Горе от ума лиза и софья. Дайте характеристику Лизы из произведения Горе от ума? Образ Софьи в комедии Горе от ума

Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума”

Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии. Но эти образы неоднозначны. Они занимают промежуточное положение в системе персонажей. Лиза хитра, умна, сообразительна, т.е. ее характер отвечает требованиям классицистической комедии. Она субретка, участвует в любовной интриге, и является своеобразным резонером, т.е. дает характеристики некоторым героям. Ей же принадлежат некоторые крылатые фразы. Софья, по законам классицизма, должна была бы быть идеальным персонажем, но ее образ неоднозначен. С одной стороны она получила типичное воспитание девушек 19 века. С другой стороны она умна, имеет свое мнение.

И Софья, и Лиза обладают живым умом. Софья воспитывалась вместе с Чацким, она образована, имеет свое мнение. Напр., может по достоинству оценить личность жениха: “Он слова умного не выговорил сроду, мне все равно, что за нег, что в воду”. Лиза, может, не так образована, как Софья, но обладает практическим умом. Она очень точно замечает: ”Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”.

Обе правдивы. Софья открыто говорит Чацкому, что она не любит его, отцу высказывает недовольство женихом. Лиза, в открытую, отвергает ухаживания Фамусова.

Обе являются участницами любовного сюжета. Чацкий Софья Молчалин Лиза Петруша.

У обеих одинаковые идеалы мужчин – мужчина-молчун.

Но, несмотря на то, что обе эти героини – молодые девушки, их представления о жизни очень отличаются. Софья романтична. Она росла без матери и очень увлекалась любовными романами. На протяжении всей книги она представляет себя героиней французского романа. Когда Молчалин падает с лошади, Софья ведет себя как влюбленная героиня романа – она падает в обморок. “Упал! Убился!” Софья наивна, верит в то, что Молчалин действительно любит ее. Он представляется ей робким, скромным, нежным и умным. Лиза трезво смотрит на жизнь. Она простая служанка и много успела повидать за свою жизнь. Она разбирается в людях. Лиза прекрасно понимает, что Молчалин лишь играет с Софьей ради должности. Она видит его расчетливость и хитрость.

Дальнейшая судьба их тоже сложится по-разному. Софья, скорее всего, подчинится правилам фамусовского общества и выйдет замуж за богатого угодного отцу жениха. Лиза же выйдет замуж за человека своего круга, но по любви.

Хотя Софья и Лиза похожи в каких-то своих личных качествах, но различное положение в обществе и воспитание определяют их различную дальнейшую судьбу.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы.

Одним из величайших произведений первой половины девятнадцатого века. Является комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество.

В этой комедии большое количество действующих лиц, среди которых присутствуют и женские образы. Это Софья – дочь Фамусова и Лиза – их служанка. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искрение любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, ее отец, говорит: «Ей сна нет от Французских книг, а мне от Русских больно спится».

Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не смогли получить развития в Фамусовском обществе. Вот так об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И.А.Гончаров «к Софье трудно отнестись не симпатично. В ней есть сильные задатки недижинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья – дитя своего общества. Представление о людях и о жизни она черпала из Франции сентиментальных романов, и именно это сентиментальная литература развила в Софьи мечтательность и чувствительность, она говорит о Молчалине: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, из глубины души вздохнет, не слога вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит ». По этому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, а своими чертами и своим поведением напоминал ей любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически «конечно, нет в нем этого ума, что тени для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит…

Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, он, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, - вот я за что его люблю».

Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» - вот ее цель, по мнению Гончарова.

Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидел, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после трех летнего отсутствия, было тяжело осознавать, что любимая избрала Молчалина. Софья так же переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было так же получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал: «всем людям без изъятия». Возможно, когда-нибудь Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа – мальчика, мужа – слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторить судьбу Натальи Дмитриевны Гореч и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе другого героя и в конце концов, по замечанием Гончарова «Тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софьи.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственый персонаж который задуман и выполнен, как близкий Чацкому, но в финале, когда Софья становится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов пьесы.

