В древние века погребение живых людей. Значение древние погребения в словаре обрядов и таинств

Сложно понять, к какому жанру следует отнести предлагаемый текст. В нём немало интересных моментов, вот только с доказательной базой несколько проблематично.

Однако учитывая, что славяне прибегали к сожжению покойного, можно считать, что автор на верном пути.

Многие годы занимаясь инвентаризацией кладбищ в России, имею крупнейшую базу данных по стране CKORBIM.COM и четкое представление, что трехсотлетние кладбища есть только в Питере, а в целом нашим погостам не больше 200 лет.

Но косточки то человеческие пролежат и тысячу лет, если в каких-то местах десятилетиями хоронить людей. И как это понимать?

В такой ситуации строительство в центральной части страны постоянно натыкалось бы на кладбищенские захоронения и сталкивалось с археологической экспертизой, а массово это не происходит. Мы имеем лишь единичные случаи даже в городах с тысячелетней историей. Почему?

Сами по себе древние захоронения в землю есть, но это либо монастырские могилы служителей культа, либо курганы скифских князей в южной без(с)лесой части страны и на Украине.

А где хоронили обычных жителей страны? Где кладбища XIII, XIV, XV, XVI,XVII, XVIII веков? Либо в силу археологической монополии государства от нас это все скрывается, либо их не было вообще?

Сейчас, для законных археологических исследований нужно просить разрешения в Москве , и табу наложены на многие темы и интересные объекты . Но не возможно скрыть тысячи кладбищ в границах городов с миллиардом похороненных людей за время официальной истории христианства на Руси.

Значит еще двести-триста лет назад основным погребальным укладом был погребальный костер, а страна находилась в формате двоеверия, когда христианство проникло лишь в столицы и западную часть России.

Наша реальная история - это самый большой секрет, и мы сейчас не будем в него особо влазить, просто оценив объективные факты. Миллиарда русских людей похороненных в землю просто нет, поскольку от них осталось бы процентов десять костей в культурном слое крупнейших городов.

Как хоронили до религиозных реформ времен Петра I и смутного времени? Видимо, до XVIII века в России имела преимущественный характер родовая общественная структура, выстроенная на ведических принципах староверия.

В литературе остались описания многочисленных случаев самосожжения под натиском религиозных гонений. Но ничего не говориться о погребальном костре и тризне для умерших людей, в чем усматриваю явную церковную цензуру .

Зачем людям во времена никонианских церковных реформ было уходить из жизни таким страшным способом как самосожжение? Очевидно, для того чтобы выполнить сразу же и все требования погребального обряда, поскольку потом хоронить на погребальном костре уже было некому.

Сожжение еретиков по всей Европе в этом случае представляется как сознательно исковерканный обряд тризны в отношении так называемых "язычников" или староверов. Молот ведьм заботился о нарушении всех ведических правил ухода из жизни с тем, чтобы душа замученного человека не могла попасть в высшие миры.

Предположу, что сожжение "еретиков" на кострах сопровождалось специальными черномагическими обрядами католической церкви.

Таким образом, самосожжение староверов - это тризна, в которой еще живые люди сами себе пели последнюю погребальную песню. Кто-то скорее всего оставался в живых, чтобы проводить обряды на девять, сорок дней и годину.

Соответственно, основным русским погребальным укладом до сих пор остается кродирование или кремация .

Лишь в последние два века похороны в землю взяли верх под давлением государства и окатоличенной церковной системы . Слово православие при этом относится к ведическим верованиям, и состоит из перечисления высших миров Прави и Слави. Но это все нам приказано забыть.

Полное название РПЦ - ортодоксальная, греко-кафолическая церковь. Ортодоксальный - это правоверный, а не православный, ну а замена одной буквы в русском варианте в слове кафолический не должна никого обманывать.

РПЦ - это правоверная, греко-католическая церковь, теперь уже ничего общего не имеющая с русским православием.

Со всем этим связано настороженное отношение РПЦ к кремации, по началу ее отвергали вовсе, хотя исходя из Библии тело умершего человека должно стать ПРАХОМ , а не ТЛЕНОМ . Оно должно сгореть.

Сейчас под давлением объективных процессов в крематориях повсеместно проводят обряды отпевания. На новом витке развития кремация восстанавливает погребальный костер, а наша общая задача состоит в возвращении ТРИЗНЫ, как правильного обряда проводов души в высшие миры.

В своей статье о жизни и смерти я подробно разобрал обстоятельства возникновения кладбищ в Российской Империи, остановлюсь на этом под другим углом, чтобы выйти на главную проблему: а как правильно душе уходить на тот свет, и какое значение в этом играет кремация.

Итак, представим себе сказочную картинку ведической Руси, которая существовала еще триста или чуть более лет назад. Смерть не естественный процесс, все живут долго и счастливо, и никто умирать не собирается.

На каком-то этапе духовного развития люди впадают в летаргический сон, для чего у царей имеются усыпальницы, а у простых людей склепы.

Склеп представляет из себя деревянную конструкцию, склепленную извне специальными креплениями методом клепки. Во сне спящие красавицы находятся много месяцев под контролем жрецов, перестраивают свой организм и после пробуждения практически не стареют.

Проснувшись из летаргического сна, человек легко отбивает изнутри доски склепа, защищающие его от диких и домашних животных, и выходит наружу.

Известная нам жизнь для них выполняет лишь роль первичной стадии: кокона или гусеницы. А после летаргического сна, который обрисован также и в истории с воскресением Иисуса Христа, люди и начинают жить полноценной вечной жизнью бабочки в перестроенном физическом теле.

Общие верования упрощенно можно описать как культ радости и культ предков. Общая организационная основа круговая, властная структура представляет собой матрешку (а не пирамиду). В ней старшие обволакивают и защищают младших, относясь к ним по отечески.

Люди умирают мало и редко, в основном на поле брани. Родовая структура обеспечивает реинкарнацию умерших в том же роду, через обряд оклички. То есть дедушка уговаривается со своими внучатами перед уходом из жизни родиться их ребенком. Оклички выполняют кликуши, окончательно истребленные уже в советские годы.

Любящие люди могут продолжать свой семейный союз во многих жизнях, поэтому если муж скоропостижно погибал, то жена могла войти с ним на погребальный костер, чтобы выйти в новое рождение одновременно, и продолжить свой путь в новой инкарнации.

