Васнецов виктор михайлович ковер самолет. Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова



Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Описание картины «Ковер-самолет» В.Васнецова

Художник: Виктор Михайлович Васнецов
Название картины: «Ковер-самолет»
Картина написана: 1880 г.
Холст, масло.
Размер: 165 × 297 см

Сын священника, участник многочисленных выставок художников-передвижников, В. Васнецов был не только первооткрывателем былинно-сказочных сюжетов в живописи, а и архитектором, совершившим эволюцию от изображений народного быта до фантастичных мотивов.

Васнецов ранее обращался к исторической тематике, так же имеющей в своей основе легенды народа – такой была «Побоище Игоря Святославовича с половцами». После этого произведения художнику поступил весьма интересный заказ.

Меценат Савва Мамонтов в то время был председателем правления Донецкой железной дороги, которую только-только начали строить. Зная желание Васнецова творить, меценат заказал у него картины, которые должны были олицетворять железную дорогу, как нечто открывающее перед жителями Донецкого края новые возможности для передвижения. В остальном – полная свобода творчества. Васнецов выполнил заказ, но когда презентовал свою картину, большинство из присутствующих подвергли полотно критике, мол, оно не соответствует концепции отрасли. Это и неудивительно – «Ковер-самолет» пробудил в серьезных и импозантных мужчинах детские чувства и воспоминания о сказках. Мамонтов картину выкупил, и долгое время она была в личной коллекции мецената.

До появления картины «Ковер-самолет» летательные аппараты в живописи конструировал лишь Да Винчи, и то в эпоху позднего Средневековья. К сюжетам на тему фэнтези не обращался никто. Ковер-самолет, изображенный на картине, стал материальным, то есть каждый мог увидеть мечту своего детства.

На фоне родной природы художника изображен ковер, больше напоминающий сказочную птицу. Действие на полотне происходит вечером, когда землю окутывает туман, а река с отражающимися в ней кустарниками и деревьями напоминает дорогу в мир фантазий. Это основной художественный прием Васнецова – пейзаж-настроение, он вызывает у каждого, кто хоть раз увидел картину, небывалые чувства.

Кто же летит на этом аэроизделии? Сам Иван-царевич, который после долгих испытаний добыл-таки Жар-птицу. Он гордо стоит посередине подарка Бабы Яги, держа в руках клетку. Его лицо спокойно и выражает уверенность в том, что он справиться с остальными испытаниями. Летит на ковре русский богатырь не один – его сопровождает эскорт в виде трех сов, помощниц Костяной Ноги. То ли путь они указывают, то ли Жар-птицу охраняют, зритель этого не узнает.

Богатырь и птица – самые яркие на картине. Его одежды в традиционных русских зелено-красных тонах, шапка и кушак расшиты золотом. Птица насыщенного золотого цвета, а вот остальной пейзаж поражает унылостью и кажется неживым – река течет лениво, даже несколько сонно, ее берега покрыты мутной зеленью, а деревья редкие. Это противопоставление художником реального мира, что лишен разнообразия, непривлекателен и многоцветия энергичного сказочного мира. Ковер-самолет художник написал на фоне неба, бело-розового, по которому плывут редкие темные облака. Такой контраст призван подчеркнуть как яркость самого ковра, так и красочный образ богатыря.

Единственным и полноценным источником света на картине является жар-птица. Ее сияние столь огромно, что затмевает свет луны. Ореол вокруг заморской диковинки подчеркивает причудливые узоры на ковре, что напоминают древние кельтские руны. Возможно, поэтому изделие ткачей может летать.

Образ Ивана-царевича на полотне Васнецова – собирательный образ героев русских сказок. Богатырь летит с огромной скоростью над равнинами, городами, полями и реками. У многих, кто в молодости слушал старый добрый русский рок, при одном лишь взгляде на это средство передвижения должна возникнуть ассоциация с ковром-вертолетом «Агаты Кристи». Однако, зритель данной картины находится не в мире готической сказки, а в мире яркой фантасмагории. Сколько существует вариаций на тему аэроковра?