Не мене интересна роль Лизы в комедии «Горе от ума». Уже с самого начала пьесы мы видим, что Лиза – не заурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она знает меткие характеристики другим персонам: Скалозуб («речист, а больно не хитер»), Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер»). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов который «монашеским известен поведеньем» в тихую волочиться за служанкой, Молчалин, любящий барышню «по должности», тоже не прочь пре ударить за Лизой. Мне кажется, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, и если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой. Так, Лиза играет важнейшую роль в развитии сюжета комедии.

В свой комедии Грибоедов сумел показать не только время, в котором он живет (1795-1829), но и создал не забываемые женские образы, интересные и современному читателю, и зрителю.

Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому подобное. Но сила таланта А. С. Грибоедова сказалась и в том, что почти любой персонаж его гениальной пьесы - тип

широкого масштаба и одновременно портрет. Иными словами, каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, является в то же время неповторимой личностью. Предшествующая Грибоедову драматургия уже создавала индивидуальные образы, но их

индивидуальность раскрывалась преимущественно односторонне, однолинейно, схематично, в них чаще всего выражалась какая-либо одна ведущая черта характера. Развивая лучшие достижения свои!

х предшественников, А. С. Грибоедов стремился изобразить своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди.

Драматург ломает законы комедий классицизма и вводит в пьесу действующих лиц, которые важны не для развития любовной интриги, а для изображения избранной драматургом социальной среды, ее нравов (образы Репетилова, Загорецкого,

Тугоуховских). П. А. Катенин упрекал А. С. Грибоедова в том, что в его пьесе “сцены связаны произвольно”, но тот справедливо отвечал ему: “Так же как в натуре всяких событий, мелких и важных”.

Одним из наиболее сложных и противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” является Софья. На наш взгляд, Наиболее тонко понял этот образ И. А. Гончаров. В статье “Мильон терзаний” он прежде всего обращает внимание на сложность ее

характера. Он говорит о смеси в Софье “хороших инстинктов с ложью”, “живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения”. “В собственной, личной ее физиономии, - писал Гончаров, - прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное”. Гончаров увидел в ней “задатки недюжинной натуры”. Его вывод достаточно красноречив: “Недаром ее любил и Чацкий”. Чацкий в пьесе адресует свои речи прежде всего Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык

верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры, по крайней мере в первом действии, не поколебали в нем “ни даль”, “ни развлечения, ни перемена мест”.

Любовь Чацкого к Софье помогает нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать герою. В свои семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, как говорит о ней с любовью восхищенный Чацкий, но и проявляет

завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молча л ин или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”, молчалинское “ведь надобно ж зависеть от других” и реплику

Софьи - “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”.

Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет просто та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая позволила И. А. Гончарову сближать грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: “...Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой”.

Для отца Софьи в книгах - все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и “уездной барышне”, пушкинской Татьяне - Ричардсон, Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего, Софья и сконструировала тот идеальный образ, который ей видится в Молчалине.

Героиня грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь жесткий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают ей на долю. Поэтому Софья - характер, который может быть еще развит и раскрыт “до конца” только в будущем.

Уже первые явления пьесы рисуют натуру живую, увлекающуюся, своевольную, обещающую своим поведением бур, иное развитие событий. Вспомним гончаровские слова о том, что в ее “физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже

мечтательное”. Грибоедову было необходимо наметить эти качества героини уже в первых явлениях пьесы, до того как в действие включится главный герой. Это было важно именно потому, что в контактах с ним Софья все же замыкается в себе, ускользает, и для зрителей может остаться не до конца ясной внутренняя мотивировка ее поступков.

Чрезвычайно важен для понимания образа героини пьесы ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действия. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценивал

И. А. Гончаров. Сон Софьи так важен для постижения ее характера, как важен сон Татьяны Лариной для постижения характера пушкинской героини, хотя Татьяне ее сон снится на самом деле, а Софья свой сон сочиняет. Но сочиняет-то она его так, что

в нем очень рельефно проглядывают и ее характер, и ее “тайные” намерения.

“Исторически бесспорно, - справедливо констатировал Н. К. Пиксанов, - что драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе... первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже”.

Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что “громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее...”.

