Гюго год. Биография гюго виктора

ГЮГО (Hugo) Виктор (полное имя Виктор Мари) (26 февраля 1802, Безансон - 22 мая 1885, Париж), французский писатель.

Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и, в конечном счете, 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого. По окончании лицея Гюго вместе со своими братьями предпринял издание двухнедельного журнала «Консерватер литерер», где опубликовал свои ранние стихи и первую версию мелодраматического романа «Бюг Жаргаль» (1821). Он увлекся подругой детских лет Адель Фуше, но встретился с решительным неодобрением матери, и только после ее смерти отец позволил влюбленным встречаться.

Первый сборник молодого поэта «Оды и разные стихотворения» (1822) снискал одобрение короля Людовика XVIII: Гюго был награжден ежегодной рентой в 1200 франков, что позволило ему жениться на Адель. В 1823 он издал свой второй роман «Ган Исландец», написанный в русле « готической» традиции. Это означало сближение с романтизмом, что отразилось и в литературных связях: друзьями Гюго стали Альфред де Виньи, Шарль Нодье, Эмиль Дешан и Альфонс де Ламартин. Вскоре они образовали группу Сенакль при журнале «Мюз франсез», который обладал ярко выраженной романтической направленностью. Особо теплыми были отношения между Гюго и Шарлем Сент-Бевом, опубликовавшим в еще одном романтическом издании - журнале «Глоб» - хвалебную рецензию на «Оды и баллады» (1826).

В 1827 Гюго выпустил пьесу «Кромвель», которая оказалась слишком длинной для постановки на сцене, однако ее знаменитое «Предисловие» стало кульминацией всех кипевших во Франции споров о принципах драматического искусства. Воздав восторженную хвалу шекспировскому театру, Гюго обрушился на классицистские единства времени, места и действия, выступил в защиту сочетания возвышенного с гротеском и выдвинул требование использовать более гибкую систему стихосложения, отказавшись от александрийского двенадцатисложника. Этот манифест романтической драматургии во Франции, а также проникнутая гуманистическими идеями повесть «Последний день осужденного» (1829) и поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829) принесли Гюго громадную славу. Период с 1829 по 1843 год оказался для него в высшей степени продуктивным. В 1829 появилась пьеса «Марион Делорм», запрещенная цензурой из-за нелестного изображения Людовика XIII. Меньше чем за месяц Гюго написал свою вторую драму - «Эрнани». За скандальной постановкой 25 февраля 1830 последовали другие, столь же шумные. «Битва за Эрнани» завершилась не только триумфом автора пьесы, но и окончательной победой романтизма: «Бастилия классицизма» в сфере драматургии была разрушена. Не меньший резонанс имели и последующие пьесы, в частности, «Король забавляется» (1832) и «Рюи Блаз» (1838).

Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность «старого строя», враждебного человеческой личности. В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) - возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ. В 1841 литературные заслуги Гюго получают, наконец, признание Французской Академии, куда его избирают после нескольких неудачных попыток. В 1842 он выпускает книгу путевых заметок «Рейн» (1842), в которой излагает свою программу интернациональной политики, призывая к сотрудничеству между Францией и Германией. Вскоре после этого поэт пережил страшную трагедию: в 1843 его любимая дочь Леопольдина и ее муж Шарль Вакри утонули во время кораблекрушения на Сене. Удалившись на время от общества, Гюго стал обдумывать план большого социального романа под условным названием «Невзгоды». Работа над книгой была прервана революцией 1848 года: Гюго вступил в сферу активной политики и был избран в Национальную Ассамблею.

После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 - на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения. В 1852 была опубликована публицистическая книга «Наполеон Малый», а в 1853 появились «Возмездия» - вершина политической лирики Гюго, блистательная стихотворная сатира с уничтожающей критикой Наполеона III и всех его приспешников. В 1856 вышел сборник «Созерцания» - шедевр лирической поэзии Гюго, а в 1859 были изданы первые два тома «Легенды веков», которые утвердили его славу великого эпического поэта. В 1860-1861 он вновь обратился к роману «Невзгоды», значительно его, переработав и расширив. Книга была напечатана в 1862 под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах. В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа - «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией. Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.

После крушения режима Наполеона III в 1870 году, в самом начале Франко-прусской войны, Гюго возвращается в Париж в сопровождении верной Жюльетты. В течение многих лет он воплощал оппозицию империи и превратился в живой символ республики. Наградой ему стала оглушительно торжественная встреча. Имея возможность покинуть столицу перед наступлением вражеских войск, он предпочел остаться в осажденном городе. Избранный в Национальную Ассамблею в 1871, он вскоре сложил с себя депутатские полномочия в знак протеста против политики консервативного большинства. В 1872 он издал сборник «Грозный год», свидетельствующий об утрате иллюзий в отношении Германии, к союзу с которой он призывал Францию начиная с 1842. В 1874 Гюго, совершенно равнодушный к новым веяниям в прозе, вновь обратился к историческому роману, написав «Девяносто третий год». Несмотря на множество точных сведений о революционной Франции, в романе вновь торжествует романтическая символизация: один из героев воплощает беспощадность к контрреволюционерам, а второй - милосердие, которое превыше всех гражданских раздоров; революцию же писатель именует «очистительным горнилом», где ростки новой цивилизации пробиваются сквозь хаос и мрак. В возрасте 75-ти лет Гюго издал не только вторую часть «Легенды веков», но и сборник «Искусство быть дедом», на создание которого его вдохновили внуки Жорж и Анна. Заключительная часть «Легенды веков» вышла в 1883. В том же году Жюльетта Друэ умерла от рака, и эта утрата подкосила силы Гюго. После смерти он удостоился государственных похорон, и его останки были помещены в Пантеон - рядом с Вольтером и Руссо.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гюго Виктора

Виктор Мари Гюго − знаменитый литератор XIX столетия, выдающийся теоретик романтизма во Франции.

Детство и юность

Виктор Мари Гюго появился на свет 26.02.1802 г. в городе Безансон, расположенном на юге Франции.

Отцом Виктора был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго, бывший генералом, а родила мальчика Софи Требюше, являвшаяся дочерью судовладельца и придерживавшаяся в отличие от супруга роялистских и вольтерьянских взглядов. Виктор был в этой семье младшим, у него было три старших брата.

