Русских живописцев упрекают. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу

В чем состоит подлинное назначение искусства? Над таким эстетическим вопросом заставляет нас задуматься В. Конецкий.
Проблема, поднятая автором, действительно интересная. Конецкий раскрывает ее на примере случая из жизни, где его герой оказывается на палубе теплохода, наблюдая за миграцией птиц. Этими птицами оказались грачи, ставшие персонажами общеизвестной картины Соврасова «Грачи прилетели», которая проникнута патриотизмом и «ощущением родины».
Авторская позиция мне ясна. Конецкий считает, что подлинное назначение искусства – вызывать в человеке «ощущение пусть мимолетного, но счастья». Он также призывает нас не забывать и о еще одной важной функции – «будить и освещать в соплеменнике чувство родины».
Я согласен с позицией автора и также считаю, что искусство должно пробуждать в человеке патриотические чувства и вызывать ощущение счастья.
Задумываясь над проблемой, сразу приходят в голову служащие МАССОЛИТА из романа Булгакова «Мастер и Маргарита», творчество которых никак не подходит под определение Конецкого об искусстве. Они пишут откровенно плохие произведения, значительно снижая общий уровень культуры.
Обратимся к творчеству ученого-публициста Д.С. Лихачева. В одном из своих писем он писал: «Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека. И снова повторяю: оно делает его добрее, а следовательно, счастливее».
Таким образом, подлинное назначение искусства состоит в том, чтобы вызывать в человеке ощущение счастья и пробуждать патриотические чувства.

Оригинал текста, на основе которого написано сочинение:

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины?

И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами - Саврасов, Левитан, Серов, Коровин, Кустодиев - скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей ее нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейших анализов психики отдельного человека и сложнейших анализов жизни общества, - в наш век тем более не следует забывать художникам об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

Пускай наших пейзажистов не знает заграница. Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолетного, но счастья. А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России.

Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины.

Итак, мы спешили на северо-восток, домой, к причалу Мурманска. И вдруг прилетели скворцы, забились в разные укромные места передохнуть. И так как мы уже соскучились по дому, то и подумалось о России и тихом пьянице Саврасове. И потом, когда увидишь над морем маленькую сухопутную птичку, то как-то раскисаешь душой. Ведь с детства читал о маяках, на свет которых летят и разбиваются птицы. И помнишь картинки в учебнике. Правда, знаешь уже и то, что перелет через океан - это экзамен на право называться птицей. И тот, кто не сдаст экзамен, погибнет и не даст слабого потомства. И знаешь, что ничего особенного в длительных перелетах для птиц, вообще-то говоря, нет. За обыкновенный летний день стриж налетывает тысячу километров, чтобы накормить семейство. Тренировка. Уже известно, что птицы ориентируются по магнитным силовым линиям Земли. В полете они пересекают их под разными углами, а ток, индуктируемый в проводнике при движении проводника в магнитном поле, зависит от угла. И птички могут чем-то замерять силы тока, а по ним угол движения относительно магнитных полюсов Земли.

Есть птицы, которые вечно живут при свете солнца, то есть никогда не живут в ночи. Они летят по планете с таким расчетом, что солнце всегда светит им. Всегда они живут среди дня, света и радости. И они погибают, если ночь хотя бы раз догонит их.

О многом уже узнал, но, когда видишь птичку, борющуюся с ветром, кувыркающуюся над волнами, так и защемит сердце от нежности к ней.

Морские птицы - другое дело. Они вызывают восхищение и зависть своим совершенством. Очень редко увидишь в океане, чтобы чайка махала крылами. Это на речках и вблизи берегов они машут сколько душе угодно, как какие-нибудь площадные голуби. А в океане можешь смотреть на чайку десятки минут, и она все будет нестись над волнами перед носом судна - по шестнадцати миль в час - и не трепыхнет крылом. Ее полет - вечное падение, вечное планирование.

Когда штормит, чайки несутся в ложбинах между валов. Там, в водяных ущельях, между водяными горами и холмами, они укрываются от ветра.

Появился старпом Володя Самодергин, деликатно, незаметно проверил, все ли у меня на вахте нормально, пощупал море радаром, сказал, конечно, то самое, о чем я только что думал:

Птичек жалко, правда, Викторыч?

А ты знаешь, что древние норманны возили с собой по морям вместо компаса ворон? - спросил я, дабы похвастаться эрудицией. Но похвастаться не пришлось.

Знаю, - сказал Володя. - Они птиц выпускали, чтобы направление на сушу, на ближний берег определить. Так даже Ной делал. Только у него голубь был, да?.. На концерт пойдем?

В последние сутки рейса стараниями помполита и многих активистов создавалась концертная самодеятельная программа. И всегда это было интересно, талантливо и смешно, хотя и немного наивно.

