Александр Васильевич Свешников: биография. Государственный академический Русский хор им

Александр Васильевич Свешников / Alexander Svechnikov
Обработки для хора русских народных песен.


хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР


А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов — один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928—1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936—1937 — художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937—1941 — художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948—1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

А. В. Свешников умер 3 января 1980 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С.В. Рахманинова, осуществлённая им в 1965 году.

«Мы часто называем А. В. Свешникова патриархом советского хорового искусства, и это справедливо. Практически, все начинания в этой области не прошли без того или иного участия Мастера. Его влияние огромно. И личным примером, и через своих многочисленных учеников" Свешников вливал живительные соки в наше хоровое дело , — писал Е. Ф. Светланов.
Совершенно особое место в творчестве А. В. Свешникова занимала народная песня. Множество песен в обработках Свешникова известно и популярно во всем мире: такие как протяжная «Ах ты, степь широкая:», бурлацкая «Вниз по матушке, по Волге», шуточная «В темном лесе», плясовые «Во кузнице» и «Ой, все кумушки домой», лирическая «Вечерний звон», героическая «Гибель „Варяга"» считаются классическими песенными обработками и занимают достойное место в исполнительской практике профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.


Мастерски сделанные обработки Свешникова сохраняют притягательность и долгую концертную жизнь, т. к. они всегда вокальны, в них предельно используются выразительные средства хора. Но даже самые сложные из них, те, а которых творческая индивидуальность Свешникова проявилась наиболее ярко, непременно сохраняют дух самой песни, первородство мелодии. При всем жанровом многообразии, полярности настроений и чувств, в протяжных и плясовых, лирических и шуточных песнях основой хоровых партитур Свешникова являются кантилена, развитое голосоведение, богатство тембровых красок. Каждая его композиция имеет характерный свешниковский колорит, ясную простоту и совершенство.
В хоровых обработках А. В. Свешникова выявляется накопленный" поколениями опыт отношения к русскому песенному наследию. Впитавший в себя истинно русскую культуру и получивший образование у выдающихся педагогов и композиторов С. И. Танеева, Б. Л. Яворского, А. Н. Корещенко, А. В. Свешников через всю жизнь пронес глубокую и трепетную любовь к русскому народному песенному творчеству. «Пение — удивительное искусство , — говорил А. В. Свешников, оно достойно того, чтобы почитать его одним из самым великих.. Песня —это сама русская история, поэтический сказ о ней, положенный на музыку. Песня пробуждает в человеке все лучшее, что в нем есть, заставляет звучать самые тонкие н нежные струны сердца и, что бы он ни любил, к чему бы ни был привязан душой, всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение красоты н величия ».



Ах ты, степь широкая










АХ ТЫ, СТЕПЬ ШИРОКАЯ

(русская народная песня)

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная,
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

Ой, да не степной,
Орëл подымается,
То речной бурлак
Разгуляется.

Не летай, орëл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу.

Ах ты, степь широкая,
Степь раздольная!
Ах ты, Волга матушка,
Волга вольная!

В темном лесе


В темном лесе, В темном лесе,

за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.
я посею, я посею,
я посею, я посею лен,
конопель, лен зеленой.

Уродился, Уродился,
Уродился, Уродился
мой коно пель, мой зеленой.

Тонок, долог, тонок, долог,
тонок, долог, тонок, долог,
бел, волокнист, бел, волокнист.

Как повадился, Как повадился,
Как повадился, Как повадился
вор воробей, вор воробей,
на коноплю, на коноплю,
на коноплю, на коноплю
летати, летати,

Мою конопельку, мою конопельку,
мою конопельку, мою зеленую клевати,
клевати,
В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью,
распашуль я распашуль я
распашуль я распашуль я
пашенку, пашенку.

В темном лесе, В темном лесе,
В темном лесе, В темном лесе,
за лесью, за лесью.

Вечерний звон



Вечерний звон, вечерний звон!
Как много дум наводит он
О юных днях в краю родном,
Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,
Там слушал звон в последний раз!
Уже не зреть мне светлых дней
Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых
Тогда веселых, молодых!
И крепок их могильный сон;
Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!
Напев унывный надо мной.
В долине ветер разнесет;
Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он
В раздумье петь вечерний звон!

Во кузнице


Во ку... во кузнице,
Во ку... во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.

Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.

К себе, к себе Дуню,
К себе, к себе Дуню,
К себе Дуню приговаривают,
К себе Дуню приговаривают.

"Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, пойдём, Дуня,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок,
Пойдём, Дуня, во лесок, во лесок.

Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём, сорвём Дуне,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок,
Сорвём Дуне лопушок, лопушок.

Под са... под саменький,
Под са... под саменький,
Под саменький корешок, корешок,
Под саменький корешок, корешок.

Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём, сошьём Дуне,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан,
Сошьём Дуне сарафан, сарафан.

Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
Носи, Дуня, не марай, не марай.

По пра... по праздничкам,
По пра... по праздничкам,
По праздничкам надевай, надевай,
По праздничкам надевай, надевай.

Колокольчик



Однозвучно гремит колокольчик,
И дорога пылится слегка,
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.
И уныло по ровному полю
Разливается песнь ямщика.

Сколько грусти в той песни унылой,
Сколько чувства в напеве одном,

Разгорелося сердце огнём.
Что в груди моей хладной остылой
Разгорелося сердце огнём.

И припомню я ночи другие,
И родные поля, и леса,
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.
И на очи, давно уж сухие,
Набежала, как искра, слеза.

Однозвучно гремит колокольчик,
Из дали отдаётся слегка,
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.
И умолк мой ямщик, а дорога
Предо мной далека, далека.






12 сентября 1890, Коломна, Московская губерния, Российская империя - 3 января 1980, Москва, РСФСР, СССР.

Музыкальный деятель.
Герой Социалистического Труда (1970).

Заслуженный артист РСФСР.
Народный артист РСФСР (1946).
Народный артист СССР (1956).

В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, занимался по музыкально-теоретическим предметам у А.Н. Корещенко, а также у Б.Л. Яворского в московской Народной консерватории.

С 1909 года преподавал хоровое пение в школах Москвы.
В 1921-1923 годах - организатор детской хоровой самодеятельности на Украине, руководил хор. капеллы в Полтаве. В 1923-1928 годах - заведующий вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928-1936 годах - худрук организованного им вокального ансамбля (затем хора) Всесоюзного радиокомитета; в 1936-1937 годах - худрук Государственного хора СССР, в 1937-1941 годах - Ленинградской академической капеллы.
С 1941 года - возглавлял организованный им Государственный хор русской песни (позднее - Государственный академический русский хор СССР). Организатор (1944) и худрук Московского хорового училища.
В 1944-1974 годах преподавал в Московской консерватории (в 1944-1948 годах - декан дирижёрско-хорового факультета, с 1946 года -профессор, в 1948-1974 годах - ректор).
Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель Всероссийского хорового общества (до 1964 года), член жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

призы и награды

Госпремия СССР (1946)
Госпремия РСФСР имени М.И. Глинки (1967)
Три ордена Ленина (1960, 1966, 1970)
Два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ, 1968)
Почётный член Королевской академии музыки (Великобритания)

Русский хоровой дирижер, директор Московской консерватории. Родился в Коломне 30 августа (11 сентября) 1890. В 1913 окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 регентовал и преподавал пение в московских школах. В 1921–1923 руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (храм Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа. В 1928–1963 руководил хором Всесоюзного радиокомитета; в 1936–1937 – Государственным хором СССР; в 1937–1941 возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 организовал Государственный хор русской песни (впоследствии ) в Москве, которым и руководил до конца дней. С 1944 преподавал в Московской консерватории, в 1948 был назначен ее директором и оставался на этом посту более четверти века, продолжая вести хоровой класс. Среди консерваторских учеников Свешникова – крупнейшие хормейстеры А.А.Юрлов и В.Н.Минин. В 1944 организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7–8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище церковного пения.

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения Рахманинова, осуществленная им в 1970-х годах. Умер Свешников в Москве 3 января 1980.

Энциклопедия Кругосвет

11 сентября 1890 - 03 января 1980

хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР

Творческий путь

А. В. Свешников родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в Коломне (ныне Московская область). В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории.

С 1909 года работал регентом и преподавал пение в московских школах. С 1921 по 1923 год руководил хоровой капеллой в Полтаве ; в первой половине 1920-х годов - один из самых известных в Москве церковных регентов (регент храма Успения на Могильцах). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1936 годах руководил созданным им вокальным ансамблем (затем хором) Всесоюзного радио; в 1936-1937 - художественный руководитель Государственного хора СССР. В 1937-1941 - художественный руководитель Ленинградской капеллы. С 1941 года снова руководитель Государственного хора СССР.

В 1944 организовал Московское хоровое училище (впоследствии на его базе Виктором Сергеевичем Поповым была создана Академия хорового искусства), в которое принимались мальчики 7-8 лет и которое имело прототипом дореволюционное Синодальное училище.

В 1948-1975 ректор МГК имени П. И. Чайковского.

Память

  • После кончины Свешникова его именем были названы основанное им Московское хоровое училище и детская хоровая школа города Коломны.

Характеристика творчества и деятельности

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа, но при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу и до сих пор не превзойденная запись Всенощного бдения С. В. Рахманинова , осуществлённая им в 1965 году.

