Высококачественные кисти для акварели, китайской и японской живописи каллиграфии. Материалы для китайской живописи Какие китайские кисти для акварели подходят

Управление образования Администрации г. Юрги Кемеровской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка - детский сад № 18 «Теремок»

«Китайская живопись У-син»

Внеурочное занятие с использованием ИКТ

для детей старшего дошкольного возраста

г. Юрга 2015

Образовательная область:

Художественно-эстетическое развитие , познавательное развитие , социально – коммуникативное развитие , речевое развитие .

Цель:

Ознакомление детей с традиционной китайской живописью У-син.

Задачи:

  • развивать зрительное внимание и восприятие, слуховую память, образное мышление и пространственную ориентировку;
  • познакомить с китайской живописью У-син;
  • формировать представление об особенностях рисования бамбука, птиц;
  • воспитывать эстетические чувства от соприкосновения с прекрасным.

Материалы и оборудование:

Гуашевые краски, кисточки, вода, салфетки, альбомные листы, ноутбук, проектор для показа презентации «Китайская живопись У-син», мультимедийный центр проигрывания аудиозаписи «Китайская традиционная музыка».

Ход занятия

Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться в путешествие. Скажите, а кто уже путешествовал? А на чем вы путешествовали?

Ответы детей.

Сегодня мы с вами отправимся в Китай.

Игра – рисование «Соедини точки»: детям предлагается соединить точки с 1 по 17. Что у вас получилось?

Дети:- Самолет.

Игра – путешествие на самолете .

Поиграем в самолет? Да!

И отправимся в полет!

Вы все - крылья, я – пилот.

Получили инструктаж –

Начинаем пилотаж. Строятся друг за другом.

В дождь летим и в пургу. У-у-у-у!

Видим чьи – то берега. А-а-а-а!

Ры-ры-ры, - рычит мотор. Делают круговые движения руками.

Мы летаем выше гор. Дети передвигаются по всей площадке.

Вот снижаемся мы все. Приседают на одно колено.

К нашей взлетной полосе!

Что ж – закончен наш полет.

До свиданья, самолет. Машут рукой.

Воспитатель : Вот мы прилетели с вами в Китай. Здесь мы познакомимся с китайской живописью «У-син».

Показ презентации. Звучит китайская традиционная музыка.

Воспитатель : Ребята присаживайтесь на места и посмотрите на экран.

Слайд№1

К.ж.у-син появилась в глубокой древности. Она отличается большим своеобразием.

Слайд№2

У-син – это система 5-ти первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл, вода. На ней основано все мировоззрение древнего Китая.

Слайд№3

Мандала Инь-Ян, состоящая из белой и черной капель, описывает закономерности окр.реальности. именно это мандала является ключом к пониманию У-син. Ян, белое-это небесное начало, Инь – черное – начало земное.

Ян энергию дает, а Инь – принимает, качественно преображает энергию. Небо дает дождь, свет, тепло, а Земля все это впитывает и порождает различные формы жизни, такие как травы, деревья, животные.

В живописи У-син задача художника- передать суть предмета, а не его форму. Для этого нам надо научиться видеть не умом, а глазами.

Слайд №4(мазки)

Живопись У-син – это живопись 5-ти мазков.

Дерево и Огонь – движения сильные и быстрые (мужское начало Ян)

Металл и Вода – движение медленные и тонкие (женское начало Инь)

Мазок Земля – лежит в основе всех 5-ти.

Слайд №7

Дерево – мазок прямоты, прямолинейности. Движение отталкивающее от точки до точки (движется плечо)

Слайд №8

Огонь- мазок всполох, полет фантазии (движется запястье «форма лодочки»)

Слайд №9

В Землю- мазок бесформенный, нажимаем на кисть

Слайд №10

Металл- вытянутые линии. Успокоение, плавность (движение локтя)

Слайд №11

Вода- мазок вращаем, крутим (движения пальцами)

Слайд №12 (вывод)

Философия 5-ти первоэлементов у-син является базой для всей китайской культуры. Самое главное научиться чувствовать кисть и делать нужные именно вам мазки. Мазок – это основа, он произошел от каллиграфических штрихов.

