Василий Макарович Шукшин: цитаты. Информационно-методические «подсказки», посвященные в



Василий Макарович Шукшин:

Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман написан, а автор умер.

Откуда берутся такие таланты? От щедрот народных. Живут на земле русские люди - и вот избирают одного. Он за всех будет говорить - он памятлив народной памятью, мудр народной мудростью...

В.М. Шукшин.

Кинематограф, как и литература, обладают притягательной силой: возможности мгновенного разговора с миллионами - это мечта писателя. Однако суть-то дела и правда жизни таковы, что книга работает медленно, но глубоко и долго.
Если ответить на основной вопрос: "Что для вас сейчас самое главное?" - то так: передо мной теперь вот эта проблема стоит - что выбрать? Как дальше строить свою жизнь? Охота ее использовать.. ну, результативнее. Но сейчас такое время, когда я никак не могу понять, что же есть более точный результат. И, может быть, я дорого расплачусь за эту неопределенность... Я под обаянием встречи с Шолоховым все вам говорю... Когда я вышел от него, прежде всего, в чем я поклялся, - это надо работать. Работать надо в десять раз больше, чем сейчас.

В.М. Шукшин.

Жизнь представляется мне бесконечной студенистой массой - теплое желе, пронизанное миллиардами кровеносных переплетений, нервных прожилок... Беспрестанно вздрагивающее, пульсирующее, колыхающееся. Если художник вырвет кусок этой массы и слепит человечка, человек будет мертв: порвуться все жилки, пуповинки, нервные окончания съежатся и увязнут. Но если погрузиться всему в эту животворную массу, - немедленно начнешь - с ней вместе - вздрагивать, пульсировать, вспучиваться и переворачиваться. И умрешь там.

В.М. Шукшин.

Когда я хочу точно представить, что же особенно прочно запомнил я из этой жизни, которую прожил на родине в те свои годы, в какие памать наша, особенно цепкая, обладает способностью долго удерживать то, что ее поразило, то я должен выразиться громоздко и несколько неопределенно, хотя для меня это точность и конкретность полная: я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный улад этой жизни...

В.М. Шукшин.

Вот - ласточки: стремительный, капризный лTт - играют? Они работают: ловят мошек, которые тоже, наверное, умеют увернуться. А мы - про людей, которые протирают штаны в креслах - работают! Кто?!!

В.М. Шукшин.

В постижении сложности - и внутреннего мира человека, и его взаимодействия с окружающейдействительностью - обретается опыт и разум человечества. Не случайно искусство во все века пристально рассматривало сметения души и - обязательно - поиски выхода из этих смятений, этих сомнений

В.М. Шукшин.

Легко и просто подчиняюсь правде беловских героев.. Тут какая-то такая свобода, такая вольность, правда, точность... Может, я, по родству занятий с писателем, и подивлюсь его слуху, памяти, чуткости... Но и, по родству занятий, совершенно отчетливо понимаю: одной памяти тут мало, будь она еще совершенней. Слух, чувство меры, чувство правды, тактичность - все хорошо, все к делу, но всего этого мало. Без любви к тем мужикам, без сострадания, скрытого или явного, без уважения к ним неподдельного - так о них не написать. Нет. Так - чтоб встали во плоти: крикливые, хвастливые, работящие, терпеливые, совестливые, теплые, родные... Свои. Нет, так не написать. Любовь и сострадание, только они наводят на такую пронзительную правду. И тут не притворишься, что они есть, если нет ни того, ни другого.
... Откуда у писателя запас добрых сил? От людей же.. И людям же и отдается.

В.М. Шукшин.

