Презентация мертвых душ гоголя. Мёртвые души

Слайд 2

ПЛАН ЛЕКЦИИ История замысла поэмы и его реализации. Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Жанровое своеобразие. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы.

Слайд 3

История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин:«Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А. С. Пушкин отдал Гоголю«свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

Слайд 4

Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нем!»

Слайд 5

В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведениена эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трехчастную структуру поэмы.Перваячасть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второйчасти (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю».Законченным оказался только 1-й том.

Слайд 6

В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мертвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

Слайд 7

Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мертвые души» у помещиков Манилова, Ноздрева, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. НоА. Герцентак писал о названии поэмы:«Мертвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы и все прочие - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». Обратите внимание на эту точку зрения!

Слайд 8

Конфликт поэмы «Мертвые души» Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.

Слайд 9

Композиция поэмы «Мертвые души» «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N, встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры). Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб, но центральное место отведено изображению мира чиновников. Повествование о жизненной судьбе героя поэмы- Чичикова. Изображение жизни российских помещиков. 1 глава Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. 11 глава 2-6 главы 7-10 главы

Слайд 10

Жанровое своеобразие «Мёртвых душ» Л.Н.Толстой:«Мёртвые души» - это не роман, не повесть – нечто совершенно оригинальное». Сам Гоголь определил жанр «Мёртвых душ» как поэму, подчеркнув тем самым равноправие эпического (повествовательного) и лирического начал в своём произведении. Задача Эпической части Лирической части Показать «Хотя с одного боку всю Русь». Показать положительныйидеал автора.

Слайд 11

Цель «негоции» (оптовой скупки)Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономическиеоснования. Он предполагал получить«двести тысяч капиталу»от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самымидешевыми оказались «мертвые души»-умершие крестьяне, еще непопавшие в ревизские сказки(официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную засвоих крестьян). Перепись проводилась раз в10-15 лет. Памятуя о недавней эпидемии холеры, в1830 году,Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мертвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако,без землисделка была бы юридически незаконной, поэтомув его разговорах с городскими чиновниками появляется слово«навывод»:заселение и освоение земель в южных губерниях Россиивсячески поощрялось, ипереезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

Слайд 12

Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого». Н. В. Гоголь. Последовательность в изображениидеградации помещиков в поэме. Деградация!Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению. Манилов. Коробочка. Ноздрев. Собакевич. Плюшкин.

Слайд 13

МАНИЛОВ Черты характера Прожектерство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

Слайд 14

КОРОБОЧКА Черты характера Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость доскупости).

Слайд 15

НОЗДРЕВ Черты характера Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

Слайд 16

СОБАКЕВИЧ Черты характера Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.


  • « И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своем сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мертвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мертвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов, все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придется с кресла, Написать сожженный том. П. ВЕГИН.

  • Посмотреть все слайды

    Поэма Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

    Петухова А.Г.



    В как ом году Н.В. Гоголь начал работу над поэмой «Мертвые души»?



    Кто из писателей подсказал

    Н. Гоголю сюжет поэмы «Мёртвые души», реальное ли событие описано в произведении?



    «Сюжет «Мертвых душ», Пушкин находил, хорош для меня тем, что даёт полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести самые разнообразные характеры». Пушкин, подаривший Гоголю сюжет, знал о залоге «убылых» крестьян: такой случай произошел около села Михайловское: один предприниматель попался на покупке и продаже умерших крестьян. Граф В.А.Соллогуб также вспоминал,

    что Пушкину показывали на бегах,

    некоего П., который нажил себе

    состояние на такой операции

    и не попал под суд.


    Подобные истории происходили и на Украине: в Миргородчине помещик Пивинский, знакомый Н. Гоголя, накупив у соседей за горилку «мертвые души», записал их себе, чем обошёл закон, запрещавший мелкопоместным иметь винокурни.

    Такие аферы с «мертвыми душами» были возможны потому, что ревизские сказки, т.е. именные списки крестьян представлялись помещиками в административные органы при очередной ревизии, происходившей зачастую раз в 10- 15 лет. За это время болезни или несчастные случаи уносили десятки и сотни людей.


    В чем своеобразие жанра произведения?





    Приведите несколько пословиц, употребленных в поэме Н. Гоголем?


    • «Затвердила сорока Якова одно про всякого»
    • «У него губа не дура»
    • «Неладно скроен, да крепко сшит»
    • «Начнут гладью, а кончат гадью»
    • «Ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»
    • «Русский человек задним умом крепок»

    Вспомним героев поэмы!