Физминутка:

По дороге мы идем. Дети шагают

Путь далек, далек наш дом.

Жаркий день, сядем в тень.

Мы под бамбуком посидим. Садятся

Мы под бамбуком полежим. Ложатся

Полежим, отдохнем.

Слайд №13 (Бамбук)

Сегодня мы будем рисовать растение бамбук.

Слайд №14 (оборудование)

Слайд №15

Изображая бамбук, чаще всего его рисуют в монохромной гамме.

Набираем на кисть черной краски.

Слайд №16

Рисуем стебель бамбука. Просто ворс кисти прислоняем к бумаге и просто толкаем ее взглядом. Точка-линия, точка- линия…….., выходя за край. Каждая часть стебля должна быть прямой, расстояние между узлами –одинаковые. Макаем кончик кисти в ч. краску и обозначаем узел на стволе.

Слайд №17 (передние листья)

Листья-огонь. Покрутим запястьем. Касаемся кончиком, потом всей кистью и заканчиваем кончиком. Обращаем внимание на расположение листьев. Макаем кисть в черную краску, наносим передние листья (создаем веер). Каждый листок – одно прикосновение к бумаге. Сколько мазков, столько и листьев.

Слайд №18 (второстепенные стволы)

Кисть окунаем в воду, цвет проверяем на палитре. Рисуем второстепенные стволы бамбука. Первый план – темные цвета, чем дальше – светлее.

Слайд №19 (второстепенные листья)

Листья второго плана рисуем разбавленной краской.

Слайд №20 (тонкие веточки)

Кончиком кисти добавляем тонкие веточки. Веточки бамбука бьют фантанчиком, важен ритм. Не забываем про общую композицию. И бамбук готов.

Слайд №21 (беседа о калибри)

Представьте что вы внутри картины. Расскажите, что вокруг происходит? Как вы думаете, что здесь делает эта птичка?

Нарисуйте ее самостоятельно.

Слайд №22 (птица)

Предлагаю начать рисовать с клюва и глаз. От них строится оперение и общая картина пернатого.

Слайд №23 (итог)

Молодцы! Вы хорошо нарисовали бамбук. Давайте полюбуемся своими работами.

Воспитатель: Дети нам пора возвращаться в Россию, в наш детский сад. Давайте скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись и в России окажись».

Дети произносят волшебные слова.

Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям выбрать конфету:

Ребята, если вам сегодня все понравилось, и вы считаете, что у вас все получилось, возьмите себе конфету желтого цвета, если вы считаете, что вам не очень понравилось – красную, а если уж совсем путешествие не принесло вам удовольствия – синюю.

Дети выбирают конфеты.


В живописи акварелью качество материалов — важный фактор. Поэтому я то и дело тестирую разные кисти, краски, бумагу.

Давно пристрастилась к китайским кистям для живописи и каллиграфии, поэтому редко покупаю традиционную «белку» — слишком уж они мягкие и плохо собранные. Но поскольку ученики меня спрашивают, решила купить новую кисть из белки. Вдруг качество стало лучше, и ее можно рекомендовать?.. Выбрала в «Леонардо» самую приличную из имеющихся — кисть №10 от Гаммы. В склейке она собрана красиво, в тонкий кончик. Цена достаточно демократичная, 278 рублей.

Сравним эту кисть со сходной китайской из овечьей шерсти.

Вот так кисти выглядят, если их промыть и высушить. Китайская продолжает держать форму.

