Болезнь н в гоголя. Чем болел Гоголь? Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Этапы развития искусства первобытнообщинного строя (периодизация).

II. Искусство эпохи палеолита

Ориньяк-Солютрейский период

Эпоха Мадлен

III. Искусство эпохи мезолита

IV. Искусство эпохи неолита

Трипольская культура

V. Список литературы.

VI. Список основных артефактов.

I. Происхождение искусства

Искусство первобытнообщинного строя – первая в истории человечества социально-экономическая формация, время формирования самого человека как биологического типа и основных закономерностей исторического развития человечества, возраст которого исчисляется по последним научным данным более чем двумя миллионами лет. Через первобытную формацию прошли все народы мира. Поэтому для более правильного понимания профессионального искусства классового общества знакомство с начальными этапами становления художественной деятельности человека крайне необходимо. Первобытное искусство раскрывает перед нами зарождение всех видов изобразительного искусства и архитектуры.

Передовой наукой утверждается, что специфической особенностью человеческого коллектива является трудовой процесс, в котором формировался сам человек, его сознание, общественные отношения. Именно благодаря труду и возникло искусство.

В отличие от искусства эпохи цивилизации, первобытное искусство не составляет автономной области в сфере культуры. В первобытном обществе художественная деятельность тесно переплетается со всеми существующими формами культуры: мифологией и религией (синкретический, первобытный комплекс).

В первобытном искусстве получает свое развитие первые представления об окружающем мире. Они способствуют закреплению и передаче первичных знаний и навыков, являются средством общения между людьми. Труд, преобразующий материальный мир, стал средством целенаправленной борьбы человека с первозданной природой. Искусство, упорядочивающее систему представлений об окружающем мире, регулирующее и направляющее социальные и психические процессы, служило средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе. Изображение явилось незаменимым средством фиксации и передачи из рода в род синкретически нерасчлененного комплекса духовной культуры, заключавшего в себе многие будущие самостоятельные формы и виды человеческой деятельности. Возникновение искусства означало шаг вперед в развитии человечества, способствовало укреплению социальных связей внутри первобытной общины, формированию духовного мира человека, его начальных эстетических представлений, тесно связанных с первобытными мифологическими воззрениями, оно основывалось на анимизме (наделение природных явлений человеческими качествами) и тесно связанном с ним тотемизме (культ животного прародителя рода). Несмотря на примитивный образ жизни, отсутствие элементарных благ материального существования, человек уже на рубеже 35-го тысячелетия до нашей эры пытался найти способ выражения своих, находящихся еще в зачаточном состоянии, духовных потребностей. Таким «способом» стало художественное творчество. С тех пор искусство, будучи одной из форм общественного сознания, развивалось и помогало первобытному человеку закрепить накопленный опыт, сохранить память о прошлом, связаться с соплеменниками, передать узнанное будущему поколению, а главное зафиксировать эмоциональную оценку окружающего.

У первобытного человека появились первые религиозные представления, искусство также послужило для их закрепления и выражения. Таким образом, памятники первобытного творчества – явление неоднозначное. В них находятся зачатки знаний – основы будущих наук, они связаны с религиозными верованиями и в то же время доносят до нас и тот эмоциональный тонус, ту интенсивность чувств, которыми обладал первобытный человек.

Функции искусства.

Изучая произведения первобытного искусства, мы не сомневаемся в том, что имеем дело с подлинными произведениями искусства. Но в какой мере они доступны нашему восприятию, содержат ли они в себе что-либо созвучное нам, иначе говоря, в какой мере их формальна я и функциональная структура соответствует той, которая составляет основу современного искусства и нашего эстетического восприятия?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно остановиться на функциональном анализе первобытного искусства, то есть рассмотреть это искусства с точки зрения его содержания, назначения и определить в каком отношении его функции находятся к тем, которые выполняет искусство в современном обществе.

Каждый предмет первобытного искусства обладает функциональной многоплановостью. Рассмотрим главные функции древнего искусства :

1. Идеологическая функция. Первобытное искусство является выражением коллективного начала. В первобытном обществе художник активно участвует в жизни племени, причем его творчество не преследует никаких личных целей. Его цели – это цели коллектива. Коллективное начало выражалось не только в одинаковом внимании к одним и тем же явлениям (сюжетная каноничность), но и в тех акцентах, которые делает первобытный художник. Наглядно это проявляется в женских статуэтках (Палеолитические Венеры – территория Франции, Италии, Чехословакии, России) распространены на территории протяженностью около десяти тысяч километров,- обнаруживают не только сюжетное, но и стилистическое единство в трактовке фигуры: отсутствие черт лица, гипертрофированные объемы груди, живота, бедер, схематическое изображение нижних частей рук и ног. Эта общность не может быть ни чем иным как стихийным выражением общего начала в масштабе всечеловеческой общности.

2. Общеобразовательная функция. Эту функцию выполняло и выполняет каждое произведение искусства. Но в случае с первобытным искусством, когда оно являлось важным звеном в процессе закрепления и передачи информации, оно несло повышенную смысловую нагрузку. Этим отчасти объясняется символический характер первобытного искусства, его условный изобразительный язык.

3. Коммуникативно-мемориальная функция. В широком смысле каждое художественное произведение имеет коммуникативное (связующее), значение, закрепляет связь между человеком и обществом. Связь между поколениями осуществлялась через систему обрядов посвящения (инициации), через сохранение родовой преемственности (культ предков), в которых фиксирующим элементом являются маски, статуи и другие изобразительные символы.

4. Социальная функция. В первобытном искусстве социальная функция тесно переплетается с магико-религиозной. Различные инструменты, оружие, сосуды, барабаны, гребни и др. предметы всегда украшены изображениями, имеющими одновременно магическое и социальное значение. Даже статуэтки, предназначенные для культа предков и служащие как бы вместилищем душ умерших, имеют определенное социальное значение, т.к. они отражают реально существующую социальную структуру общества, ибо, по бытующим представлениям, иерархия в царстве духов соответствует иерархии земной.

5. Познавательная функция. И в прошлом, и в настоящем искусства по-своему, особыми методами выполняло и выполняет функцию познания. Первыми исследуемыми объектами первобытного человека были те, от которых зависела жизнь его и его рода. Этими первыми объектами были животные, составляющие предмет охоты и дававшие человеку все необходимое (питание, одежду, материал для оружия) и женщина – хранительница очага, продолжательница рода. С ходом развития древнего искусства форма познания в искусстве все больше становилась функцией самопознания. Человек определял свое отношение к окружающему миру, свое место в мире, а само художественное познание принимало все более личный индивидуальный характер.

6. Магико-религиозная функция. В своем стремлении к овладению силами природы первобытный человек создает аппарат магии. В его основе лежит принцип аналогии – вера в получении власти над предметом через овладением его образом. Первобытная охотничья магия направлена на овладение зверем, ее цель обеспечить удачную охоту. Центром магических обрядов в этом случае является изображение животного. Поскольку изображение воспринимается как реальность, изображенное животное – как настоящее, то и действия, совершаемые с изображением, мыслятся как происходящие в действительности. Первыми магическими изображениями большинство исследователей первобытного искусства считают отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах. Иногда они образуют целые фризы, состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Рука – как знак магической власти – таков смысл этих изображений. Считается, что тем же магическим целям служила большая часть скульптурных и живописных изображений животных на каменных плитах, скалах и стенах палеолитических пещер. Наряду с охотничьей магией и в связи с ней существует культ плодородия, выражающийся в разных формах магии. Религиозное или символическое изображение женщины или женского начала, которое встречается в первобытном искусстве Европы, Азии и Африки, в композициях, изображающих охоту, занимает важное место в обрядах, направленных на размножение тех видов животных и растений, которые необходимы для питания. Связь искусства с религией, которая обнаруживается уже в эпоху палеолита, явилась причиной появления теории, согласно которой искусство выводится из религии: религия – мать искусства. Однако искусство было уже достаточно развито, когда религиозные представления только зародились. Наличие религиозных представлений не является необходимым условием для возникновения художественной деятельности.

