Стругацкие биография краткая. Личная жизнь и последние годы Аркадия Стругацкого

Имя братьев Стругацких хорошо известно многомиллионной армии поклонников научной фантастики. Удивительный мир, созданный на страницах их произведений, неизменно привлекает и завораживает читателей. Эти яркие, талантливые произведения стали… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Стругацкие, Аркадий и Борис Натановичи - Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) видные прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, лидеры сов. НФ 1960 1980 х гг.; классики современной фантастической, влияние которых на ее развитие бесспорно; авторы повестей и романов,… …

СТРУГАЦКИЕ - русские писатели братья, соавторы, Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в повестях … Большой Энциклопедический словарь

СТРУГАЦКИЕ - СТРУГАЦКИЕ, Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933) российские писатели. Братья. А.Н. японист, Б.Н. звездный астроном (Пулково). Авторы ряда утопий и антиутопий, написанных в единственно возможном в СССР в 1960 1980 х жанре… … Новейший философский словарь

СТРУГАЦКИЕ - СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925 91) и Борис Натанович (род. 1933). Проза в жанре социально философской научной фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в… … Русская история

Стругацкие - русские писатели, братья, соавторы. Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (р. 1933). Научно фантастические рассказы и повести. Социальная фантастика, с элементами гротеска, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе в… … Энциклопедический словарь

Стругацкие - Аркадий Натанович Стругацкий. СТРУГАЦКИЕ, русские писатели, братья, соавторы: Аркадий Натанович (1925 1991) и Борис Натанович (родился в 1933). Научно–фантастические рассказы и повести. Социально–философская фантастика, с элементами гротеска, о… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Стругацкие, Аркадий Натанович и Борис Натанович - Видные рус. сов. прозаики, кинодраматурги, братья соавторы, бесспорные лидеры сов. НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные сов. писатели фантасты за рубежом (на нач. 1991 х гг. 321 книжное изд. в 27 странах); классики совр.… … Большая биографическая энциклопедия

Стругацкие - Аркадий Натанович (р. 28.8.1925, Батуми) и Борис Натанович (р. 15.4.1933, Ленинград), братья, русские советские писатели, соавторы. Аркадий С. окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949). Борис С. окончил механико… … Большая советская энциклопедия

Стругацкие - СТРУГÁЦКИЕ, рус. писатели, соавторы, братья: Аркадий Натанович (1925–1991) и Борис Натанович (р. 1933). Проза в жанре социально филос. науч. фантастики, с элементами гротеска и юмора, о путях развития цивилизации и роли личности в обществе:… … Биографический словарь

Книги

  • Братья Стругацкие , Володихин Д., Прашкевич Г.. Братья Аркадий Натанович (1925-1991) и Борис Натанович (род. 1933) Стругацкие занимают совершенно особое место в истории отечественной литературы. Признанные классики научной и социальной… Купить за 647 руб
  • Братья Стругацкие. Полдень, XXII век (аудиокнига на 2 CD) , Братья Стругацкие. На дворе XXII век... Люди летают на птерокарах и получают еду через окно Линии Доставки. Выращивают кибердворников и киберсадовников, испытывают механо-зародыш и исследуют "бактерии жизни" .…

Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. - 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации, окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.


Аркадий и Борис Стругацкие на балконе. 1980-е Имя при рождении:

Аркадий Натанович Стругацкий, Борис Натанович Стругацкий

Псевдонимы:

С. Бережков, С. Витин, С. Победин, С. Ярославцев, С. Витицкий

Дата рождения: Гражданство: Род деятельности: Годы творчества: Жанр:

Научная фантастика

Дебют: Премии:

премия «Аэлита»

Произведения на сайте Lib.ru rusf.ru/abs

Аркадий и Борис Стругацкие (братья Стругацкие) - братья Аркадий Натанович (28.08.1925 г., Батуми - 12.10.1991 г., Москва) и Борис Натанович (15.04.1933 г., Санкт-Петербург - 19.11.2012 г., Санкт-Петербург), советские писатели, соавторы, сценаристы, классики современной научной и социальной фантастики.