При работе недостатки сборки беличьей кисти от Гаммы становятся очевидны. После первого мазка волоски кисти расходятся, и тонкий кончик уже не собрать… Для следующего ровного мазочка кисть придется оглаживать, чтобы она приняла ровную форму. А вот такого же размера и формы китайская мягкая кисть форму прекрасно держит. И в работе она более приятна.

Если чуть приплющить кисть, то становится понятно, почему так происходит. Смотрите, какая ровная «стрижка» у китайской кисти, и какие хаотичные волоски, да еще с крючочками у гаммовской:

Именно поэтому беличьими кистями в чистом виде я давно не работаю. И многие спрашивают меня, чем же особенны традиционные китайские кисти, и где купить настоящие, качественные? Об этом я уже писала - рассказала о своих кистях.

И вот приятная неожиданность. После этой публикации компания «Синий Феникс» связалась со мной и попросила протестировать их кисти, насколько они пригодны для живописи акварелью? Снимаю шляпу перед профессионализмом этих ребят! Кисти прислали быстро, в качественной упаковке. Теперь я могу быть спокойна, что этому магазину можно доверять!

Итак, результаты тестирования присланных мне кистей.

Качество всех кистей отличное. Превосходно собраны. Ворс, если и вылазит, то 3-4 волоска в самом начале пользования.

Однако нужно понимать, что эти кисти создавались для традиционной китайской живописи и каллиграфии, поэтому они специфичны. Самое непривычная длина ручки и балансировка кисти. Эти кисти невозможно держать близко к ворсу, как привыкли держать ручку. Традицонно такие кисти держат за центр или самый кончик черенка. Это дает свободу движений и красивый мазок. Именно тот, что предполагается. Насколько эти кисти способны заменить привычные нам кисти для акварели?

Жесткая контурная кисть 1503.

Длина ручки 20 см, длина кисти 1,5 см, диаметр у основания кисти 0,3 см. Состав: заячья шерсть.

А вот каллиграфические линии — гвоздики ей делать очень легко. Для написания маленьких иероглифов, думаю, она очень хороша. Однако для работы акварелью вряд ли подойдет.

Жесткая кисть 2005.

Длина ручки 22 см, длина кисти 2 см, диаметр у основания кисти 0,5 см. Состав: высококачественная волчья шерсть.

Достаточно мягкая, нечто среднее между белкой и колонком. Можно выполнять небольшие по размеру заливки. Хороша для рисования листиков. Дает красиво оформленный мазок с тонким кончиком.

Жесткая кисть 3609

Длина ручки 23 см, длина кисти 3,6 см, диаметр у основания кисти 0,9 см. Состав: шерсть из хвоста волка и овечья шерсть с небольшим добавлением синтетики.

Отличная кисть! Аналог колонка. Широкий спектр действий — от крупных заливок (до формата а4) до тонких линий. Прекрасно собрана, упругая, хорошо держит воду и отдает ее. Очень приятна в работе! Можно сказать, что эта универсальная кисть — мой фаворит из всех представленных. Она хороша именно как качественная кисть для начинающих — легкая в работе, предсказуемая в поведении, удобная в руке.

Комбинированная кисть 3808.

Длина ручки 24 см, длина кисти 3,8 см, диаметр у основания кисти 0,8 см. Состав: высококачественная овечья шерсть и волчья шерсть.

Именно эта кисть показана выше в сравнении с белкой.

Кисть мягкая, но упругая. Аналог хорошего качества белки. Хороша для заливок формата до А3. Подобно беличьей кисти, требует достаточного количества воды, однако кисть хорошо собрана, может давать красивый мазок с тонким кончиком. Ручка кисти показалась толстоватой — мне это не очень удобно.

Жесткая кисть 3909.

Длина ручки 22 см, длина кисти 3,9 см, диаметр у основания кисти 0,9 см. Состав: конская щетина, мех енота.