Мы в четыре руки подготовили вахту к сдаче. Он снимал координаты, показания приборов - я записывал в журнал. Я звонил в машину и давал сводку за вахту, а он еще и еще щупал ненастное море радаром. Мы хорошо научились с ним работать в четыре руки. И он неоднократно ловил меня на ошибках, а я за все совместные плавания не смог ни разу поймать его ни на чем. У него было удивительное, птичье чутье, интуиция. Он включал радар именно тогда, когда на экране появлялась отметка. В спокойном дрейфе он приказывал готовить машины за десять минут до того, как айсберг подваливал нам под корму. Причем такой айсберг, который был в воде почти весь, которого не брал радар и которого не было видно в тумане.

Его смешная фамилия происходит от деда-крестьянина, который всю жизнь дергал сам себя за бороду.

Мы сдали вахту, поужинали и спустились в музыкальный салон. Полированное дерево стен салона благородно отблескивало люстрами дневного света. Инкрустации древних каравелл мерцали в древесных стенах. Каравеллы плыли и плыли, раздув пузатые паруса.

Салон был битком набит. Наши места пустовали, ожидая нас в центре. Наконец прибыл наш капитан, капитаны траулеров, экипажи которых мы везли от берегов Америки, и их помполиты.

И начался вечер перед расставанием. Через сутки мы станем к Пассажирскому причалу Мурманского порта. Рыбаки сойдут по трапу. И, быть может, мы никогда больше не встретимся. А может, и встретимся, но никто этого не знает.

Практика. Редактируем и оцениваем сочинение.

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст.

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины , России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда искусство , когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья . (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25) Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины ?

К 1 К 2 К 3 К 4 К 5 К 6 К 9 К 10 К 11 К 12

Сочинение 1.

Данная статья посвящена рассмотрению ряда актуальных вопросов, основным из которых является вопрос о том, что такое счастье, возникающее в нас, когда мы ощущаем любовь к России.

На мой взгляд, тема статьи заключается в мысли о том, что в произведениях многих авторов "скрывается не только вечная в искусстве радость жизни, а именно русская радость". В центре внимания - мысли и чувства автора по данному вопросу. Автор ставит по существу одну задачу - объяснить, что самое пронзительное счастье возникает в нас, когда мы ощущаем любовь к родине. Позиция автора очень убедительна и верна. Она вселяет уверенность. (?) Эта статья очень интересна. Я с автором полностью согласна, так как любовь к родине - это самое важно чувство, возникающее в человеке. Но особенно хочется выделить мысль Конецкого о том, что "у русских есть такая (?) нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины ".

Отрывок из статьи Конецкого является текстом публицистического стиля. Главная функция текста - воздействие на читателя. Данный отрывок представляет собой текст - рассуждение. Начало текста - это тезис, который убедительно доказывается. В конце автор делает вывод, который как бы объединяет начало и конец. Предложения в тексте связаны последовательно. Несомненным достоинством статьи является использование олицетворения ("деревья проснулись"), которое делает рассуждение более образным, эмоциональным. Для того чтобы сделать рассуждение более ярким, автор использует эпитет ("пронзительное счастье"). Для того чтобы привлечь наибольшее внимание к затронутым вопросам, автор использует риторический вопрос ("я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины ?").

Работу хочется завершить высказыванием Конецкого о том, что " в наш век художникам не следует забывать о простой функции искусства - будить и освещать в соплеменниках чувство родины".

Сочинение 2.

Для чего нужно искусство? Что оно будит человеке? Каковы его функции? Такие вопросы перед читателями ставит автор данного текста В. Конецкий.

Чтобы ответь на все волнующие вопросы этой темы, автор размышляет, делится своими впечатлениями, приводит примеры. Например, он говорит, что за именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость, но и русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. А также, что одна из функций искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

Я абсолютно согласна с Конецким, что искусство вдохновляет человека, приносит ему счастье, когда видишь картины наших русских художников, особенно пейзажистов, восхищаешься их талантом передавать красоту нашей природы: русских лесов, полей, тихих озер, и кажется, что нет на свете красивее мест, чем в России, невольно начинаешь гордиться этим.

Каждый русский человек должен любить Россию, восхищаться её природой, искусством, языком и тогда в его сердце станет светлее. А самое главное, он будет счастлив от всего, что его окружает.

Сочинение 3.

Искусство … В чем его назначение? Существует ли связь между эстетическим чувством и чувством к Родине?

Над этими вечным вопросами размышляет В.Конецкий в своей статье. Опираясь на личный опыт, он приводит пример восприятия национального искусства вдали как от самого искусства, так и от Родины. Ассоциацию с полотном Саврасова " Грачи прилетели" вызвали "маленькие бесстрашные птицы". С воспоминания о картине пришла ностальгия по дому, Родине, России. Ощущение же дома для автора синонимично чувству радости и счастья. Поэтому одной из функций искусства Конецкий считает "простую" формулу: "будить и освещать… чувство родины", значит вызывать "в человеке ощущение… счастья ". Связь между "эстетическим ощущением и ощущением родины", по мнению В. Конецкого, неразрывна и вечна.

Нельзя не согласиться с автором. Искусство как источник добра и света должно не только способствовать духовному росту, но и развивать человека эстетически. Вдали от родного очага чувства обостряются, потребность в близком растет. Искусство же может дать, пусть и мимолётное, чувство счастья от близости с домом.

