Брюсов биография краткое содержание. Брюсов, Валерий Яковлевич – краткая биография

Валерий Яковлевич Брюсов - поэт, прозаик, литературовед (13.12.1873 Москва — 9.10. 1924 там же, возможно самоубийство). Родился Валерий Брюсов в купеческой семье. С 1892 года он изучал историю в Московском университете (окончил его в 1899 году). На протяжении всей своей жизни Валерий Яковлевич занимался также научной и критической деятельностью. Например, в 1903 году он издал письма Пушкина в сборнике под названием "Далекие и близкие " (1912), опубликовал статьи о русских поэтах от Тютчева до своих современников.

Еще ребенком Валерий Брюсов писал стихи; в студенческие годы на него произвела большое впечатление французская поэзия, и он издал три небольших сборника "Русские символисты " (1894-95), где преобладали его собственные стихи, вдохновленные поэзией Бодлера, Верлена и Малларме. Следующие сборники Брюсова — "Chefs d"oeuvre " (Шедевры», 1895), "Me eum esse " («Это —я», 1897), "Tertia vigilia " («Третья стража», 1900) и "Urbi et Orbi " («Городу и миру», 1903), как это видно из их названий и содержания, свидетельствуют об обращении автора к западноевропейской классике, о его большом, основанном на научном изучении, интересе к чужим и древним культурам.

В 1904-09 годах Валерий Брюсов руководил самым крупным журналом символистов «Весы» и стал ведущей фигурой среди московских символистов. Славе его существенно способствовал пятый сборник его стихов "Stephanos " («Венок», 1906). И в дальнейшем Брюсов публиковал немало своих стихов, переводил со многих языков, но начал писать также прозу. Это были рассказы, насыщенные экзотикой и приключениями, и исторические романы "Огненный ангел " (1908 год) и "Алтарь победы " (1911-12 гг.). Шестой сборник стихов "Все напевы " (1909) показывает дальнейшее развитие его экспериментов в области рифмы и языковой выразительности.

Валерий Брюсов много путешествовал, часто бывал в Западной Европе. В 1913-14 годах было начато издание его сочинений в 25-ти томах. Во время первой мировой войны Валерий Яковлевич занимался издательской деятельностью и переводами с армянского языка. После революции он примкнул к режиму большевиков, в 1920 году Брюсов (единственный из не эмигрировавших поэтов-символистов) вступил в ВКП(б) и занимал должности в культурных учреждениях. В 1921 году он основал Институт литературы и искусства, которому позже было присвоено его имя. Наряду с этим Валерий Яковлевич Брюсов продолжал литературную и литературоведческую деятельность.

Творчеству этого автора в сильной мере присуща холодная рассудочность. Первые сборники его стихов были направлены на пропаганду символизма в России. При этом для него было в первую очередь важно не мировоззрение символистов, а новая система эстетических критериев. Проблемы формы, разрешавшиеся Брюсовым с величайшим вниманием и прилежанием, определяют его творчество. «Русский язык звучит у него с привкусом стали, на манер классической латыни» (Элиасберг). Будучи очень образованным человеком, Валерий Яковлевич в своей поэтической работе часто обращается к классическим мотивам, историко-мифологические темы определяют большую часть его творчества, не ограниченного национальными и социальными рамками. Он воодушевляется героическим, смотрит на любовь рассудочно, даже с большой долей жестокости и садизма.

Под влиянием Верхарна в начале века Валерий Брюсов обращается к теме большого города, "Конь блед " (1903-04) представляет эту тему в свете апокалиптических видений. «Он внес большой вклад в русскую поэзию как первооткрыватель перехода в строгой метрике стиха — от силлабо-тонического к тоническому, развитому далее в особенности Блоком» (Lewis).

Герой ранней прозы Брюсова — человек, который перед лицом безнадежной потерянности впадает в безграничный анархизм; ярче всего это, пожалуй, отражено в утопическом рассказе "Республика Южного Креста " (1905). Любовь Валерия Яковлевича к историческим, в частности, к античным сюжетам сказалась в его более поздней прозе, которую можно сравнить с прозой Д. Мережковского. "Огненный ангел " показывает Германию 16 века, в романе, кроме автобиографических черт, отразились основательные занятия автора оккультными науками. Действие романа "Алтарь победы " относится к Риму 4-го столетия, и здесь сказывается интерес Брюсова к религиозным проблемам. Для обоих этих произведений характерна культурно-историческая точность и умение выбрать перспективу. Продолжением романа "Алтарь победы" явился роман об окончательной христианизации Рима "Юпитер поверженный ", но он остался неоконченным и был напечатан лишь в 1934 году.

Основной период творчества Брюсова — до первой мировой войны. После того как Валерий Яковлевич, с его рационально-научным мировоззрением, пришел к сотрудничеству с новым режимом, он занимался больше организаторской деятельностью. Все стихи, еще писавшиеся Брюсовым между 1917-24 гг., по мнению советских эмигрантских и западных критиков, свидетельствуют о снижении его поэтического уровня.

Брюсов Валерий Яковлевич (1873 - 1924) - русский и советский поэт, прозаик, редактор, переводчик. Один из первых русских литераторов, обратившийся к художественному направлению символизм.

Жизненный путь и творчество

Валерий Брюсов появился на свет в московской семье купца Якова Брюсова 1 (13) декабря 1873 года. Родители ограничивали доступ мальчика к религиозной литературе и пропагандировали теории Дарвина и атеизм. Не смотря на это, он получил великолепное образование в частных гимназиях.

«Юность гения» (1890-е - 1899).

В 1893-99 гг. Брюсов являлся студентом историко-филологического факультета Московского университета. К этому времени относится увлечение сочинениями французских символистов, решение развивать символизм в русской литературе. В 1894-95 гг. Брюсов, скрываясь под именем Валерия Маслова, издает 3 сборника под названием «Русские символисты», в которых публикует переводы, собственные стихи и стихи других авторов.

В 1895 году выпускает сборник стихов «Chefs d"oeuvre» («Шедевры»). Для молодого Брюсова свойственна самовлюбленность и чувство превосходства над обыденностью. В это время он писал в дневнике: «Моя юность - юность гения» . Для первого сборника и раннего творчества свойственны темы борьбы с устаревшим миром, желание уйти от будней и создать новый мир, подобный тому, что Брюсов находил в сочинениях символистов.

Молодой поэт активно экспериментирует с формой и рифмой стиха. Например, скандальный моностих «О закрой эти бледные ноги» (1895), в котором литературная общественность видела как издевку над поэзией, так эротический подтекст или библейские мотивы.

После университета работает в журнале «Русский архив», сближается с Бальмонтом. С 1899 года Брюсов возглавляет издательство «Скорпион».

Дореволюционный период (1900-1917)

Брюсов отмечен в истории русской литературы как активный издатель и редактор. После «Скорпиона» он участвует в издании альманаха «Весы», одного из ведущих журналов русского символизма.

Каждый три года выпускает сборник стихов: «Третья стража» (1900), высоко отмеченная в творческой среде; «Граду и миру» (1903), «Венок» (1906), в которых обращается к образу города и гражданской лирике. Следующие сборники отмечены камерностью, задушевностью, простотой выражения мыслей и чувств: «Все напевы» (1909), «Зеркало теней» (1912).

В Первую мировую войну поэт уходит на фронт как корреспондент, создает патриотические стихи. Этот духовный подъем вскоре сменяется другими настроениями, полными предчувствия скорой гибели современного строя. В период Первой русской революции 1905-1907 гг. Брюсов создает драму «Земля» (1904) о гибели человечества, новеллу «Последние мученики» (1906) о конце жизни русских интеллигентов.

Революция 1917 года и установление новой власти были приняты Брюсовым с воодушевлением. Это отмечено в поэтической (пять новых сборников стихов), переводческой, просветительской и преподавательской деятельности. В Московском университете поэт читал лекции по литературе и истории. Принимал участие в становлении различных советских литературных и поэтических объединений.

В 1919-1921 гг. возглавлял Всероссийский союз поэтов. Создал Литературно-художественный институт (1921), возглавлял его как ректор, получил ученое звание профессора.

Поздние стихи Брюсова отмечены воспеванием нового советского строя, интересом к науке как источнику вдохновения, поискам новых звучаний и стихотворных форм.

Брюсов Валерий Яковлевич
13.12.1873 - 09.10.1924
биография

Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца - купец из бывших крепостных, а дед со стороны матери поэт - самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и естественными науками.

В частную гимназию Ф. И. Креймана (1885-1889) Брюсов был принят сразу во II класс. На втором году обучения вместе с одноклассником В. К. Станюковичем он издает рукописный гимназический журнал "Начало", через который впервые осознает себя "литератором".

В 1889 г. он выпускает рукописный "Листок V класса", в котором обличает гимназические порядки. Из-за этой статьи у Брюсова обостряются отношения с администрацией, вследствии чего ему приходится перейти в гимназию Л. И. Поливанова (1890-1893). В это же время Брюсов переживает ряд первых юношеских увлечений, особенно сильный след в его душе оставила любовная связь со скоропостижно скончавшейся в 1893 г. от оспы Е. А. Масловой (Красковой), которой он посвятил множество стихотворений и последние главы (под именем героини Нины) повести "Моя юность".

В 1893-1899 гг. Брюсов учится на историко-филологическом факультете Московского университета. Помимо классической филологии он изучает Канта и Лейбница, слушает курсы истории В. О. Ключевского, П. Г. Виноградова, ходит на семинары Ф. Е. Корша. На годы учебы в университете приходится первый начальный период осознанного литературного творчества Брюсова.

В 1894-1895 гг. Брюсов издает три небольших выпуска сборника "Русские символисты", в которых дает образцы "новой поэзии". Это был первый коллективный манифест русского модернизма в России. Реакция на сборники была скандальной и оглушительной.

В 1895-1986 году Брюсов издает первый авторский сборник стихов "Шедевры", состоящий из двух изданий. Броское название, вызывающее содержание и далекое от скромности предисловие, обращенное к "вечности и искусству", вызвали дружное неприятие критики.

В период с 1895 по 1899 год он сближается с известными писателями - символистами: К. К. Случевским, К. М. Фофановым, Ф. Соллогубом, Д. С. Мережковским, 3. Н. Гиппиус, Н. М. Минским. На "субботах" Георга Бахмана, а затем и на собственных "средах" Брюсов начинает регулярно встречаться с московскими модернистами.

В 1897 г. впервые выезжает за границу, в Германию. В этом же году женится на Иоанне Матвеевне Рунт, ставшей его спутницей жизни и помощницей в литературных делах.

С 1900 по 1903 г. Брюсов - секретарь редакции "Архива". Он публикует здесь ряд статей, в том числе "О собрании сочинений Ф. И. Тютчева" (1898), "Ф. И. Тютчев. Летопись его жизни" (1903).

Осенью 1900 г. в издательстве "Скорпион" выходит третья книга лирики Брюсова "Третья стража. Книга новых стихотворений. 1897-1900", открывающая второй зрелый период творчества писателя.

В марте 1903 г. Брюсов выступает с программной лекцией об искусстве "Ключи тайн", воспринятой в качестве манифеста новейшего русского символизма.

С конца 1902 г. поэт некоторое время состоит секретарем в журнале "Новый путь", публикует стихи, статьи, заметки, а также ведет рубрику "Политическое обозрение". В это же время он входит в состав комиссии Московского литературно-художественного кружка, а с 1908 г. - председатель ее дирекции.

Сборник "Венок. Стихи 1903- 1905 гг.", стал первым по-настоящему крупным успехом поэта. В него наряду с историко-мифологическими сюжетами и лирикой интимного плана, Брюсов включил стихи на злободневную тему войны и революции. С фантастическим упоением, как на очищающую стихию судьбы, смотрит поэт на войну и революцию.

К 1909 году Брюсов становится признанным мастером "мужественной", аполлонической лирики.

В 1904-1908 гг. Брюсов является организатором, бессменным руководителем и ведущим автором главного журнала русских символистов "Весы". После закрытия "Весов" (1909), с сентября 1910 г. в течение двух лет Брюсов становится заведующим литературно-критическим отделом журнала "Русская мысль".

В первую мировую войну Брюсов в качестве корреспондента много месяцев провел на театре военных действий. Вначале эта война казалась поэту последней ("Последняя война", 1914), способной преобразить в лучшую сторону человеческую жизнь. Однако через два с половиной года, мнение о ней Брюсова изменилось ("Тридцатый месяц", 1917). Разочаровываясь в исходе войны и политике, Брюсов все глубже уходит в литературу и научную работу. Он обращается к переводам армянской, финской и латышской поэзии.

В 1923 г., в год 50-летия поэта, правительство Армении присвоило Брюсову почетное звание народного поэта Армении.

Разочарование в победном исходе войны после непродолжительных колебаний подготовило Брюсова к принятию Октябрьской революции. В 1920 г. он вступает в Коммунистическую партию, работает в Наркомпросе, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, читает разнообразные лекционные курсы, организует (1921) и руководит Высшим литературно-художественным институтом.

Послеоктябрьские, преимущественно революционные сборники стихов Брюсова ("В такие дни", 1921; "Дали", 1922; "Спеши", 1924) знаменовали последний, завершающий период творчества мастера.

Валерий Яковлевич Брюсов родился 1 декабря (13 декабря по новому стилю) 1873 года в Москве. Родители рано занялись его образованием, и уже к восьми годам мальчик начинает писать стихи. С раннего детства родители разрешали читать Валерию все, кроме религиозной литературы, воспитывая его в духе атеизма. Это послужило поводом для отчисления Брюсова из частной гимназии Креймана в 1889 году, за пропаганду атеизма. В том же, 1889 году, в журнале «Русский спорт» выходит его первая статья. В первой гимназии он проучился четыре года с 1885. Во время обучения издавал рукописный журнал и писал стихи. После отчисления из гимназии Креймана переходит учиться в частную гимназию Поливанова, которую благополучно заканчивает в 1893 году. Ближе к окончанию гимназии Валерий Яковлевич начинает увлекаться математикой. В годы учебы открыл для себя французских поэтов-символистов. Влияние Верлена нашло отголоски во многих стихах Брюсова. В 1893 году пишет драму «Декаденты (Конец столетия)» про жизнь Верлена. В том же году поступает в Московский университет на историко-филологический факультет, который благополучно оканчивает в 1899. Во время учебы, в 1897 году, женится на Иоанне Матвеевне Рунт (1876-1965), с которой проживет до конца своих дней. Первая известность приходит после публикации сборников стихов «Русские символисты» в 1899.
По окончания университета полностью отдается любимому занятие – литературе. Начал работать в журнале «Русский архив». В 1899 стал одним из инициаторов создания издательства «Скорпион». Начало двадцатого века пик творчества поэта. В это время выходят сборники стихов «Граду и миру», «Венок», драма «Земля», «Огненный ангел». Свой сборник «Венок» Брюсов считал вершиной своего творчества. В 1904 году начинает издавать журнал «Весы». С 1910 году наступает духовный кризис, и многие его произведения подвергаются критике. В этот же период печатается в журнале «Русская мысль» и «Искусство в Южной России» с критическими статьями.
Революцию Валерий Яковлевич Брюсов встречает с воодушевлением и практически сразу начинает работать на государственной службе. Работал в Комитете по регистрации печати, потом в Московском библиотечном отделе, стал членом Моссовета, был председателем Всероссийского союза поэтов. В 1920 году вступает в ВКП(б). В 1921 Брюсов организовывает Высший литературно-художественный институт, в котором до своей смерти будет ректором и профессором. В том же году стал профессором МГУ. В последние годы своей жизни продолжает писать и пытается создать новое направление в поэзии. Так же занимается научной деятельностью и критикой.
Умер Валерий Яковлевич Брюсов 9 октября 1924 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Русский поэт, прозаик, драматург и переводчик Валерий Яковлевич Брюсов родился 13 декабря (1 декабря по старому стилю) 1873 года в Москве в купеческой семье. , затем учился в гимназиях Франца Креймана (1885-1889) и Льва Поливанова (1890-1893). В 1893 году Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, который окончил в 1899 году.

Писать Брюсов начал рано, еще ребенком, сочиняя стихи и рассказы. Уже в 13 лет он связывал свою будущую жизнь с поэзией. Самые ранние известные стихотворные опыты Брюсова относятся к 1881 году; несколько позднее появились первые его рассказы. В отрочестве Брюсов считал своим литературным кумиром Николая Некрасова, затем был очарован поэзией Семена Надсона. К началу 1890-х годов наступила пора увлеченности Брюсова произведениями французских символистов — Шарля Бодлера, Поля Верлена, Стефана Малларме. В период с 1894 по 1895 он издал (под псевдонимом Валерий Маслов) три сборника "Русские символисты", куда вошли многие из его собственных стихов (в том числе под различными псевдонимами); большая их часть была написана под влиянием французских символистов. В третьем выпуске "Русских символистов" было помещено брюсовское однострочное стихотворение "О закрой свои бледные ноги", быстро обретшее известность, обеспечившее ироническое отношение к сборникам со стороны публики.

В 1895 году вышла первая книга стихотворений Брюсова — Chefs d’œuvre ("Шедевры"), в 1897 году — сборник стихов Me eum esse ("Это — я") о мире субъективно-декадентских переживаний, провозглашавшие эгоцентризм. В 1899 году, окончив университет, Брюсов принял решение полностью посвятить себя литературной деятельности. В течение двух лет работал секретарем редакции журнала "Русский архив". После организации издательства "Скорпион", которое стало выпускать "новую литературу" (произведения модернистов), Брюсов принимал активное участие в организации альманахов и журнала "Весы" (1904-1909), ставшего рупором русского символизма.

В 1900 году вышла книга Брюсова "Третья стража", после которой автор получил признание как большой поэт. В 1903 году он опубликовал книгу Urbi et Orbi ("Граду и миру"), в 1906 году — поэтический сборник "Венок".

Книгу "Земная ось" (1907) составили фантастико-символическая драма "Земля" и рассказы. Брюсов — автор романов "Огненный ангел" (отдельное издание 1908), "Алтарь победы. Повесть IV века" (1911-1912), повестей и рассказов (вошли в книгу "Ночи и дни", 1913), повестей "Рея Сильвия" (отдельное издание 1916), "Обручение Даши" (отдельное издание 1915), "Моцарт" (1915).

На рубеже первого десятилетия ХХ века поэзия Брюсова стала более камерной, появились новые черты его лирики: интимность, задушевность, простота в выражении мыслей и чувств (сборник "Все напевы", 1909; книга "Зеркало теней", 1912).

© С. В. Малютин


© С. В. Малютин

Для театра Веры Комиссаржевской Брюсов перевел пьесы "Пеллеас и Мелизанда" Мориса Метерлинка (1907; постановка Всеволода Мейерхольда) и "Франческа да Римини" Габриэле Д’Аннунцио (совместно с Вячеславом Ивановым, 1908). Опубликовал психодраму "Путник" (1911), трагедию "Протесилай умерший" (1913). Переводил драматургию Эмиля Верхарна ("Елена Спартанская", 1909), Оскара Уайльда ("Герцогиня Падуанская", 1911), Мольера ("Амфитрион", 1913), Ромена Ролана ("Лилюли", 1922).

Занимался переводами Данте, Байрона, Гете, Метерлинка. Отдельными изданиями вышли переводы Эмиля Верхарна, Поля Верлена, Эдгара По, Оскара Уайльда, сборник французской лирики XIX века, "Великий ритор. Жизнь и сочинения Децима Магна Авсония" (1911), "Erotopaegnia. Стихи Овидия, Пентадия, Авсония, Клавдиана, Луксория" (1917).

В годы первой мировой войны Брюсов находился на фронте в качестве корреспондента одной из петербургских газет, писал патриотические стихи.

Валерий Брюсов приветствовал Октябрьскую революцию 1917 года, активно сотрудничал с новой властью. В 1920 году вступил в Коммунистическую партию.
В 1917-1919 годах он возглавлял Комитет по регистрации печати (с 1918 года — отдел Российской книжной палаты). Был заведующим Московского библиотечного отдела при Наркомпросе (1918-1919), председателем президиума Всероссийского союза поэтов (1919-1921), с 1919 года работал в Государственном издательстве, с 1921 года — заведующий литературным подотделом Отдела художественного образования при Наркомпросе. В 1921 году организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ им. В. Я. Брюсова) и до конца жизни был его ректором и профессором.

Брюсов принимал активное участие в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии (являлся редактором отдела литературы, искусства и языкознания; первый том вышел уже после смерти Брюсова). В 1923 году, в связи с пятидесятилетним юбилеем, Брюсов получил грамоту от советского правительства, в которой отмечались многочисленные заслуги поэта "перед всей страной" и выражалась "благодарность рабоче-крестьянского правительства".

В 1920-е годы (в сборниках "Дали" (1922), "Mea" ("Спеши!", 1924) Брюсов радикально обновил свою поэтику, используя перегруженный ударениями ритм, обильные аллитерации, рваный синтаксис, неологизмы, футуристические конструкции стихосложения. Манеру позднего Брюсова детально исследовавший ее Михаил Гаспаров назвал "академический авангардизм".

9 октября 1924 года Брюсов скончался в своей московской квартире от крупозного воспаления легких. Поэт был похоронен на столичном Новодевичьем кладбище.

Валерий Брюсов был женат на Иоанне Рунт (брак между ними был заключен в 1897 году). Она была спутницей и ближайшим помощником поэта до самой его смерти. После смерти Брюсова она стала хранителем его архива и издателем наследия мужа.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.