Что такое литературный штамп. Мир глазами женщины или записки елены янге

Штамп (литератур.) Штамп языковой и литературный, выразительные средства языка и литературы, которые стереотипно воспроизводятся в текстах (главным образом в беллетристике ) и воспринимаются как признаки «клишированности» мысли, мнимые «стилистические красоты». Наборы модных словечек, словосочетаний и фраз, тем и сюжетов, шаблонных образов, инерция приёмов «готовой художественности» влияют на всех, пользующихся языком. Чаще всего Ш. проявляется в т. н. «формулах» художественной речи: «чёрное золото» (и рабы, и уголь, и нефть); некоторые структуры заглавий («Когда...», три соположенных существительных в именительном падеже и т.п.). Угрозу Ш. таят в себе многочисленные «писательские экскурсии» в страну детства в современной советской литературе, серийные обращения к образам розы и соловья в тюркоязычной поэзии, рифмы типа «моя ‒ не тая». Некритическое отношение к Ш. мешает проявлению творческой индивидуальности, делая писателя и любого говорящего жертвой «инерции стиля». Но в разных сферах общения ‒ в быту, в науке, публицистике, художеств. литературе и т.д. ‒ отношения между Ш., экспрессией и стилистически нейтральными элементами языка (которые тоже постоянно воспроизводятся в речи) не совпадают. Чуткий художник всегда находит способы преобразования Ш. (так, например, модное слово «окоём» окружено тонкой иронией строчки поэта А. Межирова «Владыки и цари глядят за окоём...»). Тенденции Ш. к распространению, превращению его в общее «правило» противостоит стремление писателей к созданию собственных «поэтических правил», к «новизне материала и приёма» (В. Маяковский, «Как делать стихи?»). Границы между «формулами» как устойчивыми единицами художественного языка и общеязыковой фразеологией ,свободной от примет банального словоупотребления, подвижны. Так, выражение «невооружённым глазом» может ещё восприниматься и как Ш., но словари уже фиксируют его превращение в стилистически нейтральный фразеологизм.

Лит.: Костомаров В. Г., Русский язык на газетной полосе, М., 1971; Шмелев Д. Н., Слово и образ, М., 1964; [Григорьев В. П.], Художественная речь, в кн.: Книга о русском языке, М., 1969.

В. П. Григорьев.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Штамп (литератур.)" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бальмонт. Константин Бальмонт … Википедия

    К истории проблемы. Определение понятия. Решение проблемы в догматическом литературоведении. Эволюционистские теории Ж. Решение проблемы Ж. «формальной школой». Пути марксистского изучения Ж. Теория лит ых Ж. Тематические, композиционные и… … Литературная энциклопедия

    ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ФЕОДАЛИЗМА. Собственно П. л. называется лит pa, существующая с IX в. нашей эры до наших дней, написанная на персидском (иногда точнее определяемом как новоперсидский) языке. В широком смысле однако иногда говорят о П. л., имея в… … Литературная энциклопедия

Азбука для писателя: как написать книгу?

Шестнадцатая встреча в литературной гостиной

Сюжетные штампы

Из этой статьи Вы узнаете:

Те, кто внимательно следит за встречами в литературной гостиной, или активно в них участвует, давно уже догадались, какая тема разговора последует за «сюжетными архетипами» - см. . И будут абсолютно правы.

Если за архетипами героев см. - , шли штампы героев – см. , то и после разбора сюжетных архетипов, логично будет разобрать сюжетные штампы . И так, приступим.

Несомненно, что критики и литературоведы в один голос уже вынесли свой вердикт, что использование сюжетных штампов – это признак непрофессионализма. Не может автор придумать ничего новенького и крадет сюжеты у гениев! При этом критики забывают капнуть глубже и узнать, о ужас, у кого гений в свою очередь «украл» эффектный сюжет.

Для примера приведу указанный в классификации штамп – «представитель более развитой цивилизации влюбляется в девушку-туземку.» Сколько книг и фильмов с таким сюжетом Вы видели? Тысячи. Стали ли от этого они менее популярны? Нет.