Аркадий Стругацкий окончил Военный институт иностранных языков в Москве (1949), работал переводчиком с английского и японского языков, редактором.

Борис Стругацкий окончил механико-математический факультет Ленинградского университета (1955) по специальности «звездный астроном», работал в Пулковской обсерватории.

Борис Натанович начал писать с начала 1950-х гг. Первая художественная публикация Аркадия Стругацкого - повесть «Пепел Бикини» (1956), написанная совместно с Львом Петровым ещё во время службы в армии, посвящена трагическим событиям, связанным с испытанием водородной бомбы на атолле Бикини, и осталась, по выражению Войцеха Кайтоха, «типичным для того времени примером „антиимпериалистической прозы“».

В январе 1958 г. в журнале «Техника - молодёжи» была опубликована первая совместная работа братьев - научно-фантастический рассказ «Извне», переработанный позже в одноимённую повесть.

Последним совместным произведением Стругацких стала пьеса - предупреждение «Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (1990).

Аркадий Стругацкий написал несколько произведений в одиночку под псевдонимом С. Ярославцев : бурлескную сказку «Экспедиция в преисподнюю» (1974, части 1-2; 1984, часть 3), рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова» (1984) и повесть «Дьявол среди людей» (1990-1991), опубликованную в 1993 г. .

После смерти Аркадия Стругацкого в 1991 г. Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003).

Стругацкие являются авторами ряда киносценариев. Под псевдонимами С. Бережков, С. Витин, С. Победин братьями были переведены с английского романы Андре Нортон, Хола Клемента, Джона Уиндема. Аркадий Стругацкий перевёл с японского рассказы Акутагавы Рюноскэ, романы Кобо Абэ, Нацумэ Сосэки, Нома Хироси, Санъютэя Энтё, средневековый роман «Сказание о Ёсицунэ».

Произведения Стругацких издавались в переводах на 42 языках в 33 странах мира (более 500 изданий).

Именем Стругацких названа малая планета [[(3054) Стругацкия|№ 3054, открытая 11.09.1977 г. в Крымской астрофизической обсерватории.

Братья Стругацкие - лауреаты медали «Символ Науки».

Очерк творчества

Первое заметное произведение братьев Стругацких - научно-фантастическая повесть «Страна багровых туч» (1959). По воспоминаниям, повесть «Страна багровых туч» была начата на спор с женой Аркадия Натановича - Еленой Ильиничной. Связанные общими героями с этой повестью продолжения - «Путь на Амальтею» (1960), «Стажёры» (1962), а также рассказы первого сборника Стругацких «Шесть спичек» (1960) положили начало многотомному циклу произведений о будущем Мире Полудня, в котором авторам хотелось бы жить. Стругацкие расцвечивают традиционные фантастические схемы остросюжетными ходами и коллизиями, живостью образов, юмором.

Каждая новая книга Стругацких становилась событием, вызывала яркие и противоречивые дискуссии. Неизбежно и неоднократно многие критики сравнивали созданный Стругацкими мир с миром, описанным в утопии Ивана Ефремова «Туманность Андромеды». Первые книги Стругацких соответствовали требованиям социалистического реализма. Отличительной особенностью этих книг по сравнению с образцами тогдашней советской фантастики были «несхематичные» герои (интеллигенты, гуманисты, преданные научному поиску и нравственной ответственности перед человечеством), оригинальные и смелые фантастические идеи о развитии науки и техники. Они органично совпали с периодом «оттепели» в стране. Их книги в этот период пронизаны духом оптимизма, веры в прогресс, в способность человеческой природы и общества меняться к лучшему. Программной книгой этого периода стала повесть «Полдень, XXII век» (1962).

