Усачев гости из будущего. Усачев Юрий: биография, музыкальная карьера

Прежде чем превратиться в крайне известный российский поп-дуэт, группа выпустила два совершенно некоммерческих альбома — «Через сотни лет» и «Время песок». После о том, что альбом «Беги от меня» будет издан на виниле лейблом ZBS Records, и предварительной информации, что за этим последуют виниловые версии «Через сотни лет» и , Mixmag Россия попросил Юрия Усачева рассказать раннюю историю «Гостей из будущего», вплоть до получения ими первого «Золотого граммофона».

В середине девяностых я жил в Санкт-Петербурге и активно занимался хип-хопом. Была тогда такая группа «А-2», в которой парень по имени Артем Манукян читал рэп, а я то, что сейчас называют «делал биты», продюсировал всю музыку, отвечал за аранжировки. Я тогда вообще был фанатом хип-хопа, варился в питерской сцене — группы Da108, Мистер Малой, это все наша тусовка была. В какой-то момент, наверное, в 1996 году благодаря диджею Кефиру я впервые услышал драм-н-бейс и сразу же расстроился — насколько крутая музыка, а я ничего подобного еще в своей жизни не слышал. Послушав как следует я еще больше расстроился от того, что совершенно не понял, как эту музыку надо делать, и начал предпринимать отчаянные попытки записать что-то похожее.

Юрий Усачев (середина 90-х)

В конце концов что-то стало получаться, плюс у меня появился единомышленник — Евгений Арсентьев, скрипач по образованию. Вот так, году в 1996-м мы с ним начали группу «Гости из будущего». Успели сделать пару каких-то треков, после чего я познакомился с девушкой Евой, которая тогда работала на подтанцовке в группе «А-2». На подтанцовке тогда в группе работали две девушки — Ева и Таня. Рэперы были людьми небогатыми, поэтому на запись бэк-вокала обычно денег не хватало, и Артему пришла в голову мысль: «Почему бы не использовать в качестве бэк-вокалисток девочек из подтанцовки?». И вот сижу я в студии за пультом, девчонки находятся в вокальной комнате и вместе поют какой-то фрагмент, причем кто-то из них звучит очень здорово. Но кто именно так поет — непонятно, нужно было как-то это выяснить, поэтому я попросил их спеть отрывок по отдельности. Первой запела Таня, и я сразу понял, что мне нужна Ева. Уже после записи я поехал на трамвае провожать Еву, мы с ней разговорились, я предложил ей сделать группу и попросил сочинить какие-нибудь стихи, чтобы можно было приступать к записи. Ева позвонила мне буквально на следующий день и прямо в телефонную трубку мне спела: «Время песок, время вода, скажи мне да...». Я был поражен! Это были отличные слова, в которых не было какой-то бытовухи, присутствовал литературный язык, чувствовалась мелодия. Конечно же мы сразу же приступили к работе над треками, и они у нас стали получаться довольно быстро.

Первым официальным альбомом группы «Гости из будущего» считается эмбиентный «Через сотни лет». В записи я использовал голос Маши Малос, которая вместе с Михой Вороном и Денисом Одингом входила в промо-группу Contrforce, устраивавшую в девяностых в Питере мощные танцевальные мероприятия, вроде «Восточного удара», или организовывала первый приезд Карла Кокса в Россию. Я с ними сдружился, даже написал гимн «Восточного удара». Одним словом, я попросил Машу прочитать текст, который я сам и написал, он звучит в самом начале альбома.


Юрий Усачев (середина 90-х)

Сложно ответить, почему первый альбом «Гостей» стал эмбиентным. В какой-то момент в нашей жизни возникла известная в Питере девушка Гедри Крикшунайте, у которой был свой собственный лейбл Zvezda Records. И вот она на мою жизнь повлияла очень сильно. Встретившись в одном из питерских клубов на концерте группы «Ленинград», она мне сказала, что готова издать альбом нашей группы, и жанр может быть абсолютно любой. Меня это настолько сильно вдохновило, что есть люди, которые готовы издать мою музыку, несмотря даже на то, что это была чисто андеграундная музыка. Я в то время зарабатывал себе на жизнь тем, что делал аранжировки группе «Отпетые мошенники», а тут кто-то хочет издать мою собственную музыку. Удивительно!

