Танк fury история. Об операторской работе

Sherman Fury - премиум танк США VI уровня. Он появился в игре в честь премьеры фильма «Ярость», главным героем которого является M4A3E8 Sherman по кличке Fury. В игре он представляет собой точную копию оригинала из киноленты: модель выполнена в HD качестве со множеством мелких деталей, а ствол танка украшает надпись с его прозвищем.


Fury недоступен для покупки за золото через игровой интерфейс и лишь изредка появляется в продаже через Премиум магазин.

Мы надеемся, что эта статья поможет вам создать цельное представление о Fury. В ней мы объективно рассмотрим танк с точки зрения игрового процесса, разберёмся, чем он лучше или хуже обычного «Шермана» и постараемся подобрать наиболее оптимальную тактику для случайных боёв.

Разбор характеристик танка


Fury - это особая версия M4A3E8, известного среди игроков как «Мчазев» или «Мазай». Главное отличие заключается в ходовых качествах : Fury уступает прокачиваемому аналогу в подвижности. Тем не менее, его нельзя назвать медленным. По средним грунтам танк уверенно разгоняет и держит свои 40 км/ч, что вполне достаточно для комфортного перемещения по полю боя и карусели против неповоротливых ТТ и ПТ. Определённые трудности вызывают крутые подъёмы, как на Вестфилде и Эль-Халлуфе, поэтому, чтобы не стать лёгкой мишенью для противника, все перемещения по полю боя следует продумывать заранее.

Орудие Fury абсолютно такое же, как и у топового M4A3E8, что, безусловно, является самой сильной стороной танка. Превосходный ДПМ позволяет быстро расправляться с противниками своего уровня. Перезарядка с досылателем занимает меньше трёх секунд, что позволяет отвечать двумя-тремя выстрелами на каждый выстрел противника. В боях VI и VII уровня бронепробития хватает, а вот против врагов VIII уровня приходится заряжать подкалиберные боеприпасы. Точность орудия приемлемая, скорость сведения быстрая. Углы вертикальной наводки комфортные: орудие опускается вниз на 10 градусов. Есть возможность установки стабилизатора.

Боекомплект насчитывает 71 снаряд. Этого количества вполне достаточно для любого боя, если не тратить снаряды попусту. Учитывая, что Fury попадает в бои VIII уровня, рекомендуется возить с собой 10-20 подкалиберных боеприпасов.

Защищённость Fury низкая. Даже маска орудия и лоб корпуса не спасают от вражеского огня, а тонкие высокие борта очень уязвимы для фугасов и мелкокалиберных орудий. Подставлять борта нельзя ни в коем случае, так как их пробитие часто приводит к повреждению боеукладки. Однако тут нужно понимать: играя на среднем танке, уповать на броню не приходится. Используйте укрытия и бронированных союзников, выкатывайтесь для выстрела только тогда, когда враг не сможет ответить. Идти в размен на Fury можно, но, как правило, эта затея оказывается пагубной: даже если вы перестреляете противника и заберёте фраг, запаса прочности и снаряжения на оставшийся бой может не хватить.

Обзор у Fury хороший - 370 метров. При установленной оптике и прокачанном экипаже, танк получает ощутимое преимущество над слеповатыми советскими «тяжами», которые являются одним из самых распространённых противников. Силуэт «Шермана» достаточно высокий, но показатель маскировки средний. При осторожной игре можно долго не попадать в засвет.

Наконец, следует упомянуть, что Fury является премиум танком и обладает всеми соответствующими преимуществами:

  • повышенная доходность;
  • увеличенный коэффициент опыта за каждый бой;
  • ускоренный на 50% рост умений экипажа;
  • возможность пересадки экипажа с того же типа техники без штрафов и необходимости переобучения.

Фармит Fury неплохо. Если не увлекаться подкалиберными снарядами, то в среднем за бой выходит около 20 тысяч кредитов «чистыми». Если же материальная сторона дела вас не особо волнует, то имеет смысл возить побольше премиум боеприпасов. Это позволит наносить больше урона в бою и соответственно получать больше опыта и кредитов. Впрочем, практически все заработанные кредиты в таких боях уходят на пополнение боекомплекта. А вот опыт остаётся. Особенно это заметно по экипажу, который качается очень быстро. И это, пожалуй, главное премиум преимущество Fury.

Комплектация

Любителям снайперской тактики можно посоветовать заменить Стабилизатор на Улучшенную вентиляцию , а Оптику на Стереотрубу . Польза от Усиленных приводов наводки на этом танке не ощутима.

Навыки и умения

Умениями первоочередной необходимости являются Шестое чувство и Ремонт . Также рекомендуется прокачать Маскировку , Снайпера , Короля бездорожья и Радиоперехват . В качестве альтернативы индивидуальным перкам можно выбрать Боевое братство . В этом случае Стабилизатор следует заменить Улучшенной вентиляцией.

Боевое применение

Выбор тактики определяется главным образом уровнем боя. Бой «в топе» и бой против танков VIII уровня принципиально различаются. В боях VI уровня самыми распространёнными соперниками являются советские тяжёлые танки. Вступать с ними в дуэль лоб в лоб крайне не рекомендуется. Гораздо лучше держать их на дальней дистанции, а ещё лучше выманить на открытое место и хладнокровно расстрелять. Благодаря превосходству в обзоре и отличному ДПМ, на Fury можно расправиться с такой целью всего за пару десятков секунд. Враг либо не успевает нас обнаружить, либо делает это слишком поздно.

Изучите внешний вид танков КВ-1, КВ-1С, КВ-85 и Т-150 с разными орудиями или присмотритесь, как часто стреляет противник. Так вы можете прикинуть скорострельность врага и рассчитать, сколько раз вы можете безнаказанно по нему выстрелить.