Кстати, мне почему-то сразу пришел в голову знаменитый Робинзон… И пусть Пятница был мужчиной, но звали его Пятница! Классное использование штампа под собственной приправой, заменив любовь на дружбу и поклонение… И так рецепт прост: берем штамп , добавляем ноу-хау и…. Получаем бестселлер!

Почему я ратую за использование сюжетных штампов? Вероятно потому, что по профессии я психолог. А любой человек, знакомый с психологией, знает, что самый короткий путь к сердцу читателя лежит… сейчас я открою Вам страшный секрет… И так, мы получим нужные нам эмоции, если будем использовать уже знакомый до боли читателю сюжет .

Удивлены? А ничего противоестественного в этом нет. Представьте, Вам рассказывают о мерзком поведении плохой матери… Что Вы испытываете? Гнев, осуждение, раздражение, жалось к детям…

Получается, что Шекспир нагло использовал штамп , чтобы вызвать у Вас одобрение поступков Гамлета, хотя тот явный убийца! Но ведь Гамлет, убивая, мстил. И месть его была вызвана неподобающим поведением матери!

И если уж Шекспир позволял себе такие "вольности", то кто запретит Вам? Поэтому перечисляя наиболее используемые сюжетные штампы – посмакуйте их вместе со мной. Какие «вкусности» из них можно приготовить! Особенно с учетом, что читатель, почуяв знакомый с детства "вкус", заранее будет знать, что получит удовольствие от Вашего произведения.

Только одно предостережение: взять штамп за основу, это не значит переписать «Гамлета» дословно. Напрягите мозги и перенесите Гамлета в наше время, он будет до чрезвычайности актуален у любителей кровавых разборок – куча трупов и загадок!

И не забудьте его переименовать хотя бы в Георга!

А теперь - Наиболее распространенные сюжетные штампы

Небесное создание попадает на землю и влюбляется в смертного/смертную. Альтернативный вариант: представитель более развитой цивилизации влюбляется в девушку- туземку.
Все гоняются за каким-нибудь военным секретом или волшебной лопатой, которой загребают деньги. Штуковина может изменить ход истории.

Главный герой переносится в параллельный мир и там становится богом, королем, богатырем или волшебником.

Апокалипсис наступил, люди живут в подземельях и воюют с мутантами.

Девушка выходит замуж за иностранца. Знакомство, мытарства по посольствам и долгожданная любовь - все основано на подлинных событиях.

Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.

Герой мстит за погибших родителей.

Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить жизни.

Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот решает его проблемы.

Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства в придачу.

Решающий поединок героя со злодеем.

Герой на краю гибели, но тут появляется верный друг и спасает его.

Сцена "пожалуйста, не умирай" с последующим оживлением.

Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.

Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.

В ответственный момент лучший друг предает главного героя.

И под финал небольшой подарок тем, кто мужественно дочитал статью до конца. Работая над сюжетом , очень сложно придумать эффектный поворот в сюжетной линии. Используйте эти штампы , как переходы, и от Вашей книги будет невозможно оторваться.

Творческих успехов, и не забывайте подписаться на новости «Литературной гостиной».

До новых встреч, Елена Полярная.

Штамп литературный есть явление речи, бытующее в текстах произведений литературы, где он механически воспроизводится, подменяя собой то, что могло бы отразить творческую инициативу автора как художника слова, преодолевающего сопротивление материала, и участника формирования языка художественной литературы или языка поэтического.

С.Г. Бархударов​


Начну с того, что мне понравилось.

Мы полагаем, что, если вам приспичило написать фэнтезийный роман, вначале следует пройти этот экзамен. Даже один единственный ответ "да" на любой из наших вопросов означает провал, и вы можете сразу отказываться от своей "перспективной" затеи.

Спойлер

1. На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит?

2. Ваш главный герой - выходец из деревни, но родители его неизвестны?

