Серп и молот – символ эпохи или… нечто большее? Серп, молот и красное знамя: так ли просты эти символы? Серп и молот обозначение.

Когда очередной либерал или же неофашист (уже даже не странно, что они часто сходятся во мнениях) заявляет, что надо отменить серп и молот, как символы тоталитарного СССР, хочется спросить его: господин хороший, вы боитесь за свои причиндалы и дубовую головушку? Кто вас этим молотом бить собирается, и кто вам серпом угрожал?..

Шутки шутками.

И серьёзно.

Если мы говорим о символизме, сразу же отметим: однозначных символов не бывает.

Символ потому и символ, что отражает какую-то глубинную суть действительности, нечто такое в коллективном бессознательном, что связывает материальный мир и космические силы.

Проще всего, конечно, сказать, что серп – это лишь символ крестьянства, а молот – символ пролетариата.

Для начала согласимся. Это так. Но это лишь часть правды. Очень поверхностная.

Символ не был бы таковым, если бы не имел значения для нашего бессознательного.

Приглядимся к этой символике, так ненавидимой нынешними либералами. Только ли дело в том, что эти символы ассоциируются у них с СССР и с ненавидимым ими ручным трудом?

Поговорим о глубинном смысле серпа и молота.

Часто их называют масонскими символами.

Но что такое жалкие масоны, когда мы понимаем, что символы – вечны и пережили не одно поколение очередных масонов! И уж понятно, что серп, как отражение Луны, не масонами придуман. А молоток – и вовсе предмет весьма хозяйственный, и придуман был, конечно же, задолго до мастера Хирама (это тот самый масонский протоучитель – строитель, что руководил постройкой храма Соломона).

Серп луны даже называется так. И символ этот присутствует и в русской цивилизации, и в исламе.

Символ вообще можно только принять и попытаться насытить дополнительным собственным смыслом. Взяли же фашисты древний смысл свастики и попытались насытить этот символ своим содержанием.

Но символы никогда не утрачивают первоначального смысла. Традиции всегда сильнее идеологий, так как уходят корнями в такую древность, которая нашей технологической и потреблятской цивилизации даже не знакома.


Итак, серп.

Что это за символ?

Визуально сразу напрашивается ассоциация с серпом луны (убывающей или растущей), а также с рогами коровы.

Очень показательно, что серп, как лунный символ, в языческих пантеонах использовался у многих лунных богов, и в частности у богов, так или иначе связанных со смертью или с потусторонним.

Например, тёмная богиня Кали, жена Шивы. В индуизме эта богиня в качестве «Черной матери», является очень важным элементом эпохи Кали-юга. Эта эпоха (Железный век) самая короткая и самая жестокая. Кали в каком-то смысле – богиня смерти и покровительствует иллюзии – Майе, в которой сознание ограничено.

В славянском язычестве серп – один из символов богини смерти и зимы – Мораны (Мары, Маржаны).

Иногда Мара считается оборотной стороной Живы – богини жизни. По сути эти сёстры – две стороны одного образа.

Мара также обладает функцией меры. И серп она применяет по назначению, т.е. жнёт колосья – собирает урожай. Определяет (на пару с Живой) меру жизни и смерти.

Похожая функция есть и в языческих пантеонах греков и римлян. Серп также орудие Сатурна. Сатурн (в римском пантеоне), он же Кронос (в предшествующем греческом), он же Числобог (в славянском мире), Бог Времени.

И тут та же функция мерила, где серп – орудие времени, разрушающее прошлое для создания будущего.

Можно ли однозначно называть серп оружием смерти? Очевидно, что сбор урожая – в каком-то смысле смерть для колосьев, т.е. смерть для чего-то материального, но продолжение жизни в новом качестве. Ведь в итоге колосья превращаются в хлеб, дающий жизнь, а оставшиеся семена идут на следующий посев.

Лунный серп, или полумесяц, показывает ту же глубину символизма. Рогатая Луна – символ Великой Матери, это пассивный женственный принцип; одновременно и Мать, и Дева Небесная. Может принимать форму лунной лодки, чаши. Неполная Луна в сиянии лучей означает траур, апофеоз смерти. В средневековых эмблемах западного мира и особенно при ассоциации со звездой – лунный серп – символический образ рая.

Как эмблему, серп использовали задолго до появления ислама. Ещё в 341 г. до н.э. в древнегреческом полисе Византия чеканились монеты с изображением полумесяца и звезды в честь Гекаты, которая, согласно легенде, защитила город от македонской осады: вылазка была сорвана неожиданным появления в небе полумесяца.

В Египте солнечный диск с рогатой Луной, или расположенный между рогов быка (тот же символ), означают божественное единство двоих в одном, общих солнечно-лунных богов и тайный брак божественных пар.

У христиан полумесяц – знак Девы Марии, Царицы Небесной – эмблема её девственности. По сути, та же функция, что и у Исиды. Также имя Мария перекликается с Мораной-Марой.

В исламе рогатая Луна со звездой означает божество и верховную власть. Со времени крестовых походов противопоставляется кресту: так вместо красного креста в исламских странах используется красный полумесяц. В настоящее время полумесяц помещен на государственных флагах многих исламских стран.

Это, конечно, ещё не вся глубина символа серпа. Но и этого достаточно, чтобы сделать вывод о глубинной сути этого символа и важности его в языческом, т.е. природном или народном миропонимании.

Теперь обратимся к молоту.

Сразу вспоминается молот Тора, сына Одина, из германской мифологии.

Молот Мьёльнир является мифологическим оружием страшной разрушительной силы.

Ассоциацию с подобным оружием можно найти и в индуизме. Это символ ваджры – такого же мощного божественного оружия.