Иван-царевич на таком ковре отправлялся в подземелье, спасал Марью Моревну и совершал множество других чудо-подвигов. Это отечественный народный психологический портрет лидера, который не только побеждает чудовищ и совершает подвиги, а и обладает состраданием к другим людям, может им помочь. Присмотритесь к тому, как уверенно глядит богатырь вперед – он четко видит свое будущее и умеет ставить перед собой цели. Это человек, который может достойно встретить испытания, уготованные судьбой и выйти победителем.

Ковер-самолет на картине Васнецова – вполне самостоятельный образ. Он летит над лесными просторами, сквозь туманы и бури. Его края напоминают крылья сказочной птицы Рух, перед могуществом которой расступаются даже огромные совы. Васнецовский парящий в воздухе ковер органично вплетается в пейзаж холста, он прост, как и все сказочные чудеса, а его образ настолько убедителен, что многие, кто увидел ковер на картине, начинают искать такой же на ближайшем блошином рынке, надеясь на чудо.

Художник сумел убедить зрителя в том, что ковер-самолет такой же материальный предмет, как и речка под ним, лес, совы или даже Иван-царевич. Это создается так же и общим фоном картины: вечерним небом с облаками, что лениво плывут по нему. Тонкий и изящный серп луны только подчеркивает силу этого сказочного предмета.

Невозможно не сказать о том, что истоки сказаний о волшебном ковре начинаются со сказок «Тысячи и одной ночи», сюжеты которых вполне успешно переняла западная цивилизация.

Современные литературные произведения, видеоигры, фильмы довольно часто делают чудо-ковер атрибутом главного героя. Кинолента «Багдадский вор», снятая в далеком 1940 году, презентует персонажа на летающем ковре. До этого русский писатель-фантаст Александр Беляев издал рассказ «Летающий ковер». Старик Хоттабыч из советской повести-сказки, советского фильма и отечественного ремейка так же немыслим без летающего ковра.

Известные фантасты братья Стругацкие так же писали про «ковер-самолет гравизащитный», а мультфильмы «Футурама» и «Алладин» показывали героев-владельцев авиаковра. Не обошла вниманием парящий в воздухе ковер родительница Гарри Поттера и Ко Джоан Роулинг.

Виктор Михайлович Васнецов придерживался убеждения, что в фольклоре отражается «целый облик народа», его характеристики как внутренние, так и внешние. Одной из первых картин сказочной тематики является картина «Ковер-самолёт», которая была создана в 1880 году.

Картина была выполнена по заказу Саввы Ивановича Мамонтова, известного как человека, помогавшего становлению начинающих талантов. Данное произведение предназначалось для помещения в кабинет правления Донецкой железной дороги. Оно должно было символизировать пробуждение новой железной дороги, которая, как ковер-самолёт, должна стать сказочно скоростным средством передвижения.

Мотивом для написания данного произведения стали мечты всех людей о свободном полёте. В центре картины находится главный герой, только что удачно выполнивший свою миссию и находящийся на пути домой. В руках персонажа находится его добыча – жар-птица в клетке, которая освещает его путь своим золотым сиянием. Голова у героя гордо поднята, взгляд устремлен вдаль, ноги крепко стоят на ковре-самолете.

Действие происходит в ту пору, когда Земля плавно засыпает. На заднем плане изображена река с отражающимися в ней прибрежными кустами, покрытый закатным туманом лес и пара птиц. Освещение создаётся за счёт мягкого света месяца, в то время как фигура персонажа выгодно подсвечивается тёплым сиянием жар-птицы. Все это навевает лирические эмоции, создаёт впечатление воздушности и ощущение настоящего полета.

К сожалению, после написания картины сюжет не понравился всем членам правления Донецкой железной дороги, поэтому в итоге приобрёл данное полотно сам Мамонтов. После показа картины на VIII выставке передвижников Васнецов приобрёл всеобщую славу и популярность.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Ковер-самолет», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

Васнецов — автор замечательных картин. Знакомясь с его работами, понимаешь, многие из них написаны по мотивам былин и сказок. Герои картин Васнецова это персонажи, что живут в сказках. А познакомиться с картиной Ковер самолет нам задали в качестве домашнего задания, и теперь мы пишем по картине для 5 класса.