Начиная с повестей «Трудно быть богом» (1964) и «Понедельник начинается в субботу» (1965), в творчестве Стругацких появляются элементы социальной критики, а также моделирования вариантов исторического развития. Повесть «Хищные вещи века» (1965) написана в традициях популярного на Западе «романа-предупреждения».

В середине 1960-х гг. Стругацкие становятся не только популярнейшими авторами в жанре научной фантастики, но и выразителями настроений молодой, оппозиционно настроенной советской интеллигенции. Их сатира направлена против всевластия бюрократии, догматизма, конформизма. В повестях «Улитка на склоне» (1966–1968), «Второе нашествие марсиан» (1967), «Сказка о Тройке» (1968) Стругацкие, мастерски используя язык иносказаний, приемы аллегории и гиперболы, создают яркие, гротескно заостренные картины социальной патологии, порождаемой советским вариантом тоталитаризма. Все это навлекло на Стругацких резкую критику со стороны советского идеологического аппарата. Некоторые из уже опубликованных ими произведений были фактически изъяты из обращения. Роман «Гадкие лебеди» (закончен в 1967, опубликован в 1972 г., Франкфурт-на-Майне) был запрещен и распространялся в самиздате . Их произведения с огромным трудом выходили в малотиражных изданиях.

В конце 1960-х и в 1970-х гг. Стругацкие создают ряд произведений с преобладанием экзистенциально-философской проблематики. В повестях «Малыш» (1970), «Пикник на обочине» (1972), «За миллиард лет до конца света» (1976) на первый план выдвигаются вопросы конкуренции ценностей, выбора линии поведения в критических, «пограничных» ситуациях и ответственности за этот выбор. Тема Зоны - территории, на которой после Посещения инопланетян происходят странные явления, и сталкеров - смельчаков, которые тайком проникают в эту Зону, получила развитие в фильме Андрея Тарковского «Сталкер», снятого в 1979 г. по сценарию Стругацких.

В романе «Град обреченный» (написан в 1975, опубликован в 1987) авторы строят динамическую модель советского идеологизированного сознания, исследуют различные фазы его «жизненного цикла». Эволюция главного героя романа, Андрея Воронина, символически отображает духовный опыт поколений советских людей сталинской и постсталинской эпох.

Последние романы Стругацких - «Жук в муравейнике» (1979), «Волны гасят ветер» (1984), «Отягощенные Злом» (1988) - свидетельствуют о кризисе рационалистической и гуманистическо-просветительской основ мировоззрения авторов. Стругацкие ставят теперь под сомнение как концепцию общественного прогресса, так и могущество разума, его способность находить ответ на трагические коллизии бытия.

В ряде произведений Стругацких, отец которых был евреем, заметны следы национальной рефлексии. Многие критики видят в романах «Обитаемый остров» (1969) и «Жук в муравейнике» аллегорическое изображение положения евреев в Советском Союзе. Один из главных персонажей романа «Град обреченный» - Изя Кацман, в жизни которого сконцентрировались многие характерные черты судьбы галутного (см. Галут) еврея. Публицистически откровенная критика антисемитизма содержится в романе «Отягощенные Злом» и в пьесе «Жиды города Питера» (1990).

Стругацкие всегда считали себя русскими писателями, однако к аллюзиям на еврейские темы, размышлениям о сущности еврейства и его роли в мировой истории они обращались на протяжении всего творческого пути (особенно с конца 1960-х гг.), это обогащало их произведения нетривиальными ситуациями и метафорами, сообщало дополнительный драматизм их универсалистским поискам и прозрениям.

Борис Стругацкий для полного собрания сочинений Стругацких подготовил «Комментарии к пройденному» (2000-2001; вышли отдельным изданием в 2003), в которых подробно описал историю создания произведений Стругацких. На официальном интернет-сайте Стругацких с июня 1998 г. продолжалось интервью, в котором Борис Стругацкий ответил уже на несколько тысяч вопросов.

