Помощь психолога ребенку. Случаи из практики

Здравствуйте уважаемые читатели!

Многих не оставила равнодушными. Это приятно. Говорит о достаточной актуальности темы. Судя по комментариям, многим статья понравилась. Были и необычные комментарии, судя по которым, читатели видели в тексте то, что им хотелось увидеть, а не то, что в нем написано. Есть и те, кто утверждал, что она недостаточно хороша. Странно, что эти люди, интересующиеся проблемой капризов, не нашли ничего интересного в статье, объясняющей суть этого явления. В то же время они одновременно демонстрировали свою информированность в этом вопросе и указывали на необходимость написания практических советов по поднятой теме, желая получить общие рекомендации.

Хочется напомнить, что невозможно самостоятельно наладить автомобиль даже при наличии оборудования, пока вы не потратите время на изучение его устройства. Ремонтировать его исходя из положения: — «В нем что-то давно гудит, мне кажется, что это генератор…» — нельзя. А вдруг это подшипник? Чтобы решить проблему капризов, вы должны понимать суть этого явления и именно для этого я потратил свое время на написание предыдущей статьи. Понимание сути явления без способности решать проблем, связанных с ним, говорит о том, что на самом деле понимания сути нет, но есть иллюзия понимания. Думаю, что в этой ситуации стоит вспомнить старую притчу:

Однажды четверо слепых захотели узнать, что же такое слон, хотя бы на что он похож. Попросили подвести их к слону. Один потрогал слона за хобот, и подметил: «Слон похож на толстый канат». Второй потрогал хвост, и возразил ему: «Нет, не на канат, а скорее на верёвку …». Третий, который трогал слона за ногу, возразил: «Нет, вообще-то на столб похож». А четвёртый, который трогал за живот, заявил: «Вы все не правы! Слон похож на огромную бочку!». И слепцы оживлённо начали спорить, на что же похож слон на самом деле. И все они были не правы, и каждый из них был прав по-своему.

Поэтому большое спасибо за ваши совершенно справедливые замечания. А я, видя по комментариям недостаточную информированность и освещенность знаний в массах по поднятой теме, продолжу.

Я практик. Я пишу о том, что видел многие сотни раз, о том, с чем много раз приходилось справляться. Исхожу из своего практического опыта, а не из десятков теорий, иногда близких к практике, иногда неизмеримо далеких, иногда созданных для объяснения совершенно иных форм воспитания и его результатов. Цитировать чужие истины, а иногда и чужой бред, изложенный в этих теориях, не является моей целью. К тому же я врач, а не психолог, я лечу, а не советую.

В этой статье я попробую конкретизировать некоторые аспекты проблемы детского капризного поведения и сопутствующих ему истерических реакций.

Еще раз повторю — я практик. Эти реакции я видел многие сотни раз, наверно во всех возможных вариантах и проявлениях. Поэтому начну с конкретных практических примеров, которые проиллюстрируют динамику формирования и устранения такой формы поведения как каприз и динамику сопутствующей истерической симптоматики.

Случай из практики №1 (наиболее распространенный вариант)

Исходные данные: Девочка 2г. 4мес. Воспитывает молодая полная семья. Первый и единственный ребенок. Отец — автомеханик. Работает честно и добросовестно от темна до темна. Амбициозен. На выходных гуляет с женой и дочкой, играет с ребенком, практически не спуская с рук и не отходя от нее ни на шаг. Любящий, уделяющий внимание, имеющий желание воспитывать. Учит дочь постоять за себя, настоять на своем, не уступать. Также семья прилагает усилия для того чтобы дочь росла и умной, и красивой. В разговоре выясняется, что отец иногда даже конфликтует с другими людьми, отстаивая интересы ребенка. При этом категоричен и однозначен. Не склонен к диалогу и компромиссу во всем, что касается дочери. По типу – девочка всегда права. Если девочка неправа – обращайтесь ко мне. А я уж точно – всегда прав . Если чужие люди реально ущемляют интересы ребенка, начинает войну. Причем неважно кто перед ним бабушка, дедушка, папка, мамка – со всеми категоричен, бескомпромиссен и жесток. Не терпит, когда какая–нибудь мама, или няня делают замечание его ребенку. На это он отвечает, им «воспитывайте своих детей». Он человек сильный, храбрый и естественно у него самая красивая жена и, безусловно, самая красивая и умная дочурка. Жена – молодая яркая домохозяйка с высшим образованием, с далеко идущими планами на жизнь.