Свешников был назначен ректором Московской консерватории в ходе музыкально-идеологического погрома 1948 года, когда с этой должности был снят композитор Виссарион Шебалин , обвинённый в "формализме". Занимая пост ректора консерватории на протяжении почти 30 лет, Свешников проводил самую жёсткую линию, представлявшую из себя характерную смесь ортодоксальной советской идеологии и казённого "патриотизма" (характерного для многих бывших деятелей искусства национально-клерикальной ориентации, нашедших себе новое применение в послевоенные сталинские годы "борьбы с космополитизмом" .)

Известные ученики

  • Владимир Николаевич Минин - хормейстер, художественный руководитель и главный дирижер Московского Государственного академического камерного хора, народный артист СССР.
  • Леонид Николаевич Павлов - российский дирижёр, хормейстер, заслуженный артист России.
  • Виктор Владимирович Ровдо - хоровой дирижёр, музыкальный деятель, народный артист СССР.
  • Борис Григорьевич Тевлин - хоровой дирижёр, профессор, руководитель камерного хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Станислав Семенович Калинин - хоровой дирижёр, профессор, заведующий кафедрой хорового дирижирования и руководитель факультетского хора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
  • Михаил Борисович Турецкий - создатель и руководитель хора Турецкого.
  • Александр Александрович Юрлов

Награды и звания

  • Сталинская премия второй степени (1946) - за концертно-исполнительскую деятельность
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1967) - за концертные программы хора (1964-1965) и (1965-1966)
  • народный артист СССР (1988)
  • Герой Социалистического Труда (1970).
  • три ордена Ленина (1960, 1966, 1970).
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
  • медали


Свешников Александр Васильевич – советский хоровой дирижёр, педагог, руководитель Государственного академического русского хора СССР, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, народный артист СССР, профессор.

Родился 30 августа (11 сентября) 1890 года в городе Коломна Московской области. Русский. В 1913 году окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, учился также в Народной консерватории. С 1909 года преподавал пение в московских школах. В 1921-1923 годах руководил хоровой капеллой в Полтаве; в первой половине 1920-х годов – один из самых известных в Москве церковных регентов (руководитель церковного хора). Одновременно заведовал вокальной частью 1-й студии МХАТа.

В 1928-1963 годах руководил хором Всесоюзного радиокомитета, в 1936-1937 годах – Государственным хором СССР, в 1937-1941 годах возглавлял Ленинградскую хоровую капеллу. В 1941 году организовал Государственный хор русской песни (впоследствии – Государственный академический русский хор) в Москве, которым руководил до конца своих дней.

С 1944 году Свешников преподавал в Московской консерватории (с 1946 – профессор), в 1948 году был назначен её директором и оставался на этом посту более четверти века (1948-1974), продолжая вести хоровой класс. Среди учеников Свешникова: В.Н.Минин, Л.Н.Павлов, В.С.Попов, К.Б.Птица, В.В.Ровдо, Б.Г.Тевлин, М.Б.Турецкий, А.А.Юрлов и другие. В 1944 году организовал также Московское хоровое училище (ныне – Академия хоровой музыки), в которое принимались мальчики 7-8 лет.

Главный дирижёр ряда Московских праздников песни. Организатор и председатель (до 1964) Всероссийского хорового общества, член жюри Международного конкурса имени П.И.Чайковского по разделу вокального искусства (1966, 1970, 1974).

Свешников был хормейстером и руководителем авторитарного типа и при этом настоящим мастером хорового дирижирования, глубоко воспринявшим старую русскую традицию. Его многочисленные обработки народных песен превосходно звучат в хоре и до сих пор широко исполняются. Репертуар Государственного русского хора во времена Свешникова отличался большим диапазоном, включал множество крупных форм русских и зарубежных авторов. Главным памятником искусства этого хормейстера осталась великолепная, глубоко церковная по духу запись «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова, осуществлённая им в 1970-х годах.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1970 года за выдающиеся заслуги в развитии советского музыкального искусства и в связи с восьмидисятилетием со дня рождения Свешникову Александру Васильевичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Автор многих статей о музыкальном искусстве. Сборники обработок для хора: «Сборник песен народов СССР» (1936), «Сборник песен советских композиторов» (1938), «Русские народные песни» (1943), «26 русских народных песен» (1948), «Песни друзей» (1952), «Шуман «Грёзы» (1955-1958), «Югославские народные песни» (1956), «Сборник русских народных песен» (1956), «Сборник итальянских песен» (1956).

Жил в городе-герое Москве. Скончался 3 января 1980 года, на 90-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 9).

Награждён тремя орденами Ленина (29.07.1960, 14.10.1966, 11.09.1970), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1.06.1940, 24.11.1950), медалями.

Лауреат Сталинской премии (1946), Государственной премии РСФСР имени М.И.Глинки (1967).

В городе Москве, на доме где жил А.В. Свешников, установлена мемориальная доска.