Собрания сочинений Стругацких

До сих пор на русском языке опубликованы четыре полных собрания сочинений А. и Б. Стругацких (не считая различных книжных серий и сборников). Первые попытки издать собрание сочинений авторов предпринимались в СССР с 1988 г., в результате чего в 1989 г. издательством «Московский рабочий» было издано двухтомное собрание «Избранных сочинений» тиражом 100 тыс. экз. Его особенностью был текст повести «Сказка о Тройке», специально подготовленный авторами для данного собрания, представляющий собой промежуточный между «ангарским» и «сменовским» вариант.

Полные собрания сочинений Стругацких на сегодняшний день составляют:

  • Собрание сочинений издательства «Текст», основной корпус которого вышел в 1991-1994 гг. под редакцией А. Мирера (под псевдонимом А. Зеркалов ) и М. Гуревича. Собрание сочинений было выстроено в хронологически-тематическом порядке (например, в одном томе публиковались «Полдень, XXII век» и «Далёкая Радуга», а также «Понедельник начинается в субботу» и «Сказка о Тройке»). По требованию авторов в собрание не была включена их дебютная повесть «Страна багровых туч» (вышла только в составе второго дополнительного тома). Первые тома печатались тиражом 225 тыс. экз., последующие - 100 тыс. экз. Первоначально предполагалось издание 10 томов, к каждому из которых А. Мирер написал краткое предисловие, ему же принадлежала биография А. и Б. Стругацких в первом томе - первая из опубликованных. Большинство текстов издавалось в «канонических» вариантах, известных поклонникам, однако пострадавшие от цензуры «Пикник на обочине» и «Обитаемый остров» впервые были опубликованы в авторской редакции, а «Сказка о Тройке» - в версии 1989 г. В 1992-1994 гг. увидели свет четыре дополнительных тома, включающие некоторые ранние вещи (в том числе «Страна багровых туч», включённая по требованию читателей), драматургические произведения и киносценарии, литературная запись фильма А. Тарковского «Сталкер» и вещи, опубликованные А. Н. и Б. Н. Стругацкими самостоятельно. Они печатались тиражами от 100 тыс. до 10 тыс. экз.
  • Книжная серия «Миры братьев Стругацких» , издававшаяся по инициативе Николая Ютанова издательскими фирмами Terra Fantastica и АСТ начиная с 1996 г. В настоящее время издание перешло к издательству «Сталкер» (Донецк) в рамках проекта «Неизвестные Стругацкие». По состоянию на сентябрь 2009 г. в рамках серии увидело свет 28 книг, печатающихся тиражом 3000-5000 экз. (допечатки следуют ежегодно). Тексты скомпонованы тематически. Данная книжная серия по сей день остаётся самым представительным собранием текстов, связанных с жизнью и творчеством А. и Б. Стругацких (например, переводы западной фантастики, выполненные Стругацкими, не публиковались в прочих собраниях сочинений, как и ряд драматургических произведений). В рамках серии опубликованы 6 книг проекта «Неизвестные Стругацкие», содержащие материалы архива Стругацких - черновики и нереализованные рукописи, рабочий дневник и личная переписка авторов. «Хромая судьба» публиковалась отдельно, без вставной повести «Гадкие лебеди». «Сказка о Тройке» впервые опубликована в обеих редакциях - «ангарской» и «сменовской», и с тех пор переиздаётся только таким образом.
  • Собрание сочинений издательства «Сталкер» (Донецк , Украина), реализованное в 2000-2003 гг. в 12 томах (первоначально предполагалось издание 11 томов, вышедших в 2000-2001 гг.). Иногда его называют «чёрным» - по цвету обложки. Главным редактором выступила С. Бондаренко (при участии Л. Филиппова), тома выходили тиражом 10 тыс. экз. Главной особенностью этого издания стала его приближенность к формату академического собрания сочинений: все тексты были тщательно сверены с первоначальными рукописями (когда это было возможно), все тома снабжены подробными комментариями Б. Н. Стругацкого, избранными фрагментами из критики своего времени и т. п. сопутствующими материалами. 11-й том был посвящён публикации ряда законченных, но не опубликованных в своё время сочинений (например, дебютный рассказ А. Н. Стругацкого «Как погиб Канг» 1946 г.), в его составе также вышла значительная часть публицистических произведений Стругацких. Все тексты собрания сочинений были сгруппированы в хронологическом порядке. В состав 12-го (дополнительного) тома включена монография польского литературоведа В. Кайтоха «Братья Стругацкие», а также переписка Б. Н. Стругацкого с Б. Г. Штерном. В электронном виде данное собрание сочинений доступно на официальном сайте А. и Б. Стругацких. В 2004 г. вышел дополнительный тираж (с теми же ISBN), а в 2007 г. - это собрание сочинений перепечатано в Москве издательством «АСТ» (также в обложках чёрного цвета) как «второе, исправленное издание». В 2009 г. оно же вышло в ином оформлении, хотя также указывалось, что его оригинал-макет изготовлен издательством «Сталкер». Тома в издании «АСТ» 2009 г. не нумерованы, а обозначены годами написания включённых в них текстов (например, «1955 - 1959 »).
  • Собрание сочинений издательства «Эксмо» в 10 томах, реализованное в 2007-2008 гг. Тома издавались как в рамках серии «Отцы-основатели», так и в разноцветных обложках. Содержание его не следовало хронологическому порядку, тексты издавались по собранию сочинений «Сталкера» с приложением «Комментариев к пройденному» Б. Н. Стругацкого.