Также распространёнными противниками являются Hellcat и Т-34-85. Fury легко справляется с каждым из них один на один, но, как уже отмечалось выше, идти в размен не рекомендуется. Используйте укрытия и старайтесь атаковать врага неожиданно или в тот момент, когда он связан боем с вашими союзниками. При атаке в борт и корму старайтесь прицельно бить по двигателю и бакам: нередко 3-4 точных попаданий подряд бывает достаточно, чтобы поджечь врага, в том числе и высокоуровневого.

На VII уровне можно встретить двух самых опасных врагов. Речь идёт не о тяжёлых танках, встречи с которыми можно легко избежать, а о шустрых и смертоносных «премах» E-25 и СУ-122-44. «Блоха» с её отличной точностью и чудовищной скорострельностью способна очень быстро превратить Fury в решето. К тому же она очень быстро перемещается по полю боя и нередко атакует из засады. «Сушка» не менее опасна: пробить её в лоб сложно, а вот она способна уничтожить «Шерман» всего двумя выстрелами. Чтобы не стать их жертвой, действуйте осторожно, держитесь рядом с союзниками. Если столкновения не избежать, старайтесь сбить им гусеницу и зайти в корму.

В боях VIII уровня нужно проявлять максимальную осторожность. В начале боя лучше всего не спешить и понаблюдать за разъездом команд. Затем заняться перехватом светляков и стрельбой на дальней дистанции. Далее уже по ситуации: либо помочь союзникам в наступлении, либо остаться в защите. В обоих случаях, главное - действовать обдуманно и не рисковать лишний раз. От уничтоженного танка толку никакого нет, в то время как в конце боя дорога каждая машина. От одного удачного выстрела или подсвета может решиться исход боя. И это не говоря уже про захват или защиту базы.

Fury в вылазках/средних ротах

Отдельно следует сказать о высоком боевом потенциале Fury в вылазках/средних ротах. Конечно, «Шерман» не может летать по карте в раш-сетапах, как Cromwell или T37, но у него есть два ключевых преимущества, которые делают его очень ценным членом команды при классическом сетапе. Во-первых, это ДПМ, который позволяет быстро расправляться с одиночными врагами или останавливать раш, ведя огонь с подготовленной позиции. Во-вторых, хороший обзор: в правильном месте со стереотрубой танк может контролировать сразу несколько направлений. Есть и другие достоинства: хорошие УВН, немалый запас прочности, по сравнению с тем же Hellcat, да и лобовая броня не пробивается фугасами, как у «Ведьмы».

Лучше всего Fury работает в связке с советскими тяжёлыми танками: он может подсвечивать им цели, сыграть от УВН там, где не могут они, держать противников на гусенице или, в конце концов, принять урон, если все союзники уже «шотные».

Конечно, составлять всю команду из «Шерманов» бессмысленно, но если вы собираете среднюю вылазку, то имейте в виду, что в нынешних реалиях Fury вполне пригоден.

Выводы

Прежде чем подводить общий итог, обозначим все достоинства и недостатки танка Fury:

Достоинства:

  • отличное орудие с превосходным показателем урона в минуту;
  • общая сбалансированность и комфорт игры, отсутствие ярко выраженных недостатков;
  • солидный боезапас;
  • оптимальный состав экипажа из 5 человек;
  • премиум преимущества, главное из которых ускоренное обучение экипажа;
  • эксклюзивность, уникальный внешний вид.

Недостатки:

  • невысокая динамика по меркам СТ;
  • слабое бронирование;
  • уязвимость боеукладки, двигателя и членов экипажа;
  • высокий приоритет у противников.

Исходя из этого перечня, можно сделать вывод, что танк очень хорош. Ключевых недостатков по сути два: слабоватая подвижность и недостаточная защищённость. Справедливости ради, стоит отметить, что на VI уровне очень мало кто может похвастаться хорошей бронёй. С другой стороны, получать пробития от лёгких танков IV уровня, ровно, как и нести урон от попаданий в маску, очень неприятно.

Таким образом, Fury по общему набору характеристик является классическим американским средним танком с хорошей пушкой, средней подвижностью и слабой бронёй. Если вам нравятся СТ США, то наверняка и Fury придётся по душе. А уж внешний вид танка так и вовсе приводит в восторг: видно, что HD-модель сделана с любовью.

Важно, что польза от танка не только эстетическая. Он действительно может тащить бои. Достаточно просто зайти на соответствующий раздел wotreplays.ru и самому в этом убедиться.

В календаре – апрель 1945-го. А вы сами – какой-то другой человек, одетый в военную форму, который через несколько минут выходит из штаба, расположившегося в здании вокзала, и привычно забирается в танк. Впереди – тяжёлый бой в городе.

Начать тест


Немного отъехав от вокзала, видите старое немецкое кладбище. И что вы чувствуете?

Само появление кладбища на пути воспринимается, как дурной знак. Это бьёт по нервам, но чувство долга сильнее страха.

У фрицев роскошное кладбище, а сколько наших товарищей лежит в могилах вдоль дорог с наскоро сколоченными крестами! Ничего, поквитаемся.

Ну вот, очередное напоминание о том, что человек смертен. А на войне мы только ускоряем свой путь из земного мира. И нам снова придётся убивать, чтобы не убили нас самих.

Кладбище, где лежат в основном старики. Я сделаю всё, чтобы моих товарищей и меня вот так же похоронили внуки – через долгие десятилетия, но никак не раньше.

Хм… Чего смущаться при виде обычного кладбища? Все там будем, главное, чтобы попозже. А вот как раз и про похороны вспомнился забавный анекдот. Расскажу, пусть ребята посмеются!