У семьи наблюдается некоторая демонстрация жизни не по средствам. Приобретена в кредит дорогая красивая машина, одеваются в броскую одежду, ни в чем не ограничивают ребенка. При этом имеют пока достаточно скромный доход, большая часть которого уходит на аренду жилья. В общении легко судят о вещах, в которых некомпетентны. Всегда уверены в своем мнении и знании. Кстати, это — один из признаков родителей, у которых дети подвержены капризному поведению. Громкость, яркость, демонстративность.

Поведение ребенка: В ответ на практически любое не понравившееся обстоятельство, громко кричит, топает ногами, отказывается реагировать на любое указание взрослых, часто падает, бьется головой об пол, катается по полу, иногда царапает лицо и т. д. Реакция может наступить в любой момент прогулки, разговора, любого действия, когда, казалось бы, и повода нет никакого. Приходя в гости, семья вынуждена уходить уже через 20-25 минут. Реакции наступают всегда. И всегда бурные. Мне показывали видеозаписи этих вещей. На самом деле, выглядело страшно. При попытках пресечь такое поведение, ребенок еще больше нагонял «жути». Кричал громче, неистово, замирал, дыхание задерживалось на некоторое время дольше, чем по норме. Ни угрозы, ни уговоры, ни отвлечение не работали. Истерика прекращалась внезапно, как и начиналась сама по себе.

Суть проведенной коррекции: С этим ребенком я практически не работал. Почему? На приеме я убедился, что у девочки нет никаких отклонений психики, которых можно опасаться, (именно поэтому, для работающих с детьми — важно высшее медицинское образование). Зато было потрачено много человеко-часов для коррекции поведения мамы и папы, а также дедушки, который принимал живейшее и пристальное участие в процессе. Коррекция проводилась с помощью стандартного набора психотерапевтических техник НЛП (с элементами гипноза, в случае с папой), но в основном это была старая добрая рациональная психотерапия с объяснением ситуации. Такой подход позволяет дезавуировать все ложные представления о воспитании ребенка, позволяет показать, как на самом деле воспитывается ребенок, а не как кажется родителям. Показывается роль неверных социальных доминант. И, самое главное, безальтернативно раскрывается связь поведения ребенка с поведением его родителей. Если терапевт компетентен и грамотен, вариантов противостоять коррекции своего родительского поведения, у разумных мамы и папы не остается.

Стоит отметить, что после изменения поведения родителей, поведение ребенка резко изменилось. В контексте нового поведения родителей старое поведение ребенка — с капризами и истериками, просто стало бессмысленным. А так как девочка была психически здорова, ее психика, освободившись от родительской глупости, выработала новые формы поведения быстро и надежно, как и положено психике здорового ребенка.

Вывод: В данном, несложном для коррекции случае, главное – работа с родителями. Ребенок был фактически не причем. Большинству покажется, что исходные данные семьи в норме. Наверно, — это так и есть. Прекрасная ячейка общества, любят друг друга, в дочке души не чает, но формы поведения родителей в социуме и формы их взаимодействия с ребенком заставили маленькую девочку вести себя именно так.