Библиография

Указан год первой публикации

Романы и повести

  • 1959 - Страна багровых туч
  • 1960 - Извне (на основе одноименного рассказа, опубликованного в 1958 г.)
  • 1960 - Путь на Амальтею
  • 1962 - Полдень, XXII век
  • 1962 - Стажёры
  • 1962 - Попытка к бегству
  • 1963 - Далёкая Радуга
  • 1964 - Трудно быть богом
  • 1965 - Понедельник начинается в субботу
  • 1965 - Хищные вещи века
  • 1990 - Беспокойство (первый вариант Улитки на склоне, написан в 1965 г.)
  • 1968 - Улитка на склоне (написана в 1965 г.)
  • 1987 - Гадкие лебеди (написаны в 1967 г.)
  • 1968 - Второе нашествие марсиан
  • 1968 - Сказка о Тройке
  • 1969 - Обитаемый остров
  • 1970 - Отель «У Погибшего Альпиниста»
  • 1971 - Малыш
  • 1972 - Пикник на обочине
  • 1988-1989 - Град обреченный (написан в 1972 г.)
  • 1974 - Парень из преисподней
  • 1976-1977 - За миллиард лет до конца света
  • 1980 - Повесть о дружбе и недружбе
  • 1979-1980 - Жук в муравейнике
  • 1986 - Хромая судьба (написана в 1982 г.)
  • 1985-1986 - Волны гасят ветер
  • 1988 - Отягощённые злом, или Сорок лет спустя
  • 1990 - Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах (пьеса)

Сборники рассказов

  • 1960 - Шесть спичек
    • «Извне» (1960)
    • «Глубокий поиск» (1960)
    • «Забытый эксперимент» (1959)
    • «Шесть спичек» (1958)
    • «Испытание СКИБР» (1959)
    • «Частные предположения» (1959)
    • «Поражение» (1959)
  • 1960 - «Путь на Амальтею»
    • «Путь на Амальтею» (1960)
    • «Почти такие же» (1960)
    • «Ночь в пустыне» (1960, другое название рассказа «Ночь на Марсе»)
    • «Чрезвычайное происшествие» (1960)

Другие рассказы

Указан год написания

  • 1955 - «Песчаная горячка» (впервые опубликован в 1990 г.)
  • 1957 - «Извне»
  • 1958 - «Спонтанный рефлекс»
  • 1958 - «Человек из Пасифиды»
  • 1959 - «Моби Дик» (рассказ, исключенный из переизданий книги «Полдень, XXII век»)
  • 1960 - «В наше интересное время» (впервые опубликован в 1993 г.)
  • 1963 - «К вопросу о циклотации» (впервые опубликован в 2008 г.)
  • 1963 - «Первые люди на первом плоту» («Летающие кочевники», «Викинги»)
  • 1963 - «Бедные злые люди» (впервые опубликован в 1990 г.)