Просто отнеситесь к этому как к русской сказке о золотом веке, с которой все начиналось, и посмотрите что и как сделали с нами вороги. Погребальный костер в те времена выполняет роль мгновенного уничтожения физического тела, к которому была привязана душа и астральное тело .

Человек - это общность физической и духовной составляющей, после смерти эти связи не разрушаются до момента истления мягких тканей. Кремация приводит к тому, что душу больше ничего не держит, и она с помощью тризны легко направляется по инстанции, а астральное тело становится ангелом хранителем живых родичей.

Через обряд развеивания праха в жилище ангел хранитель четко привязывается к родовому гнезду и выполняет охранные функции для семьи, а все ангелы хранители в совокупности для всей страны.

В этом плане большое значение имеет порог, куда закладывалась значительная часть праха, поэтому здороваться через порог нельзя, и поэтому во время свадьбы жених переносит невесту через порог на руках, тем самым авторизируя ее у ангелов хранителей как составную часть себя, на которую теперь распространяется родовая защита.

Выражения типа "враги на пороге" также характеризуют работу родовой теперь уже защиты в масштабах всей страны, Родины.

Эту непобедимую социальную структуру наших предков, которые могли жить веками в молодом теле в итоге победили.

В результате гигантских катаклизмов и Потопа большая часть русов была уничтожена, а оставшихся зачистили международные вторжения, известные нам как подавление генералиссимусом Священной Римской Империи Суворовым Пугачевского восстания и война с Наполеоном.

Люди старшего поколения у нас повсеместно не знают как звали деда их деда, поскольку в какой-то момент нас почти полностью истребили, а оставшихся детей латинянские палачи (кат - палач, резать) воспитали в новой традиции.

Дали новые имена, религию смерти вместо культа предков, новую одежду, праздники, музыкальные инструменты, календарь, летоисчисление, историю, продукты питания, обряды погребения и т.д.

Ни одно слово в современной погребальной культуре никак не связано с его реальным смыслом, потому что все эти слова в рамках русской культуры означали вообще другие вещи, не относящиеся к смерти физического тела. Что означает само слово погребальный или погребенный исходно?

Погреб - это специально оборудованное место для долговременного хранения в земле чего-то ценного. При чем тут смерть и мертвое тело? Его кто-то собирался доставать к определенному сроку?

Нет. Кладбище - это место с большим количеством кладов, а клад - это что-то важное спрятанное на время от посторонних глаз. Что такое похороны и хоронить? Первое значение прятать и прятаться, второе значение схоронить=сохранить. Попытайтесь вставить смерть во все эти слова - и ничего не выйдет.

Теперь сам термин смерть. Корень то в нем МЕРА , смерить, умерять, измерить, умереть, умерить - однокоренные глаголы, которых почему-то нет у смерти с корнем смерть.

Смерть исходно - это смена мерности в которой пребывает человек, переход в иное измерение. А нам от ПЕРЕхода оставили только Уход из жизни, и в итоге вообще свели все вопросы к биологии, к остановке жизнедеятельности организма.

Илюстрация процесса разделения сущности и тела после смерти. Из книги Н.Левашова «Последенее обращение к человечеству »

Слова усопший и покойник никак не относятся к гибели организма. Усопший, усыпальница, спальня и успение связано со сном, скорее всего долговременным летаргическим сном, обеспечивающим фазовый переход человека в новое физиологическое состояние. В какой-то момент сон сделали вечным и приравняли к смерти и туда же прикрутили покойника и почившего.

У покоя прослеживается два смысловых ядра. Первое связано опять же со сном, когда покои близки к спальне, где люди отдыхают. Почивший в опочивальне - это тоже разновидность спящего.

Слова усопший, спящий, почивший, опочивший, (и возможно) покойный раньше имели разные смыслы скорее всего относясь к разным видам сна. Нужно понимать, что в русском языке исходно синонимов не было, они образовывались лишь с утратой каких-то объектов и явлений, когда слова оставались в языке и прилеплялись к чему-то близкому.

Второе смысловое ядро покоя - это спокойствие , как состояние разума (системы), в котором не возникает внутренних конфликтов и противоречий, а внешние предметы воспринимаются одинаково уравновешенно.

В данном случае речь идет о балансе и равновесии, а не о нулевом уровне, когда никакое восприятие уже не возможно. Покоиться с миром означает быть с ним в позитивном резонансе, а не потерять все взаимосвязи.

Если правильным образом расставить смыслы русских слов, то картина исторической действительности станет очевидной и очень наглядной. Попробуем сделать это для... теперь уже и не знаю какими словами описать нашу тему про смерть.

Вернемся к нашей русской сказке, в какой-то момент захваченной латинянами. Подчинив страну и перебив почти все взрослое население, они обнаружили огромное количество деревянных ящиков (склепов), в которых лежали в летаргическом сне спящие красавицы и красавцы.

Эти люди осуществляли переход на новый физиологический и духовный уровень достигая без(с)смертия физического тела, что было продемонстрировано Иисусом Христом при большом скоплении народа после мучений со стороны латинян (римлян).

Получив жестокие травмы он вошел в состояние кратковременного летаргического сна перестроил свой организм, проснулся (воскрес), спокойно отвалил многотонную глыбу и вышел к международной общественности.

Он показывал израненные руки и объяснял сбежавшемуся народу принципы вечной жизни в ФИЗИЧЕСКОМ ТЕЛЕ, которое может самообновляться и восстанавливаться.

Потом фарисеи все передернули и смыслы поменяли, толкуя про без(с)смертие души, утверждая тем самым культ смерти физического тела, которому сейчас и подчинена вся наша цивилизация.

На Руси же пришедшие с РОМАновыми латиняне (римляне) обнаружили сотни тысяч склепов, ящиков со спящими людьми, ожидающими своего "воскресения".

Они естественно начали все это уничтожать. Родственники спящих пытались разными способами сохранить (схоронить) своих близких от властей третьего Рима , от чего образовалось слово похороны. И для этого было всего лишь два способа: либо спустить склепы в погреб, либо вывести их в чисто поле и закопать на небольшую глубину, слегка присыпав землей.

От погребенных в погребах пошло "погребение", предполагающее извлечение усопшего после пробуждения. От кладов в укромных местах пошло слово "кладбище", где почившие лежали в больших количествах. А самым ценным кладом который прятали (схоранивали) и была жизнь близкого человека.

Новая власть безжалостно убивала спящих найденных в погребах и кладах, забивая осиновые колья в грудную клетку, что потом было представлено как метод борьбы со всякой нечистью.

Проснувшиеся люди вылезали из склепов на кладбищах, приходили домой и дальше подвергались гонениям. Сожжение еретиков повсеместно в Европе применялось потому, что только оно давало стопроцентную гарантию невоскресения человека после казни.

После истребления знающих и ведающих людей преемственность была потеряна и мы перестали контролировать процессы летаргического сна. Латинянские врачи (от слова врать) квалифицировали и до сих пор квалифицируют глубокий сон без признаков пульса, дыхания и сердцебиения как смерть.

Уснувших людей стали закапывать в землю на ровне с мертвыми на кладбищах, которые поменяли свой смысл, поскольку погребальные костры (кстати они не могут быть "погребальными") и тризны повсеместно запретили и перешли на похороны умерших в землю.

С этим связаны все кладбищенские ужастики, потому что люди, которых посчитали умершими спустя время вылезали из могил и возвращались домой. Их квалифицировали как нечисть и истребляли, поскольку понимание процессов было утеряно.

Когда случаи оживления на кладбищах приобрели массовый характер, властью и церковью было принято решение приваливать захоронение могильной плитой . Спрессовавшаяся земля под камнем в 100 килограмм практически не давала шансов вырваться пробудившемуся из могилы.

Умершим связывали руки, склеп был заменен на добротно сколоченный гроб , который теперь еще и выполнял функцию переноски тела до места погребения или места захоронения.

Сами эти места потеряли смысловую разницу, хотя исходно погребение - это частный случай захоронения, когда склеп схоранивали в погребе.

В XIX веке самой распространеной фобией в России и Европе стала боязнь быть похороненным живым, поэтому в итоге запретили хоронить раньше трех дней после смерти, в могилах делали слуховые окна и священники обходили свежие захоронения, проверяя наличие признаков гниения.

Были даже могилы для богатых с запасом пищи и еды на первое время, что обильно описано в литературе.

Окончательный удар по летаргическому сну и без(с)смертию физического тела нанесла римская медицина, придумав делать вскрытие с целью гарантированного добивания всех, впавших в пограничное состояние между жизнью и смертью.

Потихоньку нас сподвигают к стопроцентному вскрытию, дающему окончательное решение данной проблемы, хотя сейчас люди практически не доходят до необходимого летаргическому сну духовного уровня.

В духовном аспекте разрушение родового уклада, отказ от кродирования (кремации) привели к тяжелейшим последствиям за последние двести лет:

1. Похороны в землю реально умершего человека долгое время сохраняют связь неразложившегося тела и астрального тела, а может быть и души. Астральное тело не становится ангелом хранителем живых родичей, оно теряет ориентацию, имея привязку к неразложившемуся трупу.

Вместо того, чтобы защищать родичей начинается обратный процесс, астральный двойник умершего напитывает энергией тело на кладбище, стремясь его реанимировать. Сама же энергия отнимается у близких родственников, горюющих об утрате.

2. Наши мертвые не становятся "как часовые" в песне у Высоцкого. Астральные тела уходящих людей приобретают вампирические характеристики и собираются в огромных количествах на кладбищах.

Они не становятся защитниками рода и земли русской, а наоборот, потребителями энергии и жизненных сил своих живых сородичей . Со временем, такие сущности могут приобрести ярко выраженную демоническую направленность, являться во снах и приведениях, третируя близких родственников и знакомых

3. Лучших, наиболее сильных в духовном плане людей дербанят на "мощи святых " препятствуя разложению тела навсегда. Тем самым могучие души монахов и святых людей не могут окончательно разорвать связь с нашим миром и нормально двигаться по загробной жизни в правильном направлении и в новых воплощениях.

4. Пирамиды, зиккураты и мавзолеи с мумиями, храмы с мощами, кладбища в городах программируют все окружающее пространство и людей на СМЕРТЬ, являющуюся неестественным процессом.

5. Физические действия по заколачиванию, свзыванию, заматыванию умерших, по приваливанию могильной плитой, сопровождающиеся разного рода молитвами и выражениями смысл которых давно никто не понимает, на самом деле выполняют функцию запечатывания без(с)смертной души в нашем мире.

Все это препятствует ее уходу и чревато гибелью в связи с потерей энергии в междумирье. Почему смысл заупокойных молитв давно никто не понимает, я пояснил на примере разбора значения слов.

Сама заупокойная молитва в действительности - это молитва о спящем в летаргическом сне, это молитва о его чудесной трансформации и переходе к без(с)смертию в физическом теле.

6. Переход на похороны в землю стал ключевым элементом по утверждению культа смерти в современной цивилизации. Кремация не оставляет материальных следов от тела, а похороны в землю непрерывно накапливают и нагнетают эти следы.

Даже с точки зрения санэпидстанции кладбища отравлены сотней инфекций и трупным ядом в разных проявлениях. Они непрерывно чадят и негативной астральной энергетикой, от неупокоенных душ и обитающих там демонических сущностей.

При этом кладбища превращены в места поклонения предкам, и стали местом поклонения смерти.

7. На протяжении двух-трех веков похороны в землю нашими руками и руками врачей, фиксирующих смерть, убивают лучших из нас впавших в пограничные состояния летаргического сна.

Врачи не могут отличить глубокий сон от смерти, не знают ни одной реальной причины естественной (некриминальной и нетравматичной) смерти, и тем не менее уже в ближайшее время вскрытие для определения этих причин может стать стопроцентным.

8. Сейчас труп человека превращен в улику против родственников, его вскрывают, делают экспертизы, могут несколько раз эксгумировать. Надругательство над мертвым телом оказывает плачевные последствия на душу. Не случайно воины всех времен и народов прежде всего спасали от врагов тела павших товарищей .

Теперь мы отдаем на растерзание победившим нас врагам из римской системы права и медицины тела всех своих близких родственников, умерших не от старости. Осквернение тела может осложнить или сделать невозможным правильный загробный путь души.

9. Покойники на кладбищах массово перестали гнить, что подтверждается данными судебных эксгумаций. Тела в гробах напитаны консервирующими лекарствами и неправильной пищей, астральные тела передают им энергию от безвыходности, потеряв свое объективное предназначение.

Мертвые перестали превращаться в прах, но разве это кого-то смущает?

Я конечно собираюсь жить вечно, и пока все идет нормально. Но если вдруг, что-то пойдет не так, то завещаю сжечь меня в лесу рядом с домом. На нашей полянке положите два больших листа металла, а сверху машину березовых дров. Прах развеете по дому и по подвалу. С лесом договорено.

Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни.

Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь - снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п.

Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом отдалении - то есть покойник как бы оставался с живыми. Иногда руки и ноги мертвеца связывали - возможно, чтобы он не восстал, не вернулся в этот мир (такой обычай характерен для эпохи верхнего палеолита).

Часто покойника посыпали охрой - вероятно, красная краска символизировала кровь, которая в свою очередь символизировала жизнь. Но, конечно, проблема истолкования всех элементов обряда захоронения никогда не будет окончательно решена, и ученым остается только строить более или менее вероятные догадки.

Первыми существами, которые начали по-особенному относиться к смерти и к мертвецам, были неандертальцы.

Известно несколько их погребений. Все они, безусловно, были связаны с какими-то идеями и «размышлениями» (хотя когда-то бытовало мнение, что неандертальцы закапывали своих сородичей исключительно в санитарно-гигиенических целях). Например, подавляющее большинство покойников ориентировано головой по линии восток-запад, то есть их положение как-то связано с положением солнца на небосводе.

Чаще всего покойники лежат в позе спящего на боку - это говорит о том, что, видимо, для неандертальцев состояния сна и смерти были чем-то похожи.

Своих умерших товарищей неандертальцы снабжали орудиями труда и мясом убитых животных. Хоронили же покойников в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в полу тех же пещер, где и жили, разве что на некотором отдалении от стоянки.

Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах - сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).

Ученым посчастливилось найти довольно много погребений неандертальцев - взрослых мужчин, женщин, стариков (Ла-Шапель-о-Сен) и детей. Многие из этих погребений интересны какими-то особенными чертами. Например, в пещере Шанидар (Ирак) покойник был усыпан цветами - это показал анализ пыльцы, сохранившейся в земле.

« Алтайская принцесса» Очы- Бала. Раскопки кургана Ак-Алаха-3 на плоскогорье Укок (Республика Алтай), в котором была захоронена так называемая принцесса, начала в 1993 году Наталья Полосьмак - археолог из Новосибирска, доктор исторических наук. Курган представлял собой полуразрушенный памятник, который ещё в древности пытались ограбить. В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций. К началу раскопок курган был в полуразобранном состоянии и выглядел разорённым: в шестидесятые годы, во времяконфликта с Китаем , в этом районе был построен укрепрайон , материалы для которого брались из курганов. В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа , под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Нижнее захоронение было замуровано в слое льда. Это вызвало большой интерес археологов, так как в подобных условиях могли очень хорошо сохраниться очень древние вещи. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому. В камере обнаружили шесть коней под сёдлами и со сбруей , а также деревянную колоду из лиственницы , заколоченную бронзовыми гвоздями. Содержимое захоронения явно указывало на знатность погребённой персоны.

Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря.

Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившиЙся. После первых исследований ребенок был определен как мальчик, но спустя некоторое время один из крупнейших отечественных антропологов В. П. Алексеев более тщательно изучил кости и пришел в выводу, что останки принадлежат девочке. Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг - воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.

С появлением на исторической арене Ното sapien s (верхний палеолит) захоронений стало больше, а погребальный обряд сделался более «скрупулезным» и сложным.

Как и раньше, захоронения совершались на территории стоянки в неглубоких могильных ямах, вырытых по форме тела человека.

Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху - слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров.

Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей.

Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизировавшей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями - возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».

Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В первой могиле был похоронен мужчина 55-65 лет в вытянутом положении на спине, на груди его лежала подвеска в виде просверленной гальки, а на руках было более 20 браслетов, выструганных из бивня мамонта. Скелет покрывали 3500 бус, сделанных также из бивня мамонта, которые служили нашивками на одежду; шапку тоже украшали подобные бусы и подвески из клыков песца. На дне могилы археологи нашли орудия - кремневый нож, скребло и отщеп. На груди погребенного лежало ожерелье из трех рядов бус. На поверхности могилы в крупном пятне красной охры лежал большой камень и череп женщины (зубы и нижняя челюсть отсутствовали).

Неподалеку было найдено второе погребение. В могильной яме длиной 3 метра и шириной 0,7 метра лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7-8, а другой - мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий - 2 м 46 см, а второго - 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же - три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом - фигура мамонта.

На поверхности этой второй могилы был обнаружен скелет обезглавленного человека, может быть, того самого, чей череп был найден над первой могилой. Большое количество бус, нашитых на одежду, позволило воссоздать костюм древнего человека. Скорее всего, это была одежда «глухого типа,), напоминающая современную одежду народов Арктики. Также на погребенных были штаны и мягкая обувь типа мокасинов; на головах шапки, а у девочки - еще и налобная повязка.

Еще одно знаменитое детское погребение находится в Ментоне, недалеко от Ниццы - в так называемом Гроте Детей. Тут также похоронены двое детей приблизительно 8-10 лет. Они лежали на спине, руки были вытянуты вдоль тела. На них также было найдено большое количество ракушек, видимо, когда-то являвшихся красивым поясом, повязками и пр. Интересно, что в этой пещере несколько могил располагаются одна над другой. Так под детьми было обнаружено захоронение женщины, а под ней, прямо на месте древнего костра, лежали скелеты мужчины и пожилой женщины - оба на правом боку в скорченном положении, у них также были украшения из ракушек и несколько кремневых орудий. Головы обоих покойников предохраняла каменная плита, покоившаяся на двух больших камнях.

В Дольних Вестоницах в Моравии была найдена могила женщины, покрытая двумя лопатками мамонта, на одной из которых даже была какая-то непонятная резьба. Женщина также была в скорченном положении (видимо, связана), ее тело было осыпано охрой. С ней были найдены орудия: перед подбородком - кремневый наконечник, между голенями - кремневый нож, а еще - зубы песца и остатки мясной пищи.

22.11.2012

Сам факт существования погребального ритуала, несомненно, свидетельствует о том, что первобытные охотники задумывались о смерти, возможно, имели какие-то представления о потустороннем мире, загробной жизни. Они не бросали своих мертвецов, а как бы снаряжали их в далекий путь — снабжали необходимыми орудиями труда, пищей, украшениями и т. п. Кроме того, умерших членов племени хоронили, как правило, там же, где и жили, может быть, на небольшом отдалении — то есть покойник как бы оставался с живыми. Иногда руки и ноги мертвеца связывали — возможно, чтобы он не восстал, не вернулся в этот мир (такой обычай характерен для эпохи верхнего палеолита). Часто покойника посыпали охрой — вероятно, красная краска символизировала кровь, которая в свою очередь символизировала жизнь. Но, конечно, проблема истолкования всех элементов обряда захоронения никогда не будет окончательно решена, и ученым остается только строить более или менее вероятные догадки.

Первыми существами, которые начали по-особенному относиться к смерти и к мертвецам, были неандертальцы. Известно несколько их погребений. Все они, безусловно, были связаны с какими-то идеями и «размышлениями» (хотя когда-то бытовало мнение, что неандертальцы закапывали своих сородичей исключительно в санитарно-гигиенических целях). Например, подавляющее большинство покойников ориентировано головой по линии восток-запад, то есть их положение как-то связано с положением солнца на небосводе. Чаще всего покойники лежат в позе спящего на боку — это говорит о том, что, видимо, для неандертальцев состояния сна и смерти были чем-то похожи. Своих умерших товарищей неандертальцы снабжали орудиями труда и мясом убитых животных. Хоронили же покойников в неглубоких ямах, вырытых или выдолбленных в полу тех же пещер, где и жили, разве что на некотором отдалении от стоянки.

Одним из самых ранних неандертальских погребений является захоронение юноши 16-18 лет в Ле-Мустье (Франция). Эта могила была обнаружена в 1908 г. и вызвала много споров в научных кругах — сам факт сознательного погребения долго оспаривался скептиками. Юноша лежит на боку, одна рука у него под головой, другая вытянута вперед, само тело покоится в неглубокой яме, а вокруг разбросаны куски кремня, каменные орудия и кости животных (бывшие куски мяса).

Ученым посчастливилось найти довольно много погребений неандертальцев — взрослых мужчин, женщин, стариков (Ла-Шапель-о-Сен) и детей. Многие из этих погребений интересны какими-то особенными чертами. Например, в пещере Шанидар (Ирак) покойник был усыпан цветами — это показал анализ пыльцы, сохранившейся в земле.

Пожалуй, одним из самых интересных открытий можно назвать погребение ребенка 8-9 лет в гроте Тешик-Таш (Узбекистан), обнаруженное в 1938 году А. П. Окладниковым на высоте примерно 1500 м над уровнем моря. Это неглубокий грот, имеющий примерно 20 метров в длину и столько же в ширину. Во время раскопок там, впервые в Средней Азии, был обнаружен скелет неандертальца, хотя и очень плохо сохранившиЙся. После первых исследований ребенок был определен как мальчик, но спустя некоторое время один из крупнейших отечественных антропологов В. П. Алексеев более тщательно изучил кости и пришел в выводу, что останки принадлежат девочке. Интересно, что над могилой ребенка археологи обнаружили остатки костра, а вокруг — воткнутые по кругу острыми концами в землю рога горного козла, так что, видимо, изначально они образовывали нечто вроде ограды. Этот факт истолковывали и как свидетельство особого магического отношения к козлу (культ этого животного распространен в Средней Азии и сегодня), и как доказательство наличия у неандертальцев солнечного (солярного) культа.

С появлением на исторической арене Ното sapiens (верхний палеолит) захоронений стало больше, а погребальный обряд сделался более «скрупулезным» и сложным. Как и раньше, захоронения совершались на территории стоянки в неглубоких могильных ямах, вырытых по форме тела человека. Дно могильной ямы часто посыпалось золой и известью, а сверху — слоем красной охры толщиной до нескольких сантиметров. Затем в могилу укладывали умершего, ориентируя его по сторонам света (то есть головой строго на восток, запад, север или юг), часто в скорченном и связанном положении и при этом -в богато украшенной одежде, с разнообразными украшениями и прочим сопроводительным инвентарем: орудиями труда, предметами искусства, погребальной пищей. Часто покойника также покрывали слоем красной охры, символизировавшей, видимо, огонь, а может быть, кровь или, во всяком случае, какую-то жизненную субстанцию, которой лишался человек после смерти. Могилу заполняли землей и, как правило, укрывали сверху либо массивными костями мамонта (например, лопаткой), либо камнями — возможно, чтобы предотвратить «воскрешение».

Ярким примером богатого и интересного захоронения являются погребения со стоянки Сунгирь, находящейся неподалеку от города Владимира. В первой могиле был похоронен мужчина 55—65 лет в вытянутом положении на спине, на груди его лежала подвеска в виде просверленной гальки, а на руках было более 20 браслетов, выструганных из бивня мамонта. Скелет покрывали 3500 бус, сделанных также из бивня мамонта, которые служили нашивками на одежду; шапку тоже украшали подобные бусы и подвески из клыков песца. На дне могилы археологи нашли орудия — кремневый нож, скребло и отщеп. На груди погребенного лежало ожерелье из трех рядов бус. На поверхности могилы в крупном пятне красной охры лежал большой камень и череп женщины (зубы и нижняя челюсть отсутствовали).

Неподалеку было найдено второе погребение. В могильной яме длиной 3 метра и шириной 0,7 метра лежали два скелета подростков, тесно прижатые друг к другу головами. Один скелет принадлежал девочке 7—8, а другой — мальчику 12-13 лет. Погребения сопровождались огромным количеством изделий из бивня мамонта, а также несколькими кремневыми орудиями, найденными только возле мальчика. Пожалуй, наиболее уникальными находками были копья из бивня мамонта, сопровождавшие погребенных. Длина одного из копий — 2 м 46 см, а второго — 1 м 66 см. Очень прочные, тяжелые и хорошо заточенные, эти изделия были мощным оружием в руках охотника, с таким оружием он без страха мог идти даже на крупного зверя. Кроме того, рядом с девочкой лежало восемь дротиков, сделанных из того же материала, что и копья, и два кинжала длиной 42 см, с мальчиком же — три дротика и один кинжал. Запястья погребенных украшали браслеты, а на пальцы были надеты костяные перстни. Около шеи каждого лежала заколка, служившая для застегивания верхней одежды: плаща или накидки. Кроме того, у мальчика в руке был зажат кремневый нож (второй такой же находился неподалеку), на груди лежала фигурка лошади, а под левым плечом — фигура мамонта.

На поверхности этой второй могилы был обнаружен скелет обезглавленного человека, может быть, того самого, чей череп был найден над первой могилой. Большое количество бус, нашитых на одежду, позволило воссоздать костюм древнего человека. Скорее всего, это была одежда «глухого типа,), напоминающая современную одежду народов Арктики. Также на погребенных были штаны и мягкая обувь типа мокасинов; на головах шапки, а у девочки — еще и налобная повязка.

Еще одно знаменитое детское погребение находится в Ментоне, недалеко от Ниццы — в так называемом Гроте Детей. Тут также похоронены двое детей приблизительно 8-10 лет. Они лежали на спине, руки были вытянуты вдоль тела. На них также было найдено большое количество ракушек, видимо, когда-то являвшихся красивым поясом, повязками и пр. Интересно, что в этой пещере несколько могил располагаются одна над другой. Так под детьми было обнаружено захоронение женщины, а под ней, прямо на месте древнего костра, лежали скелеты мужчины и пожилой женщины — оба на правом боку в скорченном положении, у них также были украшения из ракушек и несколько кремневых орудий. Головы обоих покойников предохраняла каменная плита, покоившаяся на двух больших камнях.

В Дольних Вестоницах в Моравии была найдена могила женщины, покрытая двумя лопатками мамонта, на одной из которых даже была какая-то непонятная резьба. Женщина также была в скорченном положении (видимо, связана), ее тело было осыпано охрой. С ней были найдены орудия: перед подбородком — кремневый наконечник, между голенями — кремневый нож, а еще — зубы песца и остатки мясной пищи.

Древнее кладбище «вампиров» в польском городе Гливице

«Могилы вампиров» находят по всей Европе. Это могут быть захоронения с отрубленной головой или же с придавленным камнями телом, а могут быть просто останки, перевернутые лицом вниз. Любопытно, но первоначальная интерпретация всех подобных захоронений как «могил вампиров» была предложена даже не профессиональным ученым, а всего лишь рабочим, трудившимся на одном из раскопов. Интерес ко всему загадочному и опрокидывание в прошлое нынешних представлений сделали свое дело: далеко не бесспорная версия стала общим местом в научных работах и в масс-медиа.

В мировой прессе и даже в серьезных научных журналах регулярно появляются публикации о том, как археологи находят все новые и новые могилы вампиров. В 2009 году вампиршей итальянские криминалисты объявили женщину, чей череп с кирпичом в зубах нашли на острове Лаццаретто Нуово (Венеция) среди умерших во время эпидемии чумы в XVI веке. В 2011 году вампирами (причем едва ли не древнейшими в Европе) назвали двух мужчин из захоронений IX века в Килтешин (Ирландия). Камни во рту, по мнению археологов, должны были не дать им восстать из могил и вредить живым существам. Но чаще всего могилы упырей находят на территории Польши: от Западного Поморья до Подкарпатья и от Кракова до Гданьска. Возможно, дело в том, что страх перед вампирами стал распространяться по Европе из славянского фольклора, и в Польше упыри преследовали людей чаще, чем в других местах (по крайней мере, так верили их жертвы).

Новое поколение польских ученых предложило иную, не менее любопытную гипотезу: многочисленные «могилы вампиров» возникли из-за методологических ошибок и домыслов археологов ХХ века, с легкостью подаривших все необычные захоронения кровососам. Авторы статьи в журнале World Archeology создали типологию странных могил и рассмотрели самые разные варианты их возникновения - от неумелости могильщиков до показательных казней преступников.

Живые и мертвые

Выяснение реального статуса колдунов, ведьм, оборотней и вурдалаков остается одним из наиболее интригующих вопросов истории и антропологии. До сих пор неясно, существовали ли они на самом деле (по крайней мере как люди, сознательно практикующие запретные магические обряды) или были просто больными невинными людьми, жертвами оговоров, фобий и психозов родственников и соседей. Достаточно вспомнить поражавшие многие страны массовые охоты на ведьм, жертвами которых становились тысячи людей.

Тот же вампиризм можно объяснить редким генетическим заболеванием крови (порфирией), симптомы которого вписываются в облик классического вурдалака. Больным противопоказан солнечный свет, кожа вокруг губ и десен высыхает, из-за чего резцы обнажаются до десен; порфирин оседает на зубах, окрашивая их в красный цвет. Но, кем бы ни были ведьмы и вампиры на самом деле, их существование было бесспорным фактом психологии и духовной жизни людей Средневековья, которая, в свою очередь, влияла и на жизнь материальную. Реконструировать же истинные события истории и их психологические мотивы ученым приходится в том числе по таким объектам, как захоронения.

В Средние века на землях славян, как и в других частях Европы, церковь с ожесточением боролась с языческими погребальными обрядами. Славяне и германцы продолжали класть в могилу ценные вещи, которые пригодятся покойнику в загробной жизни. Во время ночных бдений над умершим они исполняли песнопения-заклинания сопровождая их ритуальными танцами. Священники относились к этому крайне негативно: ведь согласно христианскому учению душа человека отправлялась в рай или в ад, к Богу, а не в особый «мир мертвых», куда, по мнению простого народа, надо было обеспечить с помощью магических обрядов безопасный переход, чтобы покойник не навредил живым.

Однако даже с распространением христианства в широких массах европейцев (в том числе славян) сохранилось разделение мертвецов на «чистых», умерших естественной смертью, и «нечистых» - в эту категорию могли входить самоубийцы, утопленники, казненные, иноверцы, колдуны и некрещеные младенцы. Таких покойников хоронили за оградой церкви, на распутье или иным необычным образом - так как боялись, что те вернутся вредить миру живых.

Невыносимая легкость интерпретаций

В 1957 году историк Бонифаций Зилонка (Bonifacy Zielonka) опубликовал статью с описанием необычных захоронений в Куявии (северная Польша): женщины, закопанной лицом вниз, и обезглавленного мужчины (череп обнаружили между его ногами). Один из рабочих на раскопе решил, что перед ним могила ведьмы (стржиги) - и ученый согласился с этой версией! С легкой руки неизвестного работника лопаты такая интерпретация вошла в научный обиход.

В 1960-е - 1990-е годы археологи описывали десятки подобных захоронений, но не стремились размышлять об их причинах. Короткое упоминание о том, что так хоронили опасных мертвецов, чтобы не дать им вернуться с того света, стало догмой и кочевало из одной монографии в другую. В то же время у историков нет доказательств того, что западные славяне в раннем средневековье верили в «живых мертвецов». С 1970-х годов все странные захоронения стали называть «антивампирскими».