Обязательно тут упомянуть о Свароге. Этот славянский бог неба также являлся кузнецом. Описаний его молота не сохранилось, зато есть упоминания, что в качестве наковальни он использовал кудесный камень Алатырь. Важен сам факт использования молота таким важным божеством наших предков. Использование молота в кузне приводит как раз к появлению серпа, который надо было выковать. Тем же молотом Сварог породил Семаргла - бога огня, что

Можно обратить внимание на универсальность этого символа. Крест встречается и задолго до христианства. Кельтский крест, литовский и многие другие.

Те же Анкх и Тау-крест полностью совпадают с изображением молота.

Крест также символизирует древние представления человека об окружающем пространстве. Четыре стороны креста служат своего рода указателями. Всем знакомы выражения: «окрест», «на все четыре стороны», «окрестности» и т. д. Очень много поверий связано с перекрёстками путей. Крест – символ выбора пути, дороги, и былинный богатырь, и герой мифов останавливался перед камнем на перекрестке, который по традиции указывал на вариативность судьбы и выбора пути.

Существует сакрализация числа четыре: крест означает разделение мира на четыре элемента (воду, огонь, воздух и землю), либо как деление на божественное (вертикальная линия) и земное (горизонтальная линия).

Крест с окружностью - символ жизни, произошёл от солярного знака, символизирующего движение Солнца по небесной сфере. Точка в наиболее верхней части окружности символизирует полдень, в нижней - полночь; правая и левая точки - восхода и заката. Более поздние трактовки, связывают крест с днями зимнего и летнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия.

Конечно, это тоже не вся глубина этого символа. Но молот, как разновидность креста, несёт в себе такое же глубокое значение. Это не просто инструмент, а инструмент Творца.

Итак, что мы выяснили?

Крест в отличие от лунного серпа несёт энергетику активную, мужскую.

Соединив крест и полумесяц, либо молот и серп, мы соединяем два начала: мужское активное и женское пассивное.

Также это соединение может символизировать единство двух цивилизаций: лунной – условно восточной исламской и солнечной – условно западной христианской. Это единство и воплощает в себе русская цивилизация. Неудивительно, что подобный символ стал использоваться в СССР, в русской цивилизации, где прекрасно и мирно соседствовали исламские и христианские народы. Кстати, вплоть до того времени, пока сила символа не иссякла. А после отмены серпа и молота, мы помним, как народы были стравлены друг с другом. И самыми кровавыми стали конфликты между христианами и мусульманами.

Так чего же боится либерал?

Не секрет, что понятия педераст и либерал коррелируют и соотносятся по принципу: не всякий либерал – педераст, зато всякий педераст – либерал. Ведь это благодаря либерализации толерантность к представителям сексуальных меньшинств стала чуть ли не главной проблемой и темой для обсуждения в обществе.

Понятно, что распространение педерастии – лишь одна из форм по депопуляции (уничтожения) населения бывшего СССР.

Но символичность этого явления как раз в том, что западная цивилизация боится русской цивилизации.

Ведь что является символами либерализма?



Глубинных символов, подобных языческим серпу и молоту, у них нет. Бессодержательность этого явления настолько очевидна, что даже их идеология не несёт в себе какого-то рационального зерна. Всё просто: они пришли разрушить все традиции, чтобы им никто не мешал, простите, заниматься сексом в те отверстия, в которые они хотят. Да, ассоциация весьма грубая, зато символичная. Они и вправду против всяких традиций, они и вправду являются разрушителями. Что они привнесли в нашу цивилизацию? Толерантность? Мультикультурализм? Демократию? Плюрализм? Космополитизм?

К чему привели эти новомодные фишечки? Только к тому, что за нефть принято бомбить, неся демократию, что к ущербным людям стали относиться лучше, чем к полноценным, что женщина стала вагинальным гражданином, мужчина – пеннисуальным, отец – родителем №1, мать – родителем №2, извращённый секс стал нормой и модой... И так далее – до полного абсурда. Это для них достижение цивилизации. Печально.

Вернёмся к символу серпа и молота.

Понятно, почему этот мощнейший символ столь страшен для либералов. Ведь он несёт в себе огромный заряд традиционного мировоззрения, поначалу относящий нас ко временам СССР, затем в христианское и исламское средневековье, и в итоге в глубину языческой древности, когда нравственная чистота была не заслугой или нонсенсом, а обыденностью, природным свойством человека.

Добавлю ещё кое-что. Любой дуальный символ всегда несёт в себе некое противоречие и необходим третий. В СССР это была правильная пентаграмма - символ человека. Это был общеупотребимый символ на знамени, гербе. Но была организация в СССР, где был использован ещё один древний символ, также связанный с крестом. Третий символ, который привносил гармонию в противоречие серпа и молота. Меч.

В комментариях выловил мысль: "В самые древние времена, когда боги изображались зооморфно, Велес был богом-быком (полу-бык полу-человек), а Перун орлом. Велес владыка НАВИ - нижнего мира, Перун - ПРАВИ - верхнего, (Ад и Рай) - отсюда их вражда, и соперничество за души ЯВИ - нашего среднего мира.

Большевики с успехом совместили символы этих двух богов "Серп и Молот" для полного Триглава не достаёт только меча - символа Ярилы - владыки ЯВИ.

Но он есть на знаке отличия ВЧК-КГБ ".

Конечно, не во всём можно согласиться в этих трактовках. И не всё важно для этой темы. Тем не менее, это тот последний штрих, вносящий гармонию в символику серпа и молота нашей страны СССР. Итак:

Молот - солнечный знак (Правь)

Серп - лунный знак (Навь)

Меч - человеческий знак (Явь).

Меч, как и молот, смыкается с символикой креста. Но если молот - инструмент созидащий, то меч - инструмент разрушающий. Меч - крест, но когда он в активной позиции, то это - крест перевёрнутый. А в покое - обычный крест.