7. Эстетическая функция. Рассматривая функции первобытного искусства, нельзя не придти к выводу, что цель его отнюдь не «эстетическое наслаждение». Хотя и эстетическое начало и является неотъемлемым качеством каждого художественного произведения, вместе с тем оно никогда не становится самоцелью.

1. Божественная . Согласно религиозной теории происхождения искусства красота является одним из имён Божьих, а искусство - конкретно-чувственным выражением божественной идеи;

2. Обрядовая – А. Веселовский - корни искусства лежат в магических обрядах. А главными магическими обрядами древности были конечно же обряды связанные с удаче в охоте. Эта теория представляет нам изображения животных пораженных стрелами, которые являются частыми среди памятников первобытного искусства--как несущие прежде всего магическую цель-принесение удачи, привлечение добычи, оберег самого охотника. Действительно, такие изображения создают ощущение очень натуральное и мощное и несут много информации для мага. Кроме изображений животных мы видим частое изображение самих магов исполняющих ритуал-шаманов. По этой теории именно шаманы были первыми художниками и музыкантами, а произведения искусства --несло на себе отпечаток гораздо более важнго действа-самого магического обряда.

3. Теория мимесиса – Аристотель - возможности посредством искусства познавать реальную действительность.

4. - Теория игры (игровая теория) (Г. Спенсер, К. Бюхер, В. Фриче, Ф. Шиллер) Данные ученые видят основной причиной возникновения искусства потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. А также, причиной возникновения искусства считают необходимость "тренировки" для усвоения социальных ролей. Теория трактует искусство как самоцельную игру, лишённую какого-либо содержания. Так как игра старше труда, то искусство как естественное природное явление старше производства полезных предметов. Его основная цель - удовольствие, наслаждение.

Обычно эту теорию называют теорией Шиллера-Спенсера. Действительно она изложена в работах по эстетике Фридриха Шиллера, известного мыслителя и писателя романтика 18 го века. В основу этой теории положены два основания.

Во первых-игра это всегда подражание. Во вторых-игрой-называют деятельность связанную с избытком силы, которая не направляется на конкретные цели а выражается свободно. В какой то степени эта теория является теорией свободы, свободного творчества. Шиллер называл игру--вхождением человека из сферы необходимости в сферу творчества. Как только у человека появилось свободное от выживания время--его сила начала проявляться в творчестве-эстетически. Действительно, до сих пор, для того, чтобы творить необходимы эти условия-свободное время и неизрасходованные силы. Эта теория проникнута пафосом свободного творчества и выходом человека из сферы быта в сферу более ему свойственную и приятную--свободного созидания.Самые ранние образцы творчества-отпечатки пальцев, свободные зигзагообразные линии содержат непроизвольность и игровой характер.



5.Психоаналитическая – Фрейд Приверженцы этой теории рассматривают действие произведений искусства как действие фантазий, "снов наяву". Выражение бессознательных инстинктов, свойственных человеческой биологической природе. Искусство возникает из аффективных конфликтов психики, искусство - форма вытеснения и сублимации влечений человека (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей).

6. Биологическая, Ч.Дарвин. Сторонники данной концепции усматривают начало искусства в украшении самого себя для удовлетворения потребности привлечения внимание живого существа противоположного пола. Теория основана на мнении, что способность к искусству, к художественному творчеству - врожденная способность человека, что он получает ее от природы. Однако "законы красоты" складывались исторически, постепенно. Они стали зарождаться с того времени, как в труде, в общении с природой человек стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.

7. Коммуникативная теория искусства . Макклюен. Его книга посвящена культуре, искусству, рекламе, поп-музыке. Она была написана с негативной оценкой массовой культуры (1951). Он прошел филологическую школу и относился к этому всему иронически. Позже говорил, что реклама становится фольклором для человечества.

Полагал, что форма коммуникации определяет все, что связано с развитием общества.

Трайболизм. Трайболистское общество – племенное сообщество. В условиях трайболизма создается определнное коллективное единство сообщества, основанное на устной коммуникации, динамике восприятия. Человек целиком входил в эту культуру: жесты голос и т д.

Макклюен опирается на разные источники.

Он говорит, что в этих условиях работают оба полушария, то есть и чувственное восприятие. Он говорил, что эта культура имеет форму шара – она придает целостность этой культуре.

Большое значение он придавал изобретению печатного станка. Типографский человек – человек совершенно другого плана, типографская строка предполагала линейную подачу информации, появлялся читатель, а не слушатель. Чтение порождает индивидуализм человека и целой эпохи, способствовало созданию аналитического ума. Господство автора (нельзя сразу отреагировать, как в разговоре, придется дослушать автора), а значит с одной стороны это все же ограничение. С другой стороны – индивидуализм.

Новая культура опирается на печатную коммуникацию, в ее основе – чтение про себя.

С аналитическим мышлением связано развитием левого полушария, а значит оно чрезмерно развито, возникает однобокость мышления.

Сюда же Макклюен относит изобретение колеса и товарно-денежных отношений.

Макклюен основал в Торонто центр коммуникации, за 50 лет он стал гуру в области коммуникации. Возникновение телевидения его потрясло. Электронные средства связи начинают менять мир. "Понимание средств общения" – новая книга. Она рассказывает о том, что изменило ТВ в человеке. Система мозаики. Вместо типографской, печатной культуры появилась мозаичная культура, культура телевидения. Человек воспринимает все события, особенно выпуск новостей фрагментарно, как в калейдоскопе: кинозвезда, война, выборы, новое изобретение… Это приучает человека мыслить фрагментарно. Эра индивидуализма заканчивается, так как ТВ вернула человека от вербальной к слуховой и зрительной коммуникации. Одновременность. Раньше была последовательность: книга нескоро дойдет до читателя. Теперь одновременность, прямой эфир. Это новый трайболизм – коллективная коммуникация, человек – часть общества. Все вместе сидят перед ТВ. "Война и мир в мировой деревне" следующая его книга. В ней он сказал, что электронные средства связи создают электронный зонтик над всем миром. Под ним человек может здесь и сейчас видеть то, что происходит в другом конце мире. Получилось, что планета – глобальная деревня.

The medium is the message. Средства коммуникации есть само сообщение. The medium is the massage. Средства коммуникации есть массаж. Они охватывают всего человека.


Содержание

Введение………………………………………………………… ………………..3
1. Теории происхождения искусства в человеческом обществе………………4
2. Искусство палеолита…………………………… ……………………………..8
3.Искусство мезолита………………………… …………………………………14
Заключение…………………………………………………… ………………….17
Список использованной литературы…………………………………………... 19

Введение

Вопрос о происхождении искусства - это вопрос о сущности художественного, то есть о том, чем является художественное творчество для человека, как влияет на его жизнь и какую роль играет в процессе развития общества и культуры. Ибо именно истоки явления определяют его природу и «проектируют» способы его осуществления.
Истоки искусства уходят в глубокую древность. Проблема происхождения искусства на протяжении многих столетий волнует умы, но о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Многочисленные произведения изобразительного искусства (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости) появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Зарождение искусства восходит к первобытной эпохе, когда человек впервые попытался отразить свои представления об окружающем мире в искусстве, что способствовало закреплению и передаче знаний и навыков, возникновению еще одной формы общения между людьми.
Среди наиболее популярных теорий происхождения искусства - биологическая концепция, которая основывается на идее достижения человеком в эпоху верхнего палеолита более высокого уровня развития интеллекта, нежели в предшествующий период, что и позволило ему приступить к созданию памятников искусства. Согласно данным археологов уже в эпоху палеолита около 35-10 тыс. до н. э. появились основные виды изобразительного искусства (скульптура, живопись, графика).
Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимые отложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
1. Теории происхождения искусства в человеческом обществе

