Слова дополнения примеры. Второстепенные члены предложения
В русском языке все слова, которые входят в состав предложений, являются либо главными членами, либо второстепенными. Главные составляют и указывают на предмет, о котором идет речь в высказывании, и на его действие, а все остальные слова в конструкции являются распространяющими. Среди них лингвисты выделяют определения, обстоятельства и дополнения. Без второстепенных членов предложения невозможно было бы рассказать о каком-либо событии в подробностях, не упустив ни одну мелочь, а потому значение данных членов предложения не может быть переоценено. В этой статье речь пойдет о роли дополнения в русском языке.
Благодаря данному члену предложения легко сконструировать полное высказывание, в котором будет указано не только действие главного героя повествования, но и выделен предмет, с которым это самое действие связано. Итак, для того чтобы не запутаться, следует начать разбор данной темы с самого начала. Ведь только соблюдая последовательность, можно выучить великий и могучий русский язык.
Определение
Дополнение является второстепенным членом предложения, который указывает на предмет, являющийся результатом действия главного лица в предложении или на который это действие направлено. Может быть выражено следующими :
- Личностным местоимением или именем существительным, употребленным в косвенных падежных формах. В предложении может быть использовано как с предлогом, так и без него (Я слушаю музыку и думаю о нем).
- Любой частью речи, выполняющей функцию имени существительного (Она глянула на вошедших людей).
- Нередко дополнения в русском языке выражаются инфинитивом (Родители просили ее спеть).
- Свободным фразеологическим сочетанием имени существительного и числительного, употребленным в родительном падеже (Он открыл шесть вкладок.).
- Связанным и устойчивым фразеологическим сочетанием (Он говорил не вешать нос).
Функция и вопросы дополнения
В русском языке дополнение отвечает на падежей, а именно: «Кого?», «Кому?», «Кем?», «О ком?», «Чего?» «Чему?», «Чем?», «О чем?» В предложении данный второстепенный член имеет функцию пояснения и может относиться к следующим частям речи:
- К глаголу, употребленному в качестве сказуемого (Пишу письмо).
- К имени существительному в качестве любого члена предложения (Надежда на отца).
- К причастию или имени прилагательному, употребленному в качестве любого из членов предложения (Взвешивающий крупу; строгий к дочери).
- К наречию в качестве любого из членов предложения (Незаметно для тебя).
Виды дополнений
Если данный член предложения зависит от глагола, то он может быть двух видов:
- Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в Такие слова обозначают предмет, к которому, так или иначе, относится действие главного лица. Например: я прекрасно помню день, когда мы познакомились. Если сказуемое в предложении является переходным глаголом и стоит в форме отрицания, то при нем может быть употреблено прямое дополнение в родительном падеже без предлога (Но не вернуть уж дней былых). В случае с безлично-предикативными словами в предложении дополнение также употребляется в форме родительного падежа и без предлога при словах «жаль» и « жалко» (И нам жаль чего-то светлого).
- Косвенные дополнения в русском языке выражаются словами в форме винительного падежа, употребленными вместе с предлогами, и в других без предлогов (Она вскочила и стала всматриваться в окно с беспокойным видом; его попытки наладить отношения с одноклассниками увенчались успехом).
Значения прямых дополнений
Прямые дополнения в русском языке, употребленные при глаголах, могут обозначать следующие объекты:
- Предмет, полученный в результате действия (Я построю дом в деревне).
- Предмет или лицо, которое подвергается действию (Отец поймал рыбу и привез домой).
- Объект, к которому направлено чувство (Я люблю зимние вечера и прогулки по заснеженной улице).
- Объект освоения и знаний (Она знала иностранные языки и свободно могла общаться; ее интересовала философия и зарубежная литература).
- Пространство, которое преодолевается главным лицом (Я обойду весь земной шар, пересеку космические дали).
- Объект желания или мысли (Теперь я вспомнила его).
Значения косвенных дополнений без предлогов
Косвенное дополнение в русском языке, употребленное без предлогов, может иметь следующие значения:
- Отношение предметов, о которых идет речь в словосочетании или предложении, а именно объект, на который направлено действие (Собрали урожай).