Нас с Арсентьевым это настолько сильно вдохновило, что мы сели и за ночь записали полноценную лайв-импровизацию. В итоге у нас получилась длинная пятичасовая сессия, которую я потом порезал на куски из которых вышли уже более внятные фрагменты. Дальше требовалось добавить некую идею, добавить голос, например. Мне показалось, что в данном случае можно и не петь, и просто добавить голос. Тогда я поехал записывать голос Маши Малос, плюс на альбоме несколько партий спела и Ева. Плюс я добавил еще и записи с моего автоответчика. Например, голос, который произносит, что оставил демо-кассету в моем почтовом ящике, принадлежит Евгению Орлову, который впоследствии стал первым продюсером «Гостей из будущего», а в то время являлся продюсером «Отпетых мошенников». Эту запись я в последний момент включил в альбом и в 1997 году на Zvezda records вышел альбом «Через сотни лет».


Трек «Звезды смотрят вниз» с первого альбома группы

Никакого резонанса этот альбом не вызвал. Если у нас на тот момент было, скажем, 20 поклонников, то с выходом альбома их стало 50. Гедри сделала все что было в ее силах: альбом лежал во всех музыкальных магазинах, но интереса не вызывал. Но потом, уже после выхода нашего второго альбома «Время песок», альбом получил второе рождение и вызвал определенный интерес. Вся работа была проделана не зря, поскольку благодаря альбому «Через сотни лет» стал виден общий потенциал коллектива.


Группа «Гости из будущего» (конец 90х или начало 00-х)

В какой-то момент историю с хип-хопом я для себя закончил, но началась история с группой «Чугунный скороход», в которой мы отрывались по полной, и зарабатывали довольно серьезные тогда деньги, например продали один наш альбом за 10 000 долларов. Но потом я стал все больше уходить в драм-н-бейс, делать какие-то вечеринки. И как только я стал заниматься драм-н-бейсом, то сразу же на горизонте возник диджей Грув. Он тогда был главным человеком в России по этой музыке. Знал всех, а поскольку деятелей в этом жанре на русском сцене было не очень много, то он узнал и обо мне. Я принялся активно показывать ему свои треки, и одним из них оказался «Время песок, время вода». Он его поставил в ротацию на радио «Станция», программным директором которой тогда являлся. Плюс пригласил нас в клуб «Титаник» на вечеринку 8 марта 1997 года, которая, кажется, так и называлась, «8 марта». И именно эту вечеринку принято считать датой рождения группы «Гости из будущего». Из Питера в Москву приехали два питерских рейвера-заморыша, вышли на сцену в чем-то облегающем и рейверском и поняли, что те тысячи человек, которые стояли перед ними, поют слова этой песни, хотя о нас никто тогда вообще не знал.

Как тогда выглядел наш лайв? Специально по моему заказу мастер сделал CD-проигрыватель, с которого была снята передняя панель, и который был помещен в коробку синтезатора. И вот оттуда, стоя на сцене за синтезатором я пускал треки, плюс что-то подыгрывал на синтезаторе. Вот и весь лайв. Гонорар за то выступление составил, насколько я помню, долларов 200. И для меня тогда это были отличные деньги. После того выступления мы сдружились с Грувом, и я ему благодарен за то, что он приложил много усилий для выпуска альбома «Время песок».


Трек «Время песок», первый большой хит группы

Главное достоинство альбома «Время песок», как мне кажется, состоит в том, что сам факт существования этого альбома многим музыкантам по всей стране доказал, что эту музыку можно выпускать, что она нужна и вызывает интерес. Это очень важно.