Вслед за кладбищем идёт обычная городская застройка. Но уже не до этого: со всех сторон слышен грохот вражеских орудий. Выехав на перекрёсток, вы не видите больше ни одного танка. Совсем рядом с вами падает снаряд и во все стороны разлетаются осколки…

Ага, мы как самые идиоты вылезли вперёд. Ладно, Бог не выдаст – свинья не съест! Сейчас будем искать, откуда долбит эта пушка!

А чего все приуныли? Вы видели, что эти растяпы с двухсот метров попасть не могут – сейчас мы им покажем!

Ребята, пушка вот там слева. Сейчас мы её долбанём, а дальше на рожон лезть не будем. Подождём, пока остальные подтянутся.

Кто-то должен быть первым! А нашим товарищам будем легче наступать следом за нами.

Обычный бардак, когда атака не согласована. Но пусть уж командир наш решает: скажет – возглавим атаку, а захочет – подождём, пока другие подтянутся.


Орудие врага удалось уничтожить. Но другие пушки немцев начали долбить со всех сторон. Перебило правую гусеницу. Танк не починить своими силами, и ничего не остаётся, кроме как занять круговую оборону. О чём думается во время ожидания?

Пошутить хочется, что фрицы невежливо встречают гостей. Заставили ждать нас у порога и даже кофе не предлагают!

А мы ведь только что на волосок от смерти были… Судьба нас хранит, будем жить!

Главное – не расслабляться. Мы по-прежнему на вражеской территории, а наша задача – выжить.

О чём тут думать? Выжили – хорошо, останемся живыми до конца боя – ещё лучше. А тогда уж и можно будет праздным мыслям предаваться…


Прибыли ремонтники и танк снова на ходу. Бой продолжается. Вы устремляетесь вперёд. И вдруг, выехав в переулок, видите бегущего к вашему танку с фауст-патроном немецкого пацана, которому на вид не больше 13-14 лет…

Он сейчас подобьёт наш танк. Пулемётчик, ты с ума сошёл? Огонь, собака!

Пулемётчик, не медли! Может, тебе и не просто, но так надо!

А разве мы можем не убить его, если хотим выжить сами?

Немцы сошли с ума, что бросают против нас детей! Но мы при чём? Пулемётчик, огонь!


Фаустника удалось убить раньше, чем он выстрелил в танк. Кружа по лабиринтам улиц, вы вдруг оказались перед позициями собственной артиллерии. Вас приняли за немцев и с лихорадочной быстротой начали разворачивать орудие в вашу сторону…

Надо переть на них! Лучше попасть под трибунал, чем вот так глупо погибнуть.

Нам конец! На всё воля божья, но до чего же несправедливо!

Что ж, это даже лучше, чем если бы снова пришлось убивать детей.

Одна надежда, что эти придурки промажут первым снарядом, а потом до них дойдёт.

Без паники! Открываю люк и начинаю во всё горло последними словами крыть артиллеристов. Услышав родную речь, они должны понять, что перед ними свои.


Наверное, это чудо. всё разрешилось благополучно. Улицы немецкого городка никогда прежде не слышали такой отборной и громкой брани и артиллеристы сразу поняли, что перед ними свои. По рации передали, что немецкие части отходят, город взят.

На этот раз вы и ваши товарищи выжили в бою. И стало совершенно ясно, на кого из экипажа «Ярости» вы похожи больше всего.

Вы стрелок Норман Эллисон


Вы идеалист хотя бы в глубине души. Возможно, вас иногда упрекают в наивности, но вы всегда сумеете достойно преодолеть трудности, не растеряв своих лучших качеств. Жизнь и война может вас согнуть, но не сломать. Для вас справедливость и честь не пустые слова, но путеводные звезды.

В настоящий момент в России существуют две устойчивые точки зрения относительно действий союзнических и, прежде всего, американских войск на Западном фронте, начиная с операции «Оверлорд», стартовавшей с высадки в Нормандии 6 июня 1944 года, и заканчивая летописной «Встречей на Эльбе» 25 апреля 1945.

Первая, «либерально-демократическая», гласит, что пока «кровавые маршалы» наподобие Жукова «заваливали мясом» и «брали города к юбилейным датам, не считаясь с потерями», американцы быстро, технично, без особых потерь (как же, они ведь берегли людей в отличие от!..) и наигрывая на саксофоне вышли на Эльбу, в Австрию и Чехию, сыграв основную роль в разгроме Германии. Далее надо обязательно рассказать о грандиозном превосходстве союзников в авиации, о новейшей технике, разумном командовании (см. «берегли людей») и прочих не подлежащих сомнению преимуществах армий демократических государств.

Версия вторая, «патриотическая», повествует нам примерно о том же, но с другими оттенками серого. Пока героическая Красная армия с нечеловеческими усилиями прорывалась к Берлину, американцы устроили себе лёгкую прогулку на восток, встречаясь в основном либо с плохо обученными частями противника (которые едва ли не сразу сдавались, лишь бы не попасть в советский плен), либо с фолькштурмовцами, которые могли разве что пальнуть из фаустпатрона, и то не попасть. Опять же непременно упоминается о превосходстве в авиации: американцы только и умеют, что бомбить, а потому редкие боеспособные германские части утюжились штурмовиками, а затем по их бренным останкам весело проезжали «Шерманы», не встречая сколько-нибудь серьёзного сопротивления. Словом, «Америка не воевала».

Вариации на обе темы зависят от уровня начитанности усреднённого «либерала» или «патриота», но в целом дудение в обе вышеописанных дудки всегда примерно одинаково — то есть вульгарно, примитивно, a priori предвзято и не имеет никакого отношения к реальности Западного фронта 1944-45 годов.