- Объект достижения или прикосновения (Сегодня получил диплом; он будет счастлив, когда коснется лишь ее руки).
- Предмет, которым совершается действие (Не вырубить и топором то, что написано на сердце).
- Субъект или состояние, которое дополняет действие (Убитый им медведь был очень крупный; ему должно быть жаль).
Значение косвенных дополнений с предлогами
Косвенные дополнения, которые не могут употребляться в контексте без предлогов, в предложении могут приобретать следующие оттенки значений:
- Материал, из которого сделан тот или иной предмет (Дом выстроен из камня).
- Предмет, на который распространяется действие (Волны плещутся о камень).
- Лицо или предмет, который является причиной состояния (Отец беспокоился о сыне).
- Объект, к которому направлены мысли и чувства. (Он рассказывал преимущества своей работы.).
- Предмет, от которого удаляются (Он в раннем возрасте ушел из отчего дома.).
- Лицо, которое участвует в совершении главного действия (По приезде внуки окружили бабушку и долго ее целовали.).
Дополнение как часть оборота
В русском языке существуют такие понятия, как действительный и страдательный оборот. И в том и в другом случае это особое словосочетание, в конструкцию которого входит главный и рассматриваемый второстепенный член предложения.
Действительным оборот считается в том случае, когда дополнение - это лицо, к которому направлено действие, а главный член предложения выражен переходным глаголом. Например: нарвал букет, подстриг газон.
Страдательным называют оборот, в котором в основе стоит подлежащее, подвергающееся действию, а дополнение указывает на основной объект высказывания. Например: полковник был быстро подхвачен рядовыми и отправлен в лазарет.
Как в предложении найти дополнение?
Вопросы дополнения в русском языке очень просты, а потому, независимо от того, какой часть речи выражен данный член предложения, найти его в контексте не слишком сложно. Для этого следует соблюдать стандартную схему разбора. Во-первых, выделить грамматическую основу, а после определить связь слов в предложении посредством поставленных вопросов. Сначала от подлежащего и сказуемого к второстепенным членам, а после непосредственно и между второстепенными членами. На письме каждое слово, в зависимости от того, к какой категории оно относится, обозначается особым видом подчеркивания. Для дополнения это
Второстепенные члены предложения - основа полных высказываний
Второстепенные члены предложения - тема достаточно объемная и содержит много правил, однако если на ее изучение не потратить достаточное количество времени, не удастся овладеть столь великой наукой, как русский язык. Обстоятельство, дополнение и определение - это те которые позволят сформировать высказывание, раскрывающее весь смысл повествования. Без них язык утратил бы всю свою прелесть. А потому очень важно к данной теме подойти со всей ответственностью, чтобы знать, как правильно употребить то или иное слово в контексте.
Дополнение
Дополнение - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает объект (предмет), на который направлено или с которым связано действие или (реже) по отношению к которому проявляется качественный признак. Иногда дополнение обозначает субъект действия или состояния (см. бюро переводов). Например: Старик ловил неводом рыбу (А. Пушкин); К смирению и кротости он был совершенно не склонен (К. Чуковский); Мне не спится, нет огня... (А. Пушкин).
Дополнения , выражающие объект действия, употребляются при глаголах, а также при образованных от них существительных: доставить грузы - доставка грузов; работать над статьёй - работа над статьёй.
Дополнения , называющие объект, по отношению к которому проявляется качественный признак, употребляются при прилагательных и образованных от них существительных: верный долгу - верность долгу; скуп в движениях - скупость в движениях.
Дополнения делятся на прямые и косвенные.
Прямое дополнение - это дополнение , которое зависит от переходного глагола и выражается именем существительным или местоимением (а также любой частью речи, употреблённой в значении существительного) в винительном падеже без предлога: увидеть картину, спеть песню, чинить утюг, написать письмо, решать задачу, увидеть его, встретить знакомого.
Прямое дополнение может быть также выражено существительным в родительном падеже без предлога. Родительный падеж вместо винительного употребляется в двух случаях: 1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: чувствовал радость - не чувствовал радости; слышал голоса - не слышал голосов; 2) если действие переходит не на весь предмет, а лишь на часть: купил хлеб - хлеба; выпил воду - воды: ...Командир орудия не ушел с огневой позиции, попросил поднести ему снарядов от разбитых пушек (В. Астафьев); Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (А. Пушкин).
Прямое дополнение обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, который может возникать, создаваться или исчезать, разрушаться в процессе действия: связать свитер, написать реферат, украсить комнату, проверить диктант, сломать дерево, снести дом и т. п.
Все остальные дополнения являются косвенными, они выражают различные отношения действия или признака к предметам: Не стану я жалеть о розах, увядших с лёгкою весной (А. Пушкин); Вспомнилась Аксинье молодость и вся её бедная радостями жизнь (М. Шолохов).
Дополнения могут быть выражены:
1) именем существительным в любом косвенном падеже с предлогом или без предлога: Золотым лучом деревню об лило (А. Майков);
2) местоимением: Спорить с ними я никогда не мог (М. Лермонтов);
3) количественным числительным: Разделите тридцать шесть на два;
4) любой частью речи в значении существительного: Я бежал к бабушке и спрашивал её о забытом (М. Горький);
5) инфинитивом: Все просили её спеть что-нибудь (М. Лермонтов);
6) синтаксически цельными словосочетаниями и фразеологизмами (теми же, что и подлежащее): Охотники убили семнадцать бекасов (Л. Толстой).
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока: обогащение словарного запаса уч-ся новыми словами, усвоение теоретического материала, умение находить в предложении прямое и косвенное дополнение, воспитание личностных компетенций, привить любовь к поэзии.
Тип урока: синтетический
Вид урока: урок-эксперимент
Наглядность: плакаты, фломастеры
Ход урока
I . Организационный момент (1-2 мин)
а) приветствие (слайд №3): Здравствуйте! В разных странах здороваются по-своему: А в одном из африканских племен при встрече говорят: “Я тебя вижу”:
б) аутогенная тренировка: каждый про себя произносит фразу “Я самый лучший!”
II . Опрос домашнего задания: прочитать эссе на тему “Русские народные традиции”
III . Новая тема: Прямое и косвенное дополнение
1. Слово учителя.
Дорогие ученики! Сегодня у нас необычный урок, который пройдет в творческой мастерской. Вы должны провести эксперимент и определить какова тема сегодняшнего урока. (На доске висит белый плакат, на котором ученики должны написать тему урока после того, как проведут лингвистический эксперимент и сделают вывод).
Но перед тем как приступить к занятиям, мы должны посадить дерево ожиданий, т.е. каждый ученик пишет на листочках свои ожидания от этого урока и прикрепляет их на дерево. (Дерево ожиданий. Слайд №4)
2. Мозговой штурм (Слайд №5). Вопрос: Какова тема нашего урока?
Опорные понятия: главные члены предложения, второстепенные члены
предложения, подлежащее, сказуемое, дополнение, косвенное и прямое дополнение.
Мукагали Макатаев, учитель русского языка, лирика, Данте, Шекспир
(Среди этих понятий новыми являются: прямое и косвенное дополнеие, Мукагали Макатаев. Опираясь на новые понятия ученики приходят к единому мнению, что на уроке мы будем говорить о прямых и косвенных дополнениях, а также лексическая тема будет посвящена творчеству Мукагали Макатаева.)
3. Учитель: О чем мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: Мы изучили тему “Дополнение”
(Уч-ся, отвечая на этот вопрос, пишут на плакате-справочнике определение дополнения. Остальные термины, касющиеся новой темы, заносятся учениками в этот справочник!)
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей. (Слайд №6)
4. Лингвистический эксперимент(7 слайд
Приведем примеры: (синтаксическая пятиминутка)
В русском языке:
На ярмарке можно купить сплетенную корзину и лоскутный коврик.
Мастера показали, как слепить игрушку из шины
В казахском языке:
Тура және жанама толықтауыш
1) Баланы оқытуды жек көрмедим (Табыс септік тура толықтауыш)
2) Құлақ естігенді көз көреді
3) Өнер – білім бар жұрттар (Неден?Шығыс септік, жанама)
Тастан сарай салғызды (Ы.Алтынсарин)
4) Жылқыда өт жоқ , өсер малда өлім жоқ (Жатыс септік) жанама толықтауыш
В английском языке:
Прямое, косвенное и предложное доплнение
1) I wrote a letter (прямое)
Я написала письмо
2) I wrote a letter to him (whom?) (косвенное)
3) I spoke about him (предложное дополнение)
(Я говорила о нем)
(Ученики находят в предложениях дополнения, так как они владеют тремя языками, уч-ся проводят сопоставление и делают вывод: в казахском языке два вида дополнений, в английском три вида дополнений, а в русском языке сколько?)
5. Лингвистический эксперимент в творческой мастерской продолжается (8 слайд)
Объясните, почему словосочетания разделены в два столбика?
Записав примеры, ученики определяют падежные формы существительных и указывают на переходность глаголов. На плакате–справочнике уч-ся пишут:
Переходные глаголы обозначают действия, непосредственно и обязательно направленные на какой-либо предмет. Действие, обозначаемое этим глагол, предполагает тот или иной объект (дом, плотина, завод и т.п.) и невозможно без него. Объект, на который переходит действие переходного глагола, всегда выражается формой винительного падежа без предлога.
Иногда прямое дополнение при переходном глаголе стоит в форме родительного падежа: при обозначении частичного объекта, при отрицании.
Непереходные глаголы обозначают действия, не направленные на какой –либо предмет. Они имеют значение положения в пространстве, состояния, звучания: сидит, горюет, лает и др. В соответствии со своим значением они не могут управлять формой винительного падежа без предлога.
6.Презентация справочника (9 слайд).
На плакате - справочнике ученики в два столбика пишут падежные формы, которые необходимы при переходных и непереходных глаголах. Затем делают вывод о прямых и косвенных дополнениях и на пустом плакате пишут тему урока.
Прямое дополнение относится к переходному глаголу и выражается формой винительного, реже - родительного без предлога. Все остальные дополнения называются косвенными.
7. Выборочное упражнение.
1. Моя бабушка любит собирать лекарственные растения. 2. Моя искренность поразила Пугачева. 3. Дай мне, пожалуйста, молока. 4.Сынок,купи в магазине хлеба. 5. Сказали, в течение дня не будет воды. 6. Я не люблю шуток твоих. 7. Чтобы достичь цели, надо много трудиться. 8. Больной лишился сна. 9. Многие композиторы отдали музыке всю свою жизнь. 10. Я никому не позволю себя обманывать. 11.Олово плавим, машинами правим. 12. Старик ловил неводом рыбу. 13. Из газет и старых журналов я узнавал о жизни других городов, других народов. 14.Без музыки и песен не проходит ни один праздник. 15.Я ездила в город с подругой. 16. Дулат хорошо играет в шахматы.
8. Работа по таблице(Слайд №10)
Уч-ся закрепляют свои знания о прямых и косвенных дополнениях с помощью таблицы.
9. Фонетическая зарядка (или речевая зарядка) шипение змеи; шелест листьев; воет ветер; каркает ворона.(Слайд№11)
(Уч-ся должны произнести слова, выполняя действия, которые перечислены выше, например: шипение змеи – с-с-солнце, ц - ц- цветок, с - с – свет; воет ветер – пере – у - у- улок, у- у- улица, слу- у- у- чай; каркает ворона- кар- кар- картина, кар- кар- картон, кар- кар- каррикатура.
Эта фонетическая зарядка служит мостиком для перехода к лексической теме “Мукагали Макатаев”.
Учитель: Как вы думаете используют ли этот метод (т.е. повторение одинаковых звуков) поэты в стихотворениях? Как он называется?
Ученики: Этот метод называется аллитерация. Его часто используют поэты. Аллитерация- повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков, один из видов звукописи. Аллитерация выделяет отдельные слова и строки, которые становятся поэтому особенно выразительными:
Грохочет эхо по горам,
Как гром, гремящий по громам.
(Г.Державин. Водопад.)
(“Краткий словарь литературоведческих терминов”. Л.И.Тимофеев, С.В.Тураев)
Учитель: Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Мукагали Макатаева (Слайд №12). Это известный казахский поэт. Его стихи занимают важнейшее место в казахской литературе. Мукагали Макатаев писал стихи и на русском языке. Он работал учителем русского языка. А сейчас вы должны прочитать текст о нём, соблюдая нормы произношения.
Упражнение 4 из учебника “Русская речь” под редакцией Г.Бадамбаевой.
Один из талантливейших казахских поэтов Мукагали Макатаев прожил всего 45 лет (1931-1976). Он родился в Нарынкольском районе Алма-Атинской области. В его доме собирались учителя, за просто приходили к поэту его читатели. Вечерами часто обсуждали стихи, беседовали о поэзии. Впервые казахского учителя познакомил с творчеством Макатаева в 1966 году в газете “Қазақ әдебиеті” старейший поэт нашей республики Абдильда Тажибаев.
На формирование Макатаева - поэта большое влияние оказала устная поэзия казахского народа, любовь к которой у него проявилась еще в детстве. Долгими зимними вечерами будущий поэт любил слушать у очага рассказы, легенды, песни.
Мукагали Макатаев переводил на казахский язык произведения Данте, Шекспира и других классиков зарубежной литературы.
10. Лексический уголок: работа с новыми словами – обсуждали, влияние, легенды.
Составить с новыми словами предложения. Просклонять существительные.
11. Работа с текстом: Текст перепечатать ну бумагу мелким шрифтом и повесить на доску.
Класс разделить на две группы и попросить их закрыть учебники. Каждая группа должна
восстановить текст в тетрадях. Для этого два ученика пишут, а остальные уч-ся, прочитав у доски по одному предложению, подходят к ученику, который пишет, и диктуют по памяти прочитанное предложение. Группа, которая первая восстановит текст без ошибок и (подчеркнет в предложениях дополнение) достойна награждения.
(Этот вид работы позволяет ученикам развивать память, а также дает уч-ся возможность подвигаться на уроке)
12. Задача из “Медвежонка”: найти дополнение.
Тореро надел сомбреро.
Сомбреро надел Тореро.
Ответ: Сомбреро (от испанского) – широкополая шляпа с высокой конусообразной тульей и обычно с закруглёнными вверх краями полей.
13. Структурная дискуссия на тему: “Читает ли современная молодежь художественную литературу?” (Слайд №1 3 )
Ученики высказывают своё мнение с точки зрения оптимистов, пессимистов, реалистов. Наблюдатели и аналитик дают оценку высказываниям.
14. Обобщение урока: Дерево с результатами. (Слайд №14)
Ученики на листочках пишут свои отзывы и прикрепляют к дереву. Учитель сравнивает ожидания с полученными результатами.
15. Домашнее задание: написать о любимом поэте, употребляя прямые и косвенные дополнения.
Прямое дополнение обозначает объект, на который направлено действие, выражается формой винительного падежа без предлога, распространяет переходный глагол, а также некоторые слова категории состояния (видно дом, слышно музыку, больно голову): Создает человека природа, но развивает и образует его общество (Белинский). Форма родительного падежа прямого дополнения возможна при переходных глаголах с отрицательной частицей не: Я не
люблю весны (Пушкин); Я представить не могу положения, чтоб когда-нибудь было нечего делать (Достоевский).
Препозиция прямого дополнения нередко позволяет ему сохранять форму винительного падежа при переходных глаголах с отрицанием не. По-видимому, это объясняется ослаблением связи субстантивного слова с глагольным. Ср.: Ночь не принесла прохлады (А. Н. Толстой).- Отцовский дом не мог я распознать (Есенин). Но возможен и родительный падеж: Солнца не видно - небо затянуто Жгучей (Герасимов).