Все дело (ну, не все - много) в том, чтобы предельно высвобождать актера от ужасающей ответственности в нервный, очень напряженный момент съемки. Звучит парадоксально: тут-то, кажется, и надо бы предельно собраться, сорганизироваться и т.п. Но он собран, давно собран, десятки раз повторил текст, ходил бубнил его себе под нос... Он устал от напряжения, измучился. А тут еще самые последние проклятые минуты перед съемкой: все возбуждены, голоса повышены, подбегают гримеры, костюмеры - поправить волосок на голове, одернуть рубашку... Нет, тут надо что-то придумывать. В этом болезненном перенапряжении гибнет РАДОСТЬ творчества, куда-то девается необходимая свобода, которая делает и взгляд осмысленным, и интонацию живой и точной.
...Я здорово полагаюсь на актера. В конце концов все искусство для меня - свободный выход этой помощи. На мой взгляд, внимание к актеру, акцент на него в работе - прямая дорога к зрителю. Глубочайшим образом верю в это.

В.М. Шукшин.

От первого сборника рассказов до романа "Я пришел дать вам волю" и сказки "До третьих петухов", от фильмов "Живет такой парень" и "Странные люди" до "Калины красной" множество раз возникает имя Разина как намек, как метафора, как ссылка на историческую памать. Был момент, когда Шукшин понял, что Разин какими-то гранями своего характера абсолютного современен, что он сосредоточение национальных особенностей русского народа. И это драгоценное для себя открытие писатель хотел донести до читателя.

Разин - "герой, чья личная судьба не принадлежит ни ему, ни историкам, ни художникам: она достояние народа. Сколь способен любить Разин - столь сильна любовь народа, породившего его; сколь ненавистны Разину страх и рабство - столь же изначально прокляты они и народом. Что сделало Разина народным героем? Редкая, изумительная, почти невероятная способность к полному самоотречению. Таких героев в истории человечества немного. Способный к самоотречению, он идет на смерть без страха и живет в благодарной памяти людской, в песне, легенде".

В.М. Шукшин.

В постижении сложности - и внутреннего мира человека, и его взаимодействия с окружающей действительностью - обретается опыт и разум человечества. Не случайно искусство во все века пристально рассматривало смятение души и - обязательно - поиски выхода из этих сметений, этих сомнений.

Замечательный актёр и писатель, который покинул нас слишком рано.

1. Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер.

2. Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?

3. С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то.

4. Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.

5. Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

6. Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

7. Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

8. Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени - демагог.

9. Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии - женщины. Это грустно, но так.

10. Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам - больной.

11. Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.

12. Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!

13. Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.

14. Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.

15. Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!

17. Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят.

18. Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.

19.Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве, и в литературе: сознаешь свою долю честно - будет толк.

20.Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, ещё и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих.

Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть. В. Шукшин

Василий Макарович Шукшин в представлении не нуждается. На его книгах и фильмах росло не одно поколение, а его слова и мысли в каждом эпизоде, в каждом абзаце точны и проникновенны. Талантливый режиссер, актер и писатель с русской душой и сердцем. Пожалуй, самый главный талант Шукшина — говорить о нашей жизни, играть роли, раскрывающие сущность наших людей. Раскрывать внутренний мир непостижимой русской души — было особенным даром Василия Макаровича.

Василий Макарович ушел из жизни слишком рано — в 45 лет. От сердечной недостаточности. 2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай».

Жизненный путь гениальных людей почти всегда недолог. Но память о человеке — она не мелом на асфальте пишется, или на школьной доске — ее стереть невозможно…

Замечательные слова посвящены Василию Шукшину академиком и профессором Корольковым А. А. В этих строках все сказано и добавить нечего:

«Василий Шукшин остановил гибельный процесс утраты национального лица России в культуре и стал протагонистом нового Возрождения русской духовности. Поверхностное отношение к творчеству Шукшина выделяло видимость - противостояние города и деревни, интеллигенции и народа. Шукшина чувствовали как родного все слои общества, его читали, смотрели в кино, с радостью узнавая открывшуюся собственную русскую душу. Устареть Шукшин не может, ибо даже при окончательном исчезновении живого биения русской культуры - не исчезнет интерес к духовному материку, именуемому Россией, а Шукшин - пульсирующая словом и чувством живая душа России. В нем Россия обрела во второй половине XX столетия свое самосознание и самочувствование.»