Реальности, отметим, весьма страшненькой.

Бурные споры образованщины с той и другой стороны обострились нынешним ноябрём, по выходу фильма «Ярость» («Fury») режиссёра Дэвида Эйра, повествующего об экипаже танка M4A3E8 «Шерман» 66-го полка 2-й бронетанковой дивизии армии США. И вновь началась хтоническая битва в рунете.

Приведу мнение публициста Алексея Кунгурова (плохие слова заменены точками): «…Фильм — пафосное и лживое комиксоподобное американское <…>. Неправдоподобное, неубедительное, с высосанным из пальца сюжетом. Русским людям с советским культурным бэкграундом смотреть этот понос будет тошно. Но постсоветским тинейджерам со стерильным мозгом, конечно, понравится, ведь там столько пальбы, взрывов и разорванных трупов. …Сам фильм, плоский, напыщенный, ничего в душе не шевельнул. Единственное чувство, которое возникло после просмотра, — чувство обиды на <…> постсоветский кинематограф, в котором заправляют <…> вроде Михалкова и Бондарчука. Это — наша война, и Голливуд не имеет никакого морального права снимать о ней кино ».

Отлично, так и запишем: самое страшное преступление, это когда американские кинематографисты снимают фильм про то, как американские солдаты воевали в годы Второй мировой войны. У г-на Кунгурова на таковую войну, оказывается, личный копирайт.

Блогер Евгений Шульц в свою очередь уверяет нас в обратном: «…Это правда — очень хороший фильм про войну. Не лучший, нет… Но — один из лучших. Единственное, что подспудно раздражало меня во время просмотра фильма, так это то, почему американский режиссёр, режиссёр из страны, которая не видела этой войны, в 2014 году смог снять отличный фильм про Вторую мировую войну, а «великие» режиссёры из России, страны, в которой нет семьи, в которой не было бы участников той войны (которая для нас не только мировая, но и Отечественная) снимают который год подряд <…>, которые мало того, что смотреть неинтересно, так ещё и почти непременно несут в себе плевок в историю нашей страны ».

Оставим на совести Е. Шульца пассаж о «стране, которая не видела той войны» — каждому ведь известно, что американские морпехи только и делали, что отдыхали на атолле Уэйк, причём всем корпусом. А грандиозную морскую битву у острова Лейте в октябре 1944 года, безусловно, выдумали в CNN. Тем не менее авторы обеих цитат сходятся в одном: отечественный постсоветский кинематограф в подмётки не годится американскому, особенно в военной тематике. Тут никак не возразишь.

Итак, давайте разберёмся, принадлежит ли США хоть часть «копирайта» на Вторую мировую войну относительно Европейского ТВД и что конкретно мог видеть в исторической, а не киношной реальности экипаж злополучного танка «Fury», вокруг которого кипят столь бурные страсти.

Скажем прямо: ничего хорошего узреть Брэду Питту и его команде, окажись они в настоящем 1944 году, не удалось бы.

Чтобы уяснить, как чувствовали себя американские бронетанковые части после высадки в Нормандии, надо обратиться к показаниям непосредственных свидетелей. Нет-нет, нас в данном случае совершенно не интересуют мемуары генерала Дж.С. Паттона «Война, какой я её знал» или Дуайта Эйзенхауэра «Крестовый поход в Европу». Надо спуститься с высот командования фронтами на уровень полка, а лучше так вообще батальона или роты. Получить «взгляд изнутри», с позиций офицера среднего или младшего звена, лично присутствовавшего на передовой.

Имя этого офицера — Белтон Янгблад Купер, лейтенант 18-го ремонтного батальона 3-й бронетанковой дивизии армии США. Которая, отдельно отметим, действовала параллельно с 2-й дивизией, то есть Белтон Купер и главный герой «Fury» Дон Колльер были не просто «соседями», а вполне могли бы пересекаться во время операций на Западном фронте. И испытывали ровно одни и те же проблемы, с которыми сталкивались американские танковые части.

По счастью, Белтон Купер тогда остался жив и, обладая немалым литературным талантом, к 1998 году написал подробнейшую книгу воспоминаний «Death Traps: The Survival of an American Armored Division in World War II» («Смертельные ловушки: выживание американской бронетанковой дивизии во Второй мировой войне»). Книгу, будем откровенны, шокировавшую читателей и критиков в США. «Смертельные ловушки» — не только «взгляд снизу», но прежде всего — взгляд реалиста, абсолютно не склонного к ретушированию, приукрашиванию или умолчанию весьма неприятных для американской армии фактов, где имели место и вопиющая некомпетентность, и фатальные ошибки, и даже случаи пресловутого «заваливания мясом».

Всего в армии США тогда было шестнадцать бронетанковых дивизий, но «тяжёлыми» считались только 2-я и 3-я, поэтому их использовали в самых крупных войсковых операциях. Основным танком являлся M4A3E8 «Шерман». В первых же главах Купер упоминает о крупнейшей стратегической ошибке генерала Паттона как старшего офицера бронетанковых войск на Европейском ТВД: когда армия стояла перед выбором производства новейшего танка М26 «Першинг», обладавшего существенными преимуществами перед «Шерманом» (удельная мощность, манёвренность, броневая защита, огневая мощь), именно Паттон настоял на дальнейшем использовании «Шерманов». Полевые командиры (в частности генерал-майор Морис Роуз), имевшие опыт боёв с немецкими танками в Африке и Италии, пытались отстоять свою точку зрения, утверждая, что даже немецкие Panzer IV с длинноствольным 75-миллиметровым орудием превосходят «Шерманы», а уж о «Пантерах» или «Тиграх» и речи не идёт!