"Искусство - посредник того, что нельзя выразить ", - писал Гёте. Человеку всегда трудно выражать свои чувства, для этого можно использовать то или иное искусство. Например, любовь к Родине.

Можно выразить через полотно, как это сделал Саврасов или Левитан, или через музыкальное произведение, как выразили Чайковские и Римский - Корсаков. Но разве " нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины " может быть только русской? Вспомните голландских живописцев. Когда смотришь на их полотна, перед глазами возникает приморское побережье Нидерланд. А когда звучит шотландская волынка, не предстают ли перед вами поля Англии?

Любое искусство, если оно творимо с душой и глубоким чувством, не имеет национальностей и границ. Проникая в сознание человека, оно становится с ним единым целым, неразрывным и родным. И благодаря такой вечной связи, искусство и человек становятся единым добром и светом.

Русская живопись. Шишкин Иван Иванович (часть1).

Шишкин Иван Иванович (1832-1898)

Крамской И.Н. - Портрет художника Шишкина 1880, 115х188
Русский Музей

Иван Иванович Шишкин — не только один из крупнейших, но и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин знал русскую природу “ученым образом” (И. Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли “лесной богатырь-художник”, “царь леса”, “старик-лесовик”, его могли сравнивать со “старой крепкой сосной, мохом поросшей”, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.


«Среди долины ровныя...»
1883
Холст, масло 136,5 х 203,5

Киев

Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в Елабуге (Вятская губерния, ныне - Татарстан). Его отцом был купец второй гильдии - Иван Васильевич Шишкин.
Отец довольно быстро заметил увлечение сына искусством и отправил его учиться в Московское училище живописи и ваяния. Наставником молодого художника стал А.Мокрицкий - очень чуткий и внимательный педагог. Он и помог Шишкину найти себя в искусстве.
В 1856 году юноша поступает в петербургскую Академию художеств к С.Воробьеву.

Успехи молодого художника, отмеченные золотыми и серебряными медалями, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого, в связи с поступлением Шишкина в Академию: “Лишились мы отличного и даровитого ученика, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, если он с той же любовью будет заниматься в Академии”. Развитие его идет стремительно. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Твердость его руки вызывает изумление: многим его тщательно сделанные, сложные пейзажные рисунки пером и тушью кажутся гравюрами. Экспериментирует в литографии, изучает различные способы печати, присматривается к офорту, не очень в те времена распространенному в России. Стремится к “верности, сходству, портретности изображаемой природы” уже в ранних работах.

В 1858 — 1859 годах Шишкин часто бывает на Валааме, суровая, величественная природа которого ассоциировалась у юноши с природой родного Приуралья.
В 1860 году за два валаамских пейзажа Шишкин получает Большую золотую медаль и право на заграничную командировку.


Вид на острове Валааме1858


Вид на острове Валааме. Местность Кукко1858-60


Пейзаж с охотником. Остров Валаам 1867

Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, “от которой только может быть существенная польза для пейзажиста”


«Шалаш»
1861
Холст, масло 36,5 х 47,5
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Казань

За границу Шишкин едет только в 1862 году. Берлин и Дрезден не произвели на него особого впечатления: сказывалась и тоска по родине.
В 1865 году Шишкин возвращается в Россию и за картину “Вид в окрестностях Дюссельдорфа” (1865) получает звание академика.


«Вид в окрестностях Дюссельдорфа»
1865г.
Холст, масло 106 х 151

Санкт-Петербург

Теперь он с наслаждением пишет “русское раздолье с золотой рожью, реками, рощами и русской далью”, которые снились ему в Европе. Один из первых его шедевров можно назвать песней радости — “Полдень. В окрестностях Москвы” (1869).


«Полдень. В окрестностях Москвы»
1869г
Холст, масло 111,2 х 80,4

Москва


«Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии»
1872г
Холст, масло 117 х 165
Государственная Третьяковская галерея
Москва
Для Шишкина, как и для его современников, русская природа неотделима от идеи России, народа, его судьбы. В картине «Сосновый бор» художник определяет свою основную тему - могучий, величественный русский лес. Мастер создает театрализованную сцену, предлагая некий «спектакль». Не случайно выбрано и время дня - полдень как образ России, полной дремлющих внутренних сил. Художественный критик В.В.Стасов называл картины Шишкина «пейзажами для богатырей». Одновременно художник стремится к максимально достоверному, «научному» подходу к изображению. Это отмечал его друг художник И.Н.Крамской: «Лес глухой и ручей с железистой, темно-желтой водой, в котором видно все дно, усеянное камнями...» О Шишкине говорили: «Он реалист убежденный, реалист до мозга костей, глубоко чувствующий и горячо любящий природу...»

Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной “Мачтовый лес в Вятской губернии” (1872, эта картина сейчас называется “Сосновый бор”), писал о достоинствах Шишкина: “Шишкин нас просто изумляет своими познаниями... И когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел, и не задумывается, как, что и почему... тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом... Шишкин — : это человек-школа”.