Но есть ещё кое-что: меч часто соседствует со щитом...

И тут мы натыкаемся на тему, раскрытую, например в картах Таро (прообраз игральных карт):

мечи (пики), жезлы (трефы, молот?), круги (бубны, монеты, щиты), чаши (черви, серп?).

Многозначность символизма карт Таро очень серьёзно обсуждается в оккультизме и теми самыми масонами. Однако стоит ли копать дальше?

По крайней мере ясно одно: символизм серпа и молота не так прост... Не так просты были те большевики, которые эти символы взяли за основу. Кто там приложил руку, как тут проявилось сионисты или масонское лобби - уже не суть. Символы остались. Теперь это символы Победы. Победы Света над мраком, Правды над кривдой, Великой Руси над фашизмом...

И потому ещё интереснее становится наблюдать, как символику эту ненавидят не только либералы, но и фашисты всех мастей - особенно сионисты и укро-неохазары. Как раз неофашисты в открытую любят пользоваться языческой символикой, опошляя и очерняя её, наполняя мрачным содержанием. Они также понимают, насколько сильны символы для коллективного бессознательного, и как эти символы могут управлять толпой или наоборот - пробуждать в людях человеческое.


Думаете просто так их бесит советская символика?


Вы думаете, просто так идёт столь мощная борьба символов по всему миру? Нет, это идёт борьба за наши души, за коллективное бессознательное народов, дабы оторвать нас от корней, от природы, от всего человеческого.

А символы надо беречь, тем более если они заряжены такой мощной положительной и всепобеждающей энергетикой, как серп и молот.

Прошло уже много лет после распада Сверхдержавы и сейчас, по прошествии многих лет не все люди представляют символику той уничтоженной изнутри Империи. Поэтому встречая странный символ в интернете в виде серпа и молота задаются вопросом, а что он значит?

Читайте ещё: что такое Ультиматум Керзона

Логотип серп и молот являлся Малым Гербом СССР . Если разбирать эту символику по отдельности, то можно узнать, что молот обозначал рабочий класс, а серп - крестьянство.
Хотя стоит отметить, что ещё до возникновения Союза Советских Социалистических Республик символ серпа имелся на некоторых гербах городов Азербайджана, России, Беларуси, Украины. Поскольку олицетворял собой весь символизм крестьянского труда.
Кроме того символ молота имелся на эмблемах и гербах ещё в далёком средневековье, и имел непосредственную связь с рабочими профессиями. Помимо этого его использовали в архитектуре, машиностроительстве и промышленности.

Символика серпа и молота до сих пор остаётся одним из самых узнаваемых знаков, даже среди тех, кто появился на свет уже после развала СССР. Более того, эту эмблему узнают в большинстве стран мира. Впрочем, не многие знают подлинную историю происхождения серпа и молота


На самом деле объединить на одной эмблеме две таких больших прослойки людей, которые работают руками возникла уже давно. Было множество прений и доподлинно не известно сколько сломано копий в бесконечных спорах, какие именно предметы изобразить на этом логотипе.
Исследователи полагают, что всем известную эмблему серп и молот придумал Камзолкин , бывший в то время художником из Замоскворечья. Он долго думал, как обозначить единение крестьянства и трудового пролетариата и из под его кисти появилась всем известная эмблема, это произошло в 1918 году, в день празднования Дня Солидарности трудящихся.
В тот же день подивившись на свою гениальность, художник навострился в Моссовет, где этот логотип сразу очаровал жюри. Хотя среди его конкурентов были представлены другие, не менее интересные эмблемы, например гаечный ключ и коса, меч и плуг и ещё множество не менее толковых идей. Однако после того, как именитое жюри увидело логотип с серпом и молотом остальные конкуренты не были удостоены даже взгляда. После того, как все эмблемы были отвергнуты осталась только одна.

Символизм заключённый в этом простом рисунке оказался настолько мощным, что его впоследствии перенесли на государственный герб СССР. Жаль только, что создатель этого идеального логотипа оказался забытым на долгие годы. О нём вспомнили после Великой Отечественной Войны, ушлые журналисты раскопали информацию о художнике Камзолкин. Оказалось, что этот человек жил простой жизнью в Пушкино. Создатель логотипа признался, что не мог даже вообразить, что его творение окажется на гербе могучей страны советов. Когда он рисовал данную эмблему, он просто хотел выразить свои чувства и украсить получившимся рисунком праздник Первое мая. В течении тридцати лет этот человек трудился на ниве изобразительного искусства, однако по причине не пробивного характера, его подчас забывали даже вносить в состав Союза художников.

В наше время, когда образование упало ниже плинтуса, а молодёжь занята, чем угодно, но только не учёбой и самообразованием. Поэтому настоящее значение символа серп и молот она не знает, но этот логотип визуально известен и таким, далёким от истории и политики гражданам.

Евгений Иванович Камзолкин

Серп и Молот - удивительный по простоте и гениальный по выразительности советский символ создал 25 апреля 1918 года русский художник Евгений Иванович Камзолкин (1885 – 1957).

Большой русский художник Сергей Васильевич Герасимов (1885 – 1964) засвидетельствовал миг рождения великого русского символа:

«Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

А что если попробовать такую символику? - При этом он стал ходить по холсту. - Вот так изобразить серп - это будет крестьянство, а внутри молот - это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет - и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...
Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР - художник И. И. Дубасов.

"Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, - объяснял Евгений Иванович. - У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти..."»

Личность Евгения Камзолкина мало того, что малоизвестна, она еще и загадочна. Но в этой таинственности стоит попытаться найти ответ на глубинные истоки и смыслы самого символа, созданного художником в 33-летнем возрасте, что тоже знак и символ.