Упругий длинный ворс. Великолепная кисть для рисования листьев бамбука… В акварели будет полезна мастерам, работающим на больших форматах (А3 и больше), но не для заливок, а для крупных и мелких динамичных мазков. Удлиненный ворс прекрасно справляется с тонкими линиями, создает очень красивый мазок в форме листа бамбука с тонким изящным кончиком.

Жесткая кисть 4810.

Длина ручки 23 см, длина кисти 4,8 см, диаметр у основания кисти 1 см. Состав: высококачественный конский волос, свиная шерсть и небольшое количество овечьей шерсти.

Удлиненный упругий ворс. Для нас это странная кисть — она подобна линеарной, но только очень толстая. То есть, как и линеарную, ее сложно контролировать — ее кончик живет своей жизнью. Будет хороша для мастеров, ценящих в акварельной живописи динамику и спонтанность мазков. Ей можно делать заливки форматов А4-А3. Но в целом эта кисть для более виртуозной работы.

В этом видео ролике Щербаков Андрей (Мастер У-син), художник и преподаватель живописи У-син рассказывает об этой технике. В ролике говорится о том, что в основе китайской живописи У-Син лежат два главных принципа.

Первый принцип позволяет художнику проработать свои психологические качества через движение. Считается, что проблемы человека, его психологические заморочки, скованность, связаны с ограниченностью движений. Движение – это энергия, и работая с энергией, мы прорабатываем какие-то определенные качества человека. И проработка этих качеств помогает дальше людям по жизни.

Второй принцип – это именно система У-Син . Существует 5 качеств энергии – дерево, огонь, земля, металл, вода – в живописи каждому из них соответствует определенное движение, и только этими пятью видами мазков художник Усин пишет свои картины. Во время отработки движения тело должно быть расслаблено, а ум сконцентрирован. Особое внимание стоит уделить расслабленности плечевой зоны. Поясница, грудь и затылок, взаимодействуя друг с другом, растягивают позвоночник, как струну, выравнивая осанку человека, и нормализуя потоки ци. Специальным способом держат писчую кисть. Рука должна быть расслаблена от плеча до самых кончиков пальчиков. Человек как будто бы берет и держит шарик, и в этот шарик вкладывает кисть.

Существует 2 способа держать кисть: более художественный и более каллиграфический. При художественном способе все пальцы касаются кисти (как в видео ролике). Каллиграфический связан с более жёстким контролем за кистью: указательный и средний давят на кисть с одной стороны, безымянный и мизинец компенсируют давление с другой, Большой палец фиксирует кисть. В обоих случаях Ладонь и Кисть одновременно строго зафиксированы и расслаблены.

5 видов энергии – 5 видов мазков.

1. “Дерево” – сильная прямая энергия. Это движение делается от плеча с небольшим разворотом корпуса. Кисть, прижимается к бумаге, и мощным движением прямым переносим кисть в другую точку. Здесь снова акцентируем кисть, ставя точку. Вот у нас получился прямой сильный мазок – начало мужской энергии Ян. Прорабатывая это движение, художник постепенно переносит его в свою жизнь. Так же происходит и с энергией “Огня”.

2. “Огонь” – это быстрота, мимолетность, движение кисточки, как полет бабочки. Взяв кисть, мы делаем порхающие движения кистью, работая запястьем. Когда кисть касается бумаги, это движение образует вот такой вот мазок по форме похожий на лодочку.

3. Энергии “Земли” свойственна некая структурность. Это простые точки, образующиеся в результате одинарного нажатия кистью. Несколько точечек, поставленных плотно, создадут почвообразную структуру.

4. Энергия “Металл” – это что-то нежное, гибкое, женственное, поэтому движения плавные, длинные. “Металл” – это начало энергии “Инь” В движении “Металл” работает локоть. Самый характерный мазок “Металла” напоминает перегнувшуюся через себя травинку, лист дикой орхидеи. Движение связано с постепенным увеличением давления по мере движения вперёд и затем столь же постепенным поднятием кисти. Дыхание глубокое, мерное, постепенное. Здесь мы как раз начнем понимать, какие качества отрабатывает человек, рисуя эти мазки. Если в нем нет мягкости, нежности, тонкости то, наверняка, он и мазок этот сможет сделать с большим трудом.