Но несмотря на хорошие два первых альбома, это все-таки была андеграундная музыка, и наша популярность и известность осталась практически неизменной, то есть на каком-то совершенно невидимом уровне. Я продолжал делать на заказ аранжировки для поп-музыкантов, а Ева продолжала танцевать. В какой-то момент мы с ней пришли к мнению, что мы не сможем донести до большего количества людей наше творчество, если мы не адаптируем под массовую культуру, только сделаем это аккуратно и не пошло. Я как раз тогда слушал песню Грува «Счастье есть!» и понял, что это и есть правильная модель, просто нет вокала, всего одна строчка. Плюс в такой музыке используются какие-то старые, для хаус-сцены, ходы, но новые для более широкого слушателя. Я понял, что так вообще вся поп-музыка устроена. Например, недавно мне Ваня Дорн признался, что свою песню «Стыцамэн», он делал под влиянием нашей «Беги от меня». Песни, после записи которой нас в 1999 году унесло из клубного мира в мир большого русского шоу-бизнеса, вечных гастролей, и тогда уже началась другая история уже другой группы, пусть и с тем же названием и участниками.

Композитор Дата рождения 19 апреля (Овен) 1974 (45) Место рождения Ленинград Instagram @yuriusachev

Юрий Усачев - талантливый композитор, аранжировщик и продюсер. Он один из создателей и участников популярной группы «Гости из будущего». Музыкант работал с коллективами «Отпетые мошенники» и «Чугунный скороход». Большинство его песен стали хитами, а выступления дарили неподдельные эмоции.

Биография Юрия Усачева

Композитору Юрию Алексеевичу Усачеву посчастливилось родиться в Ленинграде. Этот город был центром современных тенденций молодежной музыки. Юра появился на свет 19 апреля 1974 года. Он рано определился с выбором профессии и посвящал музыке все свободное время. Учился в музыкальной школе, где освоил ударные, гитару, фортепиано, кларнет и виолончель. Параллельно пел в хоре «Ленинградского Дома радио».

В средине 90-х Юрий увлекался хип-хопом. Он занимался аранжировкой и продюсированием группы «А-2». В 1996-м Усачев и Антон Дмитренко организовали проект «Чугунный скороход». Это была одна из первых групп, играющих электронную музыку. В 1997-м Усачев с единомышленником Арсентьевым записал первый альбом группы «Гости из будущего». Коммерческого успеха музыка не имела. Альбомы лежали на полках магазинов, но не продавались. Через год появился второй диск «Время песок». В его раскрутке помог диджей Грув. В 1999 году группа сменила репертуар, ее альбом «Беги от меня» принес ребятам популярность. Арсентьев покинул коллектив, Усачев остался с солисткой Евой Польна.

Это был успешный коммерческий проект. Группа побывала с гастролями в Европе и Америке, выпустила 7 альбомов и 15 клипов. Музыканты получили премии «Золотой граммофон» и «Стопудовый хит». В 2009 году Юрий ушел из состава и занялся свободным творчеством.

Усачев не отказался от электронной музыки. Вместе с питерскими диджеями он создал проект «Art-House». Одним из лучших начинаний продюсера стало продвижение группы My-Ti. Ее вокалистка Тина Кузнецова – девушка с уникальным голосом. Она завоевала признание, выступая на различных конкурсах. Любители электронной музыки приглашают My-Ti для выступлений в европейских клубах. Также Тина и Юрий вместе работают над проектом Zventa Sventana, который представляет два направления – джаз и русский фольклор.

Усачев – признанный гений аранжировки. Российские певцы часто обращаются к нему с просьбой поработать над композициями. С ним сотрудничают Алсу, Катя Лель, Жасмин, группа «Винтаж». Среди достижений композитора – создание музыки для церемонии Кинонаграды «MTV-Россия».

Кто из полуфиналистов «Голоса» достоин победы?

Личная жизнь Юрия Усачева

Со своей супругой Тиной Кузнецовой Юрий познакомился в 2004 году, будучи участником коллектива «Гости из будущего». Через 3 года совместная работа над проектом My-Ti сблизила молодых людей, в 2009 они стали мужем и женой. Спустя год в семье появился сын Габриэль. Жена Усачева в 2013 стала финалисткой российского проекта «Голос».