Экранизации

Переводы братьев Стругацких

  • Абэ Кобо. Совсем как человек: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Тоталоскоп: Рассказ / Пер. с япон. С. Бережкова
  • Абэ Кобо. Четвёртый ледниковый период: Повесть / Пер. с япон. С. Бережкова

Несколько лет назад книги братьев Стругацких уже были опубликованы в электронном виде и свободно распространялись в Рунете. Потом наследники писателей закрыли библиотеку в качестве протеста против пиратства. А теперь они передумали и вернули тексты в свободный доступ на официальном сайте.

Аркадий и Борис Стругацкие, или АБС, писали отличную социальную фантастику - честную, прямолинейную. Их произведения давно разобрали на цитаты. Начитавшись АБС, вы можете театрально падать на диван, вскрикивая: «Благородный дон поражён в пятку!»

Аббревиатура АБС положила начало традиции присваивать сокращения каждой книге фантастов. Так что ПНС - «Понедельник начинается в субботу», ТББ - «Трудно быть богом».

Многие литературоведы и просто увлечённые люди советуют читать Стругацких в хронологическом порядке. Лайфхакер рекомендует начать с любой книги из этого списка.

1 и 2. Цикл НИИЧАВО

  • Фантастика, сатира.
  • Год издания: 1965–1967.
  • Место и время действия: Россия, 20 век.
  • Возраст читателя: любой.

У цикла о буднях сотрудников Научно-исследовательского института Чародейства и Волшебства всего один недостаток: он состоит только из двух книг. Зато именно с них многие и открывают для себя Стругацких.

Мы тоже рекомендуем вам начать с лёгкого - с повести «Понедельник начинается в субботу» и «Сказке о тройке». Научная может быть сатиричной. А будни научных работников - увлекательными (пусть в итоге им и приходится сражаться не с наукой, а бюрократией).

3. Трудно быть богом

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: вне Земли, далёкое будущее.
  • Год издания: 1964.
  • Возраст читателя: любой.

Тут уже не до смеха. Повесть «Трудно быть богом» считается одним из знаковых произведений Стругацких - само воплощение социальной фантастики. Представьте себе отдалённую планету, которая застряла в Средневековье. Теперь отправьте на эту планету историков из нашего времени и задумайтесь, как они будут помогать этому обществу достичь светлого будущего.

А теперь представьте, что вы - самый могущественный на планете и выживете, когда мир вокруг рухнет. Но несмотря на всю свою силу, власть и знания, опережающие время, спасти всех вам не дано. Даже самых любимых. Что бы в вас победило - человеческое или социальное?

…мы знаем и понимаем мужчин (…), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети - это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле.

Борис Стругацкий

Кстати, это одна из немногих книг Стругацких, в которой есть лидирующий женский персонаж - редкость для книг АБС.

4. Пикник на обочине

  • Приключенческая фантастика.
  • Год издания: 1972.
  • Место и время действия: Земля, 21 век.
  • Возраст читателя: любой.

Тяжёлая, мрачная, пессимистичная книга. Место действия - Земля после . Люди живут жизнью, в которой каждый день над ними нависает смертельная опасность, но все уже так привыкли, что принимают её за рутину.

Что, если пришельцы - это не дружелюбные гуманоиды и не гигантские тараканы, желающие уничтожить пояс Ориона? Что, если на твоей планете возникнут аномальные Зоны, в которые рванут все? Опасно. Страшно. Смертельно. Но почувствовать себя живым можно, только избежав смерти.