Паттон, известный своим упрямством и нетерпимостью к чужому мнению, утверждал, что согласно доктрине применения бронетехники «машины в составе бронетанковой дивизии должны не вступать в прямое столкновение с противником, а по возможности обходить его и атаковать цели в тылу врага». Это оказалось роковым решением, стоившем тысяч жизней, — производство нового М26 было отложено, и в операции «Оверлорд» участвовали в основном «Шерманы», причём к моменту высадки в Нормандии модифицированные М4А1 с более мощной 76-миллиметровой пушкой, способной конкурировать с немецкими танковыми орудиями, составляли всего 10-15% американских танковых сил. Впрочем, затем практически все пополнения танкового парка осуществлялись за счёт новых моделей, что давало хоть какой-то шанс…

Стоит отдельно остановиться на проблеме панцерфаустов — ручных противотанковых гранатомётов. Значительная часть потерь 2-й и 3-й танковых дивизий в первые месяцы наступления на Западе приходилась именно на панцерфаусты, которые, как утверждает Купер, были мощнее и эффективнее американских «Базук»:

«…Они легко пробивали броню наших танков, невзирая на её усиление напротив сиденья водителя и снарядных полок по бокам, — пишет Белтон Купер. — Часто град осколков пробившего броню снаряда перерубал электрические провода, невзирая на броневую оплётку. От короткого замыкания танк мог загореться. Если экипаж успевал, прежде чем выпрыгнуть, рвануть скобу огнетушителя, пламя быстро гасло, и внутренности машины не выгорали полностью. Если же этого не было сделано, то танк выгорал изнутри дотла; от страшного жара броня «отпускалась», теряла закалку, и восстановить машину было уже невозможно».

Далее лейтенант ремонтного батальона без оглядок на субординацию даёт масштабную картину снабженческого бардака, опять же обусловленного стратегическими просчётами: «Увидав нарастающие потери боевой техники, я осознал, что наши танковые войска стали жертвой чудовищного обмана со стороны нашей же службы снабжения». Предполагалось, что после высадки в Нормандии и первых дней боёв потери в бронетехнике резко сократятся, а они наоборот — увеличивались. Соответственно, боевые части снабжались запчастями по первоначальному плану, их катастрофически не хватало, а это резко сказывалось на боеспособности. Инструкция гласила — свинчивать запчасти с повреждённых танков нельзя, следует пользоваться только резервами рембаз дивизии. В итоге все предписания были позабыты, любой сильно повреждённый «Шерман» моментально списывали и разбирали, а не отправляли в тыл на капитальный ремонт.

Кто сказал — «шапкозакидательство»? Известно ведь, что таковое присуще только русским, но никак не цивилизованным американцам!

Возможно, вас шокируют эти цифры, но в период с июня 1944 года по май 1945, то есть за 11 месяцев боёв в Европе 3-я бронетанковая дивизия потеряла 580% танкового парка.

Прописью: пятьсот восемьдесят процентов ! Парк полностью обновлялся без малого шесть раз! Эта отличный повод задуматься как сторонникам точки зрения, что американцы якобы вообще не воевали, так и тем, кто склонен обвинять советское командование в «заваливании врага трупами».

Отмечены совершенно возмутительные случаи, какие советское командование не допускало с первого года войны, когда на кону стояло само существование СССР и в бой бросались любые резервы. На пополнение в 3-ю танковую дивизию пришло 17 танков. «Из кадрового отдела прислали ещё 35 парней, лишь несколько часов тому назад сошедших в Антверпене с парохода и до сих пор не получивших никакого инструктажа. Мы спросили, сколько из них прежде имели дело с танками, оказалось, что никто. Большинство не то что никогда не были в танке — они даже не видели танка вблизи!»

Что было дальше? За несколько часов новичкам попытались объяснить «что такое танк и как им пользоваться». Дали произвести по три выстрела. И отправили в бой. Было около трёх часов дня. В семь вечера Белтон Купер вернулся с рембазы в расположение 33-го танкового полка, куда были распределены новоприбывшие и узнал, что из 17 новых машин подбиты 15. Узнать, выжил ли кто-нибудь из пополнения, Куперу не удалось…

Представить себе нечто подобное в РККА в 1944 году практически невозможно — СМЕРШ моментально поинтересовался бы у командования, каким это образом необученное пополнение получило дорогостоящие машины и было сразу отправлено в бой? Думается, оргвыводы последовали бы немедленно.

Кадровый голод в армии США? В конце войны? С почти неограниченными мобилизационными ресурсами страны? С безопасной учебной базой за океаном, куда не долетают германские снаряды и бомбардировщики? Как же так?..

Имеются и примеры личного героизма, словно взятые из реалий Восточного фронта. На «Линии Зигфрида», в деревне Гастенрат, единственный выживший член экипажа «Шермана» целую ночь отбивался от немецкой пехоты, проявив немалую выдумку — «…Танкист заранее навёл 76‑мм орудие на середину дороги, опустив ствол, и зарядил пушку фугасным снарядом. Немцы двигались параллельными колоннами по обочинам. Танкист выстрелил: фугасный снаряд ударился о проезжую часть в полусотне метров перед танком и рикошетом подскочил на высоту метра, прежде чем взорваться». Расстреляв весь боекомплект, американец продолжал вести огонь из курсового пулемёта и затем из личного оружия, а когда патроны кончились, заперся в танке. По счастью, к рассвету подоспело подкрепление, и его спасли.