В 2003 у композитора родилась дочь Эмилия, но она до 14 лет жила в Великобритании со своей матерью. Юрий поддерживает отношения с дочерью. Эмилия не проявляет интереса к музыке и карьере певицы.

Музыкант, DJ, продюсер

Юрий Усачёв.

Звезда российской музыки самой высшей пробы. Его песни живут в сердцах нескольких поколений жителей многих стран. Миллионы людей восхищаются работами Юрия Усачёва более десяти лет! Музыкант, продюсер и DJ Юрий Усачёв -это тот уровень, на который всегда равнялась и продолжает это делать российская музыкальная сцена. Каждая песня – хит! Каждое выступление – эмоции и будущее, отражённое в музыке!

Начиналось всё в творческой столице России - Ленинграде, где Юрий родился и получил первое музыкальное образование. Он научился играть на ударных, позже освоил кларнет, фортепьяно, виолончель и гитару. Развиваясь как инструменталист, Юрий испытывал сильную тягу к компьютерной электронной музыке. Всегда возит с собой ноутбук, и сочиняет песни в самые разные моменты жизни. Такая любовь вылилась в активное участие в питерском движении «Jungle» и создание вместе с Антоном Ньюмарком электронного проекта «Чугунный скороход». Чуть позже, в 1995-ом, образовался ещё один коллектив: «Актив / Позитив». Тогда же Юрий пробует себя как композитор для поп группы «Отпетые мошенники»: пишет аранжировки и ремиксы.

Одной из главных страниц в жизни Юрия Усачёва, является группа «Гости из Будущего», которая была образована им в 1998 году вместе с Евой Польной изначально как jungle- проект (первая песня группы «Время песок»). Но столкнувшись со стеной непонимания российских слушателей, Юрий быстро понял в какую сторону необходимо двигаться, и уже в 1999 году вышла пластинка «Беги от меня», ставшая знаковой и открывшая новый горизонт развития для российской поп-музыки.

Юрий Усачёв: "Мы наметили очень хороший танцевальный стиль, которому и сейчас пытается подражать половина эстрады. Мы ввели новый коммерческий стандарт, который четко показывает, кто пишет стихи на туалетной бумаге, музыку на дешевых музыкальных инструментах посредством нажатия кнопки "старт", а кто поступает иначе».

В 1999 году группа «Гости из Будущего» переезжает в Москву. После успешного выхода альбома «Зима в сердце» и следующей за ним пластинки, группа устремилась в многочисленные гастрольные путешествия. В то же время к разряду творческих идей Юрия относились и замысел совместного проекта с Борисом Гребенщиковым, с которым шли предварительные переговоры, и идея написать песню для Аллы Пугачевой.

Группа «Гости из Будущего» один за другим выпустила 12 альбомов и сняла 15 видеоклипов, в 4-х из которых режиссёром был сам Юрий Усачёв. Побывав практически в каждом городе СНГ с гастролями, группа также часто посещала Европу и Америку. В коллекции коллектива несметное множество «Золотых граммофонов», премий «Муз ТВ» и «MTV», званий наподобие «Лучшая музыкальная группа России». И разве в заслуженности этого кто-то сомневается? Юрий Усачёв и Ева Польна – люди, навсегда вошедшие в историю российской музыки. Не получив пока наград от Правительства России, они стали поистине Народными Артистами своей страны.

Участвуя в проекте, Юрий находил время и для другой работы. В 2002 году он становится Генеральным продюсером «Граммофон рекордс»: звукозаписывающей компании, известной любителям музыки по многочисленным изданиям на CD и других носителях российской музыки. Планка для попадания на подобные сборники заметно выросла именно с приходом Юрия Усачёва.

Юрий Усачёв: «Я уважаю музыку, созданную в любом стиле, но по классическим законам её создания. Сделанную качественно и ново. Не важно на каком языке, не важно в каком ритме. Это должно быть высокопрофессионально!»