3. Главный герой - наследник трона, но сам про это не подозревает?

4. Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку?

5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир?

6. А как насчет того, кто способен этот самый мир погубить?

7. Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об Избранном, который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив Силы Добра?

8. Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией?

9. Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшийся бог?

10. Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька в тайне является отцом главного героя?

11. Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун?

12. Фраза "забывчивый маг" описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа?

13. А как насчет "могучего, но туповатого и добродушного воителя"?

14. А нет ли там "мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посвятить персонажей в план действий в виду каких-то собственных, загадочных причин"?

15. Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своем внешнем облике, особенно когда рядом появляется мужчина?

16. Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы ее вначале похитили, а потом спасали?

17. Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма?

18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: "неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом"?

19. А слова "бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода"?

20. Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как "сурового гнома"?

21. А что скажете о полуэльфе, разрывающимся между свой человеческой и эльфийской кровью?

22. А не сделали ли вы эльфа и гнома неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода?

23. Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей?

24. Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя?

25. Вам неведомо, когда начали использовать сеновязалку?

26. На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как "Выжженные Земли", "Лес Ужаса", "Пустыня Отчаяния", или что хоть что-нибудь, содержащее слово "Погибель"?

27. Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу... а может быть и потом - не очень?

28. Это первая книга в запланированной трилогии?

29. А что насчет пяти- и десятилогий?

30. Ваше произведение толще, чем нью-йоркская телефонная книга?

31. В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что до развязки вас отделяет еще много книг?

32. Вы уже пишите приквелы к еще даже не начатым книжным сериям?

33. Вас зовут Роберт Джордан, и чтобы добраться до этого пункта вы брехали как шелудивый пес?

34. История основана на приключении, которое вы отыгрывали в денжене?

35. В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального?

36. Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф?

37. Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длинее трех слогов?

38. Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете "Тим Умбер", а второго - "Белтузалантал аль"Гринскок"?

39. В вашем мире обитают орки, эльфы, гномы и полурослики?

40. А "оркены" или "гномусы"?

41. Названию одной из ваших рас предшествует префикс "полу-"?

42. В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты гномов?

43. Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG?

44. Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG?

45. Вы пишите эту книгу по заказу от компании "Wizards of the Coast"?

46. Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться?

47. Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но самом деле это совсем не так?

48. Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно?

49. Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план?

50. Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются "fireball" или "lightning bolt"?

51. Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин "мана"?

52. Вы пользуетесь термином "чешуйчатая кольчуга"?

53. И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин "единицы жизни|hit points"?

54. Вам неизвестно, сколько весят золотые монеты?

55. Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом?

56. В вашем произведении кто-нибудь: вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку?

57. У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копье или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет?

58. В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом?

59. Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню?

60. Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм?

61. Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом?

62. Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов?

63. Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десятикилограммовой кувалды, но, по-прежнему, боится хрупкой девушки с ножиком?

64. Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь?

65. Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и что его нельзя называть "не бог весть что, но в дороге сойдет"?

66. В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим?

67. Вы уверены, что "медовуха" - это просто такое забавное название для пива?

68. В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности одним государством, одним правителем и одной религией?

69. Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире - воровская гильдия?

70. Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки?

71. Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне?

72. "Обычный" - это официальный язык в вашем мире?

73. Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет?

74. Ваше произведение всего-лишь краткий пересказ "Властелина колец"?

75. А теперь перечитайте эти пункты еще раз и отвечайте честно!!!

This is a Trial Version of Social Share & Locker Pro plugin. Please add your purchase code into Licence section to enable the Full Social Share & Locker Pro Version.

Похоже, теперь каждый считает, будто он может создать собственное великое и оригинальное произведение в жанре фэнтези.

Беда в том, что все эти «великие и оригинальные» творения на деле оказываются жалким подражанием. Честно скажем, нас от них уже настолько тошнит, что мы создали этот список кратких комментариев, который может служить для проведения экзаменов. Мы полагаем, что, если вам приспичило написать фэнтезийный роман, вначале следует пройти этот экзамен. Даже один единственный ответ «да» на любой из наших вопросов означает провал, и вы можете сразу отказываться от своей «перспективной» затеи.