5. Последний элемент – “Вода”. Это ощущение вращения, вовлечения в круговорот, погружённости, старости, запутанности. В этом движении работаем пальчиками. При помощи “Воды” можно создать ствол старого дерева, продвигая кисть вперёд при помощи вращения.

В живописи У-Син задача художника – передать суть предмета, а не ее форму. А для этого нужно выработать свое восприятие мира, научиться видеть не умом, а глазами. Чтобы правильно изобразить предмет, чтобы передать всю его жизненность, человеку нужно понимать, каким мазком (его рисовать). Понимать, это значит видеть суть, видеть, какое, движение в этом предмете преобладает: мужская прямота, настойчивость или женская гибкость, например. Взрывная мимолетность или водное погружение во что-то очень глубокое. Или это вообще что-то структурное, нейтральное.

М ы очень долго шли к открытию классов по живописи У-Син. И вот все договоренности достигнуты и с нами теперь мастер Андрей Щербаков ! Это один из самых известных преподавателей китайской живописи и каллиграфии в нашей стране .

По числу элементов в живописи У-Син имеются пять перводвижений , которые, по сути, являются языком этой живописной традиции. Чтобы нарисовать что-либо, необходимо почувствовать стихию этого объекта, увидеть его истинную природу. Как это увидеть, начать лучше понимать себя и окружающий мир, как развить свою чувствительность и интуицию? Ответ на эти вопросы дает живопись У-Син.


Андрей Щербаков показывает основные мазки живописи У-Син

Язык живописи У-Син открывает безграничные горизонты для творчества и самопознания.

Максим Парнах рассказывает о сути живописи У-Син в интервью Андрею Щербакову

Сложно? Легко!

Уже на первом занятии У-Син вы напишете прекрасную работу — даже если до этого никогда не рисовали. Однако не стоит нацеливаться на результат, гораздо большее значение имеет сам процесс и ваша медитация с кистью в руках и красками на столике. Одним из самых ценных результатов занятия живописью У-Син является расширение вашего сознания за пределы бытового ума. Не менее ценным будет приобретенный вами ресурс художественного видения, расширяющего восприятие окружающей действительности, дающего свободу мышления.

Освоение живописи У-Син позволит вам спустя какое-то время нарисовать хорошую картину как в китайском, так и в европейском стиле. Сколько времени на это уйдет зависит только от вас.

Работа Андрея Щербакова

Приглашаю Вас присоединиться к нашим урокам по живописи у-син этим летом. Основа живописи у-син это искусство чувствовать природу, искусство взаимодействия с внешним миром. Именно этому по сути мы и учимся в нашей живописи пяти первоэлементов.

Сегодня представляю вашему вниманию очень большое и информационно насыщенное интервью. Совершенно неожиданно для меня оно получилось не просто большим, а гигантским. Но делить на две части все же не решились – формат одного поста наиболее удобен. Если для вас понятия «китайская живопись» и «у-син» незнакомы, советую почитать предыдущую статью – , в которой найдете массу полезной информации, картины и видео. Ну, а если уже читали, то рекомендую не пропускать это интервью. Так что заваривайте себе чашку хорошего зеленого чая или кофе, или любого другого напитка, устраивайтесь поудобнее и читайте.

Идущий: Андрей, скажи пожалуйста, что ты нашёл интересного в живописи у-син, почему ты ей занимаешься? Что тебе даёт эта живопись и почему именно она, почему не другая техника?

АЩ: Это интересный вопрос. Для меня живопись у-син, – это, прежде всего, проводник на пути духовного развития. Для меня это практика саморазвития, в первую очередь, и только потом – тип самовыражения или художественная техника. Живопись у-син содержит в себе яркую демонстрацию принципов даосской и буддистской философии.