Цитаты, мысли, афоризмы Василия Шукшина

«Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами.

Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку.

Мы умели жить. Помни это. Будь человеком.»

«Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки - возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»

Истинно великих людей определяет, кроме всего прочего, еще и то, что они терпят рядом с собой инакомыслящих. Гитлер и Сталин по этой статье не проходят туда.

Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Ты счастлив, когда ты смел и прав.

К тупому лицу очень идет ученая фраза: «Полное отсутствие информации».

А Русь все также будет жить: плясать и плакать под забором…

Критическое отношение к себе - вот что делает человека по-настоящему умным.

Человек, который дарит, хочет испытать радость. Нельзя ни в коем случае отнимать у него эту радость.

Мы не мыслители, у нас зарплата не та!

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что – воруют. Больше того, какой-то процент, кажется пятнадцать процентов, государственного бюджета отводится специально - под воровство.

«Не нам унывать!» – хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии – женщины. Это грустно, но так.

В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время:
1. Когда стою в очереди.
2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись.
3. Когда сижу на собрании.

Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени – демагог.

Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали – значит, он и не сказал их.

Почему же позор тем, кто подражает? Нет, слава тем, кому подражают, – они работали на будущее.

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Да, стоим перед лицом опасности. Но только – в военном деле вооружаемся, в искусстве, в литературе - быстро разоружаемся.

Грамматические ошибки при красивом почерке – как вши в нейлоновой рубашке.

Самые наблюдательные люди – дети. Потом – художники.

Армию – не тронь, милицию не тронь, партаппарат не тронь, чиновников министерского ранга не тронь… Ну, а мужика я и сам не буду. В России – все хорошие!

Да, литературы нет. Это ведь даже произнести страшно, а мы – живем!

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

Не всегда, к сожалению, мы бываем настолько находчивы в ответах, чтобы потом не ныла душа: здесь не так сказал, там сморозил.

Нет, Бог, когда создавал женщину, что-то такое намудрил. Увлекся творец,увлекся. Как всякий художник, впрочем.

Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл.

Нам бы про душу не забыть, нам бы чуть добрее быть, нам бы, с нашими скоростями, не забыть, что люди мы.

Не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать всегда можно.

Все гибнет: молодость, обаяние, страсти, все стареет и разрушается. Мысль не гибнет, и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.

Все время живет желание превратить литературу в спортивные состязания: кто короче? Кто длинней? Кто проще? Кто сложней? Кто смелей? А литература есть правда. Откровение.

Нигде больше не видел такой ясной, простой, законченной целесообразности, как в жилище деда — крестьянина, таких естественных, правдивых, добрых, в сущности, отношений между людьми там.

Одно дело жить и бороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда.

И прокурор твой, и все, кто всерьез занимается экономикой, прекрасно знают, что — воруют.

Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись.

Угнетай себя до гения.

Русского человека во многом выручает сознание этого вот — есть еще куда отступать, есть где отдышаться, собраться с духом.

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .

Василий Шукшин. Цитаты...

А дустом пробовали?(...)
БОРЬБА

Не могу жить в деревне. Но бывать там люблю — сердце обжигает.(...)
ВЕЛИКАЯ ДЕРЖАВА, ДЕРЖАВА

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии — женщины. Это грустно, но так.(...)
ВЕЩЬ

"Не нам унывать!" — хрюкнула свинья, укладываясь в лужу.(...)
ГРЯЗЬ

Пьяный тоже не умеет твердо ходить, как ребенок. Но ни у кого не возникает желания сравнить его с ребенком. Говорят: как свинья.(...)
АЛКОГОЛИЗМ, ПЬЯНСТВО