Для возникновения любого из видов человеческой деятельности, относимых к искусству, требовались определенные биологические (прежде всего, нейропсихологические) предпосылки. Одни исследователи полагают, что такие предпосылки сформировались лишь к началу верхнего палеолита, и что генезис древнейшего искусства неотделим от процесса становления современного физического типа человека. В качестве определяющего фактора при этом может рассматриваться, например, развитие лобных долей, или функциональной асимметрии мозга, либо объединение относительно автономных, слабо связанных между собой областей мышления в единую высокоинтегрированную систему. В последнем случае предполагается, что все психические способности, необходимые для “визуального символизма”, были в наличии уже в среднем палеолите, но существовали независимо одна от другой, в разных “когнитивных сферах”, и лишь с переходом к верхнему палеолиту между ними установилась прочная связь. 1
Другие авторы считают, что прямая причинно-следственная связь между появлением людей современного физического типа и искусства отсутствует, что между двумя этими событиями вполне мог существовать значительный хронологический разрыв и что одного только обретения гоминидами необходимых биологических свойств было еще недостаточно для немедленной материализации их в культуре.
Между тем теоретически вполне допустимы иные объяснения отсутствия убедительных свидетельств существования искусства в среднем и нижнем палеолите, а именно:
1) наиболее древние следы искусства просто по тем или иным причинам не сохранились; например, потому, что долгое время изображения делались не по камню и кости, а на (или из) недолговечных материалах и если и пережили своих создателей, то ненадолго;
2) потенциально предшественники людей верхнего палеолита были вполне способны к созданию искусства, но не имели в нем нужды, т. е. человек был уже готов к искусству, но из-за отсутствия соответствующих общественных и индивидуальных запросов имевшиеся потенции оставались невостребованными. 2
Учеными были изучены палеолитические каменных индустрий с целью установления уровня умственного развития, необходимого для их создания.
Наличие тех или иных методов добычи сырья и его обработки, тех или иных особенностей в морфологии изделий служит при таком подходе индикатором способности к совершению в уме множества различных операций, связанных с целеполаганием, расчетом, планированием действий, с чувством формы и симметрии и т. п.
Одним из первых использовал рассматриваемую возможность для оценки сложности мышления гоминид В.В.Бунак. Специальные исследования археологов в этой области стали появляться с конца 70-х годов, хотя соответствующие наблюдения делались и раньше. В частности, давно уже было замечено, что многие ашельские рубила более совершенны, чем это необходимо для выполнения их физических функций, в связи с чем неоднократно высказывалось мнение, что “симметрия и совершенство отделки некоторых из ранних ашельских рубил, выходящие, безусловно, за рамки основных утилитарных нужд, могут отражать первое проявление эстетического восприятия формы”. Еще дальше идут в своих предположениях авторы последних работ на эту тему. Дж.Гоулетт на основе анализа рубил с ряда ашельских памятников Восточной Африки заключает, что хотя, насколько известно, их обитатели (Homo erectus) не занимались математикой или искусством, основные интеллектуальные предпосылки для этого уже выражены в их деятельности. К сходным выводам, говоря, правда, не специально об искусстве, а о когнитивных способностях Homo erectus вообще, приходят Н.Горен-Инбар, А.Бельфер-Коэн и Т.Уинн, широко использующий в своих работах критерии и понятия, заимствованные из психологии развития. Т.Уинн считает, что носители позднеашельских индустрий достигли уже стадии “операционального мышления”, т. е. стадии, которая в онтогенезе современных людей характерна для взрослого состояния. 3
Что же касается материальной культуры среднего палеолита, связанной в Европе и Западной Азии в основном с деятельностью неандертальцев, то за ней, по мнению некоторых авторов, просматриваются умственные способности, очень близкие таковым современного человека, причем следует еще учитывать, что археологические материалы позволяют судить лишь о минимальном потенциале их создателей.
Археологи по своим материалам также пытаются делать выводы о времени происхождения языка. Некоторые из них считают, что первые достоверные признаки его существования появляются лишь в верхнем палеолите. Однако, как заметил П.Грэйвс, строго говоря, только изобретение письма может служить прямым свидетельством наличия языка, а из этого ведь никто не станет делать вывод, что люди бесписьменных эпох им не обладали. 4
Наконец, имеются данные, определенно говорящие о том, что по крайней мере уже в среднем палеолите, а скорее и раньше, в жизни людей, помимо чисто материальных интересов и забот, связанных с добыванием средств к существованию, было еще нечто, не сводимое напрямую к быту, к удовлетворению биологически мотивированных потребностей. Речь идет о действиях и предметах, не имеющих видимого утилитарного значения, не связанных непосредственно с жизнеобеспечением. Таковыми являются, во-первых, неандертальские погребения, во-вторых, немногочисленные украшения в виде подвесок и бусин, обнаруженные на ряде микокских и мустьерских памятников, и, в-третьих, вещи, несущие на себе непонятные, но явно искусственного происхождения следы в виде определенным образом упорядоченных насечек, царапин, выбоин, пятен охры и т. д.
Намеренный характер ряда погребений, содержащих костные останки неандертальцев, можно считать доказанным, как и то, что с ними были связаны какие-то достаточно сложные идеологические представления и обряды. Более чем вероятен (хотя и не доказан) и знаковый характер изображений на некоторых предметах, происходящих из мустьерских и ашельских культурных слоев.
Однако, какие бы выводы об интеллектуальном и духовном потенциале неандертальцев и других гоминид ни делались на основании изучения их орудий, черепов или погребений, по отношению к рассматриваемой проблеме все это - косвенные данные. Что же касается непосредственных данных, то факт остается фактом: достоверные следы искусства археологически фиксируются, лишь начиная с верхнего палеолита.
Таким образом, отсутствие достоверных свидетельств существования искусства в доверхнепалеолитическую эпоху само по себе не доказывает, что люди среднего и нижнего палеолита были неспособны к фигуративной изобразительной деятельности. 5