Тут важно понимать, в чём разница между реальной практикой развития и простым самовыражением. Самовыражение – это просто выплёскивание всего, что есть внутри или снаружи, на лист. Практика – это постоянная работа над собой, над собственной ограниченностью, над собственными движениями и собственным видением. Если самовыражение направлено вовне, то практика – всегда внутрь.

Идущий: А как же быть с преподаванием, оно ведь имеет внешнюю направленность?

АЩ: Ну, это зависит от точки восприятия, ведь формально и живопись тоже направлена вовне. Практикой саморазвития может быть всё, что угодно: и преподавание, и бизнес, и личные отношения, и многое другое. Главное – это правильно зафиксировать точку восприятия.

Идущий: А можно подробнее про то, как в этом искусстве воплощены принципы даосизма и буддизма?

АЩ: Начнём с Даосов. Основной принцип заключается в так называемом «недеянии» (无为 у-вэй) и следовании естественному пути. Увэй очень наглядно демонстрируется рисованием «от пятна», когда вначале наносишь пятно, затем, с минимумом доработок превращаешь его в объект. В живописи у син – нет эскизов. Рисунок формируется быстрыми мазками и пятнами. Таким образом, никогда точно не знаешь, что получится в итоге. Когда рисуешь таким способом, понимаешь, что нет возможности испортить рисунок, ведь любая нежданная клякса может органично вписаться в целостность рисунка, если следуешь естественности, не навязываешь рисунку слишком много своего. Таким образом, получается, что это не автор формирует рисунок, а рисунок помогает автору сделать следующий шаг в саморазвитии.

Такой тип рисования очень сильно способствует повышению гибкости ума и тела. Если человек занимается живописью у-син серьёзно, то перед ним обязательно начинают открываться новые жизненные горизонты потому что он начинает видеть больше. Надо понимать, что корнем неудовлетворённости жизнью обычно является именно слишком большая зажатость, и жёсткость в суждениях, мыслях и действиях. Стоит начать работать над гибкостью ума и тела и жизнь начнёт меняться. Вот живопись у-син – это одна из таких практик.

Идущий: а с буддизмом что?

АЩ: Здесь всё дело в НЕпривязанности. Тот, кто воспринимает живопись у-син, как практику, должен стремиться, всеми способами, освободиться от привязанностей. Прежде всего, привязанностей к результатам своего труда. Я даже, в своё время, делал такую интересную практику. Сначала долго работаешь над картиной, а затем сжигаешь её. При этом самое важное изначально знать, что ты потом её сожжёшь. Короче, важно понимать, что не результат художественный важен, а те внутренние открытия, которые сделал художник, рисуя картину.

Не стоит также привязываться и к собственному стилю, наоборот, следует находиться в постоянном поиске чего-то нового. Здесь, кстати гигантское различие с психологией обычного художника, для которого важнее собственного стиля ничего нет.
На самом деле привязка мазков к 5-и элементам у-син, как и любые художественные каноны, это всё то, что художник, практикующий усин, со временем должен отбросить, в поисках той самой истины, которую не произнесёшь словами.

Идущий: В анонсах, посвящённых живописи у-син говорится о том, что эта техника имеет арт-терапевтическое влияение. О чём конкретно идёт речь?

АЩ: Да, действительно арт-терапевтическое влияние есть. Это влияние отмечают и профессиональные психологи, например, Юлия Зима (https://komninus.livejournal.com/49143.html). Многие психологи взяли эту технику на вооружение. Я знаю, что Киевская арт-терапевтическая ассоциация применяет живопись у-син в работе с клиентами.

Первый уровень этого арттерапевтического влияния в том, что, расслабляя определённые телесные зажимы, человек может избавиться от зажимов психических. Этот факт известен из теории и практики телесно ориентированной психофизики.