Васнецов: Ковер самолет описание картины

Картина Виктора Михайловича Васнецова Ковер самолет — это одна из первых его работ, которую он написал в 1880 году. В сочинении по картине Ковер самолет хочется отметить, что данной работой автор воплощает в реальность человеческую мечту — летать. Мы знаем, полететь мечтали многие, но не всем удавалось осуществить задуманное. И вот, мечта Ивана, который отправляется за Жар-птицей, осуществлена.

Рассматривая полотно Васнецова, в центре мы видим огромный ковер. Ковер напоминает огромную птицу, которая выгнулась, и расправив свои крылья, мчит по небу, против ветра. Пролетает ковер над лесами и рекой, над полями и горами. Летит, рассекая воздух.

На ковре стоит герой многих сказок — Иван, которому удалось поймать птицу. Сейчас она в клетке и своим жаром, своим сиянием обращает на себя внимание. Сам же герой горд, ведь до него никому не удавалось поймать Жар-птицу, а он смог. Взгляд его устремился вперед, сам же он стоит на ковре уверенно. Он бесстрашен, так как не боится ни высоты, ни скорости. Его не страшат бездонные моря, густые туманы и высокие горы.

Изучая работу Васецова Ковер самолет и делая описание картины, мы замечаем, что автор изображает догорающий день. На землю опускается туман, небо посерело. Только вдали его освещает еле пробивающийся месяц. Героя же освещает свет, что исходит от удивительной сказочной птицы. Мы можем видеть как своим полетом Иван распугал ночных птиц сов, которые разлетаются в разные стороны, а возможно, они верные его спутники, некие охранники, что приставлены к нему с целью защитить от разных бед.

В целом картина Васнецова мне понравилась и позволила вернуться в детство, когда бабушка мне перед сном рассказывала сказки. Работа художника простая, понятная и одновременно гениальная.

Излюбленным жанром художника Виктора Васнецова была иллюстрирование русских народных сказок. До него этого еще никто не делал, поэтому он является основателем этого направления. Его великолепная картина «Ковер-самолет» была написана в девятнадцатом веке, в 1880 году. Основная тема полотна - это сюжет русской народной сказки. Поэтому так легко просматриваются в картине талантливого художника фольклорные мотивы.

Известно, что эта картина была написана под заказ. Ее заказал богатый промышленник Савва Мамонтов, который восхищался живописными полотнами Виктора Васнецова и всячески покровительствовал ему. История картины такова: ее хотели повесить в правлении Донецкой железной дороги, которая в то время лишь только строилась. Но картин не понравилась, и от покупки отказались, так как все в ней было связано с народом, ее внутренним и внешним обликом. Вот тогда-то ее и купил лично для себя промышленник.

Сюжет художественного полотна Виктора Васнецова взят им из русской народной сказки «Иван-царевич и Жар-птица», которая известна всем. Сюжет очень прост: Иван прибывает на ковре в Тридевятое царство, чтобы добыть Жар-птицу и затем на том же ковре-самолете вернуться домой. Вот на васнецовском полотне как раз и изображен ковер-самолет в полете и на нем во весь рост стоит царевич. Ковер просто мчится по небу, и эта скорость видна по тому, как развивается одежда царевича, его волосы.

Облик Ивана-царевича интересен. Он одет в кафтан с длинными полами, а от холодного ветра на еще лице появился даже румянец. Но раскрасневшиеся щеки молодого человека лишь только радуют глаза. Иван стоит на ковре так, словно капитан на небесном корабле, смотрящий вдаль. А что же тогда напоминает ковер, который так легко летит по воздуху? Он чем-то похож на птицу, которая имеет огромные крылья, а некоторые могут сравнить его с большим военным самолетом.

