Японские корни русской матрешки. Японский Фукурума — прототип русской Матрешки

В 1890 году из Японии в Россию завезли фигурки мудреца Фукурими. Сейчас такие фигурки мы называем … матрешками.

Фукурума-этот святой один из семи богов удачи, бог учености и мудрости Фукурокудзю. Его голова имеет необычную форму: лоб чрезмерно высокий, как и положено человеку недюжинного ума, в руках он держит посох и свиток. По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи и приобретают там их маленькие статуэтки.

По легенде, на японском острове Хонсю обосновался беглый русский монах, который и соединил восточную философию с детской игрушкой. Он вырезал фигурку буддийского божества счастья и долголетия Фукурума-дза, у которого голова вытянулась вверх от многочисленных раздумий. Куколка была разъемная, а внутри Просветленного пряталось еще несколько таких же «просветлят». Правдива эта история или нет, однако доподлинно известно, что разъемные фигурки Фукурумы и еще одного буддийского святого – Дарумы – в Японии были распространены очень широко.

Самая философская русская игрушка!И ведь именно оттуда в 1890 году в Московскую игрушечную мастерскую «Детское воспитание» мецената и благотворителя Мамонтова привезли эту самую «многоуровневую» фигурку. В то время в моде было все японское, да и восточное в целом – в искусстве царил модерн, в салонах восточный мистицизм и философия причудливо сплетались с русской культурой. Естественно, Фукурума нашел здесь свою новую родину и потомков!

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Предупреждение: Данная новость взята

Версия - японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна - с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка - прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве - прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

Японская кукла Дарума:

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Японская кукла Дарума:

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом - речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение - ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

Русская матрешка:

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

Японская кукла Фукурума:

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму - фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».via



Из Японии с … матрешкой.

Икра, киоск, норма, перестройка, чебурашка, матрешка…

Целый ряд слов попали в японский язык из русского. За этим кроются иногда романтические, иногда детективные, а иногда даже просто фантастические истории.


Кадзуми Судзуки (Директор магазина матрешек «Рынокку»)
Говорят, что 100 лет назад по Японии путешествовал монах из России и увидел в горах Хаконэ деревянную куклу Ирэконингё, одного из семи богов богатства и процветания Ситифукудзин. Он увез её с собой, так появилась на свет матрешка

Сегодня, не многие японцы знают, что «предки» матрешки родом из Японии. Даже если матрешка расписана как кошка «Манэки-нэко», или сумоист. На её голове нет платочка, но все равно любой из японцев сразу скажет, что это матрешка.


Марико Тагути (учитель росписи матрешек)
Сначала я тоже не знала, что матрешки родом из Японии. Раньше я занималась живописью по дереву. После встречи с матрешкой вся моя жизнь посвящена матрешкам.

Но у японских матрешек есть свои особенности: например, глаза расположены на большом расстоянии, чем у матрешек из России. К тому же, преобладают краски пастельных тонов.

Различия между странами и народами первым делом бросаются в глаза, некоторые вызывают восхищение, некоторые недоумение или даже осуждение. Но людей, и это очень важно, сближает общее и похожее. Оно может скрываться в самых неожиданных местах. И матрешка лишь только один из таких примеров. Нужен и важен настрой увидеть такое общее!

Японцы были бы не японцы, если бы не продолжили усовершенствование и не синтезировали матрешку с еще одним русским изобретением 20 века - терминвоксом.


Еще в юности я был очарован неповторимым звучанием инструмента терминвокс и решил сделать его делом своей жизни. В 93 году мне повезло и я смог поехать в Россию. Тогда я понял, что просто обязан открыть для японцев мир терминвокса, особенную культуру и философию русской музыки.

Создатель нового инструмента решил, что нужно сделать что-то особенное! Буквально на грани поп-культуры. В какой-то момент его осенило - поместить внутрь матрешки термин! И представьте, люди заметили новинку. К тому же, полая внутри деревянная матрешка обогатила звучание терминвокса, придало ему неповторимое тепло и глубину.

Масами Такэути (создатель Матрёмина)
Мы решили назвать новый инструмент Матрёшка + Термин: «Матрёмин». На нем значительно проще играть, чем на большом Терминвоксе. Кроме того, на матрёминах можно исполнять и ансамблевую, оркестровую музыку.

Все матрешки для матреминов делаются в городе Семёнов в России, а электрическая часть в Японии. Теперь матрёмин постепенно распространяется по миру.

Матрешка оказалась примером реэкспорта, удачного сотрудничества России и Японии - она вернулась на историческую родину и даже затмила свой японский прототип.
Н а первый взгляд и нам, и японцам трудно найти общее в ирэконингё и матрешке, но у них обеих есть общее не только в далекой истории, но продолжение сегодня, и можно надеяться - развитие завтра.