В раннем детстве Виктору пришлось пожить в разных местах: в Марселе, на Эльбе, а также на Корсике. Семья бывала подолгу и за границами Франции: в Италии и в Испании, так как этого требовала служба отца семейства, но каждый раз они возвращались в Париж. Эти путешествия и переезды оставили в душе будущего поэта глубокие впечатления и явились основой для его романтического миросозерцания.

В 1813-м мать Виктора, которая была любовницей генерала Виктора Клода Александра Фанно де Лагори, разошлась со своим супругом и обосновалась в Париже, взяв с собой маленького Гюго. Здесь в период 1814-18 годов подросток проходил курс наук в Лицее Людовика Великого.

Начало литературной деятельности

Первой работой, которая продемонстрировала зрелость Виктора Гюго, написанной в жанре беллетристики, стала повесть под названием «Последний день приговорённого к казни». Законченная в 1829-м, но изданная только в 1834-м, эта коротенькая документальная повесть про реально существовавшего убийцу, которого казнили во Франции, отражала остроту социального сознания молодого писателя и заложила прекрасный фундамент для его последующих книг.

Впоследствии сам Гюго расценивал это произведение в качестве предвестника его великолепной и приобрётшей всемирную славу романа-эпопеи о социальной несправедливости современного ему общества, которая называлась «Отверженные» и вышла в печать в 1862-м.

Успех у читающей публики

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Однако первым полноценным романом, написанным Виктором Гюго, стала невероятно успешная книга под названием «Собор Парижской Богоматери». Роман был издан в 1831-м и очень быстро завоевал сердца читателей по всей Европе, будучи переведённым на многие европейские языки. Он имел также хотя и побочный, но очень значимый эффект – его публикация привлекла внимание к этому запустелому парижскому собору, после прочтения популярного романа туда устремились тысячи туристов. Роман содействовал также возрождению уважения общественности и администрации Парижа к старым зданиям, их после этого стали сразу активно оберегать и реконструировать.

Другим известнейшим романом Виктора Гюго стал написанный им в 1866-68 годах в Брюсселе роман, названный писателем «Человек, который смеётся». Он начинался с даты 29.01.1690 г., когда при таинственных обстоятельствах в Портленде оказался брошенным маленький ребёнок. Закончив работу 23.08.1868 г., Гюго передал рукопись в издательство Лакруа, которое произвело публикацию частями в период 19.04-08.05.1869 г. Действие в романе охватывает 1688-1705 годы. Готовясь к написанию этой книги, Виктор Гюго собирал в течение долгих месяцев различные материалы, касающиеся истории Англии и относящееся к концу XVII и самому началу XVIII столетия.

Дань поэтическому творчеству

Рано зародившаяся страстность и красноречие принесли ещё в ранние годы творчества успех и славу молодому поэту. Уже в 1822-м, когда Виктору было всего двадцать, вышел в свет первый сборник его стихотворений под названием «Оды и разные стихи». Король Франции Людовик XVIII пожаловал тогда молодому дарованию ежегодное денежное содержание. Стихами нового поэта восхищались вся Франция, отдавая заслуженную дань их спонтанному, поистине юношескому пылу и беглости. За первым собранием поэтических сочинений вскоре последовало второе. Написанные в 1826-м «Оды и баллады» представили Виктора Гюго читающей публике в качестве великолепного поэта, доказавшего, что он в полной мере является настоящим мастером лирики и песенных стихов.

Уже на склоне своих лет Виктор Гюго отдал много душевных сил поэзии. Сборники его стихотворений выходили в это время один за другим. В 1883-м великий литератор завершил свою работу над поистине грандиозным эпосом, плодом его многолетнего труда под названием «Легенда веков». Однако над сборником, названным Гюго «Все струны лиры», прервала работу смерть. В этом незаконченном произведении должен был по замыслу литератора быть представлен полный его поэтический репертуар.

Драматургия

Отметился Виктор Гюго и как популярный драматург. Он работал в период 1830-34 годов практически только для театра. В 1830-м зрители с восторгом приняли его пьесу «Эрнани», хотя она и вызвала много споров в среде театральных критиков, часть из которых не приняла новаторского подхода, реализованного Гюго в этом произведении. Пьесы Гюго даже запрещались, как, например, знаменитые «Марион Делорм» или «Король забавляется», но позже шли с неизменным успехом в «Комеди Франсэз».

Общественная деятельность

В 1841-м Виктор Гюго стал действительным членом Французской академии, получил звание пэра в 1845-м, в 1848-м литератора избрали в Национальное собрание Франции. Виктор Гюго не принял государственный реставрационный переворот, произошедший 1851-м. Литератор покинул Францию, он долгое время пребывал в изгнании. Вернулся Виктор на родину только в 1870-м, а уже в 1876-м его избрали в сенат.

Личная жизнь

В 1822-м Виктор Гюго взял в жёны Адель Фуше, с которой и прожил в полном согласии и любви до конца своих дней. В семье родились три мальчика и две девочки. Первый сын Леопольд родился в 1823, но умер младенцем. Родившаяся в 1824-м Леопольдина, как и её два брата Шарль и Франсуа-Виктор, которые появились на свет в 1824-м и 1828-м, хотя и прожили довольно долго, но тоже не пережили отца, и только последняя дочь Адель, родившаяся в 1830-м, дожила до 1915-го.

Смерть и память

Весной 1885-го, кода на дворе был цветущий май, Виктор Мари Гюго тяжело заболел и умер в собственном доме 22-го числа. Французское государство устроило пышные похороны этому великому человеку. Они были не только возвышенной данью уважения сограждан, но и явились апофеозом прославления традиций Французской Республики. Прах Гюго был погребён в Пантеоне.

Гюго Виктор Мари - французский писатель, поэт, яркий представитель романтического литературного направления - родился в Безансоне 26 февраля 1802 г. Его отцом был высокопоставленный военнослужащий, поэтому, будучи ребенком, Гюго успел побывать на Корсике, Эльбе, в Марселе, Мадриде, что впоследствии сыграло определенную роль в его формировании как писателя-романтика. Заметный отпечаток на формирование его личности сыграли монархистские и вольтеровские взгляды матери. После развода она забрала Виктора, и в 1813 г. они поселились в Париже. В столице продолжилось его образование: в 1814 г. Гюго стал воспитанником частного пансиона Кордье, с 1814 по 1818 г. являлся учеником лицея Людовика Великого.