Второй уровень – в том, что раскрепощая свои движения, человек знакомится с новым для него способом взаимодействия с реальностью. Вот здесь влияние нашей живописи очень легко понять и проследить. Например, человек по жизни слишком прям и умеет лишь оплеухи направо и налево раздавать, а с гибкостью незнаком в принципе или уже забыл, что это такое. Такое часто случается с женщинами, забывшими про свою женственность. Вот у этого человека получаться будут только прямые, жёсткие мазки «Дерева», а гибкий – «Металл», будет новым типом действия. И если человек его освоит, то это может стать большим шагом вперёд.

Третий уровень – это работа с образами. Здесь мы подбираемся к «Юнгианству». Чтобы понять, как идёт работа с образами, приведу один рабочий пример. Известно, что Дерево, является архитепическим и важным, для каждого человека, образом. Самое интересное, что дерево подсознательное у каждого – своё, и подсознательный рисунок дерева может многое сказать о человеке. А если начать работать с этим символом, показать человеку, что существуют и другие типы деревьев, добиться пластичности его «внутреннего дерева», можно добиться очень хороших результатов.

Интересно, насколько большие успехи может принести эта техника на поле реальной терапии. Мой учитель, Максим Парнах, специализируется на работе с детьми-инвалидами. При помощи техники Живописи У-Син он нередко «вытаскивал» детей из ДЦП.

Идущий: С философией более-менее ясно, а теперь давай поговорим о технике. Насколько я помню из видео, движением стихии огня ты рисуешь листья бамбука. Нет ли тут противоречия? Зеленые живые листья и вдруг стихия Огонь?

АЩ: Приёмом Огонь можно рисовать не только листья, но и рыбок, птичек, лепестки цветов и многое другое. Почему же так? Вопрос вроде бы был простой, но ответ чуть глубже, чем кажется. У-Син, в переводе с китайского, это всё же не пять стихий, а пять движений, иероглиф «син» переводится, прежде всего, как движение. Поэтому если мы говорим про у-син, то это будет мир энергий, ведь энергия – это мера движения. Пять «элементов» у-син – это пять качеств движения. Понимание этого факта влечёт за собой очень интересные метаморфозы в понимании мира. Об этом я довольно подробно пишу в этой статье про у-син: https://komninus.livejournal.com/39986.html

Огонь – это мимолётное и взрывное движение. Если слабое, то оно подобно полёту бабочки, если сильное, то похоже на взрыв бомбы. И рисуют им всё, что наделено мимолётной природой. В растениях самыми подвижными являются листья, они опадают осенью и вырастают весной, на ветру они колышутся, постоянно меняя направление, вот ствол дерева не наделён такой динамикой, он значительно более статичен и основателен.
Таким же движением «огонь» рисуют и многие цветы, чтобы подчеркнуть мимолётность и яркость их жизни. Таковы же по своей природе и рыбки с птичками, это самые неуловимые в мире существа. Передача такой мимолётности происходит при помощи быстрого движения запястьем, ведь эта часть руки способна на самые быстрые движения.

Идущий: Какой материал ты используешь для рисования? Бумага это понятно, а еще? Тушь, Чернила, гуашь, акварельные краски? Если разные материалы – мог бы ты сказать, в чем разница при работе с каждым из них? Не связываешь ли ты краски с усин? Нужно ли для рисования использовать специальные кисти и краски? Какие именно?

АЩ: Вот при ответе на такие вопросы я всегда вспоминаю, что у-син это метафизика, то есть она выше формы. Поэтому живопись у-син можно рисовать при помощи чего угодно и на чём угодно. Чем дальше я этим занимаюсь, тем больше удостоверяюсь в верности своего мнения. Другое дело, что быстрыми мазками у вас будет получаться рисовать
китайскими кистями для каллиграфии. Это будет более «по-китайски» и значительно легче будет учиться. А так, вообще: полная свобода.