2. Искусство палеолита

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков - гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70-1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д.
Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда - почти на миллион лет.
Ранние рисунки примитивны; это контурные изображения звериных голов на известняковых плитах (пещера Ля-Ферраси во Франции, верхний палеолит, ориньякский период), оттиски человеческой руки, обведенной по контуру краской. Позже в рисунках и живописи на стенах и потолках пещер появляется весь мир животных того времени: исполинские олени с ветвистыми рогами, табуны диких коней, напуганные лани, косматые зубры и медведи, грузные бизоны, могучие мамонты, изображенные почти в натуральную величину. Монументальные фигуры животных наносились кремневым резцом по камню или краской по слою сырой глины на стенах пещер. В живописи использовались земляные краски, желтая и бурая охра, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь, белая известь. Иногда кроманьонцы прибегали к технике рельефа. 6
Высшего расцвета искусство эпохи палеолита достигает в мадленский период (ок. 20-10 тысяч лет до нашей эры). В наскальных росписях и рисунках образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий, умение выделить из множества наблюдений главное. Животные изображались в разнообразных движениях, в стремительном беге. Художник подмечает ритмические повторы и изгибы линий, симметрию в расположении частей тела.
Наскальные, в том числе пещерные, изображения эпохи палеолита переживают расцвет в солютрейское и мадленское время (20-11-е тыс. до н. э.) - главным образом на юге Франции (росписи в пещерах Монтиньяк, Нио, Ласко, «Три брата» и др.) и Северо-Западе Испании (росписи пещеры Альтамира близ Сантандера и др.), но встречаются и в Италии (в округе Рима, в районе Отранто и в Палермо), а также на Урале (так называемая Капова пещера на реке Белая в Башкирии).
С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости. Если расцвет пещерной росписи наступил примерно 10-15 тыс. лет тому назад, то искусство миниатюрной скульптуры достигло высокого уровня значительно раньше - около 25 тыс. лет. К этой эпохе относятся так называемые «венеры» - фигурки женщин высотой 10-15 см, обычно подчеркнуто массивных форм. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Возможно, они символизировали плодородие либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу.
В период матриархата женщине, хозяйке жилища и хранительнице домашнего очага, принадлежало главное место в общественной жизни. Избегая конкретизации индивидуальных черт, художник гипертрофирует в ее фигуре специфические женские признаки, черты матери, воплощая в ней представление об единстве родового коллектива, что имело тогда важное значение. Массивные тяжеловесные женские статуэтки наделены пластической выразительностью и монументальностью. В фигурах экспрессивно выражены градации объемов, их ритмическое чередование. Женские скульптурки ученые считают первыми антропоморфными, т. е. человекоподобными изображениями.
Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных (статуэтки из камня, кости и глины: гравированные фигуры или головы на кости, камне, роге), воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя и др.
К ориньякской же эпохе относятся первые настенные пещерные изображения (рельефные, гравированные и живописные), чаще всего воспроизводящие грубо обобщёнными линиями голову или переднюю часть туловища зверя.
В живописи совершается переход от простейшего контурного рисунка, равномерно залитого краской, к многоцветной росписи. Фигуры животных передаются крупными пятнами двумя-тремя красками; с помощью изменения силы тонов моделируются объемные формы.
В памятниках мадленского периода встречаются большей частью единичные изображения животных, почти не связанных действием в единую композицию. Первые находки сделаны в XIX веке в пещерах Пиренейских гор. В этом районе расположено более 7 тыс. карстовых пещер. В сотнях из них обнаружены наскальные изображения, созданные краской или выцарапанные камнем. Некоторые пещеры представляют собой уникальные подземные галереи (пещеру Альтамира в Испании называют «Сикстинской капеллой» первобытного искусства). 7
Картинная галерея Альтамиры тянется более чем на 280 метров в длину и состоит из множества просторных залов. Обнаруженные там каменные инструменты и оленьи рога, как и фигурные изображения на обломках костей, были созданы в период с 13000 по 10000 гг. до н. э. По мнению археологов, свод пещеры обвалился в начале нового каменного века. В самой уникальной части пещеры - «Зале животных» - найдены изображения бизонов, быков, оленей, диких лошадей и кабанов. Некоторые достигают высоты в 2,2 метра, чтобы рассмотреть их подробнее, приходится ложиться на пол. Большинство фигур нарисованы коричневым. Художники искусно использовали естественные рельефные выступы на скальной поверхности, что усиливало пластический эффект изображений. Наряду с нарисованными и выгравированными в скале фигурами зверей есть здесь и такие рисунки, которые формами отдаленно напоминают человеческое тело.
В 1895 году были найдены рисунки в пещере Ля-Мут во Франции. В 1901 году здесь же, в пещере Ле-Комбатель в долине Везера, обнаружено около 300 изображений мамонта, бизона, оленя, лошади, медведя. Недалеко от Ле-Комбателя в пещере Фон де Гом археологи открыли целую «картинную галерею» - 40 диких лошадей, 23 мамонта, 17 оленей. 8
Наряду с изображением сцен жизни животных (быков, диких лошадей, коровы с теленком, баранов, бизонов) в так называемой апсиде черной краской запечатлена трагическая сцена гибели охотника (с птичьей маской на голове), пораженного смертельно раненным бизоном или убегающим носорогом. Попытку дать обобщенный образ стада оленей можно наблюдать на костяной пластинке из мэрии в Тейжа (Франция) средствами гравировки, крайние фигуры животных произведены полностью - стадо дано в виде перспективно уменьшающихся голов, рогов и черточками намеченных линий ног, что рождает впечатление множественности.
На камне из пещеры Лимейль (Франция) запечатлено не только стадо, но и повадки каждого оленя. В костяной пластинке из грота Лортэ (верхний палеолит, мадленский период, Франция) показаны олени, переходящие в брод реку. Небольшая поверхность украшенного гравировкой предмета обусловила поиски компактного композиционного расположения фигур на плоскости; здесь сделана попытка воспроизвести пейзажную среду - река обозначена изображением плавающих между ногами оленей рыб. В произведениях такого рода можно найти зачатки декоративно-прикладного искусства и графики.
В эпоху верхнего палеолита развивается резьба на камне, кости, дереве, а также круглая пластика. Древнейшие статуэтки животных - медведей, львов, лошадей - отличаются точным воспроизведением основных объемов, передают фактуру некоторых материалов, например, шерсти.
В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. В этом проявилась его сила и слабость. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В тоже время его отличает известная узость содержания, примитивность чувств и сознания, связанные с ограниченной практической деятельностью. Человек не познал еще самого себя, не случайно в первобытных "Венерах" черты человеческого лица не изображались, внимание сосредотачивалось на анатомических особенностях тела. Разум человека только пробуждался, а жизненные наблюдения сочетались с фантастикой, магией. Верно воспринимая отдельные предметы, первобытный человек еще не мог охватить цельную картину мира. 9
В позднем палеолите складываются и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углубленными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на Украине (Мезинская стоянка), на Дону (Костенковско-Боршевские стоянки), в Сибири (Буреть, Мальта).
В позднем палеолите получает развитие архитектура.
Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными в землю примерно на треть куполообразными постройками (округлыми или прямоугольными в плане), иногда с длинными тоннелеобразными входами.
В качестве строительного материала иногда использовались кости крупных животных. Многочисленные палеолитические стоянки обнаружены во многих районах Европы и Азии, в том числе на территории бывшего СССР (на Украине и в Белоруссии, на Кавказе и Дону, в Сибири и др.). 10

3.Искусство мезолита

Новый и важный этап в развитии первобытного искусства наступил с подъемом производительных сил в эпоху мезолита (среднекаменный век). Он совпадал с установлением современной геологической эпохи (после отступления ледников). Группирующиеся небольшие коллективы люди осваивали большую, чем прежде, территорию. На морском побережье, у рек и озер они образовывали стоянки под открытым небом, занимались охотой на мелких зверей, рыболовством и собирательством, совершенствовали обработку каменных орудий, пользовались луком и стрелами, облегчавшими охоту, приручили собаку и некоторых других животных. Под воздействием этих перемен жизненный опыт человека и представления об окружающем мире расширились, более развитым стал процесс мышления. Человек начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Появившиеся в захоронениях этого времени предметы быта свидетельствуют о возникновении верований в загробную жизнь. 11
Характер художественных образов в эпоху мезолита изменился. В поле зрения человека вошли новые явления, делались попытки раскрыть взаимосвязи, освоить общие закономерности жизни. В эту эпоху ярко проявляется одна из закономерностей поступательного развития искусства. Она заключается в том, что новые завоевания сопровождаются некоторой утратой достигнутого в предшествующий период. В изобразительном искусстве элементы схематизма, в живописи исчезает много красочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, ровно положенной красной или черной краской, без лепки объема. Одновременно возникает более содержательный и целостный взгляд на мир - события показываются в их взаимосвязи. Хотя центральной темой искусства осталась охота, вместе с тем в росписях впервые появились изображения человека, его деятельности, его поражений или побед над силами природы во время охоты или военных столкновений. 12
Стремление раскрыть смысл явлений, показать эмоционально-драматическое действие рождает динамичную, часто многофигурную композицию на плоскости. Развивается повествовательное начало. Эти черты характеризуют росписи в прибрежных горных районах Восточной Испании и в Северной Африке. Нанесенные динамичными штрихами мчащиеся фигуры разъяренных воинов (Испания, Морелли ля Вилла) показаны как бы с высоты птичьего полета, они исполнены решительности, целенаправленны в своих действиях. Эта полная экспрессии сцена сражения - свидетельство напряженной жизни древних людей. Тематика росписей обогащается и новыми сюжетами (сбор плодов, меда, загон скота). В изображении танца (наскальная живопись близ мыса Доброй Надежды) метко переданные легкие изящные движения каждой женщины и вместе с тем единство стремительного ритма, объединяющего три фигуры.
Выделяется несколько стилистических групп изображений. Первая, к которой, в частности, относятся рисунки из Аддоры (Сицилия), отличается относительным реализмом.
Пропорциональные и в меру детализированные фигуры людей и животных изображаются во взаимодействии. Группы фигур образуют ясно читающиеся сцены. Затем изображения стилизуются, становятся всё более условными, причём фигуры животных - в меньшей степени, чем человеческие.
В дальнейшем тенденция к обобщению усиливается. Мезолитический художник освобождает фигуру человека от деталей, мешающих передаче движения, действия, сложных ракурсов, массовых сцен. 13
К концу периода мезолита условные фигуративные изображения постепенно уступают место разнообразным знакам и символам.
В наскальной живописи (в Гранаде, в районе Сьерра-Морена в Испании) встречаются различные условные формы, близкие по характеру к знакам, встречающимся на гальках.
Геометризация, схематизм, появившиеся первоначально в южных областях Западной Европы, распространяются к северу, вплоть до Скандинавии.
Переход первобытного человека от охоты к земледелию и скотоводству (в тех местах, где для этого имелись наиболее благоприятные условия) вызвал существенные изменения в первобытном искусстве.
В эпоху неолита (примерно с 8-5-го тыс. до н. э.) и период бронзы (примерно 3-2-е тыс. - начало 1-го тыс. до н. э.) появились изображения, передающие более сложные и отвлечённые понятия, наметилось стремление создать картины реальной жизни.
Сформировались многие виды декоративно-прикладного искусства (керамика, обработка металла, ткачество; получило широкое распространение связанное с ними искусство орнамента). 14