Заниматься сочинительством Гюго начал в 14-летнем возрасте. Его первые публикации – дебютные стихи и роман «Бюг Жаргаль» - относятся к 1821 г. Виктору было 19, когда смерть матери заставила его искать источник средств к существованию, и он выбрал ремесло литератора. Стихотворный сборник «Оды и разные стихотворения» (1822) приглянулся Людовику XVIII и принес автору ежегодную ренту. В этом же году состоялась женитьба Гюго на Адели Фуше, в браке с которой он стал отцом пятерых детей.

Предисловие к драме «Кромвель», написанной в 1827 г., привлекло к Гюго всеобщее внимание, поскольку стало настоящим манифестом нового - романтического - направления во французской драматургии. Благодаря ему, а также повести «Последний день осужденного» (1829) и стихотворному сборнику «Восточные мотивы» (1829) автор приобрел огромную известность. 1829 год положил начало крайне плодотворному периоду в его творческой биографии, который длился вплоть до 1843-го.

В 1829 г. Гюго пишет еще одно ставшее резонансным произведение - драму «Эрнани», которое поставило точку в литературных спорах, ознаменовав окончательную победу демократического романтизма. Драматургические опыты сделали Гюго не только прославленным, но и состоятельным автором. Кроме того, активное сотрудничество с театрами подарило еще одно приобретение: в его жизни появилась актриса Жюльетта Друэ, которая являлась его музой и любовницей более трех десятков лет. В 1831 г. был опубликован один из самых популярных романов Гюго - «Собор Парижской Богоматери».

В 1841 г. писатель становится членом Французской Академии, что означало официальное признание его заслуг в области литературы. Трагическая гибель дочери и зятя в 1843 г. заставила отказаться от активной общественной жизни в пользу занятий творчеством: именно в то время возник замысел масштабного социального романа, который Гюго условно назвал «Невзгоды». Однако революция 1848 г. вернула писателя в лоно общественно-политической деятельности; в этом же году его избрали в Национальное собрание.

В декабре 1851 г., после государственного переворота, Виктор Гюго, выступивший против самопровозглашенного императора Луи Наполеона III Бонапарта, вынужден был бежать из страны. Он провел на чужбине почти два десятка лет, живя на британских островах, где им были написаны получившие огромную известность произведения, в частности, лирический сборник «Созерцания» (1856), романы «Отверженные» (1862, переработанные «Невзгоды»), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869).

В 1870 г. после свержения Наполеона III состоялось триумфальное возращение Гюго, в течение долгих лет служившего олицетворением оппозиции, в Париж. В 1871 г. его избрали в Национальную Ассамблею, однако консервативная политика большинства привела писателя к отказу от депутатского поста. В этот период Гюго продолжал литературную деятельность, однако им не было создано ничего, что приумножило бы его славу. Кончину в 1883 г. Жюльетты Друэ он пережил как тяжелейшую потерю, а спустя два года, 22 мая 1885 г. не стало и самого 83-летнего Виктора Гюго. Его похороны стали событием национального масштаба; прах великого писателя покоится в Пантеоне – там же, где упокоены останки

×

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).

Отец писателя, Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (фр.)русск. (1773-1828), стал генералом наполеоновской армии, его мать Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, была роялисткой-вольтерьянкой.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.

Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 учится в лицее «Людовика Великого». В 14 лет начинает творческую деятельность. Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine» и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в 1819 - две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Верденские девы» (Vierges de Verdun) и оду «На восстановление статуи Генриха IV» (Rétablissement de la statue de Henri III), положившие начало его «Легенде веков»; затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819-1821 издаёт Le Conservateur littéraire (франц.), литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу Le Conservateur (франц.). Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше (франц.) (1803 - 1868), в этом браке родилось пятеро детей:

Леопольд (1823-1823)

Леопольдина (франц.), (1824-1843)

Шарль (франц.), (1826-1871)

Франсуа-Виктор (франц.), (1828-1873)

Адель (1830-1915).

В 1823 году был опубликован роман Виктора Гюго «Ган Исландец» (Han d"Islande), получивший сдержанный приём.Хорошо аргументированная критика Шарля Нодье привела к встрече и дальнейшей дружбе между ним и Виктором Гюго. Вскоре после этого прошло собрание в библиотеке Арсенала, - колыбели романтизма, - которое оказало большое влияние на развитие творчества Виктора Гюго. Их дружба продлится до 1827-1830 годов, когда Шарль Нодье станет всё более критично высказываться по поводу произведений Виктора Гюго. Примерно в этот период Гюго возобновляет отношения со своим отцом и пишет поэмы «Ода моему отцу» (Odes à mon père) и «После битвы» (Après la bataille). Его отец скончался в 1828 году.

Семья Гюго часто устраивает в своем доме приёмы и устанавливает дружеские отношения с Сент-Бёвом, Ламартином, Мериме, Мюссе, Делакруа. С 1826 по 1837 год семья часто проживает в Шато де Рош (франц.), в Бьевре (франц.), поместье Бертьена л"Эне (франц.), редактора Joual des débats. Там Гюго встречается с Берлиозом, Листом, Шатобрианом, Джакомо Мейербером; составляет сборники поэм «Восточные мотивы» (Les Orientales, 1829) и «Осенние листья» (Les Feuilles d’automne, 1831). В 1829 году выходит «Последний день приговорённого к смерти» (Deier Jour d"un condamné), в 1834 - «Клод Ге» (Claude Gueux). В этих двух коротких романах Гюго выражает своё отрицательное отношение к смертной казни. Роман «Собор Парижской Богоматери» был опубликован в 1831 году.

Краткая биография Виктора Гюго

Виктор Мари Гюго (/hjuːɡoʊ/; фр.: ; 26 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, прозаик и драматург романтического направления. Он считается одним из самых великих и самых известных французских писателей. Самые известные его произведения за пределами Франции – романы "Отверженные" 1862 г. и "Собор Парижской Богоматери" 1831 г. Во Франции Гюго известен в первую очередь своими поэтическими сборниками, такими как "Les Contemplations" ("Созерцания") и "La Légende des siècles" ("Ле­ген­да ве­ков"). Он создал более 4000 рисунков, а также проводил различные общественные кампании, в том числе за отмену смертной казни.

