваемое направление. Кроме того, отличить чикано можно по таким нюансам:

  • В эскизах тема религии обязательно сочетается с темой криминала;
  • Картины выражают страдание и надежду;
  • Лицо мадонны всегда имеет колоритные мексиканские черты.

Изображения в стиле чикано могут быть как монохромными, так и полноцветными. Основной упор сделан на прорисовку деталей и четкость линий.

Мусульманские тату.

Мусульмане, как и буддисты, не запрещают, но и не поощряют тату. Никаких отсылок к необходимости украшать свое тело татуировками в священной книге мусульман нет. Но по желанию, представители исламского мира набивают себе изображения полумесяца или цитаты из Корана.

Впрочем, в полной мере отнести их к разряду религиозных тату нельзя. Так как это скорее дань древней арабской культуре. И желание особо подчеркнуть чувство патриотизма.

Иудаизм ортодоксальный и светский.

Татуированных иудеев можно встретить гораздо реже, чем представителей других конфессий. Связанно это с тем, татуировки в иудаизме не поощряются так же, как работа по субботам или употребление в пищу свинины. В среде ортодоксальных евреев нательные рисунки не встречаются вообще. А вот иудеи, ведущие более светский образ жизни, могут позволить себе отступление от правил.

Эскизы религиозных тату в иудаизме содержат выдержки из Торы, выполненные непременно на иврите. Также распространено изображение звезды Давида и других культурных и религиозных атрибутов.

Племена, восточные народы и ушедшие верования.

Отдельной строкой стоит упомянуть о татуировках представителей, разделяющих взгляды восточной философии. На сегодняшний день они являются одними из самых татуированных в мире. При этом подавляющее большинство рисунков имеют духовный, сакральный смысл.

От части, религиозное значение имеют тату африканских племен и индейцев. Как правило, они рисуют на коже значимых для них тотемных животных. Также часто встречаются узоры, приносящие удачу.

Одним из самых популярных направлений, отраженных в политеистических религиях, сегодня стали изображения славянских и скандинавских мотивов. Руны, орнаменты, стилизованные изображения богов – все это расценивается, как тату оберег и активно используется в качестве самостоятельных сюжетов или частей более сложных картин.

Я не считаю православные татуировки чем-то предосудительным, ведь каждый человек имеет право выбирать в своей жизни то, что он хочет. Несмотря на противоречивые мнения, верующие люди все же украшают свое тело всевозможными символами. Поговорим о значении подобных тату в этой статье.

О чем говорят религиозные тату?

Если обратиться к истории, то можно встретить многочисленные упоминания о том, как люди украшали свои тела различными религиозными символами, начиная от древних текстов до изображений святых.

Этим они показывали, что принадлежат к определенной религии, а также защищались от внешнего негатива. Поэтому православные татуировки стоят особняком среди всех прочих - они имеют свой особенный сакральный смысл.

В наше время наиболее популярны такие варианты татуировок:

  1. Практически художественные портреты ликов святых, апостолов, великомучеников, ангелов и даже самого Иисуса Христа. Обычно это очень крупные изображения, выполненные с огромной точностью. Обращаться лучше к опытному татуировщику, который выполнит работу качественно.
  2. Латинские, кельтские и другие кресты - указывают на принадлежность к христианской религии, являются сильным оберегом, охраняют своего владельца от дурного глаза и негативной энергии, поступающей извне.
  3. Тексты молитв и священных писаний. Подбираются индивидуально под человека, в зависимости от того, какое божественное влияние он хочет ощутить более полно в своей жизни.
  4. Все прочие религиозные символы - от пентаграмм до агнецов. Значение отличается в зависимости от выбранного православного знака.
  5. Есть мнение, что изображать крест нужно именно между ключицами, на шее. Некоторые люди вообще считают, что это единственно возможное место для любой православной татуировки. Но на самом деле есть и другие подходящие места - запястья, спина, например. Размер татуировки подбирается исключительно по желанию самого человека.