«Лесные дали»
1884г
Холст, масло 112,8 x 164
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Картина посвящена природе Урала. Художник выбирает высокую точку зрения, стремясь изобразить не столько конкретное место, сколько создать образ страны в целом.Пространство строится четкими планами, увлекая взгляд зрителя вглубь, к серебристому озеру в центре композиции. Лесные массивы переливаются и перетекают друг в друга, подобно морским волнам. Лес для Шишкина такой же первоэлемент мироздания, как море и небо, но одновременно и национальный символ России. Один из критиков писал о картине: «Далекая перспектива лесов, покрытых легкой дымкой, выдающаяся вдалиповерхность воды, небо, воздух, словом,целая панорама русской природы, с ее не бьющими в глаза красотами, изображена на холсте с поразительным мастерством». В этой работе художник обратился к приемам пленэра, эпический образ природы не умаляется мягкой и свободной живописью. Картина написана в период, когда художника начали интересовать проблемы пленэра. Сохраняя эпичность образа природы, живопись Шишкина становится более мягкой и свободной.

Эти работы намечали направление, которое развивалось впоследствии Товариществом передвижных художественных выставок. Вместе с И. Н. Крамским, В. Г. Перовым, Г. Г. Мясоедовым, А. К. Саврасовым, Н. Н. Ге и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества.
В 1894-1895 возглавлял пейзажную мастерскую Высшего художественного училища при ИАХ.


«Утро в сосновом лесу»
1889г
Холст, масло 139 х 213
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Мотив хвойного леса, к которому обращается Шишкин в этой картине, типичен для его творчества. Вечнозеленые сосны и ели подчеркивают ощущение величия и вечности мира природы. Часто встречается в картинах художника и композиционный прием, когда верхушек деревьев срезаются краем холста, и огромные мощные деревья будто бы не вмещаются даже в достаточно большое полотно. Возникает своеобразный пейзажный интерьер. У зрителя возникает впечатление, что он оказался внутри непроходимой чащи, где уютно чувствуют себя медведи, расположившиеся на сломанной сосне. Их изобразил К.А. Савицкий, который сообщил родным: «Картина продана за 4 тысячи, и я участник в 4-ю долю». Далее Савицкий сообщал, что ему пришлось поставить и свою подпись под картиной, однако затем он ее снял, тем самым отказался от авторского права.

На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину “В лесной глуши”, за которую в 1873 году получает звание профессора. При помощи затененного переднего плана и пространственного построения композиции (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) художник дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. И как настоящий лес, этот пейзаж открывается зрителю не сразу. Полный деталей, он рассчитан на долгое рассматривание: вдруг неожиданно замечаешь лисицу и улетающую от нее утку.


«Лесная глушь»
1872г.
Холст, масло 209 х 161
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина “Рожь” (1878). Картина эпична: она словно синтезирует черты национального характера русской природы, то родное, значительное, что видел в ней Шишкин: “Раздолье. Простор. Угодье, рожь. Божия благодать. Русское богатство...”

«Рожь»
1878г.
Холст, масло 187 х 107
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В пейзаже объединены два традиционных для художника мотива: поля с убегающей вдаль дорогой и могучие сосны. В надписи, сделанной Шишкиным на одном из эскизов к картине, говорится: «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство». Критик В.В.Стасов сравнивал сосны на полотне с колоннами древнерусских храмов. Перед зрителем - величественная панорама русской природы, представленная как театрализованное зрелище. Природу Шишкин понимает как мироздание, соотнесенное с человеком. Поэтому столь важны две крошечные точки - человеческие фигурки, задающие масштаб изображению. Свои этюды Шишкин писал недалеко от родной Елабуги, стоящей на берегу реки Кама, однако его картины всегда сочинены, в них нет ничего случайного.

За иллюзорную выписанность деталей Шишкина часто упрекали. Многие художники находили его живопись неживописной, называли его картины раскрашенным рисунком. Тем не менее его картины, при всей их детализации, всегда дают целостный образ. И это образ мира, который Шишкин не может “смазать” произвольными движениями собственной души. В этом смысле он далек от нарождавшегося в 1880-х гг. в русской живописи “пейзажа настроения”. Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, потому его индивидуальный облик не менее важен, чем изображение целого леса или поля (“Травки”, 1892
Вот почему малое никогда не теряется в его программных картинах. Оно выходит на первый план, как будто нам под ноги, каждой травинкой, цветком, бабочкой. Потом мы переводим взгляд дальше, и он теряется среди безбрежных просторов, вобравших в себя все.


«Травки»
Этюд.


«Сныть-трава. Парголово»
Этюд.
1884г.
Холст на картоне, масло. 35 x 58.5 см
Государственный Русский музей

Этюд "Сныть-трава. Парголово" одно из многочисленных "упражнений" великого мастера пейзажа. Перед нами запущенный уголок дачного сада, заросший сныть-травой. Само название "сныть-трава" может рассказать о многом. Ведь слово "сныть" не что иное, как видоизмененное русское слово "снедь" (еда, пища). Это растение и правда в давние времена служило пищей для наших предков...