Случай из практики №2. Страшный и клинический

Исходные данные: На приеме девочка 6 лет 7 мес. Категорический отказ от приема жесткой пищи. Мгновенная рвота в ответ на любую попытку проглотить. И так 3 месяца без динамики до обращения. Уже наблюдалось физиологическое угасание ребенка. Начались варианты парентерального (через капельницу) питания. Девочка не могла глотать даже каши, пюре, — только абсолютно жидкую пищу. На моих глазах при попытке выпить ложку прозрачного куриного бульона, она, почувствовав на языке миллиметровый коричневый ошметок, из тех, что плавают в бульонах, выдала несколько мощнейших спазмов желудка и пищевода. И так несколько дней приемов подряд. В ответ на любое раздражение любой пищей ротовой полости следовала мгновенная рвота.

Разбор ситуации: У этого ребенка по сравнению со случаем №1 (описан выше), уже сформировался стойкий патологический рефлекс. Выяснил, что капризность, присущая ей в раннем детском возрасте, делала ее очень похожей на 2-х летнюю девочку из предыдущего примера. Мама и папа воспитывали ее старательно и честно. Девочка была поздним ребенком. И вот в 6 лет и 7 мес. эта, капризность, пересеклась со следующими случайными ситуациями:

Дома за завтраком девочка поперхнулась и сильно испугалась. Кое-как успокоили, но на следующий день на глазах девочки, стечение обстоятельств, поперхнулась и закашлялась до рвоты старшая сестренка.

Неврологи и психиатры проводили медикаментозное лечение. Безрезультатно. Гастроэнтеролог говорил о спазме мышц ЖКТ. На самом деле страшно, когда вижу таких деток. Истерический спазм снимается очень сложно и сопротивляется коррекции, как зверь.

Суть проведенной коррекции: Психотерапевтическими методами, я убирал этот рефлекс 5 дней подряд. Технически было очень сложно. На восьмой день девочка проглотила первый раз за три месяца жесткую пищу. Но основная работа после устранения симптомов, опять же, проводилась с мамой. И, поверьте, работа с мамой оказалось сложнее, чем устранение истерического рефлекса ребенка. То есть пришлось делать то, что надо было сделать с мамой еще несколько лет назад. Эта мама, хоть и была постарше мамы из предыдущего примера, но тоже была яркая, амбициозная, начитанная и всезнающая, еще и по образованию педагог — психолог. До клинического случая с дочерью она не допускала мысли, что в отношении с ребенком делает что-то неверно. Девочка была очень развитой, живой подвижной, обучаемой. Простите за цинизм, но объяснить маме степень ее ошибок в воспитании, помог страх испытанный при виде страданий дочери. Этот страх сделал ее менее критичной, более восприимчивой к принятию несвойственного ей, но правильного поведения в отношении дочери. Она поняла, что источником всего этого кошмара во многом является она сама. Женщина умная и образованная, но заблуждающаяся. Конечно же, она справилась и, как я могу судить в подростковый возраст девочка вошла и прошла его без особых эксцессов.

Случай из практики №3. «Суперклинический» (особо впечатлительным – не читать:-))

Исходные данные: Девушка 15 лет. Анамнез, примерно тот же самый, что у маленьких девочек из предыдущих примеров. Превосходная семья. И папа, и мама — очень заботливые.

Интересы детей на первом месте. Я хорошо знал эту семью и удивился, когда они появились с проблемой резкого болезненного спазма мышц глаза у дочки. Накануне возникновения спазма, девушка пришла домой слишком поздно. Отец выразил жесткое отцовское несогласие с этим. Девушка ответила дерзко. Отец в ответ словесно унизил ее, подчеркнув ее физическую незрелость, особенности строения тела, соответствующие возрасту. Слова отца, как он и целился, затронули болевую точку психики дочки, но возникшая реакция оказалась гораздо сильней, чем ожидал отец. В результате этой реакции спазмировалась мышцы вокруг глаза и глаз закрылся.