Заключение

В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного).
Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.
Ранние рисунки примитивны; это контурное изображение голов животных, оттиски человеческой руки, волнистые линии, выдавленные в сырой глине пальцами руки. Более поздние изображения эпохи палеолита - это рисунки животных того времени (оленей, лошадей, бизонов, мамонтов), выполненные на стенах и потолках пещер. Древнейшие статуэтки животных отличаются точным изображением, жизнь заставляла человека-охотника подробно изучать характер животного, его повадки. Эти знания представляли собой практическую ценность. Себя же человек еще не познал, поэтому скульптурные изображения человека очень схематичны, условны. Таковы первобытные "венеры" (Венера из Вил-лендорфа), простейшие женские фигуры с непропорциональными конечностями, гипертрофированными материнскими чертами и отсутствием черт человеческого лица. Правильно воспринимая отдельные предметы, человек еще не охватил общую картину мира и не осознал в ней свое место.
Живописные изображения мезолитической поры. стали более красочными. Появились многофигурные композиции, отражающие динамические сцены охоты, сражений между племенами, бытовой деятельности. Человек делает первые попытки раскрыть взаимосвязи мироздания, освоить общие закономерности жизни.
Характерная черта культуры неолита - распространение мелкой пластики, художественных ремесел, которые положили начало декоративному искусству.
Тридцать тысяч лет архаической культуры не исчезли. Нам в наследство остались обряды, ритуалы, символы, памятники, стереотипы первобытных культов. Пережитки первобытных верований ведь не случайно сохранились во всех религиях, а также традициях и быту народов мира. Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Список использованной литературы

    Антропология: Учебное пособие / В.М. Харитонов и др. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 272 с.
    Голубчиков Ю.Н. География человека. – М.: Едиториал УРГСС, 2003. – 296 с.
    Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2003. – 208 с.
    Культурология /Под ред. А.Н. Марковой. –М.:Юнити, 1998. – 390 с.
    Тегако Л. Антропология: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – 400 с.
    Хомутов А.Е. Антропология: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – 384 с.
    Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – М.: Издательство МГУ: Высшая школа», 2002. – 400 с.
    Эренгросс Б.А. Культурология - М.: Оникс, 2007. – 488 с.
1 Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. – М.: Издательство МГУ: Высшая школа», 2002. – С.288
2 Тегако Л. Антропология: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – С.173
3 Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2003. – С.156
4 Антропология: Учебное пособие / В.М. Харитонов и др. – М.: ВЛАДОС, 2004. – С.138
5 Хомутов А.Е. Антропология: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. – С.112
6 Культурология /Под ред. А.Н. Марковой. –М.:Юнити, 1998. – С.125
7 Голубчиков Ю.Н. География человека. – М.: Едиториал УРГСС, 2003. – С.89
8 Тегако Л. Антропология: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2004. – с.127
9 Эренгросс Б.А. Культурология - М.: Оникс, 2007. – С.76
10 Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2003. – С.147
11 Культурология /Под ред. А.Н. Марковой. –М.:Юнити, 1998. – С.104
12 Хомутов А.Е. Антропология: Учебник. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. –С.167
13 Культурология /Под ред. А.Н. Марковой. –М.:Юнити, 1998. – С.56
14 Дерягина М.А. Эволюционная антропология: биологические и культурные аспекты: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2003. – С.92

ВВЕДЕНИЕ

БИОГРАФИЯ ГОГОЛЯ

ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ГОГОЛЯ

СМЕРТЬ ГОГОЛЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА


ВВЕДЕНИЕ


История русской литературы - идеальная тема для психологических и психиатрических исследований.

Эпиграфом к исследованию "Болезнь Н.В. Гоголя" могла бы служить цитата из письма Белинского Гоголю: "Или вы больны, и вам надо спешить лечиться, или - не смею досказать моей мысли...". Со временем забылись причины столь резкого высказывания, но мысль о сумасшествии Гоголя глубоко вошла в сознание его потомков. Было бы даже обидно, если бы Белинский досказал свою мысль - наверняка получилась бы очередная банальность. К счастью, опытный литературный критик точно определил то место, где следует поставить многоточие. Теперь можно лишь удивляться его такту и интуиции. Да, Гоголь был болен, симптомы болезни и ее влияние на творчество писателя.

Паранойя - душевная болезнь Гоголя - была не приобретенной, а наследственной. Из-за нее мозг писателя развивался только в одном направлении: Гоголь отличался редкой наблюдательностью, обладал буйной фантазией и очень хорошо разбирался в людях. Ни в чем другом страдающий манией величия писатель не достиг даже скромных успехов. Он мог учиться только тому, что его увлекало, интерес же проявлял к ограниченному числу предметов. Болезнь Гоголя способствовала его стремительному писательскому взлету, она же была причиной не менее быстрого увядания: дожив до 43 лет, Гоголь все свои значительные произведения написал к 30 годам.

Ни об одном большом писателе не говорили, так много и по-разному, как о Гоголе. О его жизни, болезни и самой смерти сложилось превеликое множество разнообразных суждений. Посильную лепту внесли современники писателя, как знавшие его близко, так и понаслышке. Друзья, родственники, случайные мимолетные знакомые.

1. БИОГРАФИЯ ГОГОЛЯ


Как правило, изучая ту или иную болезнь, обращают внимание на особенности генеалогического древа. Занимаются поисками сходной патологии у близких и дальних родственников. Родословная Гоголя весьма интересна. Его отец Василий Афанасьевич был веселым общительным человеком с несомненными литературными задатками. Он писал пьесы и ставил их на сцене любительского театра своего соседа и дальнего родственника отставного екатерининского вельможи Д.П. Трощинского.

Среди родственников Гоголя по материнской линии было много странных, мистически настроенных и просто психически больных людей. Сама Марья Ивановна Гоголь обладала крайней впечатлительностью, была мнительна. По словам ближайшего друга писателя А.С. Данилевского, она приписывала своему сыну «…все новейшие изобретения (пароходы, железные дороги) и рассказывала об этом всем при каждом удобном случае». М.И. Гоголь была нераспорядительна. Дурно вела хозяйство. Имела склонность к покупке не нужных вещей. И отличалась подозрительностью.