Несмотря на то, что в молодости Гюго был преданным роялистом, за десятки лет его взгляды изменились, и он стал страстным республиканцем; его творчество затрагивает большинство политических и социальных проблем и художественных тенденций его времени. Он похоронен в Пантеоне в Париже. Почтение к его наследию оказывалось множеством способов, в том числе, тем, что его портрет был размещен на французских купюрах.

Детство Виктора Гюго

Гюго был третьим сыном Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго (1774-1828) и Софи Требюше (1772-1821); его братьями были Абель Жозеф Гюго (1798-1855) и Эжен Гюго (1800-1837). Он родился в 1802 году в Безансоне в регионе Франш-Конте на востоке Франции. Леопольд Гюго был свободомыслящим республиканцем, считавшим Наполеона героем; напротив, Софи Гюго была католичкой и роялисткой, у которой была тесная связь и, возможно, роман с генералом Виктором Лагори, который был казнен в 1812 году за заговор против Наполеона.

Детство Гюго пришлось на период национальной политической нестабильности. Наполеон был провозглашен императором Франции через два года после рождения Гюго, а восстановление власти Бурбонов произошло до его 13-го дня рождения. Противоположные политические и религиозные взгляды родителей Гюго отражали силы, которые боролись за первенство во Франции на протяжении всей его жизни: отец Гюго был высокопоставленным офицером в армии Наполеона, пока не потерпел поражение в Испании (это одна из причин, почему его имени нет на Триумфальной арке).

Так как отец Гюго был офицером, семья часто переезжала и Гюго многому научился в этих путешествиях. В детстве, во время семейной поездки в Неаполь, Гюго увидел обширные альпийские перевалы и снежные вершины, великолепное синее Средиземное море и Рим во время торжеств. Хотя ему было всего пять лет тогда, он прекрасно помнил шестимесячное путешествие. Они остановились в Неаполе на несколько месяцев, а затем отправились обратно в Париж.

В начале семейной жизни, мать Гюго Софи последовала за мужем в Италию, где он получил должность (там Леопольд служил губернатором провинции около Неаполя) и в Испанию (там он возглавил три испанских провинции). Устав от постоянных переездов, требуемых военной жизнью, и вступив в конфликт с мужем из-за того, что он не разделял католических убеждений, Софи временно разлучилась с Леопольдом в 1803 году и поселилась в Париже с детьми. С этого момента она оказывала наибольшее влияние на образование и воспитание Гюго. Как результат, ранние работы Гюго в области поэзии и художественной литературы отражают ее страстную преданность королю и вере. Лишь позже, во время событий, приведших к французской революции 1848 года, он начал бунтовать против собственного католического роялистского образования и поддерживать республиканизм и свободомыслие.

Брак и дети Виктора Гюго

Молодой Виктор влюбился и, вопреки воле своей матери, был тайно помолвлен ​​с подругой детства Адель Фуше (1803-1868). Из-за своих близких взаимоотношений с матерью, Гюго дождался ее смерти (в 1821 году), чтобы вступить в брак с Адель в 1822 году.

У Адель и Виктора Гюго в 1823 году родился первый ребенок, Леопольд, но мальчик умер в младенчестве. В следующем году, 28 августа 1824 года, родился второй ребенок четы, Леопольдина, а затем - Чарльз, 4 ноября 1826 года, Франсуа-Виктор, 28 октября 1828 года, и Адель, 24 августа 1830 года.

Старшая и любимая дочь Гюго, Леопольдина, умерла в возрасте 19 лет в 1843 году, вскоре после заключения брака с Чарльзом Вакри. 4 сентября 1843 года она утонула в Сене в Вилькье, тяжелые юбки увлекли ее на дно, когда лодка перевернулась. Ее молодой муж погиб, пытаясь спасти ее. Эта смерть оставила ее отца опустошенным; Гюго в это время путешествовал со своей любовницей по югу Франции, и узнал о смерти Леопольдины из газеты, которую прочел в кафе.

Он описывает свой шок и горе в знаменитом стихотворении "Вилькье":

После он написал еще множество стихов о жизни и смерти своей дочери, и по крайней мере один биограф утверждает, что он никогда полностью не оправился от ее гибели. В своем, вероятно, самом известном стихотворении "Завтра, на рассвете" он описывает посещение ее могилы.

Гюго решил жить в изгнании после государственного переворота Наполеона III в конце 1851. Покинув Францию, Гюго недолгое время жил в Брюсселе в 1851 году, прежде чем переехать на Нормандские острова, сначала в Джерси (1852-1855), а затем на меньший остров Гернси в 1855 году, где он оставался до того, как в 1870 г. Наполеон III покинул власть. Хотя Наполеон III провозгласил всеобщую амнистию в 1859 году, согласно которой Гюго мог бы благополучно вернуться во Францию, писатель остался в изгнании, вернувшись только когда Наполеон III лишился власти в результате поражения Франции во франко-прусской войне в 1870 году. После осады Парижа с 1870 до 1871 Гюго снова жил в Гернси с 1872 по 1873 г. прежде чем окончательно вернуться во Францию ​​до конца своей жизни.

Лучшие книги Виктора Гюго

Гюго опубликовал свой первый роман на следующий год после вступления в брак (Han d"Islande, 1823), а второй - спустя три года (Bug-Jargal, 1826). С 1829 по 1840 годы он опубликовал еще пять поэтических сборников (Les Orientales, 1829, Les Feuilles d"automne, 1831, Les Chants du crépuscule, 1835 Les Voix intérieures, 1837; и др Les Rayons et les Ombres, 1840 г.), закрепив за собой звание одного из величайших элегических и лирических поэтов своего времени.

Как и многие молодые писатели его поколения, Гюго находился под сильным влиянием Франсуа Рене де Шатобриана - яркой фигуры романтизма и выдающегося французского литературного деятеля начала 19 века. В юности Гюго решил, что он хочет быть "Шатобрианом или никем", и в его жизни прослеживается множество параллелей с путем его предшественника. Как и Шатобриан, Гюго способствовал развитию романтизма, был вовлечен в политику (хотя в основном в качестве защитника республиканизма) и был вынужден покинуть страну из-за своих политических взглядов.

Несвойственные его возрасту страстность и красноречивость первых работ Гюго рано принесли ему успех и известность. Его первый поэтический сборник (Odes et poésies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было всего 20 лет, и принес ему ежегодную пенсию от короля Людовика XVIII. Несмотря на то, что стихотворениями восхищались за их непосредственную пылкость и плавность, только сборник, опубликованный четыре года спустя, в 1826 году, (Odes et Ballades) раскрыл в Гюго великого поэта, настоящего мастера лирического стихотворения.