Случился истерический спазм круговой мышцы глаза. Достаточно редкая двигательная истерическая реакция. За все годы практики видел такое не более 12-15 раз. Этот истерический спазм мышцы глаза, «не берут» никакие медикаменты. Выглядело это так: — просто закрывается глаз, так, как если бы его сильно, сильно, пресильно зажмурили. Вот только открыть его невозможно – день, два, три, неделю, ночью и днем. Спазм такой силы, что даже пальцами раскрыть глаз нельзя и это много дней подряд. Естественно вся эта беда сопровождается сильнейшими болями.

Суть проведенной коррекции: Ломали эту реакцию 3 дня. Глаз открылся. Хоть это было не просто, но сводилось к грамотной психотерапевтической технике. Это, — как применение определенного набора инструментов. И,… опять коррекция взаимоотношений в семье заняла большее время, чем снятие жесткого спазма.

Сейчас этой девушке 26 лет. Двое детей. Нормальная семья. Но, месяц назад привела дочку 3 летнюю. Пришли в том же составе. Она, ставшая мамой, со своими родителями и с дочкой. С чем? Отгадайте с одного раза! Правильно: — С Детскими капризами!

Слава богу, скорректировали поведение ребенка быстро. Кто? Не я. Я скорректировал поведение мамы, бабушки и дедушки. Помнив, приключение со спазмом глаза 11-ти летней давности, они прислушивались к каждой моей рекомендации и выполняли то, что требовалось для исправления ситуации. Меняли свое поведение. У них получилось.

Выводы

Случаев из практики можно привести сотни и только на основании их анализа, можно понять, следующее:

  • Работать с ребенком на стадии нарушения поведения, называемого детскими капризами зачастую бессмысленно. В подавляющем большинстве случаев не ребенок является субъектом психотерапии, а его родители.
  • Основным методом коррекции истерического поведения ребенка является работа с родителями и изменение их поведения, а, зачастую, и жизненных установок. В большинстве случаев взрослые находящиеся вокруг – главное в патогенезе формирования этих реакций. Это главный определяющий поведение ребенка фактор. Именно поэтому во многих случаях могут не работать многочисленные советы психологов по коррекции поведения детей, потому что суть поведения детей – во многом снятие слепка с поведения взрослых. Не корректируя поведение мам, пап, нянь и другого окружения из свиты великолепного малыша, результата достичь невозможно. Взрослым необходимо изменить свое поведение вообще, а не в момент детского каприза, не специально для его коррекции, а вообще ежедневное, ежечасное. Надо понять, что именно ваше поведение является стартовым для всех видов поведения вашего ребенка.
  • Для большинства случаев типичны и черты самих ребятишек. Обычно это умненькие, развитые, часто немножко выше сверстников дети с богатой эмоциональной составляющей.
  • Капризное поведение детей в детском возрасте является основой для формирования истерических, фобических и других невротических реакций в зрелом и подростковом возрасте. А еще можно усугубить или модифицировать проблему в скрытую истерическую симптоматику. Подавить ребенка. И в ответ на подавленное поведение, у ребенка возникает реактивный мышечный спазм (в кишечнике, горле, диафрагмальный и т.д.). То есть сформируется разнообразная психосоматическая симптоматика. Которая в подростковом возрасте выливается в гастриты, дискинезии, бронхиальную астму, аллергические реакции, снижение иммунитета, кожные нарушения. В подростковом возрасте вся эта беда расцветет пышным цветом потому, что:
    1. резко возрастает социальная нагрузка на ребенка, а его формы взаимодействия с помощью сформированных в детстве реакций истероидного круга не работают и превращаются в психосоматическую симптоматику.
    2. в то же время, на организм подростка обрушивается огромная физиологическая нагрузка. Интенсивный рост организма. Гормональный форсаж всех этих изменений.