Предки Евгения Ивановича были состоятельными купцами. Его родной дед Василий Иванович Камзолкин, поселившись в XIX веке в подмосковном дачном поселке Пушкино, отстроил несколько дач, взял в аренду землю и проложил дорогу к фабрике Армандов. Имели Камзолкины доходные дома и в Москве.

Детская страсть к рисованию привела Евгения Ивановича в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился в 1904 – 1912 годах. Камзолкин - член Общества Леонардо да Винчи (1906) и Московского Салона (1910). В училище ему пророчили большое будущее В. Серов, А. Архипов, К. Коровин, П. Корин.

Но во время учебы Евгений Иванович увлекается искусством и духовно-религиозными практиками Древнего Египта, Ассирии и Вавилона. Он считался широко эрудированным и подлинным знатоком вопроса, что признавал его друг, такой авторитет, как Николай Альбертович Кун (1877 – 1940), автор популярной книги «Легенды и мифы Древней Греции» (1922).

Художник много и плодотворно работал над так называемым египетским циклом своих живописных полотен. Известны картины того периода - «В битву», «Пир у царя Ассирийского», «Во имя Рамзеса», «Египтянка». Египет и Месопотамия в 1910 – 1920 годах оставались главной темой его творчества. Эти работы имели успех у публики и высоко ценились художественными критиками.

В январе 1913 года газета «Руль» писала: «Хотел бы и даже может сказать свое слово г-н Камзолкин. Талантливый художник на этот раз задался целью воскресить трудно воссоздаваемые для современного человека картины ветхозаветного Ассура и Вавилона. Во многом это удалось мастеру. Сапфиры, бирюза и золото - основные краски г-на Камзолкина, на них он создает увлекательную и дерзкую симфонию».

Революционные ненадолго годы вырвали из плена Древнего Востока. Всей душой восприняв лозунг «Искусство - в массы!», он в театре Замоскворецкого Совета рабочих и крестьянских депутатов создавал огромные декорации-панно - для спектаклей «Братья-разбойники» Иоганна Фридриха Шиллера, «Иван Грозный» А. К. Толстого, «Зори» Эмиля Верхарна.

Меняется и тематика его картин. Он пишет полотна: «Сыны земли», «Пахарь», «Интернационал», «На помещика». Создает пейзажи иллюстрирующие русские песни: «Среди долины ровныя», «Тонкая рябина», «Ах, ты, зимушка-зима», «Выйду ль я на реченьку».

Известен Евгений Камзолкин и как фотограф, создатель собственной техники фотографии и изобретатель оригинальных фотодевайсов.

В 20-е годы художник шефствовал над домом беспризорников им. Луначарского. Сам выросший без отца (мать воспитывала своих и двух приемных детей), учил сирот рисовать, делать мебель и игрушки. По-отцовски радовался, что у ребят будет хлебная профессия и интересная, наполненная творчеством жизнь. О той боевой молодежи - его картина «Комсомольцы 20-х гг.».

Выдающийся художник так и не стал знаменитым по причине своего нетщеславного, бескорыстного, независимого характера и стремления к уединенной, тихой жизни. Да и «египетская» тематика его работ вызывала нежелательные ассоциации с современностью.

Он тихо ушел из жизни в 1957 году.


Е.И. Камзолкин. Пейзаж "У реки".

July 3rd, 2009 , 08:51 am


Пусть гнал нас временный ущерб
В тьму, в стужу, в пораженья, в голод:
Нет, не случайно новый герб
Зажжен над миром - Серп и Молот!

Мы землю вновь вспоим трудом,
Меч вражий будет вновь расколот:
Недаром мы, блестя серпом,
Взметнули дружно мощный молот.

Но смело, мысль, в такие дни,
Лети за грань, в планетный холод!
Вселенский серп, сев истин жни,
Толщь тайн дроби, вселенский молот!

Мир долго жил! Довольно лжи!
Как в осень, плод поспелый золот.
В единый сноп, серп, нас вложи,
В единый цоколь скуй нас, молот!

Но вечно светом вешних верб
Дух человека свеж и молод!
Точи для новой жатвы серп,
Храни для новой битвы молот!

Валерий Брюсов - Серп и Молот (1921)


Серп и молот — символ союза рабочих и крестьян и советская государственная эмблема. Вместе с красной звездой серп и молот появились на флаге СССР в 1923 году, а в 1924 символ был прописан в конституции. Всё это знает и стар и млад, но знаем ли мы, что означают эти символы для обладающих скрытыми знаниями? И другой вопрос, а нужно ли это знать? Моё мнение, что знать мы должны всё. И совсем другое дело, какое мы выработаем отношение к таким знаниям.

Но прежде, чем углубиться, давайте вспомним, как же появился этот символ на нашем знамени.

Многие ли знают историю рождения этой эмблемы?

Одному современному художнику понадобилось изобразить символами государственную концепцию, придуманную графом Уваровым: православие, самодержавие, народность. Творец жалуется: «Православие — крест, самодержавие — корона. А народность — что? Нет, оказывается, в русской истории такого символа! Ну, не лапоть же или соха! Вот если только — серп и молот... Но это из другого, неправославного, несамодержавного времени!»

Парадоксально, что впервые лишь в советском периоде российской истории сотворен символ союза крестьян и рабочих — народа как такового. И шепотки вроде того, что ввели его в герб РСФСР и СССР масоны-каменщики, исключаются напрочь, когда узнаешь, что впервые начертал его на красном полотнище художник Замоскворецкого театра Совета рабочих и крестьянских депутатов 30-летний Евгений Камзолкин, правнук крепостного крестьянина, православный, чего не скрывал. Не потому ли созданный по озарению символ — молоток, наложенный перпендикулярно на серп, — это тоже крест?! Его не все замечали, но принимали сердцем, душой, на подсознательном уровне! Как и знамя красного, червленого цвета, под каким вели сражения еще древние русичи!