ЭКЗАМЕН

1. На первых 50 страницах вашего произведения ничего важного не происходит?

2. Ваш главный герой — выходец из деревни, но родители его неизвестны?

3. Главный герой — наследник трона, но сам про это не подозревает?

4. Ваше творение повествует о молодом герое, который взрослеет, обретает невероятные способности и, наконец, побеждает супер-пупер плохого дядьку?

5. В вашем произведении рассказывается о походе на край света за древним артефактом, который спасет мир?

6. В вашей книге есть кто-то, кто способен этот мир погубить?

7. Сюжет вашей книги закручен вокруг древнего пророчества об Избранном, который спасет мир, а с ним и всех остальных, возглавив Силы Добра?

8. Есть в вашем произведении хоть один персонаж, существующий исключительно для того, чтобы неожиданно появляться и снабжать персонажей информацией?

9. Один из ваших персонажей на самом деле замаскировавшийся бог?

10. Главный, злобный, супер-пупер плохой дядька втайне является отцом главного героя?

11. Вашим миром правит добродушный король, которого водит за нос злобный колдун?

12. Фраза «забывчивый маг» описывает хотя бы одного из персонажей вашего романа?

13. Имеется ли у вас в книге типаж «могучего, но туповатого и добродушного воителя»?

14. А нет ли там «мудрого, загадочного волшебника, отказывающегося полностью посвятить персонажей в план действий в виду каких-то собственных загадочных причин»?

15. Женщины в вашем произведении проводят уйму времени в тревогах о своем внешнем облике, особенно когда рядом появляется мужчина?

16. Хотя бы одна женщина введена в роман только затем, чтобы ее вначале похитили, а потом спасали?

17. Хотя бы одна женщина существует в тексте только для того, чтобы представлять идеалы феминизма?

18. Подходят ли хоть к одной женщине в книге слова: «неуклюжая кухонная девка, куда лучше управляющаяся со сковородой, чем с мечом»?

19. А слова «бесстрашная воительница, которой куда больше подходит меч, чем сковорода»?

20. Можно ли хоть одного персонажа в вашей книге описать как «сурового гнома»?

21. А что скажете о полуэльфе, разрывающимся между свой человеческой и эльфийской кровью?

22. А не сделали ли вы эльфа и гнома неразлучными друзьями, просто в качестве оригинального хода?

23. Все персонажи, ростом менее полутора метров, существуют только для комических ролей?

24. Вы уверены, что корабли служат только для двух дел: рыбалки и разбоя?

25. Вам неведомо, когда начали использовать сеновязалку?

26. На нарисованной вами для романа карте существуют такие места, как «Выжженные Земли», «Лес Ужаса», «Пустыня Отчаяния», или что хоть что-нибудь, содержащее слово «Погибель»?

27. Пролог вашего произведения невозможно понять, пока не прочитаешь всю книгу… а может быть и потом — не очень?

28. Это первая книга в запланированной трилогии?

29. А что насчет пяти- и десятилогий?

30. Ваше произведение толще, чем нью-йоркская телефонная книга?

31. В предыдущей книге ровным счетом ничего не происходит, но вы объясняете это тем, что до развязки вас отделяет еще много книг?

32. Вы уже пишите приквелы к еще даже не начатым книжным сериям?

33. Вас зовут Роберт Джордан, и чтобы добраться до этого пункта вы брехали как шелудивый пес?

34. История основана на приключении, которое вы отыгрывали в денжене?

35. В вашем произведении есть персонажи, перенесенные в сказочный мир из реального?

36. Хотя бы у одного из ваших главных героев в имени есть апостроф?

37. Хотя бы у одного из основных персонажей имя заметно длинее трех слогов?