И опять скажу, как практик: В каждом случае необходим сугубо индивидуальный подход. Даже лечение насморка разнится у всех людей. У одного он с высокой температурой и надо ее сбивать, у другого без температуры. У одного — с осложнениями в силу анатомических особенностей пазух у другого — нет. А что касается психики там нюансов больше на порядок. Работа иногда напоминает работу ювелира. Дилетантство здесь не приемлемо. Я говорю не про родителей. Родители находятся внутри ситуации. Любят ребенка, хотят ему всего, всего и стараются. То, что они, как и любые люди, ограничены в рамках собственного жизненного и профессионального опыта так же как я и вы, как и все мы – это понятно. Но если дилетантство помножить на неистовость усилий? Плюс категоричность, обусловленная часто высоким уровнем образованности и амбиций мам деток, страдающих капризами и истерическими реакциями? Весь жизненный опыт таких мам говорит им, что они на самом деле умные, компетентные. Это на самом деле так, но ошибаться может каждый. Видя кучу советов, которые не действуют они, конечно же, ищут выход, много читают, очень много знают. По-своему справляются с бедой и, если удается, заслуженно горды этим. Но схема, выработанная данной конкретной мамой, не обязательно сработает в случае с другим ребенком.

Помимо вышеперечисленных пунктов, очень важно понять, что, если случай клинический , как в примере 2 или в примере 3 , необходима срочная даже экстренная профессиональная помощь врача психотерапевта.

Завершение

Можно сколько угодно дискутировать о правильности и неправильности норм поведения родителей. Воспитывать взрослых людей – занятие неблагодарное и некорректное. Просто существуют вполне конкретные психофизиологические конструкции, сопровождающие ту или иную поведенческую форму.

Приведу пример: На столе стоит бокал, определенной формы. В него можно налить что угодно, воду, сок, вино, керосин, краску… Содержание бокала изменится. Но его форма останется той же самой.

Так вот, ребенок усваивает именно форму поведения взрослых, а не содержание, не смысл, которые ему недоступны. Ребенок присваивает себе мимические, жестовые конструкции родителей. Интонационные модуляции и соответствие тональному ряду речи воспитывающего взрослого. Усваивает позиционирование эмоциональных акцентов. Содержание поведения взрослого человека, его смысл не может быть понятен ребенку 2-3 и так далее лет. Происходит именно бессодержательное копирование психофизиологии взрослого. Поэтому работать с ребенком, особенно с содержанием его реакций — не имеет смысла до раннего школьного возраста. Убрать страхи, тревожность связанные с конкретным поводом (например, напугался лифта, собаки, дяди и т.д.) – пожалуйста. Систематическое поведение – нет. Это отдельная очень серьезная тема. Ее не уложить в рамки отдельных статей целиком.

В этой статье я, равно как и в предыдущей, не претендую на абсолютную истину в последней инстанции. Я просто опираюсь на многолетнюю практику и описываю ее. Небольшая часть моей практики – это несколько сотен случаев работы с детьми, (хотя в основном работаю с взрослыми людьми) подобных, изложенным выше.

Очень здорово, что родители в наше время посвящают много времени детям. Изучают литературу, рекомендации в интернете, используют все доступные ресурсы. Семья снова становится основной ценностью. Существует огромное количество грамотных психологов и воспитателей умело и профессионально работающих с детьми и семьями.

И я вношу свою скромную лепту этот процесс. Как понимаю, как умею, как могу. Мои статьи не являются сугубо научными и тем более категоричными. В традициях публицистического жанра закончу тем, с чего начал. Помните притчу о четырех слепцах? Я, как один из них, просто трогал этого «слона» много-много раз и в разных местах, но уверен, что до конца не знаю всех его особенностей и повадок. На этом, наверно, о капризах закончу. Можно продолжить Каприз часть 3, часть 4 и т.д., но стоит ли? Тема глубока и бесконечна, как, впрочем, все, что касается человека…

Навигация по записям

Капризы 2 | Случаи из практики психотерапевта и их анализ : 30 комментариев

  1. Юлия

    Не поняла откуда столько вопросов что да как делали?! Это и есть профессионализм! Спасибо за статью! Моей дочке всего 8 месяцев, ребёнок первый, поэтому как правильно воспитывать не знаю(((вижу только уже начались первые капризы! И вот не понятно бежать сразу исполнять или ждать…. как быть

  2. Мама Насти

    Спасибо Вам за потраченое время и силы! С любовью к ресурсу, мама Насти.