«Смертельные ловушки» Купера — очень жёсткая, реалистичная и правдивая история того, как американские союзники отвоёвывали свою часть «копирайта на Вторую мировую» у блогера Кунгурова. Катастрофические потери. Откровенная глупость некоторых представителей военного руководства. Качественное превосходство немецкой бронетехники над «Шерманами». Кровь, смерть, огонь.

За многочисленные ошибки платить пришлось американским солдатам. Надо отдельно сказать, что книга Белтона Купера подверглась в США весьма резкой критике со стороны людей, уверенных, что любое отступление от стереотипов восхваления превосходства американской армии над любым противником является едва ли не пораженчеством, была устроена травля автора в прессе, особой популярности в Америке «Смертельные ловушки» не получили.

Возвращаясь к фильму «Fury». Бесспорно, американоцентричная модель видения мира наложила на картину свой отпечаток. Однако очень хорошо видно, что создатели фильма очень внимательно изучали текст Белтона Купера, по крайней мере эпиграф почти буква в букву повторяет его слова:

«…Миф о том, что наши танки хотя бы отдалённо сравнимы с немецкими, был развеян полностью. Мы осознали, что сражаемся с немецкой бронетехникой, которая намного превосходит всё, что мы можем ей противопоставить. В результате множество молодых американцев погибнет на поле боя ».

А тем, кто продолжает вопиять о «моральном праве» Голливуда снимать кино о своих же танкистах, я бы посоветовал сперва ознакомиться с историческими материалами по теме, почитать соответствующую литературу, и уж затем возглашать с амвона собственной непогрешимости полные душераздирающего пафоса и дубовой высокопарности словеса наподобие «это только наша война»…

«Тигр» из Бовингтона

По иронии судьбы изображать «Тигра» в кинематографе несколько раз довелось «переодетому» советскому Т-34. Его тщательно маскировали под немецкий танк, но взгляд знатока всегда раскрывал подделку. «Ярость » - один из немногих фильмов, где роль танка Tiger «играет» настоящая модель. Более того, на сегодняшний день это единственный в мире исправный Tiger на ходу . Пока неизвестно, какое влияние окажет эта немецкая машина на события фильма, но кое-что о её настоящей судьбе можно узнать уже сейчас.

За кормой этого танка долгая история, которая привела его из сборочного цеха завода Хеншеля в экспозицию Бовингтонского танкового музея. Этот Tiger (бортовой номер 131) был изготовлен в феврале 1943 года и направлен в состав 504-го тяжёлого танкового батальона, который на тот момент воевал в Африке. Между 12 марта и 16 апреля 1943 года танк прибыл в Тунис.

К счастью союзников, боевая история этого «Тигра» вышла не очень долгой: уже 21 апреля 1943 года в сражении с танками Churchill 48-го Королевского танкового полка он был выведен из строя и захвачен. Трофейную машину 2 июня 1943 года осмотрел сам Уинстон Черчилль, а 18-го числа того же месяца - Его Величество король Георг VI.

В октябре 43-го «Тигр» был доставлен в Глазго, участвовал в одном из парадов в Лондоне, после чего был отправлен на техническую экспертизу. Официально танк передали Бовингтонскому музею 25 сентября 1951 года, и с тех пор он стал одним из самых популярных и впечатляющих экспонатов коллекции.

В июне 1990 года было принято решение полностью восстановить танк. «Тигра» перебрали буквально по винтику, от катков до башни. Сотрудники музея очищали каждую деталь от грязи и ржавчины, которая, к счастью, оказалась неглубокой. Но это было лишь половиной дела. Большую сложность в восстановлении представляли отсутствующие элементы снаряжения, особенно с лобовой части танка. Множество деталей было восстановлено, не подвергались ремонту только явные боевые повреждения. Музейные работники потрудились на славу: почти всё, что размещено на танке, настоящее. Пожалуй, единственная неоригинальная деталь - тросы. К сожалению, телескопическая выхлопная труба, предназначенная для пересечения водных преград, исчезла ещё до передачи танка музею.

Но все эти заботы можно считать мелкими в сравнении с необходимостью установить на танк другой двигатель. «Родной» заводской Maybach HL210 работникам музея отыскать не удалось, зато в наличии был взятый с Tiger II двигатель HL230P30 V-12. Возможностей Бовингтонского музея для решения такой задачи было уже недостаточно. Музей получил дополнительное финансирование, а работу над танком продолжила компания ABRO (Army Base Repair Organisation).

Этот заключительный шаг в восстановлении «Тигра» затянулся, и проходил он далеко не гладко. Во время пробного запуска в корпусе танка двигатель взорвался, повредил коленчатый вал и оставил дыру в поддоне. После продолжительного исследования и ремонта двигатель снова испытали, и на этот раз он повредил сальник. И всё же в конце 2003 года работы были завершены: шестидесятилетний танк завелся и своим ходом приехал в музей.

Обратите внимание! Подробный процесс восстановления танка Tiger с эксклюзивными фотографиями можно увидеть на официальном сайте (на английском языке), посвящённом этому танку.

Съёмки «Ярости»: взгляд изнутри

Ведущий шоу «В командирской рубке» Николас Моран побывал на съёмочной площадке фильма «Ярость ». Узнайте, какие впечатления остались у Николаса после визита, какая атмосфера царит на съёмках и что читает режиссёр картины!