Интересный факт: в нашей стране религиозные тату впервые получили популярность среди заключенных, которые использовали их в качестве оберега. Крест символизировал отпущение грехов, а купола являлись символом статуса «на зоне». Количество куполов указывает на число лет, проведенных в тюрьме.

Важно также знать, что для православных татуировки являлись оберегами, символизировали защиту от зла и отпущение грехов. А вот христиане, проживающие в мусульманских странах таким образом демонстрируют свою веру.

Значение креста

Самой популярной религиозной татуировкой по праву считается православный крест. Кресты на теле изображали воины, чтобы получить защиту от противника в бою и вернуться домой невредимыми. Считалось, что крест, изображенный на спине, груди, в зоне сердца и других жизненно важных органов оберегает от смертоносных орудий.

В настоящее же время смысл поменялся. Крест может указывать и на уважение к христианской религии, и быть символом отпущения грехов. Даже атеисты используют данный символ просто для украшения тела.

Крест не имеет гендерных различий, поэтому такую татуировку могут носить и мужчины, и женщины.

Варианты крестов и их значения:

  • Рыцарский - говорит о высокой чести, которую человек ценит превыше всего, и об его огромной силе духа.
  • Кельтский - олицетворение бесконечности и понимания того, что все на земле взаимосвязано, что мир зеркален, а все люли - наши учителя.
  • Крест с четками - знак сильной набожности человека, его крайней религиозности, практически отказа от всего земного.
  • Огромный крест, изображенный на спине или между лопатками, указывает на то, что человек верит в судьбу, и в то, что все события в его жизни предначертаны свыше.
  • Крест с камнем символизирует поиск своего предназначения, пути, миссии и смысла в жизни. Он указывает на то, что человек очень хочет определиться и понять, кем он является, чем может быть полезен людям.
  • Латинский крест - знак памяти усопшим, знак сильной скорби.

Видео о том, можно ли делать татуировки православному человеку (мнение священника):

Популярные православные татуировки для мужчин

Сложно представить верующую девушку, которая станет делать религиозные татуировки. Хотя исключения все же случаются, но все же сильный пол делает это чаще. Рассмотрим популярные мужские православные тату и их значения.

Вот самые распространенные символы, которые верующие мужчины могут разместить у себя на теле:

  1. Латинский крест - это символ всего христианства и православия в целом. Считается, что данный знак на теле приносит необыкновенные везение и удачу своему владельцу. Также это мощный оберег от всего дурного.
  2. Невинный агнец - олицетворение самого Христа. Символ жертвенности и непротивления злу насилием. Человек, который делает такую татуировку, словно говорит о своем смирении и принятии всего, что происходит в его жизни.
  3. Якорь изображают те, кто потерял близкого человека. Это символ памяти об усопших. Но в некоторых случаях якорь на теле изображают и в знак любого значимого памятного события.
  4. - олицетворение самой Девы Марии, символ непорочности, но вместе с тем таинственности. Согласно некоторым источникам роза - это еще и символ мученичества.
  5. Голубь говорит о том, что человек полностью свободен душой и телом, он полон надежд и хочет заручиться незримой поддержкой Святого духа.
  6. Иерусалимский крест, состоящий из пяти символов, объединенных в одно целое, является символом Крестовых походов и определенного значения не имеет.
  7. Крест, который используют в обрядах крещения - символизирует бессмертную душу, а также возрождение ее после смерти физического тела. Знак того, что человек чувствует, понимает и осознает: он лишь душа, которая переживает человеческий опыт.
  8. Крест Петра - говорит о глубоком уважении к Богу, если его использует верующий христианин. Но также у этого символа бывает и негативное значение - его часто изображают сатанисты, говоря этим о своем сопротивлении религии и ее отрицании.

Есть ли у вас православные татуировки? Или, может, вы задумываетесь о них? Поделитесь в комментариях своими мнениями по теме.