Миг рождения символа — канун празднования Первомая 1918 года в Москве — так описан Сергеем Герасимовым, автором знаменитого полотна «Мать партизана»: «Стоящий рядом со мной Евгений Камзолкин, задумавшись, сказал:

— А что если попробовать такую символику? — При этом он стал ходить по холсту. — Вот так изобразить серп — это будет крестьянство, а внутри молот — это будет рабочий класс.

Символ смычки рабочих и крестьян был в тот же день послан из Замоскворечья в Моссовет — и все другие эскизы были отвергнуты: молот с наковальней, плуг с мечом, коса с гаечным ключом...

Вот такими, спасительно скрещенными, перенесли серп и молот на государственный герб РСФСР художники А. Н. Лео и Н. А. Андреев, а затем и на государственный герб СССР — художник И. И. Дубасов.

К сожалению, имя автора символа вскоре забылось. Лишь к 30-летию Великого Октября в 1947 году любознательные журналисты разыскали его в подмосковном городе Пушкино в скромном бревенчатом домике с березами под окном. «Конечно, эту эмблему я рассматривал только как связанную с украшением первомайского праздника, — объяснял Евгений Иванович. — У меня и в мыслях не было, что впоследствии эмблема войдет в наш государственный герб как символ народной власти...»


Конспирологи видят историю создания символа с другой точки зрения. Существует довольно интересный и познавательный конспирологический сайт . Хотя употреблять слово конспиролог в отношении к создателю сайта неверно. Конспирологи утверждают о существовании тайного общества (организации людей), члены которого стремятся подчинить себе мир и создать новый порядок, в котором они будут безраздельно властвовать. Создатели этого сайта называют себя иначе - иверологи. Они считают, что евреев (еберов, иверов) создали инопланетяне, и вся человеческая история это процесс влияние евреев на другие народы. Этот процесс иверологи и изучают. То есть мир, который мы знаем, это и есть тот мировой порядок, который навязан нам чужими. Я не берусь осуждать или поддерживать иверологов. Я хочу рассмотреть их гипотезу происхождения серпа и молота в коммунистической символике.

Вот как считают иверологи:

Я вам покажу сейчас обложку одной еврейской книги, которую я ксерокопировал в библиотеке еврейского госпиталя. Называется книга "Еврейские диетические законы" автор. Сеймур Зигель. 1966. Вы увидите название на английском. Эта книга о кошерности. Но в данном случае нас содержимое книги не интересует. Нас интересует её обложка! На этой обложке фон составляют некоторые буквы еврейского алфавита. Вот видите средний ряд с еврейской буквой. Это еврейское слово "Кошер". В середине буква назвывается. "Шин", то есть соответствует русской букве "Ш". - ВЫ ВИДИТЕ ПЕРЕД СОБОЙ ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧЕГО? - ПРОЛЕТАРСКИЙ " СЕРП И МОЛОТ!" А БУКВА "ШИН" ОЗНАЧАЕТ ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО "ШАДДАЙ" - ОЗНАЧАЮЩЕЕ "ВСЕВЫШНИЙ БОГ" "Shaddai", meaning "Almighty ." - Это иллюстрация к тому, Уотсон, что вы живёте в закодированном мире и не догадываетесь об этом. Посмотрите сами на графические объяснения с этого сайта и всё сами поймёте.


Я позволю себе усомниться в верности этой мысли. И этим эссе я обращаюсь к иверологам, дабы указать им на то, что они могут ошибаться. И в конце, я укажу, почему они наверняка ошибаются, если смотреть на этот вопрос с позиции человека труда (землянина).

Сразу же хочу выразить основную мысль. Даже, если допустить, что, если жиды непосредственно участвовали в создании большевистской символики, не факт что то, что они пытались внести им же и осталось. Повторюсь, если подобное можно допустить, история ведь об этом умалчивает. Тем не менее довольно распространённая поначалу троцкистская "козлиная" перевернутая пентаграмма по мере утверждения коммунистического режима была перевёрнута в "человеческое" подобие. (Троцкистской, при этом, звезду называю условно, в виду использование таковой в партийной и государственной жизни в основном после революции и в период гражданской войны. Характерный пример чего можно увидеть на Ордене Красного знамени, учрежденном в 1918 году.) И тот же серп и молот прежде, чем стать сегодняшней стилизацией пережил множество своих преобразований. И в 20-е и в 30-е годы нередки были различные комбинации этих геральдических символов. Чаще перекрещенные, но встречалось и раздельное, симметричное изображение серпа и молота. Молот изображался и кузнечным (со скосом) и молотом каменщика (без оного). Отчего, кстати и появились отсылки на то, что это символ масонства (от фр. franc-maçon, буквальный перевод этого названия - вольный каменщик), где молот, как известно, атрибут магистра ложи символизирует творческий ум.

Кстати, интересно, как перекликаются взгляд иверологов на происхождение серпа и молота со средневековыми представлениями пентаграммы в оккультизме .


В эпоху Возрождения была раскрыта еще одна тайна пентаграммы. Если вписать в нее человеческую фигуру, связав её с пятью элементами (Огнем, Водой, Воздухом, Землей и Духом), то получится изображение микрокосма — знака оккультной Духовной Работы на материальном плане. Впервые открыто об этом написал в 1531 году знаменитый маг Корнелий Агриппа во второй книге своей «Оккультной Философии». Астролог Тихо Браге пошёл дальше, в своем труде «Calendarium Naturale Magicum Perpetuum» в 1582 году он обнародовал изображение пентаграммы, на лучах которой были изображены буквы каббалистического божественного имени спасителя IHShVH (יהשוה ), где ש — символ Божественного присутствия, одухотворяющего четыре материальных элемента, символизируемых именем יהוה.



Можно ли прочесть эти символы с других позиций? Читая, например, их как символы другой письменности. Вот взгляните на статью Википедии Болгарские руны . В тексте иллюстрация, выложенная пользователем Volkgar.
Если Вы взгляните на 107 позицию в таблице, то Вы увидите, что она более походит на общепринятую сегодня стилизацию серпа и молота в коммунистической символике. Разве что зеркально перевёрнута. При этом если бы понадобилось проследить родственность руны и эмблемы, я бы сравнил такую зеркальность с различным написанием буквы и звука "Э" в славянских алфавитах (Е - украинская буква, Э - русская).

А почему нет? Если можно читать эмблему на семитском языке, то почему нельзя прочитать этот же символ на протоболгарской письменности? При этом советскую эмблему пятиконечная звезда над перекрещёнными серпом и молотом можно рассматривать как руническое начертание не только для протоболгар. Ведь известно, что существовала и праславянская руническая письменность и славянская. Вполне возможно, что эти же руны были и в наших уже не рунических, но ещё небуквенных "алфавитах". И вполне возможно, что дешифровались они схоже, ведь в те времена ведические знания были общими для разных народов. И такая расшифровка была бы много уместнее, если учесть, что:
- Коммунистическая символика была на пике своего становления в мире при жидоборце Сталине.
- Движущей силой коммунистической идеи была русская пассионарность и русское слово.
- Коммунизм не приемлет сионизма, как и любую другую античеловеческую идею.

Уточню последнее, помянуя обвинения в античеловечности самой коммунистической идеи. Я считаю, что любую идею можно использовать против человека, точно так же как и любую информацию можно использовать во зло. Потому основополагающим в анализе такого вопроса должно стать рассмотрение задекларированных устремлений идеи. Если коммунизм провозглашает его же своей целью. И в нём (коммунизме) всё существует для человека, то это и есть его первейшая характеристика. Допустим, если проводить параллели в этом с христианством, то на первый взгляд, есть схожесть - там тоже провозглашаются в конце райские кущи для человека. После некоей люстрации (Судного дня) установится Царствие Божие на Земле как на небе. Грубо говоря, прямое божественное управление. Кто и что такое человек я как бы знаю. Ну, а как будет вести себя Бог я не уверен. И вообще, если продолжить изучения христианства, то нужно будет упомянуть и слуг божьих ангелов . Кто поручится за поведение крылатых? И кто гарантирует, что "серые" не в их конторе работали и работают? И это простые следствия из простого анализа. При этом призывают ли ко злу в христианстве? - Нет, напротив. Призывают ли ко злу в коммунизме? - Нет, не призывают. Тем не менее, и то учение, и другое использовались во зло в разных этапах своей истории. И используются. (И будут использоваться умелыми манипуляторами.) Важно только то, чем всё это закончится.

Вернусь к звезде, серпу и молоту. К сожалению, как доподлинно расшифровать с рунических надписей коммунистическую эмблему я не знаю. Я могу лишь предположить, что пентаграмма может означать Бога-человека. То есть в его обычном для различных культур смысле - дух, погруженный в материальное тело.

В протоболгарском руническом письме руна Серп и молот (122) очень схожа на начертание руны КХ (35). Вполне возможно, что у них было близкое значение. П.Добрев в книге «Надписи и алфавит протобулгар» расшифровывает эту руну в разных надписях. Таких как KH AN O T E S - Хан-отец. (Где АН, по П.Добреву же, означает небеса или рай). А также AN E KH N ESH - Священная клятва. На лицо использование этого звука и руны в словообразовании "особенных" слов. Проводить параллели в звучании со славянскими словами бессмысленно, ведь нужно знать их соответствующее руническое начертание, потому не будем. Нужно только упомянуть, что взаимное влияние праславянской и протоболгарской культур велико.

Опять же, уверен, что иверологи захотят предположить влияние на протоболгар и праславян со стороны хазар, кои были в прямой зависимости от иудеев-переселенцев, (если не ими же). Что в свою очередь, якобы должно доказать, то что ивритская Шин могла стать протоболгарским Серпом и молотом. Я исхожу из того, что скорее было наоборот. И намного ранее. Скорее и в нашей древней письменности, и протоболгарской, и в семитской этот символ появился из более ранней письменности. И да, мог означать одно и то же. Важно упомянуть и то, что русский язык как и протоболгарский, относится к Индоевропейской макросемье языков. При этом современный русский язык является ближайшим родственником санскрита, которому более 3,5 тыс. лет. В то время как семитские языки относятся к Афразийской макросемье и они младше, во всяком случае, по известным сегодня данным. Не факт, но да, семитская письменность могла влиять на чужие письменности. При этом не факт и то, что они эту письменность не получили от ещё более ранних.

После всего вышесказанного появляется больше вопросов, чем ответов. Но это было много правильней, чем умалчивать, и продолжать пиарить семитов. Созданные древнеегипетским жречеством иудеи, несут через века в себе задачу служения Богу. Учитывая, что они творят при этом можно допустить, что их Бог собирается устроить единое светское правление для всей Земли. Опустим, характеристику плохо или хорошо. А вспомним известные на сегодня факты. Яхве является не только Богом для иудеев, но и единым богом у всех людей. Разве что называться может по-другому. Причём этому не противоречит не якобы отколовшаяся христианская религия, не близкий родственник ислам. Даже древняя ведическая монотеистическая религия, вещает о Богах как о различных воплощениях Единого Бога. Доподлинно неизвестно, о едином боге на американских континентах или добуддистком Китае. Но, напрашивается вывод, что всегда существовали Боги, признающие власть Бога повыше.

Вернёмся к расшифровке. Иверологи заметили сходство серпа и молота с ивритской буквой Шин (ש). Не лишним было бы упомянуть, что еврейская буква Шин произошла от финикийской буквы Син (W). Кроме того считается, что финикийское письмо стало родоначальницей большинства современных письменных систем. Известно также, что в античности финикийской письменностью могли пользоваться при записи любых языков Ближнего Востока, как индоевропейских, так и семитских. Вполне возможно, что в финикийском письме она означало то же, что и на иврите. Но утверждать это не буду.

Возвращаясь к болгарским рунам и их дешифровке, интересно, что у протоболгар звук СИ означал Бога .

… Первый знак читается "SI", следующий - "e", таким образом, первое слово - "SIE", т.е. святые. За словом "SIE" скрывается древнее восточное слово SI (БОГ), известное в ассирийском и древнесирийском языках наряду с другим определением божества - AN.


Но что же означало оно на иврите? Иверолог пишет, что «А БУКВА "ШИН" ОЗНАЧАЕТ ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО "ШАДДАЙ" - ОЗНАЧАЮЩЕЕ "ВСЕВЫШНИЙ БОГ"». На самом деле это не так. Скорее Шаддай (שדי) можно перевести как Всемогущий.

Эль-Шаддай — в русском синодальном переводе «Бог Всемогущий». Корень слова «шад» обозначает женскую грудь и является образом материнства, заботливой нежности, кормления, тихого спокойствия.

ЭЛЬ ШАДДАЙ , Эль Шаддаи (иврит. "Бог Крепкий") — одно из древнейших именований Бога в Танахе — Библии иудаизма, вошедшей в состав христианской Библии. Традиционно переводится как "Всемогущий". Согласно современным гипотезам, может пониматься как "Бог Горы" ("Гора" в значении "Мировая Гора", "Обитель Бога"). См. Шаддай, Эль, см. также Танах. (Г.В. Синило)

Основа имени «Всемогущий Бог» прежде всего — Эль — имя, используемое семитскими народами для обозначения Божества. Хотя точное значение имени Шаддай не вполне определенно, перевод «Всемогущий» кажется наиболее соответствующим (ср. Ис.13:6; Иоил.1:15). Основное значение этого имени состоит, вероятно, в противопоставлении могущества и силы Бога слабости, ранимости и бессилию человека.

А на внешней стороне (свитка пергамента - мезуза - из кожи чистого (кошерного) животного, прикрепляемого к внешнему косяку двери в еврейском доме) — слово Шаддай (שדי — `Всемогущий`; толкуется также как акроним слов «Шомер далтот Исраэль» — `Охраняющий двери Израиля`).


В связи с выше процитированным, я бы определил Шаддай как такого, кто бережёт и кормит. Но, наверное, всё-таки точнее просто - Всемогущий.

Да, несомненно, связь между написанием и прочтением буквы на разных языках есть. Но всё-таки она не прямая. При этом намёк на какую-либо святость, сакральность, если хотите, божественность более отчётлива, если рассматривать более древние языки, чем иврит. И как уже было сказано выше, начертание современной эмблемы, при этом просматривается гораздо отчётливее вовсе не на иврите.

Подытоживая вышесказанное, я бы всё-таки хотел попытаться дешифровать коммунистический символ звезды с серпом и молотом. Причём именно так, вместе, как он и изображён на Флаге СССР и Знамени Победы. Дешифровка, (причём как мы увидели с разных письменностей), напрашивается при этом самая простая - человек-свят, что выражается в его самодостаточности для собственного счастья и процветания. При этом я бы не заострял внимание на богоборческой трактовке символа. Скорее это признание своей божественной сущности, которую никто не вправе отрицать. Все мы творения Всевышнего Бога, а значит, в нас есть некая часть (степень, если хотите) божественности. И я считаю, вспоминать это человеку много полезнее, чем при каждом случае указывать ему на его материальную, (а в христианстве в придачу греховную), природу. Человек должен стать Человеком. При этом я хочу обратить внимание, что такая трактовка не ставит под сомнение власть над собой Всевышнего. Просто каждому своё. Прямого алиенского управления уже давно нет. И будем, надеется, что и не будет. Именно это коммунистический флаг и провозглашает - власть человека.

Тем не менее, это опять же лишь попытки дешифровки.

Главное, что я хотел бы сказать. Даже, если допустить, что иудейский геном существует параллельно с общечеловеческим, и выполняет свою особенную роль, о чём они постоянно твердят (богоизбранность). Было бы глупо, соглашаясь с этим, признавать их цели и задачи какие они перед собой ставят. Нужно отвергать их. И иверологи это и делают. Но отвергая их, нужно не перегнуть палку, а вместе с ней не сломать хребет всему человечеству. Ведь то, что египетские боги создали иудеев, не означает, что остальные боги были с этим согласны. А значит то, что дали нам наши боги, само собой может в чём-то совпадать с тем, что египетские боги (и древнеегипетское жречество) дало иудеям. Потому отвергая жидовство и их цели, глупо отвергать всё, что характерно и для их создателей.