В Молчалине она роковым образом ошибается. Вот что наносит ей жестокий удар. Так же как и главному герою, ей тоже выпадает на долю свое сердечное горе, свой “ мильон терзаний ”.Постепенно втягиваясь в своеобразную борьбу с Чацким, она

в какой-то момент утрачивает возможность ощущать грань, которая отделяет действия колкие, раздраженные от поступка явно бесчестного. Но может быть, именно поэтому ее можно считать одним из самых живых персонажей комедии. Софья - это не

только определенный социальный тип. не только определенная нравственная модель, но и яркая индивидуальность

1.Вступление

2.Женщина в обществе

а) господа

б) служанка

3. Личная драма Софьи

а) взгляды Софьи на окружающих

б) борьба за любимого

в) удары судьбы

г) отношение служанки к господам

д) неодобрение выбора любимого госпожой

4) У каждой свой «мильон терзаний»

Комедия «Горе от ума» является великим произведением русского реализма. Сюжет пьесы прост. Крушение любви главных героев на фоне общественной жизни Москвы. Социальная интрига как бы обрамляет любовную. Сочетание двух интриг на всех

ступенях развития сюжета придает значительность и жизненное правдоподобие столкновением характеров. Комедия начинается с обмана. Все в доме Фамусова построено на лжи. Но у Лизы это выглядит милым плутовством, которое отражает ее от барского

гнева, а у Софьи ложь охраняет тайны ее сердца. Софья вынуждена скрывать свою любовь к Молчалину, не только из страха перед отцом: ей больно, когда в вещах для нее поэтических видят лишь прозу. Образ Софьи очень противоречив. В ней сочетается наносная сентиментальность с глубокой натурой. Умная и независимая она предпочитает не Чацкого, а, Молчалина, не смотря на то, что первой ее любовью был Чацкий. Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Она хороша собой,

душевно чиста, пылкая сердцем и умом, отличаетс!

я самостоятельностью суждений. Ее речь отражает ее воспитанность и начитанность, смелость суждений барышни, привыкшей властвовать. Софья выделяется своим гордым, независимым характером. Она своевольна и капризна, даже в какой-то мере

сумасбродна. Ей можно верить, когда она говорит Лизе: «Что мне молва?» или Молчалину «Вы знаете, что я собой не дорожу».

Однако, отличаясь независимостью поведения и суждений, Софья не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Она отвечает ему холодно и иронично, пытаясь уйти от откровенных признаний. Настойчивость Чацкого вынуждает ее быть более искренней. Но

он не хочет понять ее намеков. Попытки Чацкого открыть глаза Софьи на ничтожность Молчалина приводят к тому, что не будучи жестокой по натуре, Софья зло клевещет на него. В обиде на Молчалина она решилась на бесчестный поступок, на объявление Чацкого сумасшедшим. Ее невольное предательство становится еже обдуманной местью:

А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?

Но справедливости ради следует отметить, что Софья, когда узнала какой же в действительности Молчалин, не спряталась от правды и не сломилась под ее тяжестью: она прозрела в одну минуту. «Ужасный человек! Себя я, стен стыжусь». В одну

минуту, гордо отшвырнула от себя презренного подлеца, не проявила «жалости», когда он валялся у нее в ногах и выгнала.

Ее положение ужасно своей безвыходностью. Софья отвергла Молчалина, лишилась Чацкого, осталась игрушкой в руках разгневанного и ничего не понявшего отца. Кто знает, сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом,

избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца». Возможно она замкнется в оскорбленной гордости, в недоверии ко всему миру. Судьба ее трагична, потому что она не посредственность, в ней есть острый ум, человеческое достоинство, искренность.

Лиза классический тип служанки, которая устраивает хозяйке ее любовные дела. Она крепостная Фамусовых, но в доме своих хозяев Лиза находится на положении прислуги-подруги Софьи. Лиза даже принимала участие в отроческих забавах Софьи и Чацкого. Поэтому она остра на язык, у нее свободные манеры и вольность в обращении с Чацким и Софьей. Так как Лиза росла со своей образованной барышней, ее речь – смесь простонародности и жеманности, столь естественная в устах горничной. Эта полу барышня, полу прислуга выполняет роль компаньонки Софьи. Лиза – деятельная участница комедии, она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней, уклоняясь от барского ухаживания Фамусова говорит: «Пустите, ветренники

сами, опомнитесь, вы старики». Вспоминает о Чацком, с которым Софья вместе воспитывалась, сожалея о том, что барышня к нему охладела. С Лизой держится на равных Молчалин, пытаясь за ней ухаживать, пока этого не видит барышня.

Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я в любви до смерти трушу.-

А как не полюбить буфетчика Петрушу!

Исполняя поручения своей барышни, Лиза не чуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается образумить Софью, говоря, что «в любви не будет этой прока». Софья рассказывает Лизе о своем отношении к Молчалину, но служанка-наперстница выжучивает свою госпожу. Лиза в отличии от Софьи прекрасно понимает, что Молчалин не пара ее госпоже, и что Фамусов никогда не отдаст Софью в жены Молчалину. Ему нужен зять, имеющий положение в обществе и состояние. Боясь скандала, Фамусов сошлет Софью к тетке в саратовскую глушь, но через некоторое время постарается

выдать замуж за человека своего круга. Более жестокая расправа ожидает крепостных. Фамусов прежде всего срывает зло на слугах. Лизе он приказывает: «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить». А швейцара Фильку грозит сослать в Сибирь:

«В работу вас, на поселенье вас». Из уст барина-крепостника слуги слышат себе приговор.

Эпоха классицизма продолжалась в Европе более двух тысяч лет - от античности до начала 19 века. За этот не короткий период теоретики и писатели классицизма создали самую строгую и подробную систему правил, которая считалась обязательной

для каждого творца. Самые твердые и известные правила относились к трагедии и комедии. Публика довольно сильно реагировала на нарушение этих установленных канонов, поэтому мало кто из современников Грибоедов понял его комедию «Горе

от ума». Произведение настолько не соответствовало привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин увидел в этом недостаток, а не новаторство. Прежде всего, читатели привыкли к правилу «трех единств». Несомненно, в «Горе от ума»

соблюдено единство места и времени, но главного-единства времени - никак не просматривается. По крайней мере, в комедии видны две сюжетные линии. Во-первых, любовный треугольник: главный герой Чацкий-Молчалин-Софья Павловна. Во-вторых,

история противостояния героя и целого общества, которая завершается сплетней о сумасшествии. Эти линии связаны, но все-таки сюжет явно «раздвоен». Сомнительно

показалось то, на сколько произведение имело право называться комедией. Комичен должен быть сам сюжет, чего в комедии точно нет, хотя она полна смешных реплик и довольно смешно обрисованы многие действующие лица. К тому же, по литературным действиям грибоедовского времени, положительные герои выигрывают, а отрицательные-остаются в дураках. В итоге выигравших нет, да и никто и не стремится к выигрышу, и тем более смеяться тоже не над кем. Тем не менее, автор «Горя от ума» не ставил перед собой задачу разрушить поэтику классицизма. Его кредо - творческая свобода. Поэтому в

тех случаях, когда требования классицизма ограничивали его возможности, не позволяя достичь желаемого художественного эффекта, он решительно отвергал их. Но и не редко именно принципы классической поэтики позволяли эффективно решить художественную задачу. Например, Грибоедов мастерски использовал некоторые частные приемы сценических амплуа: неудачливый герой-любовник, его пронырливый соперник,

капризная и несколько взбалмошная героиня, служанка - доверенное лицо своей госпожи, обманутый отец, комическая старуха, сплетник. Но даже здесь Грибоедов вносит свои коррективы.

Эти изменения можно проследить в изображении двух женских образах комедии «Горе от ума». Вообще, система образов в классицизме строилась иерархично - подобно лестнице. Так служанка никогда не могла стать объектом описания, она не могла иметь своего мнения, а должна была поддерживать мнение госпожи. В комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», подчиняющейся всем канонам классицизма, служанка Николь является неким подобием госпожи Люсиль, только менее образованной и с другим кругом общения. Обе девушки влюблены, только лишь Люсиль влюблена в Клеонта, а Николь в

его слугу Ковьеля. Они выражают одни и те же мысли, только по- разному. Например, в сцене ссоры влюбленных исполняющая обязанности, как эхо, повторяет слова госпожи, изменяя их. Люсиль говорит: «Вы утратили дар речи, Клеонт?», а Николь повторяет: «У тебя язык отнялся, Ковьель?» Мы даже не можем понять умна ли служанка.