Матрёшка – традиционная русская игрушка, которую любят дети и коллекционируют взрослые. А знаете ли вы, кто и когда выточил первую деревянную красавицу и что общего у неё с японским божеством? Об истории самой известной разборной фигурки и пойдёт речь в этой заметке.

Откуда ты, красавица?

Несмотря на то, что матрёшка – сравнительно молодая игрушка, происхождение её до конца не ясно. Существует легенда, что творцом расписной красавицы стал странствующий русский монах. Путешествуя по Японии, проповедник видел необычную составную игрушку. А вернувшись на родину, решил сделать русский её аналог.

Однако, более вероятно, что сделана была первая матрёшка не мифическим монахом, а реальным умельцем. Имя мастерской, в которой произошло это знаменательное событие, история бережно сохранила для потомков. Называлась мастерская «Детское воспитание» и принадлежала Анатолию Ивановичу Мамонтову. Согласно этой версии прототипом русской игрушки стала составная фигурка японского божка Фукурумы. Фигурка японского божества каким-то невероятным образом попала в Россию с далёкого острова Хонсю. Считается, что внутри забавной приземистой фигурки старичка помещалось его семейство. Впрочем, по свидетельству других источников, там находились родственные японские божества.

Однажды чужеземная игрушка оказалась в руках Сергея Малютина. Он был художником в мамонтовской мастерской «Детское воспитание». Сергей решил сделать такую же игрушку, но только на русский лад. Заготовку для первой матрёшки выточил токарь Звёздочкин, а Малютин стал автором эскиза. По его задумке деревянная болванка стала круглолицей румяной девицей в ярком платочке, да ещё и с петухом в руках. Внутри красавицы прятались её сестрички и крохотный братец. Неизвестно, кто и почему нарёк новую игрушку звучным русским именем Матрёна. Но имя прижилось, и все раскрашенные составные игрушки начали именоваться матрёшками.

Японцы подделывали русских матрешек?

Новые игрушки, изготовленные в Сергиево-Посадских мастерских Мамонтова, пользовались большим спросом в России. А после успеха на Парижской всемирной выставке 1900-го года их стали делать и на экспорт. Ни Лейпцигская, ни Берлинская ежегодные ярмарки отныне не обходились без матрёшек. Удивительно, но популярность этих незатейливых фигурок достигла такого размаха, что в 1911 году матрёшек начали подделывать и продавать в Германии под видом русских сувениров. И кто б вы думали? Японцы!

Игрушка с тысячей лиц

Каких только матрёшек не создавали дореволюционные мастера! Игрушками становились литературные персонажи и герои сказок, пастухи, гусары и исторические деятели. Одни из самых известных матрёшек тех времён – складные «Наполеон» и «Кутузов», выточенные и расписанные к столетней годовщине битвы под Бородино, а также персонажи гоголевской комедии «Ревизор», созданные к 100-летию со дня рождения Николая Васильевича.

В советское время матрёшки были, как правило, похожими друг на друга, фабричными. Гусары и пастушки остались в прошлом, типичная матрёшка тех времён – улыбчивая девушка в цветном платочке. Хотя встречались и необычные экземпляры. Так, в 1961 году появились серия матрёшек под названием «Космос освоен». 12 деревянных красавиц из этого набора были одеты… в скафандры и держали в руках цветы. Довольно неожиданно, но поколению, влюблённому в космос, нравилось.

В последние годы существования СССР появились особые сувенирные матрёшки с лицами партийных деятелей и вождей. Иностранные туристы с удовольствием покупали и везли домой в качестве экзотического гостинца игрушечных Горбачёвых, Брежневых и Сталиных.

Матрёшки не утратили своей популярности и сегодня. Наоборот, интерес к ним как к экологичным развивающим игрушкам только возрос. Современные мамы с удовольствием покупают расписные фигурки своим деткам. А малыши, забавляясь с деревянными бочонками, знакомятся с понятиями «больше» и «меньше», учатся считать, составлять цельную картинку из частей и даже разыгрывают сказочные представления с героями «Репки», «Колобка», «Теремка» и других сказок.

Похоже, что эта народная игрушка с японскими корнями будет радовать малышей всегда.

Один из главных образов, возникающих при упоминании России , это матрешка - расписная точеная деревянная кукла, считающаяся (с долей иронии или совершенно серьезно) чуть ли не идеальным воплощением русской культуры и «загадочной русской души», воспринимающаяся то верхом искусства, то жутким китчем.

Однако, насколько русской является русская матрешка?

Как у каждого национального символа, у матрешки есть легенда появления. И как во многих легендах правда обросла домыслами. Давайте и мы добавим свою порцию.

Оказывается, русская матрешка довольно молода, она родилась где-то на границе XIX и XX веков. Легенда называет место появления, имена токаря и художника, первых выточивших и раскрасивших куклу. Но с остальными подробностями не все четко и ясно.