Давненько мы не видели хорошего кино о танкистах. Если взглянуть на мой список фильмов, которые должен посмотреть каждый танкист (в него входит и лента «Монти Пайтон и священный Грааль»), можно увидеть, что достойных фильмов о танках не было не то что годы, а десятилетия: «Герои Келли», «Войны Пентагона». И последние два фильма никак не назовёшь серьёзными. Сцена из картины «Мост слишком далеко», где ирландские гвардейцы Майкла Кейна прорываются через немецкую оборону, возможно, одна из лучших танково-артиллерийских баталий, запечатлённых на киноплёнке. Но она лучшая главным образом потому, что нам было не с чем сравнивать. Поэтому я (как, возможно, и все любители танков) внимательно следил за созданием фильма «Ярость » с того момента, как он был анонсирован. И когда мне предложили побывать на съёмочной площадке (подозреваю, эти ребята слышали, что я люблю танки и кое-что о них знаю), меня не пришлось долго уговаривать. Я сделал крюк по пути домой из России и заглянул в Великобританию. Ранее, на выставке E3, мы уже опубликовали информацию, что Wargaming общалась с парнями из «Ярости», и сейчас самое подходящее время рассказать вам, что я увидел на съёмочной площадке.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Первой остановкой стала знаменитая Pinewood Studios. Она просто кипела от активности и больше напоминала пчелиный улей. Мне сказали, что прямо сейчас здесь идет работа над семью фильмами. Там же я безуспешно попытался определить, что за нелепое транспортное средство готовилось к съёмкам на площадке Джеймса Бонда. Меня немедленно проводили в кабинет сценариста и режиссёра «Ярости» Дэвида Эйра, и первое, что я увидел по дороге, - ландшафтная модель поля. Следом мне на глаза попалась и другая модель - город. Макеты танка M4, полугусеничные грузовики, немецкие танки и другой реквизит были разбросаны по всей площадке. Возможно, неподалёку и были люди, но мне было не до них: моё внимание заняли танки. Должен признаться, я был слишком ошеломлён всем происходящим, и мысли о том, что надо бы делать фотографии и вести заметки, меня на тот момент покинули. Зато в самих помещениях студии фотографий было полно. Половина стен была заклеена фотографиями танков и военной хроники, а другую половину занимали справочные материалы о бронетехнике, чертежи, карты и схемы. И так во многих других помещениях: всё залеплено фотографиями и другими материалами о танках, орудиях, армии и зданиях.

Совершенно очевидно, что господин Эйр очень серьёзно и ответственно воспринимает работу над «Яростью», а в особенности историческую основу проекта. Когда в процессе беседы с ним мы начали вникать в мелкие технические детали, он проявил недюжинные знания в таких вопросах, где большинство нормальных людей, с которыми я разговаривал, начинали непонимающе таращить глаза. Во время обсуждения различий между производственными моделями танков «Тигр» он быстро достал книгу Вальтера Шпильбергера «Тигр» и моментально отыскал нужную страницу. Он явно провёл самостоятельное исследование. Во время беглого осмотра его книжной полки я заметил и другие видные книги о бронетехнике: издания Стивена Залоги, Томаса Йенца, Дэвида Флетчера.

И не один только Дэвид Эйр так увлечён историей: один из его старших помощников, ирландец по имени Оуэн, просто сиял от радости, когда распаковывал новую партию форменной одежды и показывал её мне и Эйру. Эта униформа скопирована с оригинальной одежды и действительно достойна восхищения. Изготовитель учёл все детали, вплоть до производственных штампов на внутренней стороне ткани и подкладках. Если не брать в расчёт настоящую военную одежду, это самая точная и детализированная форма, которую можно увидеть в кино. Энтузиазм Оуэна был искренним и неподдельным. В любом случае я определённо не был первым танкистом, которому показали сценарий: здесь были учтены детали, указать на которые мог только настоящий танкист.

Спустя некоторое время я покинул господина Эйра, чтобы он мог вернуться к работе, и мы отправились к остальным членам команды. И снова нас повсюду окружали чертежи и фотографии танков. Среди них я заметил распечатку LIDAR-скана внутренней части башни M4, очевидно, предназначенную для воссоздания точной копии башни. Её пришлось изготовить специально для фильма, как и корпус со съёмными панелями, чтобы внутрь могла проникнуть камера. Но, ей-богу, они воспроизвели интерьер башни абсолютно верно.

Мои провожатые фактически устроили мне VIP-экскурсию. Проходя по одной из вспомогательных зон, я увидел большую коллекцию ящиков, канистр, покрышек. Совсем как на настоящей войне: гораздо больше всякого вспомогательного барахла, чем оружия. Я видел готовящийся Kübelwagen и строящуюся из свежей древесины немецкую полевую кухню. Я поражён уровнем декораций и объёмом усилий, приложенных на этой съёмочной площадке и ещё более впечатлён тем, что только предстоит сделать. Но всё это было только началом.

Следующей остановкой после ланча в очаровательном хаосе студии Pinewood была другая студия, в деревушке Лонгкросс (Longcross). Здесь я убедился, что постройка настоящей полевой кухни - на самом деле ничто.

«Ярость»: когда танки равны актёрам


«Ярость»: когда танки равны актёрам

Среди танков, использовавшихся во время съёмок, был и Tiger 131, но, естественно, Бовингтонский музей не разрешил его взорвать. Поэтому для уничтожения создателям фильма пришлось сделать свой Tiger, и даже не один, если учитывать, что во время моего визита начались работы над изготовлением второй башни.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Здесь действительно круто. Лонгкросс когда-то был британским аналогом Абердинского испытательного полигона, что расположен в США. Здесь производились и испытывались танки. Сейчас это съёмочная студия, но всё ещё сохранилась площадка для испытания подвески, а большое круглое здание из стекла отмечает, где тестировались башни танка Chieftain. Так что макеты «Тигров» явно не будут здесь первыми танками.«Ярость»: когда танки равны актёрам «Ярость»: когда танки равны актёрам

Панель на переднем плане говорит о том, что это была часть испытательной площадки двигателей. Здесь установлено бронированное стекло, потому что двигатели могли тестироваться не только на производительность, но и на разрушение. Министерство обороны, очевидно, не хотело, чтобы инженеров поубивали осколки взорвавшегося двигателя. Между прочим, дорожные знаки поблизости указывают, что неподалёку расположен город Чобхэм (Chobham) - ещё одно важное место в истории развития танков. Местность для съёмок фильма о танках выбрана действительно соответствующая, если не сказать больше.