Всё правильно: деньги нужны человеку для того, чтобы никогда о них не думать.

По этой повести Андрей Тарковский снял фильм «Сталкер». Разработчики на основе него позднее выпустили серию видеоигр S.T.A.L.K.E.R. А теперь и американские представители киноиндустрии делают сериал по мотивам повести.

В книге не больше 180 страниц. Прочтите её перед выходом сериала, чтобы понять, какая пропасть разделяет современные коммерческие проекты от совершенно некоммерческих Стругацких.

5. Град обреченный

  • Социальная фантастика.
  • Место и время действия: другой мир, неопределённое время.
  • Год издания: 1989.
  • Возраст читателя: для взрослых.

Именно обрече́нный, а не обречённый. АБС назвали свой роман в честь картины Николая Рериха, поразившей их «своей мрачной красотой и ощущением безнадёжности, от неё исходившей».


roerich-museum.org

Вы соглашаетесь на эксперимент и отправляетесь в искусственно созданный мир. В этот раз пришелец - это вы. И вокруг вас Вавилон, переполненный такими же людьми, у которых свои пороки, знания и скрытые мотивы. Мир напоминает муравейник, в который изредка кто-то великий тычет палочкой, чтобы расшевелить движение. Что произойдёт, когда эксперимент выйдет из-под контроля? А если это не первый эксперимент?

У братьев Стругацких отлично получается сочетать в одном произведении сложные социально-психологические мотивы и динамичный экшен. Поэтому их одинаково интересно читать и школьнику, и профессору социальной психологии. Но если вы хотите понять, о чём на самом деле книга, повзрослейте. А потом беритесь за «Град обреченный».

Публикации раздела Литература

Жизнь на грани фантастики

Д ва человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов. Их произведения экранизировали такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.

Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. И какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, в центре внимания всегда оставался человек со своими сильными и слабыми сторонами. Из-за этого выдуманные или предсказанные миры вдруг становились осязаемыми, знакомыми и оттого актуальными.

Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.

Фрагмент статьи Александра Мирера «Непрерывный фонтан идей», журнал «Измерение Ф» (№3, 1990 г.):

«Я познакомился с Аркадием Натановичем Стругацким в 1965 году. Это было время бури и натиска в фантастике, это было сразу после того, как вышла повесть «Трудно быть богом». Сейчас уже трудно представить, что мы жили без Лема, Бредбери, Азимова и без Стругацких. Сегодня нам кажется, что Стругацкие были всегда, и вот уже немолодые люди говорят мне: «А я вырос на Стругацких!» И когда я спрашиваю: «Извини пожалуйста, но тебе за пятьдесят, как ты мог на Стругацких вырасти?», он совершенно спокойно отвечает: «Они меня перевернули!»

«Трудно быть богом» было что-то вроде разорвавшейся бомбы. Хотя мы тогда уже читали «Солярис» и «Непобедимый». Тогда два имени тотчас же встали рядом: Станислав Лем и братья Стругацкие. Я очень хорошо помню, как носился тогда по знакомым и всем кричал: «Говорил я вам, что «Страна Багровых туч» – это заявка на больших писателей? Нате – читайте!» Под этим впечатлением я, наверное, фантастику писать и начал. В некотором роде я «крестный сын» повести «Трудно быть богом».

Начав писать фантастику, я довольно быстро попал на семинар – как это ни смешно звучит – «Молодой гвардии». Тогда там была прекрасная редакция фантастики под руководством Сергея Жемайтиса, который, кстати, первым стал публиковать Стругацких массовыми тиражами, несмотря на топания ногами, партвзыскания и разгромы. На этом-то семинаре я и познакомился с Аркадием Натановичем. <...> Тогда я воспринимал его: «Это же сам Стругацкий!», «Это же братья Стругацкие!» – то есть уже в то время для нас это были классики, для меня-то уж во всяком случае. Спустя годы, <...> мы с Аркадием Натановичем подружились.