Солнечный свет, живописные заросли травы, дачный забор - вот и все нехитрое содержание картины. Почему же трудно оторвать взгляд от этой работы Шишкина? Ответ прост: оставленный вниманием человека, этот небольшой уголок прекрасен своей простотой и естественностью. Там, за забором, иной мир, измененный человеком в угоду своим потребностям, а здесь природе случайно даровано право быть самой собой... В этом магия работы, ее гениальная простота.


«Среди долины ровныя...»
1883
Холст, масло 136,5 х 203,5
Государственный музей русского искусства
Киев

Поэтическим чувством проникнуто полотно “Среди долины ровныя” (1883), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. Названием картины стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова, известные как народная песня. Но картина не является иллюстрацией стихов. Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин.

Картина «Среди долины ровныя…» написана Иваном Ивановичем Шишкиным через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю. Но родная природа, которая всегда манила художника к себе, не дала ему раствориться в своем горе.

Однажды, идя по долине, Шишкин случайно набрел на этот величественный дуб, который одиноко возвышался над окружающими просторами. Этот дуб напомнил художнику его самого, такого же одинокого, но не сломленного бурями и невзгодами. Так родилась эта картина.

Центральное место на картине занимает дуб. Он возвышается над долиной, как исполин, раскинув свои могучие ветви. Фоном ему служит небо. Оно покрывается тучами, вдали уже собралась гроза. Но она не страшна великану. Никакие грозы, никакие бури не смогут сломить его. Он крепко стоит на земле, служа приютом путнику и жару, и в непогоду. Дуб так силен и крепок, так могуч, что набегающие вдали тучи кажутся ничтожными, не способными даже задеть великана.

Утоптанная тропинка сбегает прямо к дубу-великану, который готов укрыть вас своими ветвями. Крона дерева так густа, что напоминает шатер, темная тень раскинулась под деревом. Сам же дуб ярко освещен лучами солнца, которое еще не закрыли собой грозовые облака.

Стоя у могучего дерева, Шишкин вспомнил слова старинной русской песни «Среди долины ровныя…», в которой поется об одиноком дубе, о горе человека, потерявшего «нежного друга». Художник как бы ожил после этой встречи. Он снова стал творить, идя по жизни одиноко, но крепко стоя на родной земле, как тот дуб на его картине.

Несмотря на успехи Шишкина в пейзажной живописи, близкие друзья настойчиво советовали ему обратить внимание на выразительные средства, в частности, на передачу световоздушной среды. Да и сама жизнь требовала этого. Достаточно вспомнить колористические достоинства известных к тому времени произведений Репина и Сурикова. Потому в картинах Шишкина “Туманное утро” (1885) и “Сосны, освещенные солнцем” (1886) привлекает не столько линейная композиция, сколько гармония светотени и цвета. Это и великолепный по красоте и верности в передаче атмосферного состояния образ природы, и наглядная иллюстрация такого равновесия между предметом и средой, между общим и индивидуальным.


Туманное утро
1885. Холст, масло, 108x144,5

Картина И. И. Шишкина “Туманное утро”, как и многие работы великого мастера пейзажа, передает удивительно спокойную и мирную атмосферу.
В центре внимания художника тихое, туманное утро на берегу реки. Пологий берег на первом плане, водная гладь реки, в которой лишь едва угадывается движение, холмистый противоположный берег в дымке утреннего тумана.
Рассвет словно разбудил реку, и, сонная, ленивая, она только набирает силы, чтобы бежать вглубь картины... Три стихии - небо, земля и вода, - гармонично дополняют друг друга, раскрывая, кажется, самую суть каждой из них. Они не могут существовать друг без друга. Бледно-голубое небо, насыщаясь цветом, переходит в вершины холмов покрытых шапкой тумана, затем переходит в зелень деревьев и травы. Вода, отражая все это великолепие, без всякого искажения, подчеркивает и освежает утро.
Присутствие человека едва угадывается в картине: узкая тропинка в траве, торчащий столбик для привязывания лодки, - вот и все признаки человеческого присутствия. Художник тем самым лишь подчеркивает величие природы и великую гармонию божьего мира.
Источник света в картине расположен прямо напротив зрителя. Еще секунда и солнечный свет застит весь этот уголок русской природы... Утро вступит в свои права полностью, туман рассеется... Поэтому так притягательно это мгновение перед рассветом.


«Сосны, освещенные солнцем»
Этюд.
1886г
Холст, масло. 102 x 70.2 см
Государственная Третьяковская галерея

В картине, главной составляющей сюжета, является солнечный свет. Все остальное лишь декорация, фон...

Уверенно стоящие на лесной опушке сосны, противостоят потоку солнечного света, однако, проигрывают ему, сливаются, сметаются им... Лишь неистребимые тени, лежащие с противоположной от сосен стороны, создают объем картины, придают ей глубину. Свет проиграл не только стволам, но и запутался в кронах деревьев, не справившись с извилистыми тонкими ветками, усеянными хвоей.