38. Вам не кажется странным, что описывая двух персонажей из одной маленькой, изолированной деревушки, вы одного называете «Тим Умбер», а второго — «Белтузалантал аль’Гринскок»?

39. В вашем мире обитают орки, эльфы, гномы и полурослики?

40. А «оркены» или «гномусы»?

41. Названию одной из ваших рас предшествует префикс «полу-«?

42. В одной из частей вашего произведения персонажи срезают путь, спускаясь в древние шахты гномов?

43. Вы описываете батальные сцены после того, как разыграете их в своей любимой RPG?

44. Вы сделали описание всех своих основных персонажей, ориентируясь на параметры в своей любимой RPG?

45. Вы пишите эту книгу по заказу от компании «Wizards of the Coast»?

46. Трактиры в вашем произведении существуют только для того, чтобы персонажам было где подраться?

47. Вам кажется, что вам все известно о феодализме, но на самом деле это совсем не так?

48. Персонажи большую часть времени заняты тем, что путешествуют туда-сюда-обратно?

49. Один из ваших персонажей может рассказать остальным что-то, что поможет им в их путешествии, но не станет этого делать, поскольку не хочет, чтобы они загубили план?

50. Ваши волшебники произносят заклятия, в которых безошибочно угадываются «fireball» или «lightning bolt»?

51. Вы хотя бы раз используете в своем произведении термин «мана»?

52. Вы пользуетесь термином «чешуйчатая кольчуга»?

53. И, да помоги вам Небеса, неужели вы использовали термин «единицы жизни (hit points)»?

54. Вам неизвестно, сколько весят золотые монеты?

55. Вы уверены, что лошадь может целый день напролет скакать галопом?

56. В вашем произведении кто-нибудь вначале два часа кряду рубится с врагами, облачившись в пластинчатый доспех, затем скачет на лошади еще четыре часа, после чего у него хватает сил учтиво соблазнить на постельные утехи похотливую официантку?

57. У вашего персонажа есть волшебный топор, молот, копье или еще какое-либо оружие, возвращающееся к нему после того, как он его метнет?

58. В вашей книге кого-нибудь протыкают насквозь ятаганом?

59. Кого-нибудь в вашей книге протыкают насквозь, несмотря на то, что он облачен в пластинчатую броню?

60. Вы уверены, что все мечи весят не менее пяти килограмм?

61. Ваш герой влюбляется в неприступную прекрасную даму, которую, в конце концов, берет-таки приступом?

62. Большая часть шуток в вашем произведении основана на игре слов?

63. Ваш герой способен выдержать множество ударов фэнтезийным аналогом десятикилограммовой кувалды, но, по-прежнему, боится хрупкой девушки с ножиком?

64. Вы в самом деле уверены, что человеку, чтобы издохнуть, как правило требуется больше одной стрелы в грудь?

65. Вы не имеете представления о том, что тушеное мясо готовится несколько часов, и что его нельзя называть «не бог весть что, но в дороге сойдет»?

66. В вашем произведении встречаются кочевые варвары, обитающие в тундре и глушащие один бочонок медовухи за другим?

67. Вы уверены, что «медовуха» — это просто такое забавное название для пива?

68. В вашем произведении множество различных рас, каждая из которых обладает в точности одним государством, одним правителем и одной религией?

69. Наиболее дисциплинированное и многочисленное объединение людей в вашем мире — воровская гильдия?

70. Главный злодей казнит верных слуг за мельчайшие проступки?

71. Вы повествуете о воинах, которые постоянно лезут в драку, но таскают повсюду за собой барда, который совсем не умеет сражаться, зато классно играет на лютне?

72. «Обычный» — это официальный язык в вашем мире?

73. Все окрестности в вашем произведении напичканы гробницами и склепами, которые ломятся от всевозможных магических артефактов и которые никому не пришло в голову разграбить за прошедшие несколько сотен лет?

74. Ваше произведение всего лишь краткий пересказ «Властелина колец»?

75. А теперь перечитайте эти пункты еще раз и отвечайте честно!!!