Из известных диджеям проектов Юрий поучаствовал как музыкальный продюсер в выпуске альбома Лены Перовой «Лети за солнцем». Этот диск стал первым в арсенале любого российского DJ начала века, который можно было смело играть с хорошими пластинками в стиле disco-house. Тем самым Юрий Усачёв в очередной раз доказал, что качественная танцевальная музыка может звучать и на поп-танцполах! Помимо этого к Юрию всегда обращаются самые популярные российские группы с просьбой сделать ремикс или аранжировку своей песни. Одна из последних работ - группа «Винтаж» и песня «Ева», побившая все рекорды популярности в России!

Чувствуя желание реализовать себя как электронного музыканта и DJ, Юрий Усачёв в 2006 году создаёт проект «Art-House». В его состав входят известный питерский ди-джей Андрей Тимошенко (dj Tisha) и Алексей Ульрих (Alex Ylёch). Начинается работа с музыкой актуальных стилей электро и прогрессив. Строгий и качественный звук снабжён энергетикой и оценивается ведущими ди-джеями России и Мира как «Very GOOD !». Готовность издать музыку выказывает «Armada records» Армина ван Бьюрена.

Юрий Усачёв: «Я считаю, что клубная культура в России есть, и она на подъёме! Появляются хорошие интересные пластинки, написанные русскими. Их часто играют мировые гранды – это ли не показатель развития? Вместе с этим хочется сказать и то, что клубная культура регионов России порой выше столичной! И это здорово!»

Совсем недавно, в 2008 году, ещё один проект с лёгкой руки Юрия Усачёва начинает своё существование. Это «My-Ti» - певица Тина Кузнецова, обладающая уникальными голосовыми данными. Многократная лауреатка вокальных конкурсов. Певица, способная передать голосом чувства и эмоции так чётко, как это возможно. Её выступления регулярно проходят в городах России и СНГ, собирая любителей электронной музыки высокого класса. Хаус композиции проекта давно играют в европейских клубах.

Не останавливая свою работу на продюсерском поприще, Юрий Усачёв начинает сотрудничать с проектом «Zventa Sventana», где также поёт Тина Кузнецова. Движущей силой проекта, его основной идеей стало стремление двух представительниц абсолютно разных музыкальных направлений (джаза и электронной музыки - Тина, и русского фольклора - Алена Романова) наиболее точно выразить и донести до слушателей состояние души, стремления и чаяний современного человека.

В 2009 году Юрий Усачёв перестал выступать в рамках коллектива «Гости из будущего», решив полностью посвятить себя новым проектам «Art-house»,«My-Ti» и «Zventa Sventana», а также гастролируя как DJ играть музыку собственного написания за последние творческие годы и просто любимые пластинки.

Юрий Усачёв: «В последнее время в музыке появилось много разных людей. Я уверен, что среди музыкантов в клубах есть самородки играющие и пишущие отличные вещи! Гастролируя по клубам России и СНГ, я с удовольствием хотел бы познакомиться с ними, послушать их. Думаю, в будущем мы сможем сделать что-то интересное вместе! От того, какие у нас ди-джеи, напрямую зависит то, какая музыка нас ждёт в эфирах радио и ТВ!»

_____________________________________

организация гастролей Юрий Усачёв :


+7 904 7631660 Мурат Абдуллин - Концертный Директор

[email protected]


geometria.ru

Юрий Усачев родился 19 апреля 1974 года в Ленинграде (Санкт-Петербург, Россия). С раннего детства начал заниматься музыкой. Учился в музыкальной школе и пел в хоре мальчиков Ленинградского дома радио.

В музыкальной школе он научился играть на ударных, кларнете, фортепьяно, виолончели и гитаре. Помимо развития, как инструменталист, Юрий начал заниматься компьютерной электронной музыкой, принимал активное участие в питерском движении Jungle.

Начало карьеры

В 1995 вместе с Антоном Ньюмарком создал электронный проект Чугунный скороход. В этом же году создал коллектив Актив-Позитив. Юрий выступал композитором для поп-группы Отпетые мошенники, для них делал аранжировки и ремиксы.