    П. Боклевский


    Павел Иванович Чичиков был в чине коллежского советника, что по табели о рангах соответствовало военному чину полковника, т.е. чиновником 6-ого класса.

    В первом томе Н. Гоголь одел своего героя во фрак «брусничного цвета с искрой». Во втором томе - «наваринского пламени с дымом».



    Чичиков посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин.

    В гоголеведении последовательность объясняется по-разному. А. Белый считает, что каждый последующий

    помещик, с которым судьба

    сталкивала Чичикова, более

    мертв, чем предыдущий»



    Какова цель покупки мертвых душ Чичиковым?




    О чем мечтал Манилов?

    Кукрыниксы



    Кого из героев Н.В.Гоголь называет «дубиноголовая», «скопидомка»? Почему?


    Какова наружность Собакевича?

    «Известно, что есть много на свете таких лиц, над отделкою которых натура не долго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчика и прочего, но просто рубила со всего плеча: хватила топором раз- вышел нос, хватила в другой- вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живёт»!»

    П. Боклевский


    Это речь Ноздрева


    Узнайте героя по портрету.

    П. Боклевский


    • Манн.Ю.В. Поэтика Гоголя. - М.,1988.
    • Смирнова-Чичикина.Е.С. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души». Литературные комментарии.- М.,1964.
    • Русские писатели.1800-1917. Биографический словарь.- М.,1989.
    • Интернет:

    а) http:// revizor.net / ,

    б) http:// az.lib.ru /g/ gogolx_n_w / ,

    в) http:// revolution.allbest.ru / literature /00009791_0.html .

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Н.В. Г О Г О Л Ь «Мёртвые души» История создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики.

    ПЛАН ЛЕКЦИИ Основа сюжета. Смысл названия. Конфликт поэмы. Композиция поэмы. Цель «негоции» Чичикова. Персонажи поэмы. История замысла поэмы и его реализации.

    История замысла поэмы и его реализации А.С. Пушкин: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение. Это просто грех!» А.С. Пушкин отдал Гоголю «свой собственный сюжет, из которого он хотел сделать что-то вроде поэмы и которого, по словам его, он бы не отдал другому никому». Это был сюжет «Мертвых душ».

    Письмо Гоголя В.А. Жуковскому «Если совершу это творение так, как нужно его совершить, то…какой огромный, какой оригинальный сюжет. Какая разнообразная куча? Вся Русь явится в нём!»

    В Е Р С И Я Гоголь ориентировал свое произведение на эпос Гомера и «Божественную комедию» Данте, что определило трёхчастную структуру поэмы. Первая часть (1-й том) была задумана как представление и аналитическое осмысление «ада» российской действительности; во второй части (2-й том) Гоголь намеревался пропустить своих героев через « чистилище», чтобы в третьей (3-й том) изобразить их в «раю». Законченным оказался только 1-й том.

    В основе сюжета Приезд Чичикова в губернский город, с целью покупки «мёртвых душ». Путешествие его от одного помещика к другому.

    Смысл названия В прямом плане название восходит к сюжету, Чичиков приобретает «мёртвые души» у помещиков Манилова, Ноздрёва, Коробочки, Собакевича, Плюшкина. Но А. Герцен так писал о названии поэмы: «Мёртвые души?» Это заглавие само носит в себе что-то наводящее ужас.И иначе он не мог назвать: не ревизские мертвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы и все прочие - вот мёртвые души, и мы их встречаем на каждом шагу». . Обратите внимание на эту точку зрения!

    Конфликт поэмы «Мёртвые души» Конфликт поэмы заключён в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабалённости

    Композиция поэмы «Мертвые души» Изображение губернского города, в его пределах завершается характеристика владельцев усадеб,но центральное место отведено изображению мира чиновников. 7-10 главы 11 глава Повествование о жизненной судьбе героя поэмы - Чичикова. 1 глава 2-6 главы Изображение жизни российских помещиков. Заключительные строки поэмы посвящены горячо любимой родине: Гоголь-патриот воспевает величие и силу России. «Вступление» в поэму, набросок всего, что впоследствии будет развито автором (приезд Чичикова в губернский город N , встреча с чиновниками, подготовка почвы для авантюры).

    Цель «негоции» (оптовой скупки) Чичикова Афера имела под собой веские юридические и экономические основания. Он предполагал получить «двести тысяч капиталу» от опекунского совета, заложив своих крестьян. 1-ый этап его деятельности - приобретение крестьян. Самыми дешёвыми оказались «мёртвые души» - умершие крестьяне, ещё не попавшие в ревизские сказки (официальный документ, в соответствии с которым помещики вносили в казну подушную за своих крестьян). Перепись проводилась раз в 10-15 лет. Помятуя о недавней эпидемии холеры в 1830 году, Чичиков справедливо полагал, что чиновники с готовностью продадут «мёртвые души», чтобы избавиться от уплаты налога за них. Однако, без земли сделка была бы юридически незаконной, поэтому в его разговорах с городскими чиновниками появляется слово «на вывод»: заселение и освоение земель в южных губерниях России всячески поощрялось, и переезд Чичикова в Херсонскую губернию выглядел вполне правдоподобным.

    Персонажи поэмы « Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого» Н.В. Гоголь Последовательность в изображении деградации помещиков в поэме. Манилов. Коробочка. Ноздрёв. Собакевич. Плюшкин. Деградация! Постепенное ухудшение, приводящее к вырождению.

    МАНИЛОВ Черты характера: Прожектёрство (увлечение несбыточными проектами). Мечтательность. Бесхарактерность. Сентиментальность. Бесхозяйственность.

    КОРОБОЧКА Черты характера: Дубиноголовость. Мелочная хлопотливость. Невежественность. Скопидомство (бережливость до скупости)

    НОЗДРЁВ Черты характера: Хвастовство. Безалаберность. Наглость. Ярмарочный героизм.

    СОБАКЕВИЧ Черты характера: Кулачество. Человеконенавистничество. Мракобесие (реакционность, враждебность прогресса, культуры, науки). Грубость. Прижимистость.

    ПЛЮШКИН Черты характера: Ненасытная жадность. Скупость. Крохоборство (мелочная скупость).

    ЧИЧИКОВ Черты характера: Хищническая цепкость. Беспринципность. Склонность к аферам. Авантюризм.

    «Мёртвые души» - величайшее произведение Гоголя. Он приступил к его написанию молодым человеком, почти юношей; вошел с ним в пору зрелости; приблизился к последней жизненной черте. «Мёртвым душам» Гоголь отдал всеё– и свой художнический гений, и исступлённость мысли, и страстность надежды. «Мёртвые души» - это жизнь Гоголя, его бессмертие и его смерть». Ю. Манн « В поисках живой души».

    « И СМЕХУ ОТДАЛ ОН СЕБЯ ВСЕГО…» Николай Васильевич Гоголь, вечная шинель – внакид, озирая нашу оголь, во дворе своём сидит. Николай Васильевич Гоголь… Кто сумеет разгадать наподобие ожога на челе его печать? Сам с собой затеяв враки, Сунул он камину в пасть, Словно преданной собаке – «Мёртвых душ» вторую часть! Но трубою дымохода рукописный вздыбив дым, сатанинским хороводом Сам герой и вслед за ним – все другие. Вот так дело! Как такое может быть, если рукопись сгорела, а герой остался жить? Через дали, через годы он заброшен на беду катапультой дымохода в современную среду. Николай Васильевич Гоголь, сколько ж так еще сидеть, не в ладах с собой и с богом, в чисту улицу глядеть? Там стоит на перепутье возле городских ворот средь героев наших будней мёртвых душ старинный род. И как в цирке на манеже, в номерах своих не нов. все марьяжит да манежит хлюст, ханыга Хлестаков! Несгораемы, хоть тресни, в этом веке, как и в том… Видно, встать придётся с кресла, Написать сожжённый том. П. ВЕГИН


    Слайд 1

    Николай Васильевич Гоголь "Мёртвые души"

    Слайд 2

    Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852)
    Родился 1 апреля 1809 года в селе Большие Сорочинцы Полтавской губернии, в семье небогатого помещика. Детство прошло в Васильевке Миргородского уезда. 2 года учился в Полтавском уездном училище, потом в Нежинской гимназии высших наук, после чего едет в Петербург в надежде устроиться на службу. Пробует себя в роли актера, профессора, учителя, но ничего не получилось. А роль путешественника Гоголь освоил с лёгкостью, побывал он в Германии, в Швейцарии, в Париже, в Риме, в Франкфурте, в Дюссельдорфе, в Ницце, в Остенде, в Палестине, в Иерусалиме, редко возвращаясь в Петербург и в Москву. Окончательное возвращение в Россию было в 1848 году, где он поселяется в доме графа Толстого, а через 4 года Гоголь, впав в мрачное уныние, умирает. Сначала был похоронен в Москве, в Даниловом монастыре, где вскоре его прах перенесли на Новодевичье кладбище.

    Слайд 3

    "Мёртвые души" 1 том
    «Мёртвые души» . Н.В.Гоголь сам обозначил жанр произведения как поэму. Первый том был издан в 1842 году. Сюжет поэмы был подсказан А. Пушкиным. Сюжет растянулся на предлинный роман. Первые главы Гоголь прочитал Пушкину, а дальнейшую работу продолжил за границей(1836 – 1839). Вернувшись в Россию, он готовил свою рукопись к изданию. На заседании Московского цензурного комитета 12 декабря 1841 выяснились препятствия к публикации рукописи. Опасаясь цензурного запрета, Гоголь в Санкт -Петербург переправил рукописи и попросил друзей помочь с прохождением цензуры. 9 марта 1842 года книга разрешена цензором А.Никитенко, однако с изменениями. Вскоре вышла книга под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н.Гоголя».

    Слайд 4

    Образ Чичикова
    Среди разнообразия интересных характеров выделяется удивительный персонаж – Павел Иванович Чичиков. Образ Чичикова является объединяющим и собирательным, в нём совмещены разные качества помещиков. Характерной чертой Чичикова является невероятная многогранность его натуры. Павел Иванович принадлежит к бедной дворянской семье. Умирая, отец его ничего не сказал о чести, долге, достоинстве. Чичиков быстро понял, что высокие понятия только мешают достижению заветной цели. В училище старался быть образцом послушания, вежливости и почтительности. Окончив учёбу, поступил в казённую палату, где угождает начальнику и даже ухаживает за его дочерью.

    Слайд 5

    Чичиков постиг «великую тайну нравиться», с каждым из персонажей он говорит на его языке. В этом герое живёт ещё душа, но каждый раз, делая всё для своей выгоды и строя счастье на бедах других, он убивает её. Оскорбление, обман, взяточничество, казнокрадство – оружие Чичикова. Смысл жизни герой видит лишь в приобретении, накопительстве. Для Чичикова деньги – средство, а не цель. От остальных персонажей поэмы Чичикова отличает сила характера и целеустремлённость. Он не похож на толпу, он активен, деятелен и предприимчив. Чичикову чужды мечтательность Манилова и простодушие Коробочки. Он не жадничает, как Плюшкин, но и не склонен к беспечному разгулу, как Ноздрёв. Его предприимчивость не похожа на грубую деловитость Собакевича. Всё это говорит о явном его превосходстве.

    Слайд 6

    Образ Манилова
    Манилов иронически обыгрывается Гоголем. Он пародирует лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Характер героя не определён, неуловим. Он мечтатель, мечты которого оторваны от действительности. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно. Манилов типичный, серый, нехарактерный. В кабинете его лежит книжка с закладкой на 14 странице. Разговор Манилова придаёт оттенок бесплодной речи: «Как было бы хорошо, если бы жить эдак вместе, пофилософствовать». Думать о реальной жизни этот герой не способен.

    Слайд 7

    Но есть и положительные качества у Манилова - гостеприимство, восторженность, симпатии. Это был бесхозяйственный, непрактичный, равнодушный к своим крестьянам помещик. Печать серости, неопределённости лежит на всём, что окружает Манилова: серый день, серые избы. И в доме у Героя всё неопрятно, тускло. Он проводит время в одиночестве, где ему приходят в голову фантастические проекты. В Манилове нет ничего отрицательного, но и нет ничего положительного. Он – пустое место, ничто. Мир Манилова – это мир ложной идиллии, путь к смерти. Гоголь подчёркивает пустоту и ничтожность героя.

    Слайд 8

    Образ Коробочки
    Образ Коробочки Гоголь относит к числу тех, «небольших помещиц», которые жалуются на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок. Коробочка не претендует на высокую культуру: во всём её облике подчёркивается весьма незатейливая простота. Это подчёркнуто Гоголем во внешности героини: он указывает на её затрёпанный и мало привлекательный вид. Эта простота обнаруживает себя в отношениях с людьми. Главная цель её жизни – упрочение своего богатства, беспрестанное накопительство. Чичиков не случайно видит в поместье все следы умелого хозяйствования. Эта хозяйственность обнаруживает её внутреннее ничтожество. У неё, кроме желания приобрести и извлечь пользу, нет чувств. Для неё нет разницы между одушевлённым и неодушевлённым существом. В предложении Чичикова её пугает перспектива что-то пропустить.

    Слайд 9

    Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. «крепколобая и дубинноголовая» Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову «мёртвых душ». В финале Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, незначительности разницы между ней и аристократической дамы. Помещица бережлива, живёт замкнуто в своём поместье. Ограниченность и тупоумие довершают характер ее. Она владеет натуральным хозяйством, торгует всем, что имеет. В её доме всё устроено по старинке, она аккуратно хранит вещи и копит деньги. Гоголь хочет показать, что тупость Коробочки не такое уж редкое явление.

    Слайд 10

    Образ Ноздрёва
    Ноздрёв – мастер «лить пули». Он безбашенный хвастун и несусветный враль, пройдоха, скандалист, наглый, вызывающий, агрессивный. Поведение его в обществе никого не шокирует. Но дружбы он никогда не лишался. Ноздрёв во многих отношениях был многосторонний человек, наделённый феноменальной способностью врать без нужды, надувать в карты, спускать всё дотла. В Ноздрёве видим своеобразную «широкую натуру», он способен с лёгким сердцем проигрывать в карты большие деньги, а обыграв, тут же пустить всё по ветру, накупить много ненужных вещей. Равнодушен к своим детям, отдав их няньке, не интересуется их жизнью, проблемами. Это– плут и дебошир; приглашая людей в гости, он каждый раз умудряется затеять скандал… Гоголь описывает Ноздрёва как никчемного хозяина, кутилу и мота, которому подумать о будущем совершенно некогда.

    Слайд 11

    Образ Собакевича
    Собакевич Михайло Семёнович – помещик, чьё имя и внешность указывают на могучесть его натуры. Собакевич - хозяйственный человек, расчётливый, прижимистый хозяин, хитрый торгаш. Он выглядит положительным человеком. Немногословен, обладает железной хваткой, нелегко его обмануть. С самого начала образ Собакевича связывается с темой денег, хозяйственности, расчёта. Главное для него цена, всё остальное не интересует. При торговле Собакевич расхваливает свой товар и успевает надуть Чичикова. В его доме нет архитектурной красоты, на стенах висят картины, похожие на самого хозяина. Собакевич – это тип русского кулака, крепкого, расчётливого хозяина. Крестьянам его живётся неплохо. Живёт он исключительно в современности. От природы наделён многими хорошими качествами, у него богатый потенциал и могучая натура. Собакевич - один из помещиков, у которого много шансов на новое возрождение.

    Слайд 12

    Образ Плюшкина
    Степан Плюшкин – последний продавец «мёртвых душ». Это герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В образе Плюшкина автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости. Описание имения изображает запустение и «захламление» души героя. Въезд полуразрушен, всюду особенная ветхость, окна закрыты тряпьем. Здесь всё безжизненно. Помещик давно уже не знает, что у него творится в хозяйстве. Плюшкин – то ли баба, то ли мужик; длинный подбородок, маленькие глазки, засаленный халат – все это говорит о полном «выпадении» героя из богатого помещика и из жизни вообще. До смерти жены Степан был рачительным и богатым помещиком, но со смертью жены он стал подозрительнее и скупее, а после неприятностей детей его душа ожесточилась. Гоголь описывает Степана Плюшкина как безжизненного, мёртвого человека.

    Слайд 13

    Отношение помещиков к Чичикову. Его раскрытие.
    В поэме «Мёртвые души» Гоголь типизирует образы русских помещиков, чиновников, крестьян. Из всех героев Гоголь выделяет только одного – Павла Ивановича Чичикова. Приехав в город, Чичиков со всеми сближается. В каждой главе мы видим всё новые его возможности: с Маниловым он приторнолюбезен, с Коробочкой – мелочно – настойчив, с Ноздрёвым – напорист и трусоват, с Собакевичем торгуется коварно и неотступно, Плюшкина покоряет своим великодушием… Собирание ненужных вещей напоминает привычки Плюшкина, это мы видим в ненужной афише, где он сорвал, пришёл домой, а прочитав, положил в ларчик; неопределённость и маниловская любовь к фразе напоминает Манилова; мелочность – Коробочку; самовлюблённость – Ноздрёва; грубая прижимистость, холодный цинизм – Собакевича; жадность – Плюшкина.