Чтобы проиллюстрировать мысль я приведу примеры. У некоторых исследователей есть мнение, что русские были на самом деле иудейским людом . Они пишут: "Своё имя Русь получила от ивритского слова (раша) ר שעה - רשע... (Рош-Рос) - народ колена Бенжамена, живущий в Северном Причерноморье". Отсюда по их мнению связь между торговым людом варягами, называемыми в летописях русами. Как всё-таки злит, что библиотеки сжигают, рукописи пропадают и у человечества вместо знаний появляются исследования. Этому жалкому болезненному народцу скоро припишут создание человечества. Кстати, я не удивлюсь, если иверологи одними из первых доисследуются до подобного. Но я хотел указать не на это. Даже, если считать, что иудеи в это верят, важно при этом, кем мы (русские) являемся на самом деле. Кто мы русские сегодня?!...
И одно из правильных определений будет - русские это не иудеи. Как бы иудеи не хотели найти в этом слове ивритское Рос. Важно то, что всегда можно найти в ивритском слове русское Русь! Ещё пример, с некоторых пор оранжевый апельсин на Украине стал символом антирусского прозападного гражданского неповиновения. Но апельсин был апельсином до оранжоидов, им он и останется после них. Всё тоже самое касается красной звезды, серпа и молота. Возможно, революционирующие евреи хотели видеть в серпе и молоте что-то своё. Возможно. Важно то, как мы видим этот символ. Кто-то хочет видеть знак сатаны в пентаграмме. Я вижу знак одухотворенного человека. Кто-то хочет видеть масонский знак в молоте каменщика. Я вижу кузнечный молот пролетария (именно он в советском гербе), реальной движущей силы человечества. Кто-то хочет видеть знак смерти в серпе. Я вижу хлебодарственный труд крестьянки. В совокупности этих символов я вижу Человека. Потому то, что ты видишь, то оно и значит. И не важно, что делают этими предметами и как их видят другие. Они ведь другие во всех смыслах...

Ну, про молоток нечего говорить долго, вы знаете символ молотка. Молоток – это символ власти мастера ложи, хотя с бытовой точки зрения, это прибор, которым забивают чего-нибудь. Но мы же с вами, помните, говорили, о молотке аукционщика, которым прекращают торги, о молотке судьи в суде, когда вынесен приговор. Это все от кузнечного молота и молота бога Тора. Помните, мы беседовали о скандинавском боге Торе, который запускает молот в небеса, и этот молот преобразует действительность. Молот – знак власти над природой, над стихиями природы, над пространством. У кого молот, тот всю действительность может перековать как вселенский кузнец. Это древний-древний европейский символ. (Л. А. Мацих. Из лекции "Мировое масонство")
Молот побеждает пространство тем, что он его преобразует. Молот – главная преобразующая сила. Это главный инструмент для создания нового из прежде бывшего. Только кузнец может так сделать, потому что глина ведь была, гончар просто форму придал. Дерево росло. Ну да, лесоруб срубил, а плотник обтесал. Но в принципе, это то же дерево, оно же не стало иным. Ну, легко узнать стол вот в том ясене, который у порога там шумел. А вот железа не было. Не было меча. Кузнец создал его. В этом смысле его работа – это работа демиурга. Работа создателя на уровне божественности. Поэтому молот преобразует пространство вокруг. И благодаря молоту человек приобретает власть над пространством. (Л. А. Мацих. Из лекции "Европейское язычество")
А молот в соединении с серпом тогда? Когда серпом по молоту – это что?

Обиходное значение серпа и молота вам понятно, да? Это случка-смычка рабочих и крестьян. Рабочий и колхозница. Колхозница всегда баба, а рабочий как раз правильный парень. Почему не наоборот? Да, вот так пролетариат поступает с крестьянством. Серп и молот. Кстати, с точки зрения фаллической символики, что есть серп и молот? Тоже понятно. Когда объясняют с точки зрения пролетариата: два класса, рабочие и крестьяне, и все такое. А глубинный смысл? Молот – победа над пространством, а серп – победа над временем. Каким образом? Серпом кастрировал когда-то Кронос (Крон, Хронос) – бог времени отца своего Урана, а потом этим же серпом его кастрировал Зевс. На самом деле такого в мифах нет, это тоже выдумано, как и легенда о Хираме. Это позднейшая масонская легенда. Но большинство людей слабо в мифах сечет, и они так понимают, что именно так греки и сказали. Когда Зевс якобы, по масонской легенде, кастрировал отца своего под названием Хронос, а Хронос, как известно, пожирал своих детей, поскольку время пожирает своих детей, это мы все знаем, – убить время нельзя, но можно лишить его (кастрировать) порождающей силы, то есть тот, кто сумел это сделать, у кого серп в руках, тот сам стал бессмертным. Поэтому боги стали бессмертными. Хронос, он же не бог, он титан.
Серп и молот – это победа над пространством и временем. И в том числе победа над смертью. Это же мечта ложи «Астрея». И все это благодаря чему? Благодаря пятиконечной звезде мудрости. То есть человеческая мудрость – так они верили: и Богданов-Малиновский, и Красин, и Хаммер, который давал на это дело деньги, и другие выдающиеся личности, – они искренне верили, что человеческий разум найдет дорогу к овладению всеми тайнами земными и победит и самое время, и смерть победит: «мы все добудем, поймем и откроем» [Цитата из песни В. Лебедева-Кумача «Марш веселых ребят»:
Мы все добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой].
Перечитайте у Маяковского, сколько у него там насчет бессмертия, насчет людей из будущего, насчет «воскресить»: «Я к вам прорвусь» – ему очень не хотелось помирать. Вот он поэтически выражал все то, что они выражали на языке каких-то формул или вычислений, они мечтали о том, чтобы не умирать физически. Но, как нам сейчас кажется, это, видимо, иллюзия, то есть люди должны умирать, как это ни горько. Но им не хотелось. Они полагали, они реально думали, что наступает абсолютно новая эпоха, и дело не только в социальных делах, а вообще все новое – новые времена. В этом смысле они мыслили вполне религиозными категориями, но это была религиозность необычная. Очень была любопытная идеология. (Из лекции Л. А. Мациха "Мировое масонство").

Лекция целиком -
слушать -