Летний лес предстает перед нами во всем своем душистом великолепии. Следуя за светом, взгляд зрителя проникает глубоко в чащу леса, словно совершая неспешную прогулку. Лес как бы окружает зрителя, обнимает его и не отпускает.

Бесконечные комбинации из желтого и зеленого цветов настолько реально передают все оттенки цвета хвои, сосновой слоистой и тонкой коры, песка и травы, передают тепло солнца, прохладу тени, что в воображении без труда рождается иллюзия присутствия, запахов и звуков леса. Он открыт, дружелюбен и лишен всякой загадочности, таинственности. Лес готов к встрече в этот ясный и теплый день.


«Дубы»
1887г.
Холст, масло. 147 x 108 см
Государственный Русский музей


“Золотая осень” (1888),


«Мордвиновские дубы»
1891г.
Холст, масло. 84 x 111 см
Государственный Русский музей


«Осень»
1892г.
Холст, масло. 107 x 81 см
Государственный Русский музей


«Дождь в дубовом лесу»
1891г
Холст, масло 204 х 124
Государственная Третьяковская галерея
Москва

В 1891 году в Академии художеств состоялась персональная выставка Шишкина (более 600 этюдов, рисунков и гравюр). Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Рисунки 80-х годов, которые художник выполнил углем и мелом, гораздо более живописны, нежели рисунки пером, относящиеся к 60-м годам. В 1894 году вышел альбом “60 офортов И. И. Шишкина. 1870 — 1892”. В этой технике он тогда не знал себе равных и тоже экспериментировал в ней. Какой-то период он преподавал в Академии художеств. В процессе обучения, как и в своей работе, для лучшего изучения природных форм он использовал фотографию.


«Дубовая роща»
1893
Офорт. 51 x 40 см

«Лесная речка»
1893
Офорт. 50 x 40 см
Областной художественный музей


«Дубовая роща»
1887
Холст, масло 125 х 193
Государственный музей русского искусства
Киев

На картине "Дубовая роща" изображен яркий солнечный день в дубовом лесу. Мощные, развесистые, немые свидетели смены веков и поколений поражают своим великолепием. Тщательно прорисованные детали настолько приближают картину к естественности, что иногда забываешь о том, что этот лес написан маслом и в него нельзя войти.

Озорные солнечные пятнышки на траве, освещенные кроны и стволы вековых дубов словно бы излучают тепло, пробуждая в душе воспоминания о жизнерадостном лете. Несмотря на то, что изображенные на картине дубы уже обзавелись ссохшимися ветками, их стволы изогнулись, а кора в некоторых местах облупилась, кроны их по-прежнему зелены и пышны. И невольно задумываешься о том, что эти дубы будут способны простоять еще не одну сотню лет.

Примечательно, что путь Шишкина от идеи написания Дубовой рощи до первых мазков кисти в пейзаже составил три десятка лет! Именно столько времени понадобилось, чтобы у художника сформировалось видение этого монументального полотна, и это время было потрачено не зря. Картину дубовая роща нередко называют лучшим произведением гениального художника.


«Перед грозой»
1884г.
Холст, масло. 110 x 150 см
Государственный Русский музей

Картина И. И. Шишкина “Перед грозой” одна из самых колоритных работ мастера. Художнику прекрасно удалось передать атмосферу густой духоты перед грозой. Момент полной тишины перед разгулом стихии...
Линия горизонта разделяет пейзаж ровно на две части. Верхняя часть - предгрозовое свинцовое небо, полное живительной влаги. Нижняя - истосковавшаяся по этой самой влаге земля, обмелевшая речка, деревья.
Поражает обилие оттенков синего и зеленого цветов, блестящее владение перспективой, сложный, неоднородный свет.
Зритель чувствует приближение грозы, но как бы со стороны... Он лишь зритель, а не участник природной мистерии. Это позволяет ему спокойно насладиться деталями предгрозового пейзажа. Теми деталями, которые всегда ускользают от человеческого глаза на природе. Одновременно с этим, лишнего в картине нет абсолютно ничего. Гармония.
Странно, но, глядя на картину, возникает вопрос: а сам художник попал под дождь или успел укрыться? Сама работа настолько реалистична, что вопроса о достоверности пейзажа не возникает вообще.


«Туманное утро»
1897
Холст, масло. 82.5 x 110 см
Государственный музей-заповедник "Ростовский Кремль"


«Мухоморы»
1880-1890-е,
Третьяковская галерея

Этюд Шишкина "Мухоморы" - яркий пример талантливой зарисовки великого русского художника. Сюжет этюда сродни русской сказке: мухоморы - непременный атрибут нечистой силы, магических ритуалов, загадок и превращений.

Перед зрителем предстает семейство ярких грибов в чаще девственного леса. Каждый из семи изображенных мухоморов словно обладает собственным характером, биографией, судьбой. На первом плане пара молодых крепких красавцев, охраняющих старейшин рода в центре композиции. В центре же, напротив, старые грибы со следами тления, увядания... Художник схематично, размыто и нечетко изображает лес вокруг главных "героев" картины. Ничто не должно отвлекать внимание зрителя от живописной группы мухоморов. С другой стороны, именно зеленый лес и коричневые листья выгодно подчеркивают яркость шляпок грибов, белизну пятен на шляпках.