Надо сказать, что, очевидно, главная черта Аркадия Натановича – это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики. <...>

Есть такая гнусная вещь, как литературный табель о рангах. По этому табло идет абсолютно другой счет... скажем так: фантомный счет. По счету миллионов людей, братья Стругацкие – это огромное явление в советской и частично в мировой литературе. То есть я лично считаю, что они как минимум в числе пяти лучших прозаиков второй половины XX века. <...>

Аркадий и Борис Стругацкие

Часто спрашивают, как Аркадий Натанович и Борис Натанович работают вместе – они что, съезжаются на станции Бологое? В литремесле, как и в любом другом, имеются свои трудности. Самая главная трудность – то, что это абсолютно индивидуальное производство, в котором нет ОТК (отдел технического контроля. – Прим. «Культура.рф» ). Одна из наиболее важных составляющих любого творческого человека – это способность к самокритике. Смотрите, что получается: Стругацкие – невероятно плодовитые писатели, в 60-е годы они выдавали книги на гора одну за другой, одну лучше другой, потому что внутри этого дуэта совершенно замечательное распределение ролей. Одна из черт характера Аркадия Натановича – это непрерывно работающее воображение. Он непрерывно изобретает. У Козьмы Пруткова было: «Если у тебя есть фонтан – заткни его». Аркадий Натанович как раз и есть фонтан, который никто «заткнуть» не мог никогда. И когда они стали работать вместе, то оказалось, очевидно, что Борис Натанович именно та критическая составляющая, которая фонтан затыкает в ту самую минуту, когда это нужно: «Стоп. Это мы записываем».

Эта черта Аркадия Натановича – непрерывное генерирование идей Аркадием Натановичем – доставляет массу удовольствия окружающим его людям. Он может увлекательнейше сымпровизировать, к примеру, о своем военном прошлом. Я помню эти рассказы – совершенно замечательные, – он в них всегда выступал в каких-то смешных ролях, отнюдь не героических. Например, имелся цикл устных рассказов, как Стругацкого заставили работать адъютантом и поэтому ему пришлось ездить на лошади. Соответственно, его лошадь скидывала с себя, соответственно, она обдирала его о ветви деревьев. Когда он, несчастный, пересел на одноколку, то жеребец, на котором он ехал, бросился через забор, потому что за забором была кобыла... и одноколка повисла на заборе вместе со Стругацким. Когда он дежурил в военной школе – в то время всем офицерам при дежурстве полагалось носить шашки и салютовать ими, – то на утреннем рапорте он едва не зарубил своего начальника школы. А когда Стругацкий удалялся в самоволку, то последствия были совершенно сокрушительные... Какие-то из этих историй, очевидно, были трансформированы из действительных происшествий, а какие-то – блестяще и разветвленно выдумывались на ходу.

Непреоборимое писательское начало Аркадия Натановича как раз и чувствуется в этом фонтане идей, который всегда работает. Может быть, из-за этого Аркадию Натановичу немедленно становилось неинтересным то, что уже написано. Я не знаю как Борис Натанович, а Аркадий Натанович всегда любит свою последнюю вещь. Какое-то время он ее любит – до тех пор пока не появляется новая. Но она ему уже не интересна – потому что впереди новое, надо еще что-то выдумывать, и сейчас вот идет эта выдумка. Между прочим, по-моему, эта черта – обычно гибель для творческого человека. Скажем, из-за этого Лем перешел на рецензии на ненаписанное: абсолютно сжато излагаются сюжет и главная мысль, и все: выдумано и не буду я с этим возиться! А благодаря дуэту Стругацкие смогли все это дело реализовать!»

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Аркадий и Борис Стругацких. «Трудно быть Богом»

Братья Стругацкие. Дети Полудня