Изначально Гоголь не был наделен ни силою, ни здоровьем. Новорожденным, как пишет один из ранних биографов писателя он «был необыкновенно худ и слаб». Родители долго опасались за его жизнь., лишь по истечении шести недель рискнув перевести его из Великих Сорочинец, где он родился, домой в Яновщину. Небольшого роста, тщедушный, узкогрудый, с вытянутым лицом и длинным носом Гоголь представлял собою классический пример астенического телосложения. Этот тип телосложения предрасполагает, как к психическим расстройствам, так и к туберкулёзу. Недаром Гоголь долго болел «золотухой» - заболеванием, проявления которого современная медицина связывает с хронической туберкулезной инфекцией.

Судя по воспоминаниям соучеников Гоголя по Нежинскому лицею, во многом спорных и противоречивых, он был угрюмым, упрямым, малообщительным, очень скрытным. И вместе с тем, склонным к неожиданным и подчас опасным проделкам. Из-за этого для части товарищей по лицею Гоголь служил «…объектом забав, острот и насмешек». Учился он плохо. Это подтверждают и соученики, и наставники, и сам писатель.

Страсть к театру, появившаяся у Гоголя в последние годы обучения в лицее, выявила у него несомненное актерское дарование. Это признавали все. Литературные опыты, напротив, высмеивались лицейскими литераторами. И для большинства последующая слава Гоголя оказалась абсолютной неожиданностью.

Люди, с которыми Гоголь близко общался, сетовали на его капризность, неискренность, холодность, невнимание к хозяевам и трудно объяснимые странности. Настроение Гоголя было неустойчивым. Приступы уныния и необъяснимой тоски чередовались с веселостью. Наблюдательный Пушкин назвал Гоголя «веселым меланхоликом».

Гоголь был невысокого мнения о своем характере. Более того, он рассматривал своё творчество, как одну из возможностей избавления от наиболее неприятных ему черт.

Я стал наделять, - писал Гоголь в «Избранных местах из переписки с друзьями», - своих героев сверх их собственных гадостей собственной дрянью. Вот как это делалось: взявши дурное свойство моё, я преследовал его в другом звании и на другом поприще, старался себе изобразить его в виде смертельного врага, нанесшего мне самое чувствительное оскорбление, преследовал его злобой, насмешкой и всем чем попало.

Идентификация своего «я» с литературными героями изображена Гоголем совершенно в духе Фрейда. Ещё одно подтверждение того, что все открытия имели своих предтеч.

По выражению С.Т. Аксакова Гоголь вёл «строго монашеский образ жизни». У него не было ни жены, ни любовницы. Предложение сделанное им весной 1850 года Анне Михайловне Виельгорской, было совершенно неожиданным. И отказ мало расстроил. Существует упоминание о таинственной незнакомке, женщине-вамп, произведшей на молодого Гоголя, только что приехавшего из провинции в Петербург, «ужасное и невыразимое впечатление». И побудившей его силою удивительных чар к бегству из России. Вся эта история, как считают специалисты, занимавшиеся жизнью и творчеством Гоголя, выдумана им от начала до конца с одной лишь целью, как-то объяснить матери и окружающим свой неожиданный отъезд заграницу и трату высланных на уплату долга денег. По сути же круг женщин, с которыми общался Гоголь, состоял из лиц, жаждавших духовной пищи и видевших в Гоголе учителя и наставника.

Следует упомянуть, что Гоголь был большим любителем острот, подчас, как выразился кто-то из приятелей, «не совсем опрятных» и соленых анекдотов, которые он рассказывал с большим мастерством и наслаждением в любом обществе, расположенном его слушать.

Любимый род его рассказов, - писал кн. Урусов, - были скабрезные анекдоты, причем рассказы эти отличались не столько эротической чувствительностью, сколько комизмом во вкусе Рабле. Это было малороссийское сало, посыпанное крупной аристофановской солью.

Описание любовных сцен в произведениях Гоголя встречается редко. Они явно не принадлежат к числу лучших страниц вышедших из-под страниц писателя. Более того, многие его герои отзываются о представительницах прекрасного пола весьма неодобрительно. На манер Солопия Черевика из «Сорочинской ярмарки». Его сакраментальной реплике мог бы позавидовать любой женоненавистник:

Господи Боже мой. И так много всякой дряни на свете, а ты ещё и жинок наплодил!

В течение почти всей жизни Гоголь жаловался на боли в желудке, сочетавшиеся с запорами, болями в кишечнике и всем тем, что он в письме к Пушкину именовал «геморроидальными добродетелями».

Чувствую хворость в самой благородной части тела, - в желудке. Он бестия почти не варит вовсе, - писал Гоголь из Рима весной 1837 года своему приятелю Н.Я. Прокоповичу.

Работа желудка занимала Гоголя до чрезвычайности. Притом, что Гоголь от природы обладал хорошим аппетитом, с которым он не умел и, судя по всему, не считал нужным бороться. Обед, как утверждает А.С. Данилевский, Гоголь именовал «жертвоприношением», а содержателей ресторанов называл «жрецами». Гоголь любил поговорить о своем желудке Он полагал, общее заблуждение всех ипохондриков, что эта тема интересна не только им самим, но и окружающим.

В воспоминаниях знавших Гоголя близко людей упоминается также, что писатель постоянно мерз, у него опухали руки и ноги. Ещё были состояния, которые Гоголь именовал то припадками, то обмороками, то переворотами.

Болезнь моя выражается, - сообщал Гоголь своей ученице М.П. Балабиной, - такими страшными припадками, каких никогда ещё со мной не было, я почувствовал… поступившее к сердцу волнение, потом следовали обмороки, наконец, совершенно сомнамбулическое состояние.

В своём завещании Гоголь писал, что на него «находили минуты жизненного онемения, сердце и пульс переставали биться». Это состояния сопровождались выраженным чувством страха. Гоголь очень боялся, что во время этих приступов его сочтут мертвым и похоронят заживо.

Тела моего не погребать, - писал он в своём завещании, - до тех пор пока не покажутся явные признаки разложения.

Большинство наблюдавших Гоголя врачей видело в нём ипохондрика. П.В. Анненков живший с Гоголем в Риме в 1841 году, указывал на то, что Гоголь «… имел особенный взгляд на свой организм и полагал, что устроен совсем иначе, чем другие люди».

Периодическим спадам настроения Гоголь был подвержен с юных лет.

… на меня находили припадки тоски, - писал Гоголь, - мне самому необъяснимые. Первый клинически очерченный приступ депрессии, отнявший у писателя, «почти год жизни» был отмечен в 1834 году. Начиная с 1837 года приступы, различные по продолжительности и тяжести, отмечаются регулярно. В части своей, они были не вполне очерчены. Их начало, и конец просматривались неотчетливо. Терялись в других присущих Гоголю характерологических свойствах и качествах.

Во время приступов депрессии Гоголь больше чем обычно жаловался на «желудочное расстройство и «остановившееся пищеварение». Его мучили «перевороты», от которых было «сильно растерзано всё внутри». Он сильно зяб, худел, отекал и «терял обычный цвет лица и тела».

Сверх исхудания необыкновенные боли во всем теле, - писал Гоголь графу А.И. Толстому в 1845 году, - тело моё дошло до страшных охладеваний, ни днём, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо моё всё пожелтело, а руки распухли и были ничем не согреваемый лёд.

Ощущение тяжелой болезни не оставляло Гоголя. Начиная с 1836 года работоспособность начала падать. Творчество требовало от Гоголя неимоверных изнуряющих его усилий.

Несколько раз упрекаемый в не деятельности я принимался за перо, хотел насильно заставить себя написать что-нибудь вроде небольшой повести или какое-нибудь литературное произведение и не мог произвести ничего. Усилия мои почти всегда оканчивались болезнью, страданием и, наконец, такими припадками, вследствие которых нужно было продолжительно отложить всякое занятие.

У Гоголя изменилось отношение к жизни и к её ценностям. Он начал уединяться, потерял интерес к близким, обратился к религии. Его вера стала чрезмерной, подчас неистовой, исполненной неприкрытой мистики. Приступы «религиозного просветления» сменялись страхом и отчаянием. Они побуждали Гоголя к исполнению христианских «подвигов». Один из них - измождение тела, привел Гоголя к гибели. Гоголю не давали покоя мысли о его греховности.

Поиски путей спасения заняли его целиком. Он обнаружил у себя дар проповедника. Начал учить других. И был твердо уверен, что не в творчестве, а в нравственных исканиях и проповедях заключен смысл его существования.

Гоголь, погруженный беспрестанно в нравственные размышления, - писал С.Т. Аксаков, - начал думать, что он должен и может поучать людей и что поучения его будут полезнее юмористических сочинений. Во всех его письмах начинал звучать тон наставника.

Во время последнего, наиболее тяжелого приступа болезни, развившегося в начале 1852 года, Гоголь умер.


2. ПСИХИЧЕСКАЯ БОЛЕЗНЬ ГОГОЛЯ


Был ли Гоголь болен психически? И если болен, то чем?

Этот вопрос задавали себе современники писателя. И отвечали на него, в большинстве случаев, положительно.

… ехали к нему, - вспоминал И.С. Тургенев, - как к необыкновенному гениальному человеку, у которого что-то тронулось в голове. Вся Москва была о нём такого мнения. Предположение о наличии у Гоголя психического заболевания содержится в воспоминаниях Аксакова.

Наблюдавшие Гоголя врачи находили у него то «нервическое состояние», то ипохондрию. Последний диагноз входил в качестве составной части в распространенную в 40-х года Х1Х столетия классификации психических заболеваний немецкого психиатра В. Гризингера, как подвид подавленности, тоски или меланхолии. Уже после смерти Гоголя предпринимались неоднократные попытки объяснить психическое состояние Гоголя. Установить тот или иной диагноз. Часть психиатров, начиная от проф. В.Ф. Чижа, написавшего в 1903 году, что у Гоголя имели место признаки «наследственного помешательства в смысле Мореля», считала его шизофреником. Другая часть предполагала, что Гоголь был болен маниакально-депрессивным психозом. Опираясь на несомненные приступы депрессии у Гоголя, и те и другие пытаются ограничить их рамками этих, в части своей трудно, диагностируемых и недостаточно четко отделенных друг от друга заболеваний. Со времен Э. Крепелина и Е. Блейлера, описавших в начале прошлого века шизофрению, в качестве самостоятельного психического заболевания, представления о ней отличались крайним непостоянством. Границы шизофрении то расширялись до невероятных размеров, вбирая в себя чуть ли не всю психиатрию, и не только её; то сужались почти до полного отрицания. Всё это не могло отразиться на позиции исследователей болезни Гоголя.

В принципе в поведении больного Гоголя было много такого, что не укладывалось в прокрустово ложе классификации психических заболеваний. Даже в последние годы оно было продуманным и вполне целесообразным. Пусть не с точки зрения, так называемого здравого смысла. Но с позиции тяжелого ипохондрика, человека подавленного депрессией, боящегося смерти и загробных мук.

В этом контексте вполне понятно обращение к догматам религии, которые обещают кающимся спасение души. Это был крик отчаяния. Но современники не расслышали его. Не разобрались в полной мере. И не пришли на помощь.

Я почитаюсь загадкой для всех, - писал Гоголь в одном из своих писем.

Никто не разгадал меня совершенно

Эти слова писателя в полной мере могут быть отнесены и к его болезни.


3. СМЕРТЬ ГОГОЛЯ

гоголь писатель паранойя болезнь

Обстоятельства смерти Гоголя загадочны и до конца не выяснены. Существует несколько версий. Одна из них основывается на причинах сугубо духовного свойства и принадлежит сыну С.Т. Аксакова Ивану.

… жизнь Гоголя сгорела от постоянной душевной муки, от беспрерывных духовных подвигов, от тщетных усилий отыскать обещанную им светлую сторону, от необъятности творческой деятельности, вечно происходившей в нём и вмещавшейся в таком скудельном сосуде.

Сосуд не выдержал. Гоголь умер без особенной болезни.

Врачи, приглашенные к умирающему Гоголю, нашли у него тяжелые желудочно-кишечные расстройства. Говорили о «катаре кишек», который перешел в «тиф». О неблагоприятно протекавшем гастроэнтерите. И, наконец, о «несварении желудка», осложнившегося «воспалением». Уже позднее, большинство исследователей, вне зависимости от их диагностических пристрастий, считало, что Гоголь умер вследствие физического истощения, вызванного голодовкой на фоне тяжелейшего приступа депрессии.

Ничего не предвещало драматического развития событий. Зимой 1851-52 гг. Гоголь чувствовал себя не вполне здоровым. Жаловался, по обыкновению на слабость и расстройство нервов. Но не более того. В целом же он был довольно бодр, деятелен и не чуждался житейских радостей.

Перед обедом он выпил полынной водки, похвалил её; потом с удовольствием закусывал и после этого сделался подобрее, перестал ежиться; за обедом прилежно ел и стал разговорчивее.

Состояние Гоголя изменилось 26 января 1852 года. Ухудшению состояния предшествовала смерть Е.М. Хомяковой, бывшей в числе близких друзей писателя. Её непродолжительная болезнь, неожиданная смерть, тягостная процедура похорон повлияли на психическое состояние Гоголя. Усилили его никогда полностью не оставлявший страх смерти. Гоголь начал уединяться. Перестал принимать посетителей. Много молился. Почти ничего не ел. Священник, к которому Гоголь обратился 7 февраля с просьбой исповедать его, заметил, что писатель еле держится на ногах.

Близким Гоголь говорил о своей греховности. Он полагала, что в его произведениях имелись места, дурно влияющие на нравственность читателей. Эти мысли стали особо значимыми после беседы с Ржевским протоиреем Матвеем Константиновским, обладавшим, по словам В.В. Набокова « красноречием Иоанна Златоуста при самом темном средневековом изуверстве». Матвей Константиновский пугал Гоголя картинами страшного суда и призывал к покаянию перед лицом смерти.

В ночь с 8 на 9 февраля Гоголь слышал голоса, говорившие ему, что он скоро умрет. Вскоре после этого он сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Перед этим Гоголь пытался отдать бумаги гр. А.П. Толстому. Но тот отказался взять, дабы не укреплять Гоголя в мысли о скорой смерти.

После 12 февраля состояние Гоголя резко ухудшилось. Слуга А.П. Толстого, в доме которого Гоголь жил, обратил внимание хозяина на то, что Гоголь двое суток провел на коленях перед иконой. Без воды и пищи. Выглядел он изможденным и подавленным. А.П. Тарасенков, посетивший Гоголя в эти дни, писал:

Увидев его, я ужаснулся. Не прошло и месяца, как я с ним вместе обедал; он казался мне человеком цветущего здоровья, бодрым, свежим, крепким, а теперь предо мною был человек как бы изнуренный до крайности чахоткой или доведенный каким-либо продолжительным истощением до необыкновенного изнеможения. Всё его тело до чрезвычайности похудело; глаза сделались тусклы и впалы, лицо совершенно осунулось, щеки ввалились, голос ослаб, язык с трудом шевелился, выражение лица стало неопределенное, необъяснимое. Мне он показался мертвецом с первого взгляда. Он сидел, протянув ноги, не двигаясь и даже не переменяя положения лица; голова его была несколько опрокинута и покоилась на спинке кресел, пульс был ослабленный, язык чистый, но сухой, кожа имела натуральную теплоту. По всем соображениям видно было, что у него нет горячечного состояния, и неупотребление пищи нельзя было приписать отсутствию аппетита.

Умер Гоголь 21 февраля 1852 года (4 марта 1852 года по н.с.). Вплоть до последних минут он был в сознании, узнавал окружающих, но отказывался отвечать на вопросы. Часто просил пить. Его лицо, по словам А.Т. Тарасенкова было «… спокойно… мрачно». И не выражало «… ни досады, ни огорчения, ни удивления, ни сомнения».

Лечение Гоголя не было адекватным. Частично это было связано с негативным отношением Гоголя к лечению вообще («Ежели будет угодно Богу, чтобы я жил ещё - буду жив…). Врачи, приглашенные к Гоголю, не только, в силу избранной ими тактики лечения, не могли улучшить его состояние; но из-за активного неприятия Гоголем лечения, вредили.

А.Т. Тарасенков, невропатолог, занимавшийся также вопросами психиатрии, полагал, что вместо назначения слабительного и кровопускания, следовало бы заняться укреплением организма ослабленного больного, вплоть до искусственного кормления. Однако «неопределительные отношения между медиками» не позволили ему повлиять на лечебный процесс. И он счел для себя невозможным «впутываться в распоряжения врачебные».

В очерке «Николай Гоголь» В.В. Набоков разражается по этому поводу гневной филиппикой:

с ужасом читаешь до чего нелепо, и жестоко обходились лекари с жалким беспомощным телом Гоголя, хоть он молил только об одном, чтобы его оставили в покое… Больной стонал, плакал, беспомощно сопротивлялся, когда его иссохшееся тело тащили в глубокую деревянную бадью, он дрожал, лежа голый на кровати и просил, чтобы сняли пиявок, - они свисали у него с носа и полпадали в рот. Снимите, - стонал он, судорожно силясь их смахнуть, так что за руки его пришлось держать здоровенному помощнику жирного Овера.

Гоголя похоронили 24 февраля 1852 года на кладбище Данилового монастыря в Москве. На памятнике было высечено изречение пророка Иеремии:

Горьким словам моим посмеются.

Во многом непонятные и в силу этого загадочные обстоятельства смерти Гоголя породили массу слухов. Наиболее устойчивым был слух, что Гоголя похоронили заживо то ли в состоянии летаргического сна, то ли в каком-то другом напоминающем смерть состоянии. Свою роль сыграло завещание Гоголя. Гоголь просил не хоронить его « до тех пор, пока не появятся явные признаки разложения» Он боялся, что его могут посчитать мертвым во время одного из приступов «жизненного онемения».

Возможно, были ещё какие-то моменты, какие-то подспудные толчки и поводы. Потом слухи иссякли и ничем не обнаруживали себя вплоть до 31 мая 1931 года. В этот день прах писателя был перенесен с кладбища, подлежавшего уничтожению Данилового монастыря на Новодевичье кладбище. Как водится, эксгумация останков была произведена без соблюдения должных правил. Акт вскрытия могилы не пошел дальше констатации самого факта и не содержал существенных деталей. Присутствующие при этом члены комиссии - известные писатели и литературоведы, в своих последующих воспоминаниях, подтвердили справедливость популярной среди следователей поговорки, - врёт, как очевидец.

По одной версии Гоголь лежал в гробу, как и положено покойнику. Сохранились даже остатки сюртука. Часть которого писатель Лидин якобы использовал для оформления обложки принадлежавшего ему экземпляра поэмы «Мертвые души». По другой - в гробу не было черепа. Эта версия преформирована в романе М.Ф. Булгакова «Мастер и Маргарита». Как известно председателя Массолита Берлиоза похоронили без головы, которая в самый ответственный момент исчезла. И, наконец, в гробу вообще ничего не нашли. Зато в могиле обнаружили сложную вентиляционную систему. На случай воскрешения.

То, что в биографиях больших писателей реалии соседствуют с самым отчаянным вымыслом, общеизвестно. Им приписывают слова, которые они говорили; поступки, которых в действительности не было и высокие помыслы, увы, ничем себя, в части случаев, не проявившие. Гоголь в этом смысле не был исключением. Ну а в том, что вымыслы приобрели именно эту, а не какую-нибудь другую форму, нет ничего удивительного. И в том, что они зажили самостоятельной жизнью, тоже. Стоит только вспомнить коллежского асессора Ковалева, чей нос оставил своего владельца и начал жить независимо и даже вполне успешно. И, вообще, был «сам по себе».


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Болезнь погубила талант Гоголя. С этим не спорят. Существует множество доказательств, которые венчает трагический эпизод сожжения второго тома «Мертвых душ».

Есть и другая версия, не столь известная и далеко не бесспорная. Своим талантом, во всяком наиболее яркими её проявлениями Гоголь обязан этой же болезни. Такое утверждение нуждается в объяснении. Начало творчества и его бурный расцвет пришлись на молодые годы. Никогда позднее ему не писалось так легко. Никогда больше у него не было ощущения поразительной гармонии между задуманным и его осуществлением. Это мучило Гоголя всю жизнь.

Под психическим заболеваниям Гоголя, обычно, понимают приступы депрессии, которым писатель был подвержен в течение многих лет. Депрессивные состояния, психиатрам это хорошо известно, чередуются с маниакальными. Маниакальный состояниям свойственны подъем настроения, двигательная и психическая активность. Их выраженность варьирует. Это может быть достигающее степени неистовства возбуждение, безудержное веселье, скачка идей. И, не всегда заметные для окружающих, но невероятно значимые для больного духовное раскрепощение и подъём, питающие любую активность, в том числе творческую. Для людей одаренных эти обретенные качества позволяют достигать любых вершин. Тому есть много впечатляющих примеров в истории литературы и искусства.

Генетическая связь между периодом, увы, не продолжительным, духовного подъема у Гоголя и последующими депрессиями несомненна. Она заложена в структуре его болезни.

Тайна болезни и смерти Гоголя ушла вмести с ним. Творения Гоголя бессмертны.


ЛИТЕРАТУРА


1.Гоголь в воспоминаниях современников. - М., 1952. - С. 399 - 400.

.Золотусский И.П. Гоголь. - М., 1984.

.Набоков В.В. Николай Гоголь // Новый мир. - 1987. - № 4. - С. 173 - 227.

.Николай Васильевич Гоголь: Сб. статей. - М., 1954.

.Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. - М., 1984.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Профессор МГУ, филолог Владимир Алексеевич Воропаев отрицает связь диагноза Гоголя с его религиозностью и смертью, указывая на то, что наблюдавший последние дни писателя психиатр Алексей Терентьевич Тарасенков в мемуарах рассказывал, что от еды писатель отказался только за три дня до кончины, а бред у него начался лишь за несколько часов.

В своей работе «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» Воропаев описывает классика как человека искренне верующего и всегда обращавшегося к Богу за помощью.

Вера эта еще более усиливалась с возрастом. Очевидно, пересмотрев приоритеты, Гоголь сожалел о создании некоторых произведений, которые в будущем могут сослужить отечеству плохую службу. Именно поэтому он и оставил творчество, хотя это стоило ему немалых усилий.

В 1848 году по благословению духовника он совершил паломничество в Иерусалим ко Гробу Господню, но почти не оставил об этом воспоминаний. О его обращении к Горнему миру говорило и его материальное состояние: деньги, полученные от издания сочинений, он раздавал нуждающимся, а сам жил, как нищий. Все, что он оставил после себя - это библиотеку и поношенную одежду, которую полицейские, описывающие его имущество, оценили в 43 рубля.

В записной книжке Гоголя нашли составленную им молитву, в которой он просил Бога о милосердии и о возможности «удалиться от мира в святой угол уединения».

Некоторые современники Гоголя считали, что причиной его смерти могли стать сознательный отказ классика от всего земного и его стремление уйти от мирской суеты, пусть даже и на тот свет.

Разумеется, правду мы не узнаем никогда, однако надо сказать, что душевная болезнь писателя отчасти была созвучна его вере, ведь нет ничего естественнее для верующего человека, чем печаль от осознания своей греховности, душевные терзания и искреннее покаяние перед Богом.