Практически во всех источниках сказано, что прообразом первой матрешки был японский божок . Действительно во 2-й половине XIX в. В Европе и России появилась мода на все японское, был необыкновенный спрос на японские гравюры любого содержания и качества, экзотические азиатские статуэтки и т. п. Но с конкретным прототипом - «отцом» матрешки ясности нет. Чаще всего звучит имя «старец Фукурума».

Первая группа легенд «узнаёт» в Фукуруме длинноголового Фукурокудзю (福禄寿) - бога богатства, счастья, изобилия, мудрости и долголетия. Фукурокудзю изображают в виде старика с необычайно вытянутым лбом, часто несущим признаки фаллического культа. Грушевидная форма фигурки старца действительно напоминает очертаниями форму классической русской матрешки.

Фукурокудзю входит в число так называемых «семи богов счастья», ситифукудзин . Состав ситифукудзин был непостоянным, но общее число и единство персонажей неизменно по крайней мере с XVI в. Семь богов действительно были популярны в Японии, например, в эпоху Токугава существовал обычай обходить храмы, посвященные богам ситифукудзин.

Часть приверженцев теории «отцовства» над матрешкой старца Фукурокудзю считают, что семь богов счастья могли вкладываться друг в друга, по принципу современной матрешки, а Фукурокудзю был главной, самой большой разъемной фигуркой.

По другой версии у Фукурокудзю была позаимствована только форма, а рекурсивным содержанием ее наполнил уже на русской почве токарь Василий Звездочкин . Действительно точеная посуда и деревянные разъемные сувениры, вроде пасхальных яиц были, мягко говоря, не в диковинку русским мастерам, т. е. в техническом плане матрешка не представляла собой особой новизны или сложности.

Про построенные на принципе матрешки пасхальные яйца, а заодно про глубокий символизм такой схемы можно прочесть у Пришвина:

...Я думал, что у каждого из нас жизнь, как наружная оболочка складного пасхального яйца: кажется, так велико это красное яйцо, а это оболочка только, - раскроешь, а там синее, поменьше, и опять оболочка, а дальше зеленое, и под самый конец выскочит почему-то всегда желтенькое яичко, но это уже не раскрывается, и это самое, самое наше...
Михаил Михайлович Пришвин. Курымушка/Кащеева цепь


Современная фигурка Дарумы

Вторая группа легенд видит родство матрешки и основателя дзэн-буддизма Дарумы . Дарума (達磨) - японский вариант имени Бодхидхарма , так звали индийского мудреца, пришедшего в Китай и основавшего монастырь Шаолинь . «Изобретению» чань-буддизма (или по-японски дзэна ) предшествовала длительнейшая медитация. Дарума просидел девять лет, смотря в стену. По легенде из-за долгого сидения у Бодхидхармы отнялись ноги. Именно поэтому чаще всего дарума изображается безногим.

Интересно, что кроме матрешки и дзэн-буддизма Даруме приписывается еще один полезный вклад. Медитируя у своей стены, Дарума многократно подвергался различным искушениям и однажды вдруг понял, что вместо медитации погрузился в грезы сна. Тогда он срезал ножом веки со своих глаз и бросил их наземь. Теперь с постоянно открытыми глазами Бодхидхарма мог бодрствовать, а из его выброшенных век появилось чудесное растение, прогоняющее сон - так вырос чай. А не по-азиатски круглые глаза без век стали вторым отличительным признаком изображений Дарумы.

В Японии фигурки-неваляшки Дарумы используются в новогодних церемониях. Раскрашенная фигурка Дарумы без нарисованных зрачков покупается в храме и приносится домой. Перед Дарумой загадывается желание и дорисовывается один зрачок. Видимо, Даруме так хочется получить второй зрачок, что он приложит все усилия, чтобы желание осуществилось. Если желание сбывается, Дарума получает второй глаз, а нет - так относится в храм и сжигается.

На родстве русских матрешек японской культуре и «обратном» восприятии матрешки японцем построен совместный советско-японский художественный фильм 1966 г. «Маленький беглец» (小さい逃亡者). По сюжету главный герой - десятилетний японский мальчик - получает в подарок от гастролировавшего в Японии русского клоуна Юрия Никулина сувенирный набор матрешек. В поисках отца мальчик бежит в СССР и преодолевает путь с Дальнего Востока до Москвы и Ленинграда, сталкиваясь на пути с рядом трудностей. Главный герой подсознательно чувствует «волшебность» фигурок и при встрече с каждой следующей проблемой загадывает желание у одной из кукол-матрешек. Проблемы чудесным образом решаются, а «сработавшая» матрешка оставлялясь мальчиком.

Есть в Японии и деревянная расписная кукла-девочка - кокэси (小芥子). Для нее отдельно вытачиваются на токарном станке цилиндрическое тело и головка, соединяемые так, что головка может вращаться, издавая при этом скрип, похожий на плач.