Нарочитая незаконченность работы создает ощущение сказочности и нереальности изображения. Как будто перед нами видение, навеянное коварными и ядовитыми грибами в волшебном лесу.


"Сосновый лес", 1889
Музей-заповедник В. Д. Поленова

На картине мы видим залитый летним солнцем уголок соснового леса. Выбеленные солнечным светом песчаные дорожки указывают на то, что неподалеку, скорее всего, находится море. Вся картина наполнена сосновым запахом, особой хвойной бодростью и тишиной. Ничто не нарушает лесного покоя в утренние часы (тени на песке говорят о том, что это именно утро).

Судя по всему, перед нами один из дачных пригородов Петербурга, где так часто художник находил сюжеты для своих работ. Вот и сейчас, прогуливаясь летним утром по лесу, перекресток песчаных тропинок привлек внимание мастера. Десятки оттенков зеленого цвета, голубоватые мхи, чуть подернутый желтизной ослепительный песок... Вся эта палитра природных красок не могла оставить Шишкина равнодушным. Глядя на картину начинаешь вспоминать сосновый дух, в ушах чуть слышен шум прохладного Балтийского моря. Тихо, тепло, ароматно. Летняя безмятежность...

Как и любая другая работа Шишкина, картина "Сосновый лес" поражает своей достоверностью, педантичным отношением к мельчайшим деталям, реальностью сюжета и непридуманной красотой.


Сторожка в лесу
1870-е. Холст, масло. 73x56
Донецкий областной художественный музей

"Сторожка в лесу" - удивительный шедевр И. Шишкина, который поражает своей простотой и оригинальностью. Казалось бы, обычный сюжет: деревья, дорога, небольшой домик. Однако что-то манит нас подолгу созерцать эту картину, словно надеясь найти в ней зашифрованное послание. Ну не может такой шедевр быть просто картиной, написанной под настроение. Что сразу бросается в глаза, так это высокие березы по обе стороны от дороги. Они тянутся ввысь - поближе к солнцу.

На картине преобладают темно-зеленые тона и только на заднем плане мы видим освещенную лучами солнца траву и листву деревьев. Луч солнца падает также и на деревянную сторожку, тем самым выделяя ее на картине. Она является главной изюминкой шедевра - самой яркой деталью. Картина поражает своим объемом. При взгляде на нее ощущается глубина - зрителя будто обступают со всех сторон деревья и манят вперед.

Изображенный Шишкиным лес кажется густым. Через него не так просто пробиться солнечному свету, зато в самом центре картины - там, где стоит сторожка, мы видим просвет. Картина пропитана восхищением природы и в то же время выражает контраст между природой и человеком. Что эта сторожка в сравнении с могучими стволами сосен и высокими березами? Только маленькое пятнышко среди леса.

«Болото. Полесье»
1890
Холст, масло 90 х 142
Государственный художественный музей Республики Беларусь
Минск

«В лесу графини Мордвиновой. Петергоф»
1891
Холст, масло 81 х 108
Государственная Третьяковская галерея
Москва


«Летний день»
1891
Холст, масло. 88.5 x 145 см
Государственная Третьяковская галерея

«Лето»
Холст, масло. 112 x 86 см
Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки


«Мостик в лесу»
1895
Холст, масло. 108 x 81 см
Нижегородский художественный музей


«Кама близ Елабуги»
1895
Холст, масло 106 х 177
Нижегородский государственный художественный музей
Нижний Новгород


«Сосновый бор»
1895
Холст, масло. 128 x 195 см
Дальневосточный художественный музей


«В парке»
1897
Холст, масло. 82.5 x 111 см
Государственная Третьяковская галерея

«Березовая роща»
1896
Холст, масло 105,8 х 69,8
Ярославский художественный музей
Ярославль

Известная во всем мире картина "Березовая роща" была написана Шишкиным маслом в 1896 году. На данный момент картина находится в Ярославском художественном музее.
В картине преобладают оттенки зеленого, коричневого и белого. Казалось бы - сочетание цветов более чем простое, но удивительно удачное: глядя на картину, полностью ощущаешь себя среди этих деревьев, чувствуешь тепло солнечных лучей.
Залитая солнцем березовая роща словно бы сама излучает какой-то особенный свет, ощущаемый каждым, кто видит картину. Кстати, Шишкин, будучи патриотом своей страны, не зря выбрал героиней этой картины именно березу, ведь именно она считается национальным символом России с древних времен.
Удивляет невероятная четкость, с которой прорисованы все детали: трава кажется поразительно шелковистой, березовая кора как настоящая и каждый березовый листочек заставляет вспомнить аромат березовой рощи.
Этот пейзаж написан настолько естественно, что трудно даже назвать его картиной. Скорее подойдет название отражение действительности.