    Слайд 14

    Всё же Чичиков отличается от своих двойников в поместьях. Помещики же отзывались о нём по-разному, Манилов был от него без памяти; Собакевич даже уделил внимание сообщить о Чичикове жене; Плюшкин видел в нём добродетеля; Коробочка видела в нём покупателя её товара; Ноздрёв – компаньона. Но после слухов помещики поменяли своё мнение о нём и видели в нём разбойника. Они обдумывали цели покупки мёртвых душ, способы предотвращения похищения губернаторской дочери…. Чичиков вынужден бежать из города, но он достиг своей цели, приблизился ещё на одну ступеньку к своему «счастью», и всё остальное для него неважно.

    Слайд 15

    Образ светских дам
    Дамы города были презентабельны. Что касается этикета, то они могли вести себя, соблюдать тон, множество приличий самых тонких, демонстрировали моду в самых последних мелочах, в чём опередили даже дам петербургских и московских. Одевались с большим вкусом, разъезжали по городу в колясках, сзади покачивался лакей. Визитная карточка для них была священной. Из – за неё две дамы могли поссориться, даже мужья или близкие родственники не могли их примирить. Насчёт занятия первых мест происходило тоже множество сцен, внушавшим мужьям рыцарские понятия о заступничестве. Дуэли между ними не происходило, но зато каждый старался напакостить другому. В нравах дамы были строги, казнили без пощады всякие слабости, противились всего порочного и разных соблазнов. Эти дамы отличались необыкновенною осторожностью и приличием в словах и выражениях.

    Слайд 16

    Образ капитана Копейкина
    Тема разоблачения чиновничества в поэме «Мёртвые души» переплетается с темой крепостничества. Гоголь везде высмеивает чиновников и косность государственных мужей. Особое место занимает «Повесть о капитане Копейкине». Она имеет большое значение для раскрытия идейного содержания произведения. Форма сказа придаёт жизненный характер: обличает правительство.

    Слайд 17

    По мнению почтмейстера, Чичиков не кто иной, как капитан Копейкин. Копейкин, которому оторвало руку и ногу, чуть умирает с голода. Он кое – как добирается до столицы, приютившись в трактире, пытается добиться справедливости в высшей комиссии. Но чиновники везде были одинаковые – это бездушные существа. Добиться справедливости не смог. Капитана высылают из Москвы и вскоре образуется новая шайка разбойников. Здесь мы видим Копейкина целенаправленным, храбрым правоведом, целеустремленным, решительным, добивающимся своего… Но почтмейстер в недоумении прервал рассказ, так как у Чичикова целы и руки, и ноги…

    Слайд 18

    Почему Гоголь сжёг 2 том "Мёртвые души"
    Последние четыре года своей жизни Гоголь прожил в Москве, в доме на Никитином бульваре. Именно там он сжёг второй том «мёртвых душ». 2 том «мёртвых душ» - главный труд писателя, результат его религиозных исканий, труд, в который он вложил всю правду о России, всю любовь к ней. Однако в жизни писателя наступил переломный момент… Началось всё со смерти жены его друга. С этого момента Гоголь постоянно думал о смерти, жаловался на упадок сил. С 11 на 12 февраля 1852 он приказал принести тетради с рукописью 2 тома «Мёртвых душ» и поджёг свечой в камине. Утром Гоголь был сам поражён своим порывом, но было уже поздно…

    Слайд 19

    "Мёртвые души" 2 том
    Гоголь предлагал сделать поэму трёхтомной, и писал 2 том, где выводились положительные образы и делалась попытка изобразить перерождение Чичикова. Работу над ним Гоголь начал в 1840 году. При работе над 2 томом значение произведения вырастало за границы собственно литературных текстов, что делало замысел не -реализуемым. Когда Гоголь сжёг 2 том, то после его смерти черновые записи 4 глав были обнаружены. Перебеливанием рукописей занимался Шевырёв, который хлопотал о его издании. Гоголь в своей поэме сумел показать, что крепостное право калечит не только крестьян, но и помещиков, живущих за чужой счёт. Образы, созданные Гоголем, перешагнули время. Огромная сила сатирического обличения уродства собственного мира не потеряла своей актуальности и в наши дни.