Первое зрелое художественное произведение Виктора Гюго появилось в 1829 году и отражало острое чувство социальной ответственности, которое проявилось и в поздних его работах. Le Dernier jour d"un condamné ("Последний день при­го­во­рён­но­го к смерти") оказал глубокое влияние на более поздних писателей, таких как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Фёдор Достоевский. Claude Gueux ("Клод Ге"), документальный рассказ о реально существовавшем убийце, казненном во Франции, появился в 1834 году, а позже сам Гюго счел его предшественником своего знаменитого труда о социальной несправедливости - Les Misérables ("Отверженные").

Гюго стал центральной фигурой романтического движения в литературе благодаря своим пьесам "Кромвель" (1827) и "Эрнани" (1830).

Роман Гюго Собор Парижской Богоматери был опубликован в 1831 году и вскоре переведен на другие европейские языки. Одной из целей написания романа было заставить руководство Парижа восстановить запущенный Собор Парижской Богоматери, ведь он привлекал тысячи туристов, прочитавших знаменитый роман. Книга также возродила интерес к зданиям, созданным до эпохи Ренессанса, которые впоследствии стали активно охранять.

Гюго начал планировать крупный роман о нищете и социальной несправедливости в начале 1830-х годов, но для написания и публикации "Отверженных" понадобилось целых 17 лет. Гюго прекрасно осознавал уровень романа и право публикации досталось тому, кто предложил наивысшую цену. Бельгийское издательство Lacroix and Verboeckhoven провело необычную для того времени маркетинговую кампанию, пресс-релизы о романе выпускались за целых шесть месяцев до публикации. К тому же, сначала была опубликована только первая часть романа ("Фантина"), который был пущен в продажу одновременно в нескольких крупных городах. Эта часть книги была распродана в течение нескольких часов и имела огромное влияние на французское общество.

Критики в целом отнеслись к роману враждебно; Тэн нашел его неискренним, Барбе д’Оревильи жаловался на его пошлость, Гюстав Флобер не нашел в нем "ни правды, ни величия", братья Гонкур раскритиковали его за искусственность и Бодлер - несмотря на благоприятные отзывы в газетах - критиковал его в частном порядке как "безвкусный и нелепый". "Отверженные" оказались настолько популярны среди людей, что проблемы, которые он освещает, вскоре были в повестке дня Национального собрания Франции. Сегодня роман сохраняет статус самого популярного произведения Гюго. Он известен во всем мире и был адаптирован для кино, телевидения и сцены.

Существуют слухи о том, что самая короткая переписка в истории состоялась между Гюго и его издателем Hurst and Blackett в 1862. Гюго был в отпуске, когда были опубликованы "Отверженные". Он поинтересовался реакцией на произведение, отправив своему издателю телеграмму из одного символа: ?. Издатель ответил одним-единственным: !, чтобы показать успех романа.

Гюго отошел от социальных и политических вопросов в своем следующем романе, "Труженики моря", опубликованном в 1866 г. Книга была хорошо принята, возможно, из-за успеха "Отверженных". Посвященный канала острове Гернси, где он провел 15 лет ссылки, Hugo рассказывает о человеке, который пытается получить одобрение своего отца возлюбленной, спасая свой корабль, намеренно высадили его капитаном, который надеется сбежать с сокровищами денег она транспортирует через изнурительную битву человеческой инженерии против силы моря и борьбе против почти мифического зверя моря, гигантский кальмар. Поверхностно приключение, один из биографов Гюго называет это "метафора для 19-го века технического прогресса, творческого гения и упорного труда, преодолевая имманентной зло материального мира."

Слово, используемое в Гернси для обозначения кальмара (pieuvre, также иногда применяется к осьминогам) вошло во французский язык из-за того, что использовалось в книге. Гюго вернулся к политическим и социальным вопросам в своем следующем романе, "Человек, который смеется", опубликованном в 1869 году и изображавшем критическую картину аристократии. Роман не был столь успешным, как его предыдущие произведения, и сам Гюго начал отмечать растущую пропасть между собой и литературными современниками, такими как Флобер и Эмиль Золя, реалистические и натуралистические романы которых в то время превосходили его работы по популярности.

Его последний роман, "Девяносто третий год", опубликованный в 1874 году, был посвящен теме, которой Гюго раньше избегал: террор во время Французской революции. Хотя популярность Гюго уже снизилась к моменту его публикации, многие теперь ставят "Девяносто третий год" в один ряд с более известными романами Гюго.

Политическая деятельность Виктора Гюго

После трех неудачных попыток Гюго был наконец избран в Французскую Академию в 1841 году, тем самым он укрепил свою позицию в мире французского искусства и литературы. Группа французских академиков, в том числе Этьен де Жуи, вели борьбу против «романтической эволюции», и им удалось задержать избрание Виктора Гюго. После этого он стал принимать все более активное участие в французской политике.

Он был возведен в звание пэра королем Луи-Филиппом в 1845 году и вошел в Высшую палату как пэр Франции. Там он выступал против смертной казни и социальной несправедливости, а также за свободу прессы и самоуправление для Польши.

В 1848 году Гюго был избран в парламент в качестве консерватора. В 1849 году он порвал с консерваторами, произнеся выдающуюся речь, призывающую к избавлению от страданий и нищеты. В других своих выступлениях он призывал к введению всеобщего избирательного права и бесплатного образования для всех детей. Вклад Гюго в отмену смертной казни признается во всем мире.

Когда Луи Наполеон (Наполеон III) захватил власть в 1851 году и ввел антипарламентскую Конституцию, Гюго открыто объявил его предателем Франции. Он переехал в Брюссель, затем в Джерси, откуда был изгнан за поддержку газеты Джерси, критиковавшей королеву Викторию и, наконец, поселился со своей семьей в Отвиль-Хауз в Сент-Питер-Порт, Гернси, где он прожил в изгнании с октября 1855 года до 1870 года.

Находясь в изгнании, Гюго опубликовал свои знаменитые политические памфлеты против Наполеона III, "Наполеон Малый" и "История одного преступления". Памфлеты были запрещены во Франции, но, тем не менее, были там популярны. Он также писал и публиковал одни из своих лучших работ во время жизни в Гернси, в том числе "Отверженных", а также три широко признанных поэтических сборника ("Возмездие", 1853; "Созерцания", 1856, и "Легенда веков", 1859).