По-другому изображены женские образы в отходящей от классицизма комедии «Горе от ума». В ней мы можем понять жизненные позиции обеих героинь. Как и в выше упомянутом произведении, Лиза является верной спутницей и подругой Софьи. Служанка

покрывает тайные, но весьма целомудренные свидания своей хозяйки от ее отца. Она очень проворно заставляет уйти Фамусова, чтобы тот не заподозрил, что в комнате его дочери находится мужчина:

Пора, сударь, вам знать, вы не ребенок,

У девушек сон утренний так тонок,

Чуть дверью скрыпнешь, чуть шепнешь:

Все слышат…

А сама же хозяйка растерялась при виде Павла Афанасьевича:

Позвольте, батюшка, кружится голова,

Я от испуга дух перевожу едва;

Изволили вбежать вы так проворно,

Смешалась я.

Заподозрив безнравственное поведение дочери он ставит себя в пример «монашеского» поведения, хваля себя как почтенного отца семейства, хотя только что мы видели его заигрывания с Лизонькой. На что служанка произнесла фразу, которая в

последствии станет крылатым выражением:

Минуй нас пуще всех печале

И барский гнев, и барская любовь.

Девушка умна, но умом практическим, свойственным повседневной жизни, то есть хитростью.

Вторая же героиня житейскую мудрость почерпнула из романов и повестей, ведь французские книжки, на которые роптал Фамусов, французский язык, танцы - вот, что стало образованием барышни. Но при всей книжности и очевидном комизме ее

любовь-чувство, не свойственное фамусовскому обществу, героиня отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностью его. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Также Софья, искренняя и откровенная, не может скрывать от окружающих свою любовь к Молчалину, и ее рассказ о сне прозрачен, тем более что ситуация, когда в комнату барышни вошел отец, была очень даже откровенной.

Молчалин почти явно - герой сна, рассказанного ею, она просто не может так сразу отрешиться от забытья музыки и любви.

Итак, героиня полностью погружена в свою любовь, она ею ослеплена. А Лиза рассуждает здраво, руководствуясь умом. Она считает, что в любви Софьи не будет прока «ни!

во веки веков», так как батюшка желал бы зятя «с звездами да с чинами». Ей больше нравиться Чацкий: «Кто так

чувствителен, и весел, и остер». Но Софья, кажется, раздражена тем: «Послушай, вольности ты лишней не бери». Барышня чувствует свою власть над крепостной, в ней есть какое-то барское своенравие, не смотря даже на то, что та спасла ее от

отца несколько минут назад. Именно поэтому мы не можем отнести героиню к «веку нынешнему». Лиза, чувствуя свое положение, не позволяет себе многого. Она восхищается Чацким, но не разрешает себе полюбить его - это ее жизненная

мудрость, она не поддается так же Молчалину потому, что она не может не «полюбить буфетчика Петрушу». Она знает свое место в обществе, поэтому и будет счастлива.

Софья как обитательница фамусовского общества имела идеалы, что и все его представители. А одно из стремлений дам - «муж- мальчик, муж- слуга- идеал московских мужей». Так же ей нравится покровительствовать бедному, скромному человека.

Но в финале ее любовь сменяется презрением к Молчалину, ее мучит чувство совести: «Себя я, стен стыжусь». Она понимает свой самообман, и искренне раскаивается. Софья потерпела полное фиаско в своей любви, возможно, что героиня замкнется в

оскорбленной гордости, в недоверии всему миру. Так или иначе, ее судьба трагична.

Итак, Грибоедов далеко отходит от установленных правил классицизма. Александр Сергеевич использовал приемы классицизма лишь как «подсветку», подчеркивающую главное- индивидуальность персонажей, своеобразие их характеров и положений.