Угнетай себя до гения.(...)
БЕЗДЕЛЬЕ, РАБОТА - БЕЗДЕЛЬЕ

Ничего, болезнь не так уж и страшит: какое-то время можно будет еще идти на карачках.(...)
БОЛЕЗНИ

В трех случаях особенно отчетливо понимаю, что напрасно трачу время: 1. Когда стою в очереди. 2. Когда читаю чью-нибудь бездарную рукопись. 3. Когда сижу на собрании.(...)
ВРЕМЯ

Не наступает никогда, не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут уже ничего не сделаешь. Сделать ВСЕГДА можно.(...)
ДЕЛО

Самые наблюдательные люди — дети. Потом — художники.(...)
ДЕТИ И РОДИТЕЛИ, РОДИТЕЛИ

Добрый, добрый... Эту медаль носят через одного. Добро — это доброе дело, это трудно, это не просто. Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла!(...)
ДОБРЫЕ ДЕЛА

Жалеть... Нужно жалеть или не нужно жалеть — так ставят вопрос фальшивые люди. Ты еще найди силы жалеть. Слабый, но притворный выдумывает, что надо — уважать. Жалеть и значит уважать, но еще больше.(...)
ЖАЛОБЫ

Восток и Запад: Когда у вас День, у нас - Ночь. Не забывайте только, что Новый день к нам приходит раньше и раньше - ночь.(...)
ЗАПАДНИКИ, ПОЧВЕННИКИ, СЛАВЯНОФИЛЫ

Форма?.. Форма — она и есть форма: можно отлить золотую штуку, а можно — в ней же — остудить холодец. Не в форме дело.(...)
ДУША И ТЕЛО, ТЕЛО
Всю жизнь свою рассматриваю, как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раунда надо выиграть. Один я уже проиграл.(...)
ЖИЗНЬ

Говорят, когда хотят похвалить: "Писатель знает жизнь". Господи, да кто же ее не знает! Ее все знают. Все знают, и потому различают писателей — плохих и хороших. Но только потому: талантлив и менее талантлив. Или вовсе — бездарь. А не потому, что он жизни не знает. Все знают.(...)

Жизнь представляется мне бесконечной студенистой массой — теплое желе, пронизанное миллиардами кровеносных переплетений, нервных прожилок... Беспрестанно вздрагивающее, пульсирующее, колыхающееся. Если художник вырвет кусок этой массы и слепит человечка, человечек будет мертв: порвутся все жилки, пуповинки, нервные окончания съежатся и увязнут. Но если погрузиться всему в эту животворную массу, — немедленно начнешь — с ней вместе — вздрагивать, пульсировать, вспучиваться и переворачиваться. И умрешь там.(...)
ЖИЗНЬ

Никогда, ни разу в своей жизни я не позволил себе пожить расслабленно, развалившись. Вечно напряжен и собран. И хорошо, и плохо. Хорошо — не позволил сшибить себя; плохо — начинаю дергаться, сплю с зажатыми кулаками... Это может плохо кончиться, могу треснуть от напряжения.(...)
ЖИЗНЬ

Я не боюсь смерти. Значит, жизнь - моя.(...)
ЖИЗНЬ

Я — сын, я — брат, я — отец... Сердце мясом приросло к жизни. Тяжко, больно — уходить.(...)
ЖИЗНЬ

Грамматические ошибки при красивом почерке — как вши в нейлоновой рубашке.(...)
ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ОШИБКИ

Все никак не могу выбрать время - когда я имею право загулять? Все не имею.(...)
ИЗМЕНА, ПРЕДАТЕЛЬСТВО


ИНТЕЛЛЕКТ, УМ

Нет, ребята, "могучей кучки" не получилось. Жаль.(...)
КОАЛИЦИИ, СОЮЗЫ И КОАЛИЦИИ

Восславим тех, кто перестал врать.(...)
ИСТИНА, ПРАВДА

Непонятные, дикие, странные причины побуждают людей скрывать правду... И тем-то дороже они, люди, роднее, когда не притворяются, не выдумывают себя, не уползают от правды в сторону, не изворачиваются всю жизнь. Меня такие восхищают. Радуют.(...)
ИСТИНА, ПРАВДА
История выбирает неудачных исполнителей на роли своих апостолов.(...)
ИСТОРИЯ

К тупому лицу очень идет ученая фраза: "Полное отсутствие информации".(...)