Только в 2000-е годы археологи, объединив усилия с историками-медиевистами, стали уделять должное внимание социальному и юридическому контексту захоронений - правовой культуре Средневековья, изучению конкретных орудий казни и, главное, текстов (летописей и рассказов о судах и казнях преступников). Авторы статьи в World Archeology не дают окончательной и бесспорной интерпретации странных захоронений X-XIII веков, а предлагают коллегам и читателям вместе с ними подумать о том, кто, как и почему мог быть в них погребен.

Меры предосторожности, ошибки и преступления

Первые известные атипичные захоронения на территории Польши датируются X веком. До этого мертвецов западные славяне сжигали, а по кремированным останкам невозможно обнаружить странности в судьбах покойников. Археологи описывают три основных типа аномальных захоронений: покойник лежит ничком, он обезглавлен, и на трупе лежат камни.

Захоронения «лицом вниз» встречались по всей раннесредневековой Европе - у англосаксов, скандинавов и славян. В Польше хорошо известно захоронение молодой женщины из Гвяздово (западная Польша), обнаруженное еще в 1937 году. Ее похоронили ничком, головой на юг, повернув лицо к западу. В могиле лежало три височных кольца из свинца, бронзовое и серебряное кольца, и железный нож в кожаных ножнах. Изобилие ценностей в сочетании с необычным способом расположения покойника стали для археологов загадкой. В фольклоре первые указания на такое обращение с мертвецами встречаются в XVI веке, а самый знаменитый текст («Трактат о стржигах») повествует о том, как в 1674 году один силезец после смерти превратился в стржигуна (демона), пьющего кровь. Местный священник приказал разрыть могилу и переложить покойника лицом вниз, но на следующую ночь он снова встал из могилы и забил до смерти своего сына. Только когда у трупа отрубили голову, он перестал беспокоить общину.

Впрочем, напоминают археологи, за столь живописными источниками нового времени можно забыть о том, что в Средние века головой вниз хоронили людей, с которыми в жизни случилось нечто постыдное и которые, буквально, не могли глядеть соседям в глаза. Так, например, похоронили французского короля Пипина Короткого. Идентичным образом поступали для того, чтобы спастись от сглаза покойника. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов и промахи могильщиков, в спешке предававших трупы земле. То есть страх перед тем, что покойник вернется с того света пить кровь живых, не является самой вероятной причины захоронений лицом вниз.

Обезглавленные трупы на территории Польши находили очень часто: это и черепа без скелетов, и скелеты без черепов, и могилы, где череп подвергался перезахоронению. Например, в Дембчино (Западное Поморье) нашли останки женщины лет 50 без головы. Ее череп, скорее всего, выкопали из земли и перезахоронили лицом вниз по соседству. В Калдусе (Куявия) обнаружили двойную могилу: мужчину, которого, судя по рубцам на позвонках, обезглавили, а у женщины рядом с ним были сломаны ключицы. Конечно, отрубание головы в фольклоре и даже в письменных источниках описывается как одна из важных мер, не дающих опасному мертвецу восстать из могилы. Однако, пишут ученые, и тут есть более обыденные объяснения: головы очень часто отрубали преступникам. Во многих могилах на черепах есть характерные отверстия, сделанные острым инструментом: скорее всего, отрубленные головы сначала вывешивали на кольях и столбах. Так, в Средние века одновременно наказывали преступника и устрашали тех, кто мог бы последовать его примеру. Даже деревянный кол в могиле, по данным стратиграфии, был не орудием борьбы с вампирами, а средством устрашения народа - насадив на него голову, шест втыкали в землю на вершине холма, где находилось кладбище (захоронение в Волине, Западное Поморье).

Наконец, могилы с камнями - в Польше их нашли более двадцати, датируются они X-XIII веками. В таких захоронениях камень обычно находили на месте черепа (могила из Цедыни, на иллюстрации) или на разных частях тела покойного. О побивании камнями, как наказании за ведовство, пишут скандинавские источники, но польские тексты об этом молчат. Вполне возможно, что камни были призваны не выпускать мертвецов из могил, однако есть и более прозаическая версия: камень удерживал повернутую в сторону голову покойника, заставляя его «смотреть» на восток (как того требовали христианские погребальные обряды). Все может объясняться и еще проще: камни могли защищать могилы от грабителей и диких животных (радомское захоронение, на иллюстрации).

Страхи и мифы

История «могил вампиров», их популярности в научном мире, а потом и в масс-медиа, говорит о том, насколько часто людям присуще «опрокидывать» собственные страхи и любимые мифы в прошлое. В том же ряду - поиск изображений инопланетян на наскальной живописи и храмовых фресках. Люди средневековья жили очень непростой жизнью, и у них было множество собственных страхов: перед голодом и болезнями, рыцарями и разбойниками, дьяволом и адом, сглазом и проклятием, ведьмами и кровососами. Переход в мир иной был одной из точек, где фокусировались эти страхи, а также средства борьбы с ними. Только недавно ученые начали понимать, что обращение современных представлений в прошлое не только искажает историю, но и дает куда более бедную и блеклую картину былого, чем оно являлось на самом деле.

Дробленный череп и головной убор принцессы Пу"Аби, найденный в Ираке.


Так уж повелось в истории, что после смерти человека ожидал погребальный обряд. Как именно хоронить человека – в каменной гробнице, деревянном гробу или сжигать на костре, определяли социальные религиозные и культурные нормы. Поэтому древние погребения, которые обнаруживают современные археологи, порой настолько странные, что просто загоняют учёных в тупик.

1. Могила младенцев



В Пачакамаке (возле современной Лимы, Перу) была обнаружена могила, в которой находилось примерно 80 человек, погребенных около 1000 г. н.э. Они относились к народности «ичма», предшествовавшему инкам. Половина останков принадлежала взрослым, которые были уложены в позы эмбрионов. На трупы, обернутые в полотно (большей частью разложившееся за это время), были уложены головы, вырезанные из дерева или сделанные из глины. Другая половина умерших была младенцами, которые были уложены по кругу вокруг взрослых.

Возможно, младенцев принесли в жертву. Все они были погребены в одно и то же время, но это всего лишь теория. У большого числа взрослых были серьезные заболевания, такие как рак или сифилис. Также были найдены скелеты животных (морских свинок, собак, альпак или лам), которые были принесены в жертву и помещены в гробницу.