Как и большинство его современников, Виктор Гюго придерживался колониалистского взгляда на африканцев. В речи, произнесенной 18 мая 1879, он заявил, что Средиземное море - естественный разрыв между "конечной цивилизацией и полным варварством", добавив: "Бог предлагает Африку Европе. Возьмите же," чтобы цивилизовать местных жителей. Это может частично объяснить, почему, несмотря на его глубокий интерес и участие в политических делах, он сохранял странное молчание по алжирскому вопросу. Он знал о зверствах французской армии во время завоевания Алжира, о чем свидетельствуют его дневники, но никогда не осуждал армию публично. Современный читатель также может быть, мягко говоря, озадачен значением этих строк из заключения к "Рейн. Письма к другу", глава 17, издание 1842, двенадцать лет спустя высадки французских войск у Алжира.

То, чего не хватает Франции в Алжире, - это немного варварства. Турки знали, как резать головы лучше, чем мы. Первое, что видят дикари - не разум, а силу. У Англии есть то, чего не хватает Франции; у России тоже".

Следует также отметить, что до изгнания он никогда не осуждал рабство и никаких упоминаний об его отмене нет в записи от 27 апреля 1848 в подробных дневниках Гюго.

С другой стороны, Виктор Гюго всю жизнь боролся за отмену смертной казни в качестве романиста, мемуариста и члена Парламента. "Последний день приговоренного к смерти", опубликованный в 1829, анализирует страдания, испытываемые человеком в ожидании казни; несколько записей из "Что я видел", дневника, который он вел между 1830 и 1885 годами, выражают решительное осуждение того, что он считал варварским приговором; на 15 сентября 1848 года, через семь месяцев после революции 1848 года, он выступил с речью перед Ассамблеей и пришел к выводу: «Вы свергли короля. Теперь свергните эшафот». Его влияние заметно в исключении статей о смертной казни из конституций Женевы, Португалии и Колумбии. Он также призвал Бенито Хуареса пощадить недавно захваченного императора Мексики Максимилиана I, но безрезультатно. Его полные архивы (изданные Pauvert) показывают также, что он написал письмо США с просьбой, ради их собственной репутации в будущем, сохранить жизнь Джона Брауна, но письмо пришло после того, как Браун был казнен.

Хотя Наполеон III предоставил амнистию всем политическим ссыльным в 1859 году, Гюго отказался от нее, так как это означало, что он должен будет ограничивать свою критику в адрес правительства. Только после того, как Наполеон III лишился власти и была провозглашена Третья республика, Гюго наконец вернулся на родину (в 1870 году), где он вскоре был избран в Национальное собрание и Сенат.

Он был в Париже во время осады прусской армией в 1870 году, и, как известно, питался животными, подаренными ему зоопарком Парижа. По мере того как осада продолжалась, и пища становилась все более скудной, он написал в своем дневнике, что был вынужден "есть нечто непонятное".

Благодаря своей озабоченности правами художников и авторским правом, он стал одним из основателей Международного сообщества писателей и художников, которое добилось создания Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Тем не менее, в опубликованных архивах Pauvert он решительно заявляет, что «любое произведение искусства имеет двух авторов: людей, которые смутно чувствуют что-то, автора, который придает форму этим чувствам, и снова людей, которые освящают его видение этого чувства. Когда один из авторов умирает, права должны полностью быть предоставлены другому, людям».

Религиозные взгляды Гюго

Религиозные взгляды Гюго резко менялись в течение его жизни. В юности и под влиянием своей матери он считал себя католиком и проповедовал уважение к церковной иерархии и власти. Затем он стал непрактикующим католиком, и все больше выражал антикатолические и антиклерикальные взгляды. Он часто практиковал спиритизм во время своего изгнания (там он участвовал также во многих сеансах, проводимых мадам Дельфиной де Жирарден), а в последующие годы укрепился в рационалистическом деизме, подобным тому, которого придерживался Вольтер. Переписчик спросил Гюго в 1872 году, католик ли он, и тот ответил: "Нет. Вольнодумец".

После 1872 года Гюго никогда не терял антипатии к католической церкви. Он чувствовал, что Церковь была безразлична к бедственному положению рабочего класса под гнетом монархии. Возможно, он также был расстроен частотой, с которой его работы появлялись в списке запрещенных церковью книг. Гюго насчитал 740 нападок на "Отверженных" в католической прессе. Когда сыновья Гюго Чарльз и Франсуа-Виктор умерли, он настаивал на том, чтобы они были похоронены без креста или священника. В своем завещании он выразил те же пожелания касательно собственных смерти и похорон.

Рационализм Гюго отражается в его стихотворениях, таких как "Торквемада" (1869, о религиозном фанатизме), "Папа" (1878, антиклерикальное), "Фанатики и религия" (1880, отрицается полезность церквей, опубликованных посмертно, "Конец Сатаны" и "Бог" (1886 и 1891 соответственно, где он изображает христианство в виде грифона и рационализм в виде ангела). Винсент Ван Гог приписывал выражение "Религии проходят, но Бог остается", на самом деле произнесенное Жюлем Мишле, Гюго.

Виктор Гюго и музыка

Хотя в число многих талантов Гюго не входят исключительные музыкальные способности, он все же оказал большое влияние на мир музыки благодаря тому, что его работы вдохновляли композиторов 19 и 20 веков. Гюго очень любил музыку Глюка и Вебера. В "Отверженных" он говорит, что хор егерей в "Эврианте" Вебера - "пожалуй, самая красивая музыка из всего, когда-либо написанного". Кроме того, он восхищался Бетховеном, и, что было довольно необычно для его времени, также высоко оценивал произведения композиторов прошлых веков, таких как Палестрина и Монтеверди.

Двое известных музыкантов 19 века были друзьями Гюго: Гектор Берлиоз и Ференц Лист. Последний играл Бетховена в доме Гюго, и в одном из писем к друзьям Гюго шутил, что благодаря урокам фортепиано Листа он научился играть свою любимую песню на пианино одним пальцем. Гюго также работал с композитором Луизой Бертен, он написал либретто для ее оперы 1836 года La Esmeralda, основанной на персонаже из "Собора Парижской Богоматери". Несмотря на то, что по различным причинам опера была исключена из репертуара вскоре после пятого представления и мало известна сегодня, она пережила возрождение в наше время в виде как концертной версии для голоса и фортепиано от Листа на Festival international Victor Hugo et Égaux 2007, так и в полной оркестровой версии, представленной в июле 2008 на Le Festival de Radio France et Montpellier Languedoc-Roussillon.