Чистых покойничков мы все жалеем и любим, вы полюбите живых и грязных.(...)
ЛЮБОВЬ

Не поворачивайся к людям спиной — укусят.(...)
ЛЮДИ

Никак не могу относиться к массовке равнодушно. И тяжело командовать ею — там люди. Там — вглядишься — люди! Что они делают?!! И никогда, видно, не откажусь смотреть им в глаза.(...)
ЛЮДИ

Можно бы так сказать: вымечтал у судьбы.(...)
МЕЧТЫ И МЕЧТАТЕЛИ

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.(...)
МОЛОДОСТЬ

Когда нам плохо, мы думаем: "А где-то кому-то - хорошо." Когда нам хорошо, мы редко думаем: "Где-то кому-то - плохо."(...)
МОРАЛЬ, НРАВСТВЕННОСТЬ, ЭТИКА

Я воинственно берегу свою нежность. А как больше?(...)
НЕЖНОСТЬ

Оппозиция, да. Не осталась бы от всей оппозиции — одна поза.(...)
ОППОЗИЦИЯ

Старшее поколение делится опытом с младшим... Да, но не робостью же делиться!(...)
ОПЫТ

Нас похваливают за стихийный талант, не догадываясь, или скрывая, что в нашем лице русский народ обретает своих выразителей, обличителей тупого "культурного" оболванивания.(...)

Пробовать писать должны тысячи, чтобы один стал писателем.(...)
ПИСАТЕЛИ

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.(...)
ПИСАТЕЛИ О ПИСАТЕЛЯХ

Кто мог быть политик по склонностям души у древних? Дурак, который всем мешал охотиться!(...)
ПОЛИТИКИ, ПОЛИТИКИ

Правда всегда немногословна. Ложь - да.(...)
ПРАВДА И ЛОЖЬ

Не страшна глупость правителя, ибо он всегда божественно глуп, если не знает другой радости, кроме как политиканствовать и ловчить. Страшно, что люди это терпят.(...)
ПРАВИТЕЛЬСТВО

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи!.. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости.
ПРАВИТЕЛЬСТВО

Когда нам плохо, мы думаем: "А где-то кому-то - хорошо". Когда нам хорошо, мы редко думаем: "Где-то кому-то - плохо".(...)

Надо уважать запятую. Союз "и" умаляет то, что следует за ним. Читатель привык, что "и" только слегка усиливает то, что ему известно до союза. О запятую он спотыкается... и готов воспринимать дальнейшее с новым вниманием. "Было пасмурно и неуютно". "Было пасмурно, неуютно".(...)
РАЗМЫШЛЕНИЯ

Сложное — просто, а не простое — сложно.(...)
РАЗМЫШЛЕНИЯ

А Русь все так же будет жить: плясать и плакать под забором!(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Надо совершенно спокойно - без чванства и высокомерия - сказать: у России свой путь. Путь тяжкий, трагический, но не безысходный в конце концов. Гордиться нам пока нечем.(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Черт же возьми! - в родной стране, как на чужбине.(...)
РОССИЯ И РУССКИЕ

Да, я б хотел и смеяться, и ненавидеть, и так и делаю. Но ведь и сужу-то я судом высоким, поднебесным — так называемый простой, средний, нормальный положительный человек меня не устраивает. Тошно. Скучно.(...)
СКУКА

Когда стану умирать, — скажу: "Фу-у, гадство, устал!" Не надо умирать.(...)