«Корабельная роща»
1898г.
Холст, масло. 165 x 252 см
Государственный Русский музей

Картина «Корабельная роща» является одной из последних в творчестве мастера. Композиции работы присущи строгое равновесие и четкая выверенность планов, но в ней нет той сочиненности пейзажа, характерной для живописи XVIII - первой половины XIX века.
Тонкая наблюдательность и безошибочно найденная точка зрения позволяют удачно запечатлеть частичку природы, превратив ее в сценическую площадку живой натуры. Чуткость восприятия при роды, любовное постижение ее черт и мастерская передача языком живописи ее очарования делают полотна Шишкина осязательными, давая зрителю возможность почувствовать смолистый запах леса, его утреннюю прохладу и свежесть воздуха.

Трагически складывалась личная жизнь Шишкина. Обе его супруги умерли довольно рано. За ними - и оба его сына. Смерти на этом не прекратились - вслед за дорогими сердцу людьми скончался, пожалуй, самый близкий человек - отец. Шишкин с головой погрузился в работу, которая осталась единственной его отрадой. За работой Шишкин и умер. Это произошло 20 марта по новому стилю в 1898 году. Умер художник внезапно. Утром писал в мастерской, затем навестил родных и снова вернулся в мастерскую. В какой-то момент мастер просто упал со стула. Это сразу же заметил помощник, но, подбежав, увидел, что он уже не дышит.


«Автопортрет»
1886г.
Офорт. 24.2x17.5 см.
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Задание 17

Расставьте все недостающие знаки препинания:

Но это только лишь вступленье(1)

вернее(2)присказка одна.

Вот (3) был ли счастлив в жизни Ленин,

без оговорок и сполна?

Конечно(4) был.

И не отчасти,

а грозной волей главаря,

когда вокруг кипело счастье

штыков и флагов Октября.

Да, был, хотя и без идиллий,

когда опять, примкнув штыки,

на фронт без песен уходили

Москвы и Питера полки.

Он счастлив был, смеясь по-детски,

когда, знамена пронося,

впервые праздник свой советский

Россия праздновала вся.

Он (5)кстати(6) счастлив был и дома,

в лесу, когда еще темно...

Но это счастье всем знакомо,

а то - не каждому дано.

(Ярослав Смеляков)

Задание 18

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Смотрители леса призваны предотвращать возгорание лесного массива (1) но (2) если в лесу скапливается большое количество сухостоя (3) то смотрители сами намеренно устраивают небольшие искусственные пожары (4) чтобы снизить вероятность стихийного возгорания в дальнейшем.

Задание 20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Нередко художественные произведения бывают автобиографичны. Известно, что, создавая повесть «Бегство в Америку», Александр Грин писал свою автобиографию.

Задание 21

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Русских живописцев упрекают в старомодности сюжетов.

2) Прилетевшие грачи напомнили рассказчику известную картину.

3) Имена наших пейзажистов не знают за рубежом.

4) Предназначение искусства - будить и освещать в человеке чувство родины.

5) Русская песня не так проста, как живопись.

(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную, прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом туманном мире возникли усталые созвездия...

(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы, тёмные от дождя чехлы и птицы - распушённые ветром мокрые комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от ветра за трубой.

(10) Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг. (11)Конечно, вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России.

(16)И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. (17)3а именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская песня, так проста живопись.

(20)И в наш сложный век, когда искусство миpa мучительно ищет общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего анализа жизни общества, - в наш век художникам тем более не следует забывать об одной простой функции искусства - будить и освещать в соплеменнике чувство родины.

(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не проходить мимо Серова, надо быть русским. (23) Искусство тогда искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть мимолётного, но счастья. (24)А мы устроены так, что самое пронзительное счастье возникает в нас тогда, когда мы ощущаем любовь к России. (25)Я не знаю, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь между эстетическим ощущением и ощущением родины...

(По В. Конецкому)

Задание 22

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

Цифры укажите в порядке возрастания.

1) Предложение 1 содержит элемент описания.

2) В предложениях 5, 7, 8 перечислены происходящие друг за другом события.

3) Предложение 13 содержит вывод из того, о чём говорится в предложениях 11-12.

4) В предложениях 22-24 представлено рассуждение.

5) В предложениях 16-17 содержится повествование.

Задание 23

Какое слово употреблено в тексте в прямом значении? Выпишите это слово.

усталые (предложение 4)

белые (предложение 8)

пробуждение (предложение 15)

скрывается (предложение 17)

Задание 24

Среди предложений 7-13 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 25

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Скворцы пробудили в душе автора текста воспоминания о Родине и множество других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова, прибегая при этом к использованию таких изобразительных средств, как (А)_____ («деревья проснулись»), (Б)_____ («вообще вспомнилось» в предложении 12, «вспомнился Саврасов...» в предложении 11) и (В)_____ («пронзительное счастье» в предложении 24). Позицию автора помогает выразить такое синтаксическое средство, как (Г)_____ (предложения 17-18)».

Список терминов:

1) лексический повтор

2) олицетворение

3) синтаксический параллелизм

4) парцелляция

6) ряды однородных членов

7) просторечное слово

8) риторическое обращение

9) сравнительный оборот

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

Задание 26

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.