Виктор Васнецов показал в своей картине, что хотя ковер и выглядит совсем непримечательно и кажется самым обыкновенным, но он выполнен вручную. Все детали рисунка прекрасно и четко пририсованы художником. Например, на необычном и волшебном ковре можно различить и геометрические фигурки, человеческие образы и какие-то сказочные существа. Среди них есть и дракон. Но видно по тому, как развивается на ветру ковер, что он очень мягкий. А его подвижность и изворотливость даже удивляет.

Конечно же, удивляет то, как на таком ковер, который быстро мчится по воздуху, может удержаться человек. Но царевич стоит гордо, высоко подняв голову. Он смотри вдаль, желая быстрее увидеть родные места. Его одежда восхищает и поражает своим богатством и роскошью. Зеленый кафтан красиво развивается на ветру, а на голове Ивана шапка. И сорочка, да и кушак красного цвета выполнены из дорого материала. Когда ветер раздувает ветры кафтана, то можно увидеть еще и халат, который расшит прекрасными узорами.

Весь кафтан украшен позолотой, а на шапке много драгоценных камней. Такие одежды носили на Руси лишь только знатные и богатые люди. Но невозможно не заметить меч-кладенец. Он весь переливается от позолоты, которым украшен. Но самое интересное, что на шее у героя картины висит толстая цепь, к которой была прикреплена клетка из золота. В этой темнице долгое время томилась прекрасная Жар-птица. На поясе у царевича вышитый мешочек, в котором ключ от клетки.

Виктор Васнецов детально изобразил клетку-тюрьму. Она вся ажурная и чудесная, а вверху каждая решетка оканчивается необычными фигурками драконов, в зубах которых находятся колокольчики. Когда клетка покачивается, то раздается приятный и мелодичный звон. На тоненькой и изящной жердочке сидит прекрасная Жар-птица, и от нее вокруг разливается необычный яркий свет. Художник для ее изображения использует белый цвет, которые символизируют ее чистоту. Эта необычная птица ждет, когда откроется хотя бы на минутку клетка, чтобы взлететь в небо и получить долгожданную свободу.

Все происходящее на картине переносит смотрящего в конец дня, на самом его закате, когда за тучками уже начинает слабо пробиваться серп луны. Видно не только небо, но и то, что раскинулось далеко внизу: это и чудный лес, и великолепные поля, и нежная речка. Вода в ней гладкая и спокойная, словно освещенная необычным светом луны. А вот в лесу все сказочно, даже деревья необычные: они имеют неровные стволы и листья на них совсем отсутствуют. По небу летают и птицы, только их полет совершается намного ниже, нежели летит волшебный ковер. Птицы некоторое время сопровождают ковер, совершенно не понимая, что это такое.

И опять известный и талантливый художник использует контраст, когда подбирает краски для изображения ковра и тех, кто на нем находится. И совсем уже другие оттенки и цвета Васнецов использует для изображения мира реального, который оказывается внизу. Так, в сказке все цвета яркие, сочные и насыщенные, а для изображения мира реального он использовал уже темные и сумрачные полутона и оттенки. И каждый образ на этой картине имеет свое какое-то символическое значение. Например, Жар-птица - это символ счастья, удачи и радости, только вот, к сожалению, не каждому человеку удается ее поймать.

Иван-царевич на картине Виктора Васнецова - это символ победы над любыми проблемами. Он так уверенно стоит на ногах, словно пытается донести до каждого человека, что нужно верить в себя и в свои силы, и тогда обязательно появиться возможность поймать свою Жар-птицу. Он доказывает всему миру, что ничего сложного в том, чтобы быть счастливым, нет.

Эта картина была высоко оценена критиками после того, как участвовала в выставке передвижников. Ее сюжет и удивительные образы восхищали тех, кто решил посетить эту выставку. После этого она стала широко известна, интересна многим и популярна. В настоящее время эта чудесная картина Виктора Васнецова «Ковер-самолет» хранится в художественном музее в Нижнем Новгороде. Она является настоящим достоянием русского искусства.