Более тысячи музыкальных произведений с 19 века и до сегодняшнего дня было вдохновлено работами Гюго. В частности, пьесы Гюго, где он отвергал правила классического театра в пользу романтической драмы, привлекли интерес многих композиторов, которые превратили их в оперы. Более сотни опер основано на работах Гюго, в их числе "Лукреция Борджиа" Доницетти (1833), "Риголетто" и "Эрнани" Верди (1851), "Ла Джоконда" Понкьелли (1876).

И романы, и пьесы Гюго были огромным источником вдохновения для музыкантов, побуждая их создавать не только оперы и балеты, но и представления для музыкального театра, такие как "Собор Парижской Богоматери" и вечно популярные "Отверженные", самый долгоиграющий мюзикл Лондонского Вест-Энда. К тому же, красивые стихотворения Гюго создавали дополнительный интерес со стороны музыкантов, создавались многочисленные мелодии на основе его стихотворений, такими композиторами как Берлиоз, Бизе, Форе, Франк, Лало, Лист, Масне, Сен-Санс, Рахманинов и Вагнер.

Сегодня наследие Гюго продолжает вдохновлять музыкантов на создание новых композиций. Например, роман Гюго, направленный против смертной казни, "Последний день приговоренного к смерти", стал основой для оперы Дэвида Алагна, с либретто Фредерико Алагна и участием их брата, тенора Роберто Алагна в 2007 году. В гернси каждые два года проводится Victor Hugo International Music Festival, привлекающий большое количество музыкантов, где впервые исполняются вдохновленные стихотворениями Гюго песни таких композиторов, как Гийом Коннессон, Ричард Дубугнон, Оливер Каспар и Тьерри Эскеш.

Примечательно, что не только литературные произведения Гюго были источником вдохновения для музыкальных произведений. Его политические труды также удостоились внимания от музыкантов и были переведены на язык музыки. К примеру, в 2009 году итальянский композитор Маттео Соммакал получил заказ от фестиваля "Bagliori d"autore" и написал произведение для чтеца и камерного ансамбля под названием "Дела и речи", текст которого был разработан Чиарой Пиолой Каселли на основе последней политической речи Гюго, обращенной к Законодательному собранию, "Sur la Revision de la Constitution" (18 июля 1851). Премьера состоялась в Риме 19 ноября 2009 в аудитории Французского института центра Сент-Луис французского посольства для Святейшего престола. Произведение было исполнено музыкальным коллективом Piccola Accademia degli Specchi при участии композитора Маттиаса Кадара.

Преклонные годы и смерть Виктора Гюго

Когда Гюго вернулся в Париж в 1870, страна приветствовала его как национального героя. Несмотря на свою популярность, Гюго не был переизбран в Национальное Собрание в 1872. В течение короткого промежутка времени он перенес легкий инсульт, его дочь Адель была помещена в сумасшедший дом, и двое его сыновей умерли. (Биография Адель послужила вдохновением для фильма "История Адели Г.") Его жена Адель умерла в 1868 году.

Его верная спутница, Жюльетта Друэ, умерла в 1883 году, всего за два года до его смерти. Несмотря на личную потерю, Гюго сохраняет приверженность делу политических реформ. 30 января 1876 Гюго был избран в состав вновь созданного Сената. Эта последняя фаза его политической карьеры считался провалом. Гюго был индивидуалистом и мало смог сделать в Сенате.

Он перенес легкий инсульт 27 июня 1878. В честь того, что ему исполнялось 80 лет, было проведено одно из величайших чествований живых писателей. Торжества начались 25 июня 1881, когда Гюго вручили севрскую вазу, традиционный подарок для монархов. 27 июня был проведен один из крупнейших фестивалей в истории Франции.

Демонстрация растянулась от авеню Эйлау, где писатель жил, до Елисейских полей, и до центра Парижа. Люди шли в течение шести часов мимо Гюго, пока он сидел у окна в своем доме. Каждая деталь мероприятия была в честь Гюго; официальные гиды даже носили васильки – намек на песню Фантины в "Отверженных". 28 июня руководство Парижа поменяло название авеню Эйлау на авеню Виктора Гюго. На письмах, адресованные писателю, с тех пор писали: "Господину Виктору Гюго, на его авеню, Париж".

За два дня до смерти он оставил записку с последними словами: "Любить означает действовать". Смерть Виктора Гюго от пневмонии 22 мая 1885, в возрасте 83 лет, оплакивалась всей страной. Он почитался не только как значимая фигура в литературе, он был государственным деятелем, формировавшим Третью республики и демократию во Франции. Более двух миллионов человек присоединились к похоронной процессии в Париже от Триумфальной арки до Пантеона, где он был похоронен. В Пантеоне он похоронен в одном склепе с Александром Дюма и Эмилем Золя. В большинство крупных французских городов есть улица, названная в его честь.

Гюго оставил пять предложений для официальной публикации как свою последнюю волю:

Картины Виктора Гюго

Гюго создал более 4000 рисунков. Будучи в начале лишь случайным увлечением, рисование стало важнее для Гюго незадолго до его изгнания, когда он принял решение прекратить писать, чтобы посвятить себя политике. Графика стала его единственной творческой отдушиной в период 1848-1851.

Гюго работал только на бумаге, и в малом масштабе; как правило, пером и темно-коричневыми или черными чернилами, иногда с вкраплениями белого, и редко в цвете. Сохранившиеся рисунки удивительно совершенны и "современны" по стилю и исполнению, они предугадывают экспериментальные приемы сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.

Он не колеблясь использовал свои детские трафареты, чернильные кляксы, лужи и пятна, отпечатки кружева, "pliage" или складывание (т.е. пятна Роршаха), выскабливание или отпечатки, часто используя древесный уголь из спичек или даже пальцы вместо пера или кисти. Иногда он даже плескал кофе или сажей, чтобы получить эффект, которого он хотел. Известно, что Гюго часто рисовал левой рукой или не глядя на страницы, или во время спиритических сеансов, чтобы получить доступ к своему подсознанию. Эту концепцию позже популяризировал Зигмунд Фрейд.