    Слайд 20

    Методические ресурсы
    http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23895/
    http://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/gogol.html
    http://www.litra.ru/composition/work/woid/00067301184773069574/

    «Мёртвые души»

    История создания.

    Жанр.

    Композиция.

    Современник Н.Гоголя А.Герцен писал: «Первые годы, последовавшие из-за 1825 г, были ужасны. Понадобилось не менее десятка лет, чтобы человек мог опомниться в своем горестном положении порабощенного и гонимого существа. Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние…». А.Герцен вопрошал6 «Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования?»

    В.Белинский в своей статье о стихотворении М.Лермонтова «Дума» передает весь ужас своей эпохи. Он писал: «Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти! И кто же из людей нового поколения не найдет в нем разгадки собственного уныния, душевной апатии, пустоты внутренней и не откликнется на него воплем, свои стоном?»

    «Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь»

    Первые главы Гоголь читал Пушкину перед своим отъездом за границу. Работа продолжилась осенью 1836 года в Швейцарии, затем в Париже и позднее в Италии. К этому времени у автора сложилось отношение к своему произведению как к «священному завещанию поэта» и литературному подвигу, имеющему одновременно значение патриотического, долженствующего открыть судьбы России и мира.

    «Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. – Не дает ответа».

    9 марта 1842 года книга была разрешена цензором Александром Никитенко, однако с изменённым названием и без «Повести о капитане Копейкине». Ещё до получения цензурного экземпляра рукопись начали набирать в типографии Московского университета. Гоголь сам взялся оформить обложку романа, написал мелкими буквами «Похождения Чичикова, или (и крупными) «Мёртвые души».

    Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.

    Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.

    Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N.

    Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга.

    Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».

    Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.

    Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова - парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.

    Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам - «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка - их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье…

    «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому - убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.

    Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»

    Поэ́ма (др.-греч. ποίημα) - поэтический жанр.

    Большое эпическое стихотворное произведение, принадлежащее определенному автору, большая стихотворная повествовательная форма.

    Работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, - писал Гоголь Погодину из Парижа,- и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похоже ни на повесть, ни на роман, длинное, длинное, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем».

    • Роман – это жанр эпоса. Его особенности: большой объем произведения, разветвленный сюжет, широкая тематика и проблематика, большое количество персонажей, сложность композиции, наличие нескольких конфликтов.
    • Повесть – жанр эпоса, в древнерусской литературе – повествование о реальном историческом событии. Позднее повесть выступила как рассказ об одной человеческой судьбе.
    • Поэма – лиро-эпический жанр, стихотворное произведение большого объема на сюжетной основе, обладающее лирическими чертами.

    Лирическое отступление - внесюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от сюжетного повествования;

    авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение (лирические отступления в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Может принимать форму воспоминаний, обращений автора к читателям (лирическое отступление в 7 главе «Мертвых душ» Н. В. Гоголя). Применяется в эпических или лиро-эпических произведениях.

    Композиция

    1I глава – развёрнутое вступление к поэме.

    Повествование начинается без традиционной для русской прозы 30 – 40-х гг. XIX в. экспозиции – деловито и энергично: мы ничего не знаем о Чичикове и о том, как он пришёл к мысли о покупке мёртвых душ (об этом в 11

    II - VI главы – посвящены помещикам, «хозяевам жизни»:

    • II гл. - Манилов
    • III гл. - Коробочка
    • IV гл. – Ноздрев
    • V гл. – Собакевич
    • VI гл. Плюшкин

    Главы построены по одному плану: описание усадьбы, интерьера дома, внешности помещика, встречи хозяина и гостя, совместного обеда, сцены купли-продажи мёртвых душ. Повторяющийся план создаёт ощущение однотипности изображаемых явлений.

    VII – X главы – губернское общество.

    В X главу включена «Повесть о капитане Копейкине».

    XI глава: история Чичикова.

    Мёртвые души

    В крепостной России с начала XVIII века проводились регулярные переписи крестьян для взимания налогов с помещиков, владельцев крестьян. Составленные при ревизии списки назывались ревизскими сказками, а занесённые в них крестьяне – ревизскими душами. По этому списку помещики и уплачивали налог в казну за своих крепостных крестьян.

    Ревизские сказки составлялись раз в несколько лет, и умершие за это время крестьяне продолжали числиться живыми до новой переписи. И за них надо было платить налог как за живых.