Не помню, кто из великих сказал: на надгробиях надо писать не то, кем человек был, а кем он мог быть.(...)
СМЕРТЬ

Сейчас скажу красиво: хочешь быть мастером, макай свое перо в правду. Ничем другим больше не удивишь.(...)
СПЕЦИАЛИСТЫ

За что человек не жалеет ни сил, ни средств, ни здоровья?- За удовольствия. Только в молодости он готов за это здоровье отдать, в старости — отдать удовольствия за здоровье.(...)
СТРАСТЬ, УДОВОЛЬСТВИЕ

Вот еще из откровений: "На свете счастья нет, а есть покой и воля".(...)

Они пока держат его на выпасе. Потом — зарежут. И съедят.(...)
УБИЙСТВО

В жизни - с возрастом - начинаешь понимать силу человека, постоянного думающего. Это огромная сила, покоряющая. Все гибнет: молодость, обаяние, страсти - все стареет и разрушается. Мысль не гибнет и прекрасен человек, который несет ее через жизнь.(...)
ИНТЕЛЛЕКТ, УМ

Государственный деятель с грустным лицом импотента.(...)
ЧИНОВНИК

О Разине. Если в понятие интеллигентности входит болезненная совестливость и способность страдать чужим страданием, он был глубоко интеллигентным человеком.(...)
ЧЕЛОВЕК

В дурачке, который ходит у нас по улице, больше времени - эпохи, чем в каком-нибудь министре.(...)
ЭПОХА

Критическое отношение к себе — вот что делает человека по-настоящему умным. Так же и в искусстве и в литературе: сознаешь свою долю честно — будет толк.(...)

Если же кто сказал слова добрые и правдивые и его не услышали - значит, он и не сказал их.(...)
ЯЗЫК

87 лет назад, 25 июля 1925 года, родился Василий Макарович Шукшин – режиссёр, актёр, сценарист, который в каждом своём фильме, в каждой роли говорил о людях, раскрывал сущность человеческой души.

С подлыми жить легче. Их ненавидеть можно – это проще. А с хорошими – трудно, стыдно как-то.

Человек – полный идиот. Утром встаёт – ворчит, ложится спать – ворчит. Вечно всем недоволен, хрюкает, ненавидит всех. Говорят – характер.

Не старость сама по себе уважается, а прожитая жизнь. Если она была.

Вот так живёшь - сорок пять лет уже - всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, - а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать?


Когда нам плохо, мы думаем: «А где-то кому-то – хорошо». Когда нам хорошо, мы редко думаем: «Где-то кому-то – плохо».

Эпоха великого наступления мещан. И в первых рядах этой страшной армии - женщины. Это грустно, но так.

Вообще в жизни много справедливого. Вот жалеют: Есенин мало прожил. Ровно – с песню. Будь она, эта песня, длинней, она не была бы такой щемящей. Длинных песен не бывает.

Не стыдно быть бедным, стыдно быть дешёвым!

Ложь, ложь, ложь... Ложь - во спасение, ложь - во искупление вины, ложь - достижение цели, ложь - карьера, благополучие, ордена, квартира... Ложь! Вся Россия покрылась ложью как коростой.

Сильный в этом мире узнает всё: позор, и муки, и суд над собой, и радость врагов.

Вот вы там хотите, чтобы все люди жили одинаково… Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтобы люди прожили одинаково!


Я ищу героя нашего времени и, кажется, нащупал его; герой нашего времени - демагог.

Ни ума, ни правды, ни силы настоящей, ни одной живой идеи. Да при помощи чего же они правят нами? Остается одно объяснение - при помощи нашей собственной глупости. Вот по ней-то надо бить и бить нашему искусству.

Каждый настоящий писатель, конечно же, психолог, но сам больной.

Рассказчик всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан, а автор умер.