Я почти закончил. Господин Эйр сказал, что его любимый фильм - «Апокалипсис сегодня», поэтому он очень хотел, чтобы эта статья завершалась фотографией, на которой он пародирует полковника Килгора в той самой Обалденной Шляпе.

«Ярость»: когда танки равны актёрам

«Ярость»: когда танки равны актёрам

Должен сказать, я был очень впечатлён размахом работ и энтузиазмом почти всех без исключения членов съёмочной команды (разумеется, я раньше не занимался кино, так что сравнить мне не с чем), и я с нетерпением жду момента, когда увижу окончательный результат их трудов. Это была замечательная экскурсия.

Выдержанный в духе современного масштабного кино суровый фильм об ужасах войны, страхе смерти и необходимости оставаться человеком даже в самые страшные минуты своей жизни.

Апрель 1945 года. Войска союзников ворвались на территорию гитлеровской Германии и уверенно идут к Берлину. Почти не оказывающие серьезного сопротивления немцы сдаются тысячами, но даже на исходе войны любая стычка остается смертельно опасной. Экипаж танка, носящего гордое прозвище «Ярость», только что потерял своего стрелка-радиста, но вместо опытного бойца команда сержанта Дона Кольера получает необстрелянного юнца Нормана Эллисона, командированного из штаба и ни разу в своей жизни не выстрелившего в человека. Разбираться некогда, бои идут каждый день, а любая новая операция может оказаться последней даже для такого удачливого экипажа, как четверка «Ярости» и их новичок.

Кадр из фильма "Ярость"

Специально для съемок «Ярости» Бовингтонский британский танковый музей предоставил кинематографистам единственный в мире действующий экземпляр немецкого танка Тигр I

Настоящее суровое серьезное кино о войне по-прежнему остается штучным продуктом, по-настоящему глубокие картины, не скатывающиеся в череду спецэффектов, можно пересчитать по пальцам. Фильмов, удачно сочетающих картинку и мысль, и вовсе считаное число. Каждая подобная картина становится событием, каждый участник съемочного процесса подобной ленты словно сам приближается к героям боевых действий, каждый просмотр таких фильмов врезается в память зрителей. Вторая мировая война уходит от нас все дальше в исторической перспективе, ее герои превращаются в героев древних мифов, в полубогов и бесстрашных храбрецов, попирающих смерть. Поэтому каждая лента, окатывающая с головы до ног грязью, кровью, копотью настоящей суровой войны, на вес золота. Забывать о таком нельзя. Повторить такое недопустимо.

Танк «Ярость» - боевая машина экипажа героя Брэда Питта - это американский танк М4 Sherman, третья по распространенности в мире модель после советских Т-34 и Т-54

Дэвид Эйер , служивший в молодости подводником, после жестоких улиц Лос-Анджелеса перебрался в другое железное брюхо машины-убийцы. Главный герой «Ярости» - не персонаж Лермана , глотающий свою первую пороховую гарь, и даже не изможденный герой Брэда Питта , поклявшийся самому себе уберечь своих бойцов и отчаянно держащийся за эту миссию. Главный герой - это танк Шерман, сгусток смерти, напичканный пулеметами, гранатами и снарядами маленький бронированный путешественник в ад войны. Этот танк калечит людей и снаружи, и внутри себя, мир из него видится совсем иным, за его броней жизнь и борьба обретают иной смысл. Железная гусеничная машина проглатывает героев и переваривает, превращая людей в оружие, в зверей, псов войны, потому что только звери могут рвать врага на куски, продвигаясь к победе дюйм за дюймом.

Достойно показать войну в кино не так-то просто. Удержаться на острой грани, не свалиться в тарантиновскую сатиру «Бесславных ублюдков », но и не исчерпать десятилетние запасы пафоса «Сталинграда » - задача не из простых. Тем значительнее режиссерский успех Эйера. На пару с оператором Романом Васьяновым Эйер не только создал несколько фантастических боевых сцен, но и пропитал серым цветом войны каждый кадр, каждый миг экранного времени, каждый сантиметр декораций. Кровавые останки, растоптанные и растерзанные трупы, осколки и грязь ни на секунду не дают зрителю ощущения комфорта и расслабленности. Вместе с героями мы погружаемся в душное тесное чрево танка, вместе проходим бой, вместе наслаждаемся минутами затишья. С трудом можно вспомнить ленту о войне, которая поглощала бы сильнее «Ярости».

Впрочем, за танковыми дуэлями, ночными перестрелками и бесконечным ожиданием смерти Эйер слегка упростил характеры своих персонажей. Про тех, кто находится вне Шермана, и говорить неприлично, это лишь калейдоскоп лиц, но ведь и пять ведущих персонажей, по сути, остаются всего лишь танковыми бойцами, у которых сложно запомнить даже имена. В этом главное отличие «Ярости» от действительно гениального со всех точек зрения «Спасти рядового Райана ». Бесстрашный командир экипажа, богобоязненный наводчик, грубый неотесанный заряжающий, болтливый любитель выпить механик-водитель и мальчишка-радист - это все, что мы знаем об экипаже в начале фильма. С этим же мы остаемся на финальных титрах, лишь пара эпизодов чуть шире раскрывают перед зрителем души и умы героев, но этого абсолютно недостаточно для того, чтобы за солдатами увидеть людей.