  • Скачать сочинение "" в архиве ZIP
  • Скачать сочинение "Софья и лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» два характера и две судьбы " в формате MS WORD
  • Версия сочинения "Софья и лиза в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» два характера и две судьбы " для печати

Русские писатели

Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии. Но эти образы неоднозначны. Они занимают промежуточное положение в системе персонажей. Лиза хитра, умна, сообразительна, т. е. ее характер отвечает требованиям классицистической комедии. Она субретка, участвует в любовной интриге, и является своеобразным резонером, т. е. дает характеристики некоторым героям. Ей же принадлежат некоторые крылатые фразы. Софья, по законам классицизма, должна была бы быть идеальным персонажем, но ее образ неоднозначен. С одной стороны она получила типичное воспитание девушек 19 века. С другой стороны она умна, имеет свое мнение.

И Софья, и Лиза обладают живым умом. Софья воспитывалась вместе с Чацким, она образована, имеет свое мнение. Напр. , может по достоинству оценить личность жениха: “Он слова умного не выговорил сроду, мне все равно, что за нег, что в воду”. Лиза, может, не так образована, как Софья, но обладает практическим умом. Она очень точно замечает: ”Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь”.

Обе правдивы. Софья открыто говорит Чацкому, что она не любит его, отцу высказывает недовольство женихом. Лиза, в открытую, отвергает ухаживания Фамусова.

Обе являются участницами любовного сюжета "Чацкий - Софья - Молчалин - Лиза - Петруша".

У обеих одинаковые идеалы мужчин – мужчина-молчун.

Но, несмотря на то, что обе эти героини – молодые девушки, их представления о жизни очень отличаются. Софья романтична. Она росла без матери и очень увлекалась любовными романами. На протяжении всей книги она представляет себя героиней французского романа. Когда Молчалин падает с лошади, Софья ведет себя как влюбленная героиня романа – она падает в обморок. “Упал! Убился! ” Софья наивна, верит в то, что Молчалин действительно любит ее. Он представляется ей робким, скромным, нежным и умным. Лиза трезво смотрит на жизнь. Она простая служанка и много успела повидать за свою жизнь. Она разбирается в людях. Лиза прекрасно понимает, что Молчалин лишь играет с Софьей ради должности. Она видит его расчетливость и хитрость.

Дальнейшая судьба их тоже сложится по-разному. Софья, скорее всего, подчинится правилам фамусовского общества и выйдет замуж за богатого угодного отцу жениха. Лиза же выйдет замуж за человека своего круга, но по любви.

Хотя Софья и Лиза похожи в каких-то своих личных качествах, но различное положение в обществе и воспитание определяют их различную дальнейшую судьбу.

В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, Лиза играет второстепенную, но очень важную роль.

Лиза – веселая, молодая служанка, которая живет и работает в доме Фамусова. Она типичная субретка, которая помогает своей хозяйке Софье в любовных делах. Можно сказать, что Лиза умна и очень сообразительна. Она легко и виртуозно выкручивается перед Фамусовым, а потом рассказывает об этом Софье: “Сюда ваш батюшка зашел, я обмерла; вертелась перед ним, не помню, что врала”. Фамусов и Молчалин проявляют к ней интерес, но Лиза смелая девушка: первому она дает отпор, а второго укоряет в низости и подлости. Хотя в душе у нее остается страх: “Минуй нас пуще всех печалей, и барский гнев и барская любовь”. Сама Лиза верит в светлую и чистую любовь, она симпатизирует лакею Петрушке, но боится своих чувств.

У Лизы есть способность оценивать других персонажей, всем она дает очень точные характеристики. Хочется верить, что судьба Лизы измениться, так как она чистая и не испорченная фамусовским обществом девушка.


Другие работы по этой теме:

  1. Лиза Лиза – главная героиня повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”, бедная молодая крестьянка из деревни под Москвой. Лиза рано осталась без отца, который был...
  2. Мать Лизы В повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза” особого внимания заслуживает старушка-мать Лизы. Это добрая, заботливая и чувствительная женщина, проживающая в деревне недалеко от...
  3. Попытайтесь словесно нарисовать первые сцены пьесы. Как выглядит гостиная? Какими вы представляете себе героев в момент их появления? Дом Фамусова представляет собой особ­няк, выстроенный в...
  4. ­Платон Михайлович Платон Михайлович – один из наиболее запоминающихся второстепенных персонажей в комедии “Горе от ума”; гость Фамусова и старинный приятель Чацкого. Платон Михайлович Горич...
  5. Характеристика героя Лиза Бричкина Лиза Бричкина – персонаж повести “А зори здесь тихие”, одна из отважных девушек-зенитчиц, служившая в отряде Ф. Е. Васкова. Лиза выросла...
  6. Лиза Лизавета Ивановна – бедная воспитанница Графини Томской в светской повести А. С. Пушкина “Пиковая дама”. Эта девушка живет в доме старой графини и находится...
  7. Лиза Елизавета Григорьевна Муромская (Бетси) – главная героиня повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка”, дочь помещика-англомана Григория Ивановича Муромского, возлюбленная Алексея. Лизе всего семнадцать лет. Она...
  8. ­Наталья Дмитриевна Наталья Дмитриевна – супруга Платона Михайловича Горича в комедии Грибоедова “Горе от ума”; яркий пример воплощения женской власти. Чацкий знал Платона Михайловича задолго...

Комедия Грибоедова «Горе от ума», во многом являясь новаторской, отличается от существовавших до нее классицистических комедий способом изображения героев. Автор сделал образы более реалистичными, чем это было принято в традиции классицизма, наделив своих героев как положительными, так и отрицательными чертами одновременно. Представляя публике на страницах пьесы конфликт консервативного уклада дворянской жизни с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, конфликт «века минувшего» с «веком нынешним», автор значительно расширяет систему образов комедии. Это помогает ему сделать светское московское общество, изображенное в произведении, более ярким и запоминающимся. В развитии действия комедии важная роль отведена второстепенным персонажам. В связи с этим для осмысления пьесы необходимо обратить внимание на характеристику Лизы в комедии «Горе от ума».

В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то, что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание.

Лиза играет далеко не последнюю роль в развитии любовной интриги комедии. Она является человеком, с помощью которого происходит разоблачение Молчалина, возлюбленного ее хозяйки Софьи. Именно Лизе горе-любовник признается, что «любит» Софью «по должности», из личной выгоды, и сокрушается, что барышня не так привлекает его, как служанка: «Зачем она не вы?» Кроме того в общении с Лизой Молчалин проявляет себя совершенно иначе, чем с Софьей. Это помогает понять, каков этот герой на самом деле. А вывод относительно этого героя читатель слышит именно от Лизы: «Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы».

В комедии «Горе от ума» Лиза открывает истинное лицо не только Молчалина. Каждый герой, прямо или косвенно соприкасаясь с ней, по-новому предстает перед читателем. Например, Фамусов, отец Софьи, считает, что является лучшим нравственным образцом для дочери, ведь в обществе он «монашеским известен поведеньем». Но в тайне ото всех он волочится за Лизой, причем очень откровенно.
То, что сразу два героя пьесы пытаются втянуть Лизу в свою любовную игру, нисколько не порочит образа этой девушки. Она человек подневольный, но ее природный ум и смекалка помогают ей деликатно выходить из щекотливых ситуаций. К тому же в ее сердце живет робкое, но искреннее чувство к человеку ее круга – буфетчику Петруше. И никакими подарками не удается Молчалину соблазнить Лизу, что указывает на наличие у девушки определенных моральных принципов и установок.

В комедии «Горе от ума» характеристика Лизы во многом исходит из того, какую оценку она дает другим героям пьесы. Эта девушка отлично разбирается в людях, видя в них самую суть. Именно она еще до появления Чацкого на сцене дает ему самую точную характеристику: «Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий».

Лиза отличается еще и душевностью, умением поддержать беседу, выслушать и даже предложить дельный совет. Не случайно именно с ней, как вспоминает служанка, Чацкий перед отъездом за границу делился своими опасениями: «Недаром, Лиза, плачу: кому известно, что найду я, воротясь? И сколько, может быть, утрачу!»

Несмотря на то, что в пьесе «Горе от ума» образ Лизы относится к второстепенным персонажам, без нее невозможно было бы представить эту комедию. Героиня является связующим звеном между всеми частями произведения, оказывает существенное влияние на развитие действия комедии, на раскрытие характеров других персонажей. Без Лизы и развязка комедии была бы совершенно иной.

Тест по произведению