  3. надежда

    Очень много вопросов, как же конкретно нужно было вести себя родителям. Мне бы хотелось всем спрашивающим напомнить о замечательной книжке Лены Алексеевны Никитиной «Я учусь быть мамой». Взаимоотношения в их семье, на мой взгляд, — оптимальный вариант, на который можно только равняться. Вспоминаются даже конкретные слова из этой книги: 1. «Мы все искренно расположены друг к другу» (не «любим друг друга» — ведь любовь часто бывает слегка истеричной и эгоистичной), 2. «Когда я спорю, я изо всех сил желаю неотразимыми аргументами склонить его на свою сторону» (а не продавить своё). 3. Своему сыну она говорила в ответ на какой-то возмутительный поступок: «да, я тебя не понимаю. Но я хочу понять!» И т.д. Чудесная АДЕКВАТНАЯ семья, из опыта которой можно почерпнуть много конкретики, которой тут так всем не достает.

  4. Елена

«Шестнадцатилетний девятиклассник Виктор Дементьев стоит в кабинете завуча. Исподлобья, зло и с недоверием смотрит он на классного руководителя и учителей: он ждет очередного наказания. Виктор бросил кусок льда в первоклассника и попал ему в лицо. Счастливая случайность, что не повредил глаз. «Родители малыша, возмущенные хулиганским поступком, подают жалобу в милицию и просят нас принять меры», - заявил классный руководитель. От этих слов лицо Дементьева исказилось, словно от физической боли; казалось, он сейчас закричит. «Не могу поверить, чтобы он так жестоко мог обидеть малыша. Здесь какое-то недоразумение», - сказал завуч. Провинившийся, не веря своим ушам, с удивлением и надеждой посмотрел на завуча.

«Расскажи, Витя, как это случилось». Вместо ответа учителя услышали рыдание. Классный руководитель недоумевающе посмотрел на завуча, не поняв, почему разрыдался Дементьев, который всегда равнодушно относился к замечаниям учителей. Успокоившись, Виктор начал рассказ. Выйдя во двор, он увидел, что по крыше ветхого сарая бегала группа малышей. Виктор, боясь, что игра может кончиться несчастным случаем, закричал им: «Слезайте с крыши, провалитесь!». Но разыгравшиеся первоклассники ничего не слышали. Чтобы привлечь к себе внимание мальчиков, он бросил в них ком снега и нечаянно попал в лицо. Вот в чем состоял «хулиганский.» поступок Дементьева...» .

Необходимое условие успешного педагогического воздействия - психологический контакт с воспитанником, отсутствие психологических барьеров. Надо помнить, если психологический барьер не преодолен, полноценное воздействие невозможно. Выделяют личностный, эмоциональный, познавательный и деятельностный психологические контакты .Личностный контакт предполагает учет личностных особенностей воспитанника: направленности, мотивов поведения, отношений, интересов, возрастных и индивидуально-личностных особенностей. Эмоциональный контакт выражается в общности эмоциональных позиций и переживаний педагога и воспитанника по отношению к ситуации и друг к другу. Установление эмоциональных контактов достигается на основе сближения эмоциональных позиций и переживаний, что возможно на основе знания воспитанника, а также понимания его ситуативного эмоционального состояния. Опытный педагог, как правило, не предпринимает серьезных действий, пока не выяснит эмоциональную позицию воспитанников и не обеспечит снятие эмоционального барьера.