2. Спираль из скелетов



В современном Тлальпане, Мексика, археологи обнаружили 2400-летнее захоронение, содержащее 10 скелетов, расположенных по спирали. Каждый труп клали на бок, при этом ноги указывали на центр круга, образованного телами. Его руки были переплетены с руками людей, лежащих с обеих сторон. Каждый скелет был частично уложен на другой немного другим способом. Например, голову одного человека укладывали на грудь другого.

Покойные были совершенно разных возрастов: от младенца и ребенка до стариков. Среди взрослых были идентифицированы две женщины и один мужчина. У двух скелетов были черепа, которые определенно были искусственно изменены. У некоторых также были модифицированы зубы, что являлось обычной практикой в то время. Причина смерти этих людей до сих пор неизвестна.

3. Стоячее погребение



На кладбище эпохи мезолита, расположенном к северу от современного Берлина, был обнаружен 7000-летний мужской скелет. Помимо того, что это было мезолитическое захоронение, которые и так нечасто встречаются, самым необычным было то, что этот мужчина был похоронен стоя. Первоначально его похоронили на коленях, поэтому его верхняя часть тела частично разложилась, прежде чем труп перезахоронили стоя. Человек был похоронен с инструментами из кремня и кости, поэтому он скорее всего был охотником-собирателем. Подобные захоронения были также обнаружены на кладбище, известном как Олений Остров в Карелии, Россия. На большом кладбище нашли четыре человека, которые также были захоронены стоя, примерно в одно и то же время.

4. Жертвенные дети



В Дербишире, Англия, была обнаружена массовая могила, в которой находилось 300 солдат армии викингов. Хотя эта массовая могила не была необычной, рядом с ней нашли еще одно захоронение, в котором были погребены четыре человека, возрастом от 8 до 18 лет. Дети были помещены спина к спине, а у их ног лежала овечья челюсть. Их могила датировалась примерно тем же временем, что и захоронение викингов, причем по крайней мере двое из детей погибли от травм. Их размещение и потенциальная причина смерти заставили исследователей полагать, что детей, возможно, принесли в жертву, чтобы похоронить рядом с павшими воинами. Возможно, это было частью ритуала, чтобы дети сопровождали мертвых солдат в загробной жизни.

5. Убитый копьями мужчина



В захоронении железного века (современный Поклингтон, Англия) нашли 75 погребальных камер (курганов) с останками более 160 человек. В одном из этих захоронений лежал подросток 18-22 лет, который был похоронен с его мечом 2500 лет назад. Отличительной частью его погребения является то, что после того, как юношу поместили в могилу, его закололи пятью копьями. Исследователи полагают, что этот человек, возможно, был высокопоставленным воином, а в ходе подобного ритуала хотели освободить его дух.



В современном Пловдиве, Болгария при раскопках древней фракийской и римской крепости Небете Тепе нашли средневековую могилу женщины XIII – XIV веков. Могила отличалась от других погребений, найденных в этом месте тем, что женщина была помещена в нее лицом вниз, а ее руки были связаны за спиной. Хотя захоронения с людьми лицом вниз находили по всему миру, это обычно мертвецов не связывали. Археологи, раскопавшие могилу, никогда не видели подобного захоронения в этом районе. Они считают, что это, возможно, было наказанием за какую-либо преступную деятельность.



Во время раскопок Ура в начале 1900-х годов было обнаружено шесть захоронений без гробниц, которые были названы «смертельными ямами». Самыми впечатляющими из них являются «Великая яма смерти Ура», погребение, в котором нашли останки 6 мужчин и 68 женщин. Мужчин уложили возле входа, они были в шлемах и с оружием в руках, будто охраняя яму. Большинство женщин были аккуратно уложены четырьмя рядами вдоль северо-западного угла ямы.

Две группы из шести женщин были также уложены рядами вдоль двух других краев. Все женщины были одеты в дорогую одежду с головными уборами из золота, серебра и лазурита. У одной из женщин был головной убор и украшения, которые были гораздо более экстравагантными, чем у остальных. Считается, что мертвая женщина была высокопоставленной особой, а остальные были принесены в жертву, чтобы отправиться с ней в загробную жизнь.

Было ли это добровольной или принудительной жертвой, неизвестно. У двух скелетов, одного мужчины и одной женщины, были переломы черепа. Ни у кого из других не было видимых повреждений. Исследователи считают, что жертвы употребили яд.

8. Массовые могилы младенцев



Массовые захоронения, в которых похоронены младенцы, необычны, но уже было обнаружено несколько подобных. В Ашкелоне, Израиль в канализации римских времен нашли кости более 100 младенцев. У них не нашли никаких признаков болезни или деформации, и они, возможно, были убиты в качестве некой формы контроля над рождаемостью. Подобное захоронение, с останками 97 младенцев, было обнаружено на римской вилле в Хэмбленде, Англия.

Ученые предположили, что это останки младенцев, рожденных в борделе, которые, таким образом, были нежелательными. Кроме того, они, возможно, были мертворожденными младенцами. Еще одна массовая могила была обнаружена в колодце в Афинах: в ней покоились останки, датируемые 165 г. до н.э. - 150 г. до н.э. В этом месте было 450 скелетов младенцев, 150 скелетов собак и 1 взрослого человека с серьезными физическими уродствами. Большинству младенцев было меньше недели. Одна треть умерла от бактериального менингита, а остальные умерли от неизвестных причин. Не было никаких доказательств того, что их смерть была неестественной.

9. Множество черепов

На острове Эфате в Вануату было раскопано 3000-летнее кладбище с эксгумированными 50 скелетами. Что необычно, у каждого скелета отсутствовал его череп. Это было обычной практикой для людей Лапита, которые жили на острове в то время, - выкопать мертвое тело, после того, как плоть сгнивала, и удалять голову. Голову затем помещали в святилище или в другом месте, чтобы почтить покойного. Все скелеты были уложены в одном направлении, за исключением четырех, которые расположили лицом к югу. После исследования этих четверых останков оказалось, что они были не жителями острова, в отличие от остальных, похороненных там.



Исследование, проведенное на древних захоронениях на Британских островах, показало, что в период с 2200 до н.э. до 700 г. до н. э. здесь было создано 16 мумий. Поскольку климат в данном части мира холодный и влажный, что не очень хорошо для мумификации, считается, что они были созданы путем копчения над огнем или намеренного захоронения в торфяных болотах. Что самое странное, некоторые из этих мумий сделаны из нескольких человек.