Примечание. Не являются прямыми дополнениями формы родительного падежа в следующих предложениях, так как в них нет переходных глаголов: Мне не хватает нежности твоей, тебе моей заботы не хватает (Щипачев); Сильнее кошки зверя нет (Крылов); Герасима уже не было во дворе (Тургенев).
Косвенное дополнение выражается формами косвенных падежей с предлогами и без предлогов и относится к глаголу,
прилагательному, к словам категории состояния, к существительному: Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне (Есенин); Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей (Тургенев); Лукошко, полное росы, Я из лесу принес (Маршак); Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы (Гончаров).
Значение объекта у второстепенных членов предложения часто осложняется определительным и обстоятельственным значениями.
Определительные дополнения подчиняются членам предложения, выраженным отглагольными существительными, сохраняющими в семантике компонент действия (категориальное значение глагола). Этим объясняется соотносительность ряда глагольных и субстантивных словосочетаний: думать о прошлом - думы о прошлом, мечтать о путешествиях - мечта о путешествиях, требовать качества - требование качества, изучать историю - изучение истории и т. д.
Чем ярче в семантике отглагольных существительных глагольный компонент, тем отчетливее значение объекта у их распространителей. При нейтрализации глагольного компонента в зависимом слове сильнее определительное значение: мысль о тебе, смысл речи и т. д.
Обстоятельственные дополнения подчиняются глагольным формам: Порхают над цветами бабочки... (Соколов-Микитов); Для_
искусства годится только тот материал, который завоевал
место в сердце (Паустовский).
Еще по теме § 45. Прямые и косвенные дополнения:
- ДОПОЛНЕНИЯ К СТАТЬЕ «ВОПРОС О СВОБОДЕ ВОЛИ» Дополнение 1
- Предложения с прямой и косвенной речью, их структурносемантические особенности. Механизм замены прямой речи косвенной.
Признака или служащий его орудием. Различаются прямое и косвенное дополнение. Прямое дополнение обозначает объект, непосредственно охваченный действием. Критерии его выделения в разных языках различны. В выражается винительным без , сочетается только с глаголами. В зависимости от характера действия такой объект может быть внешним (неизменным): «купить дом», «бросить камень», и внутренним (результативным): «строить дом», «раздробить камень». Разновидность внутреннего объекта - объект содержания («родственное дополнение», figura etymologica ), т. е. объект, как бы извлекаемый из самого действия: «думать думу», «кликать клич», «горе горевать». Объект, обозначающий предмет речи, мысли, восприятия («сообщать известие», «замышлять преступление», «видеть корабль»), называется делиберативным.
Косвенное дополнение выражается существительным в косвенных падежах с предлогами и без предлогов. С понятием косвенного дополнения связано представление об объекте, затронутом действием не прямо (ср. «сообщить новости» и «...о новостях») и не полностью, а частично (ср. «выпить воду» и «...воды»). С косвенным дополнением может быть связано также представление о меньшей объекта (ср.: «ждать поезда» в отличие от «ждать поезд») и о его своеобразной активности (ср.: «испугаться собаки», «радоваться за сына», где объект определённым образом стимулирует деятельность субъекта). В классической лингвистике понятием косвенного дополнения охватываются разнообразные виды объектных значений. В частности, различаются объекты, на которые нацелено действие («просить хлеба», «добиваться успеха») и от которых оно отправляется или уклоняется («лишиться наследства», «избежать ссоры»); объекты-адресаты («улыбнуться ребёнку», «помочь соседу»); объекты-орудия («жать серпом», «покорить красотой»). В структуре высказывания все виды объектов в принципе совместимы и иерархически упорядочены: «рассказать друзьям (О - адресат) правду (делиберативный прямой О) о войне (делиберативный косвенный О) словами очевидца (орудийный косвенный О)», причём одни объекты связаны с глаголом как ядром сообщения более обязательной, другие - менее обязательной связью.