Пример из практики

Ученики пришли на урок физики после урока физкультуры, где они выиграли соревнование у соседнего класса. Учитель физики, войдя в класс, почувствовал необычное оживление. Выяснив, в чем дело, он потратил две минуты времени, чтобы обсудить с ними спортивные успехи, поздравил с победой (Заметим, в результате он сразу завоевал внимание класса!), а затем перешел к теме своего урока. Представим, что все было иначе: взволнованный класс, который трудно сосредоточить на теме урока, растерявшийся и рассерженный непослушанием учитель, несколько минут бесплодных пререканий, бесконечные призывы к тишине в процессе урока, а в результате -несостоявшийся урок, расстроенный учитель, получившие заряд отрицательных эмоций ученики.

Психологический контакт устанавливается с помощью вербальных и невербальных средств. Вербальные средства - лексические варианты обращений к ребенку: просьбы, вопросы-напоминания вместо повелительных фраз. Обязательно обращение к ребенку по имени. Не лишними будут слова одобрения для каждого ученика, комплименты, особенно, если ребенок не уверен в себе. Подчеркнуть внимание к ребенку поможет такой прием, как частичное повторение сказанных им фраз: «Если я тебя правильно поняла...(повторение)...» Важны также и интонации обращения к ребенку. Дети реактивны, грубое обращение к ним неизбежно спровоцирует грубость.

Невербальные средства установления психологического контакта: расположения собеседников, позы, жесты, мимика (например, улыбка), контакт глаз, тактильные способы выражения доброжелательности (например, желая успокоить ученика, педагог кладет руку ему на плечо).

Во-первых, это трансляция субъектом (педагогом) своего состояния и отношения к поступку, действию другого субъекта (ученика) через «Я-сообщения» («Я всегда думаю...», «Мне нравится...»). Кроме вербальных вариантов «Я-сообщений» имеются невербальные: педагог демонстрирует свое отношение позой, выражениями лица, интонацией. Вариантов «Я-сообщений» много.

Например, мальчик уронил с подоконника горшок с цветком. Педагог: «Я всегда расстраиваюсь, если гибнет красота».

Во-вторых, демонстрация расположения к ребенку, публичное признание его достоинств, проявление интереса к нему. Здесь также возможны различные вербальные и невербальные варианты. Например, ученик опоздал на урок: «Я - удивляюсь, у тебя такие быстрые ноги...»

В-третьих, раскрытие перед учеником социально и личностно значимых доводов в пользу требования. Убеждение в необходимости выполнения требования, раскрытие того, что дает выполнение требования людям, школе, классу или отдельному ученику.

Все три ключевые операции слиты воедино. Например, во время урока мальчик слушает плеер. Педагог: «Я всегда восхищаюсь увлеченными людьми, особенно, если их увлечение - музыка. И у тебя отличный вкус. Но материал сегодняшнего занятия определяет основные позиции для рассмотрения всей темы, и тебе это также необходимо, как и всем остальным» .

Предлагаемый способ предъявления требований имеет глубокий психологический смысл, так как в начале сообщения делаются две посылки, с которыми ученик не может не согласиться, а затем на фоне установки согласия предъявляется требование.

Знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка позволяет конструировать наиболее эффективные ситуации педагогического воздействия. Приведем пример ситуации, построенной на знании индивидуальности ребенка.

Ученика 3-го класса Мишу (9 лет) учительница считает тревожным ребенком. Мальчик хорошо учится, воспитывается в благополучной семье. Однажды Миша подрался с одноклассником во дворе школы. Учительница разняла драчунов, но с разбором и наказаниями не торопилась. Ее размышления, которые мы передаем здесь, используя психологическую терминологию, выглядели примерно так: «Миша относится к тревожно-дистимному типу. Значит, ему присуща заниженная самооценка, неудовлетворенность своими возможностями, непринятие себя, самообвинение. Этот комплекс качеств можно только усилить, если наказать ребенка». Учительница поговорила с родителями, объяснила им особенности Миши, посоветовала обратить внимание на его нервно-психическое состояние, проявляющееся в агрессивности и капризности. Мальчику необходим четкий режим занятий и отдыха. Оказалось, он много времени проводит у телевизора, чрезмерно увлекается компьютерными играми.

Этих простых рекомендаций (больше двигаться, чаще гулять, заниматься спортом) было достаточно, чтобы изменить поведение ученика. Эффективность столь простых мер объясняется тем, что учитель правильно понял индивидуальные особенности ученика и постарался устранить причины, которые привели к нежелательному поведению.

Мы иногда думаем, что поход к психологу уместен, только когда случилось что-то действительно тяжёлое, из ряда вон выходящее событие.
И так хорошо, что я тут могу привести пример, который показывает, что всё, что вызывает душеный «неуют», достойно внимания. Я очень благодарна подруге Марине, за то что она предоставила мне такой случай. Сделала она это потому, что мы были знакомы и приятельствовали. И это снимало напряжение и остроту официального обращения к психологу.

А было следующее. Марина завела кошку, но в определённый момент ей потребовалось отвезти её в другой город и временно оставить у родителей. Родители отнеслись к кошке дружелюбно. С точки зрения сознания, вопрос был решён удачно и правильно: кошка попала в заботливые руки, а Марина могла решать вопросы с жильём. Марина вернулась в свой город, но к ней никак не возвращалось её спокойствие. Казалось, оно осталось там, в другом городе, у родителей. Острые душевные переживания и укоры себя за то, что так плохо поступила с кошкой, мучили её. Сначала она списывала это на то, что просто соскучилась по своей любимице. Но потом ситуация накалилась до такой степени, что Марина заняла денег на самолёт, чтобы срочно, как можно быстрее лететь за кошкой! Это казалось самым важным делом, которое нужно выполнить немедленно! Получалось что, жить с кошкой и жить без кошки, она не могла. Она собралась лететь, но перед этим, осознавая, что такой накал переживаний не соответствует ситуации, решила заехать ко мне на приём.

И вот, держа в кармане пачку денег на самолёт, но не имея именно сейчас возможности вновь вернуть кошку к себе, она, как бы извиняясь за то, что «отвлекает по странным пустякам» рассказала свою историю.
Начав работу, мы обнаружили что лежало за этим. А вот это уже было действительно серьёзным. Предательство родителей! Да, именно так оценила маленькая девочка, когда, возрасте 2-х лет, её привезли и временно оставили у бабушки родители, что они просто предали её. Обычная житейская история, но ребёнок мыслит иначе, ребёнок не понимает проблем взрослых. Марина тосковала по родителям, а когда их расставание показалось слишком долгим, решила что они её бросили. Пробыла у бабуши она год. Потом её забрали, она выросла и уже давно забыла эту историю. И думала, что простила родителей и, будучи взрослым человеком, понимала всё правильно. У кого же ещё можно оставить ребенка как не у бабушки? Но, как оказалось, бессознательное хранит детскую боль, и именно эта боль активизировалась и мучила Марину. Иногда домашние животные становятся эмоциональной заменой детей. Действительно, кошка, как и ребёнок – живое, беспомощное (в данном случае) существо, за которое ты ответственен. Сработала аналогия сценария. Бессознательно она осуждала себя за то, что поступила точно также, как когда-то её «предатели» родители.

В продолжении консультации мы вошли в этот возраст и сделали там всё, что нужно: были выплаканы детские слёзы обиды, ушло осуждение, появилось понимание и уверенность в любви и преданности родителей к себе. Ведь в том возрасте целый год без родителей — это немыслимо долгий срок. «Лёд в душе растаял», и вновь это психическое пространство впустило в себя любовью к родителям.

Накал спал, бежать на самолёт было уже не за чем, и мы пошли в кафе. Там Марина призналась, что ест первый раз на этой неделе, вот какой силы было её переживание «из-за пустяка».