В 1997 Юрий и питерский музыкант Евгений Арсентьев создали клубный проект Тотальный Брейк-бит. Кроме того, Усачев работал с Русским размером.

Звездный час

В 1997 Юрий Усачев вместе с и Евгением Арсентьевым создали группу Гости из будущего. Первой песней группы стала Время песок . Однако широкой российской аудитории такая музыка оказалась непонятна. Группа поменяла творческое направление и в 1998 году от группы отделился Евгений Арсентьев. В 1999 году вышел диск Беги от меня .

В 1999 группа Гости из будущего переехала в Москву. С гастролями коллектив объездил многочисленные города СНГ. Группа также часто посещала Европу и США.

Группа Гости из будущего выпустила 7 полноценных альбомов и 4 альбома ремиксов. Были выпущены 15 видеоклипов, четыре из них Юрий Усачев срежиссировал сам.

В 2002 Юрий Усачев стал генеральным продюсером звукозаписывающей компании Граммофон рекордс.

Желая реализоваться в качестве электронного музыканта и DJ, Юрий Усачев в 2006 создал проект Art-House. В его состав вошли питерские ди-джеи Андрей Тимошенко (dj Tisha) и Ульрих (Alex Ylёch).

В 2008 Юрий Усачев создал еще один проект. My-Ti - певица Тина Кузнецова, обладающая уникальными голосовыми данными. Она многократная лауреатка вокальных конкурсов. Ее выступления регулярно проходили в городах России и СНГ, собирая любителей электронной музыки высокого класса. Хаус-композиции проекта играли в европейских клубах.

В этом же году Юрий Усачев написал музыку для предстоящей церемонии Кинонаграды MTV-Россия.

Весной 2009 Юрий Усачев прекратил выступления в качестве музыканта группы Гости из будущего, тем не менее, оставался аранжировщиком и саунд-продюсером группы.

К Юрию Усачеву постоянно обращаются популярные российские исполнители с просьбой сделать ремикс или аранжировку своей песни. Он успешно сотрудничает в качестве саундпродюсера со звездами российского шоу-бизнеса Алсу, . Одна из последних работ песня Ева группы Винтаж.

Личная жизнь

В конце 90-х Юрий объявил о своей гомосексуальной ориентации. Позже он признался, что это был всего лишь пиар-ход. Юрий Усачев стал отцом 24 сентября 2010 года. Его супруга Христина Кузнецова родила музыканту сына.

Награды

  • Золотой граммофон (в составе Гости из будущего)
  • Стопудовый хит (в составе Гости из будущего)
  • Бомба года (в составе Гости из будущего)
  • Движение (в составе Гости из будущего)

Подготовлено по материалам открытых источников.

(1974-04-19 ) (45 лет)

Юрий Усачёв - российский композитор , диджей, продюсер.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    С раннего детства начал заниматься музыкой. Учился в музыкальной школе и пел в хоре мальчиков «Ленинградского дома радио». В музыкальной школе он научился играть на ударных, кларнете, фортепьяно, виолончели и гитаре. Помимо развития, как инструменталист, Юрий начинает заниматься компьютерной электронной музыкой, принимает активное участие в питерском движении «Jungle».

    Карьера вне группы

    Желая реализоваться в качестве электронного музыканта и DJ, Юрий Усачёв в создаёт проект «Art-House». В его состав входят питерские диджеи Андрей Тимошенко (dj Tisha) и Алексей Ульрих (Alex Ylёch). Начинается работа с музыкой актуальных стилей электро и прогрессив. Материал получил высокую оценку ведущих российских и мировых диджеев. Готовность издать музыку высказала «Armada records» Армина ван Бюрена [ ] .

    Юрий Усачёв: «Я считаю, что клубная культура в России есть, и она на подъёме! Появляются хорошие интересные пластинки, написанные русскими. Их часто играют мировые гранды - это ли не показатель развития? Вместе с этим хочется сказать и то, что клубная культура регионов России порой выше столичной! И это здорово!»