Гюго не представлял свои художественные работы общественности, опасаясь, что из-за этого останутся в тени его литературные произведения. Тем не менее, он любил делиться своими рисунками с семьей и друзьями, часто в виде витиеватых визитных карт ручной работы, многие из которых были подарены его посетителям, когда он находился в политической ссылке. Некоторые из его работ были показаны, и одобрены современными художниками, такими как Ван Гога и Делакруа; последний высказал мнение, что если бы Гюго решил стать художником, а не писателем, то он затмил бы художников своего века.

Память о Викторе Гюго

Народ Гернси воздвигнул статую, созданную скульптором Жаном Буше в Candie Gardens (Сент-Питер-Порт), чтобы почтить память о пребывании Гюго на островах. Руководство Парижа сохранило его резиденции в Отвиль-Хауз (Гернси) и в доме номер 6 по площади Вогезов (Париж) в качестве музеев. Дом, где он останавливался в Виандене (Люксембург) в 1871 году, также стал музеем.

Гюго почитается как святой во вьетнамской религии Каодай, в парадном зале Святого Престола в Тэйнинь.

Авеню Виктора Гюго в 16 округе Парижа носит имя Гюго и тянется от дворца Этуаль до окрестностей Болонского леса, пересекая площадь Виктора Гюго. На этой площади находится станция Парижского метро, также названная в его честь. В городе Безье именем Гюго названы главная улица, школа, больница и несколько кафе. Множество улиц и проспектов по всей стране названы в его честь. Школа Lycée Victor Hugo была основана в городе, где он родился, Безансоне (Франция). Авеню Витора Гюго, находящееся в Шавинигане, провинция Квебек, было названо так, чтобы почтить его память.

В городе Авеллино (Италия), Виктор Гюго ненадолго останавливался во время встречи со своим отцом, Леопольдом Сигизбером Гюго, в 1808 в месте, известном сегодня как Il Palazzo Culturale. Позже он вспоминал об этом месте, цитируя: "C"était un palais de marbre..." ("Это был замок из мрамора...").

Существует статуя Виктора Гюго напротив Museo Carlo Bilotti в Риме, в Италии.

Виктор Гюго является тезкой города Hugoton, штат Канзас.

В Гаване, на Кубе есть парк, назван в его честь. У входа в Старый летний дворец в Пекине стоит бюст Гюго.

Мозаика в честь Виктора Гюго находится на потолке в здании Библиотеки Конгресса имени Томаса Джефферсона.

Лондонские и Северо-Западные железные дороги переименовали "Принца Уэльского" (класс 4-6-0, № 1134) в честь Виктора Гюго. Британские железные дороги увековечили память Гюго, назвав электрическую единицу 92001 92 класса в его честь.

Религиозное почитание

Благодаря вкладу в развитие человечества, добродетель и веру в Бога он почитается как святой в Каодай, новой религии, созданной во Вьетнаме в 1926 году. Согласно религиозным записям, ему было предназначено Богом исполнять внешнюю миссию как часть Божественной иерархии. Он представлял человечество, наряду с основными святыми Сунь Ятсеном и Нгуен Бинь Кхьемом, для подписания религиозного договора с Богом, обещавшего привести человечество к "любви и справедливости".

Произведения Виктора Гюго

Опубликованные при жизни

  • Кромвель (только предисловие) (1819)
  • Оды (1823)
  • "Ган Исландец" (1823)
  • "Новые оды" (1824)
  • "Бюг-Жаргаль" (1826)
  • "Оды и баллады" (1826)
  • "Кромвель" (1827)
  • Восточные мотивы (1829)
  • Последний день приговорённого к смерти (1829)
  • "Эрнани" (1830)
  • "Собор парижской богоматери" (1831)
  • "Марион Делорм" (1831)
  • "Осенние листья" (1831)
  • "Король забавляется" (1832)
  • "Лукреция Борджиа" (1833)
  • "Мария Тюдор" (1833)
  • Литературные и философские опыты (1834)
  • Клод Ге (1834)
  • Анджело, тиран Падуанский (1835)
  • Песни сумерек (1835)
  • Эсмеральда (только либретто оперы, написанной самим Виктором Гюго) (1836)
  • Внутренние голоса (1837)
  • Рюи Блаз (1838)
  • Лучи и тени (1840)
  • Рейн. Письма к другу (1842)
  • Бургграфы (1843)
  • Наполеон Малый (1852)
  • Возмездие (1853)
  • Созерцания (1856)
  • Тростник (1856)
  • Легенда веков (1859)
  • Отверженные (1862)
  • Уильям Шекспир (1864)
  • Песни улиц и лесов (1865)
  • Труженики моря (1866)
  • Голос с Гернси (1867)
  • Человек, который смеется (1869)
  • Грозный год (1872)
  • Девяносто третий год (1874)
  • Мои сыновья (1874)
  • Дела и речи – перед изгнанием (1875)
  • Дела и речи – во время изгнания (1875)
  • Дела и речи – после изгнания (1876)
  • Легенда веков, второе издание (1877)
  • Искусство быть дедом (1877)
  • История одного преступления, первая часть (1877)
  • История одного преступления, вторая часть (1878)
  • Папа (1878)
  • Высшее милосердие (1879)
  • Фанатики и религия (1880)
  • Революция (1880)
  • Четыре ветра духа (1881)
  • Торквемада (1882)
  • Легенда веков, третье издание (1883)
  • Архипелаг Ла Манш (1883)
  • Стихотворения Виктора Гюго

Опубликованные посмертно

  • Оды и поэтические опыты (1822)
  • Свободный театр. Малые пьесы и фрагменты (1886)
  • Конец Сатаны (1886)
  • Что я видел (1887)
  • Все струны лиры (1888)
  • Эми Робсарт (1889)
  • Близнецы (1889)
  • После изгнания, 1876-1885 (1889)
  • Альпы и Пиренеи (1890)
  • Бог (1891)
  • Франция и Бельгия (1892)
  • Все струны лиры - последнее издание (1893)
  • Распределения (1895)
  • Переписка – том I (1896)
  • Переписка – том II (1898)
  • Мрачные годы (1898)
  • Что я видел – сборник новелл (1900)
  • Послесловие к моей жизни (1901)
  • Последний сноп (1902)
  • Награда в тысячу франков (1934)
  • Океан. Груда камней (1942)
  • Интервенция (1951)
  • Разговоры с Вечностью (1998)