Известно, что у-син связан с красками – дерево, например, это бирюзовый, огонь – алый и т.д. Некоторые современные практики, например, Джун Юань цигун используют цветотерапию по у-син. Лично я являюсь сторонником осознанности, а не тупого следования чужому мнению. На личном опыте я пока что не выявил объективных связей одного с другим. Лично мне кажется, что здесь-то, как раз, всё работает наоборот. Человек сам себе сначала внушает, что бирюзовый цвет и печень как-то связаны, а потом уже применяет этот свой тип самогипноза.

Связь между у-син и колористикой картины весьма возможна, но тогда надо более комплексно подходить к вопросу. Например, картины Гогена наполнены контрастами холодного и тёплого, что пробуждает в сердце смотрящего настоящее кипение эмоций, поэтому контраст холодных и тёплых тонов – это энергия «Огонь». А вот монохромная японская живопись суми-е часто вызывает ощущение спокойствия или даже грусти и поэтому подобный контраст тёмного и светлого можно отнести к энергии «Металл» ну и т.д.

Идущий: В какой гамме тебе больше всего нравится работать монохром или цвет?

АЩ: Честно говоря, я за разнообразие. Как уже было сказано выше, в живописи у-син у художника нет задачи создать свой стиль. Стиль, как и другая форма, как бы приходит извне, параллельно задачам, которые в данный момент стоят. Среди моих работ можно найти и цветные и монохромные. В последнее время я больше склонен к монохромной живописи, но и это, думаю – временно.

Идущий: Какой стиль китайской живописи больше всего привлекает? Вот меня, например, горы-воды и совершенно не интересуют птицы. Интересно, из этого можно сделать какой-либо вывод? Ведь стилей тоже 5.

АЩ: Ой, ну не знаю, стоит ли тут какие выводы делать. Как известно, лишь психолог-дилетант стремится сразу всем диагнозов наставить. Стилей-то конечно 5, это так, но там другая классификация. Опять же не в форме дело, а в движении взгляда по картине. Как взгляд перемещается, как он переходит от объекта к объекту, вот это действительно важно.
Я тоже люблю пейзажи, наполненные туманами и горами. Мои любимые китайские художники – Ма Юань и Ся Гуй, жившие во времена династии Сун.

Идущий: Правда, ли, что любой человек может научиться рисовать?

АЩ: Да, это правда. Живопись у-син – это техника, в которой, всего за 2 месяца можно достичь очень хорошего уровня, даже если ты стартовал с абсолютного нуля. Дело в том, что современные академические техники, как китайские, так и европейские, часто перенасыщены деталями, которые на первом этапе абсолютно не нужны человеку. А зная строение современной психики, можно смело сказать, что они скорее закомплексовывают, чем освобождают человека. Живопись у-син даёт самую суть, без всяких изворотов и поэтому научиться рисовать с нуля в этой технике очень легко.

Часто люди думают, что для того чтобы научиться рисовать, нужен какой-то особый талант. Это совершеннейшая неправда. За последние несколько лет я выпустил более тысячи учеников. Статистика показывает, что единственное, что нужно для того чтобы преуспеть в этой области – это иметь чёткое намерение научиться и много работать над собой. Две основные преграды – это лень и интеллектуальная импотенция. Лень и интеллектуальная импотенция дополняют друг друга и как раз и создают тот порочный круг из которого 90% не могут выбраться: не буду, не хочу, не могу… Особенно опасна интеллектуальная импотенция для мужчины, ведь за ней наступает реальная импотенция.

Идущий: Почему вникнув в суть живописи У син, ты рисуешь в китайском стиле, а не в своем личном, например? Разве у русского человека может быть и китайское мировосприятие?

АЩ: Интересный вопрос. На самом деле, на первом этапе китайский стиль мне был интересен постольку-поскольку. Вы можете посмотреть мои ранние картины, там часто Китай вообще не причём.

Вот примеры: