Что можно исповедовать. Сердце сокрушенное Бог увидит

Я часто прихожу в церковь на исповедь, чтобы покаяться в своих грехах, очистить душу и получить прощение Бога. Это священное таинство мощнее и сильнее любых других ритуалов очищения, поэтому я рекомендую регулярно исповедоваться в храме каждому человеку. В этой статье я расскажу все, что нужно знать прихожанину, который решился на этот обряд в первый раз или хочет глубже постичь духовный смысл исповеди.

Готовиться к исповеди нужно заблаговременно. Лучше всего отвести на подготовку несколько дней.

Что следует сделать:

  1. Написать на листе бумаги список грехов, в которых вы будете каяться батюшке в церкви.
  2. Почитать церковную литературу, в которой описываются все особенности таинства исповеди.
  3. Признать свои грехи, что они существуют и вы их совершили. При этом не нужно искать виноватых, пытаться оправдаться перед самим собой и перекладывать ответственность. Покайтесь прежде всего перед собой: «Да, я это делал, и только я виновен в содеянном».
  4. Подсказкой о том, какие грехи следует включить в список, может быть ежедневный дневник, в котором вы будете отмечать, что делали в течение дня. Отмечайте в нём, что хорошего совершили, и что плохого. Старайтесь свои мысли, эмоции и действия внимательно отслеживать и «ловить» себя на негативных состояниях.
  5. Попросите прощения у тех, кого вы обидели. Постарайтесь примириться с врагами. Попробуйте наладить контакт с теми, с кем давно в ссоре и не общаетесь. Даже если общение вы не возобновите, искренний разговор очистит ваши душу и сердце.
  6. Введите в распорядок дня молитвы. Вечером читайте каноны: Покаянный и обращённый к Богородице.

Важно понимать, что личная исповедь (когда вы сами себе признаетесь в грехах и каетесь) отличается от церковного обряда (его смысл - в глубоком покаянии и желании очистить от грехов, чтобы в будущем не повторять их).

А исповедь у священника - это уже следующий этап. Благодаря тому, что вам приходится себя преодолевать, рассказывая постороннему человеку о своих нелицеприятных поступках, вы можете глубоко осознать их, преодолеть чувства вины и стыда, и сделать правильные выводы.

Если у вас возникают трудности с перечислением списка грехов, купите в церковной лавке специальную книжечку, в которой есть полное описание и самого таинства, и подробный список грехов. Также в ней есть все необходимые материалы о том, как приготовиться к исповеди.

Как правильно исповедоваться и вести себя в храме

Как только вы начинаете чувствовать тяжесть в душе, когда совершенные проступки не дают покоя, и ваши мысли полны негатива, приходит время для исповеди в церкви.

Прощение, которое вы получаете после искреннего раскаяния, дарит вам чувство облегчения и освобождения. Какие правила исповеди существуют:

  1. Исповедоваться можно до трех раз в неделю. Но делать это так часто вовсе необязательно. Вполне может быть, что ваши грехи не настолько суровы, и вам потребуется раскаяние у священника лишь раз в месяц или реже. Наблюдайте за своими ощущениями. Если почувствуете, что стоит снова выговориться, приходите на очередную исповедь.
  2. Чтобы избавиться от неловкости и чувства скованности, пробуйте фокусировать мысли именно на искреннем желании очистить свои душу и сознание от негатива, получить прощение и благословение Бога.
  3. Приготовьте список совершенных грехов до самого таинства, чтобы не тратить время на то, чтобы вспомнить о том, что забыли.
  4. Если грехи, совершенные вами, достаточно тяжелы, батюшка после исповеди может наложить епитимью - наказание, исполнив которое вы заслужите прощение. Следует понимать, что выполнить указания нужно будет обязательно.

Самое лучшее время для исповеди - это либо время после вечерней литургии, либо утром, до начала службы.

Как проходит исповедь

Есть несколько вариантов исповеди:

  • Общая, когда люди произносят свои грехи вместе, во время специальной службы.
  • По договоренности со священником вы можете получить его личную аудиенцию, и исповедоваться тет-а-тет.
  • В исключительных ситуациях (если человек тяжело болен, например), батюшку можно пригласить домой. Исключение делается чаще всего только в тех случаях, когда «грешник» при смерти.

Следует быть готовым к тому, что до таинства батюшка задаст вам несколько вопросов. Отвечать на них следует искренне и без смущения. Обычно он интересуется, часто ли вы молитесь, приходите в храм, следуете ли божьим заповедям и прочее.

Таким образом, таинство проходит в несколько этапов:

  1. Предварительный разговор с вопросами от священника.
  2. Зачитывание вами грехов по списку, выражение желания раскаяться и получить прощение.
  3. В конце батюшка прочтет молитву и разорвет список грехов. Это значит, что исповедь окончена, а вы получили отпущение.
  4. После этого на вашу голову возложат епитрахиль, что символизирует благословение и милость Бога. В конце обряда приложитесь губами к Евангелию и кресту, которые обычно располагаются в конце храма.

Посмотрите видео о том, как правильно называть грехи на исповеди:

В чем каяться на исповеди?

Чтобы не испытывать неловкости при первом посещении таинства, следует знать, что нужно говорить на исповеди. Часто бывает, что люди пытаются сформулировать свои поступки только «головой», забывая, что раскаяние должно идти от сердца. Я призываю вас не слишком заботиться о точности формулировок, а произносить все, как чувствует ваша душа. Вы можете выражаться даже косноязычно, какая разница? Бог слышит и понимает вас.

  1. Никогда не пытайтесь оправдаться перед батюшкой, не вините в своих неудачах, бедах и грехах своих людей. Признайте, что только вы несете за них ответственность.
  2. Длинных рассказов с массой подробностей тоже не требуется. Выговориться таким образом вы можете маме или подруге, а батюшке просто перечислите все грехи. Только факты - без оценок, объяснений и оправданий. Размышлять, почему все так, тоже не нужно.
  3. Покаяться можно: в семи смертных грехах, негативных эмоциях, которые вы проявляете к людям, в проступках, которые могли нанести кому-то вред.

И помните: неважно, знаете ли вы правила или нет. В церкви всегда подскажут и расскажут, помогут, если вы о чем-то забыли. Не бойтесь выглядеть глупо и неловко, просто будьте искренни и слушайте свое сердце.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Великий пост - благодатное время, когда особый ход богослужения, тематика богослужебных текстов, а также воздержание от скоромной пищи настраивают человека на покаяние, тормошат спящую душу, чтобы она проснулась и посмотрела на себя, осознала в каких грехах и опасности находится. В этот момент человека начинает посещать покаянное чувство. Но зачастую люди путают исповедь и покаяние, в то время как святые отцы называют четкие различия между этими таинствами. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить именно об этом. Что такое исповедь и что такое покаяние?

Самое главное в нашей жизни - это спасение. Господь говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие!» (Мф.4, 17). Святой Пророк Иоанн Предтеча также призывает нас в своей проповеди: «…покайтесь… (Мф.3, 2)» и «сотворите же достойный плод покаяния…» (Мф.8, 9).

Когда человек живет в миру, он совершает много грехов. Кто-то, например, пьет, курит, матом ругается, раздражается, гневается, злится и все это входит у него в привычку, грехи становятся обыденными, и в человеке нет покаяния. Когда же человек приходит к Богу, он начинает ощущать, что грехи тяготят его душу, и тогда он говорит пред Богом: «Господи! Я больше матом ругаться не буду! Пить не буду! Курить не буду! Буду стараться не раздражаться!» - вот это и есть покаяние – изменение жизни.

Когда человек приходит к священнику на исповедь, он может сказать: «Батюшка, я в Церковь не ходил. Богу не молился, постов не соблюдал. Матом ругался, пьяным напивался, раздражался. В этом я исповедуюсь и каюсь. Прощу у Бога прощения». Если человек произнес это и дал Господу обещание исправиться, то благодать Божья даст ему силы, и он от исповеди отходит с легким сердцем, т.к. снял со своей души тяжелую ношу, которую все это время нёс.

Когда люди говорят: «Я хочу жить свободно, пить, гулять, блудить, курить, матом ругаться», - это болезнь души. Если человек избавился от гнева, зла, алкоголя, курения и мата, то он стал свободным. Если же эти страсти его мучают - значит, он в плену. Бесы держат человека в этих страстях.

Святые отцы говорят, что начало духовной жизни, когда у человека открываются духовные глаза и он видит в себе бездну грехов - это и есть начало покаяния. Если человек не видит своих грехов - значит, он пока ещё духовно слеп. Тогда человеку помогаешь, напоминаешь о его грехах. Многие не думают о том, что пропускать службы - это грех. Существуют апостольские правила, в которых говорится, что если кто-то не был в храме три воскресных дня без уважительной причины, то он отлучается от Церкви. Я обычно спрашиваю: «Ты посты соблюдал?» и слышу в ответ: «Не соблюдал никогда». Об этом тоже говорится в апостольских правилах: если человек не соблюдает посты в среду и пятницу, то он отлучается от Церкви. Священник напоминает на исповеди о том, что это тяжкие грехи. Я спрашиваю: «Ты не молился?» и человек признается: «Да, не молился. Только принял Крещение. Даже молитв не знаю». Это тоже грех, в котором надо покаяться.

Священник помогает человеку на исповеди, напоминает ему грехи, объясняет, что гордыня - самый тяжкий грех. Когда человек находится в гордыне, он всегда раздражается. Почему так происходит? Потому что человек о себе высокого мнения, обижается, всегда недоволен, стремится быть на высоте, хочет, чтобы о нем говорили только хорошее, а это Господу неугодно. Афонский старец Паисий Святогорец, когда был маленьким, бегал наперегонки со своими друзьями и прибегал первым. Родители Паисия говорили, что так делать нельзя, потому что в этом скрывается гордыня. Лучше уступить место другому, пусть он прибежит первым. Так и когда в школе учишься – хочешь быть первым. Такого быть не должно. Надо всегда уступать место другому. Нужно уметь смиряться. Это полезно для нас. Порой бывает так, что Господь попускает нам для нашего смирения стать вторыми, а то даже и последними. Все это полезно для нас.

Когда человек покаялся первый раз в жизни, искренне исповедовался, ему кажется, что он всё сказал. Я обычно говорю, что это только начало. На самом деле, вы будете вспоминать свои грехи ещё года два - три. Возьмите бумажку, если вдруг что-то вспомните - запишите, чтобы не забыть, потому что у карандаша или у ручки память лучше, чем у нас. Если вы ещё что-то вспомните, нужно опять все записать, а потом на исповеди покаяться в этом. Всё, что мы делаем, говорим, о чём мыслим, запечатлевается в вечности на все времена. Сколько нами было сказано нехорошего! Сколько ложных тщеславных слов! Сколько всего мы сказали с гордостью! Порой мы забываем об этом, а злые духи не забывают и всё сохраняют.

Расскажу одну историю. Мой брат Николай работал кондуктором. Однажды он ждал поезд, и так как в запасе было время, он надел тулуп, чтобы не замерзнуть и прилег на диване. Николай ещё не успел заснуть и вдруг увидел, что входит прекрасный юноша и говорит: «Николай, вставай! Пойдем со мной». Он встал, оглянулся и увидел своё тело со стороны. Они пошли по коридору и вдруг оказались в одной из комнат, где стоял стол, покрытый красной тканью, и на нем лежали толстые книги. Там же находились два рогатых беса. Как только Николай вошел, они взглянули на него и говорят: «А, Николай! Давай посмотрим!». Один бес открыл книгу и начал перечислять все его грехи с юности, даже те, о которых он и не помнил. Затем другой бес сделал то же самое. Николай взял эту книгу и кинул её в бесов. Они бросились из-за стола и стали его бить. Но юноша сказал: «Не трогайте его». После этого Николай очнулся опять на диване. Господь открыл ему, что примерно с семи лет, когда человек осознает, что такое грехи, бесы уже контролируют наши слова, дела и мысли.

Бывают такие случаи, когда приходят на исповедь и говорят: «Батюшка! Я во всем грешна!», тогда я начинаю спрашивать:

Народ расстреливала?

Дома поджигала?

На луну летала?

Надо сказать то, что ты делала в своей жизни.

Совесть часто обличает нас - мы слышим голос Божий. Некоторые пытаются «заглушить» свою совесть. Так поступать нельзя. Когда мы искренне покаемся, тогда душа освободится и Господь даст благодатную силу. После этого человек не грешит, он имеет страх Божий. Бывает, человек подходит и говорит: «Батюшка, я грешен в этом, в этом и в этом, но не дает обещания исправиться, остается таким же, каким и был. Если же человек спрашивает, как избавиться от определенного греха, то батюшка всегда посоветует как поступить и тогда надо его послушаться. Если мы говорим о плотском грехе, то следует мяса и сладкого не вкушать, никого не осуждать, не гордиться, не раздражаться, никого не обижать, досыта не есть. Если страсти будут беспокоить, то можно в пятницу не кушать. Если и этого будет мало, то и в среду и в понедельник. Таким путем мы можем достигнуть того, что все страсти у нас прекратятся. Конечно, всё начинается с помыслов, от нашего невоздержания. Не надо лезть туда, где огонь, сидеть в интернете, искать по телевизору всякую грязь. А если туда окунулись, о чем это говорит? О том, что мы нечистоплотны, а это Господу неугодно. Поэтому надо жить в чистоте.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, человек созрел для покаяния, решил написать исповедь. Как ему правильно выстроить исповедь? С чего начать, в первую очередь?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Следует начать с самых тяжких грехов - убийства, блуда. Как только вы назовете их, вам станет легче исповедоваться дальше.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Насколько подробно нужно рассказывать о таких грехах?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

На исповеди не нужно говорить о том, как грех совершался.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Нужно ли говорить о том, сколько раз совершали какой-то грех?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек пришел на исповедь в первый раз и покаялся, то ему не нужно повторять этого. Господь ему грех простил.

Телефонный звонок:

Я была на вечерней службе на исповеди и попросила у священника благословления на пост. Так как у меня вторая группа инвалидности, то врач категорически запретил мне поститься. Священник же не дает послабления и говорит идти к другому врачу, который не запретит. Скажите, пожалуйста, как быть дальше? Я просила в субботу и воскресенье немножко творога и рыбы.

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Я исповедовал десять лет в Троице - Сергиевой лавре и пять лет в Почаевской. У духовников обычно было заведено так, что болящим разрешается рыба, но не молочные продукты. Когда мать святого праведного Иоанна Кронштадтского заболела и была при смерти, врач сказал ей съесть куриный бульон, на что она ответила: «Я никогда в жизни не нарушала поста и никогда не нарушу. Господь меня исцелит». И Господь исцелил ее. В Библии сказано: «Если хочешь быть здоров - не греши». Согрешишь - пойдешь к врачу, врач тебе выпишет лекарство, а Бог лечит (см.: Сир. 38, 1-15).

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, нам задали такой вопрос: «Я болею уже 30 лет, сейчас мне 40. Не хожу, испытываю слабость всего тела. Воцерковлена с самого начала болезни, соблюдаю все посты, молюсь. На дому надо мной совершают все таинства. Что мне полезно будет сделать ещё, чтобы Господь меня услышал? Может, моя вера слаба?»

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Самое главное - благодарить Бога. Как-то один духовник на святой горе Афон склонил голову. К нему подошел другой старец и говорит: «Батюшка, что с вами?» Тот отвечает:

Господь меня оставил.

Как оставил?

День прошел, и никаких искушений не было. Все было хорошо.

Если есть болезни - значит, Господь мимо не прошел, посетил. За это надо благодарить Бога. Это очень ценно. Нужно просить молитв близких людей, чтобы они помолились за нас. Вот это - самое главное. Не нужно роптать, отчаиваться, обвинять кого-то – Бога или ближних. Нужно винить только себя. Лучше здесь временно всё пережить, претерпеть, чтобы душа вышл свободной, чистой в духовный мир. Конечно, страшно и ужасно, когда человек грешит на земле и не осознает этого, а постоянно пребывает в грехе. Бесы связывают человека по рукам и ногам и не дают ему духовно возрастать. Вот это страшно. Так что надо Бога благодарить за болезни.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, ещё очень важной составляющей частью правильного покаяния и исповеди является духовный отец. Как правильно выбрать себе духовника?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Об этом надо попросить Господа. Когда я учился на первом курсе семинарии, пошел под Успенский Собор и дорогой думал так: «Сейчас я войду в храм на исповедь, и первый священник, который выйдет, станет моим духовником». В этот момент выходит из алтаря архимандрит и у меня появляется мысль: «Вот твой духовный отец». Так это до сегодняшнего дня, уже 50 лет. Сам Бог пошлет того, кому ты сможешь раскрыться. Конечно, этот вопрос очень сложный.

Надо хоть раз в жизни по- настоящему покаяться от юности, найти кому сможешь довериться. В приходских храмах немного священников, а народу много и батюшка не может одного человека подробно исповедовать. Надо пойти в монастырь и исповедаться там полностью у какого-то духовника. Необходимо, чтобы на совести ничего не оставалось. Это самое главное.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Батюшка, порой человек встречается с внутренним препятствием. Он хочет покаяться, но пытается подбирать слова на исповеди. Ему кажется некрасивым и постыдным назвать все свои грехи. Надо подобрать такие слова, чтобы и о грехе сказать и не испытать сильного стыда. Но тогда человек сталкивается с тем, что когда он отходит от исповеди, то не испытывает на душе мира. Совесть обличает его. Из-за чего это происходит?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Такое бывает, когда человек не полностью раскрыл грех. У священника бывает много народу на исповеди. Не нужно стесняться говорить грехи, потому что злой дух, который неотступен от нас, всегда внушает нам это. Не надо бояться того, что священник о тебе подумает. Надо смело говорить, тогда Господь принимает такую кающуюся душу в свои объятия. Нет такого греха, который бы Господь не простил. Нет такой болезни, которую бы Бог не исцелил.

Телефонный звонок:

Существуют разные мнения о порядке исповеди и соборования. Разъясните, пожалуйста, этот вопрос?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне» (Иак.5, 14). «И если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5, 15). Прежде чем собороваться, человек должен пойти на исповедь, покаяться во всех грехах, чтобы на совести у него ничего не оставалось. В Таинстве Соборования прощаются те грехи, которые человек по немощи своей уже не помнит.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Что значит «прощеный грех »? Я прочитал у святых отцов, о том, что прошеный грех - буквально значит «небывший грех », т.е. если человек совершил грех и покаялся в нем, то в очах Божьих этого греха и не было. Вот какую великую силу имеет покаяние!

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Да. В греческом языке слово «грех » означает промах. Когда человек целится «в десятку», а попадает в «молоко», то это – промах. Так же происходит и когда человек грешит, но думает так: «Сейчас я напьюсь или покурю и получу от этого удовольствие». Оказывается, человек ошибается. Это принесет ему большое зло. Уходит благодать Божья, наступает унынье, отчаянье, тревога и нет радости. А апостол Павел говорит: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите» (1 Фес.5, 16-18).

Телефонный звонок:

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Врагов у нас нет. У нас только один враг – дьявол и грехи, которые мы совершаем. Я был в Иерусалиме. Там живут иудеи, мусульмане, протестанты и православные. Многие живут дружно. У нас не должно быть врагов. Мы должны примером своей жизни показывать другим, что наша вера православная - правильно славящая Бога. Вражда не приводит к хорошему. Она ведет к кровопролитию и разрушению. Представьте себе, что вы родились в другой вере и в день Страшного суда Господня откроются наши дела. По делам нашим мы получим наказание или награду.

Телефонный звонок:

В 28 лет у меня уже было Евангелие, тогда ещё нельзя было ходить в храм. Я работала учительницей и везде в дороге рассказывала о Боге. Если я ехала до Симферополя, а сама в то время жила в Крыму, то три часа рассказывала водителю о Евангелии - я его уже выучила наизусть. Слава Богу, почти все выслушивали и только некоторые водители морщились и говорили, что мне не надо платить 4 рубля, лишь бы я вышла из машины. Остальные реагировали по-другому. Однажды мне надо было заплатить 3 рубля, а у меня было только 2, и водитель сказал: «Я бы ехал с вами всю жизнь, лишь бы вы только про Бога рассказывали». Правильно ли я делала, ведь сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями?» (Мф.7, 6).

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если человек сыт, а вы будете его заставлять кушать, то он скажет: «Я сыт. Мне больше не надо». И, наоборот, если человек голоден и нуждается в пище, то надо его накормить - т.е. поговорить с ним о Боге. Поэтому тот водитель так и сказал вам. Он был доволен и напитался духовной пищей. А тот человек, который душой мертв, не нуждается в этом. Если же человек другой веры и слушать тебя не захочет, значит, не надо говорить. Когда я еду в подряснике в поезде, то никому ничего не говорю. Люди сами спрашивают: «Где Вы служите? Где живете? Вы что, верите в Бога?» Я отвечаю: «Да, верю. Потому что неверующих людей на земле нет. Одни верят, что Бог есть, другие - что нет». И начинается разговор. Я о Боге ничего не говорю. При советской власти, когда я ехал в поезде, порой бывало, что купе полностью набивалось людьми: одни послушали, потом вошли вторые, а за ними и третьи. Все постоянно слушали. Я им рассказывал про птичку, про самолет, про природу. Даже если и власти будут слушать - я ничего крамольного не говорил, не было никакой агитации. Я просто отвечал на вопросы. Однажды я вышел на остановке в 4 часа утра, оглянулся - оказывается в том вагоне, где я ехал, почти в каждом окне по 2-3 человека махали мне рукой!

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Это было в советское время?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

В советское время. Говорить надо, потому что вера от слышания, а слышание - от слова Божия, по Священному писанию.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Священное писание приводит примеры этого. Первомученик Стефан говорил проповедь иудеям, врагам Христовым. Как они реагировали? Они не просто говорили: «Нам не надо», они скрежетали зубами, раздирали на себе одежду, потому что эта речь обличала их. Она жгла их, как огонь, но он всё равно говорил. Мы же не знаем, может, кто-то из этих иудеев потом покаялся.

Иеродиакон Елеазар (Титов):

Вопрос: Уместно ли задавать вопросы монашествующим священникам и подробно советоваться по устройству личной жизни? Или лучше обращаться с такими вопросами к белому духовенству?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Если священник опытный, то можно к нему обращаться.

Телефонный звонок:

У меня не состоялся брак. После венчания я не познал свою жену. Она боялась, что у нас будут больные дети, потому что я от армии освобожден по статье, а она состояла на учете, так как тоже была больной. Я ушел от неё. Мы развелись, и через три года она родила нормального ребенка в другом браке. Бес меня подзуживает: как бы ей отмстить, лукавый не дает покоя. Надо её простить, оставить на суд Божий?

Архимандрит Амвросий (Юрасов):

Надо сказать, что случаев больших и малых, до мелочей не бывает. Это промысел Божий. Вам надо молиться за неё. Если у нас есть враги, которые против нас, то бесы через них действуют на нас. И когда мы молимся, то этот человек уже не является для нас врагом. Он - создание Божье и Господь не вменяет нам во грех, если мы молимся за этого человека. Надо пережить это искушение, оно не без промысла Божьего. Это всё пройдет. Значит, так надо. Бог это попустил, скажите: «Слава Богу за всё!» Если мы будем Бога благодарить за всё, что с нами в жизни бывает, даже если, например, у вас вырвали сумку, а там было много денег - значит, это не без воли Божьей. Слава Богу за всё! Нужно благодарить Господа. Как-то у меня были посетители, которые спросили меня: «Батюшка! Дайте нам наставление, как правильно жить в этой жизни?» Я ответил: «Сейчас вы едете в Москву, приезжаете к своему дому, а там много пожарных машин, машины скорой помощи, и вы на 100% убедились, что ваша квартира и все вещи в ней сгорели. Не надо поднимать панику. Нужно поступить как Иов Многострадальный и сказать: «Бог дал, Бог взял. Слава Богу за всё!» Это будет пред Богом как подвиг. Вы сели в машину, поехали к знакомым, вашу машину занесло и вы врезались в столб. Не надо расстраиваться, надо выйти и сказать: «Слава Богу, все живы. Если б не билось, не ломалось - то куда бы всё девалось? Слава Богу! Значит, так надо». Это Господу будет угодно. Вы приехали к знакомым, сели за стол чай пить - и вдруг с вами случился приступ. Вызвали скорую помощь, и вы оказались на операционном столе. И здесь надо сказать: «Слава Богу за всё!» Всё, что Господь не делает - всё к лучшему, потому что Бог - это Любовь. Он больше беспокоится о нашем здоровье, о нашем спасении, нежели мы сами. Вот так мы должны правильно жить.

Есть народная пословица: «Потерял богатство - ничего не потерял. Потерял здоровье - половину потерял. Потерял веру в Бога - всё потерял». Сто лет назад в России было сто пятьдесят миллионов населения, и большинство были верующими. А потом пришли люди и сказали, что Бога нет, и некоторые приняли это за истину, пошли против Бога и разрушили страну. Без Бога все разрушается…

Собираясь на церковную исповедь первый раз в жизни, большинство людей беспокоятся – как правильно исповедаться, что надо говорить батюшке в начале, как перечислять грехи, какими словами заканчивать исповедь. На самом деле беспокойство это, хотя и оправдано, но не должно затмевать главного – осознания своей греховности и готовности освободится от ее груза перед Богом. Самое важное, что должен понять исповедующийся, это то, что для Бога не существует ни богатых, ни бедных, ни успешных, ни неудачников, ко всем Он относится ровно и всех ожидает с одинаковой любовью. Поэтому не столь важно научиться говорить правильные слова, сколько сохранять правильное настроение духа, которое и будет лучшим помощником во время исповеди. В Послании апостола Павла к Евреям говорится: «Господь и намерения целует» (Евр. 4, 12), что в принципе отражает и отношение Церкви к желающему исповедаться. Однако, чтобы облегчить процесс исповеди самому исповеднику и ее восприятие священником, и чтобы путаная, сбивчивая речь не занимала слишком много времени во время службы, желательно, конечно, ориентироваться на некоторый «план» раскаяния.

Как нужно исповедоваться и что нужно говорить батюшки на исповеди

Наилучшие указания о том, как лучше подготовиться к исповеди, как вести себя накануне, когда лучше прийти в храм, можно получить только у священника того храма, в котором вы решили исповедаться. Но, несмотря на некоторые различия в устоях (устоях, но не Уставе!) разных храмов, основные правила подготовки и проведения исповеди везде одинаковы:

  1. За 3 дня до исповеди рекомендуется говение – соблюдение поста (не есть мясных, молочных и яичных продуктов), чтение положенных перед исповедью и Причастием Канонов и молитв.
  2. При возможности желательно в эти дни посещать богослужения в храме, не посещать увеселительных мероприятий, развлечений, не увлекаться телевизором, лучше читать душеполезную литературу.
  3. В эти же дни нужно полностью углубиться в воспоминание своих грехов, можно записать их на листочек (чтобы потом зачитать этот перечень перед священником), читать покаянные молитвы, чтобы до конца проникнуться отвращением к своим греховным проступкам.
  4. Перед исповедью обязательно посещение вечерней службы (в некоторых приходах исповедь совершается, в основном, на вечерней службе).

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале

Что говорить священнику

Непосредственно перед исповедью постарайтесь внимательно выслушать молитву священника, читаемую им для пришедших исповедаться, назвать свое имя и спокойно дожидаться своей очереди.

Подойдя к священнику, перекреститесь, далее священник сам скажет «целуйте Евангелие, целуйте крест», вам просто нужно будет это сделать. Пусть вас не тревожат мысли о том, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример стандартной исповеди современного человека можно найти в любой церковной лавке, где продаются брошюры с пояснениями для желающих причаститься или исповедаться. Вооружитесь только твердой уверенностью в то, что исповеданные грехи непреложно прощаются Господом и навеки стираются из вашей Книги жизни.

Обычно священник сам спрашивает: «В чем вы согрешили перед Господом», тогда можно сказать: «Исповедаю аз многогрешный (или многогрешная, и назвать свое имя) вся моя согрешения…» Если церковнославянский стиль кажется вам высокопарным и неудобным, говорите своими словами – согрешил(а) тем-то и тем-то, перечисляя грехи, перечень которых составили накануне.

Не стоит углубляться в подробности, называйте грехи точными определениями, принятыми в Церкви, если батюшка начнет сам спрашивать о подробностях – тогда рассказывайте как есть. С перечнем грехов, который занимает не одну страницу, можно также ознакомиться в церковных брошюрках, а можно исповедоваться по заповедям, то есть, перебрав все 10 заповедей, оценить, как вы их соблюдали (или не соблюдали).

Окончание исповеди

В конце исповеди батюшка спросит, все ли грехи вы открыли перед Господом, не утаили ли чего. Обычно также спрашивают, каетесь ли вы в совершенных грехах, жалеете ли о содеянном, имеете ли твердое решение впредь не совершать подобное и так далее. Вам просто нужно будет ответить на все эти вопросы, затем батюшка накроет вас епитрахилью (элемент священнического облачения) и прочитает над вами разрешительную молитву. Затем сам подскажет и покажет, что нужно делать дальше, как креститься, что целовать (крест и Евангелие) и, если вы готовились и к Причастию, благословит дожидаться Причастия или прийти на исповедь еще раз.

Готовясь к исповеди, постарайтесь заранее поговорить с батюшкой о вашем намерении освободиться от груза грехов, особенно, если вы это делаете впервые. Только священник будет вашем лучшим руководителем в столь интимном и богоугодном деле, как исповедь. Поэтому не стоит напрасно волноваться («правильно ли я говорю, что обо мне подумает батюшка»), лучше постарайтесь назвать все грехи без утайки, всем сердцем сокрушаясь о своей вине и всецело предаваясь Господней любви и милости.

Далеко не все люди, даже крещёные в церкви, регулярно исповедуются. Чаще всего этому мешает чувство неловкости, смущения, кого-то останавливает гордость. Многие, не привыкнув исповедоваться с ранних лет, в более зрелом возрасте всё время отдаляют тот момент, когда нужно будет рассказать о своих грехах впервые. С каждым годом решиться на исповедь всё сложнее. Чтобы снять тяжесть с души, начать говорить с Богом и искренне раскаиваться в совершённых грехах, следует узнать, как правильно исповедоваться. Походы на исповедь вам обязательно помогут: вы сами ощутите, как светлеете душой.

Исповедь одним из наиболее значимых обрядов в христианской церкви. Способность осознать свои грехи и рассказать о них Богу, раскаяться в содеянном, очень важна для верующего человека.

Чем является для нас исповедь?
В первую очередь важно разобраться в сути исповеди, её роли в нашей жизни.

  1. Беседа с Богом. Исповедоваться можно и дома, перед иконой, погрузившись в молитву. Однако именно поход в церковь на исповедь имеет особое значение. Там вы будете беседовать с Богом в его Храме, а проводником между вами станет священник. Обратите внимание: вы будете рассказывать о своих грехах не смертному человеку, а именно самому Богу. Священник имеет власть от Бога, он может дать вам полезный совет, разъяснить вам причины ваших поступков, помочь преодолеть заблуждения. Именно священник вправе отпустить вам грехи, возложив на вашу голову епитрахиль.
  2. Смирение гордыни. Искренне рассказывая о своих грехах священнику, вы смиряете вашу гордыню. Исповедоваться очень важно, в этом нет ничего стыдного или неудобного. Таинство исповеди предназначено для того, чтобы вы могли очистить свою душу, осознать грехи и раскаяться в них. Это осуществимо, только если вы действительно откроете душу в церкви, расскажете всё священнику без утайки, ничего не скрывая и не преуменьшая.
  3. Раскаяние. Вы не должны думать, что признаваться в грехах нехорошо. Человек по природе своей грешен, на земле нет абсолютно праведных людей. Но в ваших силах стать лучше. Признание своих ошибок и заблуждений, дурных поступков, глубокое раскаяние в совершённых грехах необходимо каждому человеку для дальнейшего развития, самосовершенствования.
Только исповедь способна действительно помочь очистить душу от греха, получить отпущение от священника. Если вы будете правильно исповедоваться, подойдёте к этому обряду со всей ответственностью, исповедь поможет вам стать лучше.

Готовимся к исповеди
Огромную роль играет правильная подготовка к исповеди. Вам понадобится настроиться на общение с Богом, искренний разговор со священником. Готовьте себя внутренне и внешне, предусматривайте отдельные моменты.

  1. Сосредоточьтесь. Посидите дома в спокойной обстановке. Постарайтесь проникнуться мыслью, что вам предстоит общение с Богом в его Храме. Вы готовитесь к ответственному делу в вашей жизни. Не отвлекайтесь ни на что.
  2. Молитесь. Вы можете почитать молитвы, чтобы настроиться на исповедь. Прочтите молитвы Иоанна Златоуста.
  3. Вспомните ваши грехи. Начинайте со смертных грехов. Возможно, вы согрешили гневом, гордостью или сребролюбием. Обратите внимание, что аборт в церкви считается убийством. Такой грех надо отмечать первым.
  4. Настройтесь на исповедь. Важно восстановить в памяти картины ваших прегрешений, раскаиваться в грехах искренне. Служители церкви рекомендуют настраиваться на исповедь долго. Хорошо, если вы будете много молиться, соблюдать некоторое время пост, вспоминать в уединении о своих грехах.
  5. Запишите грехи. Возьмите чистый лист бумаги и перечислите на нём ваши прегрешения. Так вам будет легче вспомнить всё на исповеди. Особенно важно воспользоваться таким листочком на первой, генеральной, исповеди, когда необходимо рассказать о грехах, совершённых за всю жизнь.
  6. Обратите внимание на свой внешний вид. Женщине следует надеть юбку ниже колен, закрытую кофту. Голову надо повязать платком. Важно воздержаться от нанесения косметики. Губы красить нельзя, потому что вам предстоит прикладываться к кресту. Мужчинам не стоит надевать шорты, даже если на улице жарко. Тело лучше прикрывать одеждой.
Как правильно исповедоваться? Процедура исповеди
Отвечая на вопрос «как правильно исповедоваться в православной церкви», священники нередко отмечают, что даже прихожане, регулярно посещающие Храм Божий, далеко не всегда верно рассказывают о своих грехах. Очень важно относиться к исповеди серьёзно, не превращать её в обычную формальность. Только тогда вы сумеете действительно очистить свою душу.
  1. Общая исповедь. Сначала вы можете посетить общую исповедь. Туда приходят все желающие, а священник перечисляет на такой исповеди все грехи, совершаемые людьми чаще всего. Возможно, вы забыли какой-то свой грех: общая исповедь поможет вам о нём вспомнить.
  2. Искреннее раскаяние. Вам необходимо искреннее раскаяние в грехах. Помните, что суть исповеди – не в сухом перечислении совершённых грехов. Богу уже известны ваши заблуждения и прегрешения. Исповедь нужна в первую очередь вам: она поможет раскаяться в ошибках, осознать грехи, не совершать их в дальнейшем. Только придя на исповедь с глубоким раскаянием, вы сможете очистить свою душу и получить прощение от Господа.
  3. Без торопливости. На индивидуальной исповеди вам понадобится рассказать обо всех грехах, сделать это искренне. Не спешите. Если вы ощутили, что не совсем раскаялись, важно попросить продлить время исповеди.
  4. Рассказывайте о своих грехах подробно. Священники советуют не ограничиваться простым перечислением наименований: «гордость», «зависть» и т.п. В беседе со священником указывайте причины, побудившие вас согрешить, рассказывайте конкретные случаи, описывайте ситуации. Тогда служитель церкви сможет разобраться в ваших помыслах, сути ваших грехов, сумеет дать вам бесценные советы. Получив напутствия священника, которые помогут вам бороться с греховностью, вы начнёте иначе строить вашу жизнь.
  5. Не читайте с листа. Зачитывать список грехов с листка, просто отдавать листочек священнику не следует. Этим вы нивелируете всё таинство исповеди. На исповеди вы можете действительно стать чище, приблизиться к Богу, получить отпущение грехов. Для этого необходимо разобраться в сущности греха, искренне раскаяться, внять советам священника. Листочек нужен только для того, чтобы вы не забыли рассказать о каком-то из своих грехов, могли правильно исповедоваться.
  6. Анализ и самосовершенствование. Исповедуясь, вы должны полностью проанализировать свою жизнь, свой духовный мир, рассмотреть не только поступки, но и склонности, помыслы. Вы проводите своеобразную работу над ошибками, чтобы очистить душу от совершённых грехов, сняв с неё их тяжесть, и не допустить новых прегрешений.
  7. Полная исповедь. Говорите священнику всё о ваших грехах, отбросив гордость. Страх признаться в грехе, пусть и постыдном, не должен вас останавливать. Утаивать свои грехи на исповеди нельзя.
  8. Вера в прощение. На исповеди важно искренне раскаиваться и твёрдо верить в прощение Всевышнего.
  9. Ходите на исповедь регулярно. Пойти один раз на генеральную исповедь, полагая, что часто исповедоваться не следует, – ошибочная позиция. К сожалению, все мы греховны. Исповедь поддерживает в верующем человеке его стремление к свету, раскаянию, даёт путь к исправлению.
Приходите на исповедь искренне, с открытой душой. Вы сумеете очиститься, стать лучше, а Бог простит вам ваши грехи.

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.

Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости.

Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога.

Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов.

Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Есть грехи против Бога и Церкви Его. В эту группу входят многочисленные, соединенные в непрерывную сеть духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений. Обобщенно эти грехи можно свести к следующим:

1) маловерие, 2) суеверие, 3) кощунство и божба, 4) немолитвенность и пренебрежение к церковной службе, 5) прелесть.

Маловерие. Это грех, пожалуй, самый распространенный, и бороться с ним приходится непрерывно буквально каждому христианину. Маловерие часто незаметно переходит в полное безверие, причем страдающий им человек зачастую продолжает посещать богослужение, прибегать к исповеди. Он не отрицает сознательно бытия Божия, однако, сомневается в Его всемогуществе, милосердии или Промысле.

Своими поступками, привязанностями, всем укладом своей жизни он противоречит исповедуемой им на словах вере. Такой человек никогда не углублялся даже в самые простые догматические вопросы, боясь потерять те наивные представления о христианстве, часто неверные и примитивные, которые он когда-то приобрел. Превращая Православие в национальную, домашнюю традицию, набор внешних обрядов, жестов или сводя его к наслаждению красивым хоровым пением, мерцанием свечей, то есть к внешнему благолепию, маловеры утрачивают самое главное в Церкви — Господа нашего Иисуса Христа. У маловера религиозность тесно связана с эмоциями эстетическими, страстными, сентиментальными; она легко уживается с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника. Они подходят к аналою, чтобы пожаловаться на других, они полны собой и стремятся всячески продемонстрировать свою «праведность». Поверхностность их религиозного воодушевления лучше всего доказывается их легким переходом от приторно-показного «благочестия» к раздражительности и гневу на ближнего.

Такой человек не признает за собой никаких грехов, даже не утруждает себя попыткой разобраться в своей жизни и искренне считает, что не видит в ней ничего греховного.

На самом деле такие «праведники» часто проявляют к окружающим бездушие, эгоистичны и лицемерны; живут только для себя, считая воздержание от грехов достаточным для спасения. Полезно напомнить себе содержание главы 25-й Евангелия от Матфея (притчи о десяти девах, о талантах и, особенно, описание Страшного суда). Вообще религиозное самодовольство и самоуспокоенность — главные признаки отдаления от Бога и Церкви, и это наиболее ярко показано в другой евангельской притче — о мытаре и фарисее.

Суеверие. Часто в среду верующих проникают и распространяются там всевозможные суеверия, вера в приметы, ворожба, гадание на картах, различные еретические представления о таинствах и обрядах.

Подобные суеверия противны учению Православной Церкви и служат развращению душ и угасанию веры.

Особо следует остановиться на таком достаточно распространенном и губительном для души учении как оккультизм, магия и т. д. На лицах людей, продолжительное время занимавшихся так называемыми оккультными науками, посвященных в «тайное духовное учение», остается тяжелый отпечаток — знак неисповеданного греха, а в душах — болезненно искаженное сатанинской рационалистической гордыней мнение о христианстве как об одной из низших ступеней познания истины. Заглушая детски искреннюю веру в отеческую любовь Божию, надежду на Воскресение и Жизнь Вечную, оккультисты проповедуют учение о «карме», переселении душ, внецерковный и, следовательно, безблагодатный аскетизм. Таким несчастным, если они нашли в себе силы покаяться, следует объяснить, что, кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия оккультизмом вызываются любопытствующим желанием заглянуть за закрытую дверь. Мы должны смиренно признать существование Тайны, не пытаясь проникнуть в нее нецерковным путем. Нам дан верховный закон жизни, нам указан путь, прямо ведущий нас к Богу, — любовь. И мы должны идти по этому пути, неся свой крест, не сворачивая на окольные дороги. Оккультизм никогда не способен открыть тайны бытия, на что претендуют их приверженцы.

Кощунство и божба. Эти грехи нередко уживаются с церковностью и искренней верой. Сюда в первую очередь относится кощунственный ропот на Бога за Его немилосердное якобы отношение к человеку, за страдания, которые ему кажутся чрезмерными и незаслуженными. Иногда дело доходит даже до хулы на Бога, на церковные святыни, таинства. Часто это проявляется в рассказывании непочтительных или прямо оскорбительных историй из жизни священнослужителей и монахов, в насмешливом, ироническом цитировании отдельных выражений из Священного Писания или из молитвословий.

Особенно распространен обычай божбы и поминовения всуе Имени Божия или Пресвятой Богородицы. Очень трудно отделаться от привычки употреблять эти священные имена в бытовых разговорах в роли междометий, которые используются для придания фразе большей эмоциональной выразительности: «Бог с ним!», «Ах ты, Господи!» и т. д. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, и уж совсем страшный грех совершает тот, кто употребляет священные слова в гневе, во время ссоры, то есть наряду с ругательствами и оскорблениями. Кощунствует и тот, кто грозит гневом Господним своим недругам или даже в «молитве» просит Бога наказать другого человека. Большой грех совершают родители, в сердцах проклинающие своих детей и угрожающие им карой небесной. Призывание нечистой силы (чертыхание) в гневе или в простом разговоре также греховно. Употребление любых бранных слов также является кощунством и тяжким грехом.

Пренебрежение к церковной службе. Этот грех чаще всего проявляется в отсутствии стремления участвовать в таинстве Евхаристии, то есть долговременное лишение себя Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа при отсутствии каких-либо обстоятельств, мешающих этому; кроме того, это вообще отсутствие церковной дисциплины, нелюбовь к богослужению. В качестве оправдания обычно выдвигается занятость служебными и бытовыми делами, отдаленность храма от дома, длительность богослужения, непонятность литургического церковнославянского языка. Некоторые достаточно аккуратно посещают богослужения, но при этом лишь присутствуют на литургии, не причащаются и даже не молятся во время богослужения. Иногда приходится сталкиваться с такими печальными фактами, как незнание основных молитв и Символа веры, непонимание смысла совершаемых таинств, а главное, с отсутствием интереса к этому.

Немолитвенность , как частный случай нецерковности, — грех общераспространенный. Горячая молитва отличает искренне верующих от верующих «теплохладных». Надо стремиться не отчитывать молитвенное правило, не отстаивать богослужения, надо стяжать дар молитвы у Господа, полюбить молитву, ждать с нетерпением молитвенного часа. Постепенно входя под руководством духовника в молитвенную стихию, человек научается любить и понимать музыку церковнославянских песнопений, их несравненную красоту и глубину; красочность и мистическую образность литургических символов — все то, что называют церковным благолепием.

Дар молитвы — это и умение владеть собой, своим вниманием, повторять слова молитвы не только губами и языком, но и всем сердцем и всеми мыслями участвовать в молитвенном делании. Прекрасным средством для этого является «Иисусова молитва», которая заключается в равномерном, многократном, неторопливом повторении слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Об этом молитвенном упражнении существует обширная аскетическая литература, собранная в основном в «Добротолюбии» и в других отеческих творениях.

«Иисусова молитва» особенно хороша тем, что не требует создания специальной внешней обстановки, ее можно читать идя по улице, во время работы, на кухне, в поезде и т. д. В этих случаях она особенно помогает отвлечь внимание наше от всего соблазнительного, суетного, пошлого, пустого и сосредоточить ум и сердце на сладчайшем Имени Божием. Правда, не следует начинать занятия «духовным деланием» без благословения и руководства опытного духовника, поскольку подобное самочинение может привести к ложному мистическому состоянию прелести.

Духовная прелесть существенно отличается от всех перечисленных грехов против Бога и Церкви. В отличие от них этот грех коренится не в недостатке веры, религиозности, церковности, а, напротив, в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные «знамения»: сновидения, голоса, видения наяву. Такой человек может быть весьма одарен мистически, но при отсутствии церковной культуры и богословского образования, а главное, из-за отсутствия хорошего, строгого духовника и наличия среды, склонной легковерно воспринимать его россказни как откровения, такой человек приобретает часто многих сторонников, вследствие чего и возникло большинство сектантских антицерковных течений.

Обычно начинается это с рассказа о загадочном сне, необыкновенно сумбурном и с претензией на мистическое откровение или пророчество. В следующей стадии находящемуся в подобном состоянии, по его словам, уже наяву слышатся голоса или являются сияющие видения, в которых он распознает ангела или какого-нибудь угодника, или даже Богородицу и Самого Спасителя. Они сообщают ему самые невероятные откровения, часто совершенно бессмысленные. Это случается с людьми и малообразованными, и с весьма начитанными в Священном Писании, святоотеческих творениях, а также с теми, кто отдался «умному деланию» без пастырского руководства.

Чревоугодие — один из целого ряда грехов против ближних, семьи и общества. Оно проявляется в привычке неумеренного, чрезмерного употребления пищи, то есть объедания или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждении себя пищей. Конечно, разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил — это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, а также от тяжести работы, которую выполняет человек. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно больше денег на новые, еще более изысканные продукты. Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, — это уже чревоугодие. Сидя за столом, христианин должен не дать увлечь себя этой страсти. «Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств — тем яростнее похоть» (Авва Леонтий). «Чревоугодие — мать любодеяния», — сказано в одном древнем патерике. А св. Иоанн Лествичник прямо предостерегает: «Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало».

Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого следует укрощать уменьшением пищи; для этой цели главным образом и установлены Церковью посты. Но «берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи,- говорит св. Василий Великий. — Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же, не перестает грешить». Во время поста необходимо — и это главное — обуздать свои мысли, чувства, порывы. Лучше всего о смысле поста духовного говорится в одной великопостной стихире: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Как бы ни был труден пост в условиях нашей жизни, к нему надо стремиться, его необходимо сохранять в быту, особенно пост внутренний, духовный, который у отцов называется — целомудрием. Сестра и подруга поста — молитва, без которой он превращается в самоцель, в средство особой, утонченной заботы о своем теле.

Препятствия к молитве происходят от слабой, неправильной, недостаточной веры, от многозаботливости, суеты, занятости мирскими делами, от грешных, нечистых, злых чувств и мыслей. Эти препятствия помогает преодолеть пост.

Сребролюбие проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Второстепенный на первый взгляд,- это грех чрезвычайной важности — в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царство Божие. Христос учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-2!). Св. апостол Павел говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего… Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6, 7-11; 17-19).

«Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20). Гневливость, раздражительность — проявление этой страсти многие кающиеся склонны оправдывать причинами физиологическими, так называемой «нервностью» вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. А как тлетворно действует проявление гнева на юные души, разрушая в них Богом данную нежность и любовь к родителям! «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Кол. 3, 21).

В аскетических творениях отцов Церкви содержится немало советов для борьбы со страстью гнева. Один из самых действенных — «праведный гнев», иными словами,- обращение способности нашей к раздражению и злости на саму страсть гнева. «Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки» (св. Димитрий Ростовский). Св. Нил Синайский советует быть «кротким с людьми», но браннолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию» («Добротолюбие», т. II). Тот же писатель-подвижник говорит: «Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей».

По отношению же к ближним следует проявлять кротость и терпение. «Будь мудр, и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием» (св. Антоний Великий). «Когда злословят тебя, смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом» (св. Нил Синайский). «Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы самое молчание принесло тебе больше пользы, обращайся мысленно к Богу и читай мысленно про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, «Иисусову молитву»,- советует святитель Филарет Московский. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздражение тут же передается другому, заражая его, но ни в коем случае не убеждая в правоте.

Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая о своих грехах. «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение» (св. Василий Великий).

На исповеди надо рассказать, не питаем ли мы злобы на ближнего и примирились ли с тем, с кем ссорились, а если кого не можем увидеть лично, то примирились ли с ним в сердце своем? На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться Святых Тайн, но, читая молитвенное правило, они должны в молитве Господней опускать слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», дабы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением инок как бы на время, до примирения с братом, отлучается от молитвенного и евхаристического общения с Церковью.
Существенную помощь получает молящийся о тех, кто часто вводит его в искушение гнева. Благодаря такой молитве в сердце вселяется чувство кротости и любви к людям, которых еще недавно ненавидели. Но на первом месте должна быть молитва о даровании кротости и отгнании духа гнева, мести, обиды, злопамятства.

Одним из самых распространенных грехов является, бесспорно, осуждение ближнего. Многие даже не отдают себе отчета в том, что бесчисленное число раз согрешали им, а если и сознают, то полагают, что это явление столь распространенно и обыденно, что даже не заслуживает упоминания на исповеди. На самом деле этот грех является началом и корнем многих других греховных привычек.

Прежде всего, грех этот находится в тесной связи со страстью гордости . Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. К подобным людям обращены слова аввы Исаии: «У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны» («Цветник духовный»).

Осуждающие забывают, что Сам Спаситель заповедал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 1-3). «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13),- учит св. апостол Павел. Нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог совершить и всякий другой. И если ты видишь чужую нечистоту, то, значит, она уже проникла в тебя, ибо невинные младенцы не замечают разврата взрослых и тем сохраняют свое целомудрие. Потому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе: а не совершил ли он сам того же греха?

Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раздражения, гнева, случайного «настроения».

Если христианин услышал о неблаговидном поступке своего близкого, то, прежде чем возмутиться и осудить его, он должен поступить по слову Иисуса сына Сирахова: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет… Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего» (Сир. 19, 6-8; 13-19).

Грех уныния чаще всего происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами и, как результат, — угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зависть. Основа и корень нашей духовной жизни и силы — любовь ко Христу, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Всматриваться в Его образ, прояснять и углублять его в себе, жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных ударах и неудачах, отдавать Ему свое сердце, — это и есть жизнь христианина. И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о котором говорит св. Исаак Сирин: «Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля».

Нет, пожалуй, ни одного более распространенного греха, чем ложь. К этой категории пороков следует также причислить неисполнение данных обещаний, сплетни и празднословие. Этот грех так глубоко вошел в сознание современного человека, так глубоко укоренился в душах, что люди даже не задумываются о том, что любые формы неправды, неискренности, лицемерия, преувеличения, хвастовства являются проявлением тяжелого греха, служением сатане — отцу лжи. По словам апостола Иоанна, в Небесный Иерусалим «не войдет никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27). Господь наш сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), и потому прийти к Нему можно, лишь идя по дороге правды. Только истина делает людей свободными.

Ложь может проявляться совершенно беззастенчиво, открыто, во всей своей сатанинской мерзости, становясь в таких случаях второй природой человека, постоянной маской, приросшей к его лицу. Он так привыкает лгать, что не может выражать свои мысли иначе, нежели облекая их в заведомо не соответствующие им слова, тем самым не проясняя, а затемняя истину. Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет: часто, не желая кого-либо видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома; вместо прямого отказа от участия в каком-либо неприятном для нас деле, мы притворяемся больными, занятыми другим делом. Такая «бытовая» ложь, кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постепенно развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки со своей совестью.

Как от диавола не может быть ничего, кроме зла и погибели для души, так и от лжи — его детища — не может последовать ничего, кроме растлевающего, сатанинского, антихристианского духа зла. Не существует «спасительной лжи» или «оправданной», сами эти словосочетания кощунственны, ибо спасает, оправдывает нас только Истина, Господь наш Иисус Христос.

Не менее чем ложь, распространен грех празднословия , то есть пустого, бездуховного пользования Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.

Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем, кто страдает без нее, ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться, утешить обиженного, поговорить с детьми или внуками, наставить их словом, личным примером на духовный путь.

В молитве св. Ефрема Сирина говорится: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Во время Великого поста и говения надо быть особенно сосредоточенными на духовном, отказаться от зрелищ (кино, театра, телевидения), быть осторожными в словах, правдивыми. Уместно еще раз напомнить слова Господа: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).
Надо бережно, целомудренно обращаться с бесценными дарами слова и разума, ибо они роднят нас с Самим Божественным Логосом, Воплощенным Словом, — с Господом нашим Иисусом Христом.

Страшнейшим грехом во все времена считалось нарушение шестой заповеди — убийство — лишение другого величайшего дара Господня — жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве — аборт.

Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны в этом грехе родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, избивающие их за мельчайшую провинность, а то и без всякого повода. Повинны в этом грехе и те, кто сплетнями, наговорами, клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего и тем более — наущал его физически расправиться с ним. Часто этим грешат свекрови по отношению к своим невесткам, соседи, возводящие напраслину на женщину, временно разлученную с мужем, намеренно вызывая сцены ревности, которые кончаются избиениями.

Своевременное неоказание помощи больному, умирающему — вообще равнодушие к чужим страданиям тоже следует рассматривать как пассивное убийство. Особенно ужасно подобное отношение к престарелым больным родителям со стороны детей.

Сюда же относится неоказание помощи человеку, попавшему в беду: бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения.

Но мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Св. апостол Иоанн говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Каждый на себе испытал, как ранит и убивает душу злое, жестокое, язвительное слово.

Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего.

Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их — это тоже нарушение шестой заповеди. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивого жестоко» (Притч. 12, 10).

Предаваясь чрезмерной печали, доводя себя до отчаяния, мы грешим против той же заповеди. Самоубийство — величайший грех, ибо жизнь есть дар Божий, и только Ему принадлежит власть лишить ее нас. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака — тоже медленное самоубийство. Некоторые убивают себя чрезмерным трудом ради обогащения — это тоже грех.

Святая Церковь, ее святые отцы и учители, осуждая проведение абортов и считая это грехом, исходят из того, чтобы люди не пренебрегали бездумно священным даром жизни. В этом заключается смысл всех церковных запрещений по вопросу об абортах. При этом Церковь напоминает слова апостола Павла, что «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14. 15).

Женщину, находящуюся вне Церкви, предостерегают от этого поступка медицинские работники, разъясняя опасность и моральную нечистоту этой операции. Для женщины, признающей свою причастность к Православной Церкви (а таковой, по-видимому, следует считать всякую крещеную женщину, приходящую в храм для исповеди), искусственное прерывание беременности недопустимо.

Некоторые считают нарушением заповеди «не укради » только явное воровство и грабеж с применением насилия, когда отбираются крупные денежные суммы или другие материальные ценности, и поэтому, не задумываясь, отрицают свою виновность в грехе хищения. Однако хищением является всякое незаконное присвоение чужого имущества как собственного, так и общественного. Хищением (воровством) следует считать невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Не менее предосудительно тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости, при возможности самому зарабатывать на пропитание. Если человек, пользуясь несчастьем другого, берет с него больше, чем следует, то он совершает грех лихоимства. Под понятие лихоимства подпадает также перепродажа пищевых и промышленных продуктов по завышенным ценам (спекуляция). Безбилетный проезд в общественном транспорте — это тоже поступок, который следует считать нарушением восьмой заповеди.

Грехи против седьмой заповеди по самой природе своей являются особенно распространенными, живучими, а потому и наиболее опасными. Они связаны с одним из сильнейших человеческих инстинктов — половым. Чувственность глубоко проникла в падшую природу человека и может проявляться в самых разнообразных и изощренных формах. Святоотеческая аскетика учит бороться со всяким грехом с самого его малого появления, не только с уже явными проявлениями плотского греха, но с похотливыми помыслами, мечтаниями, фантазией, ибо «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Вот примерная схема развития в нас этого греха.

Блудные помыслы, развивающиеся от воспоминаний прежде виденного, слышанного или даже испытанного во сне. В уединении, часто ночью, они особенно сильно одолевают человека. Здесь лучшим лекарством являются аскетические упражнения: пост в пище, недопустимость лежания в постели после просыпания, регулярное чтение утреннего и вечернего молитвенного правил.

Соблазнительные разговоры в обществе, непристойные истории, анекдоты, рассказываемые с желанием понравиться окружающим и быть в центре их внимания. Многие молодые люди, чтобы не показать свою «отсталость» и не быть осмеянными товарищами, впадают в этот грех. Сюда же надо отнести пение безнравственных песен, писание похабных слов, а также употребление их в разговоре. Все это приводит к порочному самоуслаждению, которое тем более опасно, что, во-первых, связано с усиленной работой воображения, а во-вторых, так неотступно преследует несчастного, что он постепенно становится рабом этого греха, который разрушает его физическое здоровье и парализует волю к преодолению порока.

Блуд — неосвященное благодатной силой таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины (или нарушение целомудрия юношей и девушкой до брака).

Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности одним из супругов.

Кровосмешение — плотская связь между близкими родственниками.

Противоестественные половые связи: мужеложство, лесбизм, скотоложство.

Об отвратительности перечисленных грехов вряд ли следует подробно распространяться. Всякому христианину очевидна их недопустимость: они ведут к духовной смерти еще до физической кончины человека.

Всем мужчинам и женщинам, приносящим покаяние, если они состоят в связи, не освященной Церковью, следует настойчиво рекомендовать освятить свой союз таинством Брака, в каком бы возрасте они ни были. Кроме того, и в браке следует соблюдать целомудрие, не предаваться неумеренности в плотских удовольствиях, воздерживаться от сожительства в посты, накануне воскресных и праздничных дней.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но спрашивают, как это возможно, как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное — уверенность в том, что грех повторяется? Ведь на опыте своем каждый знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения.

Было бы ужасно, если бы это было так. Но к счастью, — это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии искреннего покаяния и доброго желания исправиться, с верой принятое Святое Причастие не произвело в душе благих перемен. Дело в том, что, прежде всего, мы не судьи самим себе. Человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, поскольку и он сам, и то, что он судит, — величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившееся духовное зрение могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились. На самом деле они остались те же, может быть, даже ослабели, но раньше мы их не так замечали. Кроме того, Бог, по-особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех еще остался, но частые исповеди и причащения Святых Тайн расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдание о своих грехах — разве это не приобретение?! «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение», — говорил св. Иоанн Лествичник.

И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (32187) раз