Разновидностью дополнения иногда считается член предложения, выраженный и обозначающий зависимый глагольный признак («надеяться отдохнуть», «обещать помочь», «бояться ошибиться», «убедить остаться»). При ещё более широком понимании дополнения под него подводятся также разнообразные виды придаточных предложений, связанных с главными изъяснительными отношениями («Хочу, чтобы мне помогли», «Знаю, что мне помогут», «Боюсь, как бы не ошибиться»). В школьных грамматиках наряду с глагольными дополнениями выделяются приименные дополнения, которые в большинстве случаев являются производными от глагольных, ср.: «читать книгу» и «чтение книги», «любить родину» и «любовь к родине», «жаждать славы» и «жажда славы», «наполнить содержанием» и «наполненный содержанием».
- Шахматов А. А., Синтаксис русского языка, 2 изд., Л., 1941;
- Грамматика русского языка, т. 2, ч. 1, М., 1954; М., 1960;
- Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 7 изд., М., 1956;
- Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958;
- Габучан К. В., Дополнение, в кн.: Русский язык. Энциклопедия, М., 1979.
И. Н. Кручинина.
Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. ред. В. Н. Ярцева . 1990 .
Синонимы :Антонимы :
Смотреть что такое "Дополнение" в других словарях:
ДОПОЛНЕНИЕ - ДОПОЛНЕНИЕ, дополнения, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. дополнять дополнить. Он занимался дополнением и исправлением старых статей для сборника. || Часть, присоединенная для разъяснения или исправления прежде написанного. В новом циркуляре… … Толковый словарь Ушакова
дополнение - См. добавление, прибавление в дополнение... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. дополнение аугментация, пополнение, прибавление, добавление, добавка, надбавка, прирост,… … Словарь синонимов
ДОПОЛНЕНИЕ - второстепенный член предложения, выражающий отношение одного предмета мысли к другому, названному глаголом (приглагольное дополнение) или именем (приименное дополнение). В функции дополнения преимущественно выступает косвенный падеж имени (с… … Большой Энциклопедический словарь
ДОПОЛНЕНИЕ - ДОПОЛНЕНИЕ, я, ср. 1. см. дополнить. 2. То, чем что н. дополнено, прибавление. Д. к резолюции. В д. (сверх, помимо чего н. другого). Дополнения к одежде (галстуки, пояса, шарфы, сумки, украшения). 3. В грамматике: второстепенный член предложения… … Толковый словарь Ожегова
дополнение до 1 - обратный код поразрядное дополнение — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы обратный кодпоразрядное дополнение EN one s complement …
ДОПОЛНЕНИЕ - (поправка к документу) (rider) Американский термин, означающий пункт или условие, внесенные в дополнение к важному законопроекту, но не имеющие прямой связи с его содержанием. В большинстве случаев такие дополнительные пункты не вошли бы в… … Политология. Словарь.
Дополнение - 1. То же, что адденда, добавочный текст с уточнениями, изменениями или новыми соображениями, помещенный автором после произведения или его части (раздела), когда вводить новый материал в ранее написанный текст либо нецелесообразно (потребовалась… … Издательский словарь-справочник
ДОПОЛНЕНИЕ - (Suplement), Польша, 2001, 108 мин. Фильм о выборе жизненного призвания и отношения к вере. Главный герой мечется в поиске своего призвания между монастырем и обыденной жизнью, в которой у него есть девушка и брат. В ролях: Павел Окраска, Моника… … Энциклопедия кино
Дополнение - ДОПОЛНЕНИЕ. Грамматический термин, обозначающий существительное в косвенном падеже, как часть предложения. В некоторых традиционных грамматиках термин Д. употребляется в более узком смысле для обозначения существительного в косвенном падеже,… … Словарь литературных терминов
ДОПОЛНЕНИЕ - (complement) Товар, спрос на который изменяется в том же направлении, что и спрос на некоторые другие товары, цены на которые изменились. Например, рост цены на хлеб может привести к падению спроса на него; если одновременно упадет спрос на… … Словарь бизнес-терминов
дополнение - Структурная часть основного текста, составленная из материалов, выделенных автором для размещения в конце произведения или его раздела. [ГОСТ Р 7.0.3 2006] Тематики издания, основные виды и элементы Обобщающие термины части